fantlab ru

Александр Солженицын «Ленин в Цюрихе»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.60
Оценок:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Ленин в Цюрихе

Документальное произведение, год; роман-эпопея «Красное колесо»

Аннотация:

«Ленин в Цюрихе» — художественное исследование личности Ленина и близких к нему людей в предреволюционный период. Александр Солженицын 40 лет детально исследовал эту тему, особенно совершенно не затронутые в советской историографии взаимоотношения Ленина с Парвусом, позднее — с немецким послом Ромбергом. Собранные важные материалы и их осмысление разрослись настолько, что Солженицын решил издать эти 11 глав, рассеянных по эпопее «Красное колесо», отдельной книгой.

Автор сочетает тщательную реконструкцию достоверных исторических фактов с психологической моделью ленинских мотиваций. Ленин у Солженицына в этот период — одинокий фанатик, почти всеми позабытый и готовый на всё, чтобы восстановить былое влияние.

Издание завершается известием о революции весны 1917 года и планами на возвращение в Россию при содействии Германии.

Примечание:

Главы из романа-эпопеи «Красное Колесо»:

  1. из Узла I «Август Четырнадцатого»:

    1. Глава 22

  2. из Узла II «Октябрь Шестнадцатого»:

    1. Глава 37

    2. Глава 43

    3. Глава 44

    4. Глава 47

    5. Глава 48

    6. Глава 49

    7. Глава 50

  3. из Узла III «Март Семнадцатого»:

    1. Глава 5

    2. Глава 449

    3. Глава 604


Входит в:

— роман-эпопею «Красное колесо»  >  Отдельно публиковавшиеся главы и подборки глав

— роман-эпопею «Красное колесо»  >  Отдельно публиковавшиеся главы и подборки глав  >  документальное произведение «Ленин: Цюрих — Петроград», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Ленин в Цюрихе
1975 г.
Ленин в Цюрихе. — Рассказы. — Крохотки. — Публицистика
1998 г.
Ленин: Цюрих — Петроград
2001 г.
Царь. Столыпин. Ленин. Из «Красного Колеса»
2011 г.
Царь. Столыпин. Ленин. Главы из «Красного Колеса»
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так значит, это — документальное произведение?

Конечно, Александр Исаевич, Вы проделали просто титанической труд, собирая документы по всем доступным архивам и частным источникам, Вы их блестяще проанализировали и систематизировали, обобщили и выстроили в логическом порядке, и, да, Вы сделали это образно и насколько возможно — художественно. И все же...

Документов о примечательной беседе Ленина и Парвуса, которая явно — композиционный (да и смысловой) центр данного повествования, ведь нет, не правда ли? Их нет и до сих пор, только их неявные следы едва заметны опытному взгляду историка...но «следы» — не доказательства. Но Вы ведь и не настаиваете на документальности этой сцены, и поэтому...

...что же мы такое видим в этом «документальном и реалистическом» тексте?! Откуда ни возьмись появляется этот странный, так похожий на мелкого беса, Скларц...или он мерещится затуманенному болезнью и усталостью ленинскому воображению? Но ведь и Надя его тоже видит? Или она вовсе его и не видит? Куда вообще исчезает Надя в продолжении всей этой центральной сцены? Она на кухне или... в другой реальности осталась? Дальше — больше: сама собой зажигается керосиновая лампа на столе и горит целых два часа, хотя Надя опять «забыла налить в неё керосину»; предметы начинают жить фантастической жизнью: то шляпа на столе приподнимется и подмигнет Ленину яркой подкладкой, то ручка баула перекинется на другую сторону, а сам баул, материализовавшийся на середине комнаты, все увеличивается и увеличивается до размеров большой чёрной свиньи. А в руках у Ленина оказывается толстый документ на дорогой плотной бумаге, так раздражающий его: три листа заполнены никак не усваиваемым текстом, а четвёртый — только начат и в основном — пуст, как будто оставлено место для подписи...кровью? И тут — кульминация «триллера»: баул с треском разрывается, и из него вылезает тучная бегемотообразная фигура Парвуса. Парвус без приветствий и объяснений плюхается на кровать рядом с Лениным, дышит на него « болотными дыханием», и кровать с ними обоими по всем законам жанра (но не реалистического!) поднимается высоко над миром, сидя на ней, свесив ноги в пустоту, они и ведут свои конспирологические беседы. Кому как, но мне это очень сильно напомнило все произведения мировой фаустинианы. Особенно — сцену беседы Адриана Леверкюна с Чертом из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна: психология взаимоотношений героев очень похожа. Только манновский Чёрт продаёт композитору 24 года творчества, а Парвус своему «Фаусту» — практическую реализацию его идей по переустройству мира сего. Заканчивается же сцена в булгаковском духе: Парвус вместе с компанией — «бесом» Скларцем, баулом-бегемотом и замешкавшейся шляпой — «вытягивается» в окно.

А Надя так ничего и не замечает. Кстати, о Наде. В свете вышеописанной сцены я переосмыслила всю предшествующую и последующую документальность этого произведения, и Надежда Константиновна в описании Солженицына вдруг предстала передо мной в образе Гретхен. Трогательно заботливая, терпеливо сносящая все мелочные придирки, эмоционально покинутая своим любимым (его эмоции отданы где-то далеко и виртуально существующей Инессе Арманд) — она лишена женского счастья материнства, эта часть её как бы «убита» беззаветным служением своему кумиру, в котором она видит прямо-таки метафизический смысл.

Разумеется, в повествовании созданы и вполне реалистические образы, и их много, как много документально подтвержденных сцен и событий, но в контексте данного ресурса мне представилось интересным подчеркнуть именно фантастические мотивы в творчестве Солженицына. Мне неизвестно, читал ли Александр Исаевич Томаса Манна, но гетевский «Фауст» присутствует в 8-ой главе «В круге первом» — в очень интересном изложении Льва Рубина, в чьи уста автор явно вложил свои убеждения о пагубности фаустовского стремления переделать реальный земной мир по идеальным схемам.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх