Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 ноября 2016 г. 22:32
Анатолий Мариенгоф (0897-1962)
Анатолий Мариенгоф (0897-1962)

Роман Анатолия Мариенгофа "Циники" имеет подзаголовок: "История одной любви. Роман-провокация. Экзотическая картина первых послереволюционных лет России". Ознакомившись по совету лаборанта an2001 с историей публикации данного романа, прихожу к выводу, что провокация и экзотическая картина Автору удались едва ли не в большей степени, чем лирическая линия.

первое издание "Циников"
первое издание "Циников"

Не просто так роман, написанный в 1928 году и в том же году опубликованный германским издательством, в России пребывал в забвении на протяжении 60 лет, до перестроечного уже 1988 года, когда вышло его первое русское издание. Не просто так Автору пришлось практически отречься от своего детища, а Литературная энциклопедия 1932 года, характеризуя творчество Мариенгофа как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции», не упоминает при этом "Циников".

Видимо, настолько точно воспроизвел Автор ужасные реалии 1918-1924 годов, что даже во времена "хрущёвской оттепели" советская культура не могла этого стерпеть.

С точки зрения исторических деталей роман действительно жуткий. Основу его составляет история любви и семейной жизни Владимира и Ольги -пары из среды русской интеллигенции. Но история эта происходит на фоне послереволюционных катаклизмов, сотрясавших страну, и фон этот Автор сумел прописать с фотографической беспристрастностью: в коротких главках-репортажах перед читателем разворачивается бедственное положение населения огромной страны, голод, такой, что люди убивают и съедают своих детей, воруют части тела убиенных, поедают трупы умерших. А в это время в столице брат Владимира большевик Сергей ведёт диалог с Ольгой:




Статья написана 10 ноября 2016 г. 15:52

В обсуждениях открытых на сайте детективных серий лаборант Фантом высказал сожаление, что мало у нас фантастических детективов, до обидного мало. А поскольку их действительно немного, хотелось бы обратить внимание любителей жанра на цикл английского автора Бена Аароновича о констебле Питере Гранте, первые дна романа которого изданы в книжной серии «Dark Line».





Статья написана 24 октября 2016 г. 19:15

Осторожно: возможны спойлеры!

Давид Фонкинос. Идиотизм наизнанку
Давид Фонкинос. Идиотизм наизнанку

Давид Фонкинос создал прекрасную обманку, а составители издательской аннотации умело подхватили тему. "Идиотизм наизнанку" представлен как "сентиментальный авантюрный роман" с явлением нового князя Мышкина в современном Париже. Но именно только что представлен, поскольку в романе не усматривается ни сантиментов, ни авантюры, ни классического героя. По прочтении задаешься двумя вопросами: зачем Автор это писал и зачем я это читала. И не просто читала.

Введенная в заблуждение «говорящим» названием, я сначала изучила идиотизм с лица, то есть «Идиота» Достоевского, желая проследить параллели. Это была глобальная ошибка — параллели-то проследить можно, но уровень литературных произведений настолько несопоставим, что хиленькая псевдоизнанка оказывается просто прибита монументальным кирпичом лица.:-)

Замысел Автора, в принципе, неглуп и даже претендует на многослойность. Идиотизм с лица виделся русским классиком как излишняя открытость и доверие к людям. В изнаночном варианте нам показана действительно «вывернутая» ситуация, поскольку идиотом оказывается совсем не тот герой. Конрад — персонаж, заявленный как литературная инкарнация князя Мышкина — при всей своей гиперпростоте и доверчивости весьма неплохо устраивается в жизни, так что возникает сильное сомнение в его искренности.




Статья написана 12 октября 2016 г. 18:13

Осторожно! Статья содержит спойлеры!

Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота
Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота

Прекрасная рецензия Evil Writer на чуть запылившийся уже Пелевенский хит напомнила о старых запасах. :-) Полтора года назад читала "Чапаева и Пустоту" в паре с лаборантом iLithium , слова которого вынесены в заголовок.

Впечатления остались самые позитивные.

Конечно, Виктор Олегович несколько преувеличил, назвав свою работу "первым произведением в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте". Никакой абсолютной пустоты в книге нет. Есть размышления о высоких материях в психушке — и это добрая традиция для нашей страны. Где еще найти время? Да и где грань, отделяющая совсем сумасшедших от некондиции? Нету, а потому и фантазии главного героя совсем не удивляют и даже увлекают. Он не сказал ничего нового. Все мысли Петра Пустоты можно найти еще у древнегреческих философов. Но связь историко-философского материала с реалиями начала и завершения двадцатого века придает абстрактным рассуждениям о первичности сознания некий бытийный реализм и толику здоровой иронии.




Статья написана 1 октября 2016 г. 01:06

Его ждали столетиями и вдруг свершилось... Он пришел — бог островного народа ортельгийцев в виде огромного медведя по имени Шардик — Сила Божья. Божественного зверя нашел охотник Кельдерек — простой бесхитростный деревенский парень по прозвищу Играй-с-Детьми. С этого момента началось путешествие Кельдерека по миру Бекланской империи, не очень продолжительное по времени, но насыщенное событиями и размышлениями. Идти за Шардиком, быть там, где Шардик, толковать волю Шардика — так понял герой свое предназначение.

Ричард Адамс создал воистину эпическое по объему и географии мира произведение о сути богов и людей, о вере и поиске истины, о власти и свободе, а также о цене, которую за всё это приходится платить. Деревенский охотник прошел долгий путь, испытал безусловную веру, сомнение, страх, чувство вины и жажду истины, бывал предан теми, кому доверял, и сам предавал доверившихся, подчинялся чужой воле и лишал свободы, во имя благих целей творил зло, убеждая себя, что это только на время и строго в пределах необходимого, в окружении роскоши оставался добровольным аскетом, сходил с ума и возрождался, не в силах разорвать связь с Шардиком — Силой Божьей.







  Подписка

Количество подписчиков: 67

⇑ Наверх