Вадим Панов «Сокровища чистого разума»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк ))
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Среди планет Герметикона одной из самых страшных и кровавых вот уже двадцать с лишним лет считается Менсала. Сочащаяся болью, переполненная смертью. Богатство Менсалы стало ее проклятием, мир — войной, а страх и ненависть — девизом. Но именно здесь, вдали от всех, в полнейшей тайне, инженер Холь решил провести испытания своего невероятного изобретения.
И надо же такому случиться, что именно на Менсалу судьба забросила Павла Гатова и Андреаса О. Мерсу, за которыми вели охоту и галаниты, и местные бандиты, и старый знакомый Руди Йорчик...
Входит в:
— цикл «Герметикон»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 383
Активный словарный запас: высокий (3066 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Золотая цепь" |
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Созвездие Большой Медведицы" | |
номинант |
РосКон, 2016 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
void ptr, 1 августа 2021 г.
Не хочется спойлерить, но по-другому не получится.
В целом сюжет динамичный. Скучать не дает, но ждешь охоты на Огнедела, а не развитие линии «Все хотят Гатова».
Это люто раздражает местами, но сдерживаешься, потому что понимаешь, что мои ожидания — моя проблема и книга-то неплоха. Про войну, человеческую жестокость и глупость (она же жадность). Неплохо, но мне хочется бежать дальше!
Ладно! Хватит трещать, скорее следующий том. Скорее!
volodihin, 18 июля 2021 г.
Философия романа вызывает сопереживание... Батальные сцены захватывают...
Но.
Маловато Помпилио. А без него этот цикл вроде «Терминатора» без Шварценеггера.
Как мясо со вкусом капусты, иначе говоря.
MoppoH, 17 января 2019 г.
перечитал всю серию еще раз, очень хорошо написано, за последние годы не читал ничего лучше этого, через пару лет еще раз перечитаю, Автор молодец, вся серия на 10 балов
WAD, 2 октября 2018 г.
Читал в отрыве от остальной серии, поэтому поначалу пришлось вспоминать, кто из персонажей есть кто и почему все так. Но если откинуть принадлежность серии, то перед нами неплохая военная проза в антураже стимпанка. Вообще планета на которой воюют все против всех — идеальное местодля всяких интриг, военных действий и т.д. Конечно немного жалко, что героев повсюду ждали рояли в кустах, но в целом написано динамично и интересно. Последние главы с финальной битвой так вообще воспринимались как фильм. Однако читать все-таки лучше в рамках серии. В отрыве от остального цикла типажи ГГ слишком блеклые и непонятно зачем все это затеяно.
VovaZ, 22 октября 2017 г.
В заключительном романе цикла автор, на мой вкус, несколько экономит в прихотливости интриги и фантазии.
Политические интриги умерены, сюжет вообще оформлен слабо. Основная линия — борьба мелких князьков провинциального мира за обладание опасными военными технологиями.
Основной ГГ цикла, мессир Помпилио, в сюжете не участвует, появляясь лишь в финале, в качестве кавалерии.
В целом, Панов выезжает здесь исключительно на боевых и драматических сценах, построенных по старым схемам. Образы персонажей остаются без развития, и наоборот, несколько теряют колорит и объём, не смотря на «манявки».
На мой вкус, автору не следовало завершать цикл столько формальной отпиской, а подождать появления новых идей.
В связи с некоторой занудливостью, роман прочёлся с меньшим интересом и лёгкостью, чем предыдущие.
Barrell, 17 мая 2017 г.
Не удивил и не разочаровал.
Не удивил. Традиционно для автора ещё с «анклавов», сюжет развивается под влиянием внешних обстоятельств, при которых главные герои отчаянно тупят, косячат и дуркуют. При ожесточённом внимании со стороны отмороженной общественности всей планеты ГГ блудят по борделям, кидают в открытую мафиози, козыряют знаниями и умениями. Не далеко от них ушли и главные злодеи. Прямо, Голливуд какой-то. Есть сатира, а есть желчь. Так вот в этой книге сплошная желчь на соседей наших, прямо обида кровная. То ли автору от «незалежных» таможенников досталось, то ли ток-шоу насмотрелся, то ли «индивидуалки» не обслужили как следует. Наконец-то в цикле раскрыта новая глава порноиндустрии — БДСМ. Как же без этого? Не обошлось и без «ножа сквозь масло» и «тёмных кругов вокруг набухающих сосков». Ну и конечно в финале классический для Панова «бог-из-машины» или, если по-герметиконски, «чёртик-из-цепеля».
Не разочаровал. Размашисто и колоритно. Мексикано-украинские страсти. Многие сцены просто чувствуешь глазами. Особенно, если сцена связана с тем что летает, движется или стреляет. Радует, что Панову в «Герметиконе» стали удаваться любовные линии сюжета. Единственные персонажи, у которых меняется внутреннее содержание. Сопереживал всем участникам любовного треугольника. Приятен лейтмотив книги — социальная ответственность за всё, что делаешь, будь то научный эксперимент, миротворческая миссия или губернаторство в провинции. Ну и фирменный юмор трио «учёных с академическим образованием», хоть прямо на сцену.
ИМХО, достойная точка цикла. Конечно, жалко было бы расставаться с «Герметиконом», но эта книга — достойный финал. Конечно, если издатель надавит, автору деваться будет некуда. Панов — несомненно талантливый рассказчик и всегда может приятно удивить. Хотя, может (масса примеров) и разочаровать.
ЧИТАТЬ !!!!!
PS
Перечитал на днях спустя 5 лет: и где я там юмор высмотрел?
k2007, 9 сентября 2016 г.
Неплохой приключенческий роман, с участием ученых, военных и коварных злодеев. Проблема в том, что он совершенно необязательный для цикла. Рассказ о приключениях более-менее второстепенных героев. Основная линия цикла остается в стороне. Поэтому при чтении меня не оставляло чувство некоторого недоумения. Понятно, что автор развивает цикл так, как считает нужным, но мне это развитие представляется странным
Shining, 23 мая 2016 г.
Нет ничего плохого в том, чтобы демонстрировать свои политические взгляды в собственном художественном произведении. Но Господи, как же грубо и некрасиво это делает Панов! За банальнейшим сюжетом, словно сошедшим с пропагандистской агитки, теряется все остальное.
Сказочник, 22 февраля 2016 г.
Роман «Сокровища чистого разума» могу назвать долгожданным. Причем ждал романа именно о Менсале — планете, погруженной в постоянную гражданскую войну, да еще когда центральными фигурами становятся так полюбившиеся Павел Гатов и Каронимо Бааламестре. Обрамленный в военные действия, где умение воевать возведено в абсолют, с приправой паропанка, с добавлением рефлексии и любовно-лирической составляющей, роман претендовал на жемчужину цикла о Герметиконе.
К сожалению, надежды — по крайней мере, мои — не оправдались. Менсалийская «мясная» составляющая подкачала по всем статьям. Галаниты превратились в героев на одно лицо, которым несть числа. Вениамин — собирательный образ злодея, в котором осталась малая толика, но все же любви.
Единственное, что осталось светлым пятном — это ученые. Как Гатов, так и Алоиз. Про них читаешь запоем.
В сухом остатке — никогда не думал, что скажу это про роман Вадима Юрьевича — читать было просто жутко скучно. Полагаю, это является самым главным недостатком последнего на данный момент романа о Герметиконе. Скучный, рутинный роман. Для галочки. Ждем следующего. В надежде, что все вернется на круги своя, и приключения вновь будут захватывающими.
AuR, 17 февраля 2016 г.
По объективным причинам тянул с прочтением новой книги серии почти полгода, что для меня нетипично. (не уголовка, просто новая работа такая). С удивлением увидел падение рейтинга цикла на фантлабе. Недоумеваю... Мир тот же самый, альтернатив которому, увы... По пальцам сосчитать можно, и не только в российской фантастике. Новый сеттинг. Новые персонажи. Старые — добрые персонажи в новом сеттинге. Все тот же сочный язык. Те же постмодернистские (в лучшем смысле) ссылки на real world. Отсутствие картинок можно списать на кризис. В общем, все ровно. Вадим Панов криво не насаживает! Поэтому реально 9.
Scouter, 6 ноября 2015 г.
Выходу новой книги по необычной для нашей фантастики вселенной Герметикона я искренне обрадовался. Откладывал знакомство, перечитал еще раз все 4 предыдущие книги.
К сожалению, вынужден резюмировать, что книга меня разочаровала. Она не плоха сама по себе, все-таки Панов является действительно сильным писателем и ниже определенной планки не опускается. Такое впечатление, что я был вынужден читать расширенную версию словаря по основам вселенной Герметикона, в очередной раз узнавая, что такое чиризм или пустота... Постоянные ненужные отступления с филосовствованниями... Меня вообще всегда искренне удивляет, когда в н-цатом по счету романе автор вдруг начинает разжевывать то, что было выяснено еще в первой книге. Он считает что у читателей легкая форма склероза? Но это так, лирическое отступление. Возвращаясь же к роману, скажу, что такой стиль наверняка найдет своих поклонников, но мне он не импонирует. Скучно, персонажи в основе своей не вызывают особого интереса. Все это уже было, ярких героев в книге нет, либо они повторяют уже виденных ранее.
Хочется, чтобы автор не рассказывал нудную лекцию про каждого героя, а показал мне их, дал мне самому решить, на основании их действий и поступков, что они из себя представляют. В этой книге, к сожалению, я этого не увидел.
SERMIH, 25 июля 2015 г.
Предлагаю эпиграф, созвучный этому роману:
«Назло всем нытикам, романтикам и мракобесам, наш мир развивается, ибо человеческий разум делает его все лучше и лучше… С помощью рук… с помощью инструментов… с помощью здравого смысла, науки и расчета.» (с) Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»
Хороший, яркий и вкусный к чтению, цикл.
Фантастика Панова становится от романа к роману более взрослой, мудрой, социальной.
Но фоне легкого экшен-приключения механика Гатова и его попутчиков (в этой книге цикла) идут вставки курсивом — рассуждения, которые легко интепретируются с нашим нескучным сероватым временем... На эти вставки обратил внимание еще в цикле Анклавы, с которого у меня началось знакомство с творчеством Панова, и тех пор с удовольствием слежу за новинками автора.
Сам мир Гермитикон тоже вызывает уважение к автору — он живой, детальный, интересный.
Вот героев можно наверное было прописать чуток реалистичнее, разнообразнее, чтобы госпожа Удача иногда и отходила от них в сторону, придав событиям непредсказуемость и интригу.
Хотя понятно, этого требует жанр....
В целом — СПАСИБО за полученное удовольствие :)
Lidonel, 4 июня 2015 г.
Притягивает и затягивает как всегда у сказочника Панова, который из доброго В Тайном городже превратился и циничного, но всё равно романтичного.
По мне так затянуто всё, как будто события как в клею потихоньку вязнут вязнут и в финале всё быстро и резко.
Мне не приятно от сцен насилия, при чём часто замешанного именно на сексе, прям пунктик какой-то, наслаждаться беспомощностью жертв. Без них книга ну вообще бы ничего не потеряла!
Про учёных типа Гатова и Алоиза всегда читаю с нежностью, а при описании любви к математике, просто накатывает умиление, изобретатели — интереснейшие люди.
В отличии от многих, мне нравится Помпилио и жалко, что его почти нет в книге. Ну и финал таков, что точно ждём продолжения!
repaS, 1 марта 2015 г.
Скучно. Чудесное спасение/высадка на Менсалу Гатова с друзьями — в тему, но дальше... якобы детектив: и местные, и «залетные» ищут Гатова. Очень переживают, что не находят, проводят по этому поводу важные встречи и, вслух и мысленно, говорят, говорят, говорят... Об этом книга. Есть еще Холь со своим изобретением и тайной «неземной» любовью, и страдающий графоманией Мерса. Но убедительным не показался никто. Скучно.
Lilian, 17 февраля 2015 г.
Хорошее продолжение истории. События разворачиваются параллельно «Кардонийской петле», с уже знакомыми и новыми героями. Все в духе предыдущих книг.
Хотя порой мне было скучно. Неторопливое, малость растянутое повествование, из-за чего периодически ослабевал интерес к происходящему. Знаменитая Менсала, раздираемая гражданской войной... Признаться, на фоне масштабного противостояния на Кардонии она смотрелась блекло. Троице ученых было отведено не так уж много времени, а новые герои далеко не сразу раскрылись, чтобы с должным интересом следить за их действиями.
Однако нельзя не признать, что финальные главы полностью реабилитируют книгу в этом плане. Они захватывающие, динамичные и «по-пановски» брутальные.
К тому же мне понравилась сама линия противостояния «разума» и «грубой военной силы». По большому счету книга как раз об этом, о разрушительной силе «чистого разума» и о возникающих последствиях. А Менсала не более, чем фон.
Также нельзя не оценить образы масштаба Эзры, Вениамина, майора Жо... Или вплетенные по ходу действия размышления. Они не перегружают текст, книга все-равно остается по структуре вполне обычным боевиком. Но всего пара фраз, и все становится немного глубже.
Да и сам мир Герметикона. Он необычный, продуманный, детализированный.
За все это вполне можно простить отдельные огрехи и условности цикла.