Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 октября 2014 г. 12:00

Все-таки глобализация — удивительный процесс, затрагивающий множество сфер мировой жизни, начиная с экономики и политики и заканчивая религией и культурой.

Причем, в рамках последнего направления порой возникают самые неожиданные явления.

Взять хотя бы кинематограф.

Теперь уже всем известный режиссер Гарет Эванс, родом из деревни Хайрон (юго-запад Великобритании), по молодости лет переезжает в Индонезию и снимает там брутальный, до предела напичканный восточными единоборствами, боевик "Рейд" (Serbuan maut, 2011). Причем, делает это настолько удачно, что Голливуд сразу же приобретает права на историю для выпуска собственного ремейка (кстати, одну из главных ролей в нем исполнит Фрэнк Грилло, снявшийся в недавнем триллере "Судная ночь 2" (The Purge: Anarchy, 2014)).

А можно вспомнить случай Джеймса Вана — американского режиссера, в жилах которого течет малайзийская кровь, и с именем которого связано большинство успешных хоррор-проектов последних десяти лет.

Конечно, есть в его фильмографии и скромно показавшие себя, но все равно качественные, картины, такие как "Мертвая тишина" (Dead Silence, 2006) и "Смертный приговор" (Death Sentence, 2007), но отрицать высокий уровень исполнения "Пилы" (Saw, 2004), "Астрала" (Insidious, 2010) и "Заклятия" (The Conjuring, 2013) было бы просто бессмысленно.

Как раз о впечатлениях от последней ленты и ее спин-оффа под названием "Проклятие Аннабель" (Annabelle, 2014) я и хочу поговорить далее.

Итак, чем же хорош "Заклятие"?

Ну, прежде всего тем, что не пытается казаться сложнее, чем он есть на самом деле, потому как зачастую современные хорроры хотят выделиться на фоне себе подобных за счет лишних философствований и чрезмерного усложнения исходного сюжета, за которыми порой теряется его суть.

Фильм просто пересказывает якобы случившуюся на самом деле историю из практики супругов Эда и Лоррейн Уоррен — известных исследователей паранормальных явлений, основавших в 1952-м году "Общество психических исследований Новой Англии" (The New England Society For Psychic Research).

При этом повествование в "Заклятии" строиться с использованием довольно-таки стандартных приемов, известных еще с тех далеких времен, когда на экраны вышла первая картина, основанная на материалах Уорренов — "Ужас Амитивилля" (The Amityville Horror, 1979).

Однако, как и в любой подобной ленте, важно не "что снято", а "как снято".

Т.е. атмосфера фильма, его способность напугать, ну или хотя бы вызвать легкую дрожь.

В основном это достигается за счет грамотной актерской игры, мрачного саундтрека и искусной операторской работы.

И с этими тремя пунктами в "Заклятии" все в порядке.

Вера Фармига и Патрик Уилсон убедительны в ролях супругов Уоррен, саундтрек Джозефа Бишары исправно нагнетает саспенс, а плавная манера съемки оператора Джона Р. Леонетти позволяет сполна насладиться мистическими событиями в декорациях провинциального городка Харрисвилль, штат Род-Айленд, начала 1970-х годов. И да, сами декорации (одежда и прически героев, внутренние интерьеры помещений, автомобили) получились просто на загляденье.

"Заклятие" собрал почти 320 млн. $ в мировом прокате, в шестнадцать окупив затраты на свое производство, и тем самым простимулировал продюсеров создать спин-офф, или, проще говоря, фильм-ответвление от истории семьи Пэррон, который рассказал бы о кукле по имени Аннабель, появлявшейся в начале и во второй половине картины Джеймса Вана.

Собственно Ван выступил одним из продюсеров нового фильма, а в качестве режиссера позвал Джона Р. Леонетти, с которым, помимо "Заклятия" успел поработать над всеми своими проектами кроме "Пилы".

В целом, можно сказать, что Леонетти не ударил в грязь лицом. У него получилась очень стройно рассказанная история с несколькими интересно снятыми пугающими сценами.

Единственное, в чем можно его (или скорее сценариста) упрекнуть, так это в слабом финале. Безусловно, интересном с точки зрения идеи, но исполненном как-то слишком быстро и без должной достоверности.

Также лично меня не порадовало решение показать в "Проклятии Аннабель" не ее "реальную" историю (которую можно прочесть на официальном сайте Уорренов — www.warrens.net/Annabelle.html ), а вымышленную, пусть даже она и подводит нас к той, что мы мельком увидели вначале "Заклятия".

В остальном, "Проклятие Аннабель" — выполненный по всем стандартам жанра хоррор, который вас вряд ли удивит, но уж точно не разочарует.

Оценки:

"Заклятие" — 10/10.

"Проклятие Аннабель" — 8/10.

P.S. Теперь на очереди "Заклятие 2: Полтергейст в Энфильде" (The Conjuring 2: The Enfield Poltergeist), выход которого намечен на 22-е октября следующего года. Кандидатура режиссера пока не известна, а вот имена сценаристов вполне — это братья Кэри и Чад Хэйес, ответственные за скрипт "Заклятия", что не может не радовать.


Статья написана 2 октября 2014 г. 12:00

В недавнем интервью американскому еженедельному журналу "Entertainment Weekly" Стивен Кинг признался, что "видел достаточно экранизаций своих книг, чтобы прийти к выводу, что самыми удачными являются те, в основу которых легли не слишком длинные, но и не слишком короткие, произведения", потому как "короткие истории часто уходят в неправильном направлении, а в экранизации длинных невозможно уместить все".

Пожалуй последнее утверждение, но немного в измененном виде, можно с легкостью применить и к самому творчеству Короля Ужасов.

Нет, безусловно на его счету числится множество замечательных больших произведений, насчитывающих сотни страниц, да и ни один десяток не менее замечательных рассказов, но именно повести занимают в литературном наследии Мастера особое место.

Почему так?

Да потому, что они достаточно длинны для того, чтобы в полной мере показать придуманный автором мир книги и раскрыть характеры ее главных героев, но при этом и достаточно коротки и лишены "пустых" и повторяющихся эпизодов, из-за чего произведение попросту не успевает надоесть своему читателю.

Таким образом, повесть — это отличный пример гармонии содержания и формы.

И именно таким примером я склонен считать "Страну радости", пусть даже официально она и относится к категории романов.

Это история, полная интриги и душевного тепла. Это история, свободная от скучных описаний и сюжетных провисаний. Это история, которая подарит вам несколько приятных вечеров в своей компании, а в финале непременно тронет ваше сердце, если конечно оно еще не превратилось в камень под воздействием неприглядной окружающей действительности XXI века.

Ведь в отличие от него "Страна радости" повествует о временах, когда люди были намного добрее, чем сейчас, когда добро совершалось не ради обретения известности, и когда еще существовали такие светлые и уютные места, куда человек мог без труда отправиться по золотистому песчаному пляжу и обрести там счастье...

Оценка: 10/10.


Статья написана 1 октября 2014 г. 12:12

Думаю, что мало кто возьмется утверждать обратное, но вышедший на большие экраны в 1973-м году фильм "Изгоняющий дьявола" (The Exorcist) является поистине культовым кино-произведением в жанре ужасов, ведь его популярность не ослабевает до сих пор.

Картина не только почти в 37 раз окупила собственный бюджет и породила два сиквела и два приквела, но и на долгие годы ввела в кинематограф тему изгнания демона из одержимого им человека.

За примерами далеко ходить не надо, ведь за последние 4 года было снято сразу 10 кинолент либо прямо, либо косвенно использующих наработки Уильяма Фридкина и Уильяма Питера Блэтти, режиссера и сценариста "Изгоняющего дьявола": "Последнее изгнание дьявола" (The Last Exorcism, 2010), "Обряд" (The Rite, 2011), "Одержимая" (The Devil Inside, 2012), "Шкатулка проклятия" (The Possession, 2012), "Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие" (The Last Exorcism Part II, 2013), "Заклятие" (The Conjuring, 2013), "Пришествие Дьявола" (Devil's Due, 2014), "Эксперимент: Зло" (The Quiet Ones, 2014), "Избави нас от лукавого" (Deliver Us from Evil, 2014) и "Одержимость Майкла Кинга" (The Possession of Michael King, 2014). И наверняка я упустил еще несколько...

Но далее речь пойдет о предпоследнем фильме из списка — "Избави нас от лукавого".

Режиссером и одним из сценаристов ленты выступил Скотт Дерриксон, известный по таким отличным картинам как "Синистер" (Sinister, 2012) и "Шесть демонов Эмили Роуз" (The Exorcism of Emily Rose, 2005), тоже, кстати говоря, эксплуатирующей тему одержимости.

Во избежание спойлеров мне не хотелось бы пересказывать сюжет фильма, поэтому я ограничусь только своими впечатлениями после его просмотра.

И впечатления эти получились сугубо положительными. И вот почему.

Во-первых, "Избави нас от лукавого" — это не ужасы в прямом смысле слова, а некий сплав детектива, триллера и фильма об одержимости, которая способна распространяться среди людей подобно вирусу (конечно, не через укус зараженного, а посредством неких манипуляций). Отсюда вытекает главный плюс картины — это ее разнообразие. Сюжет не зацикливается на чем-то одном, а плавно меняет тональность от темного к мрачному и от мрачного — к совсем уж непроглядной тьме и безнадеге.

Переходы в свою очередь подкрепляются грамотным нагнетанием напряженной атмосферы, которую по-хорошему уже с самого начала нельзя назвать светлой и жизнерадостной, создаваемой во многом благодаря грамотному саундтреку Кристофера Янга — известного в хоррор-среде композитора, работавшего над музыкой к фильмам "Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди" (A Nightmare on Elm Street Part 2: Freddy's Revenge, 1985), "Восставший из ада 1-2" (Hellraiser, Hellbound: Hellraiser II, 1987-1988), "Темная половина" (The Dark Half, 1992, снят по роману С. Кинга), "Затащи меня в Ад" (Drag Me to Hell, 2009) и многим другим "ужасным" кинолентам.

Также нельзя не отметить отличную актерскую игру Эрика Баны и Эдгара Рамиреса. Их персонажам реально веришь, отчего градус сопереживания остается высоким на протяжении всего повествования. Да и чисто внешне на них всегда было приятно смотреть.

И пускай тема фильма была уже заезжена вдоль и поперек. Пускай у него есть проблемы с динамикой происходящего, отчего местами становилось скучновато. Пускай даже набор бу-эффектов в нем довольно стандартный, а потому не пугающий до мурашек по коже.

Ведь главное в любом хорроре — это его неуютная атмосфера, постоянное ощущение надвигающейся беды.

И как раз с этим в "Избави нас от лукавого" полный порядок.

Оценка: 9/10.


Статья написана 30 сентября 2014 г. 12:00

Как гласит аннотация единственного отечественного издания романа "Почтальон":

"У зла — много масок, самые страшные из них — те, что кажутся самыми безобидными".

И данное утверждение как нельзя лучше характеризует произведение Бентли Литтла, рассказывающее о внезапном появлении в маленьком американском городке Виллис загадочного нового почтальона и о той чертовщине, которая начинает твориться с его жителями практически сразу после этого события.

Повествование в книге ведется от лица нескольких персонажей, но преимущественно от лица членов семьи Элбин: школьного учителя Дуга, его жены-домохозяйки Триш и их двенадцатилетнего сына Билли.

Собственно, они и будут теми первыми горожанами, кто заметит явные негативные сдвиги в привычной размеренной жизни Виллиса и свяжет их с деятельностью нового сотрудника почтового ведомства, носящего самые стандартные, и оттого практически безликие, имя и фамилию "Джон Смит".

Стоит заметить, что упомянутая выше связь будет иметь не только сугубо практичную, но и мистическую, основу, что заставит Элбинов усомниться в человеческой сущности Джона Смита.

И я не думаю, что будет большим спойлером, если я скажу, что они окажутся правы.

Из положительных сторон романа хотелось бы отметить очень грамотно выстроенный автором сюжет, плавно погружающий читателя в неуютную атмосферу хаоса и безнадеги.

Конечно, в книге есть достаточное количество похожих по смыслу эпизодов, но это никоим образом не утомляет, ведь написаны они все очень динамично, без лишних описаний и длинных внутренних монологов главных героев.

Да и сам по себе "Почтальон" читается быстро и легко (не в последнюю очередь благодаря отличному переводу С. Бавина) и в лучшие свои моменты очень явственно напоминает романы другого мастера хоррора Стивена Кинга — "Нужные вещи" (Needful Things, 1991) и "Буря столетия" (Storm of the Century, 1999).

Однако поскольку произведение Литтла не отличается особым психологизмом, в отличие от книг Короля Ужасов, то я бы поставил его работу ближе к творениям Ричарда Лаймона, не в последнюю очередь из-за увлеченности обоими писателями темами крови, секса и насилия.

Но при этом, если книга "Леса здесь темные" (The Woods Are Dark, 1981) по утверждению самого Лаймона едва не стоила ему недавно начавшейся карьеры из-за обилия разнузданной жестокости в ней, то "Почтальон", являющийся вторым произведением в библиографии своего автора, к сожалению вышел совсем уж беззубым.

Нет, с мрачностью и пугающими подробностями у него полный порядок, но само инфернальное зло в лице Джона Смита по-большому счету получилось каким-то беспомощным, несмотря на то, что умудрилось причинить весьма существенный ущерб городу и его жителям.

А уж способ, с помощью которого горожане побеждают силы тьмы, так и вовсе вызвал недоумение.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Как будто если игнорировать проблему, то она исчезнет сама собой...

Еще одна слабая сторона "Почтальона", опять-таки связанная с антагонистом, заключается в отсутствии у него четкой мотивации собственных поступков.

Таким образом, добравшись до финала книги, вы вряд ли сможете установить причину поступков Смита, видящего своей главной задачей причинение людям как можно большего количества боли и страданий.

Но не смотря на все проблемы, роман получился очень динамичным, событийно богатым и интригующим.

И я думаю, что если в нынешний век победившего интернета вы до сих пор еще время от времени отправляли бумажные письма по почте, то после прочтения книги Бентли Литтла, у вас наверняка окончательно пропадет такое желание.

Оценка: 8/10.

P.S. Интересно, что спустя 14 лет у Литтла вышел роман "Письма, несущие смерть" (Dispatch, 2005), в котором он во второй раз коснулся темы писем, способных своим иллюзорным содержанием изменять вполне себе реальный мир.

Воистину, почтальон всегда звонит дважды...


Статья написана 29 сентября 2014 г. 12:00

Начну немного издалека, а именно с весны и лета 2005-го года, которые прошли в моей жизни под знаком внезапно вспыхнувшего увлечения "Городом грехов".

Я сознательно не отделил сам комикс (а вернее цикл комиксов) от его полнометражной экранизации, потому как на тот момент мое воображение в равной степени захватило и то и другое и держало в своих цепких лапах, начиная с марта, когда я впервые увидел трейлер фильма Роберта Родригеса в кинотеатре (перед сеансом "Турецкого гамбита", кстати) и заканчивая августом, когда у меня появилась возможность прочесть локализованную на русский язык первую часть цикла с подзаголовком "Трудное прощание" (The Hard Goodbye).

Собственно, в промежутке мной был еще прочитан коротенький комикс "Клиент всегда прав" (The Customer is Always Right), напечатанный в журнале "Афиша". Именно на основе этой истории, взятой из пятого тома графической серии "Бухло, телки и пули" (Booze, Broads & Bullets), Родригес снял ролик для демонстрации автору оригинала Фрэнку Миллеру своего видения экранизации "Города грехов".

Помимо пролога про безымянного наемника, и "Трудного прощания" о мести уличного верзилы по имени Марв убийцам единственной женщины, согласившейся быть вместе с ним, в сам фильм вошли истории "Резня по высшему классу" (The Big Fat Kill) о частном детективе Дуайте Маккарти, пытающимся всеми силами сохранить шаткое перемирие между полицейскими и проститутками Старого города, и "Тот желтый ублюдок" (That Yellow Bastard) о противостоянии стареющего копа Джона Хартигана и мерзкого маньяка, в которого после серии неудачных операций превратился сын сенатора Рорка, держащего под своим контролем весь Бэйсин-Сити.

Пожалуй, будет явным приуменьшением, если я скажу, что экранизация пришлась мне по душе.

Она меня просто восхитила!

Безупречный визуальный стиль, отличные актерские работы и мрачная атмосфера нуара, в которой растворяешься без остатка, сделали для меня эту картину режиссера "От заката до рассвета" (From Dusk Till Dawn, 1995) поистине выдающимся кино-произведением.

И какова же была моя радость, когда буквально через несколько месяцев после выхода фильма на экраны, Роберт Родригес заявил, что в самое ближайшее время зрители смогут насладиться "Городом грехов 2".

Однако этим планам не суждено было сбыться и прошло девять долгих лет прежде чем продолжение увидело свет.

Новая лента также разделена на несколько историй.

Первая из них (и самая большая) — "Женщина, ради которой стоит убивать" (A Dame to Kill For), в которой мы встречаемся со старым знакомым — Дуайтом Маккарти, в исполнении, правда, Джоша Бролина, а не Клайва Оуэна, как было ранее. Причем, идея о разной внешности Дуайта была взята прямиком из оригинального комикса.

Компанию "Женщине..." составили новеллы "Обычный субботний вечер" (Just Another Saturday Night), взятая (по аналогии с зарисовкой "Клиент всегда прав") из книги "Бухло, телки и пули" и рассказывающая о еще одном эпизоде из тяжелой жизни Марва (по-прежнему в исполнении Микки Рурка), а также "The Long Bad Night", о везучем игроке в покер по имени Джонни, образ которого воплотил на экране Джозеф Гордон-Левитт, и "Nancy's Last Dance", продолжающая историю стриптизерши Нэнси Каллахан (Джессика Альба) после вынужденного самоубийства ее защитника Джона Хартигана.

Последние две новеллы были придуманы Миллером специально для фильма, и то ли из-за спешки, то ли из-за того, что автор ранее уже полностью высказался на тему "Города грехов", они получились какими-то вымученными и недоработанными ("Обычный субботний вечер", кстати, тоже ни о чем).

"Женщина, ради которой стоит убивать" напротив способна порадовать фанатов первой картины своей мрачностью и бескомпромиссностью, однако оказалась лишена сколько-нибудь запоминающихся эпизодов также крепко врезающихся в память как оторванный затвор пистолета — в голову Джеки-боя в "Резне по высшему классу".

Конечно, если вы поклонник актрисы Евы Грин, то история хитрой и властной Эвы Лорд в ее исполнении придется вам по вкусу.

Мне же ее лицедейства и обнаженного тела хватило еще в ленте "300 спартанцев: Расцвет империи" (300: Rise of an Empire, 2014) и поэтому особой радости при просмотре ее истории в "Городе грехов 2" я, к сожалению, не испытал.

Да и вообще, несмотря на свой довольно-таки короткий по меркам современности 94-минутный хронометраж, новый фильм Роберта Родригеса получился на редкость затянутым и попросту скучным.

Стоил ли он просмотра?

Безусловно, да. Хотя бы ради того, чтобы еще раз насладиться брутальным визуальным стилем оригинала.

Стоил ли он девяти лет ожидания?

Безусловно, нет.

Оценки:

"Город грехов" — 10/10.

"Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать" — 7/10.

P.S. Ну и напоследок вашему вниманию предлагается большой "red band" трейлер фильма "Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать" с международного фестиваля "Comic-Con":





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх