Субъективное видение образов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Екклизиаст» > Субъективное видение образов и символов в романе Титус Гроан, автор Мервин Пик
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Субъективное видение образов и символов в романе Титус Гроан, автор Мервин Пик

Статья написана 24 мая 2018 г. 14:51

«Титус Гроан»
Мервин Пик
Титус Гроан / Titus Groan   [= Тайтус Гроун; Титус Гроанский]
1946, роман

В огромном мрачном замке, затерянном среди высоких гор, переполох и великая радость: родился наследник древнего рода, семьдесят седьмой граф Горменгаст. Его удивительным фиолетовым глазам предстоит увидеть немало странных и страшных событий, но пока он всего лишь младенец на трясущихся от волнения руках своей старенькой няни.
Он — предмет внимания окружающих. Строго и задумчиво смотрят глаза его отца, графа; отрешенно — глаза огромной огненноволосой женщины, его матери; сердито — черные глаза замкнутой девочки в алом платье, его сестры; любопытно и весело прищуриваются глаза придворного врача; и недобро смотрит из тени кто-то высокий и худой, с опущенной головой и вздернутыми острыми плечами.
Быт замка подчинен сети строжайших ритуалов, но под покровом их торжественной...


После прочтения цикла Горменгаст, а вернее, после повторного прочтения первого романа Титус Гроан, я наконец смог написать рецензию, которую можно прочитать на странице романа, и для более полного восприятия статьи, я советую перед этим прочитать рецензию

Как обычно, начну с иллюстраций к роману, нарисованных моей женой.

Далее следует несколько сумбурный, но искренний мой взгляд на образы и символы романа.

ВНИМАНИЕ ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ! ЕСЛИ ВЫ ЕЩЕ НЕ ЧИТАЛИ РОМАН, НЕ ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ ЭТУ СТАТЬЮ.

Как я понимаю концепцию персонажей в Горменгасте: каждый персонаж выглядит так, каков он есть внутри, говорит то, что думает в данный момент, (но не факт, что говорит на самом деле), делает то, что собирается или хочет сделать в данный момент и тут эти мысли частично пересекаются с тем, что он на самом деле делает в данный момент (но тоже далеко не всегда).

Можно сказать, что мы видим мысли и чувства персонажей, а не их самих, а разговоры и действия персонажей видим именно в разрезе их мыслей и чувств. Плюс эти мысли и чувства преувеличены и гипертрофированы для создания типичных, нарицательных, обобщенных персонажей. Так Флэй отражает беззаветную преданность человека, вознесшегося под покровительством "большого" человека "наверх", Шлакк воплощает собой такую типичную заботу нянечек и бабушек, не наделенных интеллектом, за детьми, при этом эти няни и бабушки совершенно не воспринимают детей как личности и заботятся лишь о их физическом здоровье (лишь бы дитя было накормлено, а в остальном лишь бы не плакало).

Взглянув таким образом становится понятно, почему никто не замечает подлости Стирпайка: дело в том, что она не выставлена на показ, она лишь внутри (не забываем, мы видим и слышим лишь отражение чувств и мыслей, а не их самих), а снаружи он полезный, ловкий, умный молодой человек, приносящий благо "семье". Представим себе например такую интерпретацию: есть крупная фирма принадлежащая отцу Сепулькревия, он завещает ее Сепулькревию, у него есть сестры, которые, любимые отцом, жили шикарно, но со смертью отца постепенно утратили роль "принцесс" и стали лишь сестрами босса. В этом разрезе можно представить себе Саурдуста как секретаря-распорядителя большого босса, Стирпайка, как ловкого молодого сотрудника, быстро растущего по карьерной лестнице, полезному многим, но лелеющим слишком тщеславные планы.

Лорд Сепулькревий и вообще род Гроанов воплощает собой жизнь людей, подчиненных своду правил. Например, можно представить себе банально жизнь принца или короля в современном мире, который вынужден вести назначенный ему во многом образ жизни и не имеющий право (во многом, но не во всем, как это подано в романе в характерной для него манере преувеличения). Но это самый простой вариант: можно пойти дальше и увидеть в предопределенности жизни лордов Гроан, да и их домочадцев, предопределенность жизни детей из богатых и уважаемых семей. Они тоже зачастую несвободны в своем выборе (вспомним например фильм "Общество мертвых поэтов", где один из студентов, мальчик из богатой и уважаемой семьи хотел стать актером, а его отец заставлял его пойти на юриста, и запрещал играть в театре, что в итоге привело к самоубийству этого парня), и тоже вынуждены следовать укладу.

Замку противопоставляется природа, которая есть воплощение свободы. Именно поэтому Гертруда ищет метафорической свободы в общении с животными и так их ценит, именно поэтому Доктор Прюнскваллор живет в отдельном домике лишь соединенным с замком декоративным контрфорсом, именно поэтому Фуксия так любит гулять в лесу и очень много времени там проводит даже осенью. И поэтому же во втором романе сам Титус так будет любить Лес и так будет ненавидеть Замок, и опять же логична его любовь (заочная) к дочке Киды, как к воплощению свободы, ни от кого не зависящей и никому ничего не должной.

Несколько слов о внешних: они являются символом людей искусства, которые выше всего материального ставят творчество и успехи в творчестве намного важнее для них, чем что бы то ни было еще. Они творят и чувствуют ярко, они любят, ненавидят со всей силы своей души, и потому быстро "выгорают" становятся очень быстро "старыми" исчерпывая свои душевные силы, а их творческая сила становится как бы итогом их духовного "выгорания". Юношеская сила и красота, эмоции и чувства превращаются в опыт и мудрость, и теперь эти люди выражают себя через творчество. Вспомним многих деятелей искусства, у которых можно выделить наивное, полное энергии и надежд ранее творчество и глубокое осознанное, часто пессимистичное позднее творчество, которое однако зачастую ценится выше ранних произведений. Внешние считают себя выше замка, хотя на самом деле зависят от него (со стен им сбрасывают еду), и показательно то, что представители власти (какой угодно, хоть финансовой) видят в произведениях искусства лишь ритуальные предметы, место которым в пыльном чердаке, но собирать их надо, ведь так принято в высшем обществе. Так например можно вспомнить яркого представителя искусства, которое скупалось богатыми лишь потому, что это считалось крутым — художника Ротко (это его картины, где несколько цветовых пятен стоят миллионы долларов).





272
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 октября 2022 г. 17:44
Спасибо за отзыв и статью, интересная интерпретация, надо будет посмотреть при чтении с этой точки зрения.


⇑ Наверх