FantLab ru

Вера Камша «Довод королей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
581
Моя оценка:
-

подробнее

Довод королей

Роман, год; цикл «Хроники Арции»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Война Нарциссов, страшная гражданская война в Арции, закончилась воцарением молодого Филиппа Тагэре на престоле Мунта. Хватит ли сил молодому королю и есть ли ему на кого опереться? Станет ли его правление лечением для изможденной многолетними войнами страны? Смирятся ли с этим силы, сошедшиеся в битве за Тарру? Мало кто из смертных видит эту битву. Но каждый поступок может отразиться на ее исходе. Ведь Год Трех Звезд уже близко, и Тарра ждет своего Последнего Короля.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 829

Активный словарный запас: средний (2765 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Довод королей
2002 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2010 г.

Историческое фэнтези — жанр весьма интересный, позволяющий писателю переосмыслить какие-то моменты истории и использовать фрагменты судьбы человечества в качестве вдохновения для построения своего собственного мира.

К сожалению, бывает и так, что автор берет какое-то реальное событие и, не меняя фабулы, делает черных белыми и наоборот.

Вера Камша, известная своей нездоровой страстью к Ричарду III, напоминает Дона Кихота, сражающегося с ветряными мельницами. Почему-то вбив себе в голову, что все и каждый считают Ричарда исчадием ада, она упорно пытается переубедить окружающих в этом. И если в «Крови заката», охватывающей события до рождения Ричарда, видно этого, к счастью, не было, то в «Доводе королей» мы будем долго и упорно наблюдать за белым и пушистым доблестным рыцарем Александром Тагэрэ (переименовать англичан во французов -мелкая женская месть очернившем образ кумира автора?).

Основано все это, как вы уже поняли, на Войне Роз. Только Вера Викторовна, кажется, забыла, в каком жанре творит, поэтому многие моменты книги с логикой не ладят совершенно. Скажем, автор переместила действие на материк и оставила все ключевые моменты Войны неизменными. Но, если чуть-чуть поразмыслить, можно понять, что Война Роз развивалась так, как развивалась, именно потому, что Англия не была окружена другими странами (кроме Шотландии, но к этому мы еще вернемся). Арция же ведет перманентную войну с южным соседом. Значит, по законам развития феодализма, на границе должны были появиться мощные феодалы, наделенные большой властью, и, естественно, в гражданской войне они бы непременно приняли участие. В реальной истории так и произошло — и Уорвик, и Нортумберленд, и даже Стэнли, не говоря уже о самом Ричарде, стали настолько развитыми лордами с тренированной военной силой именно потому, что их обширные владения находились на границе с Шотландией, с которой мелкие стычки никогда не прекращались и от которой была постоянная угроза. В Арции же, вопреки логике, сильных феодалов на юге нет, и именно поэтому гражданская война развивается по сценарию Войны Роз. Таким образом, мирок, который наспех соорудила Камша, разваливается еще на форзаце с картой, саму книгу открывать не обязательно.

Но мы её откроем. И что же? Ричард белый, Ричард пушистый, Ричард чудо...Аж тошнит. И, самое главное, Камша очень избирательна. Многие защитники Ричарда предполагают, что сам факт деформации плеч был придуман тюдоровской пропагандой, и тому есть неплохие подтверждения. Но нет, Камше же нужен трагический герой, поэтому даже своих сторонников она будет слушать только до тех пор, пока это соответствует её планам. Неудивительно, что противников она не слушает вообще. Вместо того, чтобы построить вменяемую защиту своего героя, которую было бы очень интересно послушать, она использует форму романа как способ подтасовать улики. Жаль.

Если абстрагироваться от исторических параллелей, что весьма непросто, перед нами увесистый том, написанный очень простым и скучным языком. Герои в нем плоски до невозможности, начиная идеальным Александром и кончая мерзкими злодеями, а фабула предсказуема для любого, кто хоть раз открывал учебник истории. Плюс ко всему линия эльфов, наверное, важная для развития глобального сюжета, к этому конкретному роману отношения не имеет никакого, и смотрится откровенно лишней.

Итог:Скучно, господа, причем и тем, кто Ричарда любит (они знают сюжет) или ненавидит (эти просто читать не станут), и тем, кто о нем никогда не слышал. Желающим полемизировать на тему Войны Роз тут тоже делать нечего, ибо автор бессовестно подтасовывает карты. В романе полно исторических ляпов и нестыковок, а в качестве жанровой развлекательной прозы он проигрывает как западным аналогам, так и другим книгам Камши. Наверное, жаждущим посмеяться его прочесть можно, но «зачем все это, если есть водка Пратчетт»? Роман не настолько плох, чтобы сжигать его на костре, но не настолько хорош, чтобы читать его тем, кто к творчеству автора равнодушен. Любители же идеологии Джозефины Тей и Пола Кендалла возрадуются, и на том спасибо.

Рекомендация: Фанатам автора; ниже среднего

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2013 г.

К четвёртому тому история камшинской Англии-Арции наконец обрастает мелочами и подробностями.

Вместе с взрослеющим Александром-Ричардом мы знакомимся с представителями множества семейств из разных частей страны и ближнего зарубежья. Несмотря на почти полное копирование земное истории, вышла не историческая хроника в фэнтезийных декорациях (как было в третьем томе), а эдакий приключенческий роман. Александр, рыцарь печального образа, идеален и трагичен. Верность стране, верность памяти отца, верность союзникам, верность брату. Своей подчёркнутой белизной он напоминает героев Сенкевича, который тоже любил поиграть в историю. Остальные персонажи выглядят Разумовскими перед Раскольниковым и только тем и заняты, как создать ситуацию, в которой Александр отличится. Дариоло Кэрна и её линия заставляет подумать, а не промахнулись ли мы полкой, может стоило поставить книгу рядом с дамскими романами?

Герои первых двух томов по-прежнему заняты непонятно чем: Герика вообще ничего не делает, Рене появляется в филлерах, Роман гуляет по очередному тридевятому царству.

Итог: поклонникам Камши и любителям рыцарских романов.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2013 г.

Всё таки я решил поставить этому роману четвёрку — написан он неплохо, по крайней мере, по языку. Но он сильно, сильно затянут, немного неровен. Вера Камша, я так понял, полна любви и почтения к одному из любимых персонажей английского романтизма — Ричарду III. В историческом процессе сей товарищ ничем особенным не отметился, но сам его образ по прежнему жив в литературе, и описан весьма по разному. Вспомним хотя бы сочинения Шекспира и Мора. Однако не будем вдаваться в подробности, скажем только, что Александр Тагерэ списан с него целиком (по крайней мере, событийная часть).

Александр Тагерэ — это главный герой романа, если кто не знает, сменивший на этом почётном посту своего отца Шарля. Верный рыцарь, без страха и упрёка, гениальный полководец, хороший управленец и так далее и так далее. Да, он практически идеален, хотя и не лишён сомнений и горестей. И тем не менее... скучен. Камша слишком увлеклась апологетикой Йорка — и это не слишком хорошо отозвалось на образе Александра. Нет, про хороших людей приятно иногда читать, но когда про его идеалы талдычат на протяжении 800 страниц... Вот его брат — Филипп — куда интереснее. Да, он слаб и не слишком умён, но противоречив в своих мыслях и поступках. Также неплох канцлер Гастон, Рауль ре Фло тоже удался... и, пожалуй, всё. Остальные персонажи присутствуют как бы между прочим: Сезара Малве легко перепутать с Рито Кэрна, поскольку суть они одинаковы, Даро Кэрна — прямо таки классическая дева печального образа, спасающего своего возлюбленного, и жертвующая собой. В общем, практически классика авантюрно-приключенческого романа — жанра, к которому я отношусь в общем с осторожностью. Иногда, конечно, ещё прорываются элементы фэнтези — например, достаточно странные и выбивающиеся из ткани повествования странствия Нэо Рамиэрля. Мелькает нестареющий Рене Аррой, эльф Эмзар, где-то в глубине межмирья по прежнему сидят Геро с Эрасти Церной, и мучительно думают, что делать...

У романов Камши есть один недостаток — у неё все события происходят как бы сами собой. Не успеешь перевернуть страницу — а оказывается, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Филипп плывёт в Оргонду изгнанником, поскольку, оказывается, Рауль ре Фло сверг его, а как — будет изложено позже, сухим «хроникальным» языком.
Вообще, порой никакого ощущения плавности текст не оставляет, никакого объёма не создаёт — многое остаётся за кадром, нет тех красивых и мягких переходов, какие присутствуют, например, у Мартина.

И всё равно, я ставлю четвёрку. Роман всё-таки представляет из себя вполне годную для чтения, приятную приключенческую литературу. Всё-таки Камша перестала подражать Перумову и Мартину, и обратилась к классике, начав писать в этом, давно известном стиле рыцарских романов. Неплохо? Да, за это можно и похвалить.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2009 г.

Как правильно сказал до этого StasKr — это, наверное, лучший роман Арцийского цикла. Возможно, оттого, что его сюжет строился на известных исторических событиях, имевших место в старой доброй Англии, что позволило, как мне кажется, избежать многих нелогичных ходов, с одной стороны, и сделать книгу и персонажей более реалистичными, с другой. Так, например, очень порадовал далеко не однозначный образ Филиппа — внушительного и красивого внешне, но при этом лишенного внутреннего волевого стержня.

Несмотря на это, некоторые моменты отдают слащавостью, а ряд образов излишне романтизирован. Хотя, если не заострять на них особого внимания, то книга, действительно, интересно читается.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2009 г.

Середнячок, ничего выдающегося. Эпическим фэнтези не пахнет даже вблизи, хотя если принюхаться отчётливо чувствуется запашок типично женского фэнтези: Анастазия любила Шарля — он её бросил — всем будет плохо!:abuse: Даро: О-о-о я его спасу, если выйду за другого — я мученица, меня жалко, поэтому могу мужу изменить с тем кого спасла. Сопли, слюни — а где развитие сюжета? Где динамика? Их нет, зато есть прямые как палка характеры и зло, которое грядёт! На чём автор остановилась в прошлой книге: предчувствие беды, ждём исполнения всех элементов пророчества, Эстель Оскора и Проклятый уже готовы придти на помощь. А чем закончилась эта? Тем же самым! Рояли в кустах, которые расбросаны с первой до последней страницы и ненужные ответвления (путешествие эльфов) портят всё впечатление, а превращение Мальвани в тигров — бред чистой воды.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2009 г.

А вот здесь самым положительным образом сказалось мое незнание исторической и литературной матчасти. Нет, я знал, что был в Англии такой король – Ричард III. Знал также (из журналов), что Шекспир в своей знаменитой пьесе (её я так же не видел и не читал) сильно очернил и оболгал этого, в общем-то, не самого плохого короля. Но вот подробностей биографии Ричарда III мне были совершенно неизвестны. А от этого никакой предсказуемости сюжета (как было со мной, когда я читал «Кровь заката») для меня не существовало.

Лично я не претендую на пресловутую ПРАВДУ и не стану ни с кем спорить, кем на самом деле был настоящий Ричард III, но Вера Камша, а затем прочитанная по её рекомендации повесть Джозефины Тей «Дочь времени», убедили меня в своей правоте.

Редко, очень редко среди высшей знати и политиков (что настоящий, что литературных) можно встретить ПОРЯДОЧНОГО человека, для которого слово «Честь» не пустой звук, а слова «Не Страна для Тебя, а Ты для Страны» — не громкий лозунг, а руководство к действию. И насколько же интересно наблюдать за столкновением этих, без всякой иронии, высоких идеалов с суровой действительностью! Что делать благородному принцу, если он видит, что его коронованный брат ведёт страну в пропасть? Что каждый день приближает правящую династию к катастрофе? Что вообще важнее при таком раскладе: спокойная совесть и незапятнанная честь одного человека или благополучие целого королевства? В современной литературе чаще выбирается второй вариант, да я и сам считаю точно так же, но возможно именно по этому было безумно интересно следить за судьбой Александра Тагерэ, который раз за разом выбирал честь. В отравленной чередой бесконечных предательств и измен стране Александр становится последней опорой правды и справедливости, вокруг которой собираются люди, которые видят смысл жизни не только в том, что бы побольше урвать из государственного корыта.

Отдельно радует тот факт, что не смотря на всю свою идеальность, Александр не разделил судьбу большинства положительных героев и не стал картонным персонажем. Вере Камше удалось сделать то, что не получалось у слишком многих писателей: её идеальный герой, её рыцарь без страха и упрёка получился живым человеком, следить за перипетиями судьбы которого безумно интересно.

Кроме интересного сюжета автор радует высокой динамикой событий (книга охватывает временной промежуток примерно в двадцать лет) и обилием интересных героев. Героев много и все они разные: слабый Филипп, властолюбивая и расчётливая Анастазия, отчаенный Рафаэль Керна и многие другие.

Итог: одна из лучших книг Веры Камши и пожалуй сильнейшая в арцийском цикле.

P.S. А история с творчеством Шекспира (или того, кто скрывался за этим псевдонимом) служит прекрасным примером, как исторические факты коверкаются в угоду политическим потребностям.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2008 г.

Знакомство с автором началось именно с этой книги. Но не однозначно все начиналось: вначале книги есть вступление, прочитав которое книга была отиложена на n-ное время. Но когда книга попала второй раз в руки, уже отложила только прочитанную.

Что же такого именно в этой части? Наверное то, что она самая эмоциональная. Именно через эмоции, переживания, чьи-то мысли, чувства передается весь дух и атмосфера показанного времени.

Более сложная по структуре в отличии от предшествующих книга.

До сих пор остается самой любимой книгой В.Камши.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2009 г.

К сожалению, я неплохо знал историю Ричарда III до прочтения этого романа. Поэтому, что произойдет в книге было известно наперёд. И это плохо. Взял автор какой-либо исторический период, поменял имена, названия местности, и давай читай! Извините, это уже неуважение к читателю.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2008 г.

Книга читается немного интересней предыдущих, но из-за броска в будущее встаёт вопрос, а зачем вообще три предыдущих книги? Герои все, кроме одного поменялись. «А не зачем» — ответ, просто пишем, на ходу сочиняем, цельной идеи никакой нет, а это очень огорчает. Зачем я взялся это читать? Риторический вопрос, но дальше читать точно не буду.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2007 г.

Роман с которго началось мое знакомсвто с Камшей. Ну что сказать? Мощно, сильно... главный герой — Александр Этстре (а без сомнения именно он является главным действующим лицом книги) притягивает с первых страниц, и отнюдь не из-за сочувствия к своему телесному изъяному. Это можно сказать роман взросления. Мы наблюдаем как Александр из зеленого юнца становится настоящим мужчиной, защитником своей дамы и своей страны. Что и говорить, на его долю приходятся отнюдь не малые испытания — несчастная любовь, предательство — все накладывает глубкие шрамы на его личность, но поражает в нем абсолютно несгибаемый внутренний стержень — «Верность обязывает». Не просто девиз сплотивший соратников и друзей вокруг него, но сама суть молодого рыцаря, такое даже в книгах нечасто увидишь.

Великолепные исторические декорации и атмосфера рыцарства любовно выписанные автором лишь глубже дополняют содержание романа, до предела наполненного придворными интригами, кровавыми битвами, любовью ну и всем тем, что присуще настоящему рыцарскому роману.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2005 г.

«Довод королей», на мой взгляд, самая удачная книга из серии «Хроники Арции». В ней соединено всё, и интриги, и любовь, и борьба за место под солнцем. Хотя, наверное, мне более симпатичен сам главный герой, но остальных назвать второстенными персонажами как-то нельзя. Более всего нравится стиль повествования. К сожалению, в дальнейших произведениях он переменился.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2011 г.

прекрасная книга. Наверное, это самый сильный роман всего первого цикла (хроники Арции) Камши...

Книга о чести, доблести, государственной мудрости и любви. И своеобразный литературный памятник одному славному (но оболганному врагами) королю, настоящему государю и рыцарю...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2007 г.

Ставлю 10 — потому что только здесь можно прочесть «Верность обязывает». За душу берёт, знаете ли

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2005 г.

Отлично! Книга, которая вознесла Веру Камшу в тройку моих любимых писателей! С удовольствием читал.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2005 г.

С удовлетворением отмечаю, что класс автора растет от книги к книге. Неоднозначные интриги, грамотное соотношение случая и рока... И, несмотря на элемент затянутости, все как-то уместно. По стилю это уже не совсем классическое фэнтези, а смесь психологической политической драмы с вышеупомянутым. До высшего пилотажа далеко пока, но местами все напоминает некоторые книги Лиона Фейхтвангера («Лженерон», «Лисы в винограднике»). Тоже, кстати, написанные по скелету исторических событий.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх