Славянское ПравоСлавие от


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Славянское ПравоСлавие от Василия Головачёва
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Славянское ПравоСлавие от Василия Головачёва

Статья написана 19 августа 2021 г. 07:47

Евангелие от Зверя (трилогия), Василий Головачёв, 1998-2006

https://fantlab.ru/work12670

Василия Головачёва не заметить нельзя. Слишком уж длинный у него послужной список! Боевик, темпоральная фантастика, ксенофантастика, неоязычество, криптоистория, панславизм. Прочёл далеко не всё, потому элементарно мог что-то пропустить. Но уже сейчас могу заявить, что он, мягко говоря, полемичный автор. Во многом – из-за использования остросоциальной российской фактологии, «кухонных разговоров» и не принятой большинством учёных научной базы. А ещё он пытается объяснить мифологию, религию, боевые искусства и волшебство технологиями, не доступными на данном уровне и сегодняшней специфике развития человечества, но это уже другая история.

Трилогия «Евангелие от Зверя» интересна прежде всего обращением к славянским истории и мифологии, а также русскому фольклору. Первые две освещены в духе мифотворчества А. И. Асова, серии «Славянский мир» Н. И. Кикешева и «Новой хронологии» А. Т. Фоменко. Третий использован калькированием тематики, проблематики, героев и общей схемы разрешения коллизий и конфликтов. Идеи будто бы взяты из критики Н. Я. Данилевским цивилизации Запада, его провидения будущего за качественно новым славянским культурно-историческим типом (цивилизацией). Отмечу особо: в расизм и прочие «-измы» В. Головачёв читателей не уводит.

Про что цикл? Если коротенько, то два русских мужика с военным прошлым неожиданно обнаруживают, что Россия – арена тайной борьбы Чернобога и Белобога. Они сначала по личной инициативе, а после уже в качестве витязей начального уровня посвящения вступают в бой за Родину и получают на свою голову всё, чем только могут отомстить тёмные жрецы. Возможности адептов Тьмы не ограничиваются только колдовством и естеством, поскольку они давно и прочно заняли ключевые посты в правительстве и властных органах. Как обычно, больше всего «люлей» достаётся любимым женщинам героев. Досталось бы и их детям, да не тот здесь жанр. Выбор есть: переметнуться и перекраситься или отправиться в Навь и просто «чисто поговорить» с Чернобогом с глазу на глаз. Финал можно назвать открытым.

Загадка истории решена необычайно просто: на самом деле нас всех обманывают, причём давно и возмутительно наглым образом. Аналог Руси существовал задолго до Крещения и самого Христа, и тысячелетиями занимал чуть ли не всю Евразию. Индия, Иран, Степь и Китай были её частью, а Гиперборея с Атлантидой – предшественниками. Чем являлись Египет, Древняя Греция и Римская Империя, из текста не ясно, но в Тибете точно окопались некие тёмные маги. Доподлинно известно, что адепты Чернобога неустанно саботируют русскую государственность и занимаются геноцидом истинной русской культуры, и что христианизация страшнее развала СССР. Волхвы Белобога партизанят, хранят древние знания и обучают витязей, которые берут на себя грех силового воздействия. И белые, и чёрные воспитывают молодёжь, по-своему направляя все четыре основы цивилизации в понимании Н. Я. Данилевского: религию, духовную и материальную культуру, политику и общественно-экономический уклад. Почему с каждым веком становится всё хуже и хуже, неизвестно. Но очень хочется понять, хотя бы применительно к данному конкретному произведению.

Мифологию можно назвать славянской лишь условно, и то в основном по одному только звучанию имён. Слишком многое предлагается принять на веру и вразрез полученным ранее знаниям. К примеру, пересечения с трудами Б. А. Рыбакова, А. Н. Афанасьева и В. Н. Топорова стремятся к нулю. Есть высшее божество, оно распадается на Белобога и Чернобога по принципу Инь и Ян. Это чёрно-белое единство противоположностей дробится ещё и ещё, и результат сего процесса слишком напоминает пантеон Индии. На низшем уровне – знакомые всем по сказкам, быличкам и бывальщинам бесы, черти, домовые, овинники, полуденницы и болотницы. При этом существует понятие Равновесия, но обеспечивает его только светлая сторона Силы – потому, что добрая, умная и ответственная. Тёмная сторона пользуется этим к своей выгоде: ломит нахрапом, жжёт мосты и раскачивает лодку.

Если отвлечься от многочисленных штампов известной В. Головачёву художественной литературы и его тонких намёков на толстые лица, можно заметить одну интереснейшую аналогию. Его персонажи, не выходя за олицетворение функций и исполняя роль рупора идей автора, одновременно вписаны в традиции русских волшебных сказок и былин. Едва оживлённые гиперболизированными биографиями переживших перестройку людей типажи оказываются продолжателями вековой культурной традиции. Каким образом? Для начала общий фон: всё очень плохо, а в перспективе станет ещё хуже. Прискакала Орда, девок гуртом в полон и пользовать, царь лишь вешалка для короны, бояре силу взяли, сынки боярские по трактирам бесчинствуют, пахари страдают под гнётом. И тут появляется герой и други его, и начинают вражью силу бить – будто травушку косить. Могучие, смелые и правильные в доску. До смерти не убивать, лежачего не бить, старого уважать, от злой бабы пинки по яйцам терпеть и вежливо со всеми разговаривать. Сплошное сказочное вежество, каждый раз больно, обидно и жестоко наказываемое.

Поведение новых богатырей земли русской воспринимается настолько неадекватным в столкновении с реальной действительностью, что выглядит нарочитым. Напоминаю, что в то же самое время адепты Чернобога ни в чём себе не отказывают: девок хитят и сильничают со всей современной изощрённостью прямо до смерти, народ зорят, Отечество рушат, о закон и покон ноги вытирают, несогласных без вины в темницы садят. Более того, жён самих богатырей полонят, боем бьют, подол задирают, а малых детушек так и вовсе убить обещают. Что делают добры молодцы, когда недобитый враг отпущен перегруппироваться, а в быту у них что-то не получается? Правильно, уходят из семьи, пьют горькую месяцами и жалеют себя где-то на днище жизни. Читая не сказку, не былину, а текст с реальными приметами знакомого времени, хочется выть, скрежетать зубами и биться головой о стену. Или перестать терпеть и начать менять окружающее. Уж не на это ли авторский расчёт?

Прямое проговаривание правильной идеологии в многочисленных монологах и диалогах частично уравновешено боевыми сценами. Сделано это на уровне серии «Дестроер» Уоррена Мерфи и Ричарда Сэпира. Американского каратешного приключенческого боевика родом из 70-х годов 20-го века. Увы, но подобие нарушается лишь отсутствием желтолицего наставника, современным вооружением и намёками на то, что удары «Коготь орла» и «Лапа тигра» у славян назывались как-то иначе. Хотелось бы знать, как именно! К сожалению, техническая сторона вооружённых и рукопашных столкновений прописана больше эмоционально, чем тактически верно. Даётся взгляд наблюдателя, а не участника.

«Дестроер» увлекал восточной экзотикой и единоборствами. Ветеран Вьетнама и хороший коп Римо Вильямс много страдал и тренировался, но побеждал в конце каждой книги, с честью стоя на страже Отечества на полном его обеспечении. Майор ВДВ Станислав Сварог, преданный родной державой, сыграл в Джона Картера и обрёл новую жизнь. Герои Головачёва остались верными Родине вопреки противодействию государственных структур. Антон был обижен и чуть не сломался, Илья смог добиться достойного положения даже в постперестроечной России. Они вместе прошли по Калинову мосту в Навь: один почти утонул, но оттолкнулся от дна реки жизни, куда его затянул тёмный водоворот, другой бросил всё нажитое и достигнутое, не жалея.

Лишь последняя, третья книга приоткрывает философию цикла: свет и тьма одинаково важны для миропорядка, Белобог и Чернобог сливаются в единое высшее божество и суть одно. Действительно, при таком мировидении «благую весть» (буквальное значение Евангелия) можно получить даже от Зверя. Головачёв рисует гексаграмму, но наделяет древний символ, помимо известных, и другими смыслами. Тьма активна и ненасытна, Свет пассивен и охранителен. Адепты Чернобога строят общество пирамидой, в которой горстка властьимущих эксплуатирует народ. Дети Белобога, они же части его, ждут очередного движения вселенского маятника, чтобы возродить из пепла старую Русь. Державу Света, правители, мудрецы и герои которой способны приносить себя в жертву ради того, чтобы все в ней жили долго и счастливо. Вот они, славянское ПравоСлавие и истинная сакральная жертва мучеников за Веру, людей и Отечество.

Опубликовано на странице трилогии: https://fantlab.ru/work12670?sort=date#re...





1333
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 09:58
ИМХО, читать стоит только «раннего» Головачева (а ля «Реквием Машине Времени»). Все, написанное позже, литературной ценности не представляет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 10:56
avsergeev71
Художественная ценность тоже так себе. Всё равно что «Дестроер» и аналогичное в поезде листаешь. А на каком году или произведении Вы советуете прекратить чтение Головачёва?
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 11:14
Да это от личных вкусов зависит. Кто-то наверное и все прочитает.
«Азбука» не так давно вот такой сборник выпустила: Головачев Лично я им бы и ограничился.
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 12:03
avsergeev71
Жёстко! )
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 14:10
Всё таки у Головачёва больше интересных вещей. Его первое собрание вполне читабельно https://fantlab.ru/ser...
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 15:19
Я не настаиваю. Это всего лишь моя точка зрения. Спросили, — я ответил.
Я знаю людей, которым творчество Головачева очень заходит. Тут каждый решает сам.
ИМХО, в какой то момент своей литературной карьеры Головачев-фантаст «свернул не туда». А ранний Головачев вполне читаем.
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 03:16

цитата avsergeev71

в какой то момент своей литературной карьеры Головачев-фантаст «свернул не туда».

Совершенно согласен.
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 14:38
avsergeev71
Частично согласен. Головачёв ушёл по пути ТВ-3 и американского кинопродукта, и победил всех конкурентов на долгие-долгие годы вперёд. И по фантазии, и, тем более, по смысловой наполненности.


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 11:29
А мне понравилось.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 12:04
dark doom
В этой трилогии мой интерес больше исследовательский, чем читательский. 8:-0
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 12:51

цитата ХельгиИнгварссон

интерес больше исследовательский, чем читательский.

Логично. Повторюсь: в литературно-художественном плане ценность подобных произведений стремится к нулю.
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 14:34
avsergeev71
Угу... К сожалению.

Но есть у Головачёва некое обаяние, и в этом ему тоже не откажешь. Смелость соединить высокое и низкое, военных дуболомов и мягких мечтателей. Погонистые у него классиков цитируют, художники за незнакомок вступаются и побеждают.

И юмор на грани фола ) К примеру, в этой трилогии развить засилье слова из трёх букв и его изображений на каждом заборе до культа Фаллоса, извращённого адептами Чернобога :-)))


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 19:38
В 90х читал ВВГ, этот цикл был вторичный, после Смерш-2. Передоз автором случился после цикла про джиннов и прочих катарсисов. Единственное стоящие произведение этого писателя — «Чёрный человек», ну и пожалуй первые три книги «Хроники Реликта»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 14:34
андрон966
А как Вам «Регулюм»?
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 21:02
Игорь Николаевич, читал в 2000 году (когда вышел роман), читабелен вполне, оценил на 7 баллов. Другие произведения цикла не читал.
 


Ссылка на сообщение21 августа 2021 г. 06:32
Спасибо, Андрей Владимирович! :beer: Переслушиваю «Регулюм» как раз сейчас, и моя оценка такая же. «Пропуск в будущее» — вторую часть дилогии — тоже буду читать ушами.
 


Ссылка на сообщение21 августа 2021 г. 18:01
☝👍


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 19:45
Когда-то буквально зачитывалась опусами ВВГ, особенно, из цикла УАСС...

Но с высот сегодняшних по-настоящему выдающимся у него вижу сейчас только:

Отклонение к совершенству
https://fantlab.ru/work12356

8.5
из 10...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 14:45
lena_m
У меня пока фаворитов нет.

Скажите, у Вас есть информация, читают ли Головачёва сегодняшние 15-20-летние? Берут ли в библиотеке? Средний возраст ФантЛаба, насколько я понимаю, около 40. Хотелось бы знать, как воздействует Головачёв на поколение, никак не заставшее СССР, перестройку и 90-е.

Переадресую вопрос любому, кто работает в школе-ВУЗ-е-библиотеке
. ^_^
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 15:19
Моему сыну сейчас 23. Насколько мне известно, Головачева и подобное он точно не читает, и ранее не читал. А вот старую советскую фантастику очень даже уважает.
Дочери уже 26. С ней аналогичная история: полный восторг от советской фантастики. Сегодняшний Головачев для ее круга — моветон.
 


Ссылка на сообщение21 августа 2021 г. 06:35
avsergeev71
Спасибо! Извините за доп.вопрос: а откуда дочка и её круг вообще знают о Головачёве? ???
 


Ссылка на сообщение21 августа 2021 г. 13:02
Она у меня продвинутая в плане чтения. Читает чуть ли не 3-х лет. А 7 годам уже много чего прочла. Даже взрослые книги.
А Головачев — персона довольно известная. Он (да еще пожалуй Перумов) постоянно на слуху. Пишут много, издаются часто.
 


Ссылка на сообщение22 августа 2021 г. 18:54
avsergeev71
8-) :beer:
 


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 17:11

цитата ХельгиИнгварссон

Скажите, у Вас есть информация, читают ли Головачёва сегодняшние 15-20-летние? Берут ли в библиотеке?
Нет, не читают и в нашей библиотеке практически не берут...

Из наших фантастов более-менее заметным спросом пользуется только Бушков...
 


Ссылка на сообщение21 августа 2021 г. 06:39
lena_m
Спасибо! Ну, эскапизм и летающие виманы всегда в цене ) Да и стиль у Бушкова объективно глаже, без альтернативной науки и неоязычества.


Ссылка на сообщение20 августа 2021 г. 21:15
Для меня из Головочёва читабельны только рассказы. Остальное — мозговыносящая хрень с обилием квазинаучной терминологии. Просто тонешь в этой каше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 августа 2021 г. 06:43
astrophytum
Да, рассудок В. Головачёв расшатывает неслабо. Но, к примеру, до Ю. Петухова в этом отношении ему далеко!
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:24

цитата ХельгиИнгварссон

Да, рассудок В. Головачёв расшатывает неслабо. Но, к примеру, до Ю. Петухова в этом отношении ему далеко!

Каждому своё, конечно. Ни Головачëв, ни Петухов у меня расшатывания рассудка не вызывали. Но если «Звёздную месть» Петухова тянет перечитывать, то головачевские сериалы про витязей совсем не тянет. Да, хоть на сайте Петухов и является своего рода парией, но это один из самых любимых мной авторов.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 02:38
Mishel78
Петухова читал в школе — расшатывал безумием миров! Головачёв хроновывертами расшатывал в детстве — и расшатывает сейчас многочисленными несовпадениями со знаниями меня-взрослого. :beer:


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 12:02
ХельгиИнгварссон, иногда ловлю себя на мысли, что некоторые умные ребята на фантлабе посвящают свое время критике не очень достойных для этого произведений. Как правило воздерживаюсь от комментариев, констатирующих этот факт (в конце концов, у каждого свой вкус и мотивы, часто мне непонятные). Но тут не удержался, была просьба от автора колонки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 16:13
240580
Мне вот прямо стыдно стало за себя, В. Головачёва и наши впустую прожитые годы... :-(((

А если серьёзно, то В. Головачёв — явление и величина поболе многих и многих. Мне лично он интересен в качестве фантаста, но он действительно свернул в другую сторону. Какую, почему и для чего — вопрос. Много вопросов. К примеру, почему у отслужившего только два года срочной автора столько казённой армейщины? У него ведь все персонажи из любой социальной прослойки и высшего образования даже с любимой женщиной начинают общаться согласно субординации.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 16:28
У Головачева в России есть свой стабильный массовый потребитель. Чудовищные по нынешним временам тиражи (которым могут позавидовать даже классики) его книг тому свидетели. А раз так, то автор будет продолжать в том же духе. Ибо зачем что-то менять, если... Ну вы поняли.
Я не осуждаю его за это, — на дворе капитализм, и каждый устраивается как может. Но войти в эпоху ему вряд ли удастся. Да и надо ли оно ему.
ИМХО конечно.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 17:28
avsergeev71
Возможно. У меня и сейчас под наблюдением майор 50+, который маты и производные от «ебать» разбавляет цитатами из В. Головачёва. При этом не имею данных о молодёжи в районе 20 лет, интересующейся этим автором. Очередной вопрос: на кого рассчитаны тиражи, если старики не покупают, а молодым проще файлом взять?
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 17:40
Думаю, тут особой загадки нет. Армия — оплот государства и все кто служит «за царя и отечество» априори патриоты-государственники. Ну а там где-то рядом и исконные ценности, которые он так любит.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 20:15

цитата 240580

Ну а там где-то рядом и исконные ценности, которые он так любит.

Так в том то все и дело, что у Головачева не совсем «исконные» ценности. Я бы даже сказал, что совсем не исконные. Потому как к царю и отечеству ранее непременно прилагалась вера. А у Головачева она если и есть, то весьма своеобразная.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 20:52
Ну, я это условно говоря. Да, он копает глубже «православной народности» — в славянские мифологизированные корни. Но суть та же — отход от нф в сторону квасного фентезийного патриотизма.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 21:23
Я к тому, что «пасконные» патриоты скорее оценят традиционное Православие, чем «праславянский» новодел Головачева. Так что не думаю, что именно они составляют его основную читательскую аудиторию.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 22:02
Тогда кто?
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 22:39
Сам в непонятках. :-)))
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 02:35
240580 avsergeev71
Возможно, для смотрителей сериалов? Сначала «Я объявляю вам войну», потом «Брат», потом «Физрук», после Головачёв... 8:-0
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:18

цитата 240580

Тогда кто?

Коллекционеры серии «Абсолютное оружие», фанаты автора (думаю, таковых в 90-е набралось немало) и непритязательные читатели, которым нравится великодержавное фэнтези. Думаю, этих людей вполне достаточно, чтобы обеспечить большие тиражи.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:32

цитата Mishel78

великодержавное фэнтези.

Господи, да нету там ничего великодержавного. Думаю, что русские/российские/советс кие государственники в гробах своих переворачиваются от такой «великодержавности». Вообще, все творчество автора (ну кроме разве что раннего периода) можно рассматривать под общим грифом «псевдо»: псевдо-славянство, псевдо-религия, псевдо-великодержавность. Псевдо-литература, наконец. С тем же успехом к литературе можно отнести творчество госпожи Блаватской и господина Фоменко, и иже с ними.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:35

цитата avsergeev71

псевдо-великодержавность

Сути это не меняет.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:37

цитата Mishel78

Сути это не меняет.

Это меняет целевую аудиторию.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 00:27
avsergeev71, да я, в общем-то, не на серьëзных щах писал о великодержавности. Не стоило это воспринимать так серьëзно. ;-)
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 10:15

цитата Mishel78

Не стоило это воспринимать так серьëзно.

Ну вдруг. :-)))
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 02:33
avsergeev71
Вот здесь полностью с Вами согласен! ПсевдоВсё! :beer: Но почему, для кого, с какой целью?
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 02:31
240580
Не сказал бы, что В. Гловачёв копает глубоко. Про славянство ответил 02.23, здесь про квасной фэнтези-патриотизм. Городское фэнтези — да, но так себе, с автоматом. Патриотизм, даже квасной — нет. Персонажи воюют за себя и своих ближников, за некую Русь (не Россию), за некое условное человечество (даже не соседей). Даже про папу с мамой забыли!
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 02:23
240580
Нет у В. Головачёва ни армии, ни «за царя». Есть условная казённая армейщина по типу сериалов про армию. К «исконным ценностям» славянства тоже много вопросов. Хотя бы потому, что они называются, но не проговариваются в качестве даже минимальной философской, религиозной, нравственно-этической или любой другой базы.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:29

цитата 240580

иногда ловлю себя на мысли, что некоторые умные ребята на фантлабе посвящают свое время критике не очень достойных для этого произведений.

Ну так, это если вашим взглядом посмотреть,вкусы-то у всех разные. А некоторые произведения Головачева вообще очень и очень достойны, как прочтения, так и критики. А новые его произведения, по единодушному мнению тех, кто здесь комментирует, слишком низкого качества, чтобы даже просто тратить время на чтение.
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 23:36

цитата Mishel78

А новые его произведения, по единодушному мнению тех, кто здесь комментирует, слишком низкого качества, чтобы даже просто тратить время на чтение.

Да дело то не в качестве как таковом. Оно то может и высокое. Только к литературе оно имеет весьма слабое отношение.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 02:25
Mishel78
Согласен о старых произведениях. А после 2000-х такие пошли, что за совсем новые не возьмусь даже ради изучения.


⇑ Наверх