fantlab ru

Джефф Вандермеер «Подземный Венисс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
204
Моя оценка:
-

подробнее

Подземный Венисс

Veniss Underground

Роман, год; цикл «Венисс»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Действие романа происходит в гигантском городе Венисс, уже на закате его истории, фактически даже стоящем на краю гибели, ибо единой власти здесь давно нет, а жители заняты в основном выживанием. Фактически, единственной реальной силой в Вениссе является загадочный Квин, создатель разнообразных живых существ, выступающих в роли слуг и домашних любимцев. Место жительства Квина знают лишь немногие приближенные, известно лишь, что обитает он где-то на нижних уровнях подземелий Венисса. Но однажды трое жителей города (художник Николас, его сестра Николь и ее бывший любовник Шадрах) один за другим отправляются на поиски Квина, преследуя различные цели и вряд ли всерьез ожидая удачного исхода.

© Nog

В произведение входит:


6.27 (30)
-
7.24 (29)
-
7.31 (29)
-
1 отз.
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Венисс»  >  сборник «Veniss Underground», 2005 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2003 // Дебютный роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2004 // Роман

номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2004 // Дебютный роман

номинант
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2004 // Лучший роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Ю. Моисеенко (1)

Подземный Венисс
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Подземный Венисс» Вандермеера.

Мрачная, стильная книга, с, по-настоящему, необычным миром, который одинаково безжалостен к читателю и героям. Переосмысление античной истории Орфея, спускающегося в ад за любимой женщиной в антураже нуара и биопанка. Напоминает диффузию Острова доктора Моро и Нейроманта с примесью типично Вандермееровского безумия. Пугает похлеще многих хорроров. При этом остается гимном любви и самопожертвованию.

Очень сильная история.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая прочитанная мной на сегодня книга Джеффа Вандермеера. Если сравнивать ее с «Городом святых и безумцев» того же автора, то придется констатировать: эта книга совершенно иная. Иная манера повествования, иная стилистика, иная композиция, иные время и место действия... Эта книга куда динамичнее «Города...», жестче структурирована, она, в отличие от «Города...», имеет единый сквозной сюжет... Неизменными остались лишь литературное мастерство Вандермеера и засасывающие хитросплетения инфернальных и сюрреалистических картин и образов, чья плотность постепенно нарастает к концу книги.

Джеффа Вандермеера не зря причисляют, наряду с Чайной Мьевилем, к лидерам направления «New Weird» («Новые странные»). Определение «странные» отлично подходит ко всем книгам Вандермеера. «Подземный Венисс» — что это? «Генетическая опера»? Пост-киберпанк? Биопанк? Нуар-футуризм?..

Представьте себе «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, опрокинутый в будущее, отраженный в кривых голографических зеркалах мегаполиса двадцать восьмого века... – и вы получите лишь отдаленное и неполное представление о «Подземном Вениссе». Здесь все утонченней и жестче, мрачней и запутанней – и, тем не менее, даже в этом безумном и безжалостном мире далекого будущего еще осталось место для нормальных человеческих чувств, для любви и самоотверженности, упорства и надежды...

Отдельно хотелось бы сказать пару слов о персонажах. Мало того, что Вандермееру отлично удались образы всех трех главных героев книги, мало того, что все они выписаны объемно и живо -- перед нами предстают три совершенно разных типа мышления и мировосприятия.

При полной оригинальности книги, «Подземный Венисс» весь пронизан аллюзиями и намеками, прямыми и скрытыми цитатами – от Толкиена до Данте, от «Волшебника страны Оз» до спускающегося в Аид Орфея; а буквально с первых строк автор передает большой привет Эдварду Уитмору с его «Шанхайским цирком Квина». Но ближе к концу книги эта постмодернистская игра, перерастая саму себя, обретает поистине символический смысл.

Сильная книга. Оригинальная, ни на что не похожая. Стильная и отлично написанная. Мрачная, сюрреалистичная, но отнюдь не безнадежная.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/795039.html

На оранжевой обложке красуется восторженная цитата из Майкла Муркока, которая сразу подняла планку моих ожиданий, взбудоражила голод надежды. Следующая прикормка в самом начале первой части — рассказа голо-художника Николаса: «Город — искусно сделанная обманка, вырезанная из картона и размалеванная блестящими красками, чтобы скрыть пустое нутро, дырку от бублика». Этот персонаж сам рассказывает свою печальную историю, в которой он пытается дать реальность чему-то эфемерному, творить несуществующее, но в результате становится только слугой для истинного творца города Венисс — таинственного биоинженера Квина.

Другая история — вечный взгляд со стороны, рассказ о героине во втором лице. Николь это сестра-близнец незадачливого голо-художника. С одной стороны рассказчик, становясь ее внутренним голосом, вытягивает на поверхность тяжелые воспоминания о прошлом, а с другой — он хоть немного связывает ее с реальностью, от которой она, программист, пытается скрыться в абстракциях машинного кода, считая их реальной жизнью. Даже ее любовные отношения не могут искоренить отстраненное мировосприятие. «Ты извиваешься под гипнозом эфемерных ласк и думаешь:«Ничего-то здесь не случается», сама не зная, о тебе ли речь или о городе». Но однажды ее брат исчезает, и эта единственная кровная связь с миром, заставляет ее выбраться из комфортного кокона. Расследование ведет девушку к тому же Квину, последнему видевшему Николаса. Расследование стоит девушке жизни.

И наконец третья история в третьем лице рассказывает о Шадрахе Беголеме, бывшем любовнике Николь и служащем империи Квина. Когда-то он смог выбраться с подземных уровней Венисса и постепенно познавал многоуровневый город. Надземный мир ошеломил его, и только помощь Николь, работавшей тогда в службе поддержки новых граждан, дала парню возможность закрепиться. Из-за еще не пропавшей любви к этой девушке он, как Орфей, вновь спускается в ад. Это самая фантасмагорическая часть текста, в которой миротворческая ипостась Вандермеера постаралась разгуляться на полную катушку, и, на мой взгляд, здесь неожиданно слова непутевого Николаса оказались верными. При всей оглушительности ощущений Шадраха я так и не смог поверить в эту громаду, погребенную под городом. Странствие бывшего шахтера в компании с отрубленной говорящей головой киборга должно было, быть может, показать гигантский цивилизационный нарыв, готовый вот-вот прорваться. Но все было слишком: слишком помпезный ад, в котором Шадрах слишком быстро продвигается к цели, и, в результате, слишком натянутым выглядит обреченный хеппи-энд.

Итого: Роман остался мной не понят. Наметки на интересные внутренние конфликты смыло авторским желанием странного миротворчества. Текст напомнил «Свет» Харрисона, где семейные истории прилипли на неуютном непонятном пространстве.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда сложно начинать читать альтернативную фантастику, но эта книга стоила того. Умопомрачительно! Специально посмотрел как выглядят сурикаты)))Много ощущений оставил этот роман и все они сильны.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная и неоднозначная книга получилась... Все три части читаются и воспринимаются как-то по-разному. Возможно, всё дело в лице описания: в первой части повествование от первого лица; во второй части, не знаю, как называется, но написано так: «ты ходила.. ты сделала... ты сказала...». Я такого раньше не встречал, довольно оригинально и создаёт определённую атмосферу. В третьей части рассказ от третьего лица. Может, поэтому ощущение, как будто написано разными людьми.

Первая часть короткая, неплохая, настраивает на психоделический лад. Вторая мне не очень понравилась, слабо, скучно, всё ждал, когда закончится. А вот третья часть — это золотой слиток посреди болота. Захватывает практически с первых абзацев. Путешествия на подземные уровни просто потрясающие. Их описание тоже безумно радует.

Особое внимание следует уделить всякого рода созданиям. Сказал бы «живым», но они не относятся к живому искусству. Разные суррикаты, голограммы, а Голлукс — это просто гвоздь программы. Местами даже проскакивает юмор, что разбавляет этот дикий обречённый мир ещё большей обречённостью.

Ну а огромный Левиафан просто влюбил меня в себя... Описания красочные и на меня произвели большое впечатление. Да и вообще, у автора очень хороший язык.

Однако, не всё так хорошо, как хотелось бы. Мир достаточно психоделический, но лично мне остался непонятным. Я не до конца понял что к чему. Некоторые места приходилось перечитывать из-за нереальности событий и не совсем понятного представления об окружающем мире. Не сказать, что это очень плохо, но всё же, хотелось большего.

В целом, книга очень странная и очень интересная, фантазия автора просто безгранична. Третья часть самая удачная. И несмотря на некоторые недоработки и неразберихи, она очень и очень достойна внимания, но, увы, далеко не для всех.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развлекательная — как бы точнее выразиться... — science-фентези с элементами gore-хоррора . Антураж вроде как НФ/киберпанковский: художники, создающие голограммы; генномодифицированные разумные животные; торговля органами и пр. Но привязка атрибутики к техническому прогрессу абсолютна условна, без каких-либо потерь для книги разумные говорящие сурикаты могли бы быть созданы заклинаниями. Если «Подземный Венисс» — НФ (как говорит иноземная википе), то наш мультфильм «Халиф-аист» — пионер рибофанка, так мне кажется =).

А художники-футуристы, по-моему, становятся (уже стали?) общим местом практически любых околокиберпанковских вещей — всегда там есть какой-нибудь чудик, лепящий статуи из кишок со светодиодами. Кстати, на кроваво-кишечные подробности автор не поскупился, терзаемых и истерзанных калек-мутантов на страницах «Венисса» очень много. В книге три части: самая маленькая, фактически пролог, про голохудожника; вторая, чуть побольше, про сестру художника, отправившуюся его искать; и основная, третья, про бывшего любовника сестры художника, отправившегося искать героиню второй части =). Сюжетный квест не зацепил, персонажи не живые, интересных придумок не встретил, все по ГОСТу «Скучная книга», молодец Вандермеер . Ну вот разве что главзлодей живет внутри гигантской рыбины, которая является чем-то вроде поселения для разных существ. Вот такими хреновенькими зернами среди плевел пришлось довольствоваться.

«Подземный Венисс» получше, чем «Город святых и безумцев» но лишь чуть-чуть.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вандермеер всё-таки гений!

Мне нравится, что его книги насыщенные, что в них много всяких идей и при этом ни одна из них толком не афишируется — ты просто читаешь, а мысли (иногда и совсем, кажется, не по теме) так и лезут в голову. Плюс сюр, «сумасшествинка» и циничная ирония.

Эпизоды похода Шадраха по этой подземной преисподней — впечатляют. Литературный сюрреализм какой-то, пропитанный ужасом и мерзостью, пытка для психики практически. Мне лично больше всего запомнились горы трупов, по которым бродил герой.

Мир вообще прописан достаточно хорошо. Пусть и не сразу в него вникаешь, но если полностью погрузишься (если посмеешь) в атмосферу книги — затянет и будет держать до последней строчки. Правда, про «безумного гения» показалось немного банальным.

Концовка, по-моему, отличная.

Книга шикарна, но на любителя. Вообще своеобразный автор этот Вандермеер. И я-таки стала его поклонницей! =)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что привлекло меня и сподвигло на чтение — это аннотация на обороте книги:

«Подземный Венисс. Проклятый, запретный Город Тьмы. Город загадочной Королевы, обращающей людей в игрушки и чудовища. Город, в котором НЕТ ХОДА ЧУЖИМ. Так было всегда. Но теперь в Подземный Венисс прорвались трое ОБРЕЧЁННЫХ. Трое из медленно умирающего ВНЕШНЕГО мира. Им необходимо ВСТРЕТИТЬСЯ С КОРОЛЕВОЙ и ради этой цели они готовы рискнуть и собственной жизнью, и сотнями жизней чужих...»

Начал читать, сперва испытал ощущение что читаю адский бред, даже удивился изречению Майкла Муркока на лицевой обложке книги, в котором он называет этот роман литературным сокровищем и призывает преклоняться перед ним. Но чем дальше я читал, тем сильнее бред Вандермеера начинал овладевать моим мозгом и в итоге я уже не мог остановится. И не жалею о том что прочитал эту книгу.

Нет ни какого смысла пересказывать то, что написано автором, попробую просто и со вкусом объяснить по пунктам что же это за продукт на самом деле:

1. К чертям аннотацию на обороте! Те, кто её писал книгу явно не читали, скорее перевели иностранный текст не особо вникая (Над переводом самого романа работал Ю. Моисеенко, довольно профессионально адаптировав всё творящееся там сумасшествие для русского читателя). Дело в том, что тут нет ни какой королевы, как говорится в аннотации. Речь идёт о персонаже по имени Квин, он мужского рода, он создатель-бионист населяющий Землю новыми видами в «помощь» людям (и себе естественно). Парень просто играет в бога! Живёт он где-то под землёй и в безправительственном мире хаоса уже имеет негласный статус президента, хотя в глаза его никто никогда не видел...

Про «НЕТ ХОДА ЧУЖИМ» и «теперь прорвались» тоже не понятно — тому, кто прорвался ход есть, у него официальный пропуск, он сам бывший житель подземной части города, просто без нужды не хотел возвращаться, а там, где обитает таинственный Квин и вовсе не был никогда ранее. Ни о каком запрете нет речи, всё гораздо сложнее. Почему в той же аннотации «трое прорвались» тоже остаётся загадкой. Словом, забудьте то, что написано на обороте про роман — тот кто писал не читал, и тот кто перевёл его бред тоже далеко от него не ушёл, в итоге они на пару всё здорово исказили.

2. Роман написан в трёх частях, каждая из которых отличается от предыдущей по объёму и стилю повествования. Часть 1 — 2 главы, часть 2 — 6 глав, часть 3 — 9. В каждой части разный главный герой. В 1ой повествование ведётся от лица героя к неведомым слушателям, много непонятного сленга и бреда. Во 2й части автор обращается к читателю как к герою. В 3ей всё написано в 3ем лице, читатель воспринимает все события со стороны.

3. Книга является скорее всего представителем своего рода рибофанка. В ней всё пропитано философией мира генной инженерии, мутацией, выводом новых видов, бионикой и т.д. и т.п.

4. Роман схож по атмосфере со следующими произведениями:

«Зелёный мозг» Френка Херберта,

«Свободное владение Фарнхэма» Роберта Хайнлайна,

«Тигр, Тигр» Альфреда Бестера,

некоторыми фильмами Терри Гиллиама,

и пожалуй даже «Координатами чудес» Роберта Шекли.

5. Если бы мне предложили написать краткую аннотацию-лозунг к этой книге, я бы написал следующее:

«Если бы Френсис Форд Коппола жил в разрушенном и мутированном мире странного варианта будущего, его «Апокалипсис сегодня» выглядел бы именно так!»(почему именно так? — читайте, узнаете, уверен что согласитесь со мной!)

6. Ну и вывод:

Отбрасываю все плохие мысли и слова об этом творении. «Подземный Венисс» это шедевр в своём роде! А Вандермеер — гений. Абсолютно согласен с Муркоком. Чуть не забыл, самое главное — кроме всего прочего книга о великой любви, сила которой способна сдвинуть горы, о любви для которой нет преград, о настоящей любви, которая способна открывать второе дыхание, побеждать зло и возвращать оттуда, откуда никто не возвращался! Читайте и наслаждайтесь.

7. И на последок ОГРАНИЧЕНИЯ (Ну как без них..)

+Людям со слабой психикой не читать ни в коем случае! Во-первых надоест изначальное издевательство автора над вашим мозгом. Во-вторых в книге имеют место довольно жёсткие сцены описания человеческих трупов и органов.

++Для тех, кто не любит сказки книга может не принести ни какого удовольствия и не дать им ни каких мыслей. Я и сам не особый любитель сказок, но мне понравилось!). Тем не менее всё-же поставлю пару штампов:

ДЛЯ ЦЕНИТЕЛЕЙ ЖАНРА и НА ЛЮБИТЕЛЯ. (хотя наверное после таких книг любителями и становятся)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендациям Муркока я обычно верю: в конце концов, кому, как не изобретателю новой волны, знать своих наследников? И на Мьевиля я именно так вышел. На обложке «Венисса» красовалась фраза Муркока. Что ж, купил... Прочитал... Написано хорошо, не спорю — и живо, и драматично, и убедительно. Но все это уже было — что у Олдисса, что у Желязны, что у самого Муркока. А ход с цирком Квина отсылает к первому роману Уитмора. В общем, опознавать источники можно, но в мир писателя мы входим за чем-то иным. А собственного слова Вандермеера я в книге практически не обнаружил. Может, в других текстах писателя это найдется, а мне с «Вениссом» не повезло? Что-то подсказывает: вряд ли. Автор выглядит запоздалым шестидесятником, как заклинания повторяющим старые модели — что-то вроде Мика Фаррена, только более литературное, что ли, и менее осмысленное.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сочетание яркого экстравагантного постмодерна и барочной избыточности, переданное посредством назойливой игры светотени. Вспышка, за нею – тьма. И вновь: вспышка-тьма. Отражения. Отражения отражений. Образы, ещё образы. Снова отражения, не передающие образы буквально. Примитивный символизм: человек, сливающийся со зверем, тошнотворные инсталляции освежёванных собак, индийские боги, галлюцинации, жестокие пушистики-убийцы из мягкой шерсти, дихотомия: живое искусство – мертвое искусство, противопоставление: правда-истина, отождествление: красота-ужас, курганы из плоти, живые картины из мяса. Целые «сады наслаждений» в чисто босховском духе. Пугающе, эксцентрично, очень масштабно, но насквозь фальшиво и вторично. Особенно картины подземного мира: как уже было отмечено в одном из предыдущих отзывов, налицо явные заимствования у Майкла Ши.

Эксперимент в чистом виде. И эксперимент не слишком удачный. То, что у Харрисона поэтично, а у Мьевиля уместно, у Вандермеера вышло ярко раскашенной картонной обманкой.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вандермеер — прекрасный создатель миров. Миров странных, страшных, интересных. Таким миром был мир Амбры, таким является мир Венисса. Мир безумный, чуждый нам, и потому интересный, и пугающий.

Книгу не стоит читать излишне впечатлительным, потому как повествование изобилует всякими страшностями — кровавостями, которые могут вызвать много нехороших эмоций у нервно — впечатлительных особ.

Ну а в отстальном — книга — всего лищь история любви, происходящая в необычных для нас, странных условиях. В книге есть все — благородство, честь, предательство, красота и уродство. Уродство как и физическое, так и нравственное. Причем уродство нравственное провоцирует уродство физическое, телесное.

Путешествие, которое совершает герой книги, поражает своей фантасмагоричностью. Оно гипертрофировано необычно и нереально. Оно очаровывает и заставляет пристально и внимательно следить за каждым шагом и действием героя.

Несмотря на то, что автор не ставил себе цель подробно описать мир и героев, вскоре начинаешь понимать, в каком мире и в каком месте им приходится жить. Вандермееру, словно хорошему художнику, удается несколькими точными мазками создать завершенную картину, поражающую своей подробностью и точностью.

Итог. Если вам нравятся странные, нереальные и необычные миры. Если вам нравятся неординарные персонажи. Если вам нравится литература, которой тесно в каких то очерченных границах — эта книга для вас.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приблизительно до половины банально скучто читать. Интересный момент в самом начале и затем череда воспоминаний о прошлом. Жутко напоминает смешанные «Рибофанк» и «Город потерянных снов». Биоманипуляции в странном городе. Да только очень не дотягивает сей текст до двух указанных книг.

В середине романа герой получает сюрприз от любимой, появляется драма. Чтение оживляется. Появляется путешествие в подземный город с жуткими существами внутри. Напомнило цикл рассказов «Рыбалка в море демонов».

В конце же сходство с книгой Майкла Ши становится абсолютным. За исключением того что вместо демонов под землей водятся твари, полученные биоконструированием.

Книга о безответной любви кстати.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина книги покатила не особо,но во второй половине стало лучше.Особое спасибо автору за сюр...:biggrin:

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, много отвращающего.

Дело не в эстетических решениях, вроде курганов мокрой и гнилой плоти, всяких там тележках глазных яблок и т.п. Подобные пейзажи можно встретить, например, у Фармера, Ши или Муркока. И, к тому же, в названии Underground есть некое предупреждение.

Детали и подробности также, от «неплохо» до «достойно». Живое искусство, биоглина, оловянная чашка в особняке, Иоанн Креститель в кармане, мужик с парашютами в поезде...

Но детали должны собираться. А не получается. «Картинка» заляпана. Что жрут и пьют под землей и на бесконечных свалках страдальцы? Если сурикат лишен воли — какой из него наемник? А мозги машинные всем этим толпам Квин тоже в рыбе вырастил? Какие деньги без централизованного правительства? И т.п. и т.д. Слишком неправдоподобно.

Это во-первых. Во-вторых — ощущение вторичности. Постоянно вспоминаются Рэй Олдридж и Желязны. И сравнение не в пользу Венисса. «Создания света, создания тьмы» — живописнее, невероятнее, лаконичнее, а Моревейник динамичнее и логичней.

Вот таким-то образом вся великая любовь очередного Орфея, подборка пафосных и бытовых диалогов, психология индивида и запах оружия — пропали зря. Шел на Брейгеля, нарвался на перфоманс.

Рекомендую — ежели читать нечего.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачный, прямо-таки готский роман, подозрительно сильно напоминающий творчество Пола ди Филиппо. Будущее, город уходит на 30 уровней под землю, могущественнейший человек в городе – создатель биологических механизмов Квин, поставляющий разумных и послушных разносчиков, слуг и так далее. Три героя – молодой человек, его сестра и её возлюбленный последовательно лезут в логово Квина с разными целями; в итоге торжествует добро. Но фон этого добра мерзок. Дети, выдирающие глазные яблоки у мертвецов, горы трупов и крови, существа с вывернутой наизнанку кожей и оголёнными органами, город в чреве огромной рыбы, смерть и жестокость, плоть и кровь, с натуралистичностью, я бы сказал, перебор. В целом достойно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх