Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 декабря 2018 г. 14:00

 "Как, про меня не написали?"
"Как, про меня не написали?"


Когда ничего не ждешь, ничем не будешь разочарован, истина сия верна настолько, насколько и банальна. Когда у Мэтта Раффа выходили “Злые обезьяны”, я совершенно ничего не ожидал от этой книги, просто повелся на действительно злых обезьян на обложке и девушку в тюремной робе с лицом бывалой “скоростийщицы”. А получил отменный психоделический боевик, где кроссворды предупреждают об опасности, а пистолет можно переключить на стрельбу сердечными приступами, щедро приправленный иронией. Поэтому, когда следом вышла “Страна Лавкрафта”, Рафф был признан способным сотворить что-то интересное из такой сомнительной темы как “диверсити в гостях у Ктулху”. Он и сотворил, но не в ту сторону. Имейте это в виду, чтобы поначалу не разочароваться как я. Впрочем, обо всем по порядку.

Наша история начинается, когда Аттикус Тёрнер возвращается домой, вызванный странным письмом от отца. Монтроуз Тёрнер что-то раскопал о происхождении своей жены, матери Аттикуса, которое она тщательно скрывала и от мужа, и от сына и теперь предлагает тому “вернуть то, что твоё по праву рождения”. Вот только сам Монтроуз пропал, и следы его ведут в Арпхэме, штат Массачусетс. У Лавкрафта, правда, был Аркхэм, но пока похоже, да? Дальше тоже будет похоже, но не долго. Аттикусу предстоит познакомиться с арпхэмской ложей Ордена Изначального рассвета и конкретно с Калебом Брейтуайтом — честолюбивым молодым чернокнижником, или как он сам себя именует, “натурфилософом”, узнать тайну своего происхождения и поучаствовать в зловещем ритуале. Ритуал, конечно же, пойдет не по плану — не без участия Аттикуса и Калеба, у которого на Аттикуса далеко идущие планы. На этом Лавкрафт благополучно закончится и начнется история про зловещий дом, в который переехали сестры Летиша и Руби Дэндридж.

Как вы уже догадались, “Страна Лавкрафта” — роман в рассказах. Каждый из них, числом восемь, строится примерно одинаково — Калебу нужно обстряпать какие-то свои натурфилософские делишки, чтобы возвысится в иерархии Ордена и он использует для этого Аттикуса или кого-то из его многочисленных родственников и друзей, шантажируя и угрожая. До поры всё идёт гладко, но в конце концов коварного честолюбца ждёт сокрушительное фиаско, и это никакой не спойлер — сами подумайте, ну какие в наше время могут быть шансы у белого, будь он сто раз чернокнижник против целого компании настоящих черных? В каждом рассказе Аттикусу сотоварищи приходится столкнуться с проявлениями сверхъестественного, будь то призрак-полтергейст, колдовская марионетка или врата, ведущие на другую планету. Не силен в американской журнальной фантастике, но выглядит очень похоже на оммаж каким-нибудь Weird Tales. Кстати, Weird Tales был закрыт в 1954 году, в том же году происходит действие романа.

Впрочем, как бы то ни было, фантастика для Мэтта Раффа лишь способ, на самом же деле “Страна Лавкрафта” о расизме. Да-да. Не о потусторонних ужасах Ктулху и Йог-Сотота, а об будничном кошмаре, который уделывает всех Великих Древних. Я не буду ничего особо расписывать и так понятно, что ничем не обоснованная ксенофобия — это плохо и не надо так. Вот только в “Стране Лавкрафта” данная тема крайне мало влияет на сюжет. К примеру, тот призрак из второго рассказа, стал бы он меньше бушевать, если бы в его дом вселилось белое семейство, а не две сестры-негритянки? Да нет, конечно. И в других случаях также, замени цветных героев, ничего особо и не изменится, за ними только перестанут гоняться линчеватели с топорами из массовки. Что досадно, сделать лучше автор мог, достаточно прочесть “Падение дома Нэрроу” или “Джекила из Хайд-парка”. В этих двух рассказах Мэтт Рафф ловко связывает две главных составляющих “Страны Лавкрафта”весьма неожиданным образом. Особенно в “Джекиле...”, где уже знакомая нам Руби Дэндридж — стереотипная черная женщина вроде Мамочки Два Тапочка, только моложе — неожиданно просыпается под Рождество в луже крови и... белой! Ну а “Падение дома Нэрроу” показывает то, чего мы изначально ждали от книги, сталкивая оккультизм и бытовой расизм.

Что-то я с отвычки растекся белочкой по древу, давайте будем закругляться. Не стоит подходить к “Стране Лавкрафта” как к очередному пастишу визионеру из Провиденса или если вы терпеть не можете чёрных героев и белых злодеев (единственный минус автору, на мой взгляд, что из этой простенькой дихотомии он даже не пытается выбраться). Её можно читать как высказывание о проблемах американского общества 50-ых, не утративших актуальности по сию пору. А можно и как обычную мистику, у Мэтта Раффа легкий, приятный слог, колоритные — простите за невольный каламбур! — и детально прописанные персонажи, мои любимые эмоциональные качельки, когда автор моментально переходит от своей фирменной иронии к драме. Ну и когда вы ещё что-то в жанре “диверсити в гостях у Ктулху” почитаете, пусть Ктулху тут и на минималках. Ни Ла Валля, ни Джейкобса, ни Говарда с его "Картером и Лавкрафтом" нам в переводе всё равно не видать. Такие дела.




Ранним воскресным утром в конце января Монтроуз стоял у сыновнего «кадиллака», курил, чтобы согреться, и смотрел, как из сумерек выплывает инопланетный пришелец.

Пришелец был вишнево-красный, ростом с ребенка, и на нем красовалась надпись: «Пейте „Кока-колу“ в бутылках!» Под знакомым слоганом было намалевано от руки: «Только для белых посетителей!»

Монтроуз знал, что для белых жителей южного Иллинойса чужак скорее он, а не Джим Кроу. Жаль, не с кем это обсудить. Особенно расстраивала невозможность сказать пару ласковых владельцу магазина-автозаправки Джону Перчу, на чьей территории и стоял автомат с «колой». Свет в домике не горел, а на колонке висела табличка: «Воскресенье – выходной».

По дороге шли два чернокожих мальчика в ярких зимних курточках – желтой и оранжевой. Им было лет по десять. Монтроуз и мальчик в желтом поприветствовали друг друга кивками, потом отец Аттикуса вновь стал настороженно наблюдать за автоматом, как будто это солдат-южанин в засаде.

Мальчишки, ничего не подозревая об опасности, подошли к автомату и начали собирать по карманам мелочь.

Монтроуз выкинул сигарету.

– Эй! Вы что удумали?! – крикнул он. – Не смейте совать туда деньги!


Статья написана 1 декабря 2018 г. 23:52

Машина времени дала сбой и отбросила нас на два года назад, в декабрь 2016 года. Шутка. На самом деле я нашёл почти дописанный черновик этой статьи в Гугл-документах и решил что пара лет для хорошей музыки — не срок. Кому про музыку не интересно и кто ждёт возвращение пана как рецензента — есть ещё такие? — сообщаю, в работе ажно четыре рецензии, три из которых на актуальные новинки сего года, а четвертая — на старинку. Старинка настолько же отлична, насколько и обойдена читательским вниманием даже здесь, на Фантлабе, а новинки неплохая, хорошая и тоже отличная.











Статья написана 15 июля 2018 г. 17:43

Добро пожаловать в Зеркальный лабиринт! Здесь будут собраны и размещены отзывы на рассказы из Синей группы. Держитесь правой стороны и не упускайте нить путеводного смысла.

Настоятельно рекомендую подписаться на комментарии.


Тексты скачать бесплатно и без регистрации

Общее количество отзывов: 230 (+19)

Обновлено: 26.07 в 10:07


Лабиринты:

Всем, кто слышит 15 отзывов (+1)

В чужих глазах иное отражение 15 отзывов (+1)

Вечность в глазах напротив 15 отзывов (+1)

Во всю стену 16 отзыва (+1)

Восхитительное самоубийство Коды из Квартала Маний! 12 отзыва

Дымящееся зеркало 10 отзыва

Жизнь в отражении звёзд 4 отзыва

Запах ваших грехов 12 отзыва

Как русская домохозяйка помогла NASA 11 отзыва

Наблюдение и наказание 14 отзыва (+1)

Поезд в степь 14 отзыва (+1)

Пожиратели

Синдром прыгуна 11 отзыва (+2)

Статистик 10 отзыва (+1)

Странная история микробиолога Васнецова 12 отзывов (+1)

Уходя, гасите свет 11 отзыва (+1)

Харчевня мертвецов 10 отзывов (+1)

Цветочная ведьма 11 отзыва (+3)

Чай из красных лепестков 10 отзыва (+1)

Шиза 10 отзыва (+2)

Общие впечатления о группе 7 отзыв (+1)





Тэги: ФЛР-15
Статья написана 12 июня 2018 г. 22:36

You are my imbecile, my idiot lover

I am the one you want, unlike the others


Зарубежные авторы фэнтези редко обращаются к отечественному фольклору, те же, у кого подобные обращения не ограничиваются Бабой Ягой, и вовсе наперечёт. Вспоминается Кэролайн Черри с её "Русалкой", первые два тома которой вышли в середине 90-ых, из недавних — "Тень и кости" Ли Бардуго, непереведенный (пока ещё непереведенный) роман Кэтрин Арден "The Bear and the Nightingale" и "Бессмертный" Кэтрин Валенте.. "Бессмертный", который в этом ряду стоит особняком, потому что Валенте, в отличие от других, не заимствует антураж, персонажей или сюжетные ходы, а взаимодействует с первоисточником куда более сложным образом, одновременно и сохраняя сказочный канон, и безжалостно деконструируя.

История Марьи Моревны начинается не в "некотором царстве, в некотором государстве" — это Россия, начало ХХ века, Петроград, где-то между Февральской и Октябрьской. Там, на улице Гороховой стоит длинный дом, где у окна маленькая Марья разглядывает птиц — одна из них должна слететь с ветки, удариться оземь и, обратившись прекрасным молодым человеком, постучать в двери дома Марьи Моревны. Так вышли замуж её старшие сестры, и так думает выйти замуж Марья — чтобы потом, разумеется, жить долго и счастливо. И желательно не здесь, ибо Петроград девочке не нравится, он лишен всего необычного, всего волшебного. Марья же видит птиц-оборотней, меряет шагами ставший изнутри больше, чем снаружи дом, проходит на собрание комитета домовых (без преувеличения, лучший момент в книге). А ещё она — дочь двенадцати матерей. Впрочем, тут ничего сверхъестественного, банальное "уплотнение".

Поначалу "Бессмертный" ловко прикидывается сказкой, мрачноватой, пугающей, а порой и откровенно психоделической. Марья Моревна покидает постылый мир людей, перебирается вместе с приехавшим за ней Кощеем на остров Буян (который давно уже не остров, ибо кощеев брат и Царь Смерти Вий убил море вокруг), выполняет три испытания... Валенте — прекрасная писательница, у неё затейливый, наполненный — но не переполненный! — метафорами слог и своеобразный для русского читателя взгляд на знакомых персонажей. Не обходится и без лёгкой "клюквы". Здесь все, даже бесы — особенно бесы — величают друг друга "товарищ" и всячески демонстрируют верность идеям Партии (из-за этой "революционной" риторики иногда возникает неиллюзорное сходство с Масодовым), а Кощей перечисляет среди своих сокровищ икру, водку и свёклу, "красную как гранат". Касалось бы, читай да удивляйся полёту авторской фантазии, наполняясь ей, как стакан в блестящем серебряном подстаканнике с профилем Папы Ленина наполняется горячим ароматным чаем, да потом пиши отзывы, где восторженные эпитеты соединяются в цепи, а стилизация вышагивает по ним на мягких лапах. Однако...

Однако, сказка сказывается скоро, роман же вынужден продолжаться дальше. И вот здесь скрываются два главных недостатка "Бессмертного". Во-первых, без сказочной "подпорки" текст у Кэтрин Валенте оплывает, теряя привлекательность. Выполнила Марья Моревна три испытания, добилась замужества с Кощеем бессмертным — остается только война, и только любовь. Но война, что Царства Жизни с Царством Смерти, что подоспевшая в мире людей Великая Отечественная, разворачивается фоном, а любовная линия откровенно слаба. Марья Моревна мечется от Кощея к "неожиданно" появившемуся в её жизни Ивану и обратно. Наблюдать за метаниями малоувлекательно, потому что Марья и Кощей выписаны автором хоть и ярко, но совершенно плоско, никакая готическая парафилия им объема не добавляет, а Иван — и плоско, и тускло, заурядным юным амантом, которому толком ничего не досталось, ни девиаций, ни подвигов. Во-вторых, трудно определить, на какую полку "Бессмертного" ставить, к жанровой литературе или книгам "посерьезней". Язык, образы, интонации намекают, что это не очередное развлекательное чтиво на пару вечеров, а куда более глубокое авторское высказывание, не случайно многие поспешили увидеть в нем феминистическую ноту. Но когда дело доходит, чтобы из деталей и символов оное высказывание выявить, получается, мягко говоря, немного не то, что ожидалось. Не история о выборе и последствиях (Марья Моревна), не история о неизбежности преопределенного (Кощей), и даже не деконструкция в духе Анджелы Картер, а объемная и затейливая метафора... семейной жизни. Без особого феминизма даже. Мы же привыкли к тому, что даже волшебная сказка — не просто волшебная сказка. И это расстраивает больше, чем водка в сокровищнице Кощея или настойчивая тяга Марьи Моревны к бондажу.




В комнате без окон поднялся холодный ветер. Он набирал силу, ходя по кругу, как скаковая лошадь, кружась и кружась, вороша карты и планы, вызывая мурашки на коже, дуя сильнее и быстрее, пока не завыл, набросившись на Марью Моревну, на Кощея и на Бабу Ягу без разбора, хватая их за одежду, волосы, сбивая дыхание. Кощей поднял руки, чтобы загородить свою новую жену. Баба Яга закатила глаза.

– Черт, – сказала она коротко, и ветер прекратился, оставив вместо себя белое молчание.

В комнате стоял некто, кого раньше не было. Его черные волосы спадали до пола. На нем была длинная серая ряса, а грудь сияла россыпью серебряного света, похожей на звезду. Веки его, такие длинные, что покрывали все тело, как епитрахиль, ресницами мели по полу. Он выставил вперед руки, протянув к ним длинные бесцветные пальцы.

– Поздравляю с бракосочетанием, брат, – проскрежетал он.


Статья написана 28 декабря 2017 г. 11:59

Напарница

Автор долго запрягал, а когда поехал, оказалось, что это обзорная экскурсия по миру Дикого запада. Или «Миру Дикого запада?» Сериал я не смотрел, но по концепции очень похоже. Только здесь больше крови и меньше осмысленности. Например, я так и не понял, зачем подписываться на эпизод, если ты не звезда — шансы словить дырку в организме гигантские, чего нельзя сказать о шансах разбогатеть и прославиться.

Вторая большая неудача — сам герой. «Неотёсанный лоботряс из Орехова-Зуева» — это не характеристика, а сразу бадибэг, кому интересен такой персонаж? К тому же автор не потрудился прописать ему… да ничего, если разобраться. Герой проматывает экранное время в салуне, потихонечку пьёт, играет по мизеру, иногда совершая вылазки к фронтиру — но не из какой-то необходимости, а потому что так надо. Он вялый, апатичный и начисто лишен хоть какой-то харизмы, если бы я смотрел сериал с этим парнем в главной роли — дропнул бы на первой серии. Дана на его фоне выглядит получше, уверенно пробивая себе дорогу на первые места, но в финале автор зарезал и её.

Тему не завезли. Если за игру ещё как-то можно считать эпизоды, то Джонни и Дана — ни разу не соперники, ни противостояния, ни противопоставления между ними нет.

Ноктюрн

Городское фэнтези с неплохим потенциалом, львиную часть которого обеспечивают Адонайтис и Пёс — флёр готического обаяния этих двоих сохраняется несмотря ни на что (хотя в финале автор объявил их родственниками, чем, на мой взгляд, впечатление от персонажей несколько смазал). Сама история простенькая, но визуально очень сильная — как раз тот случай, когда использование штампов идёт не во вред, а наоборот — помогает тексту стать более зримым, выпуклым. Финальный твист хороший такой, неожиданный, но в рамках рассказанной истории логичный. Есть зачатки работы с языком и композицией. Последнее радует неимоверно, а то большинство рассказов прямые как селедка.

Из недостатков отмечу не вполне удачного протагониста (поначалу он выглядит глуповатым и истеричным — чересчур глуповатым и истеричным). История развивается сумбурно. Диалоги — просто оторви и брось. Да и игра с Серой Дамой в кости одним дайсом — да ещё банальным 1д6! — выглядит как-то… несерьезно.

Игра и соперники — в наличие.

Сомния

Вот тоже хорошо, но не дожато. До определенной степени колорит восточно-европейского стимпанка отвлекает внимания, но когда к нему привыкаешь, становится заметно, в этот раз истории тоже недодали глубины. И ведь есть«углубиться», сомнии потенциально очень интересная тема, которую можно развивать и развивать. И мир вокруг вырисовывается завлекательный. Честно скажу, мне было бы просто жалко отдавать столько всего вкусного для одного рассказа, а автор, автор молодец, не поскупился.

Из более мелких придирок — кирасы и опиумные войны были немного раньше чем цепеллины и эксперименты Теслы с электричеством (тут, наверное, много — стоит накинуть несколько лет для постановки теслаганов на массовое производство). В финале отчетливо чувствуется привкус ванилина, герой как-то выкрутился из ситуации, из который по всем статьям выкрутиться не должен был — причём без потерь.

Оба критерия темы явлены, хотя игру мне хотелось бы видеть более сюжетообразующей.


Тэги: ФЛР-14



  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх