fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Предел»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
720
Моя оценка:
-

подробнее

Предел

Другие названия: За порогом

Роман, год; роман-эпопея «Соглашение»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вырвавшись из альтернативной реальности, исследовательский звездолет «Твен» пытается предотвратить гибель обитаемой планеты. Но ставки куда выше – в опасности все обитаемые миры. И первый из них – мир загадочной цивилизации Ракс...

Читайте продолжение романа «Порог» – космический эпос Сергея Лукьяненко!

Примечание:

Продолжение романа «Порог».

Первую главу можно прочесть здесь.


Входит в:

— роман-эпопею «Соглашение»


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Предел
2021 г.

Аудиокниги:

Предел
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Камерная космоопера

Роману явно не хватает рекапа.

Слишком большой перерыв между прочтением томов. Забыл критичные для понимания основной коллизии события и персонажей. Пришлось освежать в памяти.

События продолжаются ровно с той точки, где они прервались в конце первого тома, что позволяется относить «Порог» и «Предел» к частям одного романа-эпопеи.

Автор не скрывает, что эталоном для подражания интонационно и сюжетно является, в первую очередь, вселенная «Звёзного пути». Исследовательский корабль «Твен» с разношёрстным экипажем, фрактально представляющим все цивилизации Соглашения — новая инкарнация «Энтерпрайза», ну, или «Вавилона-5».

Выполнив одно задание в первом романе, «Твен», по поручению почти всемогущих Ракс, отправляется в следующий квест.

В «Пределе» три отдельные сюжетные линии наконец-то сливаются.

Герои всех линий встретятся на Соргосе, сотрясаемым братоубийственной ядерной войной, возможно спровоцированной загадочными Стирателями. «Семнадцать особей ... представляющие семь различных разумных видов.» Нехило так, да?

Проблемы подростков «Твена» отходят на третий план; больше внимания уделяется тропу «восстание машин», ибо с корабельным искином что-то не так (и снова здравствуй, HAL-9000).

Финал закручен и масштабен.

Дико радует, когда книга превосходит твои ожидания!

Вместо подростковой космооперы мы получили весьма и весьма глубокую и зрелую вещь. Впечатлила матрёшка цивилизаций: уровень двадцатого века Соргосе; уровень первого межзвёздного перелёта у людей и котов Невара; развитые расы Соглашения во главе с всемогущими Ракс, правящими реальность; и сравнимые с Ракс могуществом Стиратели-Чистильщики.

Читается быстро и легко. Ещё не Бэнкс, но уже точно выше Леки, Пауэлла и «Взаимозависимости» Скальци; возможно на уровне с «Мстительницей» Рейнольдса.

Очень рад, что прочитал отличную космооперу!

Вообще, космическая фантастика — это главное призвание Лукьяненко! Браво!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение прекрасного фантастического романа.

Жанр книги — мягкая фантастика, действие книги происходит на планетах в отдаленных от земли звездных системах и открытом космосе, время действия – далекое будущее.

В центре сюжета экспедиция ученых, принадлежащих разным расам, составляющим т.н. «расы соглашения», целью которой является попытка расследования причин, по которым расы, стоящие на пороге выхода в межзвездное пространство неумолимо истребляют сами себя. В данном случае цивилизации Невар, состоящие из гуманоидов и расы эволюционировавших кошкоподобных негуманоидов. Главные герои — экипаж исследовательского корабля и группа ученых, собранных от представителей каждой расы соглашения.

Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории. Роман держит в напряжении и не дает оторваться от происходящего в книге. Произведение не затянуто, описаний и диалогов в меру. Несмотря на наличие достаточно большого количества действующих лиц, читатель в них не запутается, так как все они обладают своими особенностями и каждый из действующих лиц не похож на остальных. Из плюсов книги можно отметить и отсутствие лишней описательности и многословия. Герои не мерисьюшные, их поступки логически обоснованы, роялей в кустах замечено не было.

Примета, согласно которой, если в книге описываются «Непоколебимый Закон» или «Нерушимое Правило», сработала на все 100.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все, что нарушать нельзя ни в коем случае, героями романа нарушено в обязательном порядке.
Здесь автор не разочаровал.

В плюсы второй книги можно добавить то, что в отличие от первой части описанию жизненных укладов и обычаев всех представителей соглашения уделено не так много внимания. Сеттинг был прописан в первой части произведения и повторяться автор на страницах продолжения не стал.

В целом произведение — прекрасная приключенческая фантастика. С. Лукьяненко сумел сделать мне интересно. Если бы в тот момент, когда я закончил чтение второй книги было продолжение романа, я обязательно его бы прочитал. Но вот вернусь ли я в эту вселенную, например, через год – большой вопрос, так как при наличии большого количества другой литературы, такого желания, как правило, не возникает.

Думаю, данное произведение можно рекомендовать широкому кругу читателей или всем любителям жанра.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы не сказал, что это лучшее у Лукьяненко. Хотя перечитал Порог и прочитал Предел буквально за двое суток, практически не отрываясь. Что стоило мне двух бессонных ночей. И всё же, и все же... Великим Лукьяненко сделали его Дозоры. Хотя он стал моим любимым писателем ещё задолго до их выхода в свет — начиная с приключений людей, ставших извозчиками галактики. Надеюсь, что продолжение эпопеи останется столь же увлекательным, но обрастёт частностями и деталями, столь необходимыми для восприятия этой новой вселенной.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной шедевр «нашего фантастического всего». Точно будет третий том, но уже видно где всё свяжется. Много линий распутано. Много обоснуев обосновано. В общем-то третий том как бы и лишний. Но кто я такой, что бы спорит с истинным мастерством? (без шуток)

Герои все как на подбор живые и достоверные. Даже Эквестрийцы. Даже Крот-говорун. Даже Котик-сиффреди.

Большой шаг вперед по сравнению с новеллизацией МоО, (Это когда море из стекла, или это когда у бога сны в линию?Всё время путаю). Сделано со вкусом и отражает модные молодежные тенденции... .

Отважные звездопроходцы превозмогают и всячески приключаются, не забывая остро и уместно шутить, аппетитно выпивать и смачно закусывать. (пробило ностальгией, дошираколги и шавушники не поймут).

Опять

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
далекие потомки людей правят Галактикой

(Где-то это уже было у Мастера? Нет ли в этом Киркория?)

но как-то странно. Без уважения.

И вот,когда я в очередной раз проглотил залпом роман Мастера, меня наконец-то осенило, где ошибка в примерах.

(Классификация изложена в https://fantlab.ru/blogarticle69707 «Фантастика естественнонаучная классифицированная». Копирайт Серой Зоны от 2009 года.)

Признаю свою ошибку. В классификации Серой Зоны, принятой мной, отсутствует наш уважаемый Мастер Романов.

А ведь Мастер Романов который раз описывает, не поверите:

(+++) Сингулярность. О такой вселенной ничего с определённостью сказать нельзя, поскольку заботы её обитателей, достигших стадии сверхразума, бесконечно далеки от наших. В ней может происходить практически всё, потому что представления современной науки о границах возможного явно ошибочны.

Сверхразум, всесильный и вездесущий.

Как я про них мог забыть?

Таковы спектральные Ключники.

И Городецкий, и Император Кея Дача, и, возможно, Раксы и некие их враги.

Они все достигли сингулярности и ничего дальше для них нет!

Беспердельно могущественные существа, почему-то занимающихся какой-то фигнёй.

Нуивот(с).

Желаю всем прикоснутся к истинному мастерству и получить то же удовольствие от текста, от узнавания пасхалок для олдов и прочих приемов, которыми в совершенстве владеет автор, какой получил я.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грандиозус глобалус.

Чисто технически (с точки зрения литературного ремесла) — с первого взгляда — довольно-таки нудновато, мягко говоря. И со второго взгляда, и с третьего — тоже. Куча второстепенных деталей,  не имеющие особого смысла подробности, море событий, объектов и фактов, образующих автономные — параллельные основной — нитки смысла, уводящие в пустоту, вбок, вообще неизвестно куда. Исчезновение как минимум половины всего этого добра — абсолютно ничего не изменит и ни к чему не приведёт. Избыточность словесной нагрузки. Очевиднейшая.

НО. И ещё раз — НО. Это — с технической стороны. То бишь — чистой воды ИМХО. Может кому-то оная избыточность — что мёд поверх масла на бутерброде.  Хотя — всё же, среднестатистически — возобладает, конечно же, именно изложенная мною точка зрения. Это не менее очевидно.

Но не в этом суть. Впечатляющий комплект фантИдей, огромный букетище шикарных фантДопущений, чьи масштаб, разнообразие и, не побоюсь даже лишнего тут слова, «юзабилити» — впечатляют, вдохновляют и даже — местами — завораживают. Не просто твёрдая, а — я бы даже сказал — твердейшая НФ, прям как залежалая палка сырокопченой колбасы. С её твёрдостью можно не только закуски для корпоратива шинковать — поезда под откос пускать можно. Вот, просто, на рельсах оставить, и — всё, конец паровозу.

Ни капли иронии, уважаемый потенциальный читатель, просто даже — «ни Боже ж Мой». Это я под впечатлением от чтива — пару минут тому закончил внимать фантазии автора. Которая — буквально — аки море разливАнное, чьи волны выплескивают вместе с пеной и ошметками водорослей за линию прибоя мелкие, обкатанные штормом, голыши иллюзий, радующие глаз и душу разнообразием палитры мокрого полированного камня.

Прелесть

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне «Предел» вполне понравился. Довольно интересно складывающийся сюжет (я предусмотрительно до того перечитал «Пролог»). Но вторично, что да, то да. Одна идея отсюда, другая оттуда, а тут ситуация на вот это похожа... Впрочем, у Лукьяненко это почти всегда так, можно сказать, авторская фишка. Пасхалок вообще без числа, причем иногда из весьма старых книг или фильмов, которые, может, только люди моего возраста и помнят. Так сказать, тарантиновщина в фантастике.

Через года полтора, надо полагать, появится и финал.

Кстати, отмечу сомнительную редактуру книги. По крайней мере дважды (а вроде и в первой книге тоже) в тексте при разговорах перепутаны Невар и Соргос. Что как бе может намекать... но, впрочем, сама книга явственно лукьяненковская. Насчет «Битлов» и прочих приколов — очень неплохо.

В общем, подождем финала, тогда вынесем окончательное суждение.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, хочу сказать, что за два года, прошедших со времени прочтения первой книги, её сюжет основательно подзабылся. Но по мере чтения всё пришло в норму, благо три сюжетных линии первого романа довольно быстро слились в одну-единственную, которая довольно резво рванула к финалу.

Во-вторых, никакой «твёрдой научной фантастики» здесь нет и в помине. Типичная космоопера, но зато без очевидных технических ляпов, за что большое спасибо. Люди-кошки, люди-пони, здоровые кроты, некто с червём-симбионтом во лбу и Ракс — всегда Ракс. Вся эта орава не слишком отличается друг от друга, ну иногда что-то такое проскальзывает, но не более того. Зато есть космические зомби (требование американского издателя?) и межвидовой секс (требование издателя японского?). С одной стороны тайна Ракс раскрыта, с другой — появилась новая, ещё более таинственная.

Космические бои, десантирование на планету, бунт корабельного искина (привет Артуру Кларку), ещё привет Айзеку Азимову (в чём состоит писать нельзя), а если бы вовремя и в нужном месте убили Джорджа Харрисона, то всё у нас было бы хорошо. Теперь вот не будет.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая космическая фантастика от Лукьяненко.

Продолжение получилось удачным, оно более динамичное, раскрывает ряд тайн и конфликтов, рисует любопытные эпизоды вроде встречи представителей разных разумных видов, наполнено сражениями, внештатными ситуациями и фантастическими технологиями. Нашлось место вопросам искусственного интеллекта, агрессии разума, вмешательства в развитие видов и любви. При этом я продолжаю придерживаться мнения, что персонажи в этом цикле излишне часто думают и говорят о сексе — без особой на то сюжетной необходимости. Ладно интимные проблемы межвидовой пары. Но зачем было вводить для развитой цивилизации меры длины, основанные на длине половых органов — мне решительно не понятно.

Персонажи по большому счету не стали лучше прописаны, но за счет большей предыстории выглядят более достоверно. Ряд упрощений и сюжетных натяжек прошлой книги нашли свое объяснение, что несомненный плюс. Промежуточный финал масштабен, довольно трагичен и открывает ряд важных мирообразующих тайн. Клиффхенгер и тот выглядит к месту.

Оценку ставлю высокую, так как виден прогресс и возможный потенциал истории. Ну и в целом книга быстро и с интересом читается.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это продолжение предидущего тома.. в смысле нитки на которых обрывается первый просто продолжаются без всякого перехода во втором. Все 3 нити (пары пони, женщина с котом и экипаж) встречаются, далее следуя преимущественно вместе и заканчиваются многоточием даже не намекающем, а прямо указывающем на содержание следующего тома. Короче Порог и Предел это по хорошему должен быть не 2х томник, а один том цикла.

Поскольку это 2я часть повествования движущегося от завязки к кульминации интенсивность и боевитость событий нарастает.

Далее для небоящихся раскрытия сюжета:

несмотря на бои, среди героев пока потерь нет.. ну если не считать эмоционального червяка-симбионта выпавшего из головы хоста, но это скорее иллюстрация к описанию рассы (дабы показать как выглядит безимоциональное состояние). Отношения между ними тоже не особо меняются.. меняют преимущественно постулат о непременной агрессивности разума — мол это в его природе и потому редкий разум долетит до середины.. до другой звезды ВНЕЗАПНО оказывается, что это не вина самих цивилизаций покончивших с собой Войной — их науськивает подлый гипервраг. Вот, например война, гнедых против рыжегривых:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о власти ведь тоже не дураки сидят, – сказал Ян и невольно улыбнулся, представляя, сколько раз до него произносили эту фразу. – Да, конфликты двигают экономику и науку и позволяют канализировать социальные проблемы, да… но ядерная война! Как дошло до этого? Вожак со своей семьей надеется отсидеться в бункере? Его может и в живых уже нет, первой бомбой накрыло столицу! А канцлер рыжих? Если между нами – он-то мне всегда казался рассудительным и осторожным. – Ян, что ты хочешь сказать? – Может быть, нас с рыжими стравили? Адиан остановилась. Сбросила тюк с вещами, посмотрела на Яна. Тряхнула головой, рассыпая гриву по плечам. – Кто? – Я думал про степи. Почему их толком не осваивают. Ты же знаешь легенды о тайном городе… Адиан расхохоталась. – Ян… милый! Город пегих? Затерянный в степи, с высочайшими технологиями, силовым полем закрытый от наблюдения?

Т.е. умнейший (по сюжету) жеребец-инженер-ракетчик предпочитает верить в местную теорию заговора тайных кукловодов и только его подруга-политолог ржёт с такой попытки оправдать нечеловеческую глупость правителей. Также как пони не хочется верить, что их Вожак народа мог развязать войну чреватую потерей прогресса на несколько поколений а то и кирдыком всей цивилизации только из личной глупости\корысти\амбиций, так и другие разумные с удовольствием хватаются за индульгенцию виду в тезисе, что их поссорил злобный враг. Если первая часть и половина 2й показывали агрессивные тенденции и даже напрямую содержали изложение теории «Тёмного леса» и объяснение феномена кошколюдского сотрудничества «садоводством» супер цивилизации прервавшей цикл их взаимного вбивания в каменный век.. то под конец проводят аналогии с ангелами-хранителями Мира во вселенной и дьявольских «стирателей» низводящих цивилизации перешагнувшие предел развития... правда при упоминании использовалась цитата автопартрета Мефистофеля из «Фауста» и не одна фраза как в эпиграфе Булгакова «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» а кусок перевода Пастернака

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Часть силы той, что без числа

Творит добро, всему желая зла.

…только спесь

Людская ваша с самомненьем смелым

Себя считают вместо части целым.

Мощь человека, разум презирай

Который более тебе не дорог!

весьма современно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Дай ослепленью лжи зайти за край,

И ты в моих руках без отговорок!

и прочее актуальное

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вся суть в естественных правах.

А их и втаптывают в прах.

правда ценного совета «Кто не сбивался, не придет к уму, И, если ты не проходимец жалкий, Возникни сам, сложись своей смекалкой» вроде не было, а совсем наоборот воплощается анекдот:

«И есть реалистичный сценарий: прилетают инопланетяне и делают все это за нас»

абзац про варианты истории человечества с разными сценариями развала\не развала СССР

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Были варианты, когда цивилизация погибала почти полностью… но в основном – мощный откат, нео-варварство… – Двести шесть – пять, а существует вероятная линия земного будущего, не несущая полного уничтожения земной цивилизации в двадцатом веке? – спросила Мэйли. – Такая, чтобы Земля все-таки развилась до цивилизации четвертого-пятого уровня? – Существует, – неохотно признался феолец. – Довольно большая, почти десять процентов. Вот, смотрите… В кубе опять начала выстраиваться структура – красные, черные, белые и зеленые кирпичики вырастали, перекрашивались, рушились, снова выстраивались… Вот изрядная часть красных структур начала осыпаться. – Мы наблюдаем гибель так называемой «социалистической системы», – пояснил Двести шесть – пять. – В нашей реальности произошел переход вашего мира к состоянию «мирного соревнования», противоречия между системами и империями постепенно сглаживались, началась экспансия в космос в качестве перезагрузки социальных схем. И вот – вы вступили в Соглашение! Скажу прямо – шанс на это был почти нулевой, где-то тут, в двадцатом веке, вероятно, и произошло вмешательство Ракс. А так – все шло к прямой войне систем… Мэйли кивнула. – Была, однако, и другая схема, позволяющая уйти от прямого конфликта, – продолжал Двести шесть – пять. – «Социалистическая система» гибла, но не в результате войны, а посредством предательства элит и тихого переворота. Наступает долгий период торжества «капиталистической системы», с выкачиванием ресурсов планеты в пользу так называемого «золотого миллиарда». Напряженность растет около полувека, человечество погружается в эпоху мелких конфликтов… В камере выстраивалась новая схема. Мельтешение разноцветных точек… и вдруг они замерцали, по ним прошли разноцветные волны, система стала более однородной, но резко уменьшилась. – Потом происходит серия биологических катастроф, вполне вероятно – инспирированных сознательно, либо отдельными государствами, либо какими-то надгосударственными системами, – сказал феолец. – Пандемии, смертельные эпидемии, массовые генетические поломки. Население Земли сокращается в два-три раза, опять-таки происходит унификация человеческих систем, но на совершенно другой основе. Человечество активно выходит в космос, колонизирует ближайшие планеты, совершает межзвездный перелет… вступает в Соглашение. – То есть мы все равно могли благополучно пережить сложные времена! – обрадовался Бэзил. – Не совсем благополучно, – сказал феолец. – Из всех расчетов следует, что вы стали бы агрессивной, скрытной и паранойяльной культурой. Приобщившись к высоким технологиям или развив их самостоятельно, а ваш вид стал бы куда активнее развивать науку, вы затеяли бы межзвездные войны. Это вообще очень свойственно вашему виду и отражено в культуре. В результате Земля была бы уничтожена. – Или уничтожила бы другие разумные виды, – не выдержал Бэзил. – Не думаю, – ответил Двести шесть – пять. – Вы не смогли бы одолеть Ракс. В галактике без Ракс – вы бы победили или привели к катастрофе все разумные виды. Но Ракс стерли бы вас начисто.

- вообще абзац, т.е. мы живём в крайне маловероятном варианте где человечество таки далеко пойдёт(пока не остановят), НО станет «агрессивной, скрытной и паранойяльной культурой»... вот такой результат «величайшей геополитической катастройки» с альтернативами в виде ядрёный армагедец или спасение высшим вмешательством.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами вторая часть цикла Сергея Лукьяненко «Соглашение». По жанру роман можно отнести к космоопере с элементами научной фантастики.

Сюжет второй части продолжает первую и воспринимается довольно сложно, учитывая перерыв между романами почти в два года. Сюжетных линий в романе три. Основная посвящена команде космического корабля «Твен», в которую входят люди, гигантский крот (цивилизация Халл-3), Аурен – гуманоид с симбиотическим червём в голове и Ксения из загадочной цивилизации Ракс. Они столкнулись с несостыковкой событий в альтернативной вселенной и теперь направляются к планете Соргос, чтобы найти загадочных Стирателей и помешать им. На мой взгляд, различия между представителями этих рас практически стёрты, а сами они как-то очеловечились. Складывается впечатление, что Лукьяненко поднадоело придумывать нечеловеческие характеры. А вот поведение корабельного искина Марка мне наоборот показалось интересным. Нестандартные приказы изменили его служебные директивы, и искин обрёл своеобразную свободу воли.

Вторая сюжетная линия посвящена выходцам из дуальной цивилизации Невар: человеку-коту Криди и девушке из Детей Солнца Анге. После мнимого предательства кота они вынуждены были десантироваться на Соргос. В ходе неудачного приземления они чуть не погибают. Тёплые чувства между ними позволяют прийти к взаимопониманию и разобраться в логике поступков Криди. Оказывается, коты и Дети Солнца не всегда жили в мире и согласии – в прошлом между ними была кровопролитная война, о которой большинство предпочли забыть. К сожалению, не все. В обеих расах есть те, кто помнит и жаждет отомстить.

Третья линия посвящена гуманоидным пони с планеты Соргос. Ян и Адиан вынуждены выживать в мире, охваченном ядерной войной. В ходе своих странствий они сталкиваются с Криди и Анге. Первый контакт двух цивилизаций описан очень интересно. В конце концов все три сюжетные линии соединяются в одну на Соргосе, и наши герои сообща начинают борьбу с таинственными Стирателями.

Загадка могущественной цивилизации Ракс раскрывается довольно неожиданным образом. Однако я ожидал чего-то более масштабного и интригующего. Зато теперь появляется не менее важная загадка: «Кто такие Стиратели?». Некоторые зацепки нам дают, а верны ли зародившиеся предположения, узнаем в третьей книге.

Идея, что перейти определённый порог развития цивилизациям мешает врождённая агрессивность, на мой взгляд, интересна, но не лишена минусов. Мы как будто все цивилизации меряем по человечеству, а ведь можно предположить, что совершенно чуждые нам расы могут быть по умолчанию лишены этой черты за ненадобностью. Например, подобная максимально чуждая разумная жизнь описана у Питера Уоттса в «Ложной слепоте». Или же агрессивность может просто исчезнуть в процессе эволюции. Тот факт, что Ракс на протяжении столь длительного времени постоянно исправляли реальность, довольно сложен для восприятия и нереалистичен.

Итог: Вторая часть несколько уступает первой, как по накалу страстей, как и по логичности происходящего. «Роялей в кустах» стало заметно больше, что не пошло на пользу. Множество вопросов, возникших в первой части, раскрылись, но не совсем так, как я ожидал. Несмотря на это, «Предел» – довольно неплохой космический боевик в интересном сеттинге. Подойдёт, чтобы отдохнуть от более серьёзной литературы.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное дело – читал книгу с интересом, получая удовольствие от процесса, но когда закончил и попытался проанализировать прочитанное, в памяти всплывало столько косяков, что самому теперь непонятно, за что я поставил ей такую высокую оценку…

В персонажах нет глубины, нет характеров, но даже не это самое худшее. В них нет полутонов.

Экипаж “Твена” – сугубо положительная компания. Среди них нет ни подлецов, ни трусов; никто не косячит и не преследует свои шкурные интересы. Если кем-то и совершается ошибка, то через пару-тройку глав она непременно спасет жизнь всему экипажу – баг превращается в фичу. Отсюда возникает проблема того, что персонажам попросту некуда расти – они уже идеальные версии тех, кем могли бы стать. Истории преодоления себя, развития и становления – ничего этого вы не найдете в “Пределе”, потому что (пардон за каламбур) все они и так на пределе.

В сиквеле наконец-то появился антагонист и он, следуя все тому же стилю – чернее некуда. Никаких внятных мотивов его злодеяний автор не обозначил. Он как Портос из советского кино про мушкетеров: “Дерусь, потому что дерусь!”.

Лукьяненко, большой поклонник повторного использования своих собственных идей и задумок, не стал изменять этой славной традиции и в этот раз. Иногда в работу идут целые сюжетные пласты, а иногда и кое-что поменьше — например термин. “Плоскота” – не берусь сказать из какой именно Линии Фальшивых Императоров Зеркал это взято, но явно что-то такое было в раннем творчестве.

Тем не менее повторюсь – читается легко, остросюжетно и развлекательно. Это Лукьяненко еще умеет. Отсюда и такая высокая оценка, которая, скорее, является результатом эмоционального восприятия произведения, нежели скрупулезного разбора достоинств и недостатков.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Побуду старым ворчуном и скажу что ранние Императоры-Грезы были значительно лучше вот этого фейерверка фантдопущений, сиречь роялей. Все эти заморочки с многомерной вселенной интересны постольку-поскольку. Ибо я сторонник теории, что фантастика это литература, использующая фантдопущение как прием. А хорошая литература всегда о людях (нелюдях, киборгах и прочих мыслящих организмах) И вот в плане раскрытия характеров Пороги-Пределы куда слабее ранних «новеллизаций» где даже второстепенным персонажам удавалось сыграть свою роль. Вполне по Станиславскому. Пусть даже это простой сотрудник А-Тана или мелкий карьерист в космопорте. Живее они были, понятнее. И не столь мультяшные. Пусть даже сеттинг был взят от известной игрушки, но автор наполнил его своим содержанием. Добавил человеческие истории, оживил мертвый в общем-то мир походовой стратегии. А здесь случилось наоборот. Живой мир, населенный людьми и нелюдями, превратился в схему для реализации авторских концепций и демонстрации взглядов на современные «теории всего». Мультиверс, парадокс Ферми и прочий научпоп. Занятно, но... без огонька сработано. Никого не жалко, никому не сочувствуешь, лайтово и без надрыва. Что до новеллизаций... то сюжет Масс-Эффекта (в который автор наверняка играл) сколочен куда крепче. Без игр с реальностью, зато с командой персонажей у каждого из которых своя история, боль и надежда. Зато в «Соглашении» есть кисы и пони. Ладно не розовые. Но даже самый напряженный момент в книге

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а-аа-а все пропало шеф, мы все умрем — гигантский киберкорабль нас сотрет в порошок
вызывает лишь легкий интерес — ну что еще автор придумает, чтобы осталось на третью книгу. И автор не подвел — выкатил рояль. При всем при том, эта книга лучшее, что мне удалось прочитать за год (отсюда и семерочка). Мастерство Лукьяненко еще не «пропил» Читать однозначно стоит. Пусть в моем случае с чувством легкой ностальгии по тем временам о которых грустил и Ярослав Заров в «Визитах»:

Писал он тогда хуже... наверное. Но зато -- как легко -- Боже

мой, как легко. И не нужно было подстегивать себя кофе с коньяком,

сигаретами, музыкой. Он просто садился и писал -- на громыхающей,

изящной, как кусок чугуна, «Москве». И строчки были кривыми, а ошибок

раз в пять побольше... но писалось так легко!

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю, почему так много отрицательных отзывов о книге. Очевидно, многие читатели ждут от автора, только ярких шедевров. Но книги бывают разные. Удачные и не очень, бывает и откровенная халтура. Только вот из под пера Сергея Васильевича Лукьяненко халтура ни когда не выходила. Такой гигант российской фантастики просто не умеет плохо писать. А данная книга вышла весьма добротная, мне понравилась. С нетерпением жду продолжения.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в паре слов, то это тщательно упакованное в оболочку космооперы размышление об искусственном интеллекте (искине), замешанное на затаенной мечте о неких великих цивилизациях, которые могут все. Всё исправить, всех спасти и ответить на все вопросы.

Основная проблема в том, что фантика оказалось гораздо больше начинки. Я люблю Лукьяненко за социальность его прозы. Персонажи живут, размышляют, задаются какими-то моральными вопросами, выбирают, решают. Здесь эта составляющая мало того, что минимальна (что уже жаль), так ещё и неоднородна. То на уровне намёков, то топором с плеча.

Зато вот научно-фантастической составляющей в виде устройства и управления кораблей, всевозможных физических явлений, основ действия инопланетного оружия, деталей стыковок и прочих сопутствующих атрибутов — просто с лихвой. Мальчишеская такая книжка, в общем.

Кроме того, в сравнении с первой частью, разница в расах заметно сгладилась. Можно, конечно, списать это на совместный полет, но скорее, автору просто надоело заморачиваться, выдумывая нечеловеческие характеры. Не могу сказать, что это прям сильно разочаровывает, но психологические лабиринты могли бы придать книге интригу, которая почти теряется в пустоте космических пространств.

Идея насчет порога развития цивилизации, которая была столь привлекательна в первой части, здесь преобразована в проблему агрессии, присущую виду. Становится ли она от этого мельче? Пожалуй. Особенно, если учесть, что внутри присутствуют не только люди. Можно ли ее решить? Ну достаточно посмотреть на европейских собак в сравнении с российскими. Там селекция практически подавила агрессию. Можно ли так с людьми? Тут интересно было бы углубиться внутрь, но автор оставил эту тему на уровне почти намека. Тот ли это самый «предел», который не позволяет вылезти за границу плоскости двумерным созданиям? В смысле, что наличие агрессии у конкретного вида закрывает ему дорогу в другие миры?

В общем, если первая часть была чем-то вроде зала с десятком дверей, каждая из которых предполагала интересную загадку, то во второй оказалось, что все эти двери ведут, если не в одну в одну комнату, то как минимум, в одну сторону. В кои-то веки книжка Лукьяненко оказалась скучноватой, и не проглатывающейся запоем…

Что ещё. Несколько огорчает, что вторая книга сильно завязана на первой. Их, наверное, хорошо читать подряд, а вот перерыв почти в два года неминуемо ведёт к забыванию деталей, которые тебе никто тактично не напомнил, причём обилие персонажей эту проблему ещё и усугубляет. В общем, краткое содержание первой части точно не повредило бы таким забывчивым, как я.

Но третью книжку все равно буду ждать.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга гораздо энергичней первой. Понятно, что в первой «фигурки» только расставлялись, а во второй партия началась. Живо, динамично, характеры пусть не все, но выписаны. Космические корабли бороздят просторы вселенной, загадки загадываются . Блестят защитные поля, меняет пространство невообразимое оружие, звенят сигналы и мерцают индикаторы, прах чужих планет пылит под ногами. Становится интереснее и интереснее... Стоп!

Что это там у нас в конце второй книги? Кусты? Рояль?! Ой, еще рояль! Обойдусь без спойлеров конечно. Только есть ощущение некоторых логических и сюжетных неувязок. Весьма сильных.

Впрочем, может быть в третьей книге все изменится и перевернется. Хочется верить. А что еще остается? :((

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх