Олег Радзинский Агафонкин и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Олег Радзинский. Агафонкин и время
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Олег Радзинский. Агафонкин и время

Статья написана 15 января 2015 г. 14:18

Олег Радзинский. Агафонкин и Время. М.: АСТ: Corpus, 2014.


Кто он таков, этот Олег Радзинский, откуда взялся?

Кто это его надоумил сочинить роман на такую странную тему?



Страницы биографии автора, которые можно выудить из сети, впечатляют. Например, пишут, что он отхватил полмиллиарда долларов, заработав на российском Рамблере: купил компанию в 2002-м году, а через несколько лет продал Потанину. Какой была жизнь Радзинского до этого, чей он сын, где учился (филфак МГУ, Колумбийский университет), чем болел, за что сидел (Лефортовская тюрьма, потом – лагерь строгого режима для рецидивистов в Томской области), сами нагуглите, если захотите. Наверное, только миллионер и свободный человек мог написать такую могучую и сложную книгу. Такую мультисобытийную, такую многоперсонажную, такую полиумную… Только долларовый миллионер мог позволить себе подробно (в специальном путешествии) ознакомиться с местами действия книги, внимательно изучить натуру романа и работать над ним в своё удовольствие, спокойно, не торопясь, сколь угодно долго. Да хоть четыре года подряд… Ведь хлеб насущный не переводится в его хлебнице. В Ницце. Ну да ладно. Это я от зависти. Но не к богатству автора. Писатель-миллионер на моё читательское счастье оказался талантливым. Из редкой когорты тех, кто заработал, чтобы писать, а не написал, чтобы заработать. Роман необычен, туго сверчен, сложно закручен. И даже придраться не к чему. Правда, одну нестыковку я всё-таки обнаружил… Там, где речь идёт о Колонийской протоке. Вокруг этой протоки с лепрозорием (Заимкой Прокажённых) на берегу происходят очень важные события. Сначала я думал, что так и надо, потому как у Радзинского всё – неспроста, но нет, тривиальный писательский недосмотр оказался. Протока эта в начале романа течёт из реки Вилюй (с. 176) в озеро, а ближе к завершению книги – почему-то уже в Вилюй из озера впадает (сс. 430, 465).


К чтению объёмистого тома, в котором одних только первых глав – восемь штук (!), я приступил с настороженностью. Смущало обилие действующих лиц, запутывала нелинейность повествования, казались ненужными мелкие подробности. Но уже на первой трети книги опасения исчезли. Автор покорил меня безукоризненным владением словом, хладнокровным «остранением» и аккуратной издевкой в одних местах, эмоциональным напором и грустным юмором – в других, откровенным стёбом – в третьих. Персонажи и подробности филигранно увязывались между собой, оказывались абсолютно необходимыми для создания цельной литературной конструкции. Иногда приходилось, листая страницы в обратном направлении, вспоминать, в каком контексте уже мелькал какой-то нюанс, где уже всплывала вот эта незначительная деталь. Потому как эта деталь (например, обычный детский волчок, маленькая юла) могла неожиданно оказаться вещью основополагающей, центром вращения всего сюжета.


Кстати, о сюжете. Курьер Агафонкин (напомню, имя Агафон восходит к др.-греч. Ἀγάθων – «добро, благо») осуществляет таинственные Выемки-Доставки неких писем и разных, с виду бесполезных, предметов, перемещаясь в пространстве-времени «по Минковскому», то есть, вдоль мировой Линии Событий, связывающей всё когда-либо произошедшее, происходящее или будущее происходить. «Будущее происходить»! Каково? Именно так сказано в романе и, опять же, неспроста. Способ, которым пользуется Агафонкин для своих темпоральных прыжков, автор объясняет достаточно внятно. Но, всё-таки, для чего Радзинский гоняет своего героя, и читателей вместе с ним, по эпохам, переплетая временнЫе слои реальности и магические кунсштюки, описывая будни странных обитателей московской квартиры в 3-м Неопалимовском переулке и якутскую колонию прокажённых, любовные томления актрисы Кати Никольской в середине пятидесятых и кровавые экзерсисы демонов Гога и Магога в современной столице, Монголию XII века с Чингисханом, планирующим жизнь по книге Василия Яна, и киевский Парк Пушкина? Не только же для того, чтобы поиграть с аллюзивными отсылками к Михаилу Булгакову и вступить в малопродуктивную полемику с Виктором Пелевиным? Последний с постоянством, достойным лучшего применения, талдычит в своих романах, что нашей вины во всём происходящем вокруг нет, «поменять ничего нельзя, а нужно просто откинуться назад, устроиться поудобнее и обозревать», что «человек не может формировать мир своей волей, всем управляют силы несравнимо более могущественные, чем он сам или то, что он может осознать». Я сейчас коротко процитировал слова не гуру Пелевина, а самого Олега Радзинского из его предыдущей книги «Иванова свобода» (2010). Но способны ли что-то поменять люди-персонажи Радзинского из романа «Агафонкин и время»? Да, они пытаются развернуть ход истории по своему усмотрению, но привлекают-используют для этого опять-таки артефакты магические, метафизические, к тому же не все в романе – человеки. Не совсем человек, к моему большому сожалению, и курьер Агафонкин, а ведь именно он, жертвуя собой, размыкает мерцающее кольцо повторяющихся судеб. Значит, на людей особой надежды нет... Нет у Радзинского особой надежды и на Бога. Мне симпатична его идея бога-соседа, бога-дворника, бога-неприметного человека рядом с нами, бога всё понимающего, но меня страшит равнодушие этого бога. Бог напрочь забыл, для чего он создал мир, и что с ним делать дальше… И это меня тоже пугает. Тем не менее, как ни странно, книга Радзинского чудесным образом наполнила меня оптимизмом – я окончательно убедился, что все эти магические артефакты (судьбовертящие юлы, чудесные Кареты, крутящиеся волшебные бурулганы в протоках) бессмысленны и бесполезны сами по себе. Мало проку и от бога, запамятовавшего, для чего он начал свой долгосрочный проект, бога без цели, бога, который начисто лишён воображения и никому ничего не должен. Должен – человек! Человек не может обойтись без любви, взлётов и падений, мучений и поисков истины. Только человек может совершить чудо. Да вот хотя бы – такую книгу написать.

Но юлу найти надо...


Сайт книги: http://агафонкинивремя.рф/






514
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 15:43
Ну вы прям заинтриговали, рецензией и почти «саймаковской» юлой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 16:09
:)


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 16:46
Рррррекомендуешь?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 18:33
Всенепррррременно.


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 18:11
Да, в меня книга тоже оптимизм вселяла-вселяла (пока читал), да и вселила. До сих пор плещется, играет бликами от юлы. А аллюзий сколько!
Р-роскошная вешчь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 18:38
Согласен.


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 18:28
Дочитываю. Мозаичная вещица, пока больших достоинств не вижу. Хорошо, что автор любит и ценит Булгакова и «Отягощенные злом» ( Магог — в чистом виде Агасфер Лукич), читал и Юзефовича и Калашникова. Много бисера и ужасные сцены с Путиным ( «Не бзди, Диимыч» и проч.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 2015 г. 18:37
Так ведь всем нам давно известно, что «на вкус и цвет...»

А слово «вещица» Вы как-то совсем уж не к месту употребляете, в данном случае даже по весу: «Берешь в руки — маешь вещь».
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 06:51
Если по объему- то да, томина. Но эдак придется комплиментарно называть «творчеством» и печатные листы Донцовой там. Назовем корректно:роман Радзинского мне не показался ни высокой прозой ( она на нее и не претендует), ни прямо увлекательным развлечением. Энергично, не без находок, хорошо выписаны монгольские стилизации под прозу Юзефовича ( преимущественно «Песчаные всадники). Отправил автор Путина в 1861 год, позабавил. Центральные злодеи не только из «Отягощенных злом», но и из Геймана, «Кракена» — чрезмерные во всем типажи.
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 13:48

цитата

( она на нее и не претендует)

Не знаю, кто такая «она», (вспоминается — «кто на ком стоит?»). а что касается романа Радзинского, так это — книга очень хорошая, я бы даже повторил, улыбаясь, за Д.Быковым «выдающаяся». Рекомендовал бы прочесть и предыдущую книгу этого автора «Иванова свобода» (2010). Если для Вас Донцова и Олег Радзинский стоят в одном ряду, то разговор наш абсолютно контрпродуктивен. Спорить с Вами я более не буду, отношение Ваше к роману мне понятно. А своё я уже изложил в отзыве выше. Перечитайте.
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 15:13

цитата Lartis

Рекомендовал бы прочесть
,

цитата Lartis

разговор наш абсолютно контрпродуктивен
,

цитата Lartis

Спорить с Вами я более не буду
,

цитата Lartis

Перечитайте.
Прекрасные формы свободного обмена мнениями. Рецензия мне Ваша понравилась, роман чуть менее. Это нормально.


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 16:25
Пожалуй, книга года на русском языке. Автор ворвался в мою читательскую жизнь подобно спринтеру. Прочёл накануне новогодних праздников. Чтение оказалось праздником бОльшим.

цитата prouste

Много бисера

Обожаю бисер!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 16:28
уточню, что про бисер упоминал не в евангельских ассоциациях, а , скорее, в контексте Гессе (игровом). Всегда здорово, что появилась громкая книга сравнительно нового автора и произвела впечатление.
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 19:53
Так и я про Гессе.8:-0
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 20:37
Автор-то не совсем новый, но ведь за всеми не уследишь. У него, кроме сборника «Иванова свобода» (2010) был ещё роман «Суринам» (2008), как пишут — «полный вудуистской экзотики и таинственных колдовских практик», но его не читал, поэтому более сказать ничего не могу. А дебютировал О.Радзинский сборником рассказов «Посещение» (2000), написанных в лагере. Тоже пока не читал. «Посещение» иожно в сети найти, но мне обещали книжку прислать, я поэтому не тороплюсь.
 


Ссылка на сообщение16 января 2015 г. 20:45

цитата

Пожалуй, книга года на русском языке.


Да, я тоже так считаю и где-то уже об этом говорил. К сожалению, нынешнему времени не до подобных книг. Флагами машут Прилепин и Шаргунов (юлу раскручивают).
 


Ссылка на сообщение17 января 2015 г. 06:28
«Обитель» Прилепина и впрямь прозвучала ( как по мне, заслуженно), а вот про Шаргунова более слышно в связим с его интервью и проч., нежели с какой-то значимой написанной книгой.
 


Ссылка на сообщение17 января 2015 г. 13:41
Если уж про Прилепина — то для меня — «Санькя».
 


Ссылка на сообщение17 января 2015 г. 18:46
Lartis От Радзинского все дальше. Но (убедили) надо что-то раннее почитать. Потенциал-то виден. Вдруг удивит.
 


Ссылка на сообщение17 января 2015 г. 19:38
Ага. 8-)
 


Ссылка на сообщение4 августа 2015 г. 19:08
Голосуйте за роман: http://readrate.com/rus/n...


Ссылка на сообщение8 апреля 2015 г. 09:16
Здравствуйте!
Владимир Александрович, понравилось «малопродуктивная полемика с Пелевиным»
(в кач·ве словосочетания;)
а концепция «бога равнодушного» мне нравится ещё с «Сирен Титана» (хотя вряд ли я ещё что буду у Воннегута читать, по каким-то трудноопределимым приметам — не мой аффтар...)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 2015 г. 20:56
Спасибо, что читаете меня!

Не исключено, что в июне я приеду на «Аэлиту» в Екатеринбург.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2015 г. 00:47
Если на выходных — «гоните явки, пароли» (в личку;)
физически мне в Свердловск подтянуться — «вопрос решаемый» ;)
но не на неделе — в июне таки-работаю ;)
 


Ссылка на сообщение15 мая 2015 г. 13:16
«Аэлита» с 24 по 27 июня.
Не исключено, что я на пару дней в Ебурге задержусь. Но это всё — ближе к теме и лучше — в личку.


Ссылка на сообщение4 сентября 2018 г. 23:05
А потом я номинировал роман «Агафонкин и время» на премию «Новые горизонты» и он её получил...


⇑ Наверх