Константин Фрумкин Соблазны


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Константин Фрумкин. "Соблазны "Туманности Андромеды": Лейтмотивы коммунистической утопии от Томаса Мора до Ефремова и Стругацких" (2021)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Константин Фрумкин. «Соблазны «Туманности Андромеды»: Лейтмотивы коммунистической утопии от Томаса Мора до Ефремова и Стругацких» (2021)

Статья написана 7 декабря 2020 г. 20:52

Свершилось! Появилась-таки обобщающая русскоязычная монография о коммунистической утопии в научной фантастике. А если учесть, что написана она видным футурологом, то событие это тянет, имхо, на настоящую сенсацию в российском фантастиковедении.

Исследователь литературы, по большому счету, имеет два пути для реализации задуманного, две формы изложения своего труда. Первый – делать обзор авторов и произведений в хронологическом порядке, другой – рассматривать какую-то литературную проблему с привлечением примеров из конкретных произведений. Эта книга разрывает шаблоны – тут сочетается первый и второй подходы. И это видно уже в самом названии, где конкретное произведение, которое служит как бы сердцевиной концепции книги, сочетается с заявленной теоретической темой исследования. Да, в книге нет истории коммунистической фантастики «от и до», но автор и не пишет лишь о «Туманности…»; реминисценции охватывают намного более широкий хронологический спектр произведений: не было бы большой ошибкой указать в названии «… от Платона до Лукьяненко и Онойко».

…В СССР тема коммунистического будущего была мейнстримом, но мало кто себе ясно представлял, каким в деталях должно быть светлое будущее. Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не рисковали уходить далеко в утопические дебри, опасаясь, очевидно, прослыть мечтателями. Футурология в современном понимании находилась в зачаточном состоянии. Потому эстафету визий естественным образом подхватила советская фантастика, породившая множество утопий. Исходя из этого, в монографии анализируются фантастические произведения соответствующего жанра, хотя привлекаются и сопутствующие тексты – работы специалистов по «научному коммунизму» и философии. Говоря об утопии, Фрумкин выделяет три пиковых периода в ее развитии, каждый со своими особенностями – дореволюционный («Красная звезда» Богданова и др.), утопии 1920-х и утопии «длинных шестидесятых»; отмечается также, что утопические акценты есть и в некоторых постсоветских произведениях.

Структурно монография состоит из трех частей, а также введения и выводов. Фрумкин рассматривает практически все вопросы, связанные с функционированием мира утопии. Особо выделим дихотомию человек – природа, морально-этический облик человека будущего, роль воспитания и воспитателей, характеристика обывателя как человеческого типажа, труд и его место в утопии, утопия и фронтир, наука и рациональность в утопическом будущем.

Если говорить о проделанной Фрумкиным работе, то она, безусловно, впечатляет. Обилие материала, обширные цитаты из самых неожиданных источников, полнота охвата и проработки тем заслуживают уважения. Присутствует, однако, существенное «но». Фрумкину не всегда удается справиться с напором собственного либерального мировоззрения, которое, то тут, то там прорывает шаткие дамбы объективности. Однако, приведем несколько цитат:

цитата
…труд противопоставляется наслаждению, труд объявляется чем-то тяжким, и утопия, и революция, оказывается, руководятся идеей освобождения от труда
(это трактовка слов Максима Горького, который, на самом деле лишь поставил риторический вопрос, а не утверждал на полном серьезе истинность данного умозаключения).

цитата
По сути, утопия была прежде всего социумом, подвергнувшимся серьезной хирургической операции, ставящей цель «ампутацию» большого числа институтов и социальных слоев, а образовавшаяся нехватка была заполнена прежде всего жесткой системой правил, мелочно регламентирующих самые разные стороны жизни, а также расширением компетенции властей, обреченных на куда более активное, чем в реальности вмешательство в хозяйственную жизнь и личный быт граждан

Иногда наблюдаем и откровенный стеб. Так, говоря о важности познания в утопических обществах фантастики, Фрумкин сравнивает его с… сексом. Только в отличие от последнего, «…не вполне ясно, в какой степени это обещание удовольствия от познания прочувствовано и продумано…».

Ефремовский выбор в пользу внутреннего богатства и отказ от вещизма трактуется Фрумкиным как «коммунистический аскетизм». «Скрытый мальтузианец» Ефремов насаждает в своих произведениях тоталитарные установки и промывку мозгов. Если присмотреться к его текстам, мы увидим прямо таки антиутопию:

цитата
…Ефремов рассматривает современников как диких зверей, которых надо сделать если не больными, то, по крайней мере, дрессированными.

цитата
Потому ли нет ничего слаще труда, что индивида — поскольку быт утопии аскетичен — лишили других «сладостей»? Или потому, что индивиду так изменили сознание, что он перестал воспринимать что-то другое как более сладкое? Или потому, что прекрасный новый мир дает ему очень-очень интересный труд в больших количествах?

Еще одно открытие (упоминается в том или ином виде в разных главах книги) – Ефремов и Стругацкие проклинают эгоизм и индивидуализм. А что, вполне себе природные человеческие качества, верно? То, что труд и подавление биологического эгоизма вытянули человека из животного мира – это так, какие-то строчки из учебника истории для 6-го класса. По логике автора, выходит, что указанные писатели лишь мифологизировали и непомерно раздули эти понятия для построения своих утопических миров.

цитата
Почти полное отсутствие собственности вряд ли будет вас беспокоить в этой ситуации. Однако некоторой платой за все это счастье должно стать преобразование вашей индивидуальности — вы должны подавить (или вообще скрывать) слишком эгоистичные порывы, а в наиболее радикальных версиях — также и свои склонности к чему-либо, кроме творческого труда.

Подбираясь к выводам, автор приходит к правильной мысли: утопия – это путь к всеобщей интеграции. Умозаключение, бесспорно верное, об этой важной характеристике коммунистического общества я уже писал ранее. Но Фрумкин идет далее: утопия, это не просто тенденция к интеграции, это великое упрощение.

цитата
В мире светлого будущего нет сколько-то сложных институтов и запутанных узлов социальных взаимодействий. Есть работа на общество как тотального работодателя, семья зачастую заменяется свободной любовью или регулируемыми половыми связями, не приводящими к образованию семьи, есть обсуждение различных общественных вопросов в коллегиальных органах власти, а далее, говоря об утопическом социуме, приходится рассказывать не о том, что в нем есть, а о том, чего в нем нет.

Да, утопия, к сожалению, обделила читателей тем, что скрыла от их наивного взора все многообразие современного либерализма, который «…представляет собой систему социальных технологий, позволяющих без чрезмерных издержек согласовывать интересы разделенных индивидов с разными интересами…». В утопии, к сожалению, нет разнообразия богатства и бедности, нет той знакомой нам всем чудесной согласованности интересов нищего и владельца корпорации, нет бодрящих мировой дух войн, нет интересных новостей про драки бравых парламентариев при принятии законов… Много чего нет. Примитив, что с неё взять. Но! Думаю, автору знаком диалектический закон отрицания отрицания. Это как движение по спирали – после снятия одного противоречия развитие идет на качественно ином уровне. Вроде возвращения к началу, только к более крутому. Первобытнообщинный строй и коммунизм (или утопическая модель – в рассматриваемом контексте), если судить по социальной сути, имеют много общего, но никто в здравом уме не будет утверждать, что коммунизм будущего – это падение в доисторические бездны. Да, в новом обществе будут новые противоречия, только основа их будет другая, не классовая. Разве можно назвать упрощенным то общество, которое ставит себе невиданные доселе цели и достигает их? Единство в разнообразии – разве это тотальная унификация? Разве не единое общество, единая мыслящая Сущность может, в конечном итоге спасти Вселенную от энтропии атомизации и ложно понимаемого «многообразия»?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Воздержусь тут от цитирования Ивана Ефремова и Владимира Ленина (хотя их мысли как нельзя походят в данном контексте), дабы не быть обвиненным в чрезмерной идеологизации.

Монография очень информативна и плотность материала просто зашкаливает. Чтобы адекватно воспринять текст, нужно принимать его «небольшими глотками» с перерывами на осмысление. Это при том, что книга написана как развенчание утопии. С рядом выводов можно согласиться, другие выглядят немного натянутыми или даже манипулятивными. Рассматривая проблему нетворческого, обыденного труда и природного неравенства способностей у разных людей, Фрумкин не коснулся темы автоматизации и медицинской корректировки талантов, предтечи трансгуманизма. И, таким образом, уличенные «дефекты» утопии оказываются мнимыми. У Георгия Гуревича есть две повести — «Итанты» и «Ордер на молодость», в которых прекрасно показано, как в утопии решаются проблемы талантов, свободного времени, жизней и судеб. В этой связи вспоминаются проекты поамбициознее, взять хотя бы коммунистические общества из романов Олафа Стэплдона.

За атакой на утопию видна и более масштабная мишень – марксистское мировоззрение. Собственно, об этом Фрумкин откровенно и пишет в самом начале книги. В предисловии автором была продекларирована цель исследования, – узнать, какими же «соблазнами» европейская социалистическая традиция привлекала своих сторонников. Утопия, которая в «идеале мечтает о полном устранении и разделенности и различии интересов» — прямо таки социалистический первородный грех в Эдеме либерализма. А в самом конце книги автор прямо поддает анафеме попытки построить утопию:

цитата
Очевидно, что во сколько-то разумные исторические сроки попытка построения утопии не может оказаться ничем иным, кроме как самой разрушительной революцией, и очевидно, что травматический опыт ХХ века сегодня делает этот вариант скорее неприемлемым — во всяком случае, тех, для кого он приемлем, не может быть очень много

Хотя, будем объективны. Автор честно признает, что при всех своих реальных и мнимых недостатках, утопия дает «хоть какой-то» ответ. Единственный ответ.





1484
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 21:58
Спасибо, очень интересно
Скажите, а что у Ольги Онойко тянет на утопию?
И ещё такой вопрос, всё давно хочу спросить: знакомы Вы с творчеством саратовского писателя Олега Лукьянова и его циклом На одной далёкой планете? Очень интересно узнать Ваше мнение — утопично ли общество, описываемое, к примеру, в рассказе «Шубка из созвездия Арфы»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 22:10
Фрумкин пишет, что после 1991 утопическая традиция Стругацких не канула в лету полностью, а породила своего рода рефлексию. Возникло нечто среднее между утопией и антиутопией, по сути — пародия на мир Полудня. В качестве примеров наводятся романы «Звезды — холодные игрушки» Лукьяненко и «Сфера-17» Онойко.

цитата Seidhe

На одной далёкой планете? Очень интересно узнать Ваше мнение

Спасибо за наводку;-) Заношу в свой список.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 10:50
Тогда уж, до комплекту, ещё один саратовчанин — Николай Советов с романом «В изгибе развития». Утопия там, правда, только в начале, а потом ГГ оказывается в антиутопии и, естественно, устраивает революцию.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 11:00
Спасибо!:beer:


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 22:16
Все утопии 1890-1920хх гг — это спор с Эдвардом Беллами. Книгу Беллами издавали бессчетное количество раз, в трех или четырех разных переводах, были выпущены сокращенные версии романа, она настолько массовая, что даже через сто лет издания Беллами на русском языке ничего не стоят у букинстов — какие-то жалкие 500 руб, и менее.

Кстати, книжку Свентоховского знаете?
https://fantlab.ru/work275423
Там хороший аннотированный разбор/пересказ основных утопий, малоизвестных, но интересных.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 22:25
Спасибо! Сведения об этой книжке где-то встречал. Но меня интересует более узкая тема — коммунистические утопии в научной фантастике. Иначе в этом утопическом океане можно просто утонуть.
«Страна Гонгури» — тоже спор? Творчество Ярославского? Кажется, последним ремейком Беллами был утопический цикл Мака Рейнолдса.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 22:48
У Свентоховского коммунистические утопии есть. НФ ведь не на пустом месте появилась, надо и предшественников знать. А тоу нас Утопию Мора сто раз издали, а «Икарию» Кабе — один лишь раз, и потом в сокращении в 10 (десять!) раз:
https://fantlab.ru/work73803


цитата

«Страна Гонгури» — тоже спор?


Абсолютно да, пересказ книги Беллами своими словами, с новыми идеями. Без Беллами нельзя понять почему утопии в 20 веке имеют сходные сюжеты и приёмы подачи описания мира.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 22:56
Кабе — ведь это еще не нф, так? У него там то, что я называю островной утопией. Коммунизму чуждо ограничение, он должен быть глобальным. Всякие коммуны рано или поздно ведут к вырождению. Хотя насчет предтеч — да, согласен.
Сколько всего интересного — хоть разорвись, было бы время:beer:
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 22:59
Ну как не НФ, если отсчет НФ — от Шелли, Франкенштейн, 1818 — то может и прото-НФ, 1840 года роман.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 23:01
До определенного времени утопия считалась отдельным жанром, сейчас это подразделение фантастики.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 23:07

цитата С.Соболев

Без Беллами нельзя понять


Да уже без Платона нельзя понять ;)
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 07:45
Подразумевается что люди грамотные и образованные, Платон входит во все курсы философии, читан должен быть просто по умолчанию. Наверное. Может быть. А вот Беллами в забвении, и это удивительно, его было полным-полно в конце XIX века.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 11:26
Ну, Беллами в забвении просто потому, что скучен.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 13:13
Неа. Десятки изданий до революции. Не просто два, а десятки.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 13:18
Я про сейчас.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 13:25
Томаса Мора печатали, Кампанеллу, Бержерака, Кабе, и многих других, частями, или полностью, или отрывками. Но не Беллами.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 14:06
Это где? В СССР или во всем мире?
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 14:11
В СССР. Сейчас-то Беллами уже переиздали в Терре, два тома сразу, доступен.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 14:50
Ну, в Союзе могли быть идеологические, цензурные причины. Ленин где-нибудь критически прошелся ))
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2020 г. 08:14
Я, по любопытному совпадению, ровно год назад вспоминал о нем и наткнулся на прямого предшественника уже самого «Взгляда назад»:

https://bit.ly/2Ywl4Cd
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2020 г. 11:25
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2020 г. 12:02
Добавил упоминание, чтоб не пропало.

https://fantlab.ru/wor...
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2020 г. 12:12
Отлично8-) Кстати, в 2008 году было выпущено переиздание 1-й и 2-й частей. Считается, что и третья есть, но ее пока никто не нашел.
И еще — вот нашел сайт получше (не архив).
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2020 г. 12:24
Добавил
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2020 г. 01:16
Я видел. Я оттуда и перевел заинтересовавший меня отрывок, напомнивший прохождение через облако темной материи.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2020 г. 11:54
Круто, предтечи интересны.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 11:37
Читал работы Владимира Святловского, изданные «Саламандрой» — Русский утопический роман, Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII cт. (конечно, он погорячился, назвав его коммунистическим, но в то время цензура еще пропускала такие чудачества), где-то на компе хранится также его Каталог утопий. Интересный исследователь. В свое время полностью переписал статью о нем в укрвики.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 13:16
Это переиздания, известные книжки, да.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 11:45

цитата С.Соболев

Все утопии 1890-1920хх гг


Чо эт только 1890-1920-х? Весь утопический Хайнлайн в конце концов из того же Беллами вышел. Ну и из Уэллса, который сам по себе с тем же Беллами дискутировал.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 13:14
В 1930-1960 уже вторая итерация — споры с предыдущим поколением.


Ссылка на сообщение7 декабря 2020 г. 23:05

цитата

книга написана как развенчание утопии


Утопии как литературного жанра или как идеологического проекта?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 10:58
Да, у Фрумкина утопия — это что-то вроде идеологического проекта. Просто подход такой — выискивание явных или мнимых грехов. Выходит, Ефремов пропагандировал какой-то скрытый концлагерь с тотальным контролем. На довольно спорной основе делаются далеко идущие выводы, на которые спокойно реагировать сложно.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 11:27
И бедный литературный жанр, основанный на нормальном человеческом желании мечтать, попал под раздачу? Понятно ;)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2020 г. 03:46
Я рекомендовал бы вам для сравнения почитать его статью о Высоком мнении Херберта (а заодно ознакомиться и с самим романом Херберта, если вы его не читали, эта книга интересна как своеобразный инкубатор, из которого потом проклюнулись чуть ли не с полдюжины более поздних шедевров Фрэнка, от Дюны до Досадийского эксперимента).

Там есть шероховатости и фактические неточности, но вы избавитесь от представления, что Фрумкин критикует исключительно коммунистическую футуристику. Он и по технотронной (анти)утопии проехаться готов.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2020 г. 12:23
Да нет у меня такого представления. Накануне нашел его статью об анархизме, написанную в схожем критическом духе. Но критиковать мало, надо свое что-то предлагать.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2020 г. 19:46
Ну что поделать, мне тоже утопии малоинтересны, для себя предпочитаю менее стерильный сеттинг.

Дисклеймер: я по политотному спектру близок к laissez-faire и анархокапиталистам а-ля исландское содружество начала прошлого тысячелетия.


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 10:36
Мне книга Фрумкина «Философия и психология фантастики» не понравилась.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 13:17
Почему же? Он там внятно донёс читателям в чем бред криптоистории.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2020 г. 14:11
Положительные моменты есть. Но мне казалось, что автор иногда переходит грань фантастики и паранауки. Впрочем, за четыре года я забыл практически всё, прочитанное в книге.


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 08:07
Спасибо за рецензию, весьма интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 13:15
Спасибо. На фейсбук-странице Фрумкина ее как раз активно обсуждают)


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 18:14
Дорогой друг, спасибо! Очень богато и критически:

Да, утопия, к сожалению, обделила читателей тем, что скрыла от их наивного взора все многообразие современного либерализма, который «…представляет собой систему социальных технологий, позволяющих без чрезмерных издержек согласовывать интересы разделенных индивидов с разными интересами…». В утопии, к сожалению, нет разнообразия богатства и бедности, нет той знакомой нам всем чудесной согласованности интересов нищего и владельца корпорации, нет бодрящих мировой дух войн, нет интересных новостей про драки бравых парламентариев при принятии законов… Много чего нет. Примитив, что с неё взять...
СИК!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 18:25
Спасибо за высокую оценку, уважаемый Славов! :beer:
А вообще, надо бы кому-то крепко подумать над тем, чтобы написать обобщающую (эээ, без либеральных купюр) работу по коммунистическим утопиям. Идея просто перезрела уже.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2020 г. 18:58
Надо! Я надеюсь на Вас! :beer:


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 19:07
Книгу с удовольствием бы почитал — судя по цитатам из книги, мои мысли о совковых книжных утопиях схожи с авторскими и практически не соприкасаются с точкой зрения автора колонки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 20:26
Без проблем — заказать можно на сайте издательства, там и ролик-презентация есть. Или свяжитесь с автором книжки, у него тут тоже колонка наличествует.
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2020 г. 22:29
Спасибо. Воспользуюсь вашим советом.


⇑ Наверх