ГЕЙМДЕК Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ГЕЙМДЕК (Nowa Fantastyka 11/149 2002). Часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ГЕЙМДЕК (Nowa Fantastyka 11/149 2002). Часть 4

Статья написана 16 сентября 2021 г. 00:26

МАРЦИН ПШИБЫЛЕК

Марцин Пшибылек/Marcin Przybyłek (род. 1968), врач по образованию, психолог и психотерапевт, предприниматель, научный публицист и обозреватель, художник-график, композитор, сценарист комиксов и компьютерных игр, консультант производителей компьютерных игр, активный деятель фэндома, писатель НФ.

Родился в небольшом, но древнем и насыщенном культурными и историческими достопримечательностями г. Пултуске (Мазовецкое воеводство). Выпускник Медицинской академии (Варшава). В годы учебы был инструктором в Студенческой школе психической гигиены, членом-основателем Ассоциации активного развития личности, участником Платоновского семинара (рук. профессор, доктор наук (хабилитованный) Тадеуш Кобежицкий), преподавателем Студенческого круга психической гигиены. После защиты диплома в течение 6 лет работал научным представителем фармацевтической компании KRKA, затем основал компанию HEKSON Personality Development Training, обеспечивающую тренинг по развитию личности, творческого мышления, навыков бизнес-руководства и управления для компаний Warta, Aviva, PEKAO и De Heus. Публиковал статьи по психологии творческого развития личности и бизнес-психологии (ежеквартальник “Heksis”, издательства “Stakroos”, “Media Studies”) и произведения, посвященные современной музыке (в т.ч. «Muzyka profesora Mariana Borkowskogo. Homeryckie dźwięki/Музыка профессора Мариана Борковского. Гомерические звуки” – в антологии «Ekspresja formy – ekspresja treści/Выражение формы — выражение контента», изданной Академией музыки им. Ф. Шопена).

Аналитические этюды, посвященные исследованию психологии мужчины собраны в книгах «Postacie mężczyzn. Homer, Tolkien/Личности мужчин. Гомер, Толкин» (1995) и «Ojciec i syn czyli gwiezdne wojny/Отец и сын, или Звездные войны» (1997). Пшибылек публиковал свои графические работы в ежеквартальнике «Albo — albo. Inspiracje jungowskie».

Он занимался также сочинением электронной музыки – получил первую премию на композиторском конкурсе «Warsztaty muzyczne — ulica Francuska'97».

В июле 2000 года основал в журнале “Swiat Gier Komputerowych” рубрику “Grao Story”,

а в ноябре 2002 года опубликовал в журнале “Nowa Fantastyka” рассказ “Gamedec: małpia pułapka/Геймдек: обезьянья ловушка”, представив читателям нового героя, «игрового детектива — геймдека», действующего как в реальном мире будущего, так и во многих виртуальных мирах.

Личность геймдека усложнялась с каждым новым рассказом (в следующем, 2003 году в журнале “Nowa Fantastyka” было напечатано три новых рассказа о геймдеке; в 2004 и 2005 году еще по одному рассказу) расширялся и углублялся и соответствующий ему мир.

В результате уже в 2004 году вышел в свет сборник рассказов о геймдеке, в состав которого вошли не только напечатанные в журнале тексты, но и новые – общим числом 12: “Gamedec. Granice rzeczywistości/Геймдек. Границы действительности” (изд. “superNOWA”).

(Выдержка из интервью:

«Беата Кайтановская: Корни приключений геймдека уходят в рассказ Станислава Лема «Из воспоминаний Ийона Тихого», в котором главный герой посещает солипсиста — профессора Коркорана и знакомится с реализацией этой идеи на практике: в лаборатории профессора содержащиеся в чугунных ящиках ведут собственное, виртуальное житие. Вы добавили к этому щепотку феноменологии Эдмунда Гуссерля — и готово?

Марцин Пшибылек: Ох, если бы можно было сказать «и готово». Глядя с сегодняшней точки зрения, я и сам не знаю, как был создан мир геймдека. Вы знаете, в 2004 году передо мной стояло маленькое деревце, теперь же это дерево так выросло, что я уже не вижу очертания его короны. Мне кажется, что если бы я просто объединил Лема с Гуссерлем, получился бы сухой салат, который очень трудно проглотить. Образно говоря, это похоже на стружку (скажем, свежую стружку), смешанную с отрубями. Но давайте начнем с самого начала. Рассказ Станислава Лема вдохновил не только меня, но и всю мою семью. Я прочитал его, когда мне было 7 или 8 лет, тогда я и начал открывать для себя Лема. Мой отец тоже его читал. Наши с отцом споры на родственные темы продолжались много лет, отец при этом часто употреблял термин «отчет», под этим он имел в виду информационный пакет, доставленный в мозг. Мы сходились в одном: у центральной нервной системы нет шансов отличить реальность «истинную» от «ложной». Вот где это началось. Идея «виртуальных реальностей», так не называвшихся тогда (впрочем, этот термин меня до сих пор поражает, потому что содержит противоречие), преследовала меня на протяжении большей части моей жизни.

Я не знал феноменологии Гуссерля до учебы. Но она понравилась мне сразу, потому что предельно логична и, как мне кажется, правдива. Единственное, что, вероятно, существует — это мои чувства и мысли. Существование клавиатуры, за которой я сейчас сижу, уже проблематично, так как может относиться к «ложному отчету». Прикосновение к клавиатуре — это в некотором смысле трасценденция.

На основе этих мыслей, моих собственных открытий, увлечения компьютерными играми и присущего им увлечения женской красотой была создана фигура геймдека. Так мне в данный момент кажется. Кстати, в каждом интервью я создаю немного разную легенду о ее происхождении. Мне любопытно, когда же я напишу, что мне приснился сон / было откровение / осенило видение после грибов. Это тоже интересный случай. Есть очень сильная теория, она называется нарративной психологией. Эта теория говорит, что мы выбираем из так называемой биографической памяти те элементы, которые позволяют нам придать смысл тому, что есть. В зависимости от того, как мы видим свое настоящее и будущее, и в зависимости от контекста, созданного ситуацией, мы выбираем разные воспоминания и создаем разные истории о себе. Повествовательная идентичность изменчива и неустанно обновляется ...»)

Ну и таки да. Второй том саги о геймдеке: “Gamedec. Sprzedawcy lokomotyw/Геймдек. Продавцы локомотивов” (изд. “superNOWA”) лег на прилавки книжных магазинов в 2006 году.

Третья часть саги была разделена на два тома: “Gamedec. Zabaweczki. Błyski/Геймдек. Игрушечки. Проблески” и “Gamedec. Zabaweczki. Sztorm/Геймдек. Игрушечки. Шторм”, вышедшие в издательстве “superNOWA” в 2008 и 2010 годах соответственно.

В 2012 году появилась четвертая часть саги в двух томах: “Gamedec. Czas silnych istot. Ks. 1/Геймдек. Эпоха силачей. Кн. 1” и “Gamedec. Czas silnych istot. Ks. 2/Геймдек. Эпоха силачей. Кн. 2” (изд. “Fabryka Słów”).

И последняя на данный момент, пятая часть саги, вновь в двух томах: “Gamedec. Obrazki z imperium. Cz. 1/Геймдек. Картинки из империи. Часть 1” и “Gamedec. Obrazki z imperium. Cz. 2/Геймдек. Картинки из империи. Часть 2” вышла в 2015 году в издательстве “Rebis”.

В 2016–2019 годах издательство “Rebis” переиздало первые четыре части в исправленных и расширенных вариантах: сборник рассказов “Gamedec. Granica rzeczywistości” был дополнен двумя новыми рассказами; части 3 и 4 (“Zabaweczki” и “Czas silnych istot”) напечатаны в виде однотомников.

Сага “Gamedec” постепенно эволюционировала в жанровом отношении с детектива в стиле киберпанк и noir, через военную фантастику до space opera и утопии. Начало саги датируется 2196 годом, а завершается она где-то около 2522 года. В ней поднимаются и затрагиваются трансгуманистические, психологические и социологические проблемы, описываются перемены, происходящие в жизни как индивидуумов, так и целых обществ в условиях ускоренного технологического развития.

Марцин Пшибылек предложил художникам поучаствовать в создании и визуализации мира геймдеков. Работы МАРЦИНА ЯКУБОВСКОГО/Marcin Jakubowski, МАРЕКА ОКОНЯ/Marek Okoń, ТОМАША МАРОНЬСКОГО/Tomasz Maroński, откликнувшихся на его призыв, получили широкое признание (в том числе благодаря публикациям в “Digital Art Masters” и “Expo”).

Композитор Роберт Леткевич/Robert Letkiewicz сочинил ряд музыкальных произведений, опираясь на прозу Пшибылека (альбомы “Gamedecverse”, “Spaceport”, “Nigredo”). Клавишник группы “Votum” Збигнев Шатковский/Zbigniew Szatkowski записал альбом по мотивам “Gamedec”-а “Morning Over Warsaw City”.

Настольная игра “Gamedec” была издана в 2013 году как совместный проект Марцина Пшибылека и Яна Мадейского/Jan Madejski, графика ТОМАША МАРОНЬСКОГО и ЛУКАША МАТУШЕКА. Игроки выступают в ролях геймдеков, действующих как в реальности (realium), так и в виртуальных (сенсорных) мирах, решая детективные загадки и набирая очки, что позволяет им противостоять атакам хакеров, пытающихся уничтожить сенсорные миры.

С 1917 года катовицкой фирмой Anshar Studios ведется работа по созданию компьютерной версии “Gamedec”-а, ее премьера намечена на 2021 год. Автор саги участвует в работе над игрой в качестве проектанта и консультанта, он является также одним из сценаристов – пишет диалоги и тексты взаимосвязи. Игра уже получила несколько премий и номинаций на премии на международных жанровых ярмарках, в том числе премию “Game of the Show” на “Gamescom” в 2019 году, первое место на “Devcom Indie Awards” в 2020 году.

Второй, лишь несколько менее амбициозный, литературный проект Пшибылека носит название “Orzeł Biały/Белый орел”. «Альтернативная история Польши, 2057 год. В результате побочного действия “N-Gen”-а, лекарства, замедляющего старение организма, люди превращаются в зеленых, обуреваемых жаждой крови монстров, смахивающих на орков. Технологическая инфраструктура земного шара близка к полному уничтожению, социально-общественные связи распадаются и рвутся. Последним энклавом человечества является Польша. В ней храбрые воины добровольческих отрядов, в том числе батальона “Orzeł Biały”, дают отпор не только ордам зеленокожих, но и другим опасным врагам…». Этот проект представляет собой литературный эксперимент – писатель, сообщив о том, что приступает к работе над романом, предложил «интернавтам» участвовать в его создании, пообещав тем, кто наметит интересные сюжетные линии и даст углубленные описания персонажей, представить их в тексте в облике избранных ими героев. На призыв откликнулись около 150 человек, в том числе известные писатели – Роберт Шмидт, Витольд Яблоньский, Магдалена Козак, Михал Холева, Аркадий Саульский, Симон Заск. Нарасхват были почему-то роли жутких злодеев… К настоящему времени издательством “Rebis” опубликованы два тома эпопеи: “Orzeł Biały” (2016) и “Orzeł Biały-2” (2017).

Несколько ранее, в 2014 году, то же издательство “Rebis” отправило на рынок еще один роман Пшибылека: “CEO Slayer”. «В середине XXI века миром правят могущественные корпорации, безжалостно эксплуатируя массы трудового народа. Не является исключением и Варшава, где банки безнаказанно обирают людей, а производители лекарств жируют на их болезнях. Однако мрак проясняет проблеск надежды. Директора гигантских фирм падают жертвами CEO Slayer-а, таинственного мстителя, столь же сильного, безжалостного и жестокого, как и они сами. По его следу уже идет нанятый корпорациями опытный детектив, и Варшава превращается в поле масштабных военных действий…»

НФ-рассказы Пшибылека печатались наряду с журналом “Nowa Fantastyka” также журналами “Fantastyka. Wydanie specjalnie” (2007), “Science Fiction, Fantasy i Horror” (2008),

“Coś na progu” (2013), “Fantom” (2017)

и в антологиях: “Jedenaście pazurów/Одиннадцать когтей” (2010), “Science Fiction” (2011),

“Pożądanie/Вожделение” (2013), “I żywy stąd nie wyjdzie nikt/И живым отсюда никто не выйдет” (2014), “Wolsung. T. 2” (2015),

“Na nocnej zmianie/На ночной смене” (2016), “Szortal na wynos/Шортал на вынос” (2016), ”Nagroda im. Janusza A. Zajdla. 2016” (2016), “Ostatni dzień pary II/Последний день пара II” (2017).

Пшибылек также публиковал в журнале “Nowa Fantastyka” публицистические циклы “Co w duszy gra” (2003) и “Rzeczy Oczy Wiste”, сотрудничал с журналом “Czas Fantastyki”. Он написал вместе со Збигневом Шатковским сценарий мультимедийного комикса “Leanne”, публиковавшийся порталом Futushare.pl (художник КШИШТОФ ХАЛИК/Krzysztof Chalik). В 2007 году в издательстве “Olszewski & Kunikowski” вышла из печати его книга “Sprzedaż albo śmierć. Antyporadnik/Продажа или смерть. Антипособие”

Пшибылек тесно связан с польским фэндомом и часто посещает конвенты, где выступает с докладами, ведет мастер-классы, участвует в стендовых выставках и дискуссиях. Его основные интересы сосредоточены вокруг психологических, технологических и гуманистических аспектов развития личности и человечества в целом.





184
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 сентября 2021 г. 00:45
Спасибо большое! Вот и черновик библиографии готов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2021 г. 12:59
Загляните в тэги. Там этих черновиков...
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2021 г. 14:40
Просто я позавчера и вчера вбил в базу пару десятков рассказов Пшибылека.


⇑ Наверх