fantlab ru

Дмитрий Лопухов «Аттракцион-71»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

Аттракцион-71

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «26-я Фантлабораторная работа»

Жанрово-тематический классификатор:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, ФЛР-26 // Лучший рассказ по мнению читателей

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сперва минус рассказа. Как мне кажется, он один. Развитие слишком медленное и плавное. С другой стороны, не думаю, что можно было написать рассказ иначе, сохранив его главное преимущество. Количество идей. Меркантильность людей, использование чужого горя, мистические совпадения, теории заговоров, а потом опять меркантильность и чужое горе.

Сложно писать рассказы, особенно на конкурс, где больше одной идеи. Тут идей на самом деле много. Они перетекают одна в другую по спирали, давая то самое плавное раскрытие сюжета. Переход между идеями напомнил мне матрешку. Ты снимаешь один слой, чтобы увидеть другое лицо. Оно похоже на предыдущее, но отличается. И самый шик, что в конце ты видишь лицо первой матрешки. Пройдя по спирали рассказ почти что вышел к своему началу, дав замкнутость сюжета.

Другой плюс рассказа обилие мелких деталей. И что самое главное, эти детали достаточно достоверны. Я дотошный человек, поэтому гуглили почти все факты из рассказа. И почти на все, кроме самых крайних теорий заговоров, находил соответствующую информацию. Это очень кропотливая работа включить такое обилие фактов в свою историю.

Все это, вкупе с хорошей стилистикой текста, делает рассказ одним из лучших на конкурсе. Буду очень за него болеть.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень хороший рассказ про то, как блогеры зарабатывают по двадцать миллионов просмотров на совершенной ерунде

Тема конкурса: яд

Фантдоп: и не сформулировать

Идея: мир полон тайн и необъяснимых загадок. А если нет, то наполним.

Язык: Очень хороший язык, читается легко и гладко

В целом: Автор умеет рассказывать истории и интриговать читателя. Этакие Х-файлы получились в советском антураже, не имеющие ни малейшей логики. Если японцы хотели чем-то прививать людей и потом отслеживать результат, то делать это случайным образом через аттракционы и игровые приставки было глупым расходом средств, бессмысленной бомбардировкой по площадям, ведь отследить случайных получателей лунатического генного материала было невозможно, анкет они не заполняли, паспортных данных не оставляли. Гораздо правильнее было бы делать то же самое, примешивая останки лунатиков к, например, каким-нибудь вакцинам и делая это под врачебным контролем, тогда каждый получатель был бы релевантным подопытным. Ну и в одну кучу брошены самые ходовые темы из книжонок с бумажными обложками про манускрипт и американскую высадку. Зато внезапное финальное осознание героями необходимости просто пожалеть людей одиноких, никому не известных, несчастных, но ведь живших для чего-то, заслуживает аплодисментов.

Оценка:выше средней

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написанный с выдумкой и большим погружением в материал, рассказ оставляет впечатление работы профессионала, который даже слово «экзувий» вставил в текст так, чтобы оно не кольнуло глаз. Вводный катехизис, характерный для фантастических сетевых рассказов, умело замаскирован под лекцию, затем — спор. Языковые решения не изобретательны, зато качественны — так пишет уверенный в себе мастер, КМС от литературы. К примеру, не раз встречается протяжённая метафора, но если «юрский период аналоговых развлекательных машин» правильно заканчивается «метеоритом под названием Pong», то уже «горошково-селёдочные» ассимиляции в тарелке выглядят невкусным изыском.

Действие выраженно разговорное, чаще всего по телефону, из-за чего рассказ напоминает текстовой скринлайф. Неизбежная в таком случае плавность превращается в рывки из-за конспирологии, которая так же неизбежно выдаётся дозированно, порциями. Сюжетные повороты начинают происходить под весёлую болливудскую музыку, только вместо чудесного воссоединения с Алишей, унесённой слонами в джунгли, герой вдруг видит сюжетный ответ в дизайне своей детской «Плейстейшн». Конспирологическое сложение (Войнич, аттракционы, пришельцы, японцы) не производит должного впечатления в силу наивной методологии, из-за которой конспирология легко образует самые причудливые союзы. «В шестьдесят девятом. Рукой подать до семьдесят первого, да?», — подтверждает этот люфт герой.

К тому же конспирологическая цепочка так и не оканчивается каким-то важным звеном. Оставлять открытым конспирологический финал (пусть и с намёком) бессмысленно, ведь он по определению мог быть таким (равно как и абсолютно другим). В строгой фантастике это, наоборот, работает, достаточно вспомнить «Глас Господа» Лема, который также не даёт точного ответа, но прокручивает столь много впечатляющих вариантов, что они воздействуют на читателя в силу констант, возможности как-то всё подтвердить. Из-за чего «Глас Господа» так поражает в финале, а «Аттракцион-71» — нет. Кстати, в обоих произведениях важную роль играют мухи.

И всё же кажется, что перед читателем хорошо составленная фальшивка. Её проработанность вызывает уважение, но, если начать простукивать текст, он отзовётся пустотой. Когда герой исследует дневник советской студентки, он видит там: «Что-то про женственную и чуть полную подругу. Про трудный зачет по количественным методам в медиевистике». Необычная подробность должна придать рассказу достоверности, но на дворе 1971 год, количественные методы ещё только-только приходят в историческую науку, а в медиевистику они и вовсе нагрянули позже по той простой причине, что значительная часть её источников имеет достатистический характер. Тем более странным выглядит зачёт по дисциплине, по которой первый большой коллоквиум был собран только в 1975 году. Что, где и кому могла сдавать студентка? Не говоря уже о том, что она вообще-то мечтала стать «оператором на центральном телевидении». Для этого не нужно считать лысины средневековых монахов.

А что будет, если внимательно простучать по центральной теме рассказа — аттракционам? Ведь сила конспирологии в той незаметной фальсификации, от которой секундный шок: «Вдруг правда?». Читатель должен верить конспирологическому Франкенштейну, не замечать его швов. А текст, к сожалению, скроен. И даже ниточки не обстригли.

К тому же у рассказа явная структурная ошибка. Неспешный, он растрачивается на медленные диалоги, из-за чего вынужден торопиться в конце. Но объём уже выбран, приходится сминать финал (34 966). Важнейшая тема медиа-мародёрства классно оборачивается безымянным вопросом, но в текущей структуре это только эффект, зацепка, ружьё. В рамках небольшой повести такой финал смотрелся бы совершенно иначе и гораздо, гораздо сильнее. Текст получил бы экзистенциальное звучание, а читатель — полное удовлетворение.

Которого после «Аттракциона-71» нет.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзывался на этот рассказ еще в первом туре, но решил и обосновать оценку и просто несколько сгладить критику, которая, как по мне, очень не основательная.

У меня ощущение, что все забыли Маятник Фуко.

Этот рассказ исключительно развлекательная вещь, а не серьезное исследование теории заговоров. Для меня очевидно, что автор сам иронизирует над такими теориями. Тем не менее, надо признать, что зачастую, все эти рандомные аргументы, объединенные между собой, представляют довольно таки крепкую структуру. А главное критика, которую человек знакомый с научными обоснованиями на этот счет, будет приводить для развенчания подобного, станет отвергаться за аргументом: «все фальсифицировано», пока диалог не превратиться в «дурак-сам дурак». Абсолютно очевидно, что человек всерьез начинающий критиковать теории приведенные в Аттракционе попадает в ту самую ловушку автора и уже только это может не может не восхищать.

Автор просто умело сшивает белыми нитками факты и теории, исключительно для поддержания интриги и вашего интереса, создавая крепкий, прекрасно читаемый параноидальный детектив. Да, формат возможно не позволил показать все. Но все необходимое тут воспроизведено и деятельность блогера и судьба несчастной женщины-оператора тут действительно упомянуты вскользь, но они и не важны для композиции рассказа.

Я читал его, прекрасно осознавая и характер и жанр произведения. И это возможно мне помогло сконцентрироваться на том, на чем нужно, а именно: отличный язык и темп, мастерски закрученная (на пустом месте) интрига. Поэтому сравнивать Аттракцион — 71 с какими то серьезными произведениями — нет, увольте.

Если человек не способен кроме экзистенциального удовлетворения получить никакого иного, мне такого человека немного жаль (хотя в основном на него пофиг), я же получил удовольствие как читатель, как потребитель если угодно, банальный консумент. Редкое удовольствие надо сказать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо сделано! Снимаю шляпу. Да, может, не хватило действия, все — на диалогах, на словах, но такова идея рассказа. Конспирологическая часть продумана здорово, теории цепляются друг за друга, есть и объяснения от героев, и открытые вопросы. И экзистенциальная часть не забыта — судьба этой злочастной девушки. Эта линия дает рассказу вторую глубину. Даже снам героя нашлось место!

Ну и отдельно отмечу язык. Богатый, плавный, ничего не цепляется, не выбивается из ряда, даже такие редкие и далеко не всегда уместные словечки, как «экзувий». Небанальные, но и не вычурные метафоры, особенно та, что с ассимиляцией салатов. Причем, что важно, метафоры не просто ради красного словца, а отражают суть рассказа. Так, смесь салатов символизирует смесь конспирологических теорий, которая оказывается приманкой для всякого рода «мух», то есть любителей подобных «обьяснений».

Повествование не проседает, льется ровно, постоянно поддерживается интрига, техническая часть также продумана. И эта современная ютюберская тема не отторгает, хотя лично я не жалую все эти интернетовские реалии.

И даже тема не пришита, как у некоторых, а встроена очень органично и точно, причем на двух уровнях: буквальном (как медленный яд инопланетного происхождения) и символическом (сама конспирология как медленный яд для тех, кто ей начинает интересоваться и уходит туда с головой).

А еще по настроению, развитию темы и концовке рассказ напомнил «Маятник Фуко», а такая ассоциация дорогого стоит!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня рассказ затянул. Интерес и саспенс медленно вкручивались в мозг. Сколько всего тут намешано. Но коктейль получился отменный – вкусный и бьёт по мозгам. Автор профи, молодец и ему огромное спасибо!

Но я всё же немного выплесну вкусовщины. Финал логичен и на месте, заставляет задуматься, но вот катарсиса мне не хватило. И если рассматривать, что они сами себя накрутили, то это как с описанием сна, фантастики тут нет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут история есть. Даже немного завидую смелости автора этого рассказа. Люблю теории заговоров, но написать что-то такое не

осмеливалась. Думала, отправят на Рен-ТВ). Но вот доказательство, что главное не о чем писать, а как. Очень лихо все закручено. И мне нравится, как сделано. Кинематографично, зримо. Слегка (или не слегка) безумно. Автор умело вызывает ностальгию, при чем как я понимаю у разных поколений. Для постарше это игровые автоматы, для помладше — приставки. Не скажу, что это плохо, но нна меня вот это момент не подействовал.

Чуть-чуть мне не хватило финала. Чтоб вот прям ах.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема, очевидно, яд знания, медленно сводящий с ума и убивающий свою случайную жертву…

Написано хорошо, перед внутренним взором читателя возникает калейдоскоп из картинок – старые плёнки белёсы и движутся рывками, сны хаотичны и многозначительны, беседы с Малявиным и застолье у родителей чёткие и цветные.

Тайна японского эксперимента качественно нагоняет конспирологической жути и до самого финала умело заслоняет главный вопрос, который всё же прорывается из погрузившегося в материал ГГ.

Чудо преображения блогера, явленное в последней фразе, решительно меняет послевкусие, весь рассказ приобретает иную тональность, и это круто.

Достоверность значительная: основные персонажи прописаны скупо, но метко, в тексте полно вкусных деталек, работающих одновременно и на сюжет, и на общую атмосферу...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился от и до. Концовка вызвала мурашки. И ведь действительно мы не знаем, как зовут героя и ту девушку. Люблю, когда автор проврачивает подобные фокусы с таким — не самым внимательным — читателем, как я. И в целом впечатления отличные: живое повествование, кипа ярких фактов, их удачное переплетение, даже недосказанность — всё это напоминало некоторые произведения любимых авторов, но, что главное, не повторяло их.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я добралась до конца рассказа, прочитала последнюю строчку и... отмотала наверх, чтобы проверить, а знаю ли я имя героя? Для меня этот крючок сильно сыграл, увеличив и так хорошее впечатление от текста.

Классный рассказ, кропотливо собравший много-много фактов. Малое количество действия меня не смутило, но где-то на середине среди рассуждений о приставках я ненадолго потерялась. Сделала себе кофе, вернулась и получила награду в виде финала :) Спасибо автору, захотелось отправить текст паре друзей, которые вполне могли бы стать зрителями ютуб-канала гг.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня рассказ увлёк сразу, написано очень хорошо, читать было интересно, но в самом конце не хватило катарсиса, что ли. Не хватило одной сюжетной линии, которая привела бы к вотэтоповороту, слишком много всего было намешано, а в итоге история вырулила к чему-то нежному и общечеловеческому, но совершенно не фантастическому. Финал получился грустноватый, мягкий и допускает трактовку о том, что в фантдопа нет и вовсе.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, и написано хорошо! Теорий заговора, правда, накручено слишком много, и чуть-чуть финал бы позаковыристей сделать — совсем хорошо было бы!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

(переношу отзыв из первого тура)

Приставки были у всех! Идея классная, особенно интересно про людей, которых меняли эти уколы.

Возможно было бы лучше использовать сцены с персонажем, который и сейчас находился в этом состоянии — с кашей в голове из непостижимых мыслей.

А так все инфодампом выдается, хотя и постепенно, как расследование.

Понравилось: «говоривший застыл с перекошенным — словно трещина на скорлупе — ртом».

Не понравилось: читать было скучновато.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Теории заговоров, рептилоиды, Стенли Кубрик и американцы на луне… Где моя шапочка из фольги? Не сказать, что я в восторге, но читалось с интересом, несмотря на довольно ровное повествование без кульминации, вотэтоповоротов, эмоциональных всплесков и какого-то серьезного движа. За матчасть отдельный респект.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное, интригующее начало. Классное развитие сюжета. Замечательные и живые герои, несколько задетых тем. И очень сумбурное окончание, часть которого произошла «потому что».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх