fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Серебряный Ключ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
1242
Моя оценка:
-

подробнее

Серебряный Ключ

The Silver Key

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху», цикл «Рэндольф Картер», цикл «Сновидческий цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 124
Аннотация:

Рэндольф Картер, предпочитающий уходить от реальности в царство своих грез и фантазий, получает во сне подсказку своего деда и обретает серебряный ключ – ключ ко времени и пространству. Только тот, кто хочет вернуться в страну своих снов, сможет им воспользоваться.

Входит в:

— журнал «Weird Tales, January 1929», 1929 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1983 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

Похожие произведения:

 

 


+ещё 15 изданий
Зверь в подземелье
2008 г.
Другие боги
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Некрономикон
2011 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Хребты безумия
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Иные боги
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Мифы Ктулху
2022 г.
За гранью времен
2022 г.
Большое собрание сочинений в одном томе
2023 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.
Зов Ктулху
2024 г.
Зов Ктулху
2025 г.
Тень Ктулху
2025 г.

Периодика:

«Weird Tales» January 1929
1929 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
La casa delle streghe
1977 г.
(итальянский)
The Fantasy Hall of Fame
1983 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
The Mammoth Book of Fantasy All-Time Greats
1988 г.
(английский)
Great Fantasy
2004 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)

страница всех изданий (74 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  12  ]

Ссылка на сообщение ,

«Серебряный ключ» — рассказ, уникальный в творчестве писателя своим совершенно особым лирическим настроем, который, хотя и присутствует в других произведениях, именно здесь приобретает подлинно поэтическое начало и оттенки. В самом деле, говоря о лирике в лавкрафтовской прозе, как правило, имеют в виду настроение меланхолии и тоски, элегической поэзии красоты старинных домов, тишины и уединения сельского кладбища. «Серебряный ключ» — совсем иное. Прежде всего, эта вещь пронизана светлой грустью, начиная с самого её названия, подходящего скорее для стихотворения, чем для рассказа. Далее, перед нами чуть не единственный случай, когда сам Ховард Филлипс Лавкрафт столь прямо и с такой откровенностью выводит своё alter ego, Рэндольфа Картера, но ещё добавляет к нему сущностно человеческие черты автопортрета. В первую очередь, это касается воспоминаний о детстве, устремлённости в обратную сторону временного хода, в ретроспективу и рефлексию, свойственную «Поискам утраченного времени» Марселя Пруста. В космическом масштабе всей лавкрафтовской мифологии этой тяге присуще зловещие черты чего-то слишком древнего для человеческого измерения — «Серебряный ключ» передаёт подобное настроение в камерном исполнении, в миниатюре, в тончайших нюансах, а источник ужасного низведён до подчинённого положения. Наконец, перед нами ещё и настоящий квест — история взросления, обретения себя и инициации главного героя, которому суждено стать едва ли не самым любимым детищем писателя. Автор ставит необычный эксперимент со временем: постоянно меняются местами время рассказа, прошлое и будущее, а настоящее становится поистине относительным и имеет множество вариантов. В одном из них Рэндольф Картер и обретает свою мечту.

Оценка: 10
[  12  ]

Ссылка на сообщение ,

«Серебряный Ключ» — произведение для тех, кто любит порелаксировать. Здесь нет всевозможных ужасных мест и персонажей, наподобие Ктулху, Азатота, Ньрлатотепа... Данная история построена на загадочном мире сновидений, способных изменить человека до неузнаваемости. И именно царство снов и грёз небезызвестный Рэндольф Картер предпочёл реальности. Обычная жизнь опытному сновидцу показалось пресной и малозначимой. Куда более привлекательными казались ему картины из снов, которые в конечном итоге он и предпочёл обычному миру.

«Серебряный Ключ» — это светлый и добрый рассказ о том, как нужно стремиться к исполнению и осуществлению своей мечты. Какой бы несбыточной или просто сложной она ни казалась, пути достижения цели того, непременно стоят. Все мы живём мечтами. Каждый из нас — своими. Однако стремимся к одному, чтобы рано или поздно они сбылись. Главное не переставать верить. Вера может всё.

Оценка: 10
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Рэндольф Картер, к тридцати годам утрачивает способность удивляться чему-либо. Он прочел так много книг, беседовал с таким количеством людей, что не видел ничего нового для себя. Желание чужих умов все упорядочить, подвергнуть тщательному анализу и логическим рассуждениям убило в нем формировавшие его удовольствия от жизни. Вместо этого ему стали внушать благоговение перед миром реальным, материальным исключив оттуда наслаждения от фантазий, видений, вдохновения. Реальный мир очень скучен. Главный герой сопротивляется этому насильному поиску во всем логики и обоснования и мечтает вернуться в мир случайных ассоциаций и видений. Знание — сила, но не сойдет ли человек с ума, узнав всё на свете? Главный герой считает, что реальность, на самом деле, тоже вполне абсурдна и фальшива. Потеряв умение видеть сны он от безысходности пытается найти утешение в религии, ибо религия имеет под собой мистическое начало и духовную составляющую, которая помогает уйти от конвеерности и уныния происходящего в жизни любого человека. Сегодняшняя удовлетворенность от жизни для главного героя завтра может обернуться полнейшим разочарованием. Картер насмехается над людьми, считая их рабами собственных стереотипов, социального статуса, правил поведения. Даже мировая война вызвала в нем лишь небольшую эмоциональную встряску. Побывав там, и пообщавшись с людьми он впадает в уныние от их приземленных мыслей, однообразия фантазий. От безвыходности он возвращается к сочинительству, но и там его ждёт разочарование. Причина того кроется, в паталогическом поиске логики и правоподобности, что разрушает полет фантазии и вдохновения. За что бы он не брался, по итогу всегда получалась либо сатира, либо ирония. Не найдя выход из этого депрессивного состояния, главный герой в конце концов решает покончить с этой серой блеклостью бытия... но даже эта идея через какое-то время перестает быть ему привлекательной! И вот, будучи уже на полном эмоциональном дне, на старости лет настоящим дед-инсайдом, Картер неожиданно натыкается на нечто очень странное... Лавкрафт круто зацикливает историю и меж делом вкидывает любопытную мысль — не фантасты ли и мечтатели придумывают технологии будущего, которые появятся после их смерти через сотни лет? Главный герой это и есть Лавкрафт, и идея поиска через наше прошлое, через детство подана интересно. Рекомендую.

Оценка: 8
[  10  ]

Ссылка на сообщение ,

История, предоставленная читателю в данном рассказе, будет выглядеть наиболее полно, если Вы уже знаете кто такой этот Рендальф Картер, а ведь это очень значимая и ключевая личность в творчестве Лавкрафта. В каком-то смысле можно сказать, что это олицетворение самого писателя, ведь столько отсылок и намеков, обозначенных самим автором Вы точно встретите между строк.

На самом деле этот рассказ на фоне общей картины, общей основной истории о Рендальфе Картере, выглядит какой-то отдушиной, перекуром перед предстоящими событиями. Казалось бы, в «Сомнамбулическом поиске..» мы видели целеустремленного и энергичного, бесстрашного человека, который несмотря ни на что прикоснулся к самому богу ужаса, и вдруг вернувшись в реальный мир этот герой ощутил неимоверную тоску и разочарование, презрение и пресыщение реальным миром, который стал для него яркой лакмусовой бумажкой, по которой он определил все его пороки.

Очень цепляет этот рассудительный тон, эта критика современности. Рендальф рассуждает о человеческом выборе, об извечном вопросе религии, о менталитете в целом. Меня, если честно, очень поразила гениальная мысль, которую Рендальф (ну а точнее сам Лавкрафт) сформулировал, взяв в основу две самые яркие противоположности: по своей сути, что могут предложить атеисты, кроме самого отрицания бога, когда верующие предлагают взамен красоту, но сможет ли эта красота быть подлинной и не скатиться до уровня слепой веры и почитания пустоты. И ведь это действительно правда, это очень противоречивая, вызывающая споры, затрагивающая чувства обеих сторонников конфликта, но тем не менее гениальная и очень точно подмеченная. А что нужно человеку для счастья еще, если только не наслаждение этой красотой, которой и так полон сновидческий мир, куда главный герой так стремится вернуться. Этой фразой Лавкрафт ставит свой придуманный сновидческий мир в пример реальному миру, критикует и говорит о его недостатках. Так неужели нужно быть настолько разочарованным в мире, безучастным и отрешенным человеком, чтобы понять настолько простые и в тоже время гениальные формы. Эта философия задевает и оставляет после себя огромное поле для рассуждений и споров.

Ну а дальше Картеру ничего не остается, как исчезнуть из этого мира. Но сначала он многое пытается изменить в своей жизни, даже встречается со знакомым нам по рассказу «Показания Рендальфа Картера» Харли Уоренном, имя его не упоминается, но самые внимательные и преданные фанаты естественно понимают, о ком пошла речь. Харли пропадает, возможно погибает на глазах Ренди, что и показано в вышеупомянутом рассказе, гениальном и завораживающем по своему. А далее герой просто находит ключ, и начинается настоящая мистика.

Описанные метаморфозы с пространством и временем поданы Лавкрафтом необычно — резкая смена повествования не сразу даст вам понять, что произошла реальная перемена сюжета, да и сам Картер вдруг изменился и сбросил лет 40. Что же случилось на самом деле с Рендальфом Картером, что он на самом деле совершил, остается загадкой, решение которой непременно приводит нас к следующему рассказу «Врата серебряного ключа».

Рендальф Картер — гениальный сновидец, путешественник, человек, сумевший прорвать полотно самой материи, пространства и времени, исчез при странных обстоятельствах, вокруг его имени теперь ходят самые красочные и загадочные слухи, но мы непременно узнаем продолжение...10 из 10.

Оценка: 10
[  10  ]

Ссылка на сообщение ,

Первые семь страниц этого рассказа словно вышли из-под пера Эрнста Юнгера или Юлиуса Эволы — такую страстную отповедь представляют они современному миру. Лавкрафт, ненадолго оставив дивные башни Илек-Вада и черные бездны Неименуемого, превратился в мыслителя-публициста, гневно бичующего пороки и псевдоценности последних времен. Досталось и материалистам, испытывающим «почти суеверное благоговение перед материальными, осязаемыми вещами»; и последователям традиционных религий, сохраняющих «в качестве непреложной истины суеверные страхи и домыслы наших далеких предков»; и новомодным либералам, попавшим в плен еще больших предрассудков, чем та старинная мораль, которую они отвергли; и оккультистам всех мастей, чей «непререкаемый тон», не имеющий и «слабого намека на истину», лишь выдавал «откровенную глупость, фальшь и бессвязность мыслей». Даже ирония — последнее прибежище интеллектуала и романтика — не даёт облегчения, ибо на одном отрицании и высмеивании далеко не уедешь. В мучительных попытках вернуть прежние фантазии и не дать прагматичному миру окончательно себя подчинить герой Лавкрафта провел более двадцати лет, которые автор метко назвал «годами рабства». Он уже давно не ждал «ни покоя, ни утешения от мира, слишком делового для красоты и слишком практичного для мечтаний», но однажды… проснулся. Проснулся для нового мира и новой жизни…

P.S. Ситуация с русскими переводами «Серебряного ключа» более чем радужная. Я спокойно рекомендую любой из четырех имеющихся вариантов для прочтения, ибо все они достойно передают язык, мысли и атмосферу рассказа. А первые семь страниц стоят того, чтобы прочесть их во всех переводах, которые немного по-разному раскрывают содержащееся в них послание Against the Modern World.

Оценка: 10
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, этот рассказ – один из важнейших; центральный в цикле о Рэндольфе Картере и Мире снов и, возможно, один из главных во всем творчестве Лавкрафта, если вспомнить, что Картер является неким альтер-эго автора. На мой взгляд, именно тут и произошло превращение Картера из простого героя страшных рассказов Лавкрафта в странника по Миру сна, проводника эстетических принципов автора. Рассказ, по сути, это биография Картера (упоминаются и события двух предыдущих рассказов – автор будто вживляет их в новую концепцию Картера). Здесь и он, и манера его раскрытия мне напомнила чем-то Крейслера у Гофмана – такая же насмешка героя, вынужденная, как реакция на пошлость и плоскость окружающего мира, тяга пусть к сумрачной, но запредельной красоте, скептический взгляд на общество, на христианство и атеизм, и поиск, щемящий поиск утраченного…

В этом рассказе нет Мира снов, но есть его отражение в душе героя – мечты, ощущения забытого сна, вечная цель. В какой-то момент мне в голову закралась странная, выходящая за рамки логики рассказа мысль: а не есть ли весь этот огромный чарующий и страшный Мир снов со всеми его красотами созданием мыли и грез исключительно Рэндольфа Картера? Он здесь кажется человеком, чей внутренний мир вполне мог создать такие огромные самостоятельные полуреальные пространства.

В рассказе замечательный язык – язык, каким автор изображает Мир снов. Но перенесённый сюда, в мир реальности, изображая его и самого героя, это язык кажется мне ещё более привлекательным. Создается удивительная атмосфера – когда всё красиво и немного мрачно, эдакая поэтичная и притягательная закатная красота, но лишённая пафоса и байроновского высокомерия, сбитая ощущением скрытого вселенского одиночества и грусти.

И довольно занятный сюжет, я бы даже сказал необычный сюжет – выпадающий из авторского штампа как истории ужасов Ктулху, так и историй Мира снов;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
странное тревожное и немного сентиментальное путешествие во времени, к самому себе, так как «Спокойная, вечная красота достижима лишь в волшебных снах, но мир предпочел забыть о ней, отринув тайны детства и волшебства».

Оценка: 10
[  8  ]

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книжка в утешение стариков. Она прямо так откровенно и выстроена — описание молодости, периода творчества вызывает сильный протест и желание отбросить эту декадентскую гниль. Т.е. безупречно передано ощущение «лишнего человека», который живёт на Земле просто так, «коптит небо» и не приносит никому пользы сверх стандартного «работа-дом» (да и работает ли где-нибудь герой? судя по некоторым подробностям, он просто состоятельный бездельник, живущий трудом своих предков). Зато проповедь против атеистов (точнее, против примитивного, хулиганского понимания атеизма) уже становится небезынтересной — автор находит такие нотки, такие крючочки, которые позволяют зацепить сознание человека, задумывающегося о единой связи времён и о собственном месте в мире.

А уж когда он переходит к описанию старения героя (который не имел молодости, потому что даже в своей собственной мечтательности не видел смысла — и в результате не насладился в ту пору жизни ничем, чем одаряет нас молодость; да и просто радоваться жизни не умел), уж тут-то он разворачивает поэтику и напевность! Описание перехода пожилого человека в мир своих грёз выписано безупречно, и мистическая концовка начинает выглядеть в этом контексте почти буднично. Действительно, если под старость мозг рвёт связи с реальностью — то почему бы не описать материалистически наблюдаемое погружение в свои воспоминания именно в таких терминах?

Ещё одна радость рассказа — свойственна скорее уже детям. Автор мимоходом упоминает события нескольких других рассказов и встраивает их в общий контекст — отчего возникает тёплое чувство цельности мира, в котором происходит действие. Лично я, помнится, в детстве любил придумывать, как и при каких условиях события совсем разных книг могли бы происходить в одном и том же мире — и наверняка это свойственная не только мне, а и всем людям общечеловеческая жажда правдоподобия, заложенная в психике.

Оценка: 7
[  7  ]

Ссылка на сообщение ,

По предложению Кропуса и других прочитал и «Врата». Ну нет, совсем другая история, проще, реальнее, научно-фантастичнее. Здесь же — прекрасная сказка, не требующая дополнительных объяснений. В духе Дансени, в духе сказок о мятущемся человеке и его уходе в другой, прекрасный мир. Отлично подано объяснение, почему он стремится туда. Ни материалистический мир, ни мир традиционных религий его не удовлетворяют. Он помнит детские сны, яркие и волнующие, совсем не похожие на скучный мир реальности или фальшивый мир земных религий. И помогает ему сказочный серебряный ключ. Чудесная сказка.

Оценка: 9
[  7  ]

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю этот рассказ, наверное потому, что у меня есть нечто схожее с его героем. Рассказ о человеке, который достиг своей мечты. Жаль, что в жизни так не бывает...

Оценка: 9
[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Один из немногих рассказов Г. Лавкрафта, где важную роль играет личность персонажа, а не ужасы, которые с ним приключаются. И, пожалуй, один из самых нестрашных — в нём царит совсем иная атмосфера. В поиске себя герой (один из ключевых в творчестве писателя) находит нечто большее — ключ, который открывает ему тайны мироздания.

Оценка: 10
[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Пока что наименее понравившийся рассказ из цикла. Хотя в числе его достоинств я могу отметить то, что ставшее привычным противопоставление серой реальности и чудесных снов здесь не столь категорично. В жизни главного героя есть краски, пускай и связанные либо с воспоминаниями о безмятежном детстве, либо с описаниями природы знакомых с детства мест.

В этом рассказе использован любопытный приём, когда повествование вполне в соответствии с «логикой сна» течёт и меняется, переходит от «настоящего» к «прошлому», меняет возраст главного героя, его воспоминания и самоощущения, приводя в итоге практически к изменению реальности. Нельзя не отметить, что это вносит некоторый сумбур в повествование и в понимание заложенных в этой истории смыслов.

А ещё я не могу согласиться со звучащими кое-где в отзывах оценками, что перед нами инициация, взросление, обретение себя главным героем. Какое уж тут взросление — скорее наоборот бегство от взрослой жизни в мир снов, тесно связанный в представлении героя с собственным детством и волшебным серебряным ключом.

Оценка: 6
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше забираюсь в Сновидческий цикл, тем больше понимаю, что каждый из рассказов — это отдельное звено в единой цепи, и, не прочитав один из них, не поймешь всего цикла.

«Серебряный ключ» — это рассказ о вечных метаниях тревожного духа, о поиске себя в чуждом мире и об уходе от обыденности в мир мечты. Очень символично, что для путешествия в иную реальность должен быть найден некий ключ, отмыкающий таинственные врата, скрытые от глаз смертных. Но на пути к заветной цели главному герою предстоит опробовать и перебрать множество ложных ключей и пройти бесконечным числом неверных путей.

Оценка: 6
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение, одно из лучших, что я читал у Лавкрафта. Красивое, легкое и до краев наполненное философскими размышлениями и думами. На мой взгляд, это еще одна элегия писателя (наряду с «Изгоем») на свое неудовлетворенность этим миром, его попытка охарактеризовать свое мировосприятие и причины, толкнувшие на отшельнический образ жизни. Среди всего многообразия религий и мировоззрений Рэндольф — альтер-эго Лавкрафта — не находит удовлетворительного для себя, не находит свое место в мире и обществе, не признающем красоту и живущем осмеянными мэтром предрассудками. От самоубийства Картера удерживало только затворничество, в котором он находил единственно достойное существования упоение, и внезапно вернувшиеся сны, о потере которых герой тосковал ранее. Повествование крайне поэтичное, с превосходными яркими описаниями, свойственными Лавкрафту в лучших его творениях. В отсутствии ужасов и страшилок «Серебряный Ключ» становится красочной притчей о поиске своего собственного смысла жизни и места в мире, пускай мира лежащего по ту сторону от нашего. С позитивной концовкой, что также не совсем обычно для Лавкрафта.

Оценка: 10
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Я посидел и подумал над рассказом. Интерес представляют муки (так полнее можно описать состояние) главного героя, потерявшего связь с миром сновидений и безумно жаждущим туда вернуться. Очень полно и мастерски описаны именно переживания героя по поводу этой потери.

Рассказ кончается внезапно, чувствуешь некую незавершенность. Я был даже слегка запутанной перемой времени действия. И посему говорю, у кого возникнут подобные ощущения настоятельно рекомендую прочесть «Врата Серебряного Ключа». Очень многое проясниться.

Я убежден, что данное произведение нельзя рассматривать в отрыве от «Врат...» иначе теряется весь смысл и атмосфера рассказа. Такое чувство, что «Серебряный ключ» — всего лишь завязка «Врат..». Если бы произведения не считались самостоятельными я бы так и подумал.

Оценка: 6
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Наверное, могла бы получиться небезынтересная вещь с таким сюжетом, если бы была она построена не в форме сухого описания событий, а в виде художественного текста, рассказывающего о герое, его мыслях и переживаниях. А так — эмоционального чтения не получается.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх