FantLab ru

Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
953
Моя оценка:
-

подробнее

Алмазный век, или Букварь для благородных девиц

The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В мире недалекого будущего гениальный ученый, нарушая закон, создает интерактивный учебник для воспитания «идеальной леди». Но совсем случайным образом эта интерактивная говорящая книга-букварь попадает к маленькой девочке Нелл из деклассированной семьи. Кем станет Нелл в будущем и как сложится ее дальнейшая судьба — вот то, что предстоит узнать читателю…

Примечание:

Действие книги происходит через два поколения после романа «Лавина».

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1996 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1996 // Роман НФ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1996 // Роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1998 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Научная фантастика (США)

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1995 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1996 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1996 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1996 // Лучший роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1998 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1998 // Зарубежный роман. 2-е место (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第33回 (2002) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Алмазный век, или Букварь для благородных девиц
2003 г.
Алмазный век, или Букварь для благородных девиц
2004 г.
Лавина. Алмазный век
2008 г.
История будущего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Diamond Age/Or, Young Lady's Illustrated Primer (Bantam Spectra Book)
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

Недаром Нила Стивенсона называют «Артуром Кларком компьютерного века»: практически на каждой странице походя автором рассыпаны изумительные инженерные решения в области образования, вооружения, средств связи, медицины или развлечений.

Еще любопытней (интересней даже, чем техническая бижутерия) у Нила Стивенсона показан новая модель мирового устройства:

«Информационные технологии избавили культуры от необходимости владеть конкретными клочками земли; мы можем жить где угодно. Общий Экономический Протокол определяет, как это делать».

В двух словах этот ребус «Мир без границ» и не объяснить, у Стивенсона на это намеками и примерчиками аккурат полкниги ушло.

Например, одна из господствующих культур взяла себе для подражания Викторианскую Англию. Имя Александрины Виктории (годы жизни 19 мая 1819 – 22 января 1901, королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии с 1837, императрица Индии с 1876), ассоциируется сейчас с укреплением морального авторитета короны, экономической, военной и политической мощью Империи. Канонизировав лучшие черты английского XIX века в воспитании детей, военном искусстве и дипломатии, англичане конца двадцать первого века добились и аналогичного статуса на геополитической арене. У них даже новая королева опять Викторией зовется.

Кстати, «Алмазный век» уже не первый утопический экскурс в викторианскую Англию. Год назад у нас был переведен роман Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона «Машина различий» («The Difference Engine», 1991) (Екатеринбург, «У-Фактори»), где тоже антуражем использована сильно идеализированная, альтернативно-историческая Англия XIX века с паровыми компьютерами. А десять лет назад выходил совершенно нехарактерный для Гарри Гаррисона роман «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» («A Transatlantic Tunnel, Hurrah!», 1972) – опять же, прославляющий Великую Британскую Империю, сохранившую владения в Америке.

Особо стоит отметить перевод «Алмазного века». Современная переводная фантастика много теряет из-за спешки, но данный текст выверен в лучших традициях. Поразительно, что даже ирония, встречающаяся в тексте, совершенно не портит общую серьезную тональность произведения. Шутки органично вживлены в текст и воспринимаются как должное, а не как притянутый анекдот для оживляжа. Может быть, большая половина успеха этой книги у русского читателя – аккурат заслуга переводчицы Екатерины Доброхотовой-Майковой.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2013 г.

Ну не знаю, может быть Нил Стивенсон и гений как его называют, но меня он абсолютно не впечатлил. Можно было бы все списать на то, что это не мой автор и он тяжел для моего восприятия. Но подождите, есть авторы и с куда более глобальными идеями и сложными мирами! Тот же Станислав Лем, Вернон Виндж, Питер Уоттс. Но книги этих авторов я прочел и остался доволен ими. А роман «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» я не смог осилить до конца. Честно, прочел три четверти книги и забросил. Сюжет. А его просто нет. Есть набор персонажей, живущих только по им понятным законам. Повествование очень сумбурное и разглядеть смысл практически невозможно. Я понимаю, что пистолеты вживленные в башку и вшивание кредитной карты в височную кость это революционно, но нельзя же плодить одни идеи, принебригая сюжетом.

В итоге имеем:

Сюжет: как таковой отсутствует

Идеи: их много. Очень при очень много!

Персонажи: присутствуют. В том то и дело, что только присутствуют.

Стиль написания: рваный стиль.

Обычно я в своих отзывах пытаюсь немного раскрыть сюжет, заинтересовать и заинтриговать будущего читателя. Но здесь я бессилен. Как я могу сделать развернутый отзыв если ни хрена не понял!

Рекомендация: на любителя!

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2013 г.

Пластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.

Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.

Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» — это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» — это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.

Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.

Звание благородной девицы обязывает.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2010 г.

Итак решил таки взяться и за Алмазный век.На форуме посоветовали таки читать ибо Лавина меня,мягко говоря,не впечатлила.

Алмазный век и вправду другое произведение.Сумбурный слог остался,но тем не менее общая картина более менее ясна.Может благодаря переводчице?Немного неинтересное начало с дурацкими «лобомётами» не понравилось,а дальше пошло,как по маслу.Клёво описано викторианское общество,совсем круто описаны трущёбы и особенно удались нанотехнологии.Всё это очень и очень правдоподобно и вполне возможно в будущем вещи из натуральных компонентов будут на вес золота.Молодец Стивенсон.Теперь я понял почему его так уважают и называют «твёрдым» фантастом.Короче за первую половину(или даже две трети)можно ставить десятку....

Но,увы,на этом роман не заканчивается.Не читавшие роман,пропускайте мой отзыв!

Не понятно с какой радости Нелл после учёбы в викторианской школе очень строгой,после годов с учебником для !!благородных девиц!! направляется в Китай из благородного викторианско-аристократического общества и устраивается в бордель!!!Может кто-то здесь и видит логику,но этот кто-то точно не я:gigi:Толк был в букваре?Она и без него в борделе очутилась бы.А так она в нём очутилась,как леди(какое противоречие!).Да и вообще последняя треть на редкость скучна и неинтересна.Все эти сюрреалистические басни про барабанщиков,которые годами только и делают,что сношаются.А как кушают интересно?Ну да ладно.Было написано,что информацией обмениваются через жидкости,и тут же сказано,что у всех средства контрацепции медиатронные:gigi:Басни,в общем всё это.

Ну и идея с самим букварём.Она-то весьма интересная.Но подача оставляет желать лучшего.Зачем там рактёр,если он всё равно читает то,что пишет для него букварь.Сейчас уже можно любой голос синтезировать,а что в те времена-то!Какие-то совершенно сюрреалистические сказки посредством которым героиня учит азы программирования:gigi:Да это же курам на смех!А какая идея была!Электронный медиа-букварь,как самоучитель для высоких леди!Это ведь могло сделать книгу шедевром социальной фантастики.А в итоге пшик....

Политика со всеми этими кулаками описывается вскользь.Какие там страны где и почему понятно далеко не сразу,приходится выискивать фрагменты и перечитывать.Какие еще кулаки?Зачем?В конце Нелл,которая чуток поучилась в букваре у динозаврика и мышки самообороне,рвёт в клочья вооружённых мужиков!Курам на смех-2.

Ну и тут упоминали,что много сказок в букваре описано.Сначала был несогласен,но в конце с королём-койотом и машинами Тьюринга уж точно переборщили.

Всё-таки роман я добил,в отличии от Лавины...Первая половина меня очень впечатлила,от второй же наоборот воротит(это ж надо какой контраст-то!).За вторую половину балла 3.В результате общая будет 6.У Стивенсона без сомнения есть талант,личность он оригинальная.Надеюсь,Криптономикон и Барочная трилогия меня не разочаруют.

Отмечу ужасную туалетную бумагу в издании за 2008 год.АСТ в своём репертуаре:super:

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2007 г.

Как бы научная фантастика. Но самом деле повествование написанное на волне интереса к нанотехнологиям, но на самом деле от них в книге только название, подкреплённое псевдонаучной трескотнёй. Так и задаёшся вопросом — неужели в наши дни для написания НФ уже не требуется знания предмета хоть чуть-чуть выше обывательского уровня? Ищущим главных героев — просьба не беспокоится — таковых здесь нет, а есть только действующие персоонажи и изложение происходящего от третьего лица. Может быть ГГ является само общество?.. но нет — дикий дисбаланс описанных технологий и несоответствие их социально-экономическому состоянию описанного мира отметает и это предположение. И вообще — социально-философские модели соответсвуют интелектуальному уровню малышей, играющих в песочнице, но изложенны в далеко не в детском литературном стиле. Идея обучающих игрушек впервые прочитал в «Все тенали бороговы», интерактивный компьютер в виде книги в «Дорожных знаках», а летающие нанотехи — в «Непобедимом». Но при всём вышеперечисленном, если абстрагироваться от авторских ляпов в технологиях, демографии, экономике и социологии книга вполне читабельна, если не учитывать провальную концовку, которая и не могла быть другой при нарисованной автором модели общества... Самая сильная сюжетная линия = Нелл + Миранда, но как мало выделена ей места!

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2011 г.

Свободное продолжение «Лавины» (нигде, впрочем, не сказано об этом прямо, но встречается пара толстых намеков на отвязную скейтершу И.В.).

Безумный китайско-викторианский маскарад в нанопанковой обертке, больше приличествующей Строссу, чем Стивенсону — но тем не менее очень сильная вещь. Сказки, которые Букварь рассказывает Нелл, читались с неослабевающим интересом, они как головоломка, кроссворд наоборот: разгадав потаенное содержание очередного эпизода в походе принцессы на край света, примерно понимаешь, чего стоит ожидать от следующей главы, как тут же получаешь утку в лицо — конфуцианское правосудие судьи-гангстера, герцогский замок с машинами Тьюринга и, конечно же, постапокалиптические картины гибнущего под натиском маоистов Автономного Шанхая.

Характерно, что единственный персонаж, по духу и букве отвечающий классическому киберпанку, появляется лишь на краткое время в самом начале романа: тем самым Стивенсон как бы отрекается от принесшего ему славу течения и вступает на землю неизведанную, Арендованную Территорию посткиберпанка, которая в конечном итоге разродится такими роскошными деликатесами, как «Криптономикон» и «Анафема».

Также стоит отметить, что в этом романе впервые у Стивенсона поднимаются темы квантовой природы человеческого мозга и возможностей коллективного разума. Первая потом развернется во всю ширь в «Анафеме», а вторая еще ждет убедительной реализации, поскольку, на мое субъективное мнение, линия Барабанщиков и сексуально-симбиотическое рабство Хакуорта совершенно мутные и лишние.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2007 г.

Твёрдая науная фантастика конца ХХ века — на твёрдую десятку! В недалеком будущем, думаю, Стивенсон будет так же известен как сейчас Жюль Верн.

Детальные описания развития будущих нанотехнологий, популярные объяснения сегодняшней теории передачи информации, различные модели будущего человеческого общества — этого вполне достаточно для занесения книги в классику научной фантастики. А ведь есть еще Букварь, разговаривающий «детским» языком, рассуждения о конфуцианстве, переплетение сюжетных линий, и в самом конце — жёсткий экшн, чтоб дать отдых уставшему мозгу:wink:

Практически все идеи «Алмазного века» хороши сами по себе, но некоторые, например, законспирированное общество КриптНет и Алхимик, нашли продолжение в «Криптономиконе» и «Ртути».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2013 г.

Многие отзывы здесь упоминают большое количество персонажей... Это как раз не проблема, и вообще не так уж их и много. Если вы читали и осилили «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина, то количество персонажей в этой книге будет последнее о чём вы будете думать... А кто не читал Джорджа Мартина то сразу скажу — оставьте эту книгу на попозже, и прочитайте действительно что-то стоящее.

Мне лично книга ОЧЕНЬ не понравилась... Читается тяжело, трудно представить описываемые места с географической точки зрения. Сюжет вроде как есть, а местами кажется что его и нет совсем. Некоторые главы читаются на одном дыхании, а некоторые просто больше похожи на бред... При том что идея основная отличная, есть другие хорошие идеи, но всё вместе как-то не склеилось...

Попробую прочитать Анафем и Криптомикон... Посмотрим как пойдёт... Кстати — Сноуфол понравился, хотя тоже не 10 по моим критериям.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2010 г.

Да, бурная техническая фантазия Стивенсона заслуживает уважения. Не шутки столько-то описаний достижений научно-технического прогресса XXII века наваять! И из-за этого часть книги больше напоминает не роман, а какую-то футуристическую спецификацию, которую составил главный инженер для иллюстрации концепции новой сборочной линии.

В остальном книга оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, первая половина захватывает и интригует. Много персонажей, много сюжетов, викторианско-киберпансковско-нанотехнологический антураж, интересная концепция социально-политической сферы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Приключения Хакворта, пытавшегося создать нелегальную копию Букваря и побег Нелл из родительского дома — самые сильные места книги.
Все это обещало мне интересную, сильную развязку.

А вот вторая половина книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
начавшаяся не там, где автор указал, а после побега Нелл
меня сильно разачоровала. Какой-то сумбур из китайских люмпенов, воинственных девочек, сказок и т.д. Внезапно все политические интриги вышли из фокуса и осталась только
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нелл, ищущая Миранду. Концовка в стиле «Мамонтенок ищет маму» же! Тема КриптНета не раскрыта совсем, хотя, на мой скромный вкус, в этом был самый большой потенциал Плюс еще под конец раздражают сказочные вставки. Я то понимаю и одобряю их, ведь они одна из центровых составляющих сюжета. Но под конец длительные погружения в букварь начинают потихоньку раздражать. Идейная сплоченность Мышиного воинства осталась мне непонятной, ведь каждый букварь был разработан с целью выращивания выдающейся личности, а в итоге получилась толпа серых исполнительниц. Тот факт, что первые три Букваря эффект дали, наводит на мысль, что Хаквор, передавая технологию доктору Х, напустил туда багов. Тот же доктор Х, переквалифицировавшийся из типичного киберпанковского хитреца в китайского патриота. Внезапно возникшее под конец противопоставление европейско-атлантического и азиатского менталитетов тоже кажутся лишними.
Одним словом, начали за здравие, закончили за упокой.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2012 г.

«Жизнь оказывается много сложнее, чем представлялась в книге».

В романе «Алмазный век ...» Нила Стивенсона показаны две жизни, тесно связанные друг с другом, две истории. Это изобретение Джона Хакворта — «Иллюстрированный букварь для благородных девиц» и его внедрение в общество и это взросление и становление Нелл — девочки из неблагополучной семьи. Букварь нового поколения — интерактивная энциклопедия, которая может ответить на практически любой вопрос и обучить детей множеству умений и полезных навыков. У букваря множество достоинств, но есть и недостатки, причем серьезные. Такая книга сильно изменяет жизнь Нелл. К лучшему ли? Трудно сказать.

Если отбросить приключения Нелл, забыть об изобретателе Хакворте и еще о паре человек, то книга превратится в сборник технических изобретений, решений множества проблем, идей и их воплощений в жизнь. По мнению автора в ближайшем будущем нанотехнологии очень сильно изменят привычный нам мир, приставка нано- для 22 века станет совсем обыденной. «Лезвие скальпеля имело толщину ровно один атом», «Одежда из неразрываемого, неразрезаемого наноматериала». Удобно? Практично? Да, конечно! Хотите знать, что придет на смену магазинам и службам доставки, как будут действовать полицейские в случае захвата нарушителя, какой станет реклама, как будут сниматься фильмы и многое другое? Хотя по поводу фильмов я как раз с автором не согласен. Нил Стивенсон пишет, что для кино от актера обычно требуется только голос, мимика и минимум движений, которые передаются на виртуального персонажа. Однако, на мой взгляд, раз подобным образом некоторые фильмы снимаются уже в наше время («Аватар», Голлум из «Властелина Колец», «Кинг-Конг»), а «Алмазный век» — это уже век 22-ой, то спустя такой промежуток времени процесс должен измениться (так же как цветное кино со звуком пришло на смену немому черно-белому). Компьютерная графика все больше и больше приближается к эффекту реалистичности. За сто лет эффект наверняка будет достигнут. Так разве не проще и дешевле будет делать фильмы, совсем не прибегая к услугам актеров и актрис, а пользуясь лишь возможностями техники? Тоже самое и с проблемой озвучки. «Вся наша технология, все псевдоразумные алгоритмы, каталоги записей, ассоциативные чудо-программы и тому подобное так и не приблизились к генерации человеческого голоса, сравнимого с живым». Кино, музыка, аудиокниги — источник неплохих денег и в этих направлениях прогресс сильно заметен, компьютеры уже в ближайшем будущем научат имитировать человеческую речь. Может быть я чересчур оптимистичен в плане развития технологий, может быть стоит учесть год публикации — 1995, но не верю, на фоне других достижений человечества, описанных в книге, таких проблем быть уже не должно.

О самом же будущем скажу лишь, что писателям все сложнее и сложнее показать его хорошим, утопическим. Вот и здесь оно не слишком приятное, но довольно реалистичное.

Я бы мог назвать книгу очень хорошей, но ближе к развязке события вдруг начинают развиваться слишком хаотично, а происходящее с героями, мягко говоря, странным. Начало за здравие, а конец, к сожалению, за упокой.

P.S.: если такой предмет, как «Математическая логика» вы изучали в университете, будет немного проще, например, тогда, когда автор с десяток страниц описывает работу машины Тьюринга.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2015 г.

Самое удручающее в этой антиутопии — что при всех гигантских технологических изменениях человек ничуть не изменился: так и бьются в далёком и несветлом будущем одни банды обезьян с другими за пресловутый Lebensraum — просто одни вроде бы умные («новые викторианцы») и воюют с помощью новейших технологий, а другие — вроде бы глупые («кулаки» и прочие) и предпочитают грубую физическую силу. Т.е. за всё долгое время нано-НТР господа из высших страт так и не удосужились заняться изменением природы человека, всё какие-то костыли пытаются для него придумать, которые якобы могут помочь ему стать лучше (тот же Букварь; живо вспоминается нелепая идея АБС про Всеобщую Теорию Воспитания, которую они безрезультатно пропагандировали всю свою жизнь). Самое печальное с точки зрения художественной в данном тексте — его какая-то совершенно несвойственная Стивенсону неряшливость — читать иногда просто физически неприятно. Ну и самое ужасное, что можно вынести из данной книги — при внимательном её прочтении — то, отдельные проявления чего можно было заметить и в других книгах автора — это его тотальная ксенофобия. Причём ксенофобия не национальная, а, скорее, интеллектуальная («культурная»)... Ибо все эти теории про то, что «одни люди лучше, а другие хуже», «одни вещи лучше, а другие хуже», подкреплённые сказками про девочек, одним махом семерых здоровых мужиков побивахом, — практически ничем не прикрытый расизм. По молодости думал почему-то, что умные люди не могут быть ксенофобами, не говоря уже — фашистами... Жизнь, увы, внесла свои коррективы... Англосфера (одно из самых любимых словечек Стивенсона) ухитрилась вскормить и вспоить целый класс интеллектуалов, которые несмотря на весь свой интеллектуализм по сути своей являются пещерными ксенофобами — и что тут удивляться тому, что все интеллектуалы (ну или почти все) англосаксонского мира обеими руками аплодируют любым попыткам своих властей вбомбить кого-нибудь в каменный век? Ведь тамошний интеллектуал прекрасно понимает (и получил он это с теми самыми «нанозитами» и вместе с материнским молоком): чем меньше претендентов на кусок хлеба в мире (а вбомбленным обычно не до претензий), тем больше будет у тебя, такого крутого интеллектуала, твой личный кусок хлеба с толстым слоем масла и икры... У меня и раньше были подозрения, что премию «Локус» дают только за глубоко «правильные» произведения. Данный случай в очередной раз в этом убеждает: Стивенсон рисует мир, в котором тамошние интеллектуалы жить хотят... Не важно, что остальные там перебиваются с нанориса на наноквас — главное, им, таким умным и продвинутым, будет хорошо и уютно в их тщательно отгороженных от остального мира «филах».

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2017 г.

Написать хорошее, запоминающееся фантастическое произведение не так уж и просто. Один автор может прописать живых персонажей, но его мир вызывает тысячу «почему?» Другой же может прописать интересный мир, с кучей деталей, но населять его будут блеклые личности, чьи имена испаряться из вашей памяти сразу же после прочтения.

«Алмазный век» — пример как раз второго случая. Когда я читал эту книгу, у меня складывалось впечатление, что я читаю не обычное художественное произведение, а какое-то очередное расширение какой-то настольной киберпанковской РПГ. Все признаки налицо. Сперва идет динамичный пролог, оканчивающийся для героя этого самого пролога традиционно плачевно. Затем начинается основной костяк сюжета, где автор старательно вырисовывает мир будущего, снабжает его необычными деталями и населяет различными персонажами. Но при этом у нас нет ни четкого основного персонажа, ни центрального сюжета, да и в принципе повествование достаточно рваное. Ей-Богу, переворачивая последнюю страницу, я был готов увидеть приложение с характеристиками героев и игромеханикой этого самого букваря и других техно-новшеств.

В общем как эдакая «книга-пособие» для выдуманного мира «Алмазный век» неплох. Разве что иллюстраций не хватает. Но автор зачем-то выпустил его в виде обычного художественного произведения, и в таком виде итоговая оценка ему будет достаточно средняя.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2012 г.

Впервые взялся я за Нила Стивенсона, и он мне понравился. В «Алмазном веке» Стивенсон рисует нечеловечески красивый мир, склеенный, причём на удивление гармонично, из этикета, нарядов и антуража Викторианской эпохи, из дам в пышных платьях и настоящих джентльменов, и нанотехнологий, ботов, автоматических сборщиков материи из чего угодно. Правда, ближе к концу Стивенсон уходит из гармоничного и интересного сюжета в несколько надуманный небоскрёб с армией девочек, которая смотрится неестественно, но в целом, конец романа так расплывчат и просит, просит продолжения, что обращать на него внимания нет смысла, нужно восхищаться тщательно проработанными деталями уже имеющегося текста.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2010 г.

Самый важный пункт, я считаю — КНИГА предназначена для ВЗРОСЛЫХ. Это не значит, что в ней есть «неприличные» сцены — они попадаются, но это несущественно. Эта книга предназначена для тех, кто уже задумывался, насколько мы самими собой определяем судьбу наших детей, что мы даем им — то, что мы и так есть? (а оно им надо?)...то, что мы бы для них хотели? (а оно им, опять же, надо? )... То, что они сами бы для себя хотели(а из чего получается их хотение — не из наших ли о том представлений? Как определить, что реально нужно следующему поколению?)...? И снова, как пел Шевчук, «мы бьемся насмерть во вторник за среду, но не понимаем уже четверга». Кстати, и Виктор Банев об этом думал. Традиция задачи есть.

Люди, чей уровень не достиг еще таких проблем, остаются от книги в недоумении. То нанопанк (не киберпанк, как кто-то ляпнул в отзывах, а самая что ни на есть нанофантастика, как по заказу президента Медведева), то детские сказки. То смещения вероятностей (откуда Книга с самого начала знала, где Нелл придется искать Миранду?), то социально-антропологическая фантастика — буры, ашанти, вики... то адские китайские экспериментаторы, чье внезапное многотысячное милосердие вдруг оборачивается холодным расчетом. Это пра чоооооо??? — жалобно выпадает читатель, не доросший еще до магистральной линии романа и раскладывающий все остальное, как несошедшийся пасьянс.

Про что эта книга, предупредительно излагает Хакворту могущественный старик, запустивший, вдвоем с доктором Икс, этот глобальный эксперимент.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как вырастить людей, преданных системе-социуму, понимающих и принимающих ее плюсы — но не согнутых ею, сознающих ее недочеты, способных бороться с ней не извне, а изнутри для ее же здоровья? Не покорность, но сотрудничество.

Эксперимент старика дал три результата — девочку-бунтарку, противостоящую системе (Букварь которой говорил голосом пропавшего отца); девочку-невротика, сломленную системой (Букварь которой остался безличным) и девочку, которой повезло. В чем именно? Читайте сами.

Так что концовка, сводя воедино все линии романа, логична и болезненно ярка, как смерть бурской старушки. Все сошлось. А что там будет с прогрессом, с дипломатическими отношениями нового народа и старых наций — да важно ли, если ты наконец, после пятнадцати лет разлуки, нашел свою маму?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2009 г.

Эта книга нашла меня в магазине на полке «распродажа» и досталась мне за 27 гривень. Ну что сказать, давно я не покупал таких шикарных, умных книг за столь смешные деньги.

Надпись на обложке гласит, что «Нил Стивенсон — самый крутой фантаст Америки» (У.Гибсон). Насчет степени крутизны судить не берусь. Зато лично убедился в том, что Стивенсон — отменный визионер и самобытный автор, заслуживающий дальнейшего внимания.

У меня «Алмазный век» вызвал ассоциации с «Дюной». Чем? Глубиной своей социально-философской составляющей, которая порой затмевает, а порой и подавляет художественную часть.

Стивенсон не просто в мельчайших деталях рисует картину нанотехнологического будущего. Он постоянно показывает как то, или иное технологическое нововведение повлияло на процесс общественного развития. Кроме того, автор не ограничивается лишь одним сообществом, а дает целую палитру как крупных, так и мелких образований (фил). В числе наиболее крупных, перед нами оказываются: Новая Атлантида (самое богатое и технологически развитое сообщество, своеобразная экстраполяция концепции «золотого миллиарда») и Китайская Прибрежная Республика – представитель «восточного пути» развития.

Несмотря на экономическое и культурное противостояние, НА и КПР, в своей внутренней истинной сути, похожи словно близнецы. И та и другая фила представляют собой тип традиционного общества: строго упорядоченного по вертикали, с жестко регламентированными нормами и правилами поведения. Только первая базируется на модели Викторианской Англии, а вторая – на конфуцианстве. А вот в роли «обратной стороны луны», изнанки нанотехнологической цивилизации в «Алмазновм веке» выступает Срединный Китай, расплачивающийся с прогрессом «мышиным войском».

Приступая к чтению, я никак не ожидал, что среднее по объему произведение (450 стр.) окажется таким богатым на затронутые темы и поднятые вопросы:

- Изменится ли к лучшему природа человека, если посредством нанотехнологий бесплатно обеспечить каждого «хлебом насущным» в пределах минимального прожиточного уровня?

- Каким образом одаренная личность может (и способна ли вообще) преодолеть архаичные ограничения воспитавшей ее социальной среды?

-Возможно ли при помощи высоких технологий «вырастить» лидера?

На форуме мне попалась на глаза дискуссия

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему в «мышином воинстве» воспитывающемся на Букваре не родилось лидера
. Мне кажется, автор этим хотел показать, что лидер – это штучный продукт, его рождение нельзя просчитать и запрограммировать. Оно лежит в области непознаваемой алхимии личных качеств, игры случая и обстоятельств внешней среды. И технология, сколь бы совершенной она ни была, здесь лишь катализатор, но никак не первопричина

Отдельной похвалы заслуживает сам «Букварь», эдакое «государство в государстве», книга в книге. Стивенсон отлично справился со сложной задачей отразить в форме поучительных сказок этапы взросления девочки, вплести в это общее частный опыт Нелл. Причем придать всему этому целостный вид и органично вплести в общий текст произведения.

P.S. «Алмазный век», может послужить весомым аргументом в дискуссии с теми, кто считает фантастику литературой второго сорта.

Рекомендации: очень высокие, но и очень избирательно, не всем и каждому.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх