Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte, Kons

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, ceh, cat_ruadh, denshorin, glupec, Kons, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv, negrash, монтажник 21, DGOBLEK, Мстислав Князев, fhistory, merlin_leroy, Wladdimir



Статья написана вчера в 04:46

"Полдень, XXII век", издание 1978 года в США, художник Ричард Пауэрс
"Полдень, XXII век", издание 1978 года в США, художник Ричард Пауэрс

Перепечатано из книги Джорджа Слассера "Научная фантастика: На пути к мировой литературе" (Science Fiction: Toward a World Literature, 2022). Перевод любезно предоставлен А. Бушуевым, Т. Бушуевой.

Почти такие же: будущая история Стругацких

Приведенные выше примеры, по сути, катастрофичны по своей природе. В каждом из них мы ощущаем истощающееся нетерпение в отношении ползучего темпа «истории будущего». Но диморфизму не обязательно быть катастрофичным. Другая возможная модель изменяет чередующийся ритм диморфов и двойников, чтобы через подъемы и спады сделать возможным пусть скромное, но непрерывное ощущение развития человечества. Такая динамика истории будет одновременно как нелинейной, так и прогрессивной. Произведения, которые, по-видимому, соответствует этому описанию, — это цикл «Полдень: ХХII век (Возвращение)» (1962 год) [исправленное издание 1967 года, в которое вошли произведения, написанные в конце 1950-х — начале 1960-х годов] Аркадия и Бориса Стругацких о будущей истории человечества. [10* – примечания в квадратных скобках помещены после статьи внизу] В этих независимых, но взаимосвязанных рассказах мы можем ожидать, что дальнейшее развитие человечества — продукт ортодоксальной марксистской диалектики, утверждающей, что она — непрерывный процесс, основанный на тезисе, антитезисе и синтезе. Но это не так. Будучи советскими авторами научной фантастики в период так называемой «оттепели», Стругацкие творят в тени Ивана Ефремова. Его модель развития человечества на удивление внеисторична: в ней любые возможности диморфной эволюции остаются пленниками человеческой формы.

антология "Сердце Змеи", московское издание на английском языке, 1960, художник Николай Гришин
антология "Сердце Змеи", московское издание на английском языке, 1960, художник Николай Гришин

Повесть «Сердце Змеи» Ефремова (1956 год) [11*], написанная за год до его классической «Туманности Андромеды», рассказывает о контакте цивилизаций в глубоком космосе. Космонавты-земляне представляют собой будущее бесклассового человечества. Они встречают инопланетян, которые выглядит точно так же, как они, за исключением того, что они дышат фтором, а не кислородом.




Статья написана позавчера в 15:27

В дискуссии о «красном пинкертоне» 1920-х годов мне попадались отзывы либо против, либо сдержанные. И вот наконец попалась статья решительно за.

«Красные всходы апрель-май 1923 № 4-5»
1923 год, 1500 экз.
120 стр.

Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Кроткова.

О «красном кресте» над «красным Пинкертоном».

(По поводу «Красных дьяволят» Бляхина и путей красной романтики).

В первом номере журнала Главполитпросвета Грузии „Просвещение и Коммунизм” помещена рецензия тов. Мих. Канн о „Красных Дьяволятах”. Ввиду того, что взгляды, изложенные в этой рецензии являются отражением подобных же неправильных,—как увидим дальше—взглядов у многих товарищей на пути, так называемой, красной романтики,—мы считаем необходимым дать тов. Канн небольшой ответ.

Перед тем, как перейти к сути дела, несколько посторонних замечаний на посторонние же темы, задетые тов. Канн в его рецензии.

Думается, что мало кому интересно знать мнение тов. Канн о прошлых вещах тов. Бляхина,—к «Красным Дьяволятам» они отношения не имеют,— это также неинтересно, как разговор о том, каков „критик” тов. Канн по его прошлым рецензиям (если только они были).                 

Затем; тема о значении «Шоколада» — никоим образом в рамки рецензии тов. Канн не входит,—и вопроса о нем в двух словах не исчерпаешь.

Копание в прошлых работах тов. Бляхина, задевание мимоходом «Шоколада» («и я его ляпнул», тов. Канн?) —наводит на такие размышления: вместо слов тов. Канн, которыми начинает свою рецензию:

«Вот уж действительно произведение, в котором есть все „коли нет обмана”».

Хочется сказать об отзыве тов. Канн „вот уж действительно рецензия, в которой есть все, кроме понимания дела, о котором с важным видом ведутся размышления”.

Но, это уже по «сути» дела.

Это — главная причина, которая заставляет так думать тов. Канн и ему подобных.

Красная романтика. О ней нужно рассуждать—как Комсомол и делает,—имея ввиду, что она предназначается для масс молодежи.

И этого не надо не знать. Это—исходная точка. Она у тов. Канн отсутствует. Он рассуждает, абсолютно не учитывая запроса сегодняшней молодежи,--очевидно, он ее и не знает.

Вопрос о красной романтике тов. Канн сводит лишь к „Красному Пинкертону”, хотя это и совсем не так,—но допустим. Допустим, что красная романтика укладывается в рамки лишь только „Кр. Пинкертона“ (не бойтесь так сильно этого слова, т. Канн).

Что „Красный Пинкертон” должен нам дать?

Послушаем тов. Канн:

«Сторонники «Красного Пинкертона» (увы, их не мало!),—они доказывают, что такая литература, занимательна, имеет огромное агитационное значение, воспитывает революционную стойкость и сильнейшим образом воздействует на чувство и воображение молодого читателя».

Совершенно верно. Такая то литература нам и нужна Что же поделаешь, тов. Канн, раз молодежь более эмоциональна, чем вы.

Тов. Канн признает, что нам нужна „героическая литература”, — но он ее, очевидно, думает преподносить молодёжи в виде «строго-классических» произведений.

Нет; это уже лучше оставьте себе, а нам дайте то, что „воздействует на чувство и воображение”!

Безусловно, никто красной романтикой не думает достигнуть законченного ком. воспитания молодежи.

— Она лишь подсобное для этого оружие.

Тов. Канн пишет по поводу «Красных дьяволят»:

— ....Основной недостаток автора, как беллетриста—полное отсутствие чувства меры. (—Какой вы умеренный человек, тов. Канн! И. Б.), Ему, очевидно, кажется, что чем больше «ужасов» будет нагромождено в произведении, тем лучше и «забористей» оно выйдет.

„Красный Пинкертон”, тов. Канн, по нашему глубочайшему убеждению, дальше отражает героизм революции, героизм Красной армии в гражданской войне. Вы что,—думаете для революции устанавливать свои «умеренные» рамки?-- Думаем, что безусловно нет. Так как же можно давать рамки событиям, описываемым в „Красном Пинкертоне»? Что же если в борьбе с Махно нашим «Красным Дьяволятам» приходилось на каждом шагу встречать «ужасы». Их надо было и изобразить — что вполне правильно сделано тов. Бляхиным в его повести.

Ничего «надуманного» в «Красных Дьяволятах» Бляхина — нет,—так же как и не должно быть вообще в „Красном Пинкертоне”.

Тов. Канн сетует, что в «Красных Дьяволятах» на каких нибудь 140 стр. „утрамбованы” и Махновцы и белые (да, разве между ними, тов. Канн, разница есть?) и красные и проч. Что ж! Придется вам. тов. Канн, сетовать и на жизнь, которая занималась такой колоссальной «утрамбовкой».

Но, тов. Канн, не только отрицает ненужность „Красных Дьяволят», а еще... вот смотрите сами:

— ..эта книга развращает литературный вкус молодого читателя... Она прокладывает очень удобную дорожку от «красного» к „черному” Пинкертону (Курсив мой. И. Б.)“.

Тут вы тов. Канн хватили через край. Нельзя же и такое заявление (подчеркнутое мной) делать безо всякого обоснования, как делали вы и другие ваши заявления.                   

На основании чего вы. тов. Канн, утверждаете подобное? Никаких оснований для этого у вас нет и быть но может. Это заявление является определенно безответственным, головотяпским заявлением. Эти свои слова, тов. Канн, можете отнести к мелко-буржуазной молодежи, а не к нашим читателям, которыми является молодежь рабочего класса.

Может быть все это у тов. Канн от того, что он вообще не видит, как будто бы разницы между красным и белым „Пинкертоном”. Он пишет:

« ... она (повесть) почти становится копией дореволюционного Пинкертона, лишь окрасившаяся в красный цвет».

-Ей-ей же можно ожидать, что тов. Канн вот-вот, сейчас начнет „философствовать” таким примерно образом:—ну. что, дескать, живем мы в Советской республике, ведь это же старая царская страна (ну земля „землянистая”, воздух „воздушный”—все по прежнему)—только лишь. . . перекрасившаяся в красный цвет.

Так и с Пинкертоном. Это то и нужно, это то и хорошо, что Пинкертон стал красным. Разве можно толковать о копии дореволюционного Пинкертона? Раз он красный,—значит у него содержание новое, значит он никакой копией белого быть не может. Тов. Канн, спросите об этом любого комсомольца, он вам эту истину без запинки скажет. Вам же ее не знать немного нехорошо. Не зная этого—лучше уж не писать рецензий. Лучше будет,—поверьте!

Нет, не «красного креста» ждет «Красный Пинкертон» (такую комбинацию проделать над ним предлагает тов. Канн), а более усиленного внимания к его созданию.

А крест... он нам пригодится для того, чтобы поставить его над некоторыми «критиками».

В процессе создания «Красной романтики» могут быть ошибки (без них никогда, ведь нельзя), могут быть отдельные ляпсусы, но, боясь их, отказываться от создания красной романтики вообще, мы не должны и не будем.

В „Красных Дьяволятах” Бляхина есть места мало «художественные», есть отдельные недостатки, но это первый опыт и, как таковой — мы его приветствуем.                 

К сведению товарищей:

Нельзя думать, что Красная романтика сводится лишь к „Красному Пинкертону”. Такой взгляд неверен. „Красный Пинкертон” лишь часть Красной романтики. Интересующихся этим вопросом мы отсылаем к № 1 „Красные Всходы”, где помещена на эту тему специальная статья.   

И. Бобрышев.


О спорщиках.

Автор рецензии на рецензию — Иван Тихонович Бобрышев (1903—1938), партийный журналист, в зените своей карьеры член ЦК РКСМ, редактор «Комсомольской правды» (1929). Расстрелян.

Автор исходной рецензии — Михаил Вячеславович Канн (1900-1938), достиг чина старшего инспектора 1 отделения оперативного отдела ГУПВО НКВД СССР. Расстрелян.


Статья написана позавчера в 12:14

Открыта для ознакомления авторская серия популярной английской писательницы Джулии Голдинг, в которой впервые вышла тетралогия «Противостояние» в жанре мифологического фэнтези.

Типичное оформление книг серии, имхо, симпатичное (я вообще не равнодушен к оформлению О. Закис) :

От себя добавлю, что книг серии не читал.


Статья написана 13 декабря 19:43

По просьбам читателей рассказываю о фантастическом романе Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Кстати, книга эта тоже была написана по просьбам читателей, заваливших автора письмами с требованиями поведать о дальнейшей судьбе героев романа "Астийский эдельвейс". Значит, не так уж и плоха была урезанная "молодогвардейская" версия романа, вышедшая в 1982 году, раз вызвала у прочитавших живой интерес к участи персонажей. Напомню, что в предыдущем материале я писал об "Астийском эдельвейсе", основываясь на его полной версии, опубликованной в 1994 году Татарским книжным издательством (см. мою статью "Женщины и прочие загадки романа "Астийский эдельвейс" Владимира Корчагина").



Владимир Корчагин. Именем человечества. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1989 г. Тираж: 50000 экз. Художник В. Малякин.



"Именем человечества" — прямое продолжение "Астийского эдельвейса" с тем же главным героем. Авторский цикл из этих двух произведений, а проще говоря, дилогию, на сайте "Лаборатория фантастики", исходя из имени основного персонажа, назвали — "Максим Колесников".

Время, проведенное Максимом на инопланетном звездолёте Ао Тэо Ларра суперцивилизации Агно в компании прекрасной инопланетянки Мионы и её восхитительной, но чересчур по земным меркам циничной матери Этаны, вылилось в семь лет его отсутствия на Земле. Тайная исследовательская вахта неотразимых пришелиц на околоземной орбите закончилась, им пора возвращаться в лоно Агно. А вот Максим не хочет улетать с ними, хоть очаровательная Миона и ждёт от него ребёнка. Голова землянина набита разнообразными научными знаниями, которых он набрался в информатории Ао Тэо Ларра, и теперь Колесников стремится поскорее ознакомить с ними Родину.



Титульный разворот книги "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.



Командир корабля пришельцев Этана на прощание снабдила Максима диском с самой полной информацией о научных достижениях цивилизации Агно. Знания, уже накопленные и зафиксированные в памяти землянина, теперь подкреплены сведениями на специальном носителе, с которым Колесников, благодаря вживлённому у него за ухом чипу, может поддерживать связь (на небольшом расстоянии). Теперь наш герой, глубочайше озабоченный гибельными последствиями гонки ядерных вооружений, набирающей на Земле обороты, знает, как нейтрализовать накопленные и всё увеличивающиеся атомные арсеналы. Ему известно (в теории), как остановить реакцию ядерного распада нейтринной стабилизацией радиоактивных элементов.



Форзац книги Владимира Корчагина "Именем человечества" (1989). Художник В. Малякин.



Читайте полную версию материала:

• "Именем человечества" — прямое продолжение "Астийского эдельвейса" с тем же главным героем.

• Грех межзвёздный.

• Диск со знаниями инопланетян и прописка в Кисловодске.

• Летаргический сон Колесникова в Вормалее.

• Даже могилка Тани исчезла с местного кладбища…

• Зачем Таня на звездолёте, ведь здесь для Максима есть Миона...

• Чудодейственный радиоактивный порошок.

• Аспирант Зорин собирался жениться…

• "Болтался вокруг Земли и не поддавался никаким методам обнаружения".

• Вражеские шпионы в Вормалее.

• Мозаика романа начинает складываться.

• "Ампула с нептунием – вот что поможет мне сейчас".

• Шпионский роман – явно не конёк писателя.

• Прежде думай о Родине…

• Неожиданности ждут читателей вплоть до финальных страниц...

Полный вариант статьи читать здесь: https://dzen.ru/a/aTMxUdNL2CjkTADI


Статья написана 12 декабря 10:27

Открыта для ознакомления серия российской фантастики и приключений для детей и подростков, в которой представлены произведения классиков жанра и менее известных авторов от шестидесятых годов XX века до первого десятилетия XXI века. Преобладающая часть произведений относится к жанру космооперы, представлены также другие направления твердой научной, мягкой гуманитарной и сказочной фантастики.

Типичное оформление серии, имхо, свойственное для тех лет "наотвали" — нарезать коллажи из неоднократно к тому времени поюзанных рисунков:

От себя добавлю, что книг серии не читал. В то время прошли мимо, а сейчас уже не хочется.





  Подписка

Количество подписчиков: 733

⇑ Наверх