FantLab ru

Роджер Желязны, Роберт Шекли «Театр одного демона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Голосов:
885
Моя оценка:
-

подробнее

Театр одного демона

A Farce to Be Reckoned With

Роман, год (год написания: 1992); цикл «История рыжего демона»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 44
Аннотация:

В юном демоне Аззи бурлит неуемная жажда действия. И решает он сотворить действтильно нечто небывалое – учинить Велкое Злодейство. Дабы настроиться на столь грандиозное деяние, Аззи предварительно... напился в первом попавшемся трактире. Да так, что спьяну потерял волшебный камень, обладающий даром вызывать могущественных духов. Вот будет цирк, если этот чудо – камешек попадет в руки какому – нибудь еще более отъявленному недотепе.

Этим романом завершается юмористическая трилогия о злоключениях демона Аззи, пытающегося обеспечить победу Зла над Добром в их вечной борьбе.

Входит в:



Миры Роджера Желязны. Том 18
1996 г.
Театр одного демона
1997 г.
Театр одного демона
1999 г.
История рыжего демона
2001 г.
Театр одного демона
2003 г.
История рыжего демона
2004 г.
Театр одного демона
2008 г.
История рыжего демона
2014 г.
Театр одного демона
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 марта 2016 г.

Финальный аккорд трилогии о приключениях рыжего демона Аззи меня несколько разочаровал. После отличной интерпретации легенды о докторе Фаусте новая попытка театральной постановки, прославляющей идеалы Зла, выглядит римейком первой части — шаг вперед, два шага назад, как говорится. Сюжет на контрасте с предыдущим томом кажется не таким плотным, динамика местами теряется, а общая фабула напоминает первый роман, причем лишенный ярких отступлений про драконов, гномов и прочих персонажей средневековых легенд. Метафизическая картина Вселенной заметно усложняется, но помимо уже высказанной мысли о взаимообусловленности добра и зла, авторы не могут предложить ничего существенно нового. Параллельные сюжетные линии крайне неравномерны, одни кажутся чересчур короткими, другие же напротив искусственно растянуты. Уже знакомые нам по предыдущим частям трилогии персонажи в целом держат марку, а новые действующие лица смотрятся бледновато. Казалось бы, крайне благодатная тема исполнения желаний, которую можно было легко и забавно обыграть, но получилось как-то однобоко.

Мы уже знаем, что сверхъестественные создания легко могут путешествовать по оси времени, поэтому нет никакого парадокса в том, что события третьей части начинаются в 1324 году в Англии, т.е. на пару столетий раньше, чем произошла история с Фаустом. Повстречавшись со своей бывшей возлюбленной Илит, которая, расставшись с ангелом Гавриилом и поработав ассистенткой Фауста, вернулась на пути Света, Аззи становится свидетелем театральной постановки с морализаторским уклоном. Возмущенный таким грубым подходом он замысливает Великое злодейство — создать безнравственную пьесу, которая покажет, что характер не определяет судьбу человека. Налицо снижение глобальности замысла — если раньше авторы предлагали нам каждый раз очередной этап Тысячелетней войны добра и зла, то теперь вместо третьего этапа нам предстоит следить за частной инициативой Аззи, которая, конечно, прославляет Зло, но, по первоначальному замыслу, ничего существенного в противостояние не привносит. Постфактум авторы опомнились и начали создавать глобальную угрозу, но это всё смотрится наигранно и ненатурально.

Для написания сценария пьесы Аззи обращается к известному итальянскому поэту и драматургу Пьетро Аретино, возмутителю спокойствия и объекту ненависти всех моралистов. Сюжетом пьесы становится гностическая легенда о семи золотых подсвечниках и поисках утраченного рая. Легенду эту авторы выдумали — опять же сравните масштаб — после всем известных сюжетов про Спящую красавицу и доктора Фауста нам предлагают вымышленный апокриф. Причем внимательный читатель сразу обратит внимание на то, что семерка и даже конкретно семь золотых подсвечников неоднократно упоминаются в Откровениях Иоанна Богослова, т.е. сразу понятно, что ставить пьесу по такому сценарию — шаг крайне неосторожный и опасный. Опять же, следуя проторенной в первом романе дорожкой, большая часть книги посвящена подготовке реалити-шоу — подбор актеров, реквизит, сценарий — читаешь, и хочешь уже чтобы поскорее началось основное действо, а оно всё не начинается. С прославленной адской бюрократией Аззи теперь справляется на раз-два, вместо Отдела снабжения появляется некий Складищенск, где любой каприз за ваши деньги, а легендарные артефакты необязательно добывать с риском для жизни, достаточно просто... попросить. Куда девалась прежняя выдумка и изобретательность авторов, ситуации, когда будущее висело на волоске — всё легко, просто и неинтересно.

Бросаются в глаза и явные неувязки с предыдущими частями трилогии. Если раньше Аззи мог легко попасть в Лимб или Преисподнюю просто топнув ногой по земле или сотворив пару пассов исчезнуть в облаке дыма и огня, то теперь ему приходится выходить в открытый космос и преодолевать скорость света. Вообще, такое ощущение, что сверхъестественные персонажи разучились колдовать — теперь они постоянно прибегают к помощи разных артефактов, магических талисманов и прочих ухищрений. Уже знакомые нам мойры Лахесис, Атропос и Клото внезапно сменили национальность и стали парками, сохранив свои эллинские имена. При этом в предыдущей части авторы прямо указывали на противоречия между богами греков и римлян, даже Аид был вынужден поделить сферы влияния в Тартаре с Плутоном по этническому принципу. Античной мифологии здесь больше, чем в предыдущих частях, помимо периодически мелькавших Гермеса и Харона, на сцену выходят почти все основные обитатели Олимпа. Проблема в том, что авторы так и не довели до конца линию греческих богов, напрочь позабыв о них в финале.

Второстепенные персонажи понесли в своих рядах потери — про гнома Рогнира, взаимодействовавшего с Аззи в предыдущих частях, здесь попросту забыли. Что делать с Илит авторы, видимо, сами не сразу определились — формально приписанная к ангелам, она ведет себя крайне непоследовательно, в разных ситуациях проявляясь как темная, светлая или вообще нейтральная. Ангел Гавриил вообще играет роль какого-то деревенского дурачка, чего раньше за ним совсем не замечалось. Ладно хоть Аззи вернули на первый план, в истории с Фаустом его присутствия ощутимо было недостаточно. Хотя с логикой у рыжего демона явные проблемы — если он не справился с двумя актерами в постановке Спящей красавицы, то с чего вдруг ему пришла мысль устраивать постановку, где будут задействованы сразу семь главных персонажей, каждый из которых наделен свободой воли и при этом не блещет геройскими навыками и интеллектом. Количество юмористических сценок по сравнению со вторым романом явно возросло, хотя далеко не все из них можно признать остроумными, смеяться здесь особо не над чем.

Картина мира, окончательно оформившаяся во второй части, здесь активно надстраивается и искусственно усложняется. Рамки между добром и злом окончательно размываются, ангелы без вопросов действуют по принципу «цель оправдывает средства», а темные силы не видят ничего противоестественного в проявлении сострадания, ответственности и честности — со временем Аззи окончательно утрачивает ореол «плохого мальчика», и если бы его черные крылья в концовке вдруг побелели, я бы ничуть не удивился. Видимо, авторы вспомнили, что они не только фэнтези могут писать, но и научную фантастику выдают без проблем, только вот вспомнили не к месту. Все эти временные парадоксы и аномалии, законы вселенской энтропии и нарушение причинно-следственных связей смотрятся здесь не в тему. Всё это соседствует с миром символов, механикой Вселенной, Безымянным, кузницей ветров — создается ощущение попытки увязать теорию мира, покоящегося на трех слонах, с постулатами квантовой физики — получается гротеск и нелепость. Может создаться впечатление, что я чересчур критикую этот роман, но если вам понравились предыдущие части трилогии, то ознакомиться с ним безусловно стоит, хотя он и выглядит слабее своих предшественников. По крайней мере, авторов хочется поблагодарить за возможность в очередной раз окунуться в привычную атмосферу, встретить полюбившихся персонажей, помимо этого местами читать интересно, хотелось бы, конечно, более яркого завершения, но имеем, что имеем.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2015 г.

Наиболее понравившийся роман из цикла. Во-первых, уже меньше непонятных юморесок о не играющих роли мифических и сказочных персонажах. Во-вторых, цельный интересный сюжет — постановка безнравственной пьесы, где актёры получают что пожелают, не прикладывая к этому чрезмерных усилий. Да, уровень стёба несколько меньше, но это, на мой взгляд, пошло на пользу роману. По крайней мере, можно спокойно читать и следить за развитием событий.

Однако авторам выдержать линию не удалось, в конце опять пошли постебушки, юморески и полный сюр про Механизм Вселенной, Безымянного и хрен-поймёшь-что. Грустно. Не только не вывели на хоть сколько-то значимый финал, но и просто расщепили Венецию на два города, две реальности, отправив одну в Лимб ежедневно погибать от нашествия монголов.

Обидно, что не получила развития и интрига с вызволением из Ностальгии олимпийских богов. Я сам неравнодушен к ним, и было интересно следить, как Зевс выбирается в реальность через шкатулку Пандоры, как собирает войска, в общем — захватывает власть, свергая силы добра и силы зла христианского мира. Объединённая мощь титанов, греческих богов и монгольского войска обернулась пшиком — этого я простить авторам не могу!!!

И тем не менее роман оставил более приятное впечатление, чем история с дремлющей принцессой или Фаустом.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2008 г.

Честно говоря, читала этот роман достаточно давно, но приятное впечатление сохранилось до сих пор.

И хотя, на мой взгляд, он слегка перегружен действующими персонажами, которых необычайно много по сравнению с предыдущими романами цикла, сама идея создания театра весьма интересна.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2009 г.

Третья часть цикла оказалась немного сильнее второй, но до уровня первой все же не дотянула. В общем прочитав весь цикл хочу сказать, что ждал от него большего .:frown:

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2007 г.

Значительно лучше второй, если не сказать что лучшая книга цикла. Как не пародоксально но мне ОЧЕНЬ понравилось. Пожалуй даже больше чем первая. Финал конечно скомкали, но....Но пусть будет так как будет. Отличная книга.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2007 г.

Ну лучше второй книги, но новизна отсутствует.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2018 г.

Пожалуй, самая слабая часть трилогии о рыжем демоне. Нельзя назвать ее провалом, нет, но здесь по сравнению с двумя предыдущими романами, здесь проседает всё, от юмора, до интриги. Тем не менее, общую картину книга портит едва ли — всё же, когда такие мастодонты берутся за что-то вместе, ниже определенного уровня они не опускаются.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2007 г.

К сожалению на третьей книге авторы дружно выдохлись, читается с трудом и явно не впечатляет

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2006 г.

Ну что могу сказать, цикл завершился так, как я и ожидал: без каких-то откровений и изысков. ну а что вы хотели?

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2006 г.

Хмм осталось чуство незавершенности....а можно ли завершить историю про бесмертного демона и борьбу света и тьмы!?

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2006 г.

Легенда, по-моему, просто замечательная (которая про Адама и Еву... так родился сексуальный юмор:gigi::gigi::gigi:) А вообще, уже не так смешно. Выдохлись ребята

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх