FantLab ru

Луиза Пенни «Стеклянные дома»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Стеклянные дома

Glass Houses

Роман, год; цикл «Старший инспектор Арман Гамаш»

Аннотация:

Роман «Стеклянные дома» продолжает серию расследований старшего инспектора Армана Гамаша. Этот обаятельный персонаж создан пером Луизы Пенни, единственного в мире пятикратного лауреата премии Агаты Кристи.

В деревне Три Сосны весело отмечают Хеллоуин. Однако праздничное настроение угасает, когда на деревенском лугу появляется странная фигура в чёрной мантии и в маске. Инспектор полиции Гамаш, желая понять, что это за человек, пытается разговорить его, увести прочь. Но незнакомец стоит непоколебимо, хотя, кажется, не намерен никому причинить вреда. Выясняется, что он изображает кобрадора — испанского сборщика долгов, который в Средние века преследовал должников, молча взывая к их совести. К кому же явился кобрадор в деревне Три Сосны? Пока этот вопрос занимает местных жителей, незнакомец исчезает, а в подвале церкви находят мёртвое тело в костюме сборщика долгов. Убита одна из гостей, приехавших на праздник. Мотив убийства неясен, но, похоже, жертва видела то, что не предназначалось для чужих глаз...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Агаты / Agatha Award, 2017 // Лучший роман о современности

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Детектив и Триллер (29 772 голоса)


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Г. Крылов (2)

Стеклянные дома
2019 г.
Стеклянные дома
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, читая уже 13-й по счёту роман цикла, я не мог отделаться от какой-то суеверной чуши, связанной с этим числом. Так и ощущалась эта висящая в воздухе мутная пелена какого-то горя, утраты, некоторого предательства своих же интересов. Вот книга закончилась, сюжет подошёл к логическому финалу, события разложились по полочкам, а чувство горечи не проходило. И только в авторском послесловии всё встало на свои места: во время работы над книгой у Луизы Пенни умер муж от длительной болезни.

Это тот случай, когда обстановка, замысел и настроения внутри романа оказываются сильно связанными с внешними событиями в жизни писателя. Теперь, задним числом, мысленно пролистывая книгу «обратно», я вновь и вновь нахожу подтверждения горьким чувствам и страхам Пенни, выливающимся в строчки и передающимся читателю через состояние гнетущего смятения. Да господи, одна только завязка с кобрадором – натуральная ода тревоге. Мистическая фигура из прошлого в маске и в балахоне, безмолвно преследующая должников, взывающая к их совести, стоит себе одиноким пугалом посреди Трёх Сосен, сея горькие страшные мысли о вестнике смерти. Воплощённое олицетворение Совести, Высшего Суда, преследует эта фигура кого-то из знакомых Гамаша (а может, и его самого), целыми днями стоя и внушая панику. И вот, нервничая от нагнетания тревожности, обитатели деревеньки уже ждут развития событий, и когда оно происходит, то удивляет и сеет непонимания не меньше, чем появление воплощения совести.

А самое любопытное, что рассказывает об этом Пенни во флэшбеках, когда Арман Гамаш – уже не простой старший инспектор, а целый шеф могущественной правоохранительной структуры Канады – сидит в душном зале суда на месте главного свидетеля обвинения и отвечает на вопросы прокурора. И в его воспоминаниях и ответах сквозит полная беспомощность: он не знал тогда, как поступить, не знает и сейчас. А окончательно добивает читателя то, что в итоге Арман Гамаш, человек кристальной честности и непорочности, пестуемых на протяжении дюжины предыдущих романов, вынужден солгать под присягой, полностью осознавая ответственность. Зачем? Почему? Какие события или мотивы оправдывают это преступление? Почему Гамаш ссылается на слова Ганди о Высшем Суде? Неужели тот кобрадор появился именно затем, чтобы воззвать к совести Гамаша?

Общая тревожность и нервозность лишь усиливаются, больное подозрение растёт, криминальная война с наркокартелями, ради победы в которой это всё и затевалось, отходит на десятый план. Пенни мастерски выворачивает душу Армана Гамаша, чтобы читатель планомерно наблюдал, как низвергается его кумир, раз за разом совершая немыслимые для себя поступки вплоть до умышленных преступлений. Через поступок Бовуара, всегдашнего соратника и верного друга Гамаша, писательница раскрывает всю психологию этого дела, а в горькие слова после перехода психологического Рубикона вкладывает, по сути, свой главный страх в это тяжёлое время – невозможность наблюдать, как «умирает» личность давнего друга, сходит с пьедестала обожания и любви.

И страшно представить, как было горько самой Пенни писать этот роман в такой тяжёлый жизненный период. Не первый раз она обращается к подобным темам (взять хотя бы роман, посвящённый поискам мужа Клары, и его трагический конец), но «Стеклянные дома» – определённо, её самая личная книга из всего цикла.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх