FantLab ru

Александр Солженицын «Матрёнин двор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Голосов:
196
Моя оценка:
-

подробнее

Матрёнин двор

Рассказ, год (год написания: 1959)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Школьный учитель, желающий работать в деревне в средней полосе России, снимает угол в избе у престарелой сельчанки Матрены, на первый взгляд обычной вдовы, не дождавшейся мужа с войны.

Примечание:

Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника». Однако под этим названием рассказ никогда не публиковался.

Первая публикация: Новый мир. 1963. № 1. С. 42—63.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 35

Активный словарный запас: средний (2864 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Два рассказа
1963 г.
Избранное
1965 г.
Матренин двор
1965 г.
Сочинения
1966 г.
Сочинения
1968 г.
Собрание сочинений, т. 1
1970 г.
Собрание сочинений, т. 1
1970 г.
Собрание сочинений, т. 1
1971 г.
Один день Ивана Денисовича. — Матрёнин двор
1973 г.
Рассказы
1976 г.
Собрание сочинений. Том третий
1978 г.
Рассказы
1989 г.
Рукописи не горят
1990 г.
Один день Ивана Денисовича и другие рассказы
1990 г.
Рассказы
1990 г.
Рассказы
1990 г.
Избранная проза
1990 г.
Не стоит село без праведника
1990 г.
Матрёнин двор
1990 г.
Избранные произведения
1991 г.
Избранное
1991 г.
Рассказы
1991 г.
Рассказы
1991 г.
Матрёнин двор
1996 г.
Ленин в Цюрихе. — Рассказы. — Крохотки. — Публицистика
1998 г.
На изломах
1998 г.
Собрание сочинений. Т. 1
1999 г.
На краях
2000 г.
Матренин двор
2000 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Один день Ивана Денисовича. — Матрёнин двор
2002 г.
Русская проза XX века
2003 г.
Правая кисть. Избранное
2004 г.
Один день Ивана Денисовича. Рассказы 60-х годов
2004 г.
Собрание сочинений. Рассказы и крохотки
2006 г.
Рассказы
2007 г.
Один день Ивана Денисовича
2008 г.
Колокольня
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Русская проза XX века
2010 г.
Матрёнин двор
2010 г.
Раковый корпус. Рассказы и Крохотки
2012 г.
Один день Ивана Денисовича
2014 г.
Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича. Повести. Рассказы
2014 г.
Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича. Повести. Рассказы
2014 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Один день Ивана Денисовича
2015 г.
Рассказы
2015 г.
Один день Ивана Денисовича
2017 г.
Один день Ивана Денисовича
2018 г.
Один день Ивана Денисовича
2018 г.
Один день Ивана Денисовича
2019 г.

Периодика:

«Роман-газета», 1998, № 23-24
1998 г.

Аудиокниги:

Матрёнин двор. Случай на станции Кочетовка
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Portable Twentieth-Century Russian Reader
1985 г.
(английский)
The Portable Twentieth-Century Russian Reader
1985 г.
(английский)
The Portable Twentieth-Century Russian Reader
1993 г.
(английский)
The Portable Twentieth-Century Russian Reader
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю”. Рассказ о простых вещах .Судьба Матрены Васильевны , похожая на судьбы тысяч таких же русских женщин. Двадцать пять лет работа в колхозе не за деньги, а за трудодни. Неизвестно за что,и неизвестно зачем отданы ее молодость,красота и здоровье. И бессмысленная жизнь ее, и нелепая смерть особенно страшны в своей будничности и простоте. «Никем не понятая и не оцененная, она была тем самым праведником, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Александр Солженицын был человеком, который безупречно чувствовал вещи, о которых писал. А писал он, зачастую, о своём народе. В своей прозе он через локальные ситуации изобличал целую страну, изображал целый народ. Так, например, он сумел на примере всего одного человека показать самоотверженность народа, в котором вырос. Не однозначную, да, но безропотную, основанную на некой высшей вере — «Захар-калита». На примере же одного дня из жизни заключённого он изобразил менталитет и нравы социума, а также политики, что окружает этот социум. Не показывая четко на проблемы или не указывая на беспорядочность, одиозность множества решений внутри своего общества, он просто констатировал факты, заставляя задуматься не об определённом бараке в определенной колонии, а о целой стране — «Один день Ивана Денисовича».

И вот, через рассказ об одной лишь женщине он словно раскрывает духовную составляющую, присущую стране и её народу. Смотря на то, как в глазах мирового сообщества на сегодняшний день изменилась эта составляющая, какие вещи теперь ассоциируются с Россией, лично мне становится плохо. Ибо вот, вот же настоящая родина Солженицына, Пушкина, Шолохова и так далее. Вот краса душевной чистоты, о которой через описание природы писал Афанасий Афанасьевич Фет. Матрёна Васильевна — это и есть Россия. Та Россия, которая осталась после благодарных и честных людей, но которая готова служить и не самым праведным, хитрым людям. Тем, кто заселил её после и пользует по сей день. Как так получилось — я не знаю. Но, кажется, описывая финал рассказа, Александр Солженицын хотел сказать, что всё когда-нибудь кончится. И что люди, пользующие добротой и благодатностью того, что осталось с былых времён, уйдут с тем, что было им даровано. Но не все... Значит ли это, что побеждает не праведная сторона и гибнет бесследно та, о которой пелось в песне ДДТ «Родина»? Опять же — я не отвечу. Я лишь, как и автор, невольный наблюдатель, с ужасом понимающий лишь, что чем громче шуршат мыши, тем более худшее нечто произошло.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то, после прочтения данного рассказа я изрядно негодовал на автора. Хоть и основан «Матренин двор» на реальных событиях, но, думалось мне, почему бы не приврать маленько? Вместо лютой и бессмысленной гибели на железнодорожном переезде не даровать Матрене хотя бы литературной смерть тихую и благостную? В своей постели, чтобы ласково смотрел на нее чудотворец Никола, чтобы успела она с миром попрощаться. И с людьми, и с солнышком, и с любимыми фикусами, и даже с мышами, что скреблись под обоями...

Уж это-то она заслужила...

Заслужила жизнью своей тяжкой и трудовой, отсутствием злобы в помыслах и корысти в делах, нестяжательством своим и всегдашней отзывчивостью на чужую беду, готовностью помочь всякому, кто попросит...

Однако, гибель Матрены такова,какова была.И должна символизировать то, что в нынешней жизни праведникам нет места. Чужие они здесь, лишь мозолят людям здравомыслящим глаза и раздражают своей непрактичностью и отсутствием хватки. И поступает с ними век-волкодав так, как поступали, согласно древним житиям, с иными праведными старцами с Синая лихие разбойные люди, приходившие в их обители под покровом тьмы...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх