Яцек Дукай Идеальное


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Яцек Дукай «Идеальное несовершенство»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Яцек Дукай «Идеальное несовершенство»

Статья написана 15 февраля 2019 г. 13:33

Аннотация:

В конце XXI века Земля отправляет к странной астрофизической аномалии исследовательскую экспедицию, но, не добравшись до цели, корабль исчезает. Его находят спустя несколько столетий, в XXIX веке, и на борту погибшего судна оказывается лишь один астронавт, Адам Замойский. Он не помнит, что произошло, не понимает, как выжил, и к тому же не значится в списке экипажа, но не это тревожит его в первую очередь. Адам попал в мир, где изменилось само значение слова «человек», где модифицировался язык, где реальность воссоздается, где она изменяема, а само понятие личности трансформировалось до неузнаваемости. Здесь конкуренция является двигателем эволюции, и побеждает тот, кто лучше контролирует ресурсы планеты и сами законы физики. Здесь идет сложная борьба за власть между людьми, инопланетными цивилизациями и постчеловеческими созданиями. Это мир, которому грозит непредставимая опасность, и, как не парадоксально, какое-то отношение к ней имеет таинственный и примитивный пришелец из прошлого, оказавшийся ключевой фигурой игры, ставки в которой он не может даже представить.




Впервые на книжные прилавки к отечественному читателю Яцек Дукай попал в антологии польских авторов с рассказом "Мухобой" еще в 2002 году. Но лишь спустя двенадцать лет был переведен и издан его роман "Иные песни", снискавший престижные награды на родине и множество лестных отзывов от критиков, высоко оценивших философский подтекст и интеллектуальную игру с читателем. Теперь же пришел черед и не менее впечатляющего романа "Идеальное несовершенство", в котором Дукай смоделировал далекое будущее человеческой и не только цивилизаций. Их развитие прошло столь длинный путь, что оказавшемуся в 29 веке после исчезновения его космического корабля Адаму Замойскому, астронавту из нашего столетия, лишь с огромным трудом удается понять и принять новые реалии. Но лишнего времени на панику или терзания у него нет. Ведь неизвестные силы уже начали охоту на гостя из прошлого, по-видимому, полагая его ни много ни мало — угрозой для вселенной. Или же не угрозой, а ценным призом?

Прогресс является одной из ключевых тем в книге. В смоделированном Дукаем мире он означает не только движение вперед и развитие, но также совокупность уже пройденного цивилизациями данного вида пути по Кривой Реми. Каждому виду — людям, антари, рахабам и уша — соответствует свой Прогресс, поднимающийся по идентичной для всех Кривой вверх, к совершенству. Чтобы отразить всю многогранность, сложность и красоту постсингулярного будущего, Дукай не только придумал филологическую особенность для речи и обозначений постчеловеческих сущностей, которые находятся уже вне гендерного деления, но также разработал собственную терминологическую систему, полноценный понятийный аппарат для всего этого уникального мультиверсума. Впрочем, в этом плане Дукай гораздо милосерднее к читателям, чем Ханну Райаниеми с его "Квантовым вором". Какие-то из терминов поясняются в диалогах и описаниях, какие-то получают определение в предваряющих главы справках. И лишь немногие придется все же расшифровывать самому, опираясь на текст.

Что же из себя представляет дивное новое будущее? Если в "Иных песнях" лидеры-кратистосы вплавляли свою волю в окружающий мир, меняя, морфируя ландшафт и людей, то в "Идеальном несовершенстве" Цивилизации уже переступили на Кривой прогресса второй Порог — Мета-физики — научившись сворачивать, кроить и сшивать ткань пространства-времени. Жесткими протоколами они определили действия и возможности программ — у крафтвара, нановара, биовара. Органика, нанотехнологии, даже само пространство и время — все они становятся лишь инструментами, обыденными и надежными в руках стахсов, фоэбы, оскэ — существ, стоящих на разных ступенях Прогресса. Поэтому первое время Адам Замойский будет жадно впитывать информацию, пытаясь понять, каково его место в этом мире. Вещь во владениях Джудаса Макферсона, главы могущественнейшей в Цивилизации людей корпорации "Гнозис"? Занятная игрушка, странный осколок прошлого или дорогой товар, если верить обрывкам предсказаний из Колодцев Времени?

Фактически, в "Идеальном несовершенстве" антураж оказывается частью сюжета, его философской подоплекой, предоставляя логические детали для итогового уравнения и выводов. Заставив читателя пробиваться через многослойную головоломную модель постсингулярных цивилизаций, Дукай неспешно принимается за препарацию таких понятий, как "человечность", "самотождественность", "смысл жизни". В мире, где тела легко создаются — хоть из инфа, хоть на основе органики. Где сознания стахсов регулярно архивируются на полях Плато, а фоэбэ и инклюзии уже вообще полностью обитают именно там. Где сошедшие с Кривой прогресса Деформанты представляют собой невообразимый калейдоскоп мышления — во всем этом многообразии уже крайне трудно провести грань, ограничивающую "се человек". Но если тело — это лишь пустышка, а не ты сам. Если можно кроить свой разум, перепрограммировать его — привет Грегу Игану с "Городом Перестановок", то до какого момента ты останешься собой? Ведь каждый шаг выверялся и определялся тобою, но тобою "прежним". И Дукай говорит уже не о точке "я", но о линии самотождественности, которая соединяет промежуточные этапы изменения личности.

При желании Дукай легко мог бы превратить книгу в закрученный детективный технотриллер, если бы его интересовала в первую очередь эффектность и доступность истории для читателей. Тем не менее, несмотря на титанический размер информационного слоя, философских и логических выкладок, в романе есть и активно движущийся сюжет. Будто ДНК свиваются две линии, судьбы Анжелики Макферсон, одной из детей Джудаса Макферсона, и Адама Замойского, астронавта из потерявшейся шесть веков назад в космосе экспедиции. Вместе им суждено столкнуться с покушениями и похищениями, пережить блокаду выпущенных на свободу Войн, искать шаткий мостик взаимопонимания и обжигаться о костры недоверия. Искать и обжигаться в странном мире, где культура опирается на многоуровневое притворство и имитации, где правда — самое ценное и обоюдоострое оружие, где разумом жонглируют, а пространством-временем манипулируют, как пожелают. И при этом разрываются между двумя пламенными желаниями. Страхом перед неизвестностью прогресса, заставляющим цепляться за огромный свод регламентирующих каждый шаг и слово правил — Традиции. И между страстью к переменам, к росту, к бегу навстречу совершенству, предельной инклюзии UI, которая откроет сознанию максимум эффективности, божественную власть, объемлющую всю достижимую вселенную.

Итог: постсингулярная НФ, синтезированная на стыке философии, космологии и психологии.

Моя оценка: 9/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Яцека Дукая «Иные песни».

  2. Рецензия на роман Ханну Райаниеми «Квантовый вор».





3586
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 22:14
Отметился ли он в своем новом романе очередными русофобскими изысками?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 22:45
Не приведёте парочку примеров подобных изысков в «Иных песнях»?
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 01:58
Без проблем. Вся сюжетная линия с московским чернокнижником.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 11:15
Там Москва нисколько не славянская, хотя читатель раз за разом выкупается на ономастику. (Блин, надоело уже говорить очевидные вещи) 8:-0
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 11:22
Уже спорили об этом и каждый остался при своем ;-)
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 11:27
Хотя нет, я передумал — давайте повторим «на бис», помнится, тогда вы ограничились хитрым подмигиванием, предлагая перечитать описание Рога и его покоев ;-) Реквестирую подробности!)
Пусть будет еще +100 комментариев, чтобы снова поставить рекорд моей АК по обсуждениям)
:beer:
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 02:43
Есть 100+ каментоф
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 06:57
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 19:30
Где именно там русофобия?
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 19:32
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 19:49
Нет времени объяснять ©, просто почитайте.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 09:13
В «Идеальном несовершенстве» и в помине нет ничего подобного. Единственное упоминание чего-то, что можно условно привязать к восточно-славянскому материалу — образ «Князя Востока» из шаблона декора, используемого Замойским.

цитата

Манифестация вышла из-под того же эстетического шаблона, что и проект комнаты — следовательно, и речи не было о грязи, порванной одежде, растрепанных волосах, корсарской бороде, крови, шрамах и синяках. Вместо порезанной рубахи — длинный, ниже бедер, гладкий, темно-синий кафтан, застегнутый на красные крючки вдоль правого бока. Вместо охотничьих говнодавов — черные мокасины. Борода и усы пострижены на манер королей и князей, увековеченных на ренессансных портретах, всегда горделиво выпрямленных — точно так же прямо держится Замойский.


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 22:47
«Лёд» имел ввиду.


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 09:18
Ура! Самая ожидаемая книга последних лет.
Спасибо, что издали.
Если коэффициент мозгодробительности соответствует «Городу перестановок» и «Иным песням», то самое, что ни на есть, моё!:cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 09:29

цитата pavel-lob

Ура! Самая ожидаемая книга последних лет.
Спасибо, что издали.

Спасибо питерской Астрели, что продолжают работу с Дукаем:)

цитата pavel-lob

Если коэффициент мозгодробительности соответствует «Городу перестановок» и «Иным песням»

Именно так :beer:


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 10:36
Чисто для справки — вторая публикация Дукая на русском был рассказ «Сердце Мрака» в антологии «Формула крови».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 10:40
Если идти скрупулезно по датам, то еще раньше, чем в «Формуле крови» было и такое (странное на мой взгляд) издание — https://fantlab.ru/edition128293
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2019 г. 13:46
Во как, это вообще не видел. Рецензия на несуществующий роман Бэнкса.


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 00:26

цитата Green_Bear

главные герои «Идеального несовершенства» будут поинтереснее, чем в среднем по твердой НФ.

Ладно, уговорили, попробую.
Хотя конечно в среднем в твёрдой НФ с героями всё весьма печально.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 02:43
Если ограничиваться наиболее популярными в Рунете Иганом и Уоттсом, то да, бесспорно.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 04:00
а если не ограничиваться?
что из относительно новой, т.е. после 2000 и относительно твёрдой НФ, Вы могли бы посоветовать? Обязательное условие — интересные персонажи.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 04:39
Если вам лень смотреть отзывы в профиле, то навскидку попробуйте (далее названия для единства выкладки везде в оригинале, поскольку большая часть этих работ не переводилась на русский):

Шрёдера «Permanence» (очевидный идейный первоисточник «Ложной слепоты» Уоттса, коричневые карлики, парадокс Ферми в двух вариантах, исполинский заброшенный корабль чужаков, пребывание на котором плохо влияет на психику) + «Ventus» + «Lady of Mazes» (последние две тематически близки к работе Дукая, но написаны немного раньше), Стросса «Glasshouse» (свободное продолжение «Аccelerando», с последним также часто сравнивают обсуждаемую работу Дукая) + «Neptune's Brood» (финансово-экономические аспекты условно-постчеловеческой цивилизации в эйнштейновской вселенной), Райта «Count to a Trillion» (плохая новость — первая же вылазка из постапокалиптического Техаса в дальний космос, структурированный по заветам Дарвина и Мальтуса, приводит к тому, что на вас обращает внимание машинная цивилизация из кластера Гиад и высылает армаду на покорение Земли, хорошая новость — армада доползет к вам в гости нескоро, спустя десять тысяч лет, и хотя предотвратить ее визит абсолютно невозможно, к нему следует подготовиться, ускорив эволюцию человечества и кардинально переформатировав основы его социальной организации; довольно вероятный идейный первоисточник «Розы и червя» Ибатуллина, возможно, повлиявший также на «Задачу трех тел» Лю Цысиня), Бена Бову «Titan» (об освоении системы Сатурна), его же «Power Play» + «Power Surge» + «Power Failure» (политический технотриллер в трех частях об открытии новых источников энергии, подковерной грызне в Белом доме и попытке американской космической отрасли перехватить инициативу при возвращении на Луну), Рейнольдса «Chasm City» + «Aurora Rising» + «Elysium Fire» (это условная трилогия из цикла о Пространстве Откровения, ближе к космоопере и киберпанку, но заклепкометрия вполне удовлетворительная, автор профессиональный астрофизик), Макдевитта и Резника «The Cassandra Project» (вообразите, как вам предоставился отличный шанс доказать всем поклонникам теорий заговора, что американцы действительно были на Луне, но если вы предъявите свои улики, слушатели сочтут, что у вас волчанка), всего выпущенного в этом веке Чана плюс то, что из него свеженького в этом году подкинут.

Для начала хватит, думаю. Меня очень забавляет распространенное в Рунете мнение, что фантастика и киберпанк деградируют с каждым годом. Наоборот, их стали писать более лучше, но после 2013-14 года, когда началось Великое наступление феминисток, SJW и LGBQT на SFWA и война с Грустными Щенками, нужно внимательнее смотреть на те произведения, которые не премируются Hugo, Nebula и Locus, чем на те, которые премируются.

Все вышесказанное достаточно субъективно, но ранговая корреляция у нас хорошая, 0.55, авось понравится и вам.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 12:32
спасибо за список. На заметку себе всё вышеперечисленное взял. Но к сожалению для меня непереведённость на русский делает эти книги недоступными.
И пойду почитаю отзывы в профиле. Помнится у Вас был хороший отзыв на «Great North Road»
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 12:37
Кое-что переведено, поищите
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 13:10
тем более, спасибо )))


Ссылка на сообщение18 февраля 2019 г. 03:34
Господа, а кто-нибудь в курсе, почему Дукай уже больше 10 лет ничего не пишет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2019 г. 07:59
Это, скажем мягко, не совсем так. Повести «Science fiction», «Старость аксолотля», «Империя облаков», несколько рассказов — объемом где-то за 25 а.л. все. Последний большой роман («Лед») вышел и правда в 2007, но в 2009 вышла повесть «Воронок» (формально «типа-детская», но это ж не значит, что туда меньше вложено автором), а в 2011 — где-то на сорок авторских — сборник «Король боли», где больше половина, опять же, были новые вещи. В этом году выходит... не знаю как назвать, научпоп-нонфикшн, наверное (обещан на май). ...другое дело, что тут — как у Мартина: роман «Рекурсия» подвис и вот уже лет шесть уже как находится в состоянии «дописывается» — но это, думается, другая история.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2019 г. 08:28

цитата ergostasio

роман «Рекурсия» подвис и вот уже лет шесть уже как находится в состоянии «дописывается»

С рекурсией, вошедшей в замкнутый цикл, шутки плохи, бггг)

А если серьезно, хорошо, что Дукай не последовал примеру Креса, который и вовсе ушел из литературы.
И вообще у именитых поляков вполне себе распространенная практика не часто баловать поклонников — вспомним хотя бы Сапковского:)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2019 г. 11:02
Сапковский и Дукай скорее исключение из правил — и на фоне первого второй выглядит очень плодовитым и часто пишущим. :-)))
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2019 г. 08:32
Возможно, поддался распространенному заблуждению, что интеллектуальной фантастикой на языках, отличных от английского, можно в цифровую эру зарабатывать деньги, и расстроился, что это не совсем так.

А может, какой-то личный обет упырить мел. С Иганом был похожий случай, он с 2002 по 2008 бросал литературу... в знак протеста против сурового обхождения австралийских властей с индонезийскими беженцами.
Страницы: 12

⇑ Наверх