ГЕЙМДЕК Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ГЕЙМДЕК (Nowa Fantastyka 11/149 2002). Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ГЕЙМДЕК (Nowa Fantastyka 11/149 2002). Часть 5

Статья написана 19 сентября 2021 г. 00:39

4. В рубрике «Кино и фантастика» Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak в статье “Lęk uniwersalny/Универсальное лекарство” констатирует факт все более глубокого проникновения на европейские экраны хороших азиатских фильмов – вроде фильма режиссера Хидео Наката “The Ring” (1998, Япония) (стр. 57 — 58), а далее в рубрике «Фантастические саундтреки» Бартек Свидерский описывает саундтрек Марка Сноу к фильмам сериала “The X-Files” (стр. 59). В рубрике «Кино и фантастика» напечатана также рецензия Аркадиуша Гжегожака на фильм режиссера Эллори Элкейема “Eight Legged Freakas” (США, 2002) (стр. 61).



5. В рубрике “Комикс” Томаш Домбровский/Tomasz Dąbrowski в статье “Geopolityka fantastyczna/Фантастическая геополитика” (стр. 62) рассказывает о творчестве очень интересного французского (югославского происхождения) художника ЭНКИ БИЛАЛЯ. Впрочем, дадим автору слово.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА

ЭНКИ БИЛАЛЬ родился в Белграде в 1951 году. В возрасте 10 лет он выехал из Югославии и эмигрировал во Францию. В 1971 году послал одну из своих работ на конкурс еженедельника “Pilote”. А вскоре после это революционизировал облик комикса, создал новые качество и стиль.

Для “Pilote” БИЛАЛЬ рисовал свои первые миниистории (их издали дважды – в 1975 и 1981 годах, под разными названиями). В них проявлялась склонность художника к мрачным сюжетам, близким к научной фантастике и даже киберпанку. В графическом отношении автор оставался под влиянием выдающегося рисовальщика МËБИУСА. Неповторимый стиль БИЛАЛЯ окончательно сформировался с изданием в 1978 году комикса «Memories d’outre-espace/Воспоминания из космоса».

На листах появилась краска, сценарий стал тяготеть к важным в жизни человека политике и религии. Переломным моментом в карьере художника оказалось знакомство с Пьером Кристеном/Pierre Christin, который известен в Польше как сценарист сериала “Valerian”. Их сотрудничество не ограничилось работой на ниве комикса. В 1989 году БИЛАЛЬ дебютировал в качестве кинорежиссера, поставив по совместному с Кристеном сценарию фантастико-политический фильм “Bunker Palace Hotel”, спуcтя восемь лет на экраны вышел и второй фильм БИЛАЛЯ (уже без Кристена) “Tykho Moon”.

“Egmont” издал три альбома, считающиеся одними из лучших произведений БИЛАЛЯ, начав с первых двух томов легендарного ныне цикла “Trylogia Nikopola/La Trilogie Nikopol; Трилогия Никополя” и созданного вместе с Кристеном комикса «Polowanie/Partie de chasse; Охота» (1983). Титульная охота разворачивается в тонущих в снежной замети Бещадах, в ней принимают участие крупные партийные деятели коммунистических государств; происходящее оказывается прикрытием для кровавой политической интриги.

Сонная зимняя аура провоцирует партийных боссов на воспоминания о брутальном прошлом и раздумья над ненадежным будущим в шатающемся социализме. БИЛАЛЬ мастерски наполняет сценарий Кристена. На листах с густо наложенными красками кипит угрюмая экспрессия. На неподвижных и каменных лицах заметны следы жизненных невзгод и угрызений совести.

Даже цвет очевидным образом развивает сценарий, наводит на определенные ассоциации, обычно мрачные и беспокоящие, примером чего может служить вездесущий красный. Он захлестывает сонные образы прошлого, появляется на руках партийных деятелей, смешивается с водой в замковом бассейне, вторгается в действительность.

Мудрый, не банальный подход к теме и виртуозный показ творческих возможностей в «Охоте» возносят этот альбом на вершину популярности среди европейских комиксов.

В пантеон шедевров входит и трилогия БИЛАЛЯ. Первая часть цикла «Трилогия Никополя» вышла из печати в 1980 году, следующие публиковались с шестилетними перерывами, принеся автору многочисленные награды и премии.

Герой трилогии, бывший военнослужащий Алкид Никополь, после многолетнего пребывания в космической капсуле криогенной заморозки попадает в Париж, где установился фашистский режим правления. Там он сталкивается с богом-бунтарем Гором, с которым не расстается уже до конца истории. Картина мира, созданного БИЛАЛЕМ, потрясающая, но также гротескная и фантастическая.

Место старых государственных структур заняли конфликтующие города-государства – конгломераты насыщенных техническими средствами трущоб, управляемые гротескными, аморальными типами. Мир захлестывает волна террористических атак, политизированная полиция не в силах им противостоять. Никополь не может отыскать себе места в новой действительности, он — узник ситуации и бога Гора, вселившегося в его тело, вырванный из своего времени и одинокий, сходит с ума.

БИЛАЛЬ, используя средства комикса, выявляет, обнажает и, наконец, обсуждает проблемы одиночества или диктатуры в политическом, религиозном, но также обычном, человеческом масштабе. С подобными проблемами сражается и J.B. – героиня второго тома трилогии – комикса “Женщина-ловушка” в тяжелой, токсичной действительности двадцатых годов XXI века.

Декадентский, лишенный растительности, бетонный мир БИЛАЛЯ испускает тревожные вибрации, задает своевременные вопросы. Возможно, если на него обратят внимание не только знатоки комикса, мы познакомимся и с другими произведениями этого всесторонне одаренного художника, на что он, безусловно, заслуживает. Известно, что ведутся подготовительные работы по созданию кинофильма по сюжету и мотивам трилогии с использованием компьютерной анимации. Режиссером будет, разумеется, ЭНКИ БИЛАЛЬ.

ЭНКИ БИЛАЛЬ «Трилогия Никополя» (1. Ярмарка бессмертных. 2. Женщина-ловушка. Вскоре ожидается 3. Холодный экватор) – ENKI BILAL “Trylogia Nikopola” (1. Targi nieśmiertelnych; La Forge aux immortels. 2. Kobieta pułapka/La Femme piège. Wkrótce 3. Zimny równik/Froid Équateur). “Egmont Polska”, 2002. “Kłub Świata Komiksu”.

ЭНКИ БИЛАЛЬ и Пьер Кристен «Охота» — ENKI BILAL “Polowanie/Partie de chasse” (seria “Legendy naszych czasów”). “Egmont Polska”, 2002. “Kłub Świata Komiksu”.

(В дополнение к этой заметке стоит прочитать небольшую, но вполне себе емкую статью Василия Владимирского, которую можно найти по ссылке: https://regnum.ru/news/cultura/2546830.html )





131
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 сентября 2021 г. 13:45
«Известно, что ведутся подготовительные работы по созданию кинофильма по сюжету и мотивам трилогии с использованием компьютерной анимации. Режиссером будет, разумеется, ЭНКИ БИЛАЛЬ.». ух, подумал. Когда? а потом вспомнил, что это же статья не современная, а начала 0-х. и я ведь уже давно посмотрел то, что тогда еще только планировалось, и у меня даже есть ДВД с этим фильмом. Прямо путешествие во времени вышло)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2021 г. 14:24
Ну да, разумеется, и я тоже смотрел фильм, и DVD у меня тоже лежит. Тут интереснее, что заметка за почти два десятка лет нимало не постарела, и у меня лично, скажем, нет к ней никаких претензий. И интересно, что за эти почти два десятка лет «Охоту» БИЛАЛЯ так и не перевели на русский... Как, впрочем, и «Воспоминания из космоса».


⇑ Наверх