fantlab ru

Север Гансовский «Лех и Чисон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
32
Моя оценка:
-

подробнее

Лех и Чисон

Другие названия: Три шага к опасности

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Лех, Чисон, Пмоис, Лин Лякомб живут в мире, где наука достигла небывалых высот. Новые технологии позволяют на молекулярном уровне копировать произведения искусства и воссоздавать давно умерших людей, пересаживать мозг и погружать человека в виртуальную реальность неотличимую от настоящей жизни, усиливать одни эмоции и подавлять другие. Но что это дает человеку, чего он лишается, о чем будет думать и о чем мечтать в таком технологическом «раю»?


Содержание цикла:


7.26 (157)
-
8 отз.
7.64 (258)
-
24 отз.
7.66 (160)
-
14 отз.
7.39 (145)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Фантастика, 1967
1968 г.
Три шага к опасности
1969 г.
 Сборник научной фантастики. Выпуск 14
1974 г.
Человек, который сделал Балтийское море
1981 г.
День гнева
2002 г.
Чужая планета
2003 г.
Антология мировой фантастики. Том 9. Альтернативная история
2006 г.
Тревожных симптомов нет. День гнева
2018 г.
День гнева. Новая сигнальная
2024 г.

Периодика:

Искатель № 3 1965
1965 г.

Самиздат и фэнзины:

Часть этого мира. Том 1
1994 г.
Часть этого мира. Том 2
1994 г.
Часть этого мира. Том 3
1994 г.
Шесть гениев
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Die Stimme aus der Antiwelt
1972 г.
(немецкий)
Der Kristall und andere phantastische Erzählungen
1977 г.
(немецкий)
Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest
1979 г.
(немецкий)
Earth and Elsewhere
1985 г.
(английский)
The Day of Wrath
1989 г.
(английский)
Klasyka rosyjskiej SF. Tom 1
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткий и единственный цикл у Гансовского – два рассказа, две повести – на мой взгляд, едва ли не одна из вершин творчества автора. Я, правда, начал читать его с конца с «Части этого мира», вещи, которая ни много ни мало потрясла и своей пластиковой красотой засела в памяти. Но позже, когда я прочитал цикл по порядку, я ощутил, как органично развивается этот самый необычный мир и какие смыслы он несёт вместе с собой. У вещей и эмоциональный фон общий. Довольно пессимистический, но не депрессивный, с нотками горькой иронии и довольно занятным юмором (в первом рассказе и последней повести). Смыслы, казалось бы, вынесены на поверхность, чётко озвучены автором, но сама диковинность мир вдруг заставляет присматриваться, искать смыслы отброшенные тенью основных смыслов.

Наверное, «Демон истории» чуть-чуть выпадает. Он не развивает мир в контексте цикла. Мир здесь скорее повод обратиться к истокам его «инаковости», тот альтернативный (до поры до времени) путь, из которого он вырос. К тому же тут единственный раз мистические силы действуют на равных с силами научно-фантастическими. В остальном же – в героях и даже в общем пессимистическом взгляде на человечество – «Демон истории», конечно же, несомненная часть цикла.

Кстати, о мире цикла. Кто-то уже говорил, что Гансовский похож на Филипа Дика своей безграничной яркой фантазией, своими мирами. Хотя у Дика мир чаще всего фон, а у Гансовского мир – объект, герои непосредственно с ним взаимодействуют, изучают, воюют и прочее, но это тоже, в конечном счете, приводит нас к самим героям и обществу, человечеству в целом. Получается такой вот более длинный путь через отражения мира в людях и людей в мире. И данный цикл, возможно, апогей этого. Мир тут – полноправный герой истории.

В первом рассказе («Доступное искусство») он будто бы только зарождается – мир доступного искусства, доступной наук и доступных спортивных достижений (всё это «псевдо-», так как бессмысленно без приложенных усилий и бессонных ночей), мир пустотелых богачей, воспринимающих искусство как модный аксессуар, ещё имеет альтернативу в расстроенном рояле и неумелой игре детей, создающих искренне, настоящее…

Про второй рассказ я уже говорил. Но вот первая повесть («Три шага к опасности») показывает нам развитие мира. Научно-технический прогресс победил, «вкалывают роботы», а для человека осталась лишь депрессия, заглушаемая наркотиками, да Вокзал – мир виртуальной реальности, позволяющий самоутвердиться в нём. Новая наркотическая панацея. И герой бежит из этого мира (кстати, с ним бежит и создатель «Доступного искусства») через Вокзал, хотя никто не мешает его побегу в реальности. Последняя ступень перед превращением человека в раба новой механической природы.

И финал («Часть этого мира»). Машины действительно стали природой, существуют отдельно от человека, по своим непонятным законам, строят дороги в несуществующие места, создают пустующие дома, гоняют вагоны в метро, не имеющих выхода… Но в этом же появляется новая надежда для человечества. Герой уже не бежит, он странствует по новому гротескному пейзажу. Депрессия ещё витает над человечеством, но конец пути героя – выход из неё. Да, техника стала природой. Но теперь уже она – предмет для изучения, для прикладывания сил, для нового уже реального самоутверждения. Круг, наконец, замкнулся. Надежда всё-таки есть, и заложена она в самом человеке.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх