Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #44. Сказка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #44. Сказка

Статья написана 27 февраля 2015 г. 23:04
Размещена:


Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Сказка. Причём, в эту рекомендацию попадают не исключительно детские произведения, а сказки, рассчитанные и на взрослого читателя.
---
В рекомендации даётся одно произведение крупной формы. Для объективной оценки мы стараемся привести четыре отзыва на книгу — три положительных и один негативно-критический.
Помимо крупной формы, в статье приведены произведения средней и малой формы, заслуживающие по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем» или на тех, кто желает «изучить» новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществляется группой администраторов сайта.
---
Напоминаем, что все рекомендации общим списком можно посмотреть на следующей странице:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике

[/p][/subtitle]




Аннотация:
Знайка отправляется на Луну, вместе с малышками Фуксией и Селёдочкой. Там он обнаруживает новый минерал, названный им лунит, который, приходя в соприкосновение с магнитом, вызывает невесомость. Это позволяет построить ракету для большой повторной экспедиции на Луну, для выяснения верности «блинной» теории происхождения Луны. Провинившегося Незнайку в эту экспедицию не берут. Тогда он подговаривает Пончика полететь на ракете «зайцами»...

---
Рейтинг Фантлаба (оценка/количество оценивших):



Награды:
Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (лучшее детское произведение), 1969

Интересные факты:
  • Считается, что толчком к созданию историй о Незнайке, послужило знакомство Н. Носова с дореволюционной книгой А. Хвольсон «Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков».
  • Н. Носов в «Незнайке на Луне» смог просто и доходчиво рассказать читателям о множестве сложных вещей: от законов физики до финансовых операций на рынке ценных бумаг. Автор настолько точно, органично придумал «враждебный» капиталистический мир Луны во всех его наихудших проявлениях (практически предугадав современную действительность), что, несмотря на прошедшие со дня написания годы, книга до сих пор считается своеобразным «детским» введением в политэкономию и нередко рекомендуется в качестве «учебника жизни», который обязательно следует прочитать подрастающему ребёнку.
  • В 1997-1999 годах книгу экранизировали. Получившийся мультипликационный детский сериал был сделан с уважением к первоисточнику и собрал много положительных отзывов.
  • Cреди россиян гуляет легенда, согласно которой Б.Н. Ельцин, принимая присягу как Президент Российской Федерации, положил руку не на брошюру конституции России, а на первую подходящую по формату книгу (настоящая конституция выглядела несолидно тонкой). Этой книгой по стечению обстоятельств оказалась «Незнайка на Луне» (в накладной обложке), что и «предопределило» дальнейшее развитие страны.
  • В романе Н. Носова описывается пустотелая Луна, внутри которой находится обитаемая планета. Скорее всего автор, стремясь к большей фантастичности, использовал целый ряд псевдонаучных планетологических гипотез, зародившихся в XIX веке и нашедших отражение в более ранней фантастике (например, «Путешествие к центру Земли» Ж. Верна или «Плутония» В. Обручева). Косвенно это подтверждается спором коротышек-астрономов о происхождении лунных кратеров, поданным в юмористическом ключе. Социальная составляющая романа вполне отражает чаяния советской гуманитарной фантастики — так при желании можно разглядеть черты сходства между «Незнайкой на Луне» и «Часом Быка» И. Ефремова. Вообще же в романе можно отыскать множество перекличек с историей и отсылок к мировой культуре.

    Отзывы экспертов:

    Вертер де Гёте:
    Если уж оценивать это культовое произведение пользуясь критериями нашего сайта, то «Незнайка на Луне» — это крутая социальная фантастика, сочетающая захватывающий сюжет с жёсткой сатирой. Автор смело использует сразу несколько популярных в фантастической литературе сюжетных ходов: межпланетное путешествие, контакт, «наши в другом мире», «психология инопланетных рас», «полая земля», «прогрессорство», «генетические эксперименты». Можно провести параллели между этой книгой и, например, «Убиком» Дика (такая же оплата монетками везде и всюду), а также такой классикой «научной фантастики», как «Пиноккио» Коллоди. Впрочем,«Незнайку на Луне «читали очень многие и книга в самом деле очень интересная. Раньше мне казалось, что с критикой « капиталистического общества» Носов немного переборщил, но со временем книга с её финансовыми пирамидами, миллионерами и всеобщей торговлей стала только актуальнее.
    оценка 10

    Robin Pack:
    «Незнайка на Луне» — ключевая книга из волны сюжетов «наш человек на отсталой планете», которая началась «Аэлитой», а условно закончилась «Обитаемым островом», развенчавшим идею «прилетим и перевернём». Причём с последним у «Незнайки на Луне» огромное сходство, Стругацкие как нарочно повторяют сцену бесплатного обеда в ресторане. Но Саракш — постъядерный мир военной диктатуры, жестокой, но вынужденной. А Луна — это «малая Земля», на которой утрированы, но отнюдь не вымышлены, недостатки нашего сегодняшнего — а тогдашнего западного — общества. Что интересно, этих недостатков практически нет в обществе западном современном. Я бы даже сказал, антиутопия удивительно мягкая. В этом мире можно жить, даже преуспеть, как это удалось Пончику. В этом мире газеты пишут о прилёте космонавтов, телевидение снимает облажавшуюся полицию. Можете себе представить такое в нашем мире? Как по-вашему, Первый канал показал бы, как пришельцы уделывают власть? Вряд ли.
    Сам Незнайка в этой книге почти ненужный персонаж, и это обидно. Честно говоря, я ожидал от него больше активности. Ожидал, что именно шебутной Незнайка разрушит этот мир и поможет построить новый. А Незнайка оказывается неудачником (рохля Пончик даже быстрее него приспособился к новому миру) и нуждается в спасении другими героями. Как и в «Солнечном городе», да и в первой книге, Носов уделяет много внимания второстепенным героям. Стоит в кадре появиться какому-нибудь интересному персонажу, и камера немедленно прилипает к нему, делает главным героем наравне с Незнайкой. Причём — удивительно! — это иной раз отрицательные персонажи, магнаты Спрутс, Скуперфильд, мошенник Жулио. Носов не ненавидит своих злодеев, он дружелюбно посмеивается над ними — поэтому за ними приятно наблюдать. Несмотря на жёсткий мир, книга вполне комфортна именно благодаря юмору: смешные и весёлые люди не могут быть совсем плохими. И действительно, Скуперфильд и Пончик к концу книги перевоспитались, оставив роль злодея совершенно не смешному и слишком солидному Спрутсу.
    Рекомендую прочесть всем, махнув рукой на комплексы по поводу «детских книг». А также посмотреть мультфильм, он довольно близок к книге, за исключением внезапной замены мальчика Козлика на девочку Звёздочку в роли сайдкика.
    оценка 9

    Frigorifico:
    Невозможно переоценить вклад Носова в детскую литературу. Честно пытался припомнить что-то слабое или халтурное из зачитанного в детстве до дыр трехтомника — не смог. Писатель, пишущий для детей рискует впасть в грех упрощенчества, перепутав его с простотой (см. «Недотепу» Лукьяненко). У Носова этого нет и быть не может. Его блестящие рассказы и сказки поворачиваются разными гранями к людям самых разных возрастов.
    Бесспорной вершиной творчества этого замечательного писателя является его трилогия о Незнайке, а вершиной этой трилогии — шедевральный «Незнайка на Луне», зачитанный в детстве до дыр. Это не только интересный сюжет, прекрасный язык, мягкий юмор — это еще очень познавательное чтение. В легкой и остроумной форме детям расскажут и о невесомости и об устройстве капиталистического мира. Люди, жившие в советскую эпоху знают, что читая подобные произведения мы мысленно понимающе качали головой, мол, noblisse oblige, положение обязывает, советский писатель должен дежурно хаять капитализм, и показывать его исключительно в сатирическом ключе. В противном случае его книгам не видать света как собственных ушей. Но, наверное, никому, даже самому упертому поклоннику западного мира и его ценностей не приходило в голову, что писатель не преувеличил ни на йоту и что мы имеем дело не с пасквилем, а с беспощадным диагнозом и горьким предсказанием нашего собственного будущего. Чего только стоит Дурацкий остров, где многочисленными тупорылыми развлечениями (телевидение-пресса — ау), людей буквально превращают в баранов, чтобы потом их стричь.
    Цитата из последней главы про Дурацкий остров, которую почему-то не стала читать ребенку автор из одного отзыва выше:
    «Считалось, между прочим, что смотрение кинофильмов является более интеллектуальным, то есть более полезным для ума занятием (от себя — обратите внимание как гениально просто и ненавязчиво Носов внедряет в сознание ребенка смысл слова «интеллектуальный»), нежели игра в шарашки или в «козла». Это, однако, ошибка, так как содержание фильма было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих кинокартин бегали, прыгали, падали,кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть».
    В жизни все, к сожалению, случилось не так как в замечательной сказке Носова. Взорванную Спрутсом и Жулио ракету восстановить не удалось, никто не вернулся в Солнечный город и не будет в нем жить, да и построен-то он не будет и все остались в том мире и очень хочется думать, что незнайки и козлики когда-нибудь уплывут с Дурацкого острова и их не будут стричь как баранов.
    оценка 10

    Критический отзыв:
    Полноценного критического отзыва на нашем сайте найти не удалось. Приносим свои извинения.

    Средняя и малая форма


    1. Вильгельм Гауф «История о Калифе-Аисте»
    Аннотация: Сказка о великом калифе и его мудром визире, о злом волшебнике и прекрасной принцессе, а также о том, что бывает, если не следовать инструкции по применению волшебного черного порошка.

    Примечание: Сюжет сказки послужил источником для нескольких экранизаций и постановок.

    2. Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
    Аннотация: Сказка о детях-школьниках, которые не хотели вовремя делать уроки, домашние дела и вообще считали, что у них еще сколько угодно времени. И вот поэтому однажды они превратились из детей в стариков и старушек...

    Примечание: Сказка экранизирована в 1964 году, а в 1978 появился кукольный мультфильм.

    3. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»
    Аннотация: Семья американского посла переезжает в Кентервильский замок, где обитает одноименное привидение. Вирджиния, дочь посла, подружится с призраком и в конце концов поможет ему освободиться от проклятия.

    Примечание: Эта история, благодаря своей популярности, была много раз издана и переиздана даже в Советском Союзе. И до сих пор переиздаётся в нескольких переводах в качестве популярнейшего детского произведения. Сказка имеет множество экранизаций.
    ---
    Если вы что-то желаете добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




  • 1172
    просмотры





      Комментарии


    Ссылка на сообщение28 февраля 2015 г. 10:01
    «Незнайка на Луне» — абсолютный шедевр, который за пятьдесят лет практически не устарел.

    Когда-то я писал в отзыве на «Незнайку на Луне», что книга прекрасна в своей достоверности и в ней есть только одно преувеличесние — Остров Дураков, на котором людей превращают в баранов. События последних лет доказали, что Носов даже преуменьшил силу пропаганды, которая способна за сравнительно короткий срок превращать в баранов целые нации.


    Ссылка на сообщение1 марта 2015 г. 15:35
    Мне у Шварца больше нравится «Два брата», но «...о потерянном...», конечно, более на слуху.
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение1 марта 2015 г. 21:01
    У Шварца все очень высокого уровня, включая переделанные сказки. А более взрослый «Дракон» наверно уже есть в рекомендациях
     


    Ссылка на сообщение1 марта 2015 г. 21:30

    цитата Bizon

    А более взрослый «Дракон» наверно уже есть в рекомендациях
    И не наверно, а точно: среди русскоязычного фэнтези.:-) Жанровую принадлежность сатиры бывает трудно определить.


    ⇑ Наверх