Детская и подростковая ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Детская и подростковая литература, Young Adult» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Детская и подростковая литература, Young Adult


Рубрика посвящена подростковой и детской литературе, а также young-adult. Мы будем рассказывать об интересных новинках и классике; о книгах, которые известны в узких кругах, и о мировых бестселлерах. Вы сможете найти информацию о готовящихся к изданию книгах, интересных проектах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.

У нас будут разнообразные рецензии на книги и циклы зарубежных и отечественных писателей, анонсы от издательств о планирующихся к выходу детских и подростковых книгах, информация о мировых премиях в области литературы для детей и подростков. Постараемся также подобрать любопытные интервью и подготовить рассказы о малоизвестных широкой публике авторах.


Приглашаем к сотрудничеству:

— писателей, работающих в данных направлениях;

— издательства, выпускающие книги для детей и подростков;

— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.


Обратите внимание на облако тегов: если вас интересует только детская литература или только подростковая, используйте выборку по соответствующему тегу.

Модераторы рубрики: Green_Bear

Авторы рубрики: Green_Bear, Календула, Kons, MyRziLochka, DeMorte, suhan_ilich, olexis, sham, Славич, volga, AkihitoKonnichi, Ghost of smile, Phelan, radals, Freedom.eksmo, Susan Sto Helit



Статья написана 7 октября 2015 г. 17:14

Аннотация:

Мир возможного будущего. Новый Российский Союз находится в глухом противостоянии со странами Запада.

Лишенный доступа к высоким технологиям, в жесткой гонке вооружений Новый Российский Союз бросает все свои силы в неизвестные области знания, где наука смыкается с верой, в тонкие пространства, где дремлют силы, которые лучше не будить. Чтобы попасть туда, мало термоядерных реакторов и гигаваттных установок. Нужна вера — такая откровенная и безоглядная, какая может быть только у детей.

Но что произойдет, когда подростки получат настоящую Силу? Что они выберут, на что решатся, если внутри каждого — его собственная ядерная бомба обид, страхов, надежд и мечтаний?




Если на западе антиутопии появляются с завидной регулярностью в широком диапазоне — от развлекательно-приключенческих до социально-публицистических, то в отечественной фантастике долгое время царило затишье, нарушившееся лишь недавно и сразу несколькими романами. Про "Черное знамя" Казакова разговор пойдет в другой раз, а сперва рассмотрим новую книгу Олейникова "Левая рука бога".

Начнем с языка, поскольку с первой же страницы бросается в глаза обилие вроде бы и незнакомых, но составленных из привычных корней слов — телострой, светоплат, кругомер. Попытки избавиться от иностранных слов для России не в новинку, по меньшей мере со времен Екатерины Великой. В данном случае автор так подчеркивает искусственность устройства общества. Своеобразная ретроспективная эволюция откатила нормы языка до 19 века. При этом очевидная благоглупость поразительным образом сочетается с действительно удачными находками. Занятно, что устами персонажей автор и недоумевает о смысле лингвистической реформы, и признает, что название имеет особое значение. Хотя речь идет об обычном переформатировании сознания с помощью нового смыслового ряда. А переформатирование нужно, чтобы убедить людей в необходимости новой системы...

Да, какая же антиутопия без тоталитарной системы! В данном случае сказываются политические симпатии автора. Многое заимствовано из худших черт Советского Союза — например, публичное лицемерие или жесткое подавление инакомыслие, и при этом резкий разрыв между бедными и богатыми, злоупотребление полномочиями. Драпировка из нарочитой "русскости", с акцентом на вышеупомянутую лингвистическую реформу. Интеграция в геополитическое пространство Китая на правах слабого сателлита.

Но хотя Олейников целенаправленно сужает место действия до Нового Российского Союза, можно попытаться спрогнозировать, что произошло с другими государствами. Одна из ключевых подсказок — водородные двигатели, пришедшие на смену бензиновым. Это не только изменение структуры энергоносителей, но и кардинальное перекраивание экономического расклада в целом. Китайские производственные мощности при низких затратах на перевозку — новый Шелковый путь и морские суда — делают Китай мировым лидером. Европейские страны могут закрыть от него свои рынки, но не азиатские, африканские и латиноамериканские, поэтому немного странно выглядит преклонение перед западными товарами, которые явно будут проигрывать по технологиям.

Что тогда нужно Китаю от России? Как и следует из романа — продукты, рынки сбыта и передовая наука. И что тогда в теории должно достаться Европе или США? Экономическое падение, скачок преступности, бунты мигрантов. При отсутствии жесткой реакции со стороны государства — ослабление центральной власти и усиление корпораций, вплоть до создания своих армий. И возникает вопрос, а хуже ли российский сценарий? При полицейском контроле и скудных гарантированных нормах соцобеспечения, но без разгула преступности и реальной угрозы голода. Не меньшее ли это зло из возможных? Но отвлечемся от социально-политического подтекста и обратим взор на художественную сторону повествования.

Зажатый между Колдун-горой и морем, южный городок с колоритным названием Суджук. Галечные пляжи, осенние набережные, корабли у причалов. Воздух и солнце, рай для детворы и подростков. Но рай ли? Подростки всегда удаются Олейникову, вот и здесь получились яркие живые образы — бунтарей и тихушниц, наглецов и скромняг, романтиков и циников. Влюбленности и соперничество, непонимание и обида. Типичные подростковые беды, плещущиеся в мелкой лужице школьной жизни. Плещущиеся — но до поры. Один из сюжетных узлов находится в гимнасии, элитном и чуть загадочном. Углубленная и расширенная программа — логично. Упор на световой вертеп... допустим. И психологические тесты, цель которых не вполне понимают рядовые душеведы.

Чтобы поймать второй и основной сюжетный узел, нужно взобраться в горы, миновать сложную систему охраны с несколькими полосами проверки и КПП, а потом опуститься на лифтах глубоко под землю, где бьется жаркое сердце реактора, сгущается темнота в коридорах и громоздятся темно-серые кристаллы в рабочей зоне "Невода". В отечественной фантастике не так уж часто авторы используют тематику ноосферы, еще реже из этого получается что-то путное. Однако Олейников сумел нащупать оптимум в сочетании наукообразной терминологии, грамотно построенной теории, отсылок к мифам и легендам, а также элементов мистики. Генерируя н-поля, исследователи пытаются научиться создавать и контролировать психоформы, которые могут подарить огромную власть и могущество. Или убить всех.

В разворачиваемой интриге, казалось бы, почти нет изъянов. Напротив, напряжение поминутно нарастает с добавлением действующих сторон и лиц, вовлекая читателя в гущу событий. Но при анализе выплывают противоречия. К примеру, ученые считают, что дети из благополучных семей более чувствительны к психоформам. Только вот незадача — четверо из шести ключевых героев живут в неполных семьях, а дома их зачастую ждет непонимание и скандалы. Получается, что недавно лишившиеся семьи подростки еще лучше бы подошли для программы. Другое слабое место — обилие персонажей. Если в цикле "Дженни Далфин и скрытые земли" Олейников мог без ущерба для динамики протянуть сюжетные линии сквозь три-четыре книги, то здесь пришлось утрамбовывать, зачастую скомкивая развитие и кульминацию.

Как антиутопия, книга должна либо убедительно предостерегать, либо четко показывать правильный путь из близящегося тупика, вознаграждая читателей за плутания во мраке. Для первого в романе слишком много заимствовано из советского прошлого, слишком многое недосказано или доведено до абсурда. Что же до рецептов, главная беда Нового Российского Союза — диктат формы над смыслом, буквы над духом. Если сон разума рождает чудовищ, то что породит сон души? Но даже принимая отсутствие настоящей идеи и веры в нее за суть тупика, то выход автор очертил крайне расплывчато, будто нарочно, чтобы подросток сам придумал ответ. Или не придумывал, а пожав плечами, потянулся к новой компьютерной игре, чтобы показать врагам — арабам, коммунистам, американцам, зомби — где раки зимуют.

Итог: антиутопичные приключения ручной работы, но не вполне удачно скроенные.

Моя оценка: 7/10


Статья написана 1 октября 2015 г. 16:11

А вот и короткий список Книгуры

Пятнадцать рукописей финалистов будет выложено в открытом доступе на сайте Конкурса: kniguru.info, их оценит жюри «Книгуру».

Стать членом жюри может любой подросток 10-16 лет. Для этого нужно пройти процедуру регистрации и подать заявку на сайте конкурса, после чего приступать к чтению и голосованию. Оценки читателя будут засчитаны, если он прочитает не менее пяти текстов и обоснует свою точку зрения в комментариях. На форуме сайта происходит самое интересное: читатели делятся мнениями, спорят друг с другом, вступают в диалог с автором. По итогам обсуждения проводится конкурс на звание самого активного читателя. Нынешние читатели «Книгуру» будут отличаться от жюри прошлых лет: выросло новое поколение подростков. Сейчас именно им предстоит решать, кто из авторов достоин победы в конкурсе.

Эксперт конкурса Ирина Лукьянова отмечает: «В спорных случаях мы делали выбор в пользу жанрового разнообразия. После подсчета голосов и обсуждений, мы с удивлением обнаружили, что ни один из многочисленных говорящих котов не дошёл до финала, зато остались школьники-новички, говорящие лисы, киты и костлявые драконы. Почти что “люди, львы, орлы и куропатки”».

В Короткий список шестого сезона вошло 15 произведений, большинство из них не публиковалось ранее. В нём есть проблемные тексты о современных подростках, произведения в жанре фантастики, non-fiction, сказки и исторические повести. Общей чертой всех рукописей Шестого сезона стала их сложность: авторы Короткого списка не боятся экспериментов и предлагают читателю новые темы, необычную композицию, оригинальный стиль.

1. Аренев Владимир (Украина, Киев). Порох из драконьих костей

2. Бундур Олег (Россия, Мурманская обл.). Царское море

3. Веркин Эдуард (Россия, Иваново). Пролог

4. Волкова Светлана (Россия, Санкт-Петербург). Подсказок больше нет

5. Востоков Станислав (Россия, Московская обл.). Криволапыч

6. Дашевская Нина (Россия, Москва). Я не тормоз

7. Киселёв Александр (Россия, Калуга). Лит-ра

8. Ляхович Артём (Украина, Киев). Битва при Наци-Туци

9. Мартынов Денис (Россия, Ставрополь). Смотри, что принесли наши сети

10. Пономаренко Мария (Россия, Москва). Тайны глобуса Блау

11. Понорницкая Илга (Россия, Чебоксары). Подросток Ашим

12. Романовская Лариса (Россия, Москва). Самая младшая

13. Росовецкий Станислав (Украина, Киев). У друкарей и скоморохов

14. Строкина Анастасия (Россия, Москва). Кит плывет на север

15. Тобоева Майя (Россия, Якутск). Дева гор


Статья написана 30 сентября 2015 г. 20:01

Короткий список премии Владислава Крапивина:

Агапова Мария (Россия, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор). «Путь тропоброда»

Амраева Аделия (Казахстан, п. Береке). «Я хочу жить»

Ая эН (Россия, г. Москва). «Мутангелы»

Богатырёва Ирина (Россия, г. Москва). «Ганин»

Варфоломеева Светлана (Россия, г. Москва). «Машка как символ веры»

Верещагин Павел (Россия, г. Москва). «Рыжий по кличке Рэд»

Дашевская Нина (Россия, г. Москва). Около музыки.

Долгих Алёна (Кипр, г. Лимассол). «Кнышики, Кузля и Фуфырла»

Доцук Дарья (Россия, г. Москва). «Домик над обрывом»

Столповский Пётр (Россия, г. Сыктывкар). «Как я предал Тарзана»

Федотова Мария (Россия, г. Якутск). «Шалунья Нулгынет»

http://litparus.ru/


Статья написана 15 сентября 2015 г. 11:30

Совет экспертов Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и подростков «Книгуру» объявил Длинный список. В него вошло тридцать рукописей, отобранных из семисот тридцати пяти присланных работ.

Излюбленным жанром конкурсантов, как и в прошлом году, осталась авторская сказка. Эксперт «Книгуру», преподаватель русской литературы Ирина Лукьянова отметила забавное обстоятельство: «В сказочных текстах этого года обнаружилось неимоверное количество говорящих котов. Ближе к окончанию работы экспертам стало казаться, будто каждый автор сказки считает своим долгом поместить в неё говорящего кота, а на обсуждениях мы делились, кому сколько котов попалось на этой неделе. Иногда это были коты-инопланетяне, иногда — коты-оборотни, был даже кот-робот».

По словам эксперта конкурса Евгении Шафферт, «в шестом сезоне на “Книгуру” было подано большое количество рукописей, сюжет которых завязан на истории Киевской Руси, мифологии восточных славян».

Старший научный сотрудник Российской книжной палаты, эксперт «Книгуру» Мария Порядина добавляет, что детских писателей по-прежнему занимает острая социальная проблематика, при этом они как будто специально нагружают своих героев дополнительными заботами и жизненными трудностями, даже если они не развивают сюжет и ничего не добавляют к характеру. Было прислано немало рукописей в жанре школьной повести, но и тут не обошлось без шаблонов: большинство рукописей на школьную тематику начинается с того, что в класс пришёл новенький (или новенькая). Кажется, за этот сезон набрался целый класс (если не целая школа) таких «новеньких».

В качестве новой набирающей силу тенденции все эксперты отметили тексты, построенные как квесты или воспроизводящие механику и логику компьютерных игр. Если в прошлые сезоны подобные рукописи были единичными, то в этом сезоне их оказалось довольно много.

По мнению ведущего библиографа РГДБ, эксперта конкурса Кирилла Захарова, «общий уровень работ этого года высок, многие авторы действительно стараются ориентироваться на традиции детского и подросткового чтения».

Длинный список Конкурса этого года составили очень разные произведения, общим достоинством которых являются художественность и оригинальность сюжета и стиля. Каждый текст по-своему актуален, однако не сиюминутен, «Книгуру» по-прежнему выбирает «будущую классику», книги, которые будут читаться с интересом даже спустя десятилетия.

На право войти в Короткий список и выиграть главный приз будут претендовать произведения писателей из 13 регионов России, а также авторов из Кыргызстана, Украины, Латвии и США.

1. Аренев Владимир (Украина, г. Киев). Порох из драконьих костей

2. Богатырева Ирина (Россия, г. Москва). Ганин

3. Бундур Олег (Россия, Мурманская обл.). Царское море

4. Веркин Эдуард (Россия, г. Иваново). Пролог

5. Вильке Дарья (Австрия, г. Вена). На другом берегу утра

6. Волкова Светлана (Россия, г. Санкт-Петербург). Подсказок больше нет

7. Востоков Станислав (Россия, Московская обл.). Криволапыч

8. Дашевская Нина (Россия, г. Москва). Я не тормоз

9. Доцук Дарья (Россия, г. Москва). Домик над обрывом

10. Казаков Дмитрий (Россия, г. Нижний Новгород). Голос

11. Каретникова Екатерина (Россия, г. Санкт-Петербург). Пленница Зелёного Лога

12. Киселёв Александр (Россия, г. Калуга). Лит-ра

13. Ледерман Виктория (Россия, г. Самара). Всего одиннадцать

14. Лидский Владимир (Кыргызстан, г. Бишкек). Алебук

15. Липатова Елена (США, штат Массачусетс, г. Салем). Первокурсница

16. Ляхович Артём (Украина, г. Киев). Битва при Наци-Туци

17. Малейко Анастасия (Россия, г. Челябинск). Моя мама любит художника

18. Мартынов Денис (Россия, г. Ставрополь). Смотри, что принесли наши сети

19. Москвин Евгений (Россия, г. Москва). Канава

20. Пономаренко Мария (Россия, г. Москва). Тайны глобуса Блау

21. Понорницкая Илга (Россия, г. Чебоксары). Подросток Ашим

22. Раин Олег (Россия, г. Екатеринбург). Ретушер

23. Романов Максим (Россия, г. Москва). Выходи играть

24. Романовская Лариса (Россия, г. Москва). Самая младшая

25. Росовецкий Станислав (Украина, г. Киев) У друкарей и скоморохов

26. Соковенина Елена, Чернов Светозар (Латвия, г. Рига). Свет! Больше света!

27. Строкина Анастасия (Россия, г. Москва). Кит плывет на север

28. Тобоева Майя (Россия, г. Якутск) Дева гор

29. Турханов Александр, Лебедева Виктория (Россия, г. Москва) Голос бога Обатала

30. Эн Ая (Россия, г. Москва). Кролик сдох

Теперь экспертам предстоит выбрать пятнадцать произведений для «Короткого списка». Тексты, вошедшие в него, в течение года – согласно правилам конкурса – будут выложены в свободном доступе на сайте http://kniguru.info.

Победителей «Книгуру» определит открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте 10–16 лет. Войти в жюри может любой подросток, зарегистрировавшийся на сайте конкурса и подтвердивший своё соответствие установленным правилам. Регистрация и работа жюри начнётся сразу после объявления «Короткого списка» – не позднее 1 октября 2015 года.

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» учреждён Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и НП «Центр поддержки отечественной словесности» (организатор Национальной литературной премии «Большая книга»). Это крупнейший конкурс подростковой литературы в русскоязычном пространстве и единственный конкурс, где оценивается как художественная, так и познавательная литература.

Призовой фонд «Книгуру» составляет миллион рублей.

Оригинал новости


Статья написана 21 июля 2015 г. 20:42

Редакция АСТ-Майнстрим обнародовала шорт-лист своего таинственного конкурса Лучший молодежный бестселлер (что само по себе странно, если вспомнить значение слова бестселлер). Полагаю, более логичное название "Лучший молодежный мы надеемся бестселлер" было отвергнуто маркетологами.

Итак ШОРТ-ЛИСТ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА «Лучший молодежный бестселлер — 2015»:

НОВАЯ СКАЗКА

Ильин Сергей, Дружинина Мария — «Сказки из разных стран»

Наумова Ирина — «Принцесса Шишка»

Фадеева Ольга — «Школа благородных мышей»

ЛУЧШИЙ ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ

Алмазова Оксана— «Школьный детектив»

Грибова Ольга — «Лёля с Водохлёбом ведут расследование или детективное агентство "Зачемка и Почемучка"»

Роньшин Валерий — Сыскное агентство «Бимбамбом»

ЛУЧШАЯ СТРАШИЛКА

Венедиктова Юлия — «Пожиратель воспоминаний. Призрачный рассвет»

Павликов Валерий — «Заклятье озера змей»

РОМАНТИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Азарнова Любовь — «Короткометражки из жизни или Что в голове у таракана»

Анна Джейн — «Белые искры снега»

Смелик Эльвира, Осипов Александр — «Пятое время года»

Сухова Елена — «Гламур кромешный»

ФЭНТЕЗИ & ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Авдюхина София, Козинаки Марина — «По ту сторону реки»

Вологжанина Алла — «Детеныш»

Горюнова Ирина — «Уроки магии команды Z»

Гаммер Ефим — «Рони Глинчел — сын Земли и Звездного Луча»

Грибова Ольга — «Тенеловы. Сердце ночи»

Екатерина Скрыльникова — «Мишка»

Зазовка Катя — «Нечистик»

Калугин Егор — «Белая крепость»

Левандовский Дмитрий — «Сказки Шепчущего леса»

Малышев Владислав — «Секрет Алой книги»

Медведникова Влада — «Предвестники Мельтиара»

Провоторов Алексей — «Эдна»

Прусаков Андрей — «Земля чудовищ»

Степанова Александра — «Пятая Бездна», «Первая смена Янки Колесниковой»

Янге Елена — «Подарок шамана»

ШЕДЕВРЫ ФАНТАСТИКИ

Грибов Павел — «Великолепный зверь»

Ливанова Мария — «Пятнадцатое Рождество»

Наумова Ирина — «Приключения Магадана Калашникова и его верного друга Крупы»

Пименова Евгения — «Партия»

Силоч Юрий — «Некондиционный»

https://vk.com/lmbkonkurs





  Подписка

Количество подписчиков: 216

⇑ Наверх