Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 мая 2020 г. 12:08

Hermann Hesse. Der Steppenwolf. Berlin, 1927

Книга построена так: это записки некоего человека, изданные его знакомым, который, в виде комментария, даёт своё предисловие. Весь роман построен на одном лице — на характеристике его сложной жизни и судьбы. Он — отщепенец, одинокий человек, враждебно относящийся к буржуазному укладу жизни. Высоко культурный и талантливый, он постепенно опускается и живёт страданием. На книге видно сильное влияние идей Ницше и Достоевского.

Книга интересная, но только для очень культурного читателя. Её следовало бы перевести.

Б. Эйхенбаум

15/VII.1927.

(роман был переведён 50 лет спустя)

«Иностранная литература» №04, 1977»
1977 год, 600000 экз.
Формат: 70x108/16, 288 стр.

Комментарий: На обложке картина Н. Цултэма "Река Чулуут".


Статья написана 4 мая 2020 г. 15:50

Robert Service. The Master of the Microbe. A Fantastic Romance. New York. 1926

Действие происходит в Париже, после войны. Американский бактериолог, Hermann Krug, из ненависти к Франции, решает уничтожить её страшной эпидемией гриппа. Он открыл микроба этой болезни и способы культуры его, а также и сыворотку, которую хранит только для Америки. Париж охвачен заразой, число больных и умирающих растёт с каждым днём. Таков главный узел фабулы. Вокруг этого развёртывается сложная, наполненная невероятными ужасами и всевозможными неожиданностями история. Профессора Krug`а убивают (куски его тела находят в разных местах Парижа) бандиты-апаши, чтобы заработать на этом деньги. Автор-рассказчик случайно узнаёт о тайне профессора, а позже — о всём дальнейшем. Начинается история его приключений на дне Парижа: он чуть не в каждой главе — на волосок от смерти, но какая-нибудь случайность спасает его. К этому примешан ещё целый ряд тайн, связанных с его дядей и проч.

Типичный бульварный уголовный роман, превосходящий обычные его формы только количеством событий и фантастичностью ужасов. Какой-то американизированный Виктор Гюго. Кончается, конечно, всё благополучно для благородных героев, а главный сверхъестественный злодей погибает. Единственное приложение этого романа — превратить его в кино-сценарий. Влияние кино (сколько одних погонь!) здесь чувствуется определённо — к литературе этот роман имеет очень отдалённое отношение.

Б. Эйхенбаум

«The Master of the Microbe»
Robert W. Service
The Master of the Microbe
Издательство: New York: Barse & Hopkins, 1926 год,
твёрдая обложка + супер, 424 стр.


Статья написана 29 апреля 2020 г. 11:44

В. Мозалевский

Пять рассказов

Рассказы ни с какой стороны не представляют собой интереса. Или невнятная лирика (первые рассказы) о женщинах, цветах — с большой долей лжеромантики, или газетная полуфантастика (Амашат и Авиахим) и, наконец, приключенческий роман "Заговор теней" — наиболее удобочитаемая вещь, но неинтересно, плохо написанная, без малейших намёков на художественность.

К печати не годится ни один из рассказов.

Вал. Правдухин

22/II.27г.

цитата
  Русский писатель польского происхождения Виктор Иванович МОЗАЛЕВСКИЙ [15(27).07.1889, Влоцлавск, Варшавской губ. – 26.11.1970, Москва] родился в семье врача. В 1907 году окончил гимназию в Тифлисе, в 1913-м – юрфак Московского университета. До 1915 года занимался адвокатской практикой, затем воевал на германском фронте. После революции служил в Красной Армии (как юрист). Писал с двадцати лет, автор сборника «Фантастические рассказы» (1913) (каковые скорее «символистские»). В начале 20-х входил в кружок «фант. писателей». После 1923 года не печатался, в 30-е и писать перестал, работал юристом. В первом сборнике М. – шесть рассказов, в книжечке «Обман и др.» (1923) – три. Также автор фант. повести «Исчезнувшая мечта» (1914), рассказа «Двойная смерть» (1922) и др. Осталась неопубликованной его «фант. утопия» «Покорённый ферофаг» (написанная до 1923 года).

(В. Окулов)


Статья написана 27 апреля 2020 г. 13:42

Михаил Ковлев -"Фиолетовый газ". Повесть. Стр. 181

Обычный детектив с непременными погонями, формулами, пропавшими рукописями, покойниками и т.п. кинематографическими трюками. Сюжетно сделан неплохо, но слабо смонтирован. Утомляет однообразие положений: след найден — потерян, найден — потерян, так до бесконечности. В кино обычно такого рода фильм снабжён ещё любовной интригой: — это на время тормозит внимание зрителя. В романе Ковлева такой интриги нет. Зато есть непременная "идеологическая концовка" и прочие атрибуты советского фильма.

"Прибой" до сих пор подобной литературы не печатал. Думаю, что не будет печатать и впредь.

6/XII.26г.

З. Юдкевич


Статья написана 26 апреля 2020 г. 16:14

Отзыв В. Друзина

Сергей Беляев. Радио-мозг. Роман.

По замыслу — роман авантюрный, с привнесением научной фантастики под Уэллса.

Но — одно дело замысел, другое дело выполнение его. С первой же страницы этого романа веет невероятной художественной беспомощностью: автор не в силах дать живых людей; у него получились марионетки, механически двигающиеся согласно требованиям сюжетостроения.

Хотя в авантюрной литературе весьма часто приходится прибегать к героям-схемам, маскам — но обычно этот приём употребляется при общей художественной установке вещи (если это не бульварно-авантюрное произведение).

У Беляева же сплошь такие "перлы" стиля:

цитата
Деревья стоят, как невесты, ожидающие своих возлюбленных, овеянные думой о предстоящей радости сближения. Цепкими корнями впиявились деревья во влажную сыть отдохнувшей земли... И слышит Мишутка, как живёт земля и звучит далёкое распростёртое пышное небо...
(стр. 30).

Прибавив сюда примитивность характеристик героев — мы имеем представление об общем фоне романа "Радио-мозг".

Фабула такова:

Двое франц. учёных, ненавидящих СССР — задумали уничтожить сию зловредную страну, дабы путём уничтожения достигнуть неограниченной власти и во всём прочем мире. Средство у них одно: путём открытия особых лучей, излучаемых человеч. мозгом, — они добиваются чтения и передачи мыслей на расстоянии. Отсюда — их страшное могущество. Массовое внушение, массовая психопатия.

Впрочем довести до конца этот план злодеям (ибо они 100%ые злодеи) конечно не удаётся. Вмешиваются в дело советские изобретатели, параллельно открывшие те же лучи, и тем самым вставшие на дороге франц. учёным — и при помощи рабочего-самородка, гениального, насквозь классово-сознательного Мишутки Зубова — загоняют этих приспешников буржуазии, что называется, в бутылку. Конец самый что ни на есть благополучный: злодеи гибнут, Мишутка женится, один изобретатель ступает в партию, другому сов. власть выдаёт патент, и он организовывает в массовом масштабе производство его "экранов для улавливания мыслей".

Одним словом — весь роман проникнут тенденциозностью, — показ героев и событий — неприкрыто лубочный. По стилю — безвкусица. К печатанью роман не годится.

В. Друзин

«Радио-мозг»
Сергей Беляев
Радио-мозг
Издательство: М.: Молодая гвардия, 1928 год, 5000 экз.
мягкая обложка, 184 стр.

Аннотация: Эта история началась с того, что из рентгеновского кабинета Центральной городской больницы было похищено два амперметра. Точно такая же кража, таких же амперметров была произведена из лаборатории отдела точной механики завода "Красный химик". Спустя некоторое время они самым странным образом возвратились на место, но поменялись местами. В это же время из мертвецкой городской больницы исчезает труп старика, который спустя некоторое время в живом состоянии и голом виде появляется рядом с домом бывшего работника упомянутого завода. Лавина странных событий нарастает…

цитата
Деревья стоят как невесты, ожидающие своих возлюбленных, овеянных думой о предстоящей радости сближения. Цепкими корнями вцепились деревья во влажную сыть отдохнувшей земли, жадно пьют и тянут густые весенние соки, гонят их по сосудистым пучкам стволов и ветвей к набухающим жирным почкам. Но земля жива для Мишутки.

Она кажется ему матерью, к сосцам которой припали наголодавшиеся и вкусно чавкающие детеныши. И слышит Мишутка, как живет земля, и звучит далекое распростертое пышное небо.





  Подписка

Количество подписчиков: 103

⇑ Наверх