Бегбедер 99


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «saddlefast» > Бегбедер. 99 франков
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бегбедер. 99 франков

Статья написана 14 июля 2010 г. 12:25

Европейская интеллектуальная культура никогда не испытывала недостатка в сатире и издевательских описаниях самой себя. «99 франков» — образец такого стеба над собой. Это сатирический роман, немного в духе Вольтера. Философские ламентации монтируются в книжке с остроумными бытовыми зарисовками и смелыми саморазоблачениями героя-нового «сына века» (отсылка к книге Мюссе).

Книга написана в жанре метапрозы: главный сюжет «99 франков» — это написание самого романа и разработка его рекламной кампании. Стиль автора – микс из философских заметок в духе «новых левых», журнальной хроники, пародии на модный роман из жизни новых «денди» и нарочитого трэша. Роман остроумно перебивается пародийными «рекламными паузами».

Откровенное описание секса, тошноты и головных болей, употребления наркотиков и преступлений – традиция идет еще от эстетики 18 века и Эдмунда Бёрка, концептуализировавшего дисгармоничное, неправильное и ужасное как «возвышенное» и допустившего его употребление в искусстве.

Новый дендизм Бегбедера идеологически основан на идеях «новых левых». Тоталитаризм — это система, где люди с радостью приемлют рабство. Где человек сам включает телевизор, чтобы получить порцию рекламы, и даже невольный протест против рекламы уже заранее просчитан ее создателями.

Потребность в даре и заботе со стороны Большого Брата, любовь к властвующим над тобой — предмет ненависти главного героя. Он, как Эдип, хочет убить Большого Брата и занять его место, испытывая к нему восхищение и ненависть одновременно. Герой не жалеет сарказма, описывая вечные ценности фашизма – любовь к семье, к государству, к порядку, потребность людей в репрессии. Не жалеет слов, сравнивая Геббельса и современного копирайтера, находя следы любви к власти в самых обыденных приметах жизни. Рассказчик остроумно комментирует: идеал современной верильности сильно напоминает нацистский образ «истинного арийца».

Фантазм главного героя об острове самоубийц, где нашли свой рай на Земле все медиа-персонажи, добровольно ушедшие из жизни – отличный образец исследования работы современного мифологического сознания. Миф современного общества о бессмертии: Элвис Пресли, леди Ди и Курт Кобейн на самом деле живы, и вкушают вечное блаженство на острове в Карибском море, где ни в чем нет недостатка.

Полная реализация мечты общества потребления о ничем не контролируемом, беспредельном потреблении: там всегда есть секс, наркотики и остальные удовольствия, и каждый день показывают новое кино и на дискотеках самая актуальная музыка. Отказ от ценностей модерна с его диктатом порядка, производства, чувства долга и отсроченными удовольствиями. Downshifting — бегство в земной Эдем.

Книга и известный фильм, снятый по ней в 2007: это два варианта одного сюжета. Авторы сценария постарались не идти убогим путем пересказа романа еще раз. Если книга – это метапроза, то фильм — это метафильм. У него две концовки — словно мы сидим на просмотре с целью маркетингового исследования – и должны выбрать какая концовка лучше. Отлично снято наркотическое опьянение героев с помощью компьютерной анимации в стиле — не менее значимая сцена, чем знаменитая тема «Pink Elephants on Parade».

Фантазм героя — его попытка самооправдания, — носит в фильме не личностный, а социальный характер. Если в варианте книги герою мнится, что его покончившая с собой любовница живет на Острове блаженных, то в фильме – вторая концовка фильма повествует о смелом стебе – показе по телевизору жесткого анти-ролика ненавистного йогурта.





246
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх