FantLab ru

Джон Варли «Нажмите «ВВОД»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Голосов:
381
Моя оценка:
-

подробнее

Нажмите «ВВОД»

Press Enter■

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

Его зовут Виктор Апфел, ему 50 лет, он ветеран корейской войны, эпилептик (последствия ранений и плена), нелюдимый затворник. Однажды в его доме раздался телефонный звонок, и его попросили зайти в дом к соседу, некоему Чарльзу Клюгу. Клюга Виктор практически не знал, это был странный человек, который ни с кем не общался, но звонки повторялись каждые десять минут, и Виктор всё-таки к нему зашёл...

© ceh
Примечание:

«Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», май 1984

Впервые изданно на русском в журнале «Химия и жизнь». — 1989. — №4-6.

Перевод А. Корженевского является сокращённым.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Обратная связь», 1990 г.

— условный цикл «The Hugo Winners»  >  The New Hugo Winners  >  антологию «The New Hugo Winners», 1989 г.

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «The Year's Best Science Fiction: Second Annual Collection», 1985 г.

— условный цикл «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine»  >  антологию «The Best of Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», 1988 г.

— условный цикл «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine»  >  антологию «Hugo and Nebula Award Winners from Asimov's Science Fiction», 1995 г.

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards 20», 1985 г.

— сборник «Blue Champagne», 1986 г.

— сборник «The John Varley Reader», 2004 г.

— антологию «Best SF of the Year #14», 1985 г.

— журнал «Химия и жизнь 1989'05», 1989 г.

— журнал «Химия и жизнь 1989'06», 1989 г.

— журнал «Химия и жизнь 1989'04», 1989 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1985 // Повесть

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 1985 // Повесть

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1985 // Повесть

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第18回 (1987) // Переводной рассказ

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Рассказ (США; повесть)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США, 1984)

Похожие произведения:

 

 


Обратная связь
1990 г.

Периодика:

Химия и жизнь 5 1989
1989 г.
Химия и жизнь 6 1989
1989 г.
Химия и жизнь 4 1989
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Город и звёзды
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Nebula Awards 20
1985 г.
(английский)
Best SF of the Year #14
1985 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Second Annual Collection
1985 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Second Annual Collection
1985 г.
(английский)
Blue Champagne
1986 г.
(английский)
The Best of Isaac Asimov's Science Fiction Magazine
1988 г.
(английский)
The New Hugo Winners
1989 г.
(английский)
Press Enter . Hawksbill Station
1990 г.
(английский)
The New Hugo Winners
1991 г.
(английский)
Hugo and Nebula Award Winners from Asimov's Science Fiction
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть Варли я прочел школьником в журнале «Химия и жизнь». Я увлекался программированием, и фантастические ситуации повести, связанные с компьютерами, а особенно личность супергуру Клюга вызывали у меня невероятный восторг.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я также восхищался спокойным профессионализмом Лизы, а ее трагическая смерть в самый счастливый момент ее жизни, вызывала горечь и сожаление.

Немного спорной кажется личность рассказчика – этакого человека в футляре. Финал повести меня возмутил до глубины души. Я возмущался поведением главного героя. Школьные тетради были исписаны категорическими лозунгами «Виктор Апфел – трус!».

Повесть остается моим любимым произведением до сих пор. Размеренное повествование, отвлеченный, и, казалось бы, совершенно не таящий угрозы для жизни героев, мир компьютерных программ, неожиданно меняется с появлением жуткой, таинственной и безликой силы. Также хорош авторский замысел – то, что повествование ведется от лица человека, совершенно не разбирающегося в компьютерах. Сейчас по прошествии времени мне жалко и Виктора Апфела. Несчастный, больной, надломленный войной человек, нашел свою любовь, и сразу же ее лишился. Замечательная повесть, с трагичным и захватывающим финалом.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неоднозначная вещь, и вещь настолько же не-фантастическая сейчас, насколько она была фантастической четверть века назад. Сейчас, по прошествии времени, на первый план сюжетной линии выходит всё же психологическая составляющая, нежели весь этот кибер-софт-антураж, что в ней присутствует основой. Дело ведь вовсе не в компьютерах как таковых, – что они без человеческой мысли и рук? – не в их технологической оснащённости в сравнении 1984 года и сегодняшнего дня. В конце концов, в 2034 году наши дети будут посмеиваться над нашими с вами Р4. Джон Варли, на мой взгляд, акцентировал внимание немного на другом.

О том, что власть, обретённая не важно какими способами, — посредством ли компьютерных и интернет-технологий, или денег, или ещё как-то, и огромные возможности, которые она даёт, это штука обоюдоострая, жестокая и взрывоопасная. Весь вопрос в том, в каких руках она сосредоточена, и как ею пользуется её обладатель. А-а, ну и появляется ещё одно примечание: реально ли кто-то обладает огромной властью и возможностями, или это только его ощущения, а на самом деле эти категории виртуальны и малоощутимы.

Власть и возможности Клюга, хоть он и обладал непомерно высоким уровнем таланта к своему делу, оказались на поверку строго и существенно ограниченными категориями: первая – загадочной, незримой «конторой», на которую он нарвался, а вторые – хоть и тотальным, но вполне себе заурядным подглядыванием за другими людьми, да финансовыми афёрами, пусть даже огромных масштабов.

Власть – продукт конечный, у которого есть границы, резко обозначенные теми, у кого этого продукта будет побольше, чем у Клюга, например. На что он рассчитывал, мне лично осталось непонятым, и это лишь один из длинной череды вопросов, которые я задал прочитанному у Варли. На многие вопросы, правда, ответы находятся на удивление легко и просто, и в этом несомненная заслуга Автора, ибо написанное им очень точно и логично, и придраться, по большому счёту, не к чему.

Вся процедура вопрос/ответ у меня занимала совсем незначительные секунды. Например, множество вопросов о человеческой сущности Виктора Апфела и Лизы Фу, зачем они выписаны именно такими, какими представлены в повести: зачем он ветеран войны? зачем он эпилептик? зачем он «ламер» в компьютерах? зачем он одинокий холостяк? зачем она, грубо говоря, простите, «жёлтая»? зачем этот её прикол с футболками и с надписями на них (О! этот ход, кстати, как по мне, так великолепен! – мастерский и очень тонкий по смыслу)? И ещё куча разных «зачем» и «почему». Но ответы, в принципе, на поверхности, стоит лишь немного соотнести сюжет, время и замысел Джона Варли.

В чём же неоднозначность этого произведения, если я утверждаю, что оно оцень точное, предельно прозрачное и логичное? Да, чёрт возьми, в концовке. В ней сосредоточилась вся соль для меня!

Жалко ли мне Виктора? Да, наверное, всё-таки жалко. Но жалость эта, знаете, с какой-то примесью возмущения, что можно так сдать, став законченным параноиком, и презрения к тому, что фобии его оказались сильнее желания взять над ними верх. Теперь Виктор будет видеть угрозу своему существованию не только в водопроводных трубах, но и в порывах ветра, и в солнечных лучах, и в каплях дождя, — а что, а вдруг, тот неведомый враг в них?

Вообще же, мне кажется, что концовка как бы аккумулировала всю ту гнетущую, щемящую атмосферу всей повести в целом: сцена самоубийства Лизы (или это всё-таки было убийство, хоть и косвенное, но преднамеренное и расчётливое?), медленное угасание Виктора, маячащий где-то рядом силуэт неизвестного врага, — всё это отлично иллюстрирует последние страницы повествования.

Очень глубокая вещь, вполне подошедшая бы как сюжет для «Секретных материалов»…

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесподобная вещь! До сих пор помню то удивление, которое эта повесть вызвала у меня когда я её читал, лет эдак 15 назад. Слышал я отзывы от разных «знатоков», что дескать, повесть эта уже давно не актуальна, устарела, что Варли не разбирается в компьютерах и так далее. Но ведь она не об этом совсем. Не о компьютерах. Или не только о компьютерах. Она о современных (до сих пор!) тенденциях, о прогрессе, о безграничных возможностях — и о цене, которую надо за это платить. И это всегда актуально. И к тому же она грамотно, профессионально написана — четко «цепляет», привязывает, и не дает оторваться от первой и до последней строчки.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй первая книга про хакеров/программмистов, которая мне понравилась и не вызвала смех и отторжение. Помимо интересного сюжета, великолепно прописана атмосфера и персонажи.

В общем рекомендую к прочтению. Со временем книга совсем не устарела.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Напечатанная в Химии и жизни повесть произвела когда то огромное впечатление.

Перечитал. Стало еще страшнее. Из фантастики она плавно перетекла в реальность (почти). Нечастый случай, когда «фантастика ближнего прицела» через 30 лет стала еще актуальней.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная, разноплановая вещь. Великолепная атмосфера, техническая достоверность, интересные герои, захватывающий сюжет. Идея, положенная в основу романа, на данный момент много где обыграна, но мало где лучше. Книга о сетях, машинном разуме, человеке и его страхах и о многом другом.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классический, немного трэшевый рассказ про опасности компьютеров. Эта тема была очень популярна в конце 80-ых и начале 90-ых. Достаточно посмотреть фантастические фильмы того времени. Сейчас этим рассказом уже сложно напугать, как и фильм «Видеодром» уже вряд ли напугает зловещими видеокассетами и телеканалами, воздействующими на мозг зрителя. Как только появляется новая технология, появляется и спрос на связанные с ней ужастки.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая повесть, которую, пожалуй, можно отнести к раннему киберпанку, хоть и произведению не хватает футуристичности. Одинокий главный-герой, корпорации, компьютеры и хакеры — все атрибуты на месте. Однако есть несколько факторов, которые не дали данной истории вконец устареть, стать полностью тривиальной и сгинуть в небытие.

Во-первых, это сам главный герой, который является человеком, не имеющим какого-либо отношения к компьютерам. Он не является борцом с корпорациями, классным хакером. Напротив, это обычный пожилой затворник, консерватор, любопытным в образе которого является факт того, что он — ветеран войны, получивший эпилепсию. В истории, описанной автором, он является наблюдателем и в ходе повествования делает свои собственные выводы касательно влияния компьютеров и их роли в обществе.

Во-вторых, в повести неплохо сшитый сюжет, за развитием которого, безусловно, интересно наблюдать, посему читателю интересно узнать, что же будет в итоге. Атмосфера научно-фантастического нуара, коим является киберпанк, здесь передана на все сто процентов. Нуару свойственен жестокий тон, пессимизм, цинизм и демонстрация темных граней человеческой души, что, кстати, было немного освещено в начале рассказа, когда выяснилось, что погибший хакер «нарыл» информацию о деятельности своих не слишком-то честных соседей. Прежде чем мы разберём финал, хотелось бы отметить, на мой взгляд, не очень-то избитую завязку: это, пожалуй, одно из немногих киберпанковых произведений, где впервые крутой хакер, как, например, тот же Леонид из «Лабиринта Отражений», не является главным героем и не является столь уж значимым звеном в сюжете; по сути, читатель со стороны наблюдает реалистичное развитие событий, если бы хакер перешел дорогу важным людям и поплатился своей жизнью. Вспомните, сколько раз рисковал вышеупомянутый Леонид, и осознайте, что то, что описано в данной повести, могло бы вполне настичь его однажды.

Автор в «Нажмите «ВВОД» отразил свое пессимистическое видение касательно роли компьютеров и, возможно, предсказал развитие интернета. Если делать скидку на возраст повести и то, что писатель немного сгустил краски, получилось очень даже достойно, а мрачный и, наверное, закономерный финал, дающий возможность поразмышлять и додумать кое-какие детали читателю, полностью соответствует задумке, пусть и немного предсказуем. Власть действительно сегодня переходит к владельцам корпораций, да и компьютеры дают обширные возможности. Также была затронута, хоть и вскользь, тема об искусственном интеллекте и его влиянии, что тоже дополнило общую атмосферу повествования. Я не согласен, что концовка портит произведение, наоборот, счастливый конец разрушил бы всю концепцию рассказа. Разве что можно придраться к некой сухости языка и не слишком хорошему раскрытию персонажей, но это мелочи. Возможно, сыграл роль сокращенный и, вероятно, цензурированный русский перевод.

Отличное произведение.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6/10 Джон Варли «Нажмите «ВВОД» -- киберпанковская повесть. Прочитана 25.01.2002. Написано произведение в мрачных тонах, что типично для стиля. Есть некоторые мысли, к сожалению, не очень новые, но интересные. Сюжет небольшой (ровно на повесть) и довольно скупой. Персонажи несколько стереотипные. Оценка 6 за небольшой объем и неглубокую проработку темы. Есть досадные нелепости.

Резюме: довольно типичная мрачная киперпанковская повесть

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротное и качественное в литературном отношении произведение. И оно заслужило все перечисленные высокие награды. Но его актуальность полностью исчезла во времени. Сегодня эта тема затерта многочисленными повторениями и экранизациями. В то же время читается с удовольствием с некоторой долей ностальгии и сожалением об отсутствии элементов фантастики.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

поразительно — когда читал рассказ в электронном варианте (пару дней в перерывах между работой) оба компа в сетке полетели нафиг толи от вируса, толи еще от чего то, слава богу переустановка не понадобилась, дочитав до конца, прочитал послесловие человека — переведшего книжный вариант в электронный — там описано, что пока он набирал рассказ у него дважды!! полетел комп. может совпадение, однако...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Помню читал его ночью, скачав с какой-то BBS и тогда было даже страшновато. Черт его знает, а вдруг это уже рядом и оно знает что я знаю о нем...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вам когда нибудь звонили и надоедали «рекламщики», которые предлагают их очередной «блеф»? и уверяют вас что это «именно то что вам нужно»? Вот и Виктору Апфел, одинокому ветерану Корейской войны они надоели. Решив проигнорировать очередной звонок он пошёл в ванную, но «звонящие» не проигнорировали его, и после пятидесятого звонка он всё таки решил поднять трубку...

Сильный Роман. Во время прочтения было такое чувство что будто находился там и наблюдал всё со стороны. Вроде бы и действий в нём немного, такой «нужный минимум» для сюжета, зато герои живые, диалоги действительно интересные, нет лишней воды. Правда конец немного неожиданный, по событиям напрашивался немного хэппиендовский, а там...

В общем отличный роман, очень советую. Хотел поставить 9 но из за финала оценка 8, и как хорошо что в наше время есть функция «Определителя номера»

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо редакции «Химии и жизни» за публикацию этой повести в журнале. Прочла в детстве и много раз перечитывала после. Рекомендую всем!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После почти 20 лет после первого прочтения возникает ассоциация с Лейбером «Человек, который дружил с электричеством». Люди всегда боятся нового: электричества, компьютеров, интернета. Но пока живем.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх