fantlab ru

Алексей Иванов «Комьюнити»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.41
Оценок:
303
Моя оценка:
-

подробнее

Комьюнити

Роман, год; цикл «Дэнжерологи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Топ-менеджер Глеб методично реализует свою мечту о жизни премиум-класса. Престижная и интересная работа в знаменитой IT-компании, квартира в Москве, хороший автомобиль, желанная женщина, лучшие бренды… «Человек — это его айфон».

Но с гибелью гениального IT-менеджера, совладельца компании, появлением его красавицы-дочери, оставшейся без наследства, и случайно обнаруженной загадочной надписью на древнем могильном кресте размеренная жизнь Глеба заканчивается… И странное, но явственное дуновение чумы пролетает над современным, внешне благополучным миром.

Москва живет митингами, на баррикадах — богема… Но на модном интернет-портале тема чумы, Черной Смерти, приобретает популярность. Участники таинственного комьюнити вовлекаются в интеллектуальную игру, делясь друг с другом ссылками о древней болезни, — и становятся в итоге заложниками другой игры, зловещей, смертельно опасной.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 251

Активный словарный запас: очень высокий (3262 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2013 // Крупная форма (роман)

номинант
Филигрань, 2013 // Большая Филигрань

номинант
Новые горизонты, 2013 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Комьюнити
2012 г.
Комьюнити
2014 г.
Комьюнити
2016 г.
Комьюнити
2018 г.
Комьюнити
2018 г.
Комьюнити
2019 г.
Комьюнити
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Комьюнити» — это не книга.

Это набор креативного контента минаев-стайл, сгенерированного по стандартам веб 2.0 для прогрессивно-молодежной таргет-группы.

В тексте присутствуют все необходимые минаев-маркеры, обновленные до v.2012 — глянец, продакт плейсмент, айпэд, твиттер, лексус, презерватив, коньяк, рассуждения-о-дерьмовости-жизни. Герой экзистенциально страдает и желает найти Смысл, но сколько он ни бухает и как ни трахается, понимание Смысла не приходит к нему. Кроме того, в офисах оживают мертвецы, а менеджеры превращаются в демонов чумы. Все время что-то напряженно происходит, но при этом не происходит ничего.

Этот роман даже нельзя назвать «плохим» или там «убогим». Он — никакой. Он как глянцевая фотография пластмассового яблока. Идеальный образец модной литературы (которая, как пресловутая морская свинка, не имеет ни малейшего отношения ни к литературе, ни к моде).

Оценка: 3
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая книга Иванова! Куда слабее «Псоглавцев». С «Золотом бунта» и «Географом» вообще не сравнить.

Собственно, выше (точнее, ниже) всё уже сказано. Но добавлю-таки свои субъективные пять копеек.

Лично у меня по мере чтения упорно нарастало раздражение, из-за которого не то что «запоем» читать не получалось, а вообще приходилось продираться сквозь текст. Нет, вовсе не потому, что увидел в персонажах себя. Наоборот! Среди моих знакомых москвичей — от менеджеров средней руки до крупных бизнесменов, от 20 до 60 лет — нет никого, кто всерьез относился бы к той системе ценностей, которая базируется на упорно муссируемом Ивановым тезисе «человек — это его айфон». Персонажи «Комьюнити», на мой взгляд, слеплены не столько из реальных черт реальных людей, сколько из мифов о «зажравшейся» Москве, бытующих в «бедной несчастной провинции». Тут Иванова настигла та же беда, что и Славникову в «Легкой голове». Какой-то «комплекс провинциала», что ли?

Да, конечно, писатель вправе утрировать. И выбирать персонажей, подходящих для раскрытия своего замысла. Да, наверно, вправду есть такая болезнь — «гаджетомания» с осложнением, например, в форме «синдрома хомячка». Но, имхо, напасть сия сколь-нибудь всерьез поражает лишь недоразвитые личности. Каковые (составляя, впрочем, устойчивое большинство социума) во все времена были подвержены самым разным и самым нелепым напастям. Ну и что? При чем тут чума? Тот факт, что мир катится куда-то не туда, подметили, небось, еще древние шумеры. И колесо в первое время после его изобретения ведущие мыслители шумерского народа наверняка полагали вреднейшим гаджетом, разлагающим привычный жизненный уклад социума — а, следовательно, аморальным, гнусным, бессмысленным и безбожным.

То есть, я принципиально не разделяю авторскую позицию, ага. На мой взгляд, если уж использовать метафору чумы, то для такого понятия как консъюмеризм, которым человечество заразилось задолго до Веб2.0. Сеть лишь выявила новые его формы.

Но раздражает не это. Раздражают менторские нотки, которые вкупе с каким-то совершенно избыточным цитированием сетевых ресурсов убивают в тексте Иванова художественную литературу, превращая его почти в публицистику. Нечто подобное случилось с Рыбаковым: сначала злободневные интервью вместо рассказов, а потом вот такая вот мутотень вместо романа. Что это? Старость? Или глухота из-за медных труб?

Когда писатель в России старается стать «больше чем писателем» — как писатель он, видимо, заканчивается. Разумного у него становится — полным-полно, прям как в энциклопедии. Но доброе и вечное-то где? Подумать вроде есть над чем (если не лень), а сочувствовать — нечему. Ну и на хрена мне такая литература?

У нас в стране, знаете ли, каждый по совместительству — мудрый эскулап, гораздый ставить диагнозы как России, так и человечеству в целом. А то и всему мирозданию. Но литература, имхо — это не средство диагностики, это скорее лекарство, ну или по крайней мере — обезболивающее, пусть даже с наркотическим эффектом.

И вот, скажем, «Географ» — он ведь лечит, именно что путем пробуждения чувств, добрых и вечных, тот самый недуг, о котором всего лишь рассказывает, нудно и самоуверенно, «Комьюнити». Как говорится, «почувствуйте разницу».

ЗЫ. Кстати, «Коммутация» Каганова — примерно о том же, даже названием схожа, но на порядок сильнее и точнее. Да и «Лена Сквоттер» при всей своей стебности политературнее будет.

Оценка: 4
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя персональная система ценностей так устроена, что большую симпатию всегда получает тот автор, который, вне зависимости от того, что даже и напишет иной раз лековесную чушь и глупость, но находит какой-то конкретный образ, какое-то точное и лаконичное определение тому ощущению, с которым я сама постоянно сталкиваюсь, но мучаюсь от неспособности подобрать ему имя и название. Когда знакомый забегает в кафешку на встречу с тобой, но вместо поцелуя в щёчку со словами «прекрасно выглядишь» первым делом отмечается в фэйсбуке и с лёгким презрением в голосе замечает «а Вася-то – лох, в клубе «Х» сидит, туда уже никто не ходит». Когда получивший несколько пинков от г-на Иванова журнал «Афиша» и в самом деле говорит мне «ни одна правильная барышня без такой вот кофточки в этом сезоне не позволит себе выйти из дому», стремясь к чему? чтобы я сидела дома? или чтобы чувствовала себя «неправильной барышней»? Когда несчастный зазомбированный житель этого Вавилона под названием Москва-столица выбирается в весенний лесок, но, встретив какой-нибудь первый подснежник – нет, не любуется им, нежным и трогательным, он его даже не замечает, но быстро делает фотку своим айфоном и постит в твиттер: «ребят, какая круть, а?». Что это? Несколько лет уже, как мучаюсь попытками придумать определение, в голову лезут слова «резиновые люди», «целлулоид», «фикция» и даже «псевдопространство». Алексей Иванов пошёл самым простым путём и назвал всё это словом «чума». И целый роман заточил под этот образ. Прав в общем-то.

Да, я, видимо, брежу и хвалю сейчас автора, который когда-то казался «надеждой российской словесности», но как будто бы «не оправдал» и в итоге пошёл путем «дэнжерологии» — то ли модного проекта, то ли чтива для электрички. В сущности, если вдуматься, Иванову всегда были интересны слом, угасание, разложение и смерть, предполагающие последующее обновление. В «Сердце Пармы» распадался языческий Урал под пятой имперского славянского нашествия. «Географ..» плясал на костях остатков «развитого социализма». Несерьёзные, но симпатичные «Псоглавцы» пугали угасанием российской глубинки.

«Комьюнити» же – это глумливая, нарочито картонная и почти ничем сюжетно не увлекающая история про провинциала, который очень рвался из своей провинции к столичным золотым горам. До, прямо скажем, не самых высоких гор он дорвался, но не сумел им обрадоваться, застыв в образе «престарелого хипстера», завязнувшего душой и телом в статусных предметах и брендах, в «вебдваноль» и в бессмысленных отношениях без чувств и без тепла. История, разумеется, разбавлена изрядным количеством попсовых исторических справок, развивается за счет некоторого количества предательств и довольно схематичных, но точно узнаваемых портретов-типажей и радует парой-тройкой очень находчивых определений действительности за окном. Эту штуку странно оценивать как литературное произведение. Это транспарант какой-то – мол, ребят, мы чем-то не тем дышим, не то делаем, не то ценим и не туда едем. Чума, кругом одна чума. Она не просто в режиме фантастического допущения лезет из виртуальности в реальность, она уже вокруг нас. И изложена вся эта «дэнжерология» так доступно и — почти боюсь сказать – примитивно только лишь, чтобы достучаться. Явно. Алексей Иванов — человек вполне тонкий, чтобы знать: с ними, «вебдванольными» читателями, по-другому нельзя, не поймут.

И волей-неволей выходит, что вокруг меня на московских улицах — всё те же с любовью исследуемые автором разложение и смерть, и лично мне от этого страшно. Когда автор, который не из последних, пишет такой вот «кукольный мультик» прямым текстом, мне не хочется упрекать его в халатности и стремлении к быстрому заработку. Мне, увы, становится ясно, что это не малосимпатичного героя романа, а это выбивающуюся из общепринятого стиля жизни меня в общем-то пора сажать на заднее сиденье Форда без водителя, с включённым круиз-контролем и пускать на МКАДе под колёса тяжелого грузовика… А грусть-то только лишь в одном: смерть смертью, она имеет право быть, но путей обновления и «фениксного» возрождения милейший автор пока так и не видит, увы.. Ой, подарите уже мне кто-нибудь ма-альенькую такую отдельную планету, которая будет жить по моим законам, а?)..

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе сюрреалистическую картинку: Стивен Кинг решил стать Пелевиным. Представили? Вот это и будет примерно «Комьюнити» Иванова.

Нет, конечно, сама книга глубже и интереснее механического смешения жанров. Тема «моделирования (модерирования?) реальности по своему вкусу» вполне себе актуальна. Того, о чем мы не знаем, в этой реальности как бы и не существует, а то, о чем мы знаем, становится вещественным и осязаемым, и в замкнутом пространстве виртуального сообщества возникает новый Символ веры — Ее Величество Чума... Вроде бы, неплохо и остроумно, но...

Но в первую очередь у меня лично осталось стойкое ощущение, что Иванов — на мой взгляд, из лучших современных авторов! — в данном случае играет в чужую игру не на своем поле. Все эти хипстерские фичи, которые у того же Пелевина работают как некие статусные символы, здесь явно вставлены «щоб було», и их обилие попросту раздражает. Для Иванова они столь же чужеродны, как вся та копипаста, которой обильно разбавлен текст романа. Вроде, и не украдено — но в то же время и не свое. Сумбур в финале трудно списать на эмоциональное состояние и крах жизненных установок ГГ — он просто сумбур. В результате основной месседж книги выглядит довольно-таки наивным обличением общества «информационного потребления».

Тем не менее, читается вполне себе напряженно — и, надо сказать, не без удовольствия. Этакая попытка автора «быть в тренде». Но перечитывать эту вещь лично я вряд ли стану.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В моем случае это вариант из серии «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Персонажи поголовно разговаривают словами, большинство из которых я в реальной своей жизни просто никогда не слышала. И в целом, пошловато, и как это обычно бывает у Иванова, довольно неприятно в ощущениях, хотя надо признать, что отражение современной жизни имеет место быть. В общем, книга, написанная на уровне типичной однодневки, а вставки из Википедии раздражают почему-то гораздо больше, чем аналогичный прием в Псоглавцах. Персонажи на грани стеба и карикатуры. Это первая половина.

Во второй части книги, к счастью, несколько сокращается количество ненормативной лексики. Зато остальное приобретает характер мексиканского сериала. Особенно нелепо выглядят порывы ГГ оценивать каждый раз, какое количество одежды и каких марок на нем присутствует, и достаточно ли этого для проникновения в тот или иной клуб или ресторан. При этом автор не ленится перечислять все подробно, от трусов до перчаток. И самый ужас, что это не выглядит в достаточной степени стебом.

Надо отметить, что несмотря на массу недостатков, читается написанное очень легко (даже с учетом экскурсов в историю чумы), но оставляет какое-то неприятное ощущение из серии «Ну и зачем я читал эту чушь»? Хотя понятно, что Иванов видимо стремился написать эдакий «современный» роман, со слэнгом, айфонами, одиночеством и отсутствием простых человеческих удовольствий, замещенных чем угодно, но обязательно чем-то искусственным. Например, он замечает, что респектабельность все чаще означает настоящесть окружающих предметов, а креатив — подразумевает дешевую замену. Ну и т.д. Идея с чумой мне показалась довольно мутной, т.к. автор в итоге сам, похоже, так и не придумал, как эта схема реализуется, и оставил на уровне «привиделось ли, или в самом деле было».

Как вы поняли, книжка про гнилость современной жизни, с повышенной концентрацией этой гнилости в Москве. При этом, забавно, но практически единственный адекватный персонаж в «Комьюнити» — это как раз москвич Славик, не помешанный в отличие от всех прочих, на деньгах, квартирах, девицах, айфонах и т.п., но его почти сразу тихо упекают в психушку, дабы не отсвечивал . И в целом о Москве — так, довольно зло написано, и, пожалуй, не без зависти.

В общем, не то чтобы сильно разочарована (т.к. от Иванова давно ничего особенного не жду, имхо — самый переоцененный писатель современности, да еще и чернушный — последнее в моих глазах всегда недостаток), но в данном случае я рассчитывала на продолжение в стиле Псоглавцев (которые мне скорее понравились), но каменный цветок не удался.

Оценка: 4
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как уже было сказано (не мной), плохой роман очень крупного писателя. Очень крупного и очень плохой. Страшилка для офисного планктона с пересказом обрывков научпопа/Википедии, с плоскими куклами вместо людей. Понятно, что именно хотел сделать Иванов в «Коммьюнити», как и едва ли не во всех своих романах: создать образ-концепцию, обладающую огромной объяснительной силой. Жизнь в России – она вот такая. Вот потому-то. И человеку приходится делать такие-то выборы – или отказываться от них. В «Парме» и «Золоте бунта» такая модель естественно смыкалась с мифом – собственно, превращалась в миф. В «Блуде» и «Дэнжерологах» Иванов пытается играть на поле Пелевина – но если тому когда-то давно еще удавалось находить емкие формулировки и убийственные термины, то Иванов здесь идет вопреки природе своего таланта. Лекции, комментарии, автокомментарии – а в итоге и говорить не о чем, все подано, и разжевано, и очень скучно.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Искренне благодарю автора за копипасты из википедии. Но это бы ладно. Беда в том, что даже копипастить из википедии он (она? Оно? они — авторский коллектив таджиков?) толком не умеет. Зацениваем цитату:

«из останков выделил ДНК вируса. Все-таки Черная Смерть оказалась чумой».

Возбудитель чумы — бактерия Yersinia pestis. Спасибо, автор, повеселил! Спасибо, редакторы, вы дятлы! ;))

а по сути вся книжка представляет собой такой же суррогат литературы, как бытие героя — суррогат жизни, а чумные проповеди автора — суррогат истории, мистики и медицины. для любителей Доширака и дифлопе — читать однозначно!

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если одним словом — муть.

Хотя все занятно и узнаваемо, не производит никакого впечатления. Ни плохого, ни хорошего. Ну, то-есть пустота остаётся и тоска по потерянному времени.

Как и в «Псоглавцах» все свалено в кучу. Но там хоть как-то всё правдоподобно и достаточно логично. Здесь же — бессмысленность метаний героя, неправдоподобность наваждения, даже без малейшей попытки объяснения. Хотя, может это потуги на психологичность и интеллектуальность?

И сильно убивает пересказ интернетовских ресурсов, в огромных количествах. Лучше бы автор побольше от себя писал, включив воображение... Или что ли исписался?...

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего общего с книгой «Псоглавцы» данное произвдение не имеет, зачем пытаться объединить их в цикл? Проблемы поднимаемые в этом романе, абсолютно чуждые большинству населения России. Если вы не топ-менеджер крупной фирмы, не ходите на митинги и демонстрации, не верите в «доброго дядю», который может решить все проблемы, то эта книга вряд ли вызовет хоть какой-то интерес.

Многие известные авторы стараются не рисковать своим именем, публикуя откровенно слабые произведения, но Иванов похоже на этом не заморачивается. Для написания этой книги необходимо взять один из офисов в Москве, вскрыть несколько любовных связей внутри фирмы, подробно описав процесс занятий сексом и добавив какую-то загадку. По поводу описания офисной жизни вопросов нет, может и не так все происходит повсеместно, но где-то подобное точно есть. А вот с основной сюжетной линией есть определенные проблемы, Иванову не хватило логичности и правдоподобности, для описания происходящего в своей книге. Конечно, узнать подробности о шествии чумы по планете интересно, но для этого можно просто ознакомиться со статьей в Википедии, кстати автор и сам прибегал к этому ресурсу.

Не могу сравнивать эту книгу с другими произведениями Иванова, так как читал только «Псоглавцев», но на мой взгляд «Комьюнити» никогда не будет лучшим произведением в творчестве автора. Проходной роман, написанный только в угоду нынешнему времени, который быстро и легко забудут.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подтверждаю, что это никакие ни «Дэнжерологи», более того, это произведение не имеет ничего общего с жанром, который указан — мистика/триллер. Это не более чем «Иванова проперло на философию», это произведение просто философские размышления автора о его видении мира, чувствах людей и т.д. и т.п. Таких произведений много и написаны они разными авторами — всем людям рано или поздно хочется поведать окружающим свою картину мира вне зависимости от того, хочется ли окружающим людям ее узнать. Этим грешил даже Стивен Кинг («Болельщик», «История Лизи»), Дэн Симмонс (Черные холмы»). Как я понимаю, следующий роман («Ненастье») продолжает демонстрировать читателям внутренний мир автора без особо художественного прикрас — надеюсь, это просто кризис среднего возраста;)

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти одновременно мне в руки попались две совершенно разные книги «Комьюнити» Алексея Иванова и «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?» Эли Паризера, но незримо объединенные одной темой...

Если американский журналист довольно жестко и прямолинейно пишет обо всё более агрессивном механизме работы современного интернета и предостерегает об опасности оказаться изолированными в своем «пузыре фильтров», то книга Иванова имеет увлекательный сюжет со смесью мистики, истории и детектива. Но одним из главных действующих лиц романа Иванова является всё та же сеть, всё более разрастающийся и проникающий во всё Интернет.

Да-да-да, я не оговорилась: главные герои «Комьюнити» – виртуальная сеть, Москва и Чума, а люди – только оттеняют картинку, почти не вмешиваясь и не влияя.

ИНТЕРНЕТ. В книге много компьютерного сленга, есть даже компьютерная молитва. Чувствуется хорошее знание темы. Иванов «бэкапит и обновляет, дебанит не по-детски». Интернет рулит даже мыслями: «Мир – как гуляш. Информационная картинка по вашему вкусу». Но «Комьюнити», несмотря на бешеную современность темы, даже текущую, так сказать, — это не журналистское эссе. Повествуя, автор умудряется тут же все осмыслить (и как осмыслить!): «Для кого виртуал пространство смыслов, а <для кого> – пространство манипуляций».

МОСКВА. Сначала немного злит набившая оскомину картинка – весь мир делится на москвичей и тех, кто хочет ими стать. «В потоке людей, в потоке машин было что-то гипнотическое, хотелось стать частью этого движения». Но и здесь Иванов неповторимый и неожиданный. Как он завопил вместе со своим героем: «Здесь – всё лучшее: я согласен с этим, иначе и не рвался бы сюда! Я потребляю это самое лучшее! Но бля-а-а…Я не хочу, чтобы лучшее было таким!»

ЧУМА. Исторические ракурсы жутко интересны. Несколько раз порывалась залезть в интернет (ну, а как же без него, тоже уже подсела), проверить были ли на самом деле некоторые вещи. История Чумы от Алексея Иванова заставляет размышлять о многом. Сколько же раз за свою историю земляне теряли миллионы людей во время войн, а сколько раз эпидемии останавливали нападавших и захватчиков! Где грань предначертанного и того, что можем изменить? Не преступило ли человечество ту черту разумного, разъединив нас – каждого за свой компьютер, но под один, свой управленческий колпак…

Сюжет раскрывать не буду, а вот истинно литературный отрывок приведу:

«В холодной и плотной тьме ноября россыпи горящих окон выявляли объёмы домов-башен. В лобовом стекле машины Глеба эти объемы постепенно расплывались цветными пятнами, но вдруг оживала тонкая лапка дворника, протирала стекло и возвращала высоткам чёткость очертаний».

Книга для всех – и для любителей фантастики, и для любителей реалистичной прозы , просто хорошая книга!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу должен отметить две вещи: во-первых, я большой поклонник творчества Алексея Иванова. Во-вторых — я читал «Комьюнити» перед «Псоглавцами», заинтересовавшись злободневностью первого и начитавшись негативных отзывов про второй. Что можно сказать по сути? Книга неоднозначная. И неоднозначность эта касается качества книги. Во всем чувствуется почерк Иванова, хотя я не уверен, понял бы я это, если бы книга вышла под псевдонимом, отличил бы от какого-нибудь Сергея Минаева или Антона Некрасова. Ощущается проработка материала — и про чуму, и про мир софта, и про Москву, и ненависть к московскому гламуру тоже ощущается :) Герои — не дурилки картонные, а каждый прописан с любовью, если так можно сказать про какого-нибудь Борьку или Гермеса (да вообще-то про всех героев — положительных среди нет, кроме, может быть, Дорна). Это были достоинства, а теперь о недостатках.

Первый и главный недостаток, который я постоянно держал в голове — это «сырость» книги. Речь в романе идёт о декабрьских митингах, о выходе книги я узнал в начале-середине апреля — в мае уже купил в бумаге. И всё бы хорошо, но в финале мир буквально разваливается на части, только не как в «Матрице», возвращая в реальность, а просто в никуда. В остальном же скорость написания можно объяснить тем, что роман сделан по лекалам «Псоглавцев», описания из Википедии и переписка в комьюнити там уже были, был и мостик от одного романа к другому («А такое могло произойти в Москве?»), и чума в Москве упоминалась, и дэнжерологи, конечно. Хотя в «Комьюнити» они сбоку припёка. В общем, если сначала сюжет развивается как разгоняющийся паровоз, то в конце выясняется, что всё, рельсы дальше не разобраны, или их положить ещё не успели.

В «Комьюнити» Иванов играет на чужом для него поле — в Москве, и эта книга — это вызов, это матч в чемпионате, хоть и не в финале. На своей половине поля Иванов держится уверенно — это темы чумы, потустороннего ужаса, культурно-философских споров. Однако, переходя в атаку, кое-где мяч теряется, то в результате неудачных пасов: банальной фразе «Человек — это его айфон» и не такой уж оригинальной концепции «Дикси», то после яростных ударов по воротам: нападки на московскую гламурную жизнь, недоверие митингам, которое Иванов уже выражал в интервью. (правда, в случае с митингами всё обыграно удачно — но атака-то всё равно завершилась ничем). И в итоге матч закончился в ничью. Хотя, зная потенциал Иванова и прочитав предыдущую книгу цикла, болельщики всё-таки рассчитывали на большее.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет книги закручивается вокруг новомодной и быстро развивающейся социальной сети «Дикси», грозящей вырасти в проект уровня Facebook или Google. Но дело происходит в России, поэтому создатель сети загадочно умирает, а лапу на системные протоколы накладывает его партнер, мечтающий запродать продукт государству и стать полноценным олигархом. Ограбленная им дочка создателя пытается вернуть себе наследство, и на ее сторону потихоньку склоняется влюбленный главный герой, высокопоставленный медиаменеджер «Дикси», предпринимающий усилия разгадать сию интригу.

Как бы почувствовав, что фабула начинает напоминать дешевый детектив, Алексей Иванов внедряет в нее элементы мистики — с постмодернистски-айтишным акцентом. Нечистый на руку антагонист, украв протоколы, выпускает на волю цифровую чуму, поразившую всю социальную сеть («комьюнити»). Зачумленным являются видения, демоны, они испытывают необъяснимый страх, пишут панические незаконченные сообщения в блоги. Умирают в реале. Герой понимает, что тоже заражен и судорожно пытается осознать, чего он хочет: выжить, преуспеть по жизни, обладать женщиной мечты — причем, выбрать можно только две позиции из трех.

Первую «новаторскую» книжку о «дэнжерологах» Иванов написал под псевдонимом, который, впрочем, был быстро раскрыт, а произведение встречено с осторожным одобрением. Осторожным — потому что, несмотря на любопытный сюжет, роман был написан довольно коряво, «Маврин» щеголял эллисовско-минаевским идиотским перечислением брендов, знанием современных мемов — впрочем, с ошибками очевидными и непростительными. А одобрением — поскольку подлинное авторство изначально было довольно прозрачным, проза же Иванова востребована, и публика скушала бы и продолжение сей посредственной книжки, но, конечно, не от «Маврина».

Так что в «Комьюнити» Иванов похерил инкогнито, но текст остался таким же дилетантским: хвастовство своей осведомленностью в торговых марках немного обуздано, но процент карикатурно безграмотных интернет-диалогов увеличен в разы, занимая до четверти книги. Читать эту переписку и нагромождение вырезок из википедии, конечно, неинтересно и невозможно. Тем более, что для раскрытия интриги, сближения с героями и даже общей эрудиции оно и не нужно. Туда же можно отнести и новоязы второстепенных персонажей, между которыми, несмотря на разницу в синтаксисе и тезаурусе, есть кое-что общее: абсолютная «сделанность», вымученность и невыносимая эстетическая отвратительность. Причем в то время, как ряд героев блеет на псевдослэнге рейверов и программистов 80-х годов, кое-как склеивая словосочетания злобной матерщиной, другие изъясняются на высокохудожественном литературном русском языке — не только древние старцы, но и 15-летние подростки.

Впрочем, ни первые, ни вторые, ни третьи, ни четвертые не играют в сюжете значимой роли. Есть главный герой — в меру циничный провинциальный интеллектуал, всей душой рвущийся в московские мажоры. Сей образ проработан сравнительно неплохо, хотя я так и не понял в чем заключаются служебные обязанности этого «талантливого топ-менеджера»? Якобы, «пиарить соцсеть», «захватывать рынок», но выливается это лишь в руководство комьюнити, в котором десяток никнеймов за все действие оставит с сотню ссылок и комментариев... Остальные герои — еще большее убожество. Похотливая и продажная самка, похотливый и скользкий программер, похотливая и нелепо молодящаяся диджейша — все какие-то уроды. Два персонажа, к которым Иванов испытывает подобие симпатии — пожилой «дэнжеролог» и энергичный еврей-strongman также исчезают из повествования бессмысленно и беспомощно. Беспомощно, в том числе, и с литературной точки зрения. Вообще, все претензии на жанровость в романе провалены. Это не хоррор, не детектив, не социальная сатира, не психологическая драма — какие-то символические элементы вышеназванного присутствуют, но не возникает ни впечатления стилевой цельности, ни многоплановости.

Итак, диалогическая составляющая романа — epic fail, персонажи — ничтожные, интрига запорота бесчисленными «демонами из машины», просветительская функция сведена к нулю, да плюс ко всему этому — пещерный морализм астафьевско-деревенщицкого толка: «совсем зажрались и с ума посходили в своей Москве». Вкусный салат, да? Попытка примерить на себя лавры Стивена Кинга закончилась крахом. Впрочем, литератора несколько оправдывает такой факт: во время работы над «Комьюнити» он был связан написанием серии документальных книжек про Урал, а освободившись от обязательств, написал неплохое «Ненастье». Так что крайне неудачный опыт с чтением этого произведения — вовсе не повод ставить крест на Иванове.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман состоит из двух непересекающихся слоев. С одной стороны- это «Этнография Москвы», созданная воображением завистливого провинциала. Размышления о гламуре, телекоме, интернете, хипстерах, потреблении и конечно, острой социальной конкуренции, делящей мир на победителей и лузеров. С другой стороны- это сценарий голливудского триллера про разбуженного демона чумы, который убивает всех, зарегистрировавшихся в «чумном» интернет-сообществе. Триллер крепко сделан, так что слабонервным на ночь читать не рекомендуется. Но вот какая связь между этими двумя слоями? Автор пытается сделать сцепку между ними, говоря что общество потребления реализует желания, желания у нас греховные, а чума — возмездие. Но это объяснение формальное и не убедительное. Если нас беспокоят серьезные социальные проблемы, то на их фоне страх демонов выглядит как детская сказка. Но если мы всерьез боимся демона-убийцу, то проблемы взаимоотношений москвичей и приезжих явно отходят на второй план — быть бы живу. Иванов пытался написать сразу два разных романа, и у него не получилось.

Хотя триллер крутой, хоть сразу экринизируй.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из современных авторов, книги которого я стараюсь не пропускать, пермский писатель Алексей Иванов. Когда-то он начинал как чистый фантаст, но потом перешёл на другие темы, ближе к реалистическим, хотя полностью от фантастики уйти не смог. И самые известные его романы («Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор», «Золото бунта, или Вниз по реке теснин») вполне можно отнести к магическому реализму уральского разлива.

Два романа из цикла «Дэнжерологи» – скорее, мистические триллеры. Дэнжерология (от английского слова «danger» – опасность) занимается тем, что разыскивает опасные для человека объекты и исторические реликвии, изучает их и «обезвреживает». В первом романе цикла «Псоглавцы» таким объектом становится икона в старинном раскольничьем скиту, где творятся удивительные, странные, пугающие события. Второй роман «Комьюнити» удивительно переплетает самые современные IT-технологии и смертельное дуновение древней чумы.

Мне больше понравился второй роман, даже не столько сюжетом и таинственностью, сколько подробным описанием идеи, носящейся в воздухе. Эту идею в романе воплотил в жизнь гениальный менеджер мощной компании, который трагически погибает. Собственно, повествование как раз и посвящено поискам оригинального кода программы, обеспечивающей реализацию идеи. А сама идея заключается в том, что создаётся программа-интерфейс, которая старательно изучает пользователя, его вкусы и потребности, и в соответствии с его пожеланиями, явными или подсознательными, выдаёт ему те новости, которые именно ему и нужны. А также обеспечивает поиск собеседников для общения, которые каким-либо образом ему созвучны.

Я уверен, в реальности такие программы или уже создаются, или будут созданы в самое ближайшее время. Собственно, мысль об информационно-поисковых системах, которые находят релевантные данные, учитывая обратную связь с пользователем, тривиальна. Этому меня учили в институте ещё 40 лет назад. Но вот успешно реализовать такие системы до сих пор не удавалось. Новые информационные технологии, которые позволяют отслеживать все наши телодвижения в сетевом пространстве, неизбежно придут к тому, чтобы «улавливать на лету» наши желания и тут же стараться их исполнять.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх