Дмитрий Панов «Алиса в иллюзариуме»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Сумрак в конце туннеля», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlexxPrimoVictor, 8 января 2014 г.
Весьма любопытный рассказ. Во второй раз подряд в серии раскрыта тема «Страны чудес» (первый — роман «Слепцы»).
«Алиса» начинается с, вобщем-то, обычной для мира 2033 года ситуации. Не вернулся сталкер с поверхности. Что поделаешь, бывает. Такая профессия, такие условия. И как это часто бывает, сказать маленькой девочке страшную правду матери оказалось не под силу. На этом у многих авторов эта история бы и кончилось... Тут же она только начинается. Впереди ждут и выход Алисы в «Страну чудес», и Шляпник, и Чеширский Кот... Само-собой свои, постъядерные.
После прочтения «Алиса» остаётся один вопрос: не перегнул ли автор палку? Стоило ли смешивать «Страну чудес» и «Метро 2033». Думаю, каждый читатель ответит на этот вопрос по-своему. Я считаю: не перегнул. История вышла в меру наивной, в меру грустной, в меру доброй. Автор молодец, продолжайте в том же духе!
Dobkachleo, 10 января 2014 г.
«У Шляпника»
Мини-рецензия на «Алису в иллюзариуме» Дмитрия Панова
Не так давно, с появлением романа «Слепцы» Дмитрия Ермакова, редактор серии назвал тему нового конкурса рассказов. «Сказки апокалипсиса». Тема, как мне кажется, не только необычная, но ещё и довольно сложная. Нужны не просто пострелушки с мутантами и беготнёй от них же, а что-то в районе фэнтези, во что верится с трудом, но чертовски нравится.
«Алиса в иллюзариуме» — пример рассказа, который мог бы войти в третий сборник. Но он попал во вторую антологию «Вселенной Метро 2033». И вот тут хочется сказать пару слов о самой задумке. «Последнее убежище» было декларацией о намерениях, экспериментом, судя по продажам и наличию «Сумрака в конце туннеля», удавшимся. В нём практически не было рамок. Рассказы отбирались не столько в зависимости от мастерства, сколько от баллов, поставленными поклонниками проекта. Темы тоже не было. Оттого одни от «Последнего убежища» до сих пор плюются, а другие же, наоборот, хвалят его. Потом запустили второй конкурс рассказов, уже тематический. Баллы за конкурс больше не имели ценности, важнее было мастерство и раскрытие темы. Ну, и, как выяснилось, место действия. Бедный Вячеслав в течение полугода отбирал лучшие работы фанов, пока не сформировал список рассказов, ныне находящихся в книге, которую я сейчас читаю. Интересно заметить, что некоторые поклонники заодно решили проверить на «освещённость в туннеле» рассказы первого сборника, ибо тему сочли несколько… широкой. Что ж, как выяснилось, тема оказалась не столь широкой, как то представлялось. И вот теперь будет довольно узкая тема, под которую случайно подпал, на мой взгляд, рассказ Дмитрия Панова.
Прошу прощения за лирическое отступление. Итак, «Алиса в иллюзариуме». Основанная на произведении Льюиса Кэррола, сама является сказкой. Мне вот до сих пор кажется непонятным, как девочкам в ОЗК и розовых сандалиях смогла выбраться на поверхность (гермазатворы упоминались, но их же надо каким-то образом сдвинуть!) и ухитриться выжить. И дело совершенно не в мутантах, вроде Синей гусеницы и Чеширского кота — кстати, прекрасная находка автора. Радиация-то, наверное, через те же тапочки проникла в организм девочки… Да и Шляпник-отшельник выглядит подозрительно… сказочно. Впрочем, всё то, что я так долго писал во втором абзаце, как бы просит меня закрыть глаза на подобные мелочи. В сказке возможно всё. И именно как хорошо написанную постъядерную сказку я оцениваю «Алису…» по достоинству.
eka007, 5 января 2014 г.
Рукописи не горят, так же как и самые известные произведения литературы никогда не будут забыты, а наоборот, обретут вторую жизнь. Это доказывает нам история, рассказанная Дмитрием Пановым, где всем известная сказка «Алиса в стране чудес» получила неожиданное фантастическое, и тем не менее, вполне реальное продолжение в мире постядера.
Конечно, если героиня рассказа Алиса выглядит вполне живой, то ее собеседник Шляпник — фигура непонятная, но так ли это важно в сказке? Может быть, вполне достаточно, что он просто возник из Алисиных снов, как Голубая гусеница и Чеширский кот.
Хочется отметить незаурядную фантазию автора, который сумел придумать и воплотить такие непростые аллюзии на Кэррола. Получилось интересно!