Еремей Парнов Позвольте мне


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» > Еремей Парнов: "Позвольте мне напомнить, что мы живём в мире фантастики"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Еремей Парнов: «Позвольте мне напомнить, что мы живём в мире фантастики»

Статья написана 10 ноября 2021 г. 18:04

Еремей Парнов. [Выступление на Пленуме правления Союза писателей СССР 1987 г.] // Литературная газета № 19, 6 мая 1987 г., с. 4

Выступление Еремея ПАРНОВА (Москва)

------------------------------------------------

Позвольте мне напомнить, что мы живем в мире фантастики. Фантастика 40-60-х годов создала основу этого мира. Она предсказала атомную и нейтронную бомбу, предсказала лазеры, спутники, освоение космоса, высадку на Луне и т. д. и т. п. Она породила сами названия: космический корабль, скафандр и такое название ставшее политическим термином века, как «звездные войны». Это не значит, что я буду говорить здесь только о проблемах фантастики. Мы, фантасты, еще и реалисты и не идеализируем возможности фантастики. Мы не обольщаемся ни популярностью, ни нынешними тиражами, которые могли бы быть неизмеримо большими, если бы не препоны, которые созданы искусственно. Пока никакой фантастический роман не смог бы вызвать в нашем обществе такое благодарное эхо, как современная публицистика, как непревзойденный «Поворот» Залыгина или «Дети Арбата» Рыбакова. Но если вспомнить предвоенные годы, если вспомнить «Войну с саламандрами» Чапека, то мы лишний раз можем представить себе, что могла бы дать фантастика.

Я позволю себе, пользуясь методом неумной фантастики, которая удивительно сочетает в себе образную силу искусства и аналитическую точность естественных наук, поразмышлять здесь о нашем писательском деле. Вот, например, те глубинные земные толчки, которые мы испытываем, толчки земной коры под ногами, которые вызывают чувство вполне понятного беспокойства.

Речь идет о снижении интересе к книге, к литературе вообще, неважно, будь то поэзия или проза. Это отнюдь не случайное явление, которое пройдет и потому не нуждается в социологической оценке, не нуждается в изучении. Все то, что было здесь сказано об этом явлении, пока лишь качественная констатация. Нужна количественная, цифровая и, главное, социально-психологическая. Если бы мы располагали развитой социологической службой, мы могли бы точно знать, что происходит с читателем. Со вторым поколением, выросшим при телевидении. Мы бы знали тогда, что и как нужно экранизировать, как сочетать это с текущим литературным процессом. Телевидение не требует от зрителя затрат мыслительного труда, поскольку по своей природе изначально предполагает потребительское пользование. Это не порок, а свойство, объективно присущее телевидению. По скорости мелькания кадров оно не дает человеку времени для размышления. Оно вкладывает готовое мнение в мозг. Пакет образов, пакет идей.

Если заглянуть во времени вперед и посмотреть, что несет с собой фантоматика, давно пересказанная фантастами, то проблема еще более усложнится. Сращение экране с компьютером и сенсорными блоками породит еще более совершенную машину иллюзий. Фантомат грозит поработить не только сознание, но и подсознание. И это нужно трезво понимать. Мы, конечно, не позволим себе уподобиться луддитам, которые ломали машины. Телевидение — это великое свершение нашего века, и фантоматика, если будем смотреть на нее трезво, тоже будет великим велением века грядущего. Мы должны подготовиться к ней и приспособить к ней. Нам давно пора подготовиться и приспособиться к наступившей эре информатики. Тут, наверное, правильно упрекают «Литературную газету», но кое в чем она бывает удивительно оперативна. Она, например, громогласно заявила о великом открытии сверхпроводимости в диапазоне жидкого азота.

Это действительно эпохальное открытие. Коротко скажу о последствиях. Перед нами открываются реальные пути передачи энергии без проводов и без высоковольтных вышек. Открываются возможности безрельсового транспорта. Мы можем создать сверхмощные и компактные электромагниты, не нагревающие среду. А это значит, что путь к термоядерной экологически чистой энергии открыт. Мы будем черпать энергию из воды.

Это величайшая революция, но предстоит еще более великая, которая затронет непосредственно и нас с вами. Речь идет о том, что будут созданы суперкомпьютеры в миниатюрной упаковке. Машины пятого, эвристического поколения будут, как калькуляторы, в том числе и специализированные компьютеры для писателей. Они позволят разрабатывать варианты сюжетов, создавать новые, комбинировать их в новых сочетаниях. Сейчас многие писатели на Западе уже работают с компьютерами. Они не перепечатывают рукописи, а просто передают их на матрицы в машины лазерного набора. Появятся халтурщики-программисты, которые будут таким образом создавать романы, повести, стихи. И к этому необходимо готовиться. Это будет почище проблем серой литературы.

А сейчас я скажу несколько слов не просто в защиту научной фантастики, но во славу ее. Она необходима обществу, ибо зовет его к приходу нового и предупреждает о той опасности, которую это новое всегда диалектически в себе несет. Она заранее снимает органически присущий всяким переменам стресс.

И еще одно — надо всемерно расширять фантастическую литературу. Ев главный герой обычно человек ищущий, темпераментный, активно действующий, герой, который должен стоять во главе научно-технического прогресса. И я знаю, что именно он поможет поднять престиж инженерной профессии, поможет вернуть ученому миру те высокие моральные нормы, которые были так характерны для него в 20—30-е годы и которые он, этот мир, постепенно растерял в последующий период.

На этом я позволю себе закончить.

--------------------------------------------------

Перевод в текстовый формат ЛысенкоВИ

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Фантоматика (польск. Fantomatyka — от «фантом») — термин, введённый Станиславом Лемом в начале 1960-х гг. (в книге «Сумма технологии») для обозначения технологии, предназначенной для подмены ощущений, данных действительностью, на произвольные. Таким образом, для индивидуума создаётся новая реальность, находясь в которой они не могут отличить её от действительности с помощью своих чувств.





112
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх