FantLab ru

Леонид Каганов «Лимонная планета»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Голосов:
62
Моя оценка:
-

подробнее

Лимонная планета

Повесть, год (год написания: 2017)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Это тараканий ад. И люди на станции, каждый, абсолютно каждый, заслужили жить и работать в этом аду. Все кроме Нэйджела. Нэйджел здесь родился.

Примечание:

Время написания: ноябрь 2010 — октябрь 2017 г.


Входит в:

— антологию «Социум», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2018 // Средняя форма (повесть)

номинант
АБС-премия, 2018 // Художественное произведение

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучшая повесть / рассказ отечественного автора


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Социум
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2019 г.

Итак, на мой взгляд, повесть имеет два слоя: внешний (фантастический) и внутренний (реалистический). Почему это так?

Фантастический слой являет собой замечательный образец ксенофантастики. Колонизируемая планета с суровым пустынным климатом и не менее суровым населением, представляющим собой гигантских тараканов с родо-племенным уровнем развития общества. Раса воинов-каннибалов, представляюших угрозу малочисленному населению исследовательской станции на планете-пустыне описана со всеми подробностями: как рождаются, как воспитываются, по каким правилам живут и тому подобные описания инопланетной жизни. Благодаря чему раса рецидов оживала с каждой прочитанной страницей.

Не менее интересно описано взаимодействие людей и инопланетян-дикарей. Этому способствует введение в повествование старшего инспектора управления безопасности и по совместительству магистра ксенотехнологии Дженни Маль, вводящей в систему общения с рецидами новые правила. В общем-то, этот персонаж и стал двигателем сюжета «Лимонной планеты».

А теперь о втором слое повести — реалистическом. Автору удалось раскрыть и буквально препарировать тему мигрантов, с которыми всё чаще приходится сталкиваться в нашей повседневной жизни. Конечно, в повести несколько иная ситуация, но я прекрасно понял авторский замысел — показать, что совершенно различные культуры, особенно если одна из них построена на культе жестокости, найти общие точки соприкосновения практически не могут. Поэтому все разговоры сегодняшних сторонников толерантного отношения ко всем без исключения традициям и устоям пришлых народов могут привести к цивилизационной катастрофе, что мы и наблюдаем сейчас практически во всём мире.

Но, как оказалось, эта тема раскрыта ещё шире. Способен ли индивидуум, рождённый в среде с жёсткими цивилизационными рамками и где жестокость по отношению к другим живым существам впитывается с молоком матери, стать полноценным представителем общества с противоположными установками? И здесь Леонид Каганов оказался на высоте, раскрыв эту тему в финале всего лишь на паре страниц.

Конечно, можно найти недостатки в каждом произведении. Но мне, по прочтении «Лимонной планеты» не хочется этого делать. Почему? Да потому что повесть, несмотря на свой небольшой объём, заставила меня на несколько дней задуматься над содержанием, ставить серьёзные вопросы и отвечать на них. И описанные мной слои произведения могут восприниматься как отдельно друг от друга, так и вместе. Такое случается редко, а потому данная повесть заслуживает высокой оценки.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2019 г.

В своём рассказе Каганов обратился к теме расизма в области ксенопсихологии на фоне конфликта планетарного масштаба.

С одной стороны можно заметить выпуклых персонажей, пусть с небольшой, но историей, а с другой – все герои-люди показаны положительными, а рециды – неприятными внешне и с чуждой психологией и философией. Резкое противопоставление, не могущее быть смягчённым быстрой и неожиданной победой, ни размытым добрым окончанием.

Люди-муравьи в банке, изучают гигантских тараканов, но на самом деле изучаемые ими. Нетолерантно, осуждающе, обучающе, жёстко и без сюсюканий, но всё же какой ответ Вы всё-таки дадите Автор на вопрос “Что делать?”?

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2019 г.

Большая часть повести — неплохая фантастика, что под соусом истории о налаживании контактов с дикой инопланетной расой «тараканов» пытается вскользь позлорадствовать над такими злободневными вещами как равенство, толерантность и двойные стандарты. Короче, над весьма циничной по духу, но благостной на словах моделью осуществления внешней политики. Позлорадствовать получается даже слишком удачно — главная героиня абсолютно непробиваема в своих убеждениях и стремлении делать все «по учебнику», в связи с чем планомерно тащит доверенную ей станцию к катастрофе. Катастрофа ожидаемо происходит.

Всё портит эпилог. Он невнятный. То ли автору не хватило духу закончить историю на жесткой печальной ноте, хотя к катастрофичному финалу всё как раз и шло по логике описываемых событий. То ли автор так увлекся описанием фатальных ошибок, что не уделил должного внимания другим вариантам и возможностям развития событий — из-за чего предложенное в эпилоге «спасение» выглядит натуральным «богом из машины». Если не по событиям, то уж по духу точно.

Честно говоря, я обычно за счастливые финалы. Просто в данном конкретном случае финал вышел неубедительным. Хотя сам по себе образ «Нэйджела» и история Августы достойны внимания.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2019 г.

В очередной раз убеждаюсь, что Леонид Каганов — автор далеко не бесталанный, но остановиться вовремя не может. Эпилог получился фальшивый, писатель это понимает, поэтому и предлагает «С чем тебе удобнее жить, Саймон, так пусть и будет». Какой финал предпочтёшь — такой вывод и подскажет автор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вариант №1: дикарей цивилизовать невозможно, жестокость в самой природе рецидов. Следовательно, все разговоры о равенстве и братстве — сущий вздор.

Вариант №2: среда определяет сознание. «Если твой род прилетел в незапамятные времена на отравленную планету, где из еды только капуста, а из мяса только свои соотечественники — то можно за несколько поколений деградировать до звериного состояния. <...> Но, оказывается, можно и обратно».

Если сам автор склоняется к варианту №1, без эпилога было бы честнее. Если к варианту №2, то стоило придумать более убедительный финал. Причём у меня сложилось впечатление, что автор за вариант №1.

Меняется, как говорили в старые времена, «идейно-смысловое содержание» повести. Нет, я, конечно, люблю, когда право делать выводы остаётся за читателем, но возьмите для сравнения, к примеру, рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще» или рассказ Бориса Штерна «Воинственный белый король». Не сравнивайте сюжет, просто посмотрите, как нужно писать произведения, допускающие множественные трактовки.

Ксеноморфы получились удачные, хотя и не слишком оригинальные. Социальную ксенофантастику я люблю. Жаль только, что всю информацию о рецидах, их биологии и культуре, мы получаем из двух-трёх диалогов в первой половине повести. Даже удивительно, почему сотрудница ЦУБа не успела выяснить такие элементарные вещи до прибытия на место? Есть ещё пара мелких несостыковок. Рециды, по тексту, «не знают огня», но выражение «огненный хлыст» в их языке есть. Что-то не верится, что лексикон рецидов состоит из 420 слов, — слишком широким кругом понятий оперирует тот же вождь Сансан Тулф.

Люди получились хуже. Да, автор любезно помогает читателю познакомится со всеми сотрудниками базы, устраивая перекличку. Но сразу понятно, что о каком-то серьёзном развитии образов речь не идёт, персонажи лишь исполняют свои сюжетные функции. Неудачным надо признать и образ Дженни: слишком самоуверенная, слишком некомпетентная для своей циничной профессии — о плане «Б» вспоминает только в самый последний момент.

Мир Ич-Шелл — заведомо скучный. Жёлтая пустыня — не прибавить не убавить. Мир маленький, рециды бегают быстро, но всё равно не понятно, как Сансану удалось завоевать планетку за пару месяцев. Вселенная, в которой происходит действие, поинтереснее будет, но Каганов не пишет циклов.

Для любителей немудрёной ксенофантастики, лёгких литературных провокаций и творчества Каганова. В целом неплохо, но голосовать в номинации «Лучшая повесть / рассказ отечественного автора» мне по-прежнему не за что.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2019 г.

Повесть в целом – это остроумное упражнение, выстроенное на оттенках биологического и культурного расизма. Начало – мастерский памфлет о мультикультурализме сразу в европейском и российском его изводах. В борьбе за дружбу и мирное сосуществование с пауками из «Эпоса хищника»... Но в отличие от прежних кагановских вещей «Лимонная планета», к сожалению, как-то не задевает. Наверное, из-за отсутствия симпатичных героев в центре повествования.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2019 г.

Тут даже сказать нечего — просто отличный образец планетарной ксенофантастики!

Провокационная и дающая пищу для размышлений вещь, проработанная с вниманием к деталям. Жестокая, но легко читаемая. Немного напоминает стиль Харитонова или Розова.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2018 г.

Замечательная повесть! И совсем «свежая», написана в прошлом, 2017 году. Мне понравилось в ней всё:

1. сама идея сюжета – освоение новых планет и налаживание контактов со всеми видами разумных существ. Пропаганда равенства рас, невзирая на вид и уровень мышления. Даже в том случае, если «это такие тараканы ростом с барана», увлекающиеся каннибализмом. Специально обученные люди внедряют на практике теоретические разработки ксенополитики. Правда, результат не всегда совпадает с ожиданием.

2. герои – яркие, харизматичные и такие… живые! Все – от инспекторши Дженни до пьяницы Ляха, а вернее, — до главного тараканища СанСана, — буквально проявляются перед глазами как голографические картинки, как ожившие герои компьютерных игр, потому что каждый наделен не только именем и описанием внешнего вида, но и четко прослеживаемым характером и типом поведения. В этом, конечно, огромная заслуга автора, а значит – пункт 3

3. стилистика и слог автора – потрясающее владение словом! В историю «проваливаешься» сразу, а выныриваешь с небольшой долей сожаления о таком скором финале. Надо иметь особый талант, чтобы в условиях малой прозы так мастерски представить каждого героя и описать суть разыгравшейся драмы.

4. название – лишь вскользь намекающее на необычность планеты, а следовательно – на время и место действия (далекое будущее вне Земли). Я часто в сюжете ищу связь с названием произведения. Иногда это бывают кричащие, характерные для триллеров, названия («Твари» — могло звучать как вариант для этой повести) или названия, раскрывающие суть сюжета («Контакт»)… В данном случае – миленько и просто: вся планета – это пустыня из ярко-лимонного песка, непригодная для проживания человека, но идеально подходящая для «тараканов-переростков».

5. мораль – такая обыденная, но такая извечная: не всегда можно полагаться на учебники. Чаще жизнь учит на горьком опыте. Для Августы это был жестокий опыт, но материнская любовь безгранична.

И даже аннотация, настолько краткая, что буквально ни о чем не говорит непосвященному читателю, оказывается самой что ни на есть квинтэссенцией сюжета, лучше и не скажешь.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2018 г.

В укор Леониду Каганову можно поставить только то, что пишет он теперь не часто.

«Лимонная планета» на уровне лучших из лучших его повестей. Мрачная, но жизненная.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2018 г.

Жёсткая и честная вещь.

Каганов и раньше выдавал такие («Мамма Сонним», «До рассвета»), но тут всё особенное: и действие разворачивается в глубоком космосе, и разум чужой не последнюю роль в сюжете играет. Хотя, разумеется, нет ничего и никого страшнее, чем человеческая глупость и ограниченность... А любовь (в данном случае — материнская) есть сила неодолимая и всесокрушающая...

Всё в этой повести хорошо и достойно восхищения. Оценка не максимальная лишь по одной причине: основные перипетии этой повести слишком современны, а это явный анахронизм, который несколько снижает общую убедительность истории.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх