fantlab ru

Джонатан Страуд «Трилогия Бартимеуса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
1564
Моя оценка:
-

подробнее

Трилогия Бартимеуса

Bartimaeus Trilogy

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

Лондон... Тот Лондон, который «The capital of Great Britain» давно потерял своё королевское спокойствие, свою бесконечно сырую погоду... Почему? Да потому, что по Лондону давным давно разгуливают бесы, фолиоты, джинны и прочие магические создания. Кто превратил этот современный город в такой хаос? Волшебники.

Натаниэль был продан мамой одному такому — Артуру Андервуду. И наставник решил обучить мальчика всем премудростям этого нелёгкого дела... Но Натаниэль сам взялся вызвать джинна...

И я, Бартимеус, вышел на охоту.

Примечание:

Трилогия планируется к экранизации известной кинокомпанией «Miramax».



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.22 (682)
-
20 отз.
8.03 (2501)
-
96 отз.
8.28 (1848)
-
45 отз.
8.57 (1760)
-
50 отз.
7.50 (10)
-
2 отз.
  • Графические произведения
6.50 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2006 // Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2007 // Роман для подростков (основной цикл)

Похожие произведения:

 

 


Трилогия Бартимеуса. Книга 1. Амулет Самарканда
2004 г.
Амулет Самарканда
2005 г.
Глаз голема
2005 г.
Врата Птолемея
2006 г.
Кольцо Соломона
2011 г.
Амулет Самарканда
2017 г.
Глаз голема
2017 г.
Врата Птолемея
2017 г.
Кольцо Соломона
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Amulet of Samarkand
2004 г.
(английский)
The Golem's Eye
2004 г.
(английский)
Ptolemy's Gate
2005 г.
(английский)
Ptolemy's Gate
2006 г.
(английский)
The Ring of Solomon
2012 г.
(английский)
Бартімеус: Амулет Самарканда
2017 г.
(украинский)
Бартімеус: Око ґолема
2018 г.
(украинский)
Бартімеус: Брама Птолемея
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое бывает, что хочется перечитать что-то, давно забытое или просто восстановить в памяти некоторые стёртые из неё подробности какого-то произведения. И вот я, спустя 12 лет, взялся перечитывать «Трилогию Бартимеуса». Пока до «Кольца Соломона» я не добрался, но уже вполне могу составить обновлённое мнение об этих книгах.

Конечно, всё может оказывать своё влияние — возраст, настроение, окружающие нас события в мире, но теперь «Трилогия» читалась совсем по-иному. Былого «щенячьего» восторга у меня не возникло, хотя, когда перечитывал того же «Фаула», оный присутствовал (возможно, дело в ностальгии и тому, что я больше соскучился именно по этому фэнтезийному миру). Я и тогда не отрицал, что книги не идеальны, но теперь множество недостатков просто резали мой глаз, и я не могу не поделиться этим.

1. Плохо прописанный мир.

Да, при первом прочтении это может быть не так заметно, но магический мир Страуда — это нагромождение условностей. Всего пять классов магических существ, которые, в свою очередь подразделяются на уровни, но как ни вчитывайся, достаточно подробной информации хотя бы об одном уровне демона ты не увидишь. Так, разрозненные обрывки, прячущиеся в сносках-монологах Бартимеуса, периодически противоречащие сами себе. Что за пределами магической Великобритании, мы тоже не особенно узнаем, лишь пара других мест удостоится действием в «Трилогии» помимо Англии и Лондона в частности. Появление способностей у простолюдинов объяснится парой строчек текста, и то, персонаж, от чьего имени они будут произнесены, только предположит объяснение происходящего. И т.д. и т.п.

2. Неизбежное сравнение с Роулинг как «движок» повествования.

Автор будто из кожи вон лез, чтобы создать что-то совсем не похожее на творения Роулинг. «Купля-продажа» детей волшебниками-наставниками — это жестоко, это так «по-взрослому» и так НЕ ПОХОЖЕ на Роулинг... Балбесы-волшебники, которые могут только вызывать духов, а без них ничего магического сотворить не в состоянии — опять же, это НОВЫЙ взгляд, отличающийся от Поттера... Даже противоборство волшебников и простолюдинов подано ПО-ИНОМУ, ведь в мире Роулинг большинство маглов даже не подозревает о существовании магии. Понятно, что вряд ли имелась цель вывернуть мир Роулинг наизнанку и создать что-то максимально несхожее, но почему-то при прочтении первой книги — «Амулета Самарканда» — эта мысль часто посещала мою голову.

3. Необъяснимая затянутость одних событий и скомканность других.

Если Страуд писал, ориентируясь на количество, а не на качество, то тут всё объяснимо. Но никак я не могу понять, почему «Глаз голема» выдался таким пухлым, хотя событий в нём было, в принципе, столько же, сколько и в «Амулете». «Врата Птолемея» на середине книги выдают главного злодея, о котором было ясно уже где-то во второй трети «Глаза»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
потому что так наивно и бездарно вплетать внезапно появившуюся заинтересованность Мейкписа к Натаниэлю — это надо уметь! Скажете, Страуд пытался слегка намекнуть на злодея? Он этим действием сдал его с потрохами, учитывая встречу Китти с неизвестным благодетелем в ТЕАТРЕ. Ну серьёзно??
а потом действие просто якобы эпично завершает трилогию, на что требуется ещё полкниги. Хотя концовка «Глаза», как по мне, была, наоборот, скомканной, возникало ощущение, что какие-то идеи автору пришли в голову в процессе написания книги, и чтобы впихнуть их в сюжет, другие идеи нещадно резались
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
арка с Гонорием, конечно, неплоха, но это же явный задел на третью часть трилогии! Поскольку книга называется «Глаз голема», мне кажется, изначально только про голема и должно было идти повествование, но его-то как раз в книге было очень мало. И это естественно, потому что раздуть ещё и эту арку означало перевалить в объёме за 1000 страниц
.

4. Посредственные злодеи.

Частично это уже упоминалось мной ранее, но какие же никчёмные злодеи в книгах! Чтобы не раздувать спойлерами отзыв, не буду перечислять кого-то конкретного, просто упомяну общую тенденцию: читатель понимает, кто есть злодей, примерно в начале книги, а персонажи с удивлением обнаруживают сей факт лишь к концу — дай бог середине. При этом мотивация злодеев проста как пять копеек: власть, власть и ещё раз власть, власть... Для сказочного мира подросткового фэнтези, может, этого и достаточно, но для взрослого чтения (и повторного прочтения уж те более) — это огромный минус.

5. Бартимеус и его отношения с Натаниэлем.

О, как я восхищался сносками, в которых персонаж ломает четвёртую стену, общаясь с читателем, и как же они меня доконали в этот раз! В некоторых местах вымученный юмор автора выглядел настолько неместным, что хотелось просто «забить» и не читать уже мелкий текст, вернувшись к основному повествованию, и лишь усилием воли я заставлял себя этого не делать. Это во-первых.

А во-вторых, тут не обойтись без большущего спойлера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вся история с истинным именем Мэндрейка — шляпа! Почему? В самом начале трилогии говорилось, что случится что-то страшное, если демон узнает его настоящее имя, одним словом — хана магу. И каждый раз Натаниэль неизменно находит способ разобраться этой проблемой, то пугая банкой на дне Темзы, то пытаюсь запугать отправкой на войну... То ли Бартимеус постарел, то ли я чего-то не понимаю, но получается, что или он потерял хватку и так и не смог обратить знание имени Мэндрейка себе в плюс, то ли это не баг, а фича, которая работает только тогда, когда нужно автору. Опять же, третья книга вообще начинается с того, что мы узнаём о том, что Бартимеус уже два года подряд служит Нату, хотя в финале прошлой части вроде как прощались и вроде как навсегда. В итоге опять пять строчек про то, что волшебник запугал демона войной и начинается действие. А в чём проблема сесть на крышу какого-нибудь здания, наколдовать себе рупор и во всеуслышание объявить всем желающим имя Натаниэля? Хоть раз за два, блин, года???

Нет, плюсов у «Трилогии Бартимеуса» всё же больше. В целом, это интересное произведение, не без юмора, но и без претензии на эпик в стиле «Властелина колец». Персонажи более-менее выверенны, не считая злодеев, на мой личный вкус, и логика изменения их характеров тоже присутствует. Экшн в наличии, много экшна, и жаль, что произведения до сих пор не экранизировали, в виде кино или мини-сериала история смотрелась бы прекрасно. Также в книгах поднимаются и серьёзные «взрослые» темы, и даже можно найти перекликающиеся события с тем, что происходит в мире в наши дни, хотя первая книга написана уже 20 лет назад.

Но всё же не выдерживает «Трилогия» времени и повторного прочтения. В третий раз, через очередные 12 лет, читать сие творение точно не буду. Вспомнил, что там было, теперь не грех и забыть.

Оценка: 7
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно мы со знакомым говорили о детской и подростковой литературе и в контексте был упомянут цикл Джонатана Страуда «Трилогия Бартимеуса». Я его не читала до этого разговора и сразу же решила ознакомиться.

Это произведение является некой альтернативой нашумевшему циклу Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Здесь Британией правят волшебники и делают они это вооружившись девизом Геллерта Грин-де-Вальда, выбитого на стенах Нурменгарда: «Ради общего блага».

Если Роулинг писала в основном о своих героях и проблемах их взросления, темы острые и социальные, в том числе и политические, практически не затрагивая, то Страуд пошел совсем по другому пути. В его мире существует четкие социальные рамки — миром правят волшебники, а люди — простолюдины — их обслуга. И даже самые богатые из них все равно — второй сорт. Британские волшебники сидят в парламенте и управляют не только своими землями, но и активно сражаются с другими странами — Америка, Чехия, конфликты в Европе. Угнетение не может оставаться без ответа и если в книгах о Поттере волшебники воюют исключительно между собой и маглы практически не вовлечены в противостояние, то у Страуда мы наблюдаем как борьбу волшебников с себе подобными, так и попытки простолюдинов скинуть с себя ярмо власти магов, управляющими всем посредством артефактов и демонов. Это еще одно отличие циклов: у Роулинг — палочки и заклинания, а у Страуда — пентакли, и демоны — главная действующая сила колдовства.

Цикл «Трилогия Бартимеуса» состоит фактически из трех романов (приквел рассматривать не буду), который повествует о мальчике Натаниэле. Он тоже не воспитывается в родной семье — он ученик волшебника. В мире Страуда не существует школ магии. Каждый волшебник берет себе воспитанника и учит его в меру его и своих способностей. Причем учит не размахивать палочкой, выкрикивая слова, а кропотливо рисовать пентакли и вызывать демонов разных классов для любых услуг — от войн и сражений, до охраны дверей.

Волшебники в мире Натаниэля все сплошь и рядом карьеристы, стремящиеся влезть повыше, при этом подсидев соседа. И на протяжении трех книг мы видим, как чуткий отзывчивый Натаниэль, рывками взлетая по карьерной лестнице все выше, все больше теряет свою человечность, честность, умение любить, сочувствовать и жертвовать собой.

Выделить главного героя в романах Страуда достаточно сложно. Их несколько и линии их идут паралельно, позволяя читателю взглянуть на каждого с другой стороны: Натаниэля мы видим глазами его самого первого и основного помощника в дальнейшем демона Бартимеуса и простолюдинки Китти; Китти мы видим глазами джинна (демонам такое название нравится больше) и юного мага; линия Бартимеуса чаще описывается им самим в виде экскурсов в его прошлое. Из всех этих параллелей и пересечений получается цельная картина довольно-таки неприглядного мира в котором хорошего куда меньше, чем не очень достойного и просто плохого. При чем как со стороны волшебников, так и со строны простолюдинов. К примеру история Китти прекрасно иллюстрирует, что даже на войне не все средства хороши, а история Натаниэля продемонстрирует то, что месть иссушает душу, не принося удовлетворения.

И вот на протяжении трех романов, переживая необычные приключения, совершая как мерзкие, так и благородные поступки, порой спасая свою страну, друзей и даже врагов, наши герои плавно идут к концовке, которая достаточно неожиданна. По крайней мере для меня она была таковой. Заставила задуматься и много переосмыслить. В частности после Страуда воспоминания о Поттериане отдают навязчивой, приторной карамельностью. Герои «Трилогии» получились более живыми, естественными и настоящими.

Итак, история логически завершена, но если вы еще не читали, то я предлагаю Вам взять книгу и почитать о том, толчком к каким событиям может стать наказание солидным и умелым магом недостаточно почтительного подмастерья...)

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будьте осторожны с рекомендациями. Скачал трилогию и поехал на дачу, так что поневоле пришлось дочитать. Цикл ориентирован сугубо на детскую аудиторию.

Минусы:

- Криво и слабо проработанный мир

- Очень корявая система магии (автор часто сам себе противоречит)

- Основные герои довольно часто поступают нелогично и тупят. У отрицательных героев не хватает ни мотивации, ни раскрытия, ни мозгов катастрофически.

Плюсы:

- Легко читается

- Иногда забавно

- есть 1 персонаж за которым интересно наблюдать (но и тут без противоречий и роялей автор не обходится)

В общем и целом все очень поверхностно. Мир по заданным автором параметрам просто не может функционировать ну или быть таким как нам его описывают. Система магии нерабочая, персонажи недоделанные шаблоны.

У нас есть только Бартимеус и блеклые декорации вокруг.

Оценка: 6
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, «Трилогию Бартимеуса» последний раз я читал достаточно давно, и захотелось мне посмотреть, а какой же след оставила во мне эта серия книг, что я имею, так сказать, в «сухом остатке»? Что получилось, я распишу по пунктам (писал в том порядке, в котором вспоминал, так что, наверное, нижеследующее можно назвать моим личным рейтингом).

1) Герои. Их много, они развиваются и, что самое главное, от книги к книге они не теряют своего очарования, а наоборот, приобретают и раскрываются с максимально возможного количества сторон.

2)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жертва Натаниеля. Очень рискованный шаг для писателя, который, в то же время, несет в себе очень много. Тут вам и мысль, что за все в этой жизни приходится платить, а за крупную победу цена может оказаться очень высокой. Тут и окончательное взросление главного героя, его выбор как сформировавшейся личности. Выживи он после встречи с Ноудой, и в стране появился бы воистину мудрый и грамотный правитель.

3) «Кольцо Соломона». Меня по-прежнему радует эта книга, пусть она и имеет довольно слабое отношение к основной трилогии. Она как яркая картинка, на которую приятно посмотреть в минуты ностальгии.

4) Долгоиграющие загадки. Очень приятно мне сейчас вспоминать, как я искал подсказки к последнему тому в предыдущих. Нечто схожее было с циклом о Гарри Поттере, но в дебри Ролинговского психологизма и символизма я сейчас уходить не хочу. А вот у Страуда заделов на будущее не так много и почти все они на поверхности. При перечитывании было приятно знать, что глаз Голема в коллекции Лавлейса — не просто крутое название для артефакта, вставленное для красного словца.

5) Юмор Бартимеуса. Большинство вспоминают в первую очередь именно его, однако на меня этот юмор производит впечатление защитной реакции. Приглядитесь, Бартимеуса не сложно вывести из себя, многое он принимает близко к сердцу, а его отношения с людьми немыслимы для данного мира. Вот и тянет его шутить больше, угрожать чаще и каждому призывающему демонстрировать что-то смущающее, ведь так сложно жить в этом мире, не смеясь.

6) Вовремя поставленная точка. Никаких воскрешений, никаких приключений Китти с Бартимеусом 5 лет спустя, никаких продолжений. Ценная способность автора коммерчески успешного цикла в современном мире.

7) Стильные обложки российского издания. Да, они к самой трилогии имеют довольно косвенное отношение, однако согласитесь, перед нами пример на редкость грамотного и качественного подхода к изданию книг.

Все? Конечно же, нет. Просто мне захотелось закончить именно на этом моменте. И так уже понятно, что книги хороши, и о прочтении их я не жалею. Более того, я очень рад, что мне довелось познакомиться с таким потрясающим миром.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лондон, где всем правят волшебники получающие силу через демонов. Именно здесь юный ученик волшебника Натаниэль решает вызвать джинна четвертого уровня Бартимеуса. С этого начинается цикл Джонатана Страуда «Трилогия Бартимеуса», который часто сравнивают с циклом «Гарри Поттер». Я сравнений не заметил. Гарри Поттер сирота, в детстве столкнувшийся со смертью, переживший покушение одного из величайших волшебников и воспитанный семьей Дурсли. Для него поступление в Хогвартс как глоток свежего воздуха, возможность погрузиться в настоящий мир и занимать там какое-то место. Натаниэля же родители просто продали. Примите это как факт. Даже характеры у них разные. Не говоря уже про принципы магии. Возможно, Страуд и вдохновлялся произведениями про мальчика со шрамом, но в глаза это не бросается. Мир получился самобытный, герои интересными.

Давно мне не попадался цикл способный затянуть меня настолько сильно. На сон оставалось менее четырех часов в день. Все свободное время до работы и после также были посвящены книгам цикла. У автора есть удивительная способность притягивать внимание к своим книгам. Всегда дочитывая главу до конца и надеясь уже отправиться спать, ты незаметно для себя самого продолжаешь чтение книги, дабы узнать все новые подробности сюжета.

«Амулет Самарканда». Первая книга цикла. Натаниэль, ученик волшебника, решил украсть могущественный артефакт Амулет Самарканда. Для этого он обращается к джинну четвертого уровня Бартимеусу, но вот незадача, при выполнении возложенного на него задания джинн случайно узнает настоящее имя мальчика, что недопустимо. Одновременно с этим один могущественный волшебник затевает переворот, и о его планах знает только Натаниэль. Теперь юному волшебнику нужно решить эти проблемы.

Главных героев у нас двое. Натаниэль, двенадцатилетний ученик волшебника. Он очень одаренный и амбициозный мальчик, попавший в обучение к крайне посредственному волшебнику. Именно из-за этого он в столь юном возрасте решился вызвать джинна четвертого уровня Бартимеуса, чтобы отомстить одному волшебнику за унижение. Бартимеус, второй главный герой данного произведения, довольно вредный джинн. От его повествования ведется половина книги, и именно он отвечает за весь юмор произведения. А его комментарии, оформленные в виде сносок, читать также интересно, как и события основного сюжета.

Вся книга, (что там книга, вся трилогия) начинается с довольно банального сюжета. Но в дальнейшем события нарастают как снежный ком. Одни действия сменяются другими. Тут вам и погони, убийства, теракты, даже массовый заговор имеется. И пусть главный антагонист и его мотивы понятны сразу — скучать не придется.

Мир прописан достаточно подробно. Есть волшебники (высшая каста) и простолюдины (вся остальная масса людей, которые обеспечивают беззаботное существование волшебников).

«Глаз голема». Вторая книга цикла «Трилогия Бартимеуса». Проходит два года после событий книги «Амулет Самарканда». Натаниэлю четырнадцать лет, он работает в Министерстве и ему благоволит сам премьер-министр. Однажды ему поручают ликвидировать Сопротивление, которое устраивает в Лондоне беспорядки и подрывает власть магов. Поэтому ему приходится вновь прибегнуть к помощи джинна Бартимеуса.

По прошествии определенного времени мы вновь возвращаемся в Британию, где правят маги, а простолюдинов как будто никто не замечает. И снова мы встретимся с Натаниэлем и Бартимеусом, а также нас познакомят с девочкой Китти, глазами который мы будем путешествовать по сюжету одной трети книги. Натаниэль по сравнению с первой книгой подрос. Он уже не доверчивый мальчик, который жаждет отомстить своему обидчику. Он уже полноценный маг, который жаждет власти и не замечает простолюдинов вокруг себя. И назвать его положительным героем не поворачивается язык. Но в тоже время ему сопереживаешь куда больше прочих волшебников. Он еще не до конца утратил совесть и есть шанс на его исправление. Что же касается Бартимеуса, то он не изменен. Все также веселый и остроумный джинн, который за словом в карман не полезет. Именно на нем строится практически весь юмор произведения. Однако, развитие персонажа мы все же увидим. Под конец книги его слова и действия уже не будут бесшабашными, мы увидим довольно серьезного джинна, и почувствуем что ему несколько тысяч лет. Что же касается Китти, то она очень правильная, у нее есть четкая цель в жизни, и она к ней идет. Кроме того именно ее глазами мы увидим жизнь простолюдинов как бы изнутри.

«Врата Птолемея». Заключительная книга «Трилогии Бартимеуса». Прошло около трех лет после событий романа «Глаз Голема». Натаниэль самый молодой министр информации. Британия вторглась в Америку, а в внутри страны зреет заговор.

На протяжении всего цикла видно как изменяется Натаниэль. От наивного мальчика Натаниэля, который только начал осваивать магию до сильнейшего мага своего времени Джона Мендрейка. Теперь это гордый, самоуверенный и высокомерный юноша, который и к людям и к демонам относится с пренебрежением и презрением. Но именно в третьей книге мы увидим истинного Натаниэля. И помогут нам в этом Бартимеус, Китти и встреча с учительницей, которая и заставит его взглянуть по новому на многие вещи.

Есть еще одно, что очень сильно порадовало (и не только в третьей книге, но и во всем цикле) — сцены с Птолемеем. Все что касается отношений Бартимеуса и Птолемея читалось просто на одном дыхании. Все эти сцепы очень сильно раскрывают нам джинна. Хотелось бы отдельную книгу на эту тему, получилось бы явно не хуже книги «Кольцо Соломона».

Сюжет держит в напряжении до финала, который просто великолепен (хотя и грустный). По поводу главного злодея догадки появились у меня еще с первой книги. Даже не догадки, а так мыслишка. Но это совсем не испортило впечатление от развязки основного сюжета.

«Кольцо Соломона». Приквел к циклу «Трилогия Бартимеуса». Джинн Бартимеус находится на службе у царя Соломона, который обладает волшебным кольцом, дающим своему владельцу безграничную силу.

Еще один шанс окунутся в мир волшебников и демонов от Джонатана Страуда, а также прочитать о новых приключениях великолепного джинна Бартимеуса. От такой возможности сложно отказаться. Книжка улетела за пару дней. Оторваться сложно, хотя написано послабее чем основные книги. Бартимеус все такой же находчивый, неунывающий и остроумный джинн, у которого на все готов ответ. Из прочих персонажей хочется отметить старого знакомого Факварла, и двух новых персонажей — Ашмира (можно сказать вторая главная героиня после Бартимеуса, призванная заменить Натаниэля и Китти, однако получилось слабо), и волшебник Хаба (этот получился довольно харизматичный). Сюжет не провисает, экшен на уровне. Все составляющие отличной книги есть. Небольшой совет: читать эту книгу следует только после прочтения основной трилогии.

Итог. Всем любителям хороших книг — читать обязательно. А если учесть тот факт что хороших книг не так и много — не проходите мимо. Великолепное подростковое произведение с интересным миром, захватывающим сюжетом и великолепными главными героями. Читать интересно в любом возрасте. Поклонники Гарри Поттера учтите, что этот мир более мрачный, Натаниэль больше похож на Драко Малфоя, а антагониста сравнимого с Волан-Де-Мортом здесь нет. Советую!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая кинга оставила хорошее впечатление. Занятный мир, приключения ГГ, его тяга к знаниям, всякие уловки и пакости. Читается/слушается приятно. Без минусов конечно не обходится, прото не понятно, что мешает т.н. «простолюдинам» всем обучиться хотя бы базовым знаниям магии и вдолбить человество в каменный век в пожаре гражданской войны. ))

Ну ведь в самом деле, вся механика магии завязана на рисунках и словах. Кто умеет рисовать всякие пентакли и говорить нужные слова — тот маг. Неграмотность легко решалась бы подпольными школами магии, где безграмотных бы просто научили нужным фразам. неделя и ты маг с фаерболом (или что там они умеют), который отправит на тот свет любого среднего демона, а десяток таких балбесов могут устроить неприятности и сильным духам. Но нет, все просто пасутся, всмысле живут как придётся и даже не думают что бы чуть чуть постараться, приложить усилия. А магами становятся те кого продали родители. Нормально так. Привилегия быть проданным? Что за чудный дивный нелепый мир. Потом им в сколько то лет дают новое имя и старое имя как бы забывают, потому что оно даёт силу над волшебником. Но! Помня что все волшебники так или иначе считаются белой костью, т.е. привилегированным классом и родители вполне могут следить из далека за своим проданным ребёнком что бы потом его шантажировать или еще как то использовать такое ценное знание как его истинное имя. С таких родителей станется. А еще есть бабушки, дедушки, тёти, дяди и прочие родственники которые тоже конечно всё это знают. Вот бред же. Не верю я в такой мир.

Вторая книга в основном показывает какие властьимущие, то есть маги все сволочи и т.д. С этой задачей справляется она хорошо. Но какая же она длинная. По сути сказано мало, зато много раз. Нам постоянно показывают какие вон те бяки а вон те страдающие под их пятой несчастные люди и духи. Как говорится — повторить до выработки стойкой неприязни. Книга по сути ничего нового не привносит, просто рассказывает о паре приключений героев, растянув их на ооочень много страниц.

Третья книга пытается показать что один из героев вроде как начинает что-то понимать, и нам начинают показывать его как прозревшего, он размышляет, делает правильные выводы, но через 5 минут он опять действует как обычно, как буд-то ничего не было, и так несколько раз. Как будто автор просто забывал что писал накануне, просто по привычке выдаёт обычного героя без всяких там недавних сомнений, метаний, прозрений. В результате возникает ассоциативный дисонанс, книга скатывается в какой то набор рассказов как будто про разных людей. Хотя есть еще один вариант — шиза косит наши ряды, всмысле ряды героев книги, при такой болезни можно оправдать их странные поступки.

Ну и самое главное, если впервой книге герои действительно действуют активно и порой интересно и эффективно, во второй они начинают тупить и страдать болтливостью даже не стараясь подумать и хотя бы чуть чуть подумать. В третьей это вообще клиника, все, просто все вокруг становятся клиническими идиотами. Не видят того что происходит перед ними, действуют просто на основании своих мыслей, не позаботившись хоть о минимальной разведке, подготовке, планировании. Летите и поймайте такого то, там то. Даже не зная толком кто это, кто может оказаться вместе с ним, какие их силы. Все тупят напропалую, маг отдающий такие приказы, джины прущие на пролом, враги как обычно ... в общем вспомните все штампы про тупых героев и злодеев. Вот тут они если не все то очень много.

Да, книга детская, но блин, не для даунов же. Как так можно?!

В итоге по книгам поставил оценки: 8/7/5.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Система отбора учеников волшебников абсолютно идиотская. В ученики берут совершенно случайных детей, проданных родителями государству. Каких либо тестов на способности при этом не проводится. Неудивительно, что большинство волшебников во всей серии — мелкие сошки, неспособные вызвать никого крупнее беса, ну а потенциальные великие волшебники остаются всю жизнь в простолюдинах. Это может даже в какой то степени объяснить их всеобщий сволочизм — каждый волшебник был когда то преданным и брошенным ребёнком.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно, читая «Мир фантастики», наткнулся на рецензию на «Амулет Самарканда». Там было сказано что-то вроде «Читайте срочно, это лучше «Гарри Поттера«! Я тогда был завзятым поттероманом, потому только неопределенно хмыкнул. Мол, знаем мы таких. Многие говорили, что они лучше «Гарри Поттера», и где они сейчас? В овраге лошадь доедают?

Затем как-то так вышло, что я прочитал первую книгу. Потом не заметил, как нашел вторую, и ее прочитал тоже. Потом «проглотил» третью. Затем — приквел...

Трудно признать, но эта серия действительно на голову выше «Гарри Поттера». По всем параметрам. Но особенно — по мощи проработки главного героя (я имею в виду Бартимеуса). Настолько яркого, отлично прописанного и умного персонажа еще поискать надо.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы видели сериал «Boys»? В сериале прославленные мстители представлены с кучей недостатков: они алчны, горделивы, злобны, гневливы, короче, в большинстве своём мстители крайне неприятны, так вот «Трилогия Бартимеуса» — это те же «Пацаны» только на мир «Гарри Поттера». Волшебники здесь под завязку нашпигованы кучей недостатков и это так увлекательно! Чудесные книги.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как уже не раз отмечалось, цикл «Трилогия Бартимеуса» похож на Гарри Поттера. Однако, на мой взгляд, мир, описанный Джонатаном Страудом, более «реальный», чем у Джоанн Роулинг. Волшебники у Страуда почти все похожи на семейство Малфоев: эгоистичные, алчные, амбициозные, с жутким самомнением и безграничной жаждой власти. Мне кажется, если бы в нашем мире существовала бы магия, волшебники были бы именно такими.

Духи-джинны, описанные в книгах, выглядят достаточно живо, хорошо прописаны характеры, предпочтения.

Главные герои — джинн Бартимеус и маг Натаниэль, моментально захватывают внимание. Оба харизматичные, оба выглядят как типичные представители своих видов. В общем залюбуешься. Нельзя не отметить оригинальную систему повествования: Бартимеус как будто лично рассказывает нам историю своих приключений, расположившись в кресле напротив. Его едкие и ироничные высказывания (в виде примечаний) оживляют повествование, не дают заскучать и качественно характеризуют персонажа. После первых же примечаний составить своё впечатление от этого джинна не составит труда. Что тоже несомненный плюс автору.

Само повествование достаточно энергичное, как спираль раскручивается к концу книг, затягивая в историю всё сильнее и сильнее. Сюжет довольно тривиален, но тот вид, в котором его подаёт автор, выделяет его из общей массы аналогичных сюжетов.

Как итог: цикл понравился, книги живые, интересные, читаются легко, затягивают. Если отключиться от сравнения с Поттером, можно получить массу впечатлений и удовольствия.

Оценка — 9 (за то, что сделал с Натаниэлем). :)

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия потрясающа тем, что с помощью простых слов и не очень замысловатых историй затрагивает огромное количество жизненных вопросов: предательство, боль от унижения и желание отомстить, любовь, вера, период взросления, поиск себя и правильного пути в жизни, доверие, дружба... Книга становится еще более ценной потому, что повествование ведется от лица разных персонажей, таким образом, читатель может взглянуть на одно и то же событие под разными углами зрения и в итоге вывести свое среднее арифметическое. Кроме того, такие смены «прямой речи» главных действующих лиц помогают более глубоко проникнуть в причины поступков персонажей. Автор предоставляет читателю возможность побыть психологом: проанализировать помыслы, действия и сделать выводы.

Другой несомненный плюс — это юмор! Признаться, с нетерпением перелистывала страницы в ожидании «перехода палочки» к Бартимеусу! Местами юмор тонкий, местами, что называется, в лоб, но всегда смешной, без пошлости и тупняка. Кроме того, сквозь призму юмора читатель может еще лучше разглядеть персонажа, понять его.

Жалость вызывает Натаниэль... Автор очень красиво описывает его взросление, становление и выбор жизненного пути. От слова к слову, от странички к страничке, от книги к книге Страуд рисует жизнь отдельно взятого ребенка, загнанного в рамки жизни, которую выбрали за него, показывает борьбу за место под солнцем.

Вообще, практически все персонажи вызывают внутри какие-либо эмоции: симпатию, неприязнь, сочувствие, отвращение и т.д. А это говорит о многом, ведь не всегда герои у писателей получаются «живыми».

Что касается четвертой книги «Кольцо Соломона» — мне она понравилась меньше. Вроде и полюбившийся за три книги Бартимеус на месте, и интрига присутствует, но почему-то не зацепило. Возможно, потому, что я успела прикипеть душой к Натаниэлю, Китти и др., и видеть других персонажей мне было непривычно. Может быть, есть смысл начинать знакомство с похождениями Бартимеуса именно с «Кольца Соломона» — это предыстория и введение в курс дела.

Для кого данная трилогия? Для тех, кто любит думать. Для любителей детективов, приправленных долей юмора и налетом мистики. Для детей начиная лет эдак с 12. В период становления, поиска себя, они смогли бы много почерпнуть для себя.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я долго шел к прочтению этой трилогии (+«Кольцо Соломона»). С «Амулетом Самарканда» у меня не сложились отношения сразу (может быть это произошло не без помощи глубокоуважаемого мной Бартимеуса))),у джинов свои приколы). Начинал читать этот роман раз десять не меньше. Не идет и все! И прочитав в общей сложности 80 страниц бросил, думал что навсегда. Но каждый раз проходя мимо книжной полки ловил на себе взгляд «Амулета Самарканда», «Глаз Голема» и «Врат Птолемея. Плюс хвалебные отзывы людей, не понятные мне ставили в тупик. Может быть и не открыл бы эти книги больше, если бы не...Джордж Мартин. Дело в том, что сейчас читаю «Танец с драконами». Что можно сказать,Мартин есть Мартин, он как всегда на высоте. Но обилие крови, жестокости, предательств настолько утомляет, что в перерывах решил прочитать что-нибудь расслабляющее. Тут-то на глаза и попался Джонатан Страуд и его трилогия.

РЕБЯТА, А ТЕПЕРЬ ВСЕМ СОВЕТ! Не бросайте как и я читать первый роман трилогии, ведь только после сотой страницы начинает раскручиваться основной сюжет этой невероятной истории и поверьте, он вас не разочарует. За три дня были прочитаны влет все три книги цикла и сейчас могу сказать лишь одно. Для меня всегда эталоном детских книг для любых возрастов был великий цикл Джоан Роллинг «Гарри Поттер», ведь именно с него началось мое увлечение с миром фэнтези. Но «Трилогия Бартимеуса» если не превзошла «Гарри Поттера», то точно стала в один ряд с ним. Этот цикл более взрослее, в нем предостаточно бешеных приключений и интриг. И главное его достоинство, он совсем-совсем не похож ни на один мир, о котором я когда-либо читал. И на цикл Роуллинг в-частности.

Браво!

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Трилогию Бартимеуса» принято сравнивать с циклом «Гарри Поттер», но так ли уж они похожи? Сходства, конечно, есть: магия, волшебники и простолюдины (маглы), Лондон. Но на этом всё в принципе и заканчивается. «Трилогия Бартимеуса» — оригинальный, необычный, яркий и самобытный цикл.

Необычен он в первую очередь магией. Волшебники для свершения волшебства вызывают различных бесов, фолиотов джинов, и прочих демон… благородных духов. И уже им поручают различные дела, к примеру, охранять их или выкрасть что-либо. Духи от этого всего не в восторге, а поэтому так и норовят слопать волшебника, если тот ошибется в заклинании или неправильно начертит пентакль. Сами волшебники без духов фактически бессильны, они, конечно, могут воспользоваться, скажем, волшебным посохом, но внутри посоха опять же должен быть заточен дух.

Действия происходят на нашей планете, но в альтернативном варианте. К примеру, в наше время Британская империя самая большая и могущественная страна, а до неё такой страной была Чехия. В Британии правят исключительно волшебники, простолюдины не допускаются к власти и вообще находятся в состоянии угнетения.

Не буду вдаваться в подробности сюжетов ни одного из романов («Амулет Самарканда», «Глаз голема», «Врата Птолемея»). Каждая часть полноценная законченная история, но не в том плане, что можно читать не по порядку, а в плане того, что книги не обрываются на самом интересном месте и имеют оконченный вид, оставляя лишь некоторые вопросы и предпосылки к следующей части. «Врата Птолемея» же заканчивают всю историю и не требуют никаких продолжений, что не может не радовать.

Несомненно, сильной стороной трилогии являются персонажи. И в первую очередь сам Бартимеус – харизматичный джин с отличным чувством юмора. Не могу сказать, что хохотал от его шуток, но настроение этот персонаж поднимает неизменно. Справедливо будет отметить, что за его хохмами скрывается очень даже мудрая и умная личность, небезразличное к происходящему и некоторым людям. Особенно всё это заметно в третьей книге, в главах (вернее в прологах к частям романа), где показаны отрывки из прошлого, когда его хозяином был Птолемей, а также взаимоотношений с Китти и Натаниэлем.

Демоны проживают в ином месте, и чтобы они появились на Земле, нужен волшебник, который их вызовет. И таким волшебником для Бартимеуса становится маленький (на момент действий первой книги) мальчик Натаниэль – второй главный герой трилогии, чье взросление и изменения, далеко не всегда в лучшую сторону, мы наблюдаем. Персонаж он неоднозначный, иногда способный вызывать, как позитивное, так и негативное отношение к себе. Помимо него есть и третий ключевой персонаж – простолюдинка Китти, этакая противоположность Натаниэлю.

От книги к книге герои происходит развитие персонажей, в первую очередь Ната и Китти, личность Бартимеуса складывалась тысячелетиями, но и он к концу открывается чуточку с иной стороны.

Второстепенные персонажи так же продуманны и не вызывают у меня нареканий.

Читается вся история легко, нет, так сказать, «просадок» по качеству текста, от книги к книге интерес только увеличиваются и к «Вратам Птолемея» достигает своего пика. «Врата Птолемея» вбирает в себя всё лучшее и преумножает это. Финал оказался для меня неожиданным и сильным, самое главное не разочаровавшим, после его прочтения понимаешь, что всё так и должно быть.

Цикл называется «Трилогия Бартимеуса», а значит, книг должно быть три, но на деле есть и четвёртая – «Кольцо Соломона», к счастью она не является ненужным продолжением основных книг. Действия этого романа происходят за несколько тысяч лет до «Амулета Самарканда». Главный герой всё тот же Бартимеус, а также парочка новых – Ашмира и Соломон. По качеству этот роман не уступает другим, хотя интереса у меня вызвал поменьше.

Оценки: «Амулет Самарканда», «Глаз голема» — 9/10 («Отлично»). «Врата Птолемея» — 10/10 («Великолепно»). «Кольцо Соломона» — 8/10 («Очень хорошо»). Цикл в целом – 9/10.

Итог: интересный цикл, с отличными персонажами и юмором. Оригинальный и весьма продуманный мир. Хороший сюжет, с достаточно неожиданной концовкой. Многие считают, что цикл исключительно подростковый, но мне кажется, он вполне может быть интересен и для взрослой аудитории. Если сравнивать с «Гарри Поттером», то местами, наверно, и посильнее будет.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гарри Поттер» и «Трилогия Бартимеуса» это как «Властелин колец» Толкиена по отношению к «Песнь Льда и Огня» (телесериал Игра престолов). С одной стороны сказка, а с другой такая же сказка, но мрачнее и реалистичнее на пару тонов. Да, Лондон Джонатана Страуда получился довольно мрачным и общество магов неприглядно. Но каждая книга по отдельности оптимистичны и читать интересно. Не совсем уверен, что детям до 12 лет понравится, скорее серия рассчитана на более старший возраст.

Плюсы:

1. Продуманная и логичная система магии

2. Достоверно изображено общество и правительство

3. Характер главного героя не статичен, а развивается в каждой книге. Например, в первой и второй книге как будто два разных человека действуют и это правильно, так как в первой книге главный герой мальчик, а во второй повзрослел до подростка

4. Есть юмор

5. Развитие событий в целом логичное и за каждый глупый поступок герои платят свою цену, иногда очень высокую

Минусы:

Минусов не нашел, очень качественное произведение без явных провалов, поэтому и 10 баллов.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала и загрустила, ведь трилогия-то закончилась. Одна из лучших книг, которые я прочла за последнее время, и ведь надо учесть, что книги я читаю избранные, отфильтрованные Фантлабом под мой вкус.

Книжка невероятно веселая. И при этом грустная слегка. Автор, с которым я наконец-то познакомилась, произвел на меня сильное впечатление. Во-первых, стилем, в котором легкость изложения и динамичность соедствуют с яркостью персонажей и зрелищностью сцен. Во-вторых, умением заплести интригу на привычных вещах и дать им новую интерпретацию. Далее, я очень люблю книги, где Автору подвластно умение выстраивать интересные диалоги, а в этом случае еще и остроумные диалоги. Главный герой — нечто совершенно особенное. Это теперь один из моих любимцев. Наряду со Скивом, Аазом и командой, надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду?

Вот и заканчивается трилогия. Она мне понравилась, я просто влюбилась в нее. И вдруг в ней обнаруживается еще одно произведение, обозначенное как... Часть трилогии, правильно. Начинаю читать с сомнением. И обнаруживаю, что это прямо-таки бонус в виде еще более веселого, искрометного и увлекательного произведения. Бартимеус там и тот же, и другой. Там же и друг-недруг его обретается, Фарквел.

Я в затруднении с оценкой, находясь в большом воодушевлении, но все же это не высшие баллы. Наверное. Есть недоделанные линии, на мой взгляд, с той же Прагой, к примеру, да и с финалом практически каждой части. В «Кольце Соломона» много нестыковок, которых запросто могло бы и не быть. Но все это отступает перед общим впечатлением и той радостью, с которой я читала книгу. Этот джинн не просто хорош, он стал родным каким-то. И я благодарна Автору за появление в моей жизни этого персонажа и мира.

Советую читать его всем, кому нравится улыбаться, читая книгу, кому вообще нравятся книги, где герои постоянно попадают в сложные и прямо-таки безвыходные ситуации, а чувство юмора не изменяет им даже перед лицом традиционно превосходящих сил противника.

Не могу не добавить пару строк про грядущую экранизацию. Книга просится на экран. Особенно в «Кольце Соломона», где ряд сцен дан так, что, видимо, прямо за тем и был написан, например, сцена драки с маридом в подземелье.

Мне нравится, что Автор, дав некую общеизвестную канву, не лезет во все тяжкие, а предоставляет додумывать многое нам самим, и что ему больше по душе игровая составляющая, отношения и сюжетная линия.

В-общем, рекомендую. Под грифом 12+, рекомендую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх