FantLab ru

Курт Воннегут «Малый Не Промах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Голосов:
163
Моя оценка:
-

подробнее

Малый Не Промах

Dead-Eye Dick

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

«Малый Не Промах» — так прозвали героя, и прозвище его означает умение метко стрелять, попасть в яблочко, а также пробивную способность, ловкость, везение.

Однако жизнь с малолетства сыграла над ним злую шутку...

В романе опять знакомые приемы, знакомая манера. Четырехстраничное предисловие, составленное из коротких разнородных высказываний и подписанное Куртом Воннегутом. Объяснения, которые мало что объясняют, скорее наоборот — за исключением разве что некоторых очевидных вещей вроде: «мне скоро стукнет шестьдесят».

И вдруг тут же, в прологе к роману, привычные воннегутовские шутки прорезает первый тревожный сигнал: «В книге описан взрыв нейтронной бомбы в густонаселенном районе...»

Центр этого густонаселенного района — тот же Мидлэнд-Сити, который фигурировал в «Завтраке». И в нем живут кое-кто из знакомых нам по старому роману персонажей: торговец автомобилями Двейн Гувер или, например, Фред Бэрри, военнопромышленник и меценат. Килгора Траута нет и в помине. Зато появились новые лица, и прежде всего семья Вальцев — «твердолобая, лишенная воображения, неотесанная, немецкая». На ней завязаны главные узлы сюжета...

Примечание:

Публикации: Малый-Не-Промах. Пер. с англ. Райт-Ковалевой Р., Ковалевой М. // Иностранная литература, 1986, №9.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (роман)


Малый Не Промах
1988 г.
Курт Воннегут. Том 4
1992 г.
Малый не промах
2010 г.
Малый не промах
2010 г.
Малый не промах
2011 г.
Малый Не Промах
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Механическое пианино
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Novels 1976–1985
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я умер.

Но остался в живых.

(с) Курт Воннегут

Творчество американского писателя Курта Воннегута довольно трудно классифицировать по шкале лучшее/худшее. Все его романы (ну может за исключением «Механического пианино») — суть части одного единственного произведения, название которого без труда угадает любой поклонник его творчества «Такие дела». К тому же, писателем Воннегута можно назвать лишь с некоторой натяжкой, поскольку его произведения скорее напоминают картины, выполненные при помощи букв, нежели «обычные» книги. Подобно любому художнику, он не начинает писать свои истории из одного угла в другой, а делает некое подобие эскиза, где уже видны: основной мотив и часть сюжетных событий. Двигаясь дальше, он лишь добавляет необходимые детали, позволяющие понять суть картины, сделать её более осмысленной, более глубокой, более живой

«Малый Не Промах» стал для меня десятым прочитанным романом прославенного мастера. Хоть я уже и упоминал, что трудно делить произведения Воннегута по личному условному критерию, тем не менее, до сих пор, самым значимым для меня был его роман «Рецидивист». Был, поскольку это место теперь занимает роман «Малый Не Промах». И вопрос не в том, чем один роман лучше другого? Правильная формулировка будет — чем этот роман БЛИЖЕ другого?

В школе я никогда не отличался примерным поведением, хотя и отъявленным хулиганом тоже не был. Такой же как все, с незначительными отличиями и особенностями. Однажды, во время очередной перемены, перемещаясь с одного этажа на другой (а делалось это, надо заметить, исключительно бегом) я случайно (во всяком случае, не преднамеренно) толкнул плечом своего одноклассника. Тот оступился, пошатнулся и полетел. Головой вперед. Вниз по лестнице. В устной и письменной речи есть распространенный оборот «…и время для меня остановилось», так вот в те 10-15 секунд объективного времени, что лежал без движения мой одноклассник, время для меня действительно «дёрнуло стоп-кран». Тогда еще я до конца не понял, что именно произошло (забегая вперед, МОГЛО произойти), но инстинктивное ощущение чего-то страшного и непоправимого парализовало все остальные мыслительные процессы. Мой товарищ очнулся, встал, заплакал (нам тогда было лет по семь), схватился за ушибленную часть головы и принялся обзывать меня всеми известными ругательствами (я учился в хорошей школе, посему «дурак» было самое сильное). Никогда прежде я не был так рад, что меня обзывают. Какой урок я извлек из этого случая? Врать не буду — никакой. Таких ситуаций тысячи и происходят они буквально каждую минуту, если в расчет взять все имеющиеся школы страны. Лишь более десяти лет спустя в голову, время от времени, стал предательски стучаться крамольный вопрос «А что если бы он тогда не очнулся?»

Нас с рождения учат, что жизнь – это серьезно. Что относится к ней следует внимательно и ответственно, что вот-вот будет очень важная «развилка» и принципиально выбрать на ней правильное направление. Со временем, у нас появляется ощущение, что жизнь — это своеобразная автомагистраль, со своим набором дорожных знаков: запрещающих, предупреждающих или просто информационных. Знаков нет – «топи» под двести, увидел – притормози и сориентируйся. И такое представление о жизни действительно имеет право на существование, если учесть одно дополнительное обстоятельство – никто не гарантирует, что на самом безопасном и «скучном» участке, без всяких предупреждающих знаком, вас не будет ждать едва заметная яма двухметровой глубины.

Роман рассказывает историю американского семейства (австрийского происхождения) Вальц. Среди них нет будущего исполнителя ролей Ганса Ланды и доктора Шульца, в культовых фильмах Тарантино, хотя и других колоритных личностей там предостаточно. Взять хотя бы Отто Вальца, главу семейства и по совместительству отца Рудольфа (Руди) Вальца – персонажа, от чьего лица ведется повествование. В юности он (Отто) мечтал стать художником, но профессор не разглядел его талант, а эскизы и вовсе высмеял. Беда в том, что высмеяли не только его, но и ещё одного юного художника, за которого, не стесненный в финансовых средствах, Отто Вальц решил вступиться, купив на глазах у изумленного профессора все отвергнутые работы. С тех пор они стали друзьями. Счастливая история? Возможно, если не учитывать того, что дело было в Вене, в 1910 году, а второго художника звали (хотя, наверное, вы уже и сами догадались) – Адольф Гитлер.

Нелепость. Вот то, чем пропитано большинство произведений Курта Воннегута. И это не в коем случае не укор, скорее, наоборот, наивысший дар и несомненный талант — показывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Мы смотрим фильмы, читаем книги (НЕ Воннегута) и наивно думаем, что и в жизни всё устроено подобным образом, пусть и без художественного упрощения. Счастье всегда яркое, чистое и светлое; грусть – тяжелая и давящая. Есть моменты нашего триумфа, кажется настолько значимые, что вот-вот должен заиграть циммеровский орган. Или время скорби, где непременный проливной дождь просто обязан делить свою «партию» с бессмертным хитом Саймона и Гарфанкеля Sound of Silence. В жизни всё не так. Жизнь нелепа – полностью или отчасти. В ней есть место всему, но никогда это самое ВСЁ не будет проявлено в «чистом» виде.

Руди Вальц в ещё совсем юном возрасте случайно совершает страшный поступок. Наверное, самый страшный из тех, что можно совершить непреднамеренно. Я уже говорил, что временами «рисовал картины» того самого случая в школе и насколько же сильно они оказались похожи на то, что демонстрирует в своем романе Воннегут. Он не пытается выставить всё в виде драмы, хотя для этого имелись все основания, а превращает самые давящие сцены в фарс, выполненный в виде театральных пьес. Может в этом действительно имеется какой-то сакральный смысл. Может есть моменты, когда реальность становится настолько «плотной», в психологическом смысле, что наше сознание намеренно «разрушает» её на части и «трансформирует» во что-то иное, от чего можно защититься и не сойти с ума. Трудно сказать, как я вёл бы себя на месте Руди, как вёл бы себя на СВОЁМ месте, если бы моя «дорожная яма» оказалась чуть глубже и чуть длиннее. Иногда есть «картины», увидеть которые воочию совершенно не хочется…

Жизнь – одна из ключевых идей всего романа. Но не как бесценный дар, а как некое одолжение, о котором ты никогда не просил. Нас буквально «вырывают» из состояния покоя, обрушивают звуки, изображения, а чуть позже — знания и первые осознанные мысли. Но просили ли мы об этом кого-нибудь? Просили ли открыть наш «смотровой глазок»? Знаю, такой вопрос приходит в голову лишь тем, у кого жизнь, что называется, «пошла под откос». Кто уже не радуется утру и не строит планов на будущее. Такие люди заходят в своем самокопании настолько далеко (или глубоко), что неизбежно приходят к одной и той же мысли «От меня ничего не зависит. Ничего уже не исправить. Всё что случилось со мной ДОЛЖНО было случится и бессмысленно искать других виноватых». Именно для таких личностей Воннегут придумал термин «нейтро» — тот, кто существует, но психологически не взаимодействует с окружающим миром. Не способен чувствовать, сопереживать, любить. Прочный «бронепанцирь» от всех возможных «дорожных ям», вот только удобно ли будет ехать на таком транспорте всю оставшуюся жизнь?

Ходят слухи, что широко известная и любимейшая наша комедия «Бриллиантовая рука» должна была заканчиваться ядерным взрывом, который был вставлен Гайдаем исключительно для того, чтобы его убрать. Мол, худсовет будет настолько ошарашен таким эпизодом, что на остальную крамолу просто закроет глаза. У Воннегута в романе тоже есть взрыв нейтронной бомбы, который так же вызывает закономерные вопросы о его наличии. Сам взрыв выполнен в фирменной воннегутовской манере фарса: уничтожая население, он оставляет нетронутыми их дома и имущество. Трудно сказать наверняка, какой смысл он вкладывал в этот сюжетный ход. Может тот же, что и во все остальные — жизнь нелепа. Такие дела.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман довольно интересный, но не захватывающий. Немного потрясает начало повествования, когда главный герой доказывает, что если бы не его отец то Второй мировой войны бы не было. Знакомая ситуация когда высокого парня принимают за 16 летнего, хотя ему только 12. И так весь роман состоит из свыязанных между собой, но отдельных частей

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх