Бэккер Князь пустоты

Информация о романе-эпопее Р. Скотта Бэккера «Князь пустоты»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Р. Скотт Бэккер «Князь пустоты»

Князь пустоты

The Prince of Nothing

Роман-эпопея

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.32
Голосов:795
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:

Мир, переживший апокалипсис — и стремительно летящий к новому. Священная война — в которой гибнут тысячи. Не-бог, грозный Мог-Фарау — стремящийся возродиться. И всесильный Келлхус, чье происхождение неизвестно, чей титул — князь пустоты; тот, кто вершит судьбы людей, великий воин кровавых времен. Грандиозная шахматная партия начинается!

© Орденоносец


Содержание (части, тома):

8.05 (1258)
-
77 отз.
8.33 (933)
-
40 отз.
8.24 (791)
-
26 отз.

Входит в:

— роман-эпопею «The Second Apocalypse»


Похожие произведения:

 

 


Издания:

Слуги Темного Властелина
2005 г.
Слуги Темного Властелина
2007 г.
Воин кровавых времен
2007 г.
Воин кровавых времен
2009 г.
Падение святого города
2009 г.
Слуги Темного Властелина
2009 г.


В магазинах:






Отзывы читателей о «Князь пустоты»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2  3  4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 39 ]  +

     «Ещё менее понятен для нас реализм как изображение лишь наиболее низменных сторон человеческого существования, потому что писатель, добровольно суживающий таким образом круг своих наблюдений, с нашей точки зрения, вовсе не будет реалистом. В действительной жизни наряду с самыми низменными инстинктами уживаются самые высокие проявления человеческой природы...Рядом с вырождением идёт возрождение...Вследствие этого художник, останавливающийся лишь на низменном и вырождающемся...такой художник вовсе не понимает жизни какой она есть, во всей её целости. Он знаком только с одной её стороной, и притом далеко не самой интересной»

                                                                                                                                                П. Кропоткин

   «И на Западе гуманизм исчерпал себя, изжил себя, пришёл к кризису, из которого мучительно ищет выхода западное человечество...»

                                                                                                      Н. Бердяев

      Появление «Слуг Тёмного Властелина», а после и «Воина кровавых времён» Скотта Бэккера можно считать явлением в фантастике зарубежной, явлением, одновременно неожиданным  — и вполне закономерным. За веком богов следует век героев, а за ним настанет и век людей. Эпическая литература пережила сперва появление богов — романский эпос о богах-асах, затем (применительно к эпическому фэнтези) увидела рождение века героев, героев, объединённых в Братство Кольца гением Толкина, а затем — пришествие людей, придуманных Джорджем Мартином в «Песне льда и огня». Куда идти, куда же дальше стопы направить? Но, оказывается, за веком людей настаётт время машин, торжество разума над человечностью, цивилизации над культурой, Логоса над Эросом. Его ждали — и он не мог не придти, так же, как не может не загореться дом, о поджоге которого судачат много дней кряду.

      «Чёрный отряд» породил «Малазан», «Малазан» породил «Слуг тёмного властелина», начало цикла, которое можно назвать вершиной эпического тёмного фэнтези — или одной из вершин фэнтези вообще.  Во всяком случае, данный цикл почитается за таковой. И этому есть множество причин.

       Во-первых, атмосфера мира. Не романтическая атмосфера, не та атмосфера, которая даёт надежду на свет в конце сюжетного тоннеля. Холодная атмосфера, невероятно холодная — и грязная. Грязи здесь хватает, ох как хватает, той грязи, которая сопутствует войнам, катаклизмам и вообще — человеческому обществу. Без грязи никак. Не может быть монеты без обратной стороны, инь без янь и так далее.  Но  многих (особенно поклонников жанра «тёмного фэнтези») это как раз и привлекает. Эта атмосфера кажется наиболее близкой к реалиям нашей жизни, более близкой, нежели свет, романтика и тепло. Кажется...Запомните это слово.

       Вторая причина — проработка мира. О ней, как минимум, говорит объёмный глоссарий, множество народов, населяющих мир, созданный Скоттом Бэккером, история этого мира. Да, она захватывает — в том числе и потому, что перипетиями своими похожа на историю реальную. Поход Святого воинства внешне практически ничем не отличается от Крестового похода в Святую землю. Присутствует и Священный город — Шайме (Ершалаим, Иерусалим), и своя «Византия», и свои сарацины, и свои «кочевники», и свои сволочи, и свои «тайные правительства», «тайные заговоры», «тайные общества».

     Третья причина — непредсказуемость сюжета, конечно, в определённых рамках: общую канву похода на Шайме человек, знакомый с историей Первого Крестового похода, знает. А потому внешняя сторона сюжета ему будет относительно скучная. Внутренняя сторона сюжета — жизни персонажей, «героев», перипетии, хитросплетения судеб, тоже подарит уйму сюрпризов. Правда, обе стороны этого сюжета покажутся многим лишёнными динамики, во всяком случае, такое наблюдается в первых двух книгах трилогии.

        Четвёр тая причина — идея…

        Идея? Смысл, несомый книгой…Эта четвёртая причина станет и первой причиной неуспеха среди многих читателей, ищущих в литературе Сверхидеи, того, что именуется Смыслом и сотней прочих имён.

         Много чего интересного поведают в монологах и диалогах «герои», особенно — Келлхус, по-моему, один из любимейших персонажей автора. Много из того, что ныне именуется «имеющим смысловую составляющую текстом». Некоторые читатели также упоминают и о том, что в книгу вложен гностические мотивы. К сожалению, я не специалист в гностике. При упоминании этого слова приходят на ум офиты (почитавшие Змея за доброе начало, верившие, что мир сотворил демиург, ремесленник, которого осуждали), египетские гностики (для них Бог — это дух, который выделяет эманации, которые попадают в материю, которой, в общем, но после «получения» эманаций материя начинает существовать и препятствовать духу вернуться к источнику, из чего следовал призыв к борьбе с материей), антиохийские гностики (материя- это плохо, дух –это хорошо), после которых появились манихеи (которые затем стали известны как альбигойцы, катары, патарены и т.д.). Сперва думается: «Ребята, а где это, а? Где это Бэккер расписал такое? Кажите!». А потом, во вторую очередь, приходит на ум другое. Да, гностицизм тут есть…Есть…Основа его есть…

            Пустота и холод есть, порождённые Разумом и подчинённые ему. Разум — холоден. Келлхус, самый «разумный» персонаж книги, плоть от плоти и кровь от крови этого холода, этого Гнозиса. Он во многом лишён эмоций, он чужд их, они для него — оружие, даже орудие управления людьми. Автор оттеняет Келлхуса другим персонажем, тем самым сновидцем, видящим сны Сесватхи. Этот, кажется, и вовсе — сплошные нервы и рефлексия, постоянная, узкая рефлексия. Посередине стоят Найюр с Икуреем, для которых слова «разумное, доброе, вечное» — когда-то, где-то слышанные глупости, не более. Внешне — о, они очень интересны, те, кого прежде назвали бы мерзавцами, тщеславными пройдохами, истериками (применительно к нашему сновидцу) и ещё тысячью «ласковых слов». Внешне…Кажутся интересными…Снова- кажутся…

    Пусты они внутренне. Те, кто видит в этом реализм —  прочтите эпиграф к этой заметке, первый эпиграф, вы поймёте, что я думаю о таком реализме. Может быть, именно поэтому я никогда не буду перечитывать эти книги, может быть, именно поэтому у меня не вызывал интерес этот мир и его история. Книга холодна до необычайности, а её персонажи не кажутся мне достойными сопереживания, столь ценимого мною в литературе. Сравнивая с Толкиным, Бэккера именуют превзошедшем Профессора в мастерстве мироописательства и миротворчества. Мне это кажется неправильным: хорошо следить за миром, когда сопереживаешь его обитателям…Но читая эту книгу, мне как-то оно было всё равно, кого и сколько убьют, как убьют, где убьют…Персонажи-функции, которых хотели лишить «георичности» — но лишили человечности. Отчего так? Прочтите второй эпиграф к этой заметке, вы поймёте, отчего: среда, в которой творит Бэккер, теряет идеалы духа и духовности, человечности. Бытие определяет сознание — и потому рождаются в книге Бэккера не герои, а персонажи…

     Оттого совершенно иные очертания принимают и местные народы черты их реальных прототипов…Принимают черты — но не становятся народами. Местные «византийцы»- это не византийцы, а взгляд европейцев на византийцев, местные «варвары» — взгляд европейцев на степняков-кочевников (который европейцы во многом переносили и на русских). Бэккер талантлив в этнографии — но талантлив в рамках западного взгляда, пристрастного, во многом…не чванливого, но зачастую не способного понять суть народа, его культуру, его инаковость, душу его.

     Душа — вот самая большая проблема книги. Душа здесь подменяется …Разумом, подменяется, но книга без души не может жить. Герои же здесь бездушны, прообразами их взяты себялюбцы, манипуляторы прочая «честная» компания. Разумом трудно понять, отчего человек идёт на подвиг, отчего человек готов отдать жизнь. Запад становится слишком разумен, и оттого всё отдаляется от души, от духовности. Разумом трудно осознать, невероятно трудно понять смысл жизни, смысл бытия и творчества. Ну не объяснить формулами любовь, точно так же трудно теорему геометрическую описать чувствами без конкретных чисел, терминов и прочего. Вот отчего и здесь Смысл кажется ускользающим — но, по моему мнению, Смысл здесь подменяется мыслями, рассуждениями. Творчество должно давать людям идеалы, должно давать смысл бытия, должно зажигать людей — здесь же оно оставляет лишь холод. И, что самое главное, оно должно помогать людям жить. Жить — а не существовать. Только благодаря разуму, без души, жить нельзя и невозможно, возможно только существовать.

      Интеллигенция, та русская интеллигенция, которая сотворила бессмертную русскую литературу, постигающую глубины человеческой души, ищущие пути развития и духовного очищения человека, это понимала. Западные интеллектуалы, ищущие факты вместо понимания и цифры вместо сочувствия, этого сделать не могут. Они оставляют холод. Оболочку. Людей там нету, в этой оболочке, то, без чего не важны ни мир, ни сюжет, ни остальное, пусть трижды, четырежды вычищенное до блеска.

      Толкин в фэнтези такое дал: символ, душу он вдохнул в Средиземье. Спросите у поклонников Толкина — что чувствуют они, когда услышат имя Феанора? О мятежном духе. Духе. А не разуме.  Дэниэл Киз нащупал сердце в герое «Цветов для Элджернона», был близок к тому, чтобы копнуть глубины сути человеческой, но от Разума он не смог окончательно отделаться. Помните последние строки романа? О чём просил герой этого замечательного произведения? Помните? Щемило сердце при чтении этих строк, ведь так?

    А что останется после чтения Бэккера? Сюжет, хитросплетения мира…А души…Вот только души не остаётся....Только холод, пришедший задолго до Бэккера…

  нет оценки 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 24 ]  +

Не без интереса, но с нарастающим отвращением прочитал опус Р.Скотта Бэккера «Князь пустоты». В этой книге есть все, что ненавистно в фэнтези любому нормальному человеку: непременные «пророчества» и обязательное «древнее зло», чрезмерная наивность и сверхмерная немотивированность действий, унылая «география» (пять рас, десять подрас) и чудовищно избыточная «история» (мало просто выдумать глупость, нужно еще и придумать пятитысячелетнюю историю для нее, не менее идиотскую). Ну и, конечно, детсадовская «политика» с детсадовскими представлениями о ней («там сложные вскрываются обманы простым подслушиванием у дверей»).

Думаю, на создание подобных произведений способен только определенный тип личности — небесталанный, но глупый филолог, не видящий за буквами слов( в смысле за текстом — смысла). Типа туповатого Толкиена, который, собственно, во многом и породил целый пласт литературы, рассчитанной на детей, но внезпано нашедшей благодарный отклик в сердцах миллионов взрослых, так и не выросших из коротких штанишек.

Бэккер-то как раз и пытается выйти из гоголевского «Сильмариллиона», к месту и не к месту вводя многословную «философию». Но это именно что «философия» — философия филолога, сводящаяся к игре словами. Проблема Бэккера (судя по серьезности его тона) в том, что он не понимает, что это пародия на философию. И что книга его, следовательно, пародия на литературу. Он пытается добавить драматизма, трагизма, эпичности — а нам не страшно. Сначала смешно, а потом скучно.

P/S/ Кстати, закончить книгу ничем после трех многословных томов — это свинство по отношению к читателю. С другой стороны, неудивительно — из филологов почти никогда не получаются писатели.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 19 ]  +

Ужасное чувство: после Толкиена, Мартина, Сапковского, Бэккера...

Нет ничего, равного им, и других авторов даже и читать-то после них в тягость...

Бэккера прочел последним... Что тут скажешь... великолепная вещь, тонкая и очень умная. Автор продемонстрировал огромный талант, незаурядный интеллект.

В сущности, какая разница, стану я здесь перечислять его достижения, или нет... Ну, разве что такое вот замечание: его герои изъясняются слишком похожим языком. Мастерство диалога Бэккера заметно уступает мастерству того же Сапковского. У которого можно сразу понять, даже не глядя на текст между тире-запятых, что говорит рыцарь, или крестьянин.

У Бэккера ты должен постоянно держать в уме, кто же говорит, потому что блудница, посыльный или принц изрекают примерно те же самые вещи по стилистике, а не по содержанию.

Возможно, от этого среди его героев нет крестьян или простых воинов. А ведь добавь такого — эпопея наверняка обогатилась бы еще одним ракурсом, стала бы человечнее, слегка отдалившись от игр надмировых сил.

Ну, это , пожалуй, единственный недостаток...

А так твердая десятка!

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 16 ]  +

Главная достопримечательность данного произведения – это сюжетная линия. Местами мерзкая и ужасающая, рассказанная вам история на самом деле интересна и захватывающа. Все события описываются от лица многих персонажей, сюжетные линии сходятся и расходятся, кружась в замысловатом танце и плавно подводя нас к концовке. К концовке трилогии, но не всей истории.

Еще одна черта романа, заставляющая меня буквально пищать от восторга – это продуманность и детализация созданного мира. Имена, названия, география, социология, религия – все прописано до мельчайших подробностей, что позволяет окунуться в книгу, как говорится, с головой. Однако, есть и обратная сторона. Прописанная лингвистика государств и народов, населяющие Три Моря, вкупе с эпичностью произведения, дарят читателю неимоверное количество труднопроизносимых названий и имен, что создает некоторые сложности при чтении и затрудняет знакомство с произведением.

Тяжело читать роман, когда каждый день открываешь книгу с одной и той же мыслью: «Может, я сегодня дочитаю до момента, когда главного героя повесят». Я на самом деле возненавидел это существо. И дело не в том, что он – персонаж отрицательный, в «Князе пустоты» вообще нет положительных героев. Но поступки Келлхуса слишком сильно цепляют «за живое», слишком обильно пропитаны подлостью и грязью.

И мой вам дружеский совет – перед тем, как читать Бэккера, убедитесь, что у вас дома есть Пратчетт. После мрачных будней «Князя пустоты» нет ничего приятного, чем сесть за чашкой горячего чая и насладиться теплым английским юмором. Это будет полезно для восстановления душевного здоровья и достижения эмоциональной стабильности.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 16 ]  +

Начинала читать трилогию с бОльшим интересом, чем заканчивала. Увы, в итоге скорее разочарование, чем что-то еще.

И я прекрасно осознаю, что это «женское мнение», потому что впечатление глобально испортили в первую очередь массовые психологические и бытовые несуразности. Начиная от фальшивого от начала до конца образа Эсменет, продолжая вопросом «где место женщинам у дуниан» (про дуниан вообще много интересных вопросов) и приправляя кучей мелочей, типа как выжил оставшийся без матери младенец в осажденном городе, где люди умирали сотнями от голода и эпидемии. Я понимаю, с точки зрения глобально-эпичного повествования это все недостойные внимания детали... однако ж. Говорить о «реалистичности, психологичности» и прочее, что ставят в заслугу автору, я бы немножко постеснялась.

А про красоту сражений — мне скучновато, да. Может, оно и достоверно описано.

Ну и чернуха-порнуха. На мой вкус, тоже картонно, искусственно и вообще. На посмаковать всякий ужас, но чтоб не всерьез. Неприятно. Причем настоящий ужас (типа потерявшего глаза и сломавшегося героя) там тоже есть, и в нормально перевариваемых дозах. Так что тем более непонятно, зачем было густо приправлять фальшивым.

Ну и ах как хорошо и глубоко проработанного мира я тоже не ощутила в конечном итоге. Кроме дуниан, мне кажется нелепой форма сосуществования магии и религии в этом мире, например. Те же хоры — в начале говорится, что вещи крайне редкие, в конце ими уже регулярную армию вооружают. И так много где — практически везде.

Что в остатке? Книга, где чем дальше, тем меньше сопереживаешь героям; эпическое полотно, распадающееся на несшитые лоскуты; картонные ужастики — и некоторое количество интересной философской стилизации, неплохая попытка дать взгляд на исторические события изнутри, глазами не современными... Достоинства есть, но для меня они не перевесили недостатки. Увы.

  Оценка: 5 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 15 ]  +

Н-дэ, мои впечатления от всего цикла, если коротко то воодушевление-недоумение-разочарование, ну а если подробнее. Первая книга мне действительно понравилась, идеи казались оригинальными, подход к психологии и философствования автора интересными и нетривиальными (для фентези в смысле), сюжет интригующим, а персонажи достоверными (ага, в первой книге мне действительно так казалось, это уже потом я пришел к другим выводам), смущал разве что излишний натурализм и какая то, я бы сказал болезненная, озабоченность автора, но думалось мне что это как никак дебют и в последующих книгах острые углы сгладятся, ан нет, но обо всем по порядку.

Начну я пожалуй с натурализма, кому то кажется что это придает произведению реалистичности, а вот ни разу не так, приведу пример, сколько в книге персонажей? Много. А как вы думаете сколько раз за время прошедшее в книге каждый из них сходил в туалет? Было бы вам интересно, если бы КАЖДЫЙ такой поход КАЖДОГО персонажа был описан во всех красках и самых пикантных подробностях? Стали ли бы вы читать такую книгу? Что?! Нет?! Ну так реализм же! Все эти маниакальные описания продуктов жизнедеятельности человека, вызывали у меня, нууу мягко говоря недоумение. Зачем? Я признаю что натурализм может быть полезен произведению, а иногда даже и нужен, но как средство, а не как самоцель. Особенно коробило от часто встречающего выражения «вонь немытых задов», не знаю, может это и «заслуга» переводчика, но тогда у кого то из них явно была детская травма, видимо родители часто брали их с собой в автобусы в час пик, когда вокруг только и были что эти самые зады, зачастую немытые, которые иногда ещё и пердели. Такое не проходит бесследно...

Второй момент это озабоченность переходящая все границы, повернутость автора на гениталиях, а особенно фаллических символах не поддается никакому разумному объяснению, в третьей книге, после количества упоминаний подобного в тексте я уже ожидал от описания священного города чего то в духе

«Величественные барбаканы возвышались над измученным священным воинством словно могучие эрегированные готовые к жаркому соитию фалосы, а купола стольного града ослепительно блестели на солнце словно возбужденные женские промежности»

к счатью до такого не дошло (хотя я бы ни чуть не удивился), но вот папаша ожидал своего сынка Келлхуса под, каким бы вы думали деревом? Правильно! Конечно фаллическим! В пещере...то есть следуя логике автора, извиняюсь за выражение, в жопе, примерно там же где оказались все мои надежды на лучшее, очень символично.

После подобных «символов» подумалось мне, что было бы если автора написал «Властелин колец», ну скажем в том моменте когда Саруман пленил Гендальфа, непременно была бы масса подробнейших, до мельчайших деталей, описаний страданий светлого волшебника в куче собственно говна, после чего Саруман устроил бы Гендальфу анал дестракшен и предложил стать своей «правой рукой», а в том месте где отряд урук-хаев взял в плен Мэри и Пипина, для начала они, в попытках выведать где Фродо и кольцо, просто пытали бы их (с опять же подробнейшим описанием всего действа) после чего назвав себя расой любовников, пустили бы их по кругу, а тем бы это даже понравилось и они бы стали их вечными добровольными анальными рабами. Конфликт отцов и детей в истории Фарамира и Дэнетора был бы основан на том что Фарамир был бы влюблен в наместника явно не сыновьей любовью и боюсь представить чем бы все закончилось в усыпальнице. Любовью всей жизни Гендальфа была бы шлюха из подворотни и Арагорн, в то время пока волшебник «окрашивался» в белый цвет, увел бы её, здраво (по мнению автора) полагая что она станет наилучшей соправительницей Гондора и все в этом духе, остальное додумайте сами.

На фоне всего этого, все остальные разочаровавшие меня моменты выглядят смешными придирками, например то что все «философствования» автора оказались обычным пустопорожним трындежом и демагогией, то что та самая «тысячекратная мысль» оказалась просто ничего из себя не представляющим «пшиком», мелочи вроде упоминания «хор» которые очень дороги и редки, но под конец ими разбрасываются как кирпичами, оружием пролетариата, то что почти все персонажи оказались одинаковыми декорациями, насквозь фальшивый образ Эсменет у меня ничего кроме смеха не вызывал, по поводу других действующих лиц, все, абсолютно все персонажи, от шлюхи до главы церкви, обладают совершенно одинаковой лексикой, словарным запасом и манерой выражаться, и почти все персонажи (кроме шпионов консульта и дуниан) почти одинаковым образом мышления. Такой персонаж как скюльвенд Найюр, «достоверность» которого восхищает многих читатели, вызвал у меня недоумение, этакий могучий варвар, настолько могучий что в одиночку может обернуть в бегство целое войско, (что в двойне странно учитывая что возможности остальных простых людей, какими бы хорошими войнами они не были, описаны вполне реалистично) всю жизнь страдает от неразделенной гомосексуальной любви, а под конец в одной из сцен устраивает акт этой самой «любви» персонажу Конфаса. Эта сцена показалась мне абсолютно бессмысленной, я понимаю если бы это событие серьезно повлияло на Конфаса и оказало воздействие на дельнейший сюжет, но буквально через пару десятков страниц автор заканчивает сюжетную линию персонажа, то есть та самая сцена не сыграла для повествование никакой роли и не повлияла вообще ни на что. Такое впечатление что автора когда то сильно уязвил кто то высокомерный и заносчивый, но не лишенный талантов и автор этой виртуальной анальной карой свел с ним счеты в своей книге (ну а что многие так делают, взять хотя бы нашего соотечественника Сергея Лукьяненко, порой тоже совершающего в своих опусах страшную мстюЪ, но к его чести не таким образом). Хорошо получились разве что Акхкеймион и «перерождение» Ксинема, единственного персонажа вызвавшего сочувствие. Кстати о сочувствии, все эти натуралистично-реалистичные описания злоключений героев книги не вызвали никаких эмоций, вообще, на протяжении всех книг (чем дальше тем сильнее) создавалось ощущение что натурализм и реализм здесь не средство, а самоцель, этакая чернуха во имя чернухи, как по мне это ещё более нелепо чем упорные описания ТТХ фаерболов и «гномы во имя гномов, эльфы во имя эльфов» в фентези классическом. Опять же для сравнения, сцена погрома в квартале киндатов в «Львах Аль-Рассана» Кея, лично у меня вызвала гораздо более сильные эмоции и как по мне гораздо лучше передает ужас момента, чем вся трилогия вместе взятая.

Ну и ложка меда, во первых справедливости ради написано произведение достаточно талантливо (эх автору бы хорошего редактора, не пропустившего бы сомнительные моменты), некоторые идеи, например то что душа каждого бессмертного нелюдя похожа на спину старого раба иссеченную шрамами, мне действительно понравились, мир созданный автором, в принципе, тоже оказался интересен (как по мне голлосарий это лучшая часть всей трилогии), и правда интригует чем же все в итоге закончиться, но вот ранее перечисленные мной моменты испортили все впечатление и оставили неприятный осадок. Итог: 5 баллов, за чтение продолжений возьмусь только если читать будет совсем уж нечего.

  Оценка: 5 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 14 ]  +

У каждого читателя свой багаж прочитанных книг. Приступая к чтению данного цикла, необходимо имея хотя бы минимальные знания по истории Крестовых походов, по философии и психологии. Автор создал свой особенный мир, но в нем очень много отсылок к нашей реальности. Многие читатели отмечают сложность чтения всего цикла, я полностью с ними согласен, так как читается на самом деле тяжело и необходимо постоянно анализировать прочитанное.

Автор придумал огромный мир, масштабы которого проявляются далеко не сразу. По мере необходимости он знакомит читателей с тем или иным местом на карте своего мира, рассказывая не только о его роли в общемировой политической ситуации, но и также подробно объясняя религиозную систему внутри государства, систему управления, структуру управления армией и возможности армии.

Особую роль Бэккер придает религии, так как именно на религиозных противоречиях и будет строиться основной сюжет. Желание вернуть свои священные места, толкает лидера Церкви к объявлению Священного похода по освобождению святых мест на территории врага. Многие читатели найдут аналогии с нашими Крестовыми походами и будут правы. Автор и не скрывает этого, а наоборот специально подчеркивает схожесть происходящего в нашем мире и в его. Желание Бэккера вполне понятно, об этом периоде истории много написано книг, снято фильмов, но как все происходило в реальности никто не знает. Многие историки расходятся во мнениях по поводу истинных причин возникновения Крестовых походов. Что двигало людьми? Чего они добивались? Но самый главный вопрос — кто был настолько могущественной фигурой, которая могла собирать огромные армии? Однозначного ответа не даст никто. Любой ответ будет не полон и не точен, так как многие источники были слишком заангажированы и подавали информацию с выгодной для них стороны. Именно поэтому Бэккер и придумал свой вариант развития событий, который вполне может быть очень близким к реальному.

На сегодняшнем книжном рынке огромная конкуренция между писателями, особенно второго и третьего эшелона, поэтому для достижения популярности у читателей необходимо находить что-то новое и необычное. В цикле «Князь пустоты» есть все необходимое для удовлетворения самых предвзятых читателей, но и от читателя многое зависит, потому что Бэккер не разжевывает каждое предложение в своей книге.

В этом цикле множество достоинств — огромный мир, проработанная линия религии и политики, необычное применение магии и ее отличия между разными школами, масштабные боевые столкновения, безжалостность ко всем участникам событий. Но самым главным украшением станут — персонажи, придуманные Бэккером. На примере каждого из них, автор показывает насколько сильно может меняться человек под воздействием внешних факторов, как глубоко могут пасть люди совсем недавно вершившие судьбы тысяч других людей. Бэккер продемонстрирует всю полноту чувств и эмоций, которые присущи и обычным солдатам, и аристократической элите армии. Не обойдется без политических и религиозных интриг, желание возглавить Священный поход многих толкнет на путь предательства и измен. В цикле много философских рассуждений, на самые разные темы, что не удивительно, так как автор по своей основной специальности — философ. Помимо событий, которые происходят в настоящем времени, Бэккер тщательно воссоздает времена предшествующие сегодняшним. Сведений о событиях, которые происходили несколько тысяч лет назад практически не осталось. Но в этом мире есть магический культ, жрецы которого каждую ночь видят пророческие сны о временах кровавых битв между двумя кланами магов, ведущих мир к апокалипсису. Они ждут прихода второй волны зла и отслеживают любые проявления чуждой этому миру магии. Смогут ли они распознать приход последователей былого ужаса на землю или их сны это только фантазии?

Цикл «Князь пустоты» — один из лучших представителей жанра «темного фэнтези». Жестокий мир, беспощадные люди, мрачные легенды. Есть ли у этого мира будущее? На Западе уже вышло две книги из второй трилогии автора, и анонсировано в этом году окончание второго цикла. Так что нам остается только ждать и надеяться на издательство Эксмо, которое обещает в скором времени порадовать и русскоязычных читателей новыми книгами Бэккера.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 14 ]  +

Кто-то говорит, что сложнее всего было начать читать первую книгу.

Меня же с первых строк пролога затянуло повествование (почему-то просится на язык  «мантровое», если такое слово есть :) и не отпускало до самых последних строк трилогии :-)

Три недели меня не волновали земные заботы, мысли были только о том, чтобы поскорее закончить работу и продолжить читать. А ночами мой мозг, не спрашивая меня,  продолжал уже сам домысливать: мне снились новые события, новые переломные моменты, какие-то невероятные герои, пару раз мерзости шранков (мучали человеков отрезанием конечностей с прижиганием, чтобы не умер раньше времени от потери крови %-\) и тд — у меня такое бывает только под огромным впечатлением от книги. От этого мое отчуждение от мира реального только усилилось, ибо недосыпание доставляет...:-)))

Больше всего поразила культурная, духовная и философская проработка мира. Одни только эпитеты «древних авторов» к каждой главе создают ощущение, что ты держишь в руках не вымышленную сказку, а историческое повествование. Большое количество имен собственных, городов и народов не смущает, а только придает больше реальности происходящего. Те, кто жалуется на это изобилие имен, вероятно, не глядели в карты Эарвы, хотя автор их не просто для красоты в книгу поместил. Сверивание с картой по ходу событий облегчает восприятие информации, да и просто дополняет интерес.

Очень бы хотелось побольше почитать о событиях Первого Армагеддона. Частично информацию о нем и о тех же инхороях, нелюдях, шранках восполняет Глоссарий в конце третьего тома, но они только усиливают  жажду знаний :-). Первый Армагеддон достоин стать отдельной эпопеей, а не тем, чем он есть в Князе Пустоты—  эхом давно минувших дней. Надеюсь, во второй трилогии «Аспект-Император» этой теме будет посвящено больше места в книгах.

Описание битв круто доставляет! Особенно финальная за Шайме — трэшак что надо!

Численность Священного Воинства в начале приводит в благоговейный трепет, а в конце, после всех баталий, перехода пустыни и мора — в ступор. А ка киначе? Из полумиллионного войска дошло лишь 30 тысяч!!! Что мешало им на кораблях постепенно переплавить всех сразу в Джокту? ???

В Келлхуса я просто влюбилась, какой же он молодец! Как ловко играет людишками! Хе-хе.. Как же интересно, смешно и горестно одновременно было читать про мысли окружающих его людей, что думают они о нем, когда он говорит им что-то, а потом почитать мысли самого Келлхуса в этот момент. Да, Келлхус — воплощение чистого интеллекта, это и есть Истинный представитель Homo Sapiens Sapiens, а мы, выходит, никакие не Sapiens, а Infixum, Человеки Убеждений, Тьмы Изначальной.

Найюра я невзлюбила, скорее за то, что он невзлюбил моего любимого Келлхуса :-))), а в конце книги, когда он окончательно свихнулся из-за Серве и заключил сделку с тварями консульта, просто возненавидела его. Скорее бы ты уже сдох!!! — думала я >:-|

Акхеймион в конце разочаровал: ну подумаешь, узнал, что Келлхус манипулирует людьми и их желаниями ради своей цели, что на самом деле он никого горячо и бескорыстно не любит, — ну и что такого? Да все хотят того же, и мы сами делаем то же самое, когда хотим от кого-то что-то получить, просто мало у кого это получается! Он же, в конце концов, АНАСУРИМБОР!!! В чем твое недовольство, маг? Он же не переметнулся на темную сторону силы!

Ну, и в конце не совсем понятен исход диалога сына с отцом: был ли Моэнгхус с Консультом заодно? Или явно он с ними не был, но хотел бы, т.к. поддерживал их идею запечатать мир, очистив его от человеческих душ (да и вообще мне непонятен смысл сего мероприятия)? Зачем он призвал Келлхуса? Надеялся, что он поможет ему в достижении этой цели?

Откуда у Келлхуса взялось свечение вокруг рук и головы)))? С окружающими-фанатиками все понятно, но когда он сам его увидел — действительно ли это был самообман или нечто большее, чего он пока не постиг?

Надеюсь, все это и еще больше мы узнаем в следующей эпопее АСПЕКТ-ИМПЕРАТОР!!! YEAH! :cool!:

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 13 ]  +

Трилогия «Князь Пустоты» — первое прочитанное мною произведение в жанре «тёмного фэнтези». Будем считать, что знакомство прошло удачно:-)

Итак, чем же мне запомнились эти три книги?

Во-первых, один из важнейших атрибутов фэнтези — мир в котором происходит действие. И если это выдуманный мир, то перед автором стоит непростая задача — сделать его с одной стороны — оригинальным, с другой — логичным и непротиворечивым. И Бэккер, я считаю, справился с этим достойно — чем дальше продвигаешься по тексту, тем больше погружаешься в мрачную, но захватывающую атмосферу Эарвы. Бесспорно, во многих деталях чувствуется веяние нашей реальности: фаним во многом напоминают мусульман, айнритизм же, хоть и предусматривает поклонение нескольким богам — вызывает отчётливые ассоциации с христианством. Кое-где явно ощущается и влияние других литературных произведений (хотя бы в названиях — скажем, нансурская крепость Асгилиох и гондорская цитадель Осгилиат;-)). И всё же мир, созданный Бэккером, никак не назовёшь вторичным.

Сюжет. Признаться, первая половина «Слуг тёмного властелина» далась мне тяжело, особенно часть «Император». Практически никакой динамики, много текста уделяется внутренним переживаниям героев; к тому же, приходилось продираться через кучу новых названий, в которых поначалу легко запутаться. Однако, в дальнейшем интерес начал возрастать, и вторая книга пошла «влёт», не говоря уже о третьей. Бэккер мастерски описывает битвы, которых на протяжении трилогии хватает; присутствуют и эротика, и весьма жёсткие сцены. Впрочем, «чернуха» в тексте вполне оправданна сюжетно, да и не показалась она мне такой уж тошнотворной (в отличие, скажем, от «Призраков» Паланика, где в отдельных моментах действительно комок к горлу подкатывает)

Главные герои Бэккера несколько уступают в «объёмности» мартиновским, но всё же первому удалось создать ряд очень колоритных и запоминающихся образов. Анасуримбор Келлхус — воплощение чистого интеллекта, полного контроля над своим разумом и телом. Идеальный «кукловод», для которого все остальные люди — лишь марионетки, необходимые для достижения цели. Его способности вызывают порой восхищение, но сопереживать такому герою едва ли возможно.

Друз Ахкеймион — на мой взгляд, один из интереснейших персонажей трилогии. Он предстаёт перед нами в двух ипостасях. Одну из них мы наблюдаем бОльшую часть времени — уже немолодой адепт школы Завета, склонный к рефлексии и самокопанию; и, вдобавок ко всему, каждую ночь переживающий ужасы первого Армагеддона в снах Сесватхи. По сравнению с другими он кажется жалким, униженным. Но всё это до поры, пока он не применяет свои силы — владение Гнозисом, мощнейшим колдовством в Эарве. И тогда мы видим уже другого Ахкеймиона — могучего, величественного, способного сокрушить любого, кто станет на его пути.

А ещё Найюр, Эсменет, Икурей Конфас, Пройас, Ксинем — все со своими характерами, комплексами и переживаниями.

Философско-идейная составляющая этого романа тоже внушает интерес. Бэккер поднимает такие проблемы, как выбор, познание мира, свобода и предопределённость, предназначение человека. Даже магия — и та представлена в книге не просто красивыми спецэффектами, но сложной философской системой.

Так что, несмотря на некоторые затянутости и неприятные моменты, ставлю произведению высокий балл. И жду продолжения.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 12 ]  +

Я вот что-то не разделяю восторгов от этой трилогии. Крайне неоднозначные впечатления у меня от нее. Но обо всем по порядку...

Начнем с ожиданий. Российские издатели подложили свинью своим читателям, так «переведя» названия. Вот что может ждать читатель от книги под названием «Слуги Темного Властелина», на обложке которой изображен этакий Оби-Ван Кеноби, перешедший на темную сторону Силы, в окружении назгулов Саурона да еще и с подсветкой из Преисподней? А если он (читатель) еще и в аннотацию заглянет, где сообщается о некоем Не-боге, чуть не повергшем мир во прах, и о «зорких» адептах Завета, ждущих его возвращения? Думаете в этой книге противостояние в духе «Средиземье vs. Мелькор-Саурон», только мрачней, реалистичней и с более крутыми спецэффектами? Нет. В ней нудноватая история политических интриг, разбавленная бесконечным самокопанием и нытьем главных героев и почти полное отсутствие какого бы то ни было действия. А тех самых слуг (которые Темного Властелина) почти и нету. Признаюсь, я хотел бросить эту серию после прочтения первой книги. Но все-таки начал вторую... И это желание только усилилось. Те же самокопание, отсутствие динамики и прочие «прелести». Но потом (ближе к середине второй книги) вроде как вчитался, стало интересно следить за продвижением Священного воинства (я даже специально почитал историю Крестовых походов, чтобы сравнить). Так и добрался до третьей книги... Где меня поджидало разочарование... Тут Бэккер (при всех вышеозначенных «достоинствах», см. впечатления от первой книги) совсем скатился к какой-то порнографии... да еще и в извращенных формах (это я про инхороев). Книгу дочитывал с изрядной долей отвращения, единственное что порадовало — финальная битва в Шайме. Ничего не скажешь — эпично...

Отдельно хочется упомянуть про имена. Я до конца трилогии путался во всех этих Готьелках, Готианах и прочих Ураньянках. А когда, во время сражений, к ним прибавлялись еще и названия всевозможных воинских соединений (всяких там гесиндальменов, куригальдеров, нумайнеришей и т.д.) у меня вообще мозг вскипал, и я терял всякую нить повествования. Дико меня это раздражало.

Что же в итоге.

Плюсы. Интереснейший мир (который Бэккер не раскрыл и на 10% наверное). Глубокие (опять-таки, наверное) философские вкрапления. Надежда на более удачное продолжение (потенциал мира позволяет).

Минусы. Излишняя затянутость (трилогию, по-моему, можно было сократить раза в два как минимум; а если рассматривать как пролог к основным событиям, которые (я надеюсь) развернутся во второй трилогии, то и вообще можно было уместить все в одной книге). Герои, которым ну совсем не хочется сопереживать (а некоторые просто бесят, хотя это, наверное, не минус, а всего лишь мое их восприятие).

  нет оценки 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 12 ]  +

Великолепная вещь.

Невероятно реалистичная.

До чего же дивные образы всесильного Келлхуса, сомневающегося Ахкеймиона, несчастного Найюра! Иногда автор создавал такой эмоциональный накал в книге, что я то плакал, то улыбался над страницами; чаще всего я просто дрожал от восхищения. Эпопея оправдывает самые смелые ожидания; первая книга — широкая, масштабная, которая открывает перед нами врата в этот печальный постапокалиптический мир, вторая — это невероятное эпическое полотно, достойное Джорджа Мартина! С нетерпением жду перевода третьей книги.)))))

Имхо, эпопея ничем не уступает «Песне Льда и Огня», разве что масштабом, да разве это главное? К тому же вскоре грядет «Аспект-император», и тогда посмотрим, какая же эпопея масштабнее!;-)

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 11 ]  +

«ПОТЕРЯВШИЙСЯ...ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В ЦЕПИ...ПОРАБОЩЕННЫЙ ЖИЗНЬЮ...ОБМАНУТЫЙ ТЬМОЙ ЧТО БЫЛА ДО НАС...ОБРЕЧЕННЫЙ СТРАДАТЬ...ЛИШЕННЫЙ СВОБОДЫ...УЗНИК СВОЕЙ ПРИРОДЫ...ПРИНОСЯЩИЙ СТРАДАНИЕ...ЧЕЛОВЕК» © вариация на тему из Planescape: Torment

Грандиозная мысль, заключенная в трилогию Князь Пустоты — ошеломляет, заставляя переживать противоречивые чувства, вызванные самоанализом своего человеческого “Я”. Ибо кто я, как не раб собственной природы, закованный в рамки плоти, предрассудка, фобий, социума, культуры и прочего? Ложь и самообман почти во всем, что меня окружает, я думаю что знаю, когда монополия на Истину принадлежит кому угодно, кроме меня самого.

Тьма что была до нас – имя ей легион, ибо бесчисленны оковы, поработившие человека. То о чем пишет Бэккер – это философский трактат, обрамленный в виде романа, открывающий глаза на казалось бы очевидные вещи, апеллирующий к природе человеческого бытия. Ведь стоит лишь сместить акценты, исключив всевозможные, затрудняющие взгляд мировоззренческие конструкции, пусть даже и связанные с казалось бы возвышенным, посмотрев на мир сквозь призму холодного и беспристрастного Логоса.  Если вера и даже любовь – лишь инструменты в руках того, кто постигает Логос, как вообще может быть истинным чувство, когда ты сам не принадлежишь себе?

Это роман-трилогия не о том, как надо жить, а о том, в каком мире ты живешь. Это история сына,  посланного убить своего отца, история человеческой глупости и невежества. Каждая строка кричит: «НЕ ПОВТОРИ ИХ ОШИБОК!» Но мы все равно повторим, ведь для людей нет большей правды, чем искусная ложь, так зачем страдать лишний раз, подвергая себя бесконечными сомнениями, когда источник самообмана кроется в твоем же сердце? Для рожденных в миру истинно — все, что питает иллюзию, помогающую ориентироваться в мире.

Бэккер показывает нам вторичный мир в многом подобный нашему, что касается социальных и психологических аспектов, однако очень грамотная и многослойная проработка всевозможных деталей, особенно метафизического и философского характера, делают его воистину уникальным, ставя наравне с Ардой Толкина, а то и выше. Это мир в котором, я бы никогда не хотел оказаться, но от этого лишь еще больше сопереживаю любимым героям. Такие муки, страдания, и кто скажет мне, где конец этому?

Если герои цикла «Льда и Пламени» Мартина в своем большинстве вызывают неподдельный интерес, то Бэккер в этом плане очень скуп, но зато психологическая часть, раскрытие мотивации человеческих поступков, их скрытый смысл на высоте, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту. Кому нужны излияние какой-то проститутки? Или бывшей рабыни? Но без всего этого невозможно понять, что представляет собой человек, и женщина в частности. Лишь детальное осознание того, кто из какого теста вылеплен, и постоянное самокопание всех героев трилогии, дает обильную пищу для размышлений в ракурсе «nature of a man».

Трилогия не лишена чувств, как утверждают некоторые, наоборот – она пропитана ими: любовью, ненавистью и… надеждой. Надежда – это стержень, связывающий всех нас своей незримой цепью. Она кроется в Анасуримборе Келлхусе, дунианском монахе, постигнувшим Тысячекратную Мысль, поработившем все народы Трех Морей и более всех подошедший к разгадке Абсолюта – пути освобождения, преступления пределов, поставленных миром и его бесчисленными оковами. Постижения того, что “здесь”, “там” — это “везде”, а следовательно, “нигде”, и осознание способа полного растворения собственной индивидуальности в безграничном бытии – в Нем. Не меньшая, а то и большая надежда сокрыта в Ахкеймионе, адепте Завета, истинном и последним наследнике Сесватхи, – человеке, потерявшим все: любимых учеников, самого близкого друга, и свою единственную любовь.

Хоть он и потерял свою душу, но обрел – весь мир!

  нет оценки 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

   Цикл «Князь пустоты»-это явление в фэнтезийном мире. Но этот мир не для всех. Если вы привыкли к динамичным сюжетам, где во главу угла ставится действие, то эта трилогия не для Вас. Это вовсе не значить, что здесь отсутствует динамика, она есть, но в первую очередь чем  «цепляет» произведение Бэккера- это прекрасной проработкой мира, тщательнейшим изложением сюжета,  своей жестокой мрачностью и множеством интриг как обычных людей так и богов.  Сам начинал читать этот цикл с трудом, первые ощущения были, что я читаю какой-то философский трактат очень умного человека и ощущаю себя неучем. Но постепенно втягиваясь в сюжет и этот жестокий завораживающий мир я и не заметил как была прочитана первая, затем вторая и третья книги цикла. Что можно сказать? Очень- Мощно!

   P.S. Если вы считаете сложно читаемым цикл Эриксона про Малазан, то значить Вы не читали Бэккера!

   Рекомендация: высокая, но если первые страниц 50 не пойдут, не мучайте себя дальше-это не Ваш автор!

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 9 ]  +

Господа! Поздравляю Вас всех с днем рождения!!! В полку отличных фэнтезийных произведений прибыло.

Кто Папа? Да один фантаст из Канады, филолог по образованию -  Р. Скотт Бэккер.;-)

По совету фантлабовцев и исходя из индивидуальных рекомендаций, решил приобрести данные книги. Ажиотажа не ожидал, но первый том в Лабиринте оказался «последним». Извиняюсь за каламбурчик.

Хожу под впечатлением от трилогии второй день. В книгах есть свои плюсы и минусы, но положительное перевешивает и значительно.

Теперь собственно о том, что скрыто, то бишь под обложкой:

Если по порядку, то очень понравился сюжет и стиль изложения, никогда раньше ничего подобного не читал. Мне кажется, что у автора настольной книгой являются Большой философский словарь, ну и еще с десяток всяких Фрейдов, Юнгов и прочих. Книга настолько пропитана психологизмом и философией, что просто диву даешься. Практически законченный философский трактат плюс обширное психологическое исследование, это же сколько надо литературы перелопатить?

Преклоняюсь перед автором за ответственное отношение к делу, творение его станет в один ряд с другими Великими. А какова картина мира, нарисованная автором? Страны, религии, народы, языки и т.д. и т.п. Все это аккуратно разложено по полочкам и всегда к месту. Под рукой глоссарий больше, чем на 100 страниц из которого можно почерпнуть знаний о мире. Что еще нужно для книжного гурмана? Поистине Великолепный образец эпического фэнтези!

Есть в произведении и несколько минусов, но я хотел бы заострить свое внимание на самом, по моему мнению, важном:

Книгу очень тяжело читать. Поначалу текст кажется громоздким и неказистым, приходится продираться сквозь дебри из слов, но со временем привыкаешь к стилю автора и это перестает напрягать. Почему же это происходит, спросите Вы? Да потому что банально интересно. А для меня это самый важный показатель и оценка любой книге.

Вот такая получилась рецензия. Не обессудьте, если что не так. Здесь отражено только мое мнение.

За сим, прощаюсь.

Оценка: 9 из 10

Рекомендация: Высокая

Читать всем поклонникам эпического фэнтези, значимое произведение.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Дочитал серию... Впечатлений масса и все противоречивые...

Отрицательные:

1. Нельзя столько секса и откровенной порнографии впихивать в книгу. Это мешает развитию сюжета, раздражает, и наконец просто пожирает драгоценную бумагу.

2. Книга построена на эмоциях и чувствах, интеллекта минимум -2 дунианина, а все остальные — «ее\его люблю»,«ее\его ненавижу» — одни крайности.

3. Философия и принципы ее изложения... Скажем мягко — автору не удалась... Суть размыта, а вот язык и манера ее доносить оставляет желать лучшего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Логос — Кратчайший Путь. Путь куда? цель? Даже в буддизме и индуизме путь куда-то ведет в итоге.
Кант изъяснялся гораздо лучше и четче.

4. Ну не верю я в такой полный и глобальный идиотизм со стороны людей.  

Положительное:

1. Атмосфера — чувствуется мрачность Аберкромби и обреченность Сандерсона.

2. Эмоции и чувства показаны ярко и очень насыщенно, хотя и не хватает некоторого налета жизненного реализма. (прошу не путать с реками крови и холмами человеческих тел)

3. Идея — основной и главный плюс книги — это провозглашение власти интеллекта над чувствами.

Вывод — читать можно, если Аберкромби уже перечитали, а Сандерсона под рукой нет.

  Оценка: 7 
Страницы: [1] 2  3  4 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация