FantLab ru

Дэвид Эддингс «Белгариад»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Голосов:
217
Моя оценка:
-

подробнее

Белгариад

Belgariad

Роман-эпопея, год; цикл «Белгарион»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Герой этого цикла, юный Гарион живет себе на крестьянской ферме вместе со своей тетей Пол и не подозревает, что впереди его ждут захватывающие приключения, трон Райвенского короля и титул Императора Запада, любовь прекрасной, хотя и жутко капризной принцессы Се'Недры и в конце концов схватка со злобным богом Тораком. Ну, а для начала надо набрать дружину молодцов и разыскать могущественный Артефакт — Око Олдура...

Содержание цикла:

7.81 (16)
-
7.69 (16)
-
  • + The Rivan Codex (1998) [приквел] // Соавтор: Ли Эддингс  
7.59 (17)
-
7.51 (251)
-
15 отз.
7.69 (216)
-
5 отз.
7.67 (201)
-
2 отз.
7.68 (199)
-
3 отз.
7.74 (195)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Белгарион»


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 1991 // Роман (США)

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1991 // Роман (США; роман-эпопея)

Похожие произведения:

 

 


Обитель чародеев
1996 г.
Последняя игра
1996 г.
Создатели чуда
1996 г.
Волшебный гамбит
2004 г.
Последняя игра чародеев
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Belgarath the Sorcerer
1995 г.
(английский)
Polgara the Sorceress
1997 г.
(английский)
The Rivan Codex
1999 г.
(английский)
Castle of Wizardry
2000 г.
(английский)
The Belgariad: Part 1
2004 г.
(английский)
The Belgariad: Part Two
2004 г.
(английский)
Belgarath the Sorcerer
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2017 г.

Когда берешься за чтение какого-нибудь фэнтезийного цикла, состоящего из пяти полновесных романов, то сперва даже ощущаешь себя в положении Ломоносова, который отправился в Москву за знаниями пешком вместе с рыбным обозом...

То есть путь предстоит неблизкий, и нет гарантии, что вообще доберешься до финального пункта маршрута, и нет уверенности, что в этом самом финальном пункте тебя ждет заветный приз, а не злополучный пшик. А еще периодически в голове проскакивает мысль «И чего мне дома не сиделось?», в смысле «Есть книжки, которые не съедят у тебя целую неделю, их можно и за один вечер одолеть»...

Тут даже начинаешь сочувствовать главному герою. Его тоже выдернули из уютного домика, отправили совершать подвиги, а то, мол, не то пророчество исполнится, заставили исколесить половину королевств и империй тамошнего фэнтезийного мира. И у него тоже в голове периодически проскакивала мысль «И чего мне дома не сиделось?», в смысле «Боги и чародеи с королями натворили всяких безобразий, а теперь простой деревенский парень прямо таки обязан победить Чорного Властелина или пасть смертью храбрых»...

Но Эддингс не подвел...

Чтение вышло занятным, приключения оказались увлекательными, чудеса — волшебными, подвиги — героическими, а исход путешествия Гариона и его битвы супротив зловещего божества по имени Торак — счастливым, но неожиданным и с примесью грусти. То есть, практически, строго по рецепту, как доктор прописал. Можно посетовать на то, что якобы коварные интриги рассмешили бы своей наивностью даже Неда Старка, на то, что характеры главных героев неизменны из романа в роман, на некоторое занудство отдельных глав, но...

Все эти недостатки искупаются неплохим чувством юмора Эддингса и его умением создавать обаятельных персонажей, что ныне особенно важно в обстановке затянувшегося уже засилья тиранов, негодяев и психопатов на страницах так называемого «чОрного» фэнтези. В отличие от иных убийственно серьезных многотомных эпопей, вгоняющих в депрессию, в «Белгариаде» всякая слегка занудная или излишне кровожадная страница моментально компенсируется весьма ироничной и изящной страницей, заставляющей улыбнуться и все автору простить...

Ну а буде кому покажется, что сия пенталогия состоит из сплошных штампов, то дело все в том, что Эддингс как раз и является разработчиком многих фишек, которые затем активно эксплуатировались всеми, кому не лень....

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2016 г.

Первое впечатление — неплохое олдскульное, ламповое фэнтези. Мальчик — наследник огромного магического таланта и престола, живущий в глуши и не ведающий о своей силе, отправляется спасать мир.

Но чем дальше, тем больше ярче проявляются многочисленные недостатки:

- За 5 томов автору так не удалось создать вменяемый мир. Нации описываются по принципу — вот драснийцы, они умные и изворотливые, вот аренды , они храбрые, но недалекие, вот мерги, они злобные и жестокие. География невнятная.

- Персонажи шаблонные и пресные. Взбалмошная принцесса, благородный рыцарь, проныра и т.д. Взаимоотношения между ними, особенно между влюбленными вообще тихий ужас. Все поголовно друг друга любят, но не показывают этого, а старательно треплют друг дружке нервы. И чем сильнее треплют, тем глубже и искреннее чувства.

- Все предсказуемо до ужаса, и вдвойне ужасно, что еще и затянуто. Пролистывать сотни страниц, заранее зная результат не самое увлекательное занятие.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2011 г.

О цикле Дэвида Эддингса я знал еще с раннего детства – папа часто покупал мне различные фэнтезийные книги, на последних страницах которых красовались анонсы «Белгариада», «Легенд Скарпсея», «Заклинательниц ветров», «Ордена Манускрипта» и многих других книг, которые, к сожалению, в то время невозможно было достать в магазинах моего города. Возможность наверстать упущенное появилась у меня сейчас и время от времени, я перемежаю чтение новинок книгами, которые, наверное, уже успели стать классикой фэнтези.

«Белгариад» — это эпос о противостоянии двух Пророчеств, разными путями ведущих к событию, исход которого способен изменить Вселенную, история борьбы за Око Олдура — могущественный артефакт, дающий его владельцу неограниченную власть.

Простой деревенский паренек Гарион живет со своей тетей-кухаркой на небольшой ферме, но тихий и спокойный быт в раз меняется с прибытием Старого Волка. Мальчик осознает нависшую над ним опасность и теперь ему предстоит пройти долгий путь вместе со старым чародеем, кузнецом Дерником, хитрецом Силком и богатырем Бейреком, чтобы вернуть Око Олдура наследнику Райвенского трона.

Аллюзии

Наверное, ни одно эпическое фэнтези не может избежать сравнений с эталоном жанра — «Властелином Колец». Не смотря на многочисленные комментарии на различных сайтах о сходстве «Белгариада» с эпосом Толкиена, лично я общего обнаружил мало. Конечно, здесь тоже присутствует мифологическая основа (эпиграфом каждой книги служит отсылка к далекому, полулегендарному прошлому), глобальная и продуманная карта мира, масштабные сражения и поход, от которого зависят судьбы всех народов. Но любые намеки на сходство пропадают в первой же книге, когда нашему взору предстают короли этого мира – толстые и ленивые старики, скучающие от дворцовой жизни и тоскующие о славных подвигах своих предков. Поневоле задумываешься, куда им до мудрых и величественных правителей Средиземья?

Первая книга цикла – «Обретение чуда» — куда больше напомнила мне приключения Гарри Поттера (даже имена главных героев похожи). Смотрите сами – главный герой растет, не зная своего истинного происхождения под опекой могущественных защитников, которые для его же безопасности выдают себя за простых людей. К тому же, гролимы — главные враги Гариона, в случае, когда кто-либо произнесет их имя, могут начать слежку за этим человеком с любого расстояния, а один из главных отрицательных персонажей первых двух томов, Эшарак, с помощью установленной с мальчиком ментальной связи, в определенной степени контролирует его мысли и поступки.

Возвращаясь к «Властелину Колец», с некоторой натяжкой, можно посчитать, что путь защитников Ока простирается по местам, похожим на земли, пройденные братством Кольца. Лес Дриад вполне может сойти за Лориен, Марагор одновременно похож и на копи Мории и на пещеры призраков, в Ктол Мергосе нашлось место даже для двери с волшебным замком, страна энгараков – просто вылитый Мордор, а визит к отшельнице Вордай очень напоминает гостевание хоббитов у Тома Бомбадила, разве что Вордай не пыталась заставить Око Олдура исчезнуть.

И наиболее неожиданная параллель — в конце четвертой книги, когда Гарион осознает свое истинное предназначение, цикл словно превращается в перенесенную в более масштабные декорации версию Линдгреновской «Мио, мой Мио».

Волшебство

Не смотря на обилие персонажей, главными героями цикла все же являются чародеи. В первых трех книгах кажется, что возможности Белгарата и Полгары практически безграничны. Чего они только не делают — и дождь вызывают, и мысли читают, и в животных превращаются, и из сухой ветви цветущую яблоню выращивают, а при желании даже целый город могут в щепки разнести. При этом, даже время от времени вспоминают о том, что гролимы, от которых вроде как необходимо скрываться, могут почуять использование волшебства. Но уже в «Обители чародеев» и для всемогущих чародеев появляются ограничения: нельзя приказать чему-либо перестать существовать, ведь тогда сила обратится против своего хозяина, а применение особо мощного волшебства истощает силы настолько, что усталость может не проходить в течение недель, либо способности вообще могут исчезнуть.

Мир «Белгариада»

В целом, цикл можно рассматривать, как путеводитель по миру, придуманному Эддингсом. Страны различаются по форме правления и социальному строю, а за народами мира «Белгариада» угадываются прообразы из реального мира. Так, аренды напоминают рыцарей средневековой Британии, да и феодальный строй, царящий в их стране служит еще одним поводом для сравнения, история истребления народа Мары жадными к золоту толнедрийцами похожа на уничтожение южноамериканских индейцев испанскими конкистадорами, наездники-олгары внешним видом смахивают на украинских казаков, найсанийцы как две капли воды похожи на египтян, олорны – вылитые викинги, а жители Синдарии своим способом избрания правителя могут сойти за любую демократию современного мира.

Персонажи

Удивительно, но главный герой книги кажется совсем тусклым персонажем. Куда интереснее наблюдать за взаимными подтруниваниями Белгарата, Полгары и Силка, как раз их отношения и создают особую атмосферу книги. На их фоне многие другие участники отряда выглядят либо неярко, либо просто нелепо: глуповатый Леллдорин, непобедимый, но невероятно пафосный рыцарь Мэндореллен, угрюмый всадник Хеттар и, конечно, капризная принцеса Се’Недра. О ней отдельный разговор. В сравнении, к примеру, с Малтой из «Саги о живых кораблях» Робин Хобб, принцесса совершенно безобидна, но в некоторых случаях действует невероятно глупо, что особенно удивляет, если учесть, в насколько серьезных событиях ей приходится принимать участие.

Итог

Цикл, на мой взгляд, получился очень неровным. Первая половина «Обретения чуда» меня заинтересовала: преследования гролимов, хитрости и маскировка – все это создавало интригующую завязку. С момента появления королей мое отношение изменилось, да и многие перспективные сцены, к примеру, переправа через Чирекский пролив, ограничились парой абзацев. Главным минусом второй книги для меня стали неуязвимость отряда и бесконтрольное использование магии – любая интрига пропадает, если преодоление препятствий не стоит героям никаких усилий. «В поисках камня» стала для меня лучшей книгой цикла – время, проведенное в Долине Олдура, сцены перевоплощения Гариона в волка, его охота вместе с дедушкой и бабушкой, встреча с другими чародеями и Олдуром помогли глубже раскрыть главных персонажей. Сюжет следующей книги — «Обители чародеев» — провисает из-за долгого бездействия в Райве, а перевоплощение Се’Недры в Жанну Д’арк выглядит совсем уж неправдоподобно. В последней части цикла примерно четверть книги описывает совершенно не нужные политические интриги, но как только начинается решающая битва, забываешь о всех недостатках – она описана красочно и масштабно. В целом, я могу сказать, что цикл «Летописи Белгариада» является вполне достойным представителем эпического фэнтези.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2011 г.

Живущий в деревне главный герой, в будущем — великий маг и правитель; мудрый чародей-наставник; прекрасная, но своенравная принцесса в качестве «любовного интереса»; верные спутники; пропавший артефакт и злое божество... Да, стандартно, предсказуемо, шаблонно, но читается легко и приятно, послевкусие отличное, а обязательный хэппи-энд вызывает не тошноту, а действительно светлое чувство. Главный козырь Эддингса (помимо динамичного и увлекательного сюжета) — герои: обаятельные, яркие, запоминающиеся, их остроумные диалоги и перебранки неплохо разряжают обстановку между «серьёзными» эпизодами. Мир Белгариада не слишком наворочен, но его история и теология продуманы неплохо. Итог — качественное развлекательное фэнтези. За непредсказуемостью и серьёзной проблематикой — не сюда, но отдохнуть и приятно провести время за чтением этого цикла очень даже можно. А кто сказал, что такие книги не нужны?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2009 г.

Довольно среднее фэнтези по всем параметрам. Но самое главное — оно очень легкое, красочное, красивое и предназначено для отдыха. Если Вы собираетесь отдохнуть за чтением довольно легкого фэнтези — этот роман для Вас. МНе лично очень понравилась эта сторона романа. Книгу можно назвать «семейного типа» хоть это и эпик.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2009 г.

Белгариад это лучший цикл из работ Эддинкса и один из самых оригинальных циклов где простой деревенский мальчик отправляется спасать мир

Хотя образ наследственного героя в чем-то и стандартен, главное зло ещё спит и прежде чем оно снова начнёт разрушать мир, герой должен предотвратить его пробуждение. Главный герой, в начале наивный деревенский парнишка постепенно меняется, и по мере того как приходит понимание того кто он есть на самом деле, наивность и ребячество меняется на серьёзность и жесткость

Эддингс не подражает стилю Толкиена, не основавывает свой мир на эльфо-гномо-человеческих взаимоотношениях

Здесь интересные обычаи, интересная политика государств (например страна которая выбирает своего короля), и международные отношения. Мир киниг правдоподобен, потому что есть смысл и в политике и в религии

Написано хорошо, недруги хитрые и скользкие, диалоги часто забавные, у действующих лиц хороший балланс серьезности и юмора. Плохо то что постепенно по мере чтения одно и тоже повторяеся в различных вариантах, и то что нравилось в начале становится предсказуемым и начинает раздражать.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2007 г.

Этот цикл был дебютным для автора, и, в общем, для дебюта справился он неплохо! Оценку ниже 9 просто рука не поднимается ставить. Много раз говорила и повторю опять — мало в литературе обаятельных героев. Эддингс — автор, который умеет сделать обыкновенного нищего — могущественным волшебником, кухарку — волшебницей, королеву — маленькой глупой девочкой, равно как и наоборот. А вот тем, кто говорит о том, что злодеи его глупы, ненатуральны и вообще, отстают от жизни, так какая разница? По-моему, читать его книги интересно не столько из-за злодеев, сколько из-за героев и неповторимого слога, тонкой иронии, хороших, счастливых концовок и тщательно прописанной мифологии мира, в который погружаешься с головой и не хочешь уходить.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2007 г.

Обычное фэнтэзи. После Элении и Тамула плавненько откатывается на третье место

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2018 г.

Сложилось ощущение, что писал упоротый националист. Все народы в мире «Белгариона» обладают ярко выраженными чертами национального характера. Настолько ярко, что в жизни такое встречается лишь в анекдотах да в стереотипах самых дремучих нациков. Между тем, многие народы списаны, по крайней мере, частично, с народов из реального мира. Что наводит на размышления.

Читается поначалу не очень увлекательно, нудновато. Но потом «раскочегаривается», и к концу цикла уже вполне бодренько, затягивает.

Ещё удручает невнимание автора к деталям. Так, бывает, герои долго едут по безлюдной местности или избегая поселений, и автора не волнует, что при этом едят они сами и их лошади.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2005 г.

В плюс этому циклу Эддингса можно занести на мой взгляд, описание политики и религии (это, кстати, сильные стороны всех его книг). Если б их не нивелировали минусы прочих составляющих, это был бы шедевр. А так...

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2006 г.

Задумывалось неплохо, но исполнение подкачало. Как всегда у героев ну такие тупые враги. Почему же они столько лет побеждали?:confused:

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2005 г.

«Хроники Элении» сильнее. Количество клише и самопвторов Эддингса просто удручает.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх