FantLab ru

Клайв Баркер «Полночный поезд с мясом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
816
Моя оценка:
-

подробнее

Полночный поезд с мясом

The Midnight Meat Train

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Два человека: Леон Кауфман и Махогани. Первый — обыкновенный бухгалтер, когда-то восхищавшийся Нью-Йорком, второй — маньяк из метро, делающий своё жуткое дело пунктуально и педантично, что называется, без сучка, без задоринки. Первый засиделся на работе допоздна, а второй только в такое неурочное время и выходит на адский промысел.

По странному стечению обстоятельств Леон, добираясь домой, сел в тот самый поезд, где этой ночью делал свою кровавую работу Махогани. А ведь Махогани уже не молод и ему нужен преемник...

Входит в:

— условный цикл «Книги крови»  >  сборник «Книга крови 1», 1984 г.

— антологию «Splatterpunks: Extreme Horror», 1990 г.

— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Хоррор - Рассказ (Великобритания)

Экранизации:

«Полуночный экспресс» / «The Midnight Meat Train» 2008, США, реж: Рюхэй Китамура



Похожие произведения:

 

 


Книга крови
1994 г.
Книги крови 1-2. Секс, смерть и сияние звезд
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги крови
2015 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Book of Blood, Volumes I & II
1984 г.
(английский)
Books of Blood: I-III
1985 г.
(английский)
Books of Blood, Volume I
1985 г.
(английский)
Book of Blood, Volume 1
1986 г.
(английский)
Splatterpunks: Extreme Horror
1990 г.
(английский)
The Books of Blood: Volume One
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2013 г.

Леон Кауфман глубоко разочаровался в нью-йоркской жизни. Прожив в Большом Яблоке всего несколько месяцев, он уже успел повидать изнанку крупного города и ощутить сильное отвращение к ней. По Нью-Йорку прокатывается волна кровавых убийств в метро и Леону крайне неприятна сложившаяся ситуация. Неприятно то, как газеты смакуют подробности. Неприятно то, что в городе орудует особо кровавый и неуловимый маньяк. Но самое неприятное то, что Леону самому приходится ездить в метро.

Махогани не разочаровывался в жизни мегаполиса. Он просто презирал всех окружающих, которые ведут себя как стадо. Но он сам не был стадом, нет. Он был ночным сталкером: как Джек-Потрошитель и Жиль де Ре; живым воплощением смерти, небесным гневом в человеческом обличье. Он был гонителем снов и будителем страхов. И у него была совершенно особая работа, на которую он выходил каждую ночь с гордостью, ведь он Избранный. Работал Махогани в метро. Правда, в последнее время, он все чаще ощущал себя постаревшым и уставшим, а иногда даже ловил себя на мысли о преемнике.

И вот, в одну далеко не прекрасную ночь, Леону и Махогани суждено встретиться в метро. Их совместная поездка будет жуткой и кровавой, ну а чего еще вы ожидали от истории Клайва Баркера?

Метро уже, наверное, можно отнести к популярным местам действия современного ужаса. Раньше были кладбища, старые замки, дома с привидениями... Сейчас обывателям хочется привычной обстановки, чтоб страх прятался в обыденности, стал более знакомым и оттого более сильным. И метро может подарить такой страх. Кого только туда не селили: мутировавших гигантских насекомых, вампиров, демонов, помню даже триллер, где на главных героев напали в метро бомжи-людоеды. Так что сбрендивший маньяк и кучка его хозяев с каннибальскими наклонностями смотрятся еще достаточно адекватно, если можно так выразиться.

Написан рассказ очень ярким и образным языком, отчего на неподготовленного читателя временами может накатывать тошнота. Рекомендую эту историю любителям особо кровавого ужаса.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2012 г.

Что будет, если смешать сплаттерпанк и лавкрафтианский хоррор? Получится «Полночный поезд с мясом». Первый из этих жанров — в основном очень незамысловатые рассказы, делающиe упор делается на гадливость, второй — насыщенный психологизмом сюжет, построенный вокруг какого-нибудь древнего божества, при виде которого у людей крыша едет (и едет не в лучшую сторону). Начало истории многообещающее, линейное-параллельное повествование подсказывает, что Кауфман неизбежно столкнётся с никчёмным маньяком. Первые сцены в поезде захватывают дух.

А потом начинается именно всё то, что так свойственно для сплаттерпанка: мясо и кровь крупным планом. Плохо же то, что автор делает на мочилове акцент, на очень короткий момент даже забывая о героях. Затем, чтобы сдвинуть объектив с жести, демонстрирует тот самый лавкрафтианский элемент. Но демонстрирует вяло и отрывисто. Он бы добился такого же эффекта как и Лавкрафт, если бы с самого начала сосредоточился именно на существах-каннибалах, а не на демонстрации трупов, и на человеческом страхе перед неизведанным, а не на тошноте от вида мяса.

Ну а стиль отличный. Здесь я не скажу ничего нового, но Баркер добивается отличного визуального эффекта, именно эффекта, а не атмосферы. И всё же после прочтения запоминается то, на чём ставился акцент, в данном случае — кровь и кишки.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2011 г.

В «ужастиках» любого жанра и размера есть четкое деление. Это либо «атмосферники», либо «мясо». В первом случае страх нагоняется обстоятельствами, загадками, недомолвками — в общем самой атмосферой; во втором же случае — натуралистическим изображением различных мерзостей.

Баркер в очень многих своих книгах пытается эти два направления совместить. Вот и здесь кровавый мясник у него оказывается не просто жутким маньяком, а рабом места, не человеком, который воплощает некие свои комплексы, а выполняющем задание древних повелителей этих мест.

К сожалению, данный рассказ у него в этом отношении не получился. Рука мастера заметна, но цельности нет — есть кусок атмосферы, есть куча расчлененки, а между ними — пусто.

Имамура при экранизации попытался эту пустоту заделать (девушкой), но тоже не сказать, что получилось здорово.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2010 г.

У меня осталось лишь ощущение безмерной гадливости от этого произведения. Ужаса он так и не вызвал. Но вообще стоит отметить, что Баркер пишет просто потрясающе реалистично, все кровавые сцены как будто появляются перед глазами. К стилю претензий нет.

Финальная часть^

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Появляются отцы города, и это сразу же вызвало ассоциации с Лавкрафтом (великие старейшины). Некая аналогия с «Хребтами безумия».

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2008 г.

Страшно, интересно, захватывающе и очень кроваво. Оторваться невозможно. Одна из лучших новелл «Книг ...».

С самого начала писатель начинает постепенно погружать читателя в липкую, жуткую атмосферу. От сводок газет о серийном убийце к встрече с ним лицом к лицу.

Антураж удался: чувствуется суета, грязь, безысходность и безнаказанность злодеяний в большом современном мегаполисе.

Интересен взгляд из глаз маньяка, это не просто антигерой, воплощения зла и тому подобное, а полноценный персонаж, хорошо раскрытый.

Повествование очень динамичное, не дает заскучать ни на секунду, держит в напряжении и холодит кожу. Читал, крепко сжав книгу и ёрзая на краешке стула:smile:. Во многих местах Клайв прямо-таки резко хватает нервно озирающегося читателя из-за спины.

Ну и конечно же мораль и идейная составляющая. Как всегда жестокая, нечеловеческая, баркеровская.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2008 г.

Развивается сюжет полностью в классическом стиле. Авторские слова и мысли персонажа дают понять, что в поезде находится маньяк, желающий кровавой смерти любого пассажира. Описаниями, деталями, впечатлениями главного персонажа, нарастающей атмосферой – Баркер пытается не только напугать читателя, но дает ему возможность почувствовать себя в обстановке вездесущего страха и ожидания унизительной смерти. Но оказалось, что маньяк был то же жертвой, заложником ужасающих обстоятельств – ему приходилось приносить жертвы, чтобы его не убили. Не так в итоге оказался страшен «черт», каким его первоначаально преподносил автор.

Мораль рассказа не столь существенная, скорее всего совсем не большая, и заключается в том, что в любой ситуации следует сохранять здравый рассудок. Главному герою постоянно мешал страх и как следствие невозможность принять хоть какое-то решение.

Концовка заставляет переосмыслить содержание всей истории целиком.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2008 г.

не поверила ни единому слову рассказа. я согласна с теми, кто написал, что рассказ пустой и «ни о чем». если мясник должен служить молча, то почему Махогани разговаривал? кто кормил праотцов, когда мясник отлеживался 6 недель в больнице? почему они отправили мясника-2 на улицу, не отмыв его предварительно, ведь он же в крови был? да и массовый заговор неправдоподобен.

понравился в рассказе только абзац, где написано о том, как уходила любовь Кауфмана к городу. очень похоже на человеческие отношения.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2008 г.

Здорово и сильно. Начавшись как повествование о каком -то маньяке, продолжившись как какой то репортаж с мясокомбината, закончилось повествование просто потрясающе. Идея того, что истинная история города немного иная, и те, кто являются истинными отцами города обладают, как минимум, специфическими вкусами, очень понравилась. Рассказ, конечно, не для особо впечатлительных, но каждая капля крови вполне оправданна, т.к. без этого не удалось бы полностью раскрыть сюжет. Атмосфера рассказа — тёмно — кровавая. Читая, полностью погружаешся в этот скрытый от непосвящённых мир...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2014 г.

Достаточно стандартный кровавый ужастик в духе раннего Баркера. Фирменная нездоровая атмосфера присутствует, оригинальности маловато. Как это часто бывает в рассказах ужасов и триллерах, герой оказывается не в то время не в том месте – и это приводит к непредсказуемым последствиям. А жестокий маньяк оказывается не просто психопатом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но слугой темных сил — древних чудовищ, питающихся людьми.

Возникает интересный вопрос: а как, собственно, эти «отцы города» могут быть древними сущностями, если Нью-Йорк не очень-то давно существует? Или до этого они были «отцами» индейской деревушки?

Итог: типичная история о маньяках и древних демонах, напоминающая сценарий типичного американского фильма ужасов.

Прочитано благодаря списку Вертера де Гете «399 темных рассказов».

Оценка произведению: 6 из 10 (выше среднего).

Оценка «страшности»: 2 из 5 (жутковато).

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2013 г.

Специфическая вещица. В рассказе очень много крови, очень много страха, очень много натуралистических деталей и выписано все зто весьма талантливо и профессионально. Первая (и большая) его часть может нравиться или не нравиться, но здесь претензий по качеству замысла и самого текста нет.

Но вот когда автор приближается к финалу произведения и раскрывает свой замысел полностью —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все эти пещеры под городом, странное божество, поумертвецы, питающиеся четовеческим мясом и проч.
— уважение к рассказу, к сожалению, исчезает полностью и безвозвратно: сегодня все описанное вслед за прибытием поезда на конечную станцию выглядит всего лишь нагромождением нелепостей и не вызывает никаких эмоций, кроме грусти по загубленному самим Баркером сюжету.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2008 г.

Как верно заметил мастино, этот рассказ можно условно поделить на несколько частей: психологически-маниакальная, кроваво-разделочная и идейно-кульминационная.

И вот тут — то, что заставило меня призадуматься над темными сторонами моей натуры и вспомнить поговорку про «тихий омут» — приходится констатировать, что именно вторая часть понравилась мне больше всего. Психологически-маниакальная вообще не тронула — уж столько маньяков я «считывал» и видел в разных киношках, что этот, баркеровский, ничего нового в мою коллекцию не привнес. Фрик себе и фрик, видали и поэкстравагантней.

Третья — идейно-кульминационная часть была вполне любопытной, но после той кровавой бани, которую Баркер развел в середине рассказа, смотрелась несколько бледновато.

Итог — крепкий рассказ, отрывки из которого мне даже снились сегодня ночью. Было страшно...)

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2012 г.

Метро, кровавый, жуткий и странный маньяк, который не просто убивает, а как будто готовит тела для чего-то... А ведь неплохо! Есть в этом рассказе что-то эдакое, интересное, хотя я и согласен, что цельности в нем не хватает, как-будто торопливо недоработан. Но все равно интересно, кроваво, таинственно. Интересна эта смена ролей с наблюдателя, на маньяка, интересно, что сам поезд выступает как тарелочка на которой подают мясо...

Немного атмосферы классика Лавкрафта, немного лавкафтовской темы, и довольно много сочных подробностей с кровью.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2008 г.

Отличный рассказ. Кстати, первое произведение, прочитанное мною у Баркера. Первая его половина написана в несколько монотонном, обыденном, я бы даже сказал скучноватом стиле, в общем без динамики. Зато с середины повествование набирает просто бешеный темп и несется со скоростью того поезда, в котором происходит основное действие второй половины рассказа. Рассказ жуткий, жестокий. Кстати, первое, что меня поразило в творчестве Баркера — это, во-первых, его потрясающее умение преподносить события ужасающе реально, а во-вторых — описывать жестокость и сумасшествие настолько мощно и реалистично, что просто мороз по коже. В общем прекрассный рассказ.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2019 г.

В «Полночном поезде...» Клайв Баркер умело сплёл жанр сплаттерпанка с городскими легендами, разбавив всё это долей лавкрафтианского хоррора.

В рассказе есть и очень кровавые описания убийств, и достаточно прописанные для малой формы образы двух центральных персонажей — Избранного Махогани — «интеллегентного» маньяка — убийцы и Леона Кауфмана — простого бухгалтера, поневоле ставшего главным действующим лицом и ужасно-тошнотворные обитатели нью — йоркской подземки. Но есть и ещё один необычный персонаж — сам Нью-Йорк, прозванный Баркером Дворцом Наслаждений.

Интересен именно этот персонаж, поскольку роль его в рассказе тоже важна. Как же это всё-таки характерно для автора — любовь к тому, что вызывает боль и наслаждение одновременно. Как желание расковырять только что затянувшуюся ранку — понимаешь, что будет кровь и боль, но вместе с тем нездоровое затягивающее ощущение упоения самим процессом. Так же и в рассказе: автор описывает Нью-Йорк как живое существо, прекрасное, но с нездоровыми привычками, которое способно вызвать к себе одновременно противоположные чувства.

Рассказ заставил задуматься ещё и над тем, не оказывается ли подоплека страшных событий, о которых мы часто слышим из средств массовой информации, ещё более ужасной? И, может быть, не стоит слишком глубоко доискиваться до истины, которая может изменить вашу жизнь навсегда. А то и лишить самой жизни.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2016 г.

Если у книги есть кино(теле)экранизация, их неизбежно сравнивают. В данном случае я отмечаю довольно заметное различие в сюжетной конструкции, но при этом оба произведения имеют свои значительные достоинства, благодаря которым ставлю им высокие оценки. Если резюмировать сравнение в предельно краткой форме, то, на мой взгляд, в рассказе самая сильная часть — концовка (подлинно жуткое место) при том, что большая часть предыдущего действия не производит разящего впечатления; а в фильме — наоборот: интересно основное действие, в то время как концовка несколько смазанная.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх