FantLab ru

Роберт И. Говард «Час дракона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Голосов:
716
Моя оценка:
-

подробнее

Час дракона

The Hour of the Dragon

Другие названия: Конан-завоеватель / Conan the Conqueror; Конан-варвар

Роман, год (год написания: 1934); цикл «Конан», цикл «Конан. Первоначальная серия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 91
Аннотация:

Конан наголову разгромил пиктов под Велитриумом — варвар командовал тогда аквилонской армией. Победа возвела его на трон Аквилонии — правда, его пришлось освободить от жестокого короля. Так как человек Конан был простой, держава при нем процветала. Но завистливые соседи решили свергнуть его с престола. Им это удалось, но ненадолго. Как Конан спас свое королевство, читайте в романе «Час дракона».

Примечание:

Журнальная публикация — в журнале «Weird Tales», декабрь 1935 — апрель 1936.

Входит в:

— журнал «Weird Tales» December 1935», 1935 г.

— журнал «Weird Tales» January 1936», 1936 г.

— журнал «Weird Tales» February 1936», 1936 г.

— журнал «Weird Tales» March 1936», 1936 г.

— журнал «Weird Tales» April 1936», 1936 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Час Дракона. Романы, повести, рассказы
1990 г.
Люди Чёрного круга. Час дракона
1991 г.
Голуби преисподней
1992 г.
Люди Черного Круга
1992 г.
Люди Чёрного Круга. Час Дракона
1992 г.
Конан, варвар
1993 г.
Конан, варвар из Киммерии
1993 г.
Конан-варвар
1994 г.
Конан принимает бой
1995 г.
Конан из Киммерии
1996 г.
Конан
1997 г.
Конан и ристалища Хаббы
1997 г.
Конан принимает бой
1999 г.
Конан из Киммерии
2002 г.
Конан. Кровавый венец
2010 г.
Конан-варвар. Легенда о киммерийце
2011 г.
Приключения Конана-варвара. Путь к трону
2012 г.
Конан. Пришествие варвара
2016 г.

Аудиокниги:

Конан-Варвар. Час дракона
2012 г.

Электронные издания:

Приключения Конана-варвара. Путь к трону
2012 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» December 1935
1935 г.
(английский)
«Weird Tales» January 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» February 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» March 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» April 1936
1936 г.
(английский)
Conan the Conqueror: The Hyborean Age
1950 г.
(английский)
 Conan the Conqueror
1967 г.
(английский)
Conan: Godzina Smoka
1988 г.
(польский)
The Conan Chronicles, Volume 2: Hour of the Dragon
2001 г.
(английский)
The Bloody Crown of Conan
2004 г.
(английский)
Conan — L'Heure du dragon. Deuxième volume : 1934
2008 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2014 г.

Отпуск кончился...

И когда размякший от лета, солнца, футбола, пива, дивана, неспешных разговоров с друзьями, чтения книг ночь напролет и прочих прелестей организм вдруг снова погрузился в мир ревизий, инспекций, проверок, аттестаций, аккредитаций, функциональных обязанностей, сдачи отчетов и прочей черной магии, перед которой спасовал бы и сам Тот-Амон...

Когда ощущаешь, что этот мир принадлежит маленьким очкастым невротикам, которые вот уже готовы выпить из тебя всю кровь именем всех проклятых богами цифр, стоящих после запятой, и раздуться до размеров, подобающих для занятия большого и уютного кресла, обтянутого черной кожей...

Бегом, бегом, бегом, бегом, бегом...

К книжному шкафу...

Ведь Конан хоть и варвар, но он научился прощать. Не тех, кто творит зло. А тех, кто забывает старых друзей. Тех, кто почувствовал себя большим и взрослым. Тех, кто начал читать книги, где уже не встречаются напыщенные болтливые колдуны из Стигии, где не все девушки одеты так, будто и не одеты вовсе, где не истребляют словно по заказу демонов, серых обезьян-людоедов и ожившие мумии трехтысячелетней давности...

Старый добрый Конан научит верить в свои силы, не бояться опасностей настоящих и мнимых, не бояться жизни как таковой. Научит верить в успех, будучи готовым пережить поражение...

Именно поэтому старомодные, лишенные любого намека на литературные изыски, простецкие и грубоватые истории от Роберта Говарда находят своего читателя. В них можно отыскать целые россыпи нелепиц и несуразностей, но иногда ощущаешь какую-то первобытную мощь, благодаря которой человек, собственно говоря, и стал царем природы...

Кем и должен себя ощущать, а не рабом скоросшивателей...

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 января 2015 г.

Итак: Кольцо всевластья (то есть, простите, Сердце Аримана). Сухощавый старикашка-маг (Саруман?? Ан нет, Ксальтотун), всеми правдами и неправдами доискивающийся амулета. И — вместо бравой троицы Арагорн-Леголас-Гимли — один храбрый полуобнаженный воин со стальными мыщцами и не менее стальной волей.

«Это — Кулл, в исполнении Кевина Сорбо?» Нет, хотя общий «костяк» сюжета действительно похож (авторы фильма о Кулле не слишком-то напрягались — просто взяли фабулу самого известного из романов Говарда. Отсюда и принцесса Акиваша, и белая обезьяна, и возрождение царства мертвых на месте Валузии — «во накрутили!», мог бы я хмыкнуть с сарказмом, но всё же воздержусь). Нет, герой «Часа дракона» — это не Кулл. И тем более не в исполнении всем знакомого по лихим 90-м «Геракла». Это КОНАН.

(Собственно, на этом можно было бы отзыв и закончить — ибо кто читал хоть один рассказ R.Е.Н., тот знает магию имени «Конан». А кто не читал, тот все равно не поймет... Но я, с вашего позволения, все-таки продолжу).

Конан-то он Конан, да все же не такой, каким мы привыкли его видеть. Теперь это — король, что немаловажно — король-изгнанник, и он чувствует ответственность за тех, кто раньше, до переворота, в него верил. Кому сейчас так же плохо... Заступаясь за «средний класс», кулаков, которые виноваты только в том, что пожалели своего бывшего владыку, а также спасая слабых женщин от плахи и топора, бывший варвар ведет себя уже не как «попиратель чужих идолов». Теперь ему знакомы понятия «достоинство» и «свобода»; уж можете не сомневаться, он приложит все усилия, чтобы в Аквилонию вернулась справедливость.

Такая перемена в характере героического варвара делает его хоть и не совсем идеальным героем, но, по крайней мере, в какие-то моменты своей жизни — близким к идеалу. Конан-защитник мне импонирует больше, чем Конан-покоритель и истребитель.

Что же касается самого сюжета... От рыцарских шлемов, мечей и копий, от придворных заговоров и всемогущих магов-жрецов мы постепенно перемещаемся в совсем уж варварские страны. Жуткое государство Стигия, упыри в лабиринтах, драки в пирамидах, овеянных ночной темнотой... Конану нужно было пройти через самый-самый ад, чтобы вернуть амулет. Но и без амулета мерзкий старикашка-маг уже видит, как сила ускользает от него; всё-таки порождению древнего Ахерона на земле — однозначно — не место!

Финал? Он вполне предсказуем; интересно, что Говарду удалось описать и последнюю битву, и собс-но сам поединок Конана с Тараском, не вдаваясь ни в какие нудные детали типа «айне колонне марширен, цвайне колонне марширен» (чем обычно грешит Перумов). Роберт Ирвин полагался только на своё вдохновение — и оно помогло ему создать прекрасный роман.

А история злосчастного Амальруса, дьяволоподобного колдуна Тзоты и «мясника» Арпелло, которого они прочили в короли — так и останется всего лишь опубликованным черновиком. Всё, что Говард хотел сказать по этому поводу, он сказал в «Часе дракона».

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2012 г.

Захватывающий и интригующий, этот роман, безусловно, является выдающимся образчиком героического фэнтези. Ещё бы: Говард создал запоминающегося харизматичного героя, поселил его в детально проработанный мир, закрутил интригу, приправил всё это парочкой ярких образов... Пожалуй, большего и не нужно, дабы завоевать сердца читателей.

И всё же, чего-то книге явно не хватает. Может быть, смысла? Нет, явно не то. Ведь, во-первых, не ради смысла пишутся и читаются героические романы, а во-вторых, здесь-то смысл как раз есть; Конан борется за свой народ, как и подобает истинному правителю. Так что же всё-таки не даёт оценить роман «на отлично», что по прочтении оставляет впечатление «пониженной гениальности»?

Понял! Беда в том, что сопереживая Конану от самого начала повествования, Вы начинаете ловить себя на чувстве отчуждённости от описываемых событий ближе к концу книги. Варвар-киммериец крушит всё на своём пути, рубит врагов в капусту, проникает в логово могучих чародеев, перед чьими древними чарами оказываются бессильными целые армии… И всё это ради тривиального хэппи энда в развязке. Тонкая нить, связывающая читателя с книгой, обрывается; эмоции уступают место холодному созерцанию. Как говорится, тут и сказке конец, а кто слушал – молодец. Но хочется-то чего-то большего! Хочется ощущения трепета перед началом чтения последней страницы, хочется величественной и прекрасной панорамы, открывающейся читателю по окончанию чтения. Увы, ничего подобного не происходит.

И тут-то и становятся очевидными все огрехи романа: грубоватый слог, предсказуемость Конана, многочисленные рояли в кустах… Всё то, что раньше не замечалось, или казалось не значимым вдруг всплывает на поверхность. Изящная ширма очарования приключениями Конана слетает, обнаруживая шероховатости и неувязки.

И всё бы нечего, ведь абсолютное большинство произведений страдают подобными недостатками. Но, как известно, тем больнее падать, чем выше забрался. Вот и «Час дракона», быть может, был бы воспринят мною как очередной развлекательный роман, призвание которого – скоротать парочку вечеров… Но блестящее начало и развитие сюжета буквально не давали мне оторваться от чтения. Перо Говарда стремительно проносит по загадочным странам, рисуя колоритные картины природы, городов, людей, с головой окуная в головокружительные приключения могучего воина, короля, лишённого королевства. Я вместе с Конаном молчаливо сносил превратности судьбы, дрался с чернокнижниками, искал сердце Аримана. Смрадный дух тюрьмы сменялся запахом просмолённых корабельных досок; горечь предательства граничила с радостью обретения новых союзников.

Одним словом, погружение в сюжет, в интригу – призвание любого героического романа – до определённого момента выполнялось на все сто. Грубое полотно сюжета было прекрасно в своей простоте до тех пор, пока на картину не вылилось ведро приторно-розовой краски. Честно не понимаю Говарда. Зачем было так кустарно завершать воистину выдающееся произведение? В любом случае, удовольствие от чтения я получил немалое. Как говориться, грех жаловаться.

Вердикт: к прочтению рекомендую. Всё вышенаписанное – придирки избаловавшегося Желязнофила, так что читайте, получайте удовольствие. Принимайте книгу, какова она есть.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2012 г.

Этот роман не только открыл для меня прекрасный мир фэнтези меча и магии, но и стал одним из самых ярких книжных впечатлений детства. Впервые я прочел его больше 20 лет назад, в том самом переводе Успенского, в эридановском томике с красной головой на обложке. Захватывающий сюжет, потрясающе ярко прописанные сцены: несмотря на прошедшее время, я помню каждый эпизод так, будто сам присутствовал при событиях. И, не побоюсь этого слова, эталонная фигура главного героя: мудрого правителя и воина, — именно такой и должна быть идеальная эволюция героического персонажа. Антагонист Конана и второстепенные персонажи — даже те, кому на страницах романа уделено немного места — все они живые, настоящие. Пусть человеку, привыкшему к состоянию постмодерна, история Говарда покажется наивной и детской, но это именно тот случай, когда искренность увлекательного Приключения перевешивает доводы ума, «запутавшегося во всяких иллюзиях, аллюзиях и реминисценциях».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2015 г.

С этого романа я познакомился с Говардом ( спасибо белорусским издателям начала 90-х). Первое впечатление было просто оглушающее. Конана — в президенты! )).

А уж после этого запоем пошли и рассказы про киммерийца.

Запоминаются и второстепенные персонажи романа. Лично меня особенно впечатлил аквилонский «Иван Сусанин» — Амилий. Да и купец Публио хорош...

Жалею об одном — что адекватной экранизации этого романа со Шварцнеггером в главной роли уже никогда не будет.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2014 г.

Конан-Варвар один из самых популярных и узнаваемых литературных героев. Позже его образ воплотили в комиксах и кино. А роман «Час Дракона» это эталон героического фэнтези – лучшее произведение из саги о Киммерийце.

Оригинальный Конан, рожденный в творчестве Роберта Говарда далек от идеализированного героя приключенческой литературы. Он склонен к преступным промыслам, воровству и пиратству. Склонен к вспышкам неконтролируемого гнева и черной меланхолии, которую топит в вине. Он проявляет кровожадность в сражениях, мстит своим обидчикам крайне жестоко. Груб, резок на словах. Конану не чужд и расизм, но при этом ему присущ свой кодекс чести, от которого он никогда не отступает, а также своеобразное обаяние и чувство юмора. Конан также воплощает в себе первобытную силу, стойкость. Однако, от свирепого и дикого юноши, наводящего страх на дно «города воров» герой преобразовался в умудренного жизнью полководца и монарха. Кем он только не был: наемником, пиратом, военачальником, генералом. А под конец завоевал себе и корону…

Роман очень плотный, драйвовый, можно сказать – литературный экшн, и подан настолько правдиво, что ни на мгновение не сомневаешься в реальности происходящего.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2011 г.

Этот роман распахнул ворота в мир фэнтези. В то, каким должен быть настоящий герой. Это тот редкий случай, когда, если бы Говард написал 3 тома вместо одного этого тоненького, то было бы еще лучше, потому что с Конаном так не хочется расставаться.

В «Часе дракона» мы видим его уже не молодого, но умудренного опытом и закаленного властью воина, полководца, государя. И в то же время киммериец не утратил ни на йоту свое прежнее обаяние, юмор, любовь и жажду жизни. Это фантастическая удача литератора, который вскоре после окончания «Часа дракона» оставил этот мир и сам. Множество эпигонов разрабатывали потом коннановскую сагу, но никому так и не удалось достигнуть уровня великого «Часа дракона».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2008 г.

Лучшее из произведений о Конане.

Силой своего гения Говард почти заставил поверить,что империя ужаса, АХЕРОН — был в действительности.

Что Сердце АРИМАНА — существует.

Что Ксальтотун — жив и способен повернуть вспять само Время.

И если бы не Конан,то история Земли пошла бы по-другому.

:super:

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2005 г.

Написано тогда, когда жанр со своими законами, методами и традициями еще не сложился, но читается не хуже, а то и лучше, многих более поздних вещей. Может, 10 — это и чересчур, но с учетом времени написания... ВК, «Три сердца и три льва» и «Час дракона» — с этих книг и началась моя любовь к фэнтези.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2017 г.

Книга напомнила мне немое кино. Причём не лучших его представителей, вроде Фрица Ланга или Чаплина, а все те наивные низкопробные мелодрамы, которые снимались в огромных количествах и которые в большинстве своём не дошли до наших дней ввиду их никчёмности.

Мир книги состоит из безжизненных картонных локаций, в большинстве случаев просто намеченных парой сухих предложений. Текст насыщен пафосом так, что тот чуть ли не капает со страниц. Персонажи сплошь либо благородные герои, либо злые злодеи. Подземелье обязательно темное и с чьим-то скелетом в цепях. Девушки обязательно прекрасны – других видимо не существует.

Больше всего раздражал главный герой – Конан. Неимоверно правильный, красивый, сильный, мудрый, справедливый, и подданные его любят, и абсолютно все девушки, от рабынь до богинь, падают к его ногам, и всё он умеет, и всё у него получается, и всегда-то ему везёт… Впрочем, как может не повезти, если злодеи здесь столь же глупы и наивны, сколь положителен герой. Пристрелить пленника сквозь прутья клетки из лука или арбалета и скормить труп монстру? Не, не слышали. Лучше освободим его и пусть воин, от которого в страхе бегут целые армии, сражается с этим монстром в почти честном поединке! Тупость злодеев и неуязвимость героя превращаю книгу в невероятно унылое чтиво.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2013 г.

Свой единственный роман Говард посвятил любимому герою — Конану из Киммерии, который, сменив королевский скипетр и мантию на кольчугу и меч, снова отправился на поиски приключениев. Само собой, сделал он это не по своей воле — трон Аквилонии снова узурпировали. Конан может проиграть и попасть в плен — такое уже бывало. Но он не был бы Конаном, если позволил бы себя убить — никогда в жизни. И трон себе вернёт, и даже колдуна победит — не своими руками, конечно, но посредством верных союзников-жрецов.

Наверное, это одно из немногих произведений о Конане, где есть чувство сопереживания герою. Почти всегда он находит выход из ситуации — здесь же положение практически безвыходно, и вернуть себе трон очень проблематично для варвара. Весьма импонирует также то, что Конан желает вернуть себе королевский статус не из-за честолюбия, а из-за чувства ответственности за своих подданных, которых разоряют поборами и насилием узурпаторы.

Конечно, мы знаем, что Конан победит. Благодаря своей силе и удачливости, как всегда. Но разве это суть важно? На то это и героическое фэнтези, можно сказать, настоящий эталон, классика жанра. Слог романа — хорош, мир показан с должным тщанием, да и сам сюжет держит в напряжении. Хороший роман, не гениальный, но хороший.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2009 г.

Классный роман. Ничего не скажешь. Динамикой так и прет. Девиз всех произведений Говарда о Конане:«Действие, действие и еще раз действие!» Каждая глава романа — это как отдельный рассказ, в котором целая прорва событий. И все они между собой связываются и превращаются в один сплошной экшн под названием «Час дракона». Читать всем любителям фэнтези. Это классика. Самый динамичный фэнтези-автор из всех мною прочитанных. Говард — молодец!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2008 г.

впервые прочитал книгу во времена глубокой юности. тогда по ходу чтения в глазах стоял шварцнеггер (который в те прекрасные времена у всех стоял в глазах). на этом фоне книга воспринималась как писулька по мотивам кино. тогда говарда я возненавидел как продолжателя дела шварцнегера-конана, которым тогда заполонили все.

но с тех пор прошло время, шварцнеггер применительно к книге стерся, а история осталась, требуя повторного прочтения. :blush: удивительно, но теперь я примирился с говардом :kap: и считаю его одним из лучших писателей в фэнтези. :glasses:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2016 г.

Сначала о минусах. Словарный запас романа составляет, наверное, около тысячи слов. Посмотрел, подошёл, сказал, ударил. И дело явно не в переводе, а в исходном тексте. Набор квестов стандартен и даже, пожалуй, несколько архаичен для тридцатых годов. Спасти принцессу (обязательно принцессу), наказать узурпатора, разогнать чернокнижников. Герой... таких героев массовая литература штамповала сотнями и во времена Говарда, и позже. Правда, наследники Конана немного прибавили в интеллекте и сильно потеряли в благородстве, но это детали. Кого жалко, так это киммерийцев. После Говарда о них написали больше ерунды, чем о любом народе древнего мира, за исключением египтян и ариев.

Основной плюс — созданный автором мир. В тридцатые годы было принято отправлять мускулистых героев в дебри Африки (Амазонии, Тибета), или на Марс, или в прошлое. Здесь тоже как бы прошлое, но настолько далёкое, что можно дать полную свободу фантазии. По сути, другой мир со своей историей и географией. В этом, кажется, Говард стал пионером. Здешние королевства напоминают реальные страны, но не позволяют провести полную аналогию. То есть, достигнут тот синтез узнаваемого и неизвестного, который лучше всего подогревает интерес читателя.

А социальную задачу «Час дракона» и смежные с ним книги выполнили полностью. Это тоже в плюс. Во времена Говарда люди всех классов и любого возраста читали намного больше, чем теперь. А что мог читать человек, вернувшись домой после тяжёлого, нервного или занудного рабочего дня или прибежав из школы? Что мы сами предпочитаем брать в руки в подобных случаях? Вот нечто подобное.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2015 г.

Пусть меня Ксальтотун превратит в мумию, а сам Конан изрубит на части под недовольные взгляды большой армии его поклонников — не впечатлило! лучше бы образ могучего варвара оставался таким, каким он запомнился из детства в виде Арнольда. Не скрою, роман читался-воспринимался лучше, чем рассказы. Наверное, ко всему мешало то обстоятельство, что фигурирующие страны в саге не уносили в неведомое, а наоборот, и поэтому мозг моментально на автомате ассоциировал с реальными географическими названиями, что и бесило!

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх