Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана сегодня в 02:15

А. Караваев "Краткая история советской фантастики. 1917 — 1931" — Волгоград, ПринТерра-Дизайн, 2025. ISBN 978-5-98424-356-8. 240 стр., твердый шитый переплёт, глянцевая бумага, полноцветная печать, размер 23х30 см, тираж 500 экз.


История советской фантастики открывается сильно загодя — в тридцатистраничном предисловии описаны книги и журналы периода 1830-1917 гг., а так же основные механизмы книгоиздания, практиковавшиеся в девятнадцатом веке, без понимания которых невозможно начать разговор о литературе века двадцатого, тем более что основные издатели и редакторы, сформировавшие облик фантастики 1920-х гг., активно работали в издательском деле до революции, и просто продолжили своё дело при смене экономической формации — но на других, менее выгодных для себя и писателей, условиях.




Статья написана 15 декабря 04:46

"Полдень, XXII век", издание 1978 года в США, художник Ричард Пауэрс
"Полдень, XXII век", издание 1978 года в США, художник Ричард Пауэрс

Перепечатано из книги Джорджа Слассера "Научная фантастика: На пути к мировой литературе" (Science Fiction: Toward a World Literature, 2022). Перевод любезно предоставлен А. Бушуевым, Т. Бушуевой.

Почти такие же: будущая история Стругацких

Приведенные выше примеры, по сути, катастрофичны по своей природе. В каждом из них мы ощущаем истощающееся нетерпение в отношении ползучего темпа «истории будущего». Но диморфизму не обязательно быть катастрофичным. Другая возможная модель изменяет чередующийся ритм диморфов и двойников, чтобы через подъемы и спады сделать возможным пусть скромное, но непрерывное ощущение развития человечества. Такая динамика истории будет одновременно как нелинейной, так и прогрессивной. Произведения, которые, по-видимому, соответствует этому описанию, — это цикл «Полдень: ХХII век (Возвращение)» (1962 год) [исправленное издание 1967 года, в которое вошли произведения, написанные в конце 1950-х — начале 1960-х годов] Аркадия и Бориса Стругацких о будущей истории человечества. [10* – примечания в квадратных скобках помещены после статьи внизу] В этих независимых, но взаимосвязанных рассказах мы можем ожидать, что дальнейшее развитие человечества — продукт ортодоксальной марксистской диалектики, утверждающей, что она — непрерывный процесс, основанный на тезисе, антитезисе и синтезе. Но это не так. Будучи советскими авторами научной фантастики в период так называемой «оттепели», Стругацкие творят в тени Ивана Ефремова. Его модель развития человечества на удивление внеисторична: в ней любые возможности диморфной эволюции остаются пленниками человеческой формы.

антология "Сердце Змеи", московское издание на английском языке, 1960, художник Николай Гришин
антология "Сердце Змеи", московское издание на английском языке, 1960, художник Николай Гришин

Повесть «Сердце Змеи» Ефремова (1956 год) [11*], написанная за год до его классической «Туманности Андромеды», рассказывает о контакте цивилизаций в глубоком космосе. Космонавты-земляне представляют собой будущее бесклассового человечества. Они встречают инопланетян, которые выглядит точно так же, как они, за исключением того, что они дышат фтором, а не кислородом.




Статья написана 8 декабря 06:57

Первое издание, 1938 год
Первое издание, 1938 год

Айн Рэнд "Гимн" Повесть. Пер.с английского Д.В.Котыгин. – М. Альпина Бизнес Букс. 2008. 112 с. 978-5-9614-0859-1. Тираж 2 т.э. Интегральная обложка (Ayn Rand “Anthem”, 1937)



Далёкое мрачное будущее времен THX-1138, по-замятински называющие себя персонажи, и по-оруэлловски уничтожившие всю историю. Равенство 7-2521 проводит пять лет в Доме Детей, как и жители "Прекрасного нового мира" Хаксли, потом десять лет в Школе, где весьма успешно схватывает учение и стремится с любопытством проникнуть в устройство всех вещей: Как устроены свечи для освещения? Как мы выглядим? Что под поверхностью Земли? Круглый или квадратный наш плоский мир?

За эти и другие вопросы часто бывает бит учителями.




Статья написана 3 декабря 12:36

Порой в гости к Стране Фантазии заглядывают неизвестные и загадочные лица. Мелькнут с одним-единственным романом (изданным вне серий, или в сериях бол.литы), удивят читателей неожиданными фантазиями, и испаряются как пар от поезда за поворотом. Тем не менее такие книги, написанные явно не в шаблоне, показывают на что способна научная фантастика, и запоминаются надолго. Антон Первушин как писатель известен давно, Николай Большаков практически неизвестен — этот роман был его удачным дебютом, и — последней публикацией (лишь несколько рассказов засветившихся в сети, датируются примерно 2010 годом). Если расфантазироваться что писатель А + писатель Б дают сущность нового писателя, то и в таком тандеме ничего читатели так и не дождались к сожалению.

Оболожка издания 1999 года
Оболожка издания 1999 года

Николай Большаков, Антон Первушин. Собиратели осколков. — СПб. Северо-Запад. 1999. 528с. 8 т.э. (серия "Перекресток миров"), твердый переплет.

Большой роман-триптих, действующим персонажем которого выступает эпохальный перелом привычного мира. Книгу можно поставить на одну полку с "Катализом" Ант. Скаландиса и "Космикой" Александр Тюрина.

Очень любопытно представлены авторами никудышные зародыши Будущего (2026 год), его первые чахлые ростки (2052 год, сразу после атомной войны) и последующие горькие плоды (начало XXIV века). О развитии человечества по спирали достаточно сказано в послесловии Василия Владимирского, и в самой книге, мы же остановимся лишь на некоторых авторских допущениях, которые при ближайшем рассмотрении оказываются несколько натянутыми.




Статья написана 25 ноября 02:26

Издание 2003 года
Издание 2003 года


Дэниэл Ивен Вайсс "Нет царя у тараканов" М. ЭКСМО. 2003. 368 стр. Перевод И.Залогиной. Тир. 3 т.э. твердый переплет.

Из аннотации:

«У тараканов нет царя, но выступают все они стройно». Так гласит тараканья Библия. Что случится, если маленькие твари, с которыми мы ухитряемся жить бок о бок столетиями, объявят нам реальную войну? Больше того — победят в ней, научившись наслаждаться сексом с человечьими самками, пережив геноцид и низвержение в преисподнюю? И хронику о ней оставит потомкам их мессия — интеллигентный и набожный таракан по имени Псалтирь? Это история о том, как сотни тараканов, живущих на кухне Айры Фишблатта, замышляют избавиться от его одержимой чистоплотностью подруги, которая переезжает к нему и начинает ремонтировать кухню.







  Подписка

Количество подписчиков: 641

⇑ Наверх