Роберт Силверберг отзывы

Все отзывы на произведения Роберта Силверберга (Robert Silverberg)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1282

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+25)»»

«Замок лорда Валентина»
–  [ 18 ]  +

Aryan, 11 марта 2024 г. в 16:31

«Куда уходит детство...»

В очередной раз возвращаясь к этому роману (на этот раз в замечательном аудиоварианте) решила все же разобрать и разложить впечатления «по ящичкам» и объяснить самой себе, почему не самая сложная, слегка наивная и на вид не самая глубокая книга притягивает так, что я перечитываю этот роман каждые несколько лет.

Это роман о конце детства. И о долгих летних солнечных каникулах души на пути к взрослой ответственной жизни. Вот только типичные школьные каникулы не включают в себя (обычно) любовь и безумное количество приключений — опасных и не очень, веселых и не очень. Но ощущение нарастающей ответственности и потихоньку уходящей в прошлое беспечной веселой свободы книга передает великолепно.

Фактически Валентин пишет долгую счастливую сказку странствий на тему «как я провел лето». Ну и заодно свой вариант «Хождения за три моря» (только морей там больше) с непременными великанами, оборотнями, опасными пигмеями и драконами, приплывшими в моря Маджипура прямо из пожелтевших рулонов роскошных старинных карт.

Человеку неожиданно дается возможность прожить еще одну, совершенно отличную от старой, жизнь. Увидеть вблизи тот огромный, разноцветный, переливающийся красками и звуками мир, который он никогда бы не увидел, не будь предательства, швырнувшего властелина мира — почти божество — в тело обычного жонглера. Неудивительно, что Валентин не испытывает ни малейшей горечи по поводу утраты Замка на горе и его неимоверной роскоши, даже когда сны и память открывают ему правду. И не будь у него еще и чувства долга, так и шел бы себе жонглер дальше по горам и лесам гигантской планеты, получая радость и удовольствие от своего мастерства, от новых городов и верных друзей рядом и щедро делясь своим счастьем с окружающими его живыми существами самых разных рас.

И, конечно, это роман о бродячем цирке в прямом и переносном смысле. О маленьком замкнутом, но очень дружном мирке, который с готовностью принимает самых разных людей (с синей коже и любой формы — для своих друзей все они люди), защищает, дарит семью и создает свою микро копию того радостного и надежного мира, в котором всем хотелось бы пожить.

По моим ощущениям, самая «скучная» часть романа — это как раз последняя, где начинается кампания за возвращение престола Короналя. Скучная, впрочем, не совсем подходящее слово. Просто начинается взрослая жизнь взрослого человека, властителя, которому неминуемо придется заняться серьезными делами. Полученный опыт сделает его куда лучше и мудрее, чем он был, и он станет одним из великих Короналей — но легкое осеннее чувство сожаления останется у всех — и у героев, и у читателя. Летняя сказка странствий по залитым солнцем горам и морям Маджипура окончена, и дальше все пойдут уже другим путем. А бродячий цирк пойдет своим.

Перечитать жизнь с начала и внезапно увидеть новый текст — не каждому достается такая редкая возможность.

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 18 ]  +

elninjo_3, 27 октября 2011 г. в 10:29

Очень мощное произведение, вобравшее в себя огромное количество философских концепций и размышлений автора. До конца романа не покидало ощущение, что Силверберг пишет про себя, настолько целостным и реалистичным получился у него главный герой. Середина поначалу может показаться несколько затянутой, но в ней огромное количество невероятно сильных диалогов, что этого начинаешь не замечать.

Роман пронизывают несколько идей: первая, и на мой взгляд, основная — это проблема лжи и невозможности существования без нее человеческого общества. Я никогда не был согласен с Аристотелем, который говорил, что человек — существо общественное. Я убежден, что если бы у человека была абсолютная сила и власть и ему не было смысла больше скрывать свои чувства и желания, мы бы получили Ричарда Мюллера — квинтэссенцию того, кем на самом деле является человек. Для человека важны лишь его потребности и желания, с мнениями и желаниями других людей он лишь вынужден мириться. Но если бы всем можно было «транслировать» свою душу, «отключить» умение лгать, боюсь, как и написал Силверберг, люди бы добровольно спрятались друг от друга.

Вторая идея: действительно ли цель оправдывает средства и человек не может ничего изменить, его путь и поведение предопределено обстоятельствами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роулингс не хочет врать Мюллеру, но вынужден, ведь от этого зависит судьба человечества, Бордман не хочет его вытаскивать из лабиринта силой, но «цель оправдывает средства», даже Мюллер это понимает и, фактически, соглашается. Это не судьба, Мюллер может в любой момент сделать шаг в сторону и покончить с собой, Роулингс может взбунтоваться, но вероятность того, что они сделают то, что должны, велика.
Это «принцип предопределенности» который ввел в философию Карл Раймунд Поппер. У Силверберга он описывается просто в 4-х строчках в диалоге Роулингса и Бордмана:

   — Но где же тогда место для свободы воли в твоей механизированной

вселенной, Чарльз?

   — Для нее нет места.

   — Значит у нас нет выбора?

   — Мы достаточно свободны, чтобы повертеться на крючке.

Но нельзя говорить, что книга сводится лишь к обсуждению каких-то мировоззренческих концепций автора, ведь это еще и замечательная фантастика с дюжиной замечательных идей: лабиринта, древних цивилизаций, чуждого разума. Книга написана в 1968 году, но, в отличие, скажем, от Лема абсолютно не наблюдается никаких анахронизмов. Вселенная, космические перелеты, техническое оснащение героев продумано замечательно, но просто этому уделено не так много внимания. Книга все же не об этом.

Очень впечатлил меня вопрос об уровне «цивилизованности» человека для других «сверхсозданий». Может быть мы для них всего лишь бобры, строящие плотины?Откуда мы можем знать, не сравнив, далеко ли на самом деле мы ушли от «человека умелого»?

Итог: очень целостный, продуманный, насыщенный идеями роман без слабых мест. Если вы ждете от него головокружительных поворотов сюжета — не дождетесь. Если вы хотите книгу, которая даст вам темы для размышления — самое оно!

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 18 ]  +

saddlefast, 11 апреля 2009 г. в 16:34

Роман является парафразом известного сюжета о греческом герое Филоктете, и отсылает в своих основных моментах к перипетиям драмы Софокла «Филоктет».

Действие происходит в будущем. Главный герой по фамилии Мюллер вынужден скрываться от людей на далекой планете Она называется Лемнос, и это не случайно. Именно на Лемнос в свое время отправился в добровольное изгнание Филоктет, который в бою получил настолько отвратительную рану, что общение с ним стало в тягость всем людям.

Но, было предсказано, что без Филоктета грекам не взять Трои, и хитроумный Одиссей и молодой парень Неоптолем отправляются на «берег морем окруженной, земли лемносской — дикий, нелюдимый», чтобы вернуть Филоктета.

                                   

Мюллер живет в центре древнего лабиринта, полного самого разного рода ловушек и опасностей для пытающихся проникнуть в него. Герой отказался от всяких сношений с обществом потому, что после контакта с представителями внеземной цивилизации организм его приобрел непонятное свойство оказывать отталкивающее действие на всех без исключения людей. В его присутствии люди испытывают невероятное отвращение и боль. Это изменение описывается Силвербергом как полное открытие психики этого человека вовне.

Однако, через несколько лет люди пытаются вернуть Мюллера обратно в общество. И двое героев многоумный Бордман и молодой парень Роулинг, отправляются на Лемнос. Потому что только человек, таящийся в лабиринте, по всей видимости, может спасти человечество от порабощения внеземным разумом, с которым лишь Мюллер из-за своей измененной психики сможет найти контакт.

Герои повествования Бордман и Роулингс в своих действиях по налаживанию диалога с Мюллером, ставшим мизантропом, во многом отсылают к персонажам Софокла Одиссею и Неоптолему. А сам роман становится наполнен литературной архетипикой, и является своеобразной притчей о проблеме отчуждения в мире, и о взаимных борениях личности и общества.

Оценка : 10
«Контракт»
–  [ 17 ]  +

sanchezzzz, 14 октября 2012 г. в 09:20

Наконец-то я нашёл этот рассказ! Дело в том, что советский мультфильм 1985 года мне запомнился давно и надолго, но в десятилетнем возрасте я титрами ещё не интересовался и потому авторство сюжета ускользнуло от меня (также надолго). Но сама история врезалась в память и позднее, едва начав бриться, каждый раз при выполнении этого нелюбимого занятия, я завидовал герою мультика, которому достался чудесный крем-депилятор Глоглема. «Вот была бы красота иметь такой крем», — думал я всякий раз, поскрёбывая бритвой щёки и страстно желая скорейшего внедрения в нашу жизнь подобных штуковин из фантастических рассказов.

И вот, наконец, совершенно случайно я-таки добрался до печатной формы рассказа и оказался в ещё большем восторге. Рассказ яркий, остроумный, запоминающийся. Драма соседствует с доброй иронией, острой сатирой и романтикой освоения далёких планет. Образы персонажей лаконичны, но точны и сочны, особенно нерадивый робот-коммивояжер. Его неумелая деятельность – «немного грубоватая, но толковая» — выделяется прежде всего непосредственностью, отсутствием корыстного, злого умысла, и, конечно, резко контрастирует с, как я их называю, «представителями-канадской-компании-здравствуйте -у нас сегодня презентация-купите чайник», которые шастают по офисам в мятых брюках, несвежих рубашках и грязных ботинках, втюхивая разную ерунду. Робот, угрожающий пистолетом, вызывает здоровую улыбку, эти же парни – в лучшем случае жалость, притом что они не поставлены в то труднейшее положение, в каком оказались и робот, и колонист Уингерт. Подкупает, что у обоих нашлось достаточно здравого смысла, чтобы понять, что, только держась вместе – земная смекалка и денсобольские технические возможности воедино, – они смогут выжить и даже подзаработать.

Остаётся небольшое смущение от того, контракт был разорван уж очень легко и просто, но за другими плюсами рассказа это обстоятельство уходит на задний план. Ну, а заново пересмотрев мультфильм, я даже на десять минут вернулся в детство. Своеобразный взгляд на концовку советских мультипликаторов сейчас, несомненно, поставил этому некий барьер, но я всё же склонен отнести их версию к одному из ликов творчества, но не к эху той эпохи.

… А розовое небо Квеллака из мультфильма так и останется в памяти…

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 16 ]  +

Nog, 05 марта 2009 г. в 19:35

Книга открывает семикнижье о планете Маджипур, на которую много тысяч лет назад высадились колонисты с Земли. За прошедшее время цивилизация пришла в некоторый упадок. По крайней мере, дальнейшего развития технологий не происходит, хотя древними аппаратами и оружием пользуются повсеместно. Да и межпланетные путешествия практически свелись к нулю. Зато появилась магия (откуда — неизвестно; по крайней мере, пока неизвестно)...

Вся планета представляет собой единое государство, во главе которого стоят четыре человека. Верховный правитель (или старший король) — понтифекс, живущий в подземном Лабиринте и почти никогда не покидающий его пределов. Младший король — корональ, зримое воплощение власти понтифекса. Хозяйка Острова Сна и Король Снов — они скорее управляют душами жителей Маджипура посредством посылания им сновидений; можно сказать, что они воплощают светлое и темное начала в людских душах, хотя это и очень грубое сравнение.

Сюжетная завязка романа в следующем. Доминин Барджазид, сын Короля Снов, переместил душу законного короналя лорда Валентина в другое тело и лишил его памяти, сам же принял его облик и стал вторым по могуществу человеком на планете. Валентин же, все-таки ухитрившийся вспомнить кое-что о своем происхождении, с помощью нескольких верных спутников начинает борьбу за возвращение трона.

Банально? Да, наверное. Предсказуемо? Вполне. Но до чего же приятно и качественно написано! С колоссальным удовольствием читал рассказ о походе Валентина десять лет назад и с не меньшим удовольствием перечитал его теперь. Каких-то неожиданных сюжетных поворотов тут нет, но сам мир достаточно велик, чтобы постоянно открывалось что-то новое и интересное. Гастроли у метаморфов, охота на морских драконов, паломничество на Остров Сна, путешествие по Лабиринту — эти, да и все прочие события, происходящие с героями, укладываются в логичную, цельную последовательность, все они не только нужны для развития линии главгероя, но и любопытны и хорошо выписаны сами по себе. Да и реальная причина всех этих событий была неожиданна.

Итог: отличнейшая книга, настоящая классика... Хм... а чего именно классика? Фантастики, фэнтези, технофэнтези, чего-то еще? Не знаю даже. Да и какая, по большому счету, разница?

Оценка : 10
«Захватчики с Земли»
–  [ 15 ]  +

Ank, 09 октября 2006 г. в 20:48

Отличная книга. Удивительно, как в 1958 году автор предсказал нашу сегодняшнюю действительность, в которой средства массовой информации сознательно формируют искаженное представление об окружающем мире у подавляющего большинства населения. Кто-то и сегодня может заставить себя не слушать популярное радио и не смотреть телевизор, фильтровать информацию и постоянно думать, но таких – подавляющее меньшинство, и никакой роли они уже не играют. В книге, конечно, всё кончилось не так, как в жизни, но ведь и на обложке честно написано: «научно-фантастический роман».

Оценка : 10
«Умирающий изнутри»
–  [ 14 ]  +

elninjo_3, 13 января 2012 г. в 12:18

Все таки Роберт Силверберг велик! Насколько же он подавляет своим умом и литературным талантом большинство современных писателей! После него иногда смотришь на все эти 10-ки и 9-ки за известные межавторские циклы и становится смешно. Не зря ему за роман «Умирающий изнутри» дали «Специальную награду за писательское мастерство» (Special Award for Excellence in Writing).

Роман 1972-го года и в нем доведена до логического конца мысли о человеческом общении, ставшие основой другого мощного произведения Силверберга «Человек в лабиринте». А, вообще, даже не могу сказать о чем этот роман. Он слишком многогранен, слишком сложен, чтобы вот так взять и заявить:«Да все тут понятно!Не могут люди общаться друг с другом без лжи и все тут!» Это только одна мысль, а мыслей этих там еще вагон и маленькая тележка. И каждый найдет что-то для себя, что-то обязательно заставит его перечитать какую-нибудь страницу несколько раз, а кто-то вообще ничего не поймет, но будет очень доволен, что он это читал, что мыслил, что проникся чем-то, хотя и не совсем понятно чем. Он просто прикоснулся к таланту.

Честно говоря, это и не фантастика вовсе. Здесь нет сюжета, нет развития, нет экшна. Это философский трактат Роберта Силверберга. Его вкладом в работы Кьеркегора и экзистенциалистов, но я уж не буду влазить в такие дебри. Это философский труд, который нанизан для простоты восприятия на скелет из одного человека, обладающего необычными способностями.

Да, вышло не весело, вышло печально, но со светом в конце тоннеля. Не знаю, как у него так получилось...гений. Читая, я постоянно ловил себя на мысли, что что-то подобное у кого-то уже было и в середине понял. «Возможность острова» Мишеля Уэльбека. Лучший европейский писатель последних лет. Манера изложения очень схожа, невероятная эрудиция, тонны мыслей, но есть одно НО...Если у Силверберга Дэвид Селиг близок к отчаянью и кажется нездоровым человеком в нормальном обществе из-за своего дара, то у Уэльбека его Даниэль является нездоровым человеком в нездоровом обществе. Если у Силверберга роман получился об увядании, то у Уэльбека отовсюду разит трупным запахом разложения и только такие же мертвецы могли признать его романом великим, а его самого лучшим писателем последнего времени.

Советую этот роман всем, кого интересует психологические аспекты человеческого общения, семейной жизни, да и вообще всем, кому нравятся умные мысли умных людей! 10-ка!

Оценка : 10
«Вниз, в землю»
–  [ 14 ]  +

saddlefast, 04 июня 2009 г. в 20:31

«Вниз, в землю» — странный, мрачноватый роман, нашим любителям фантастики он напомнил бы «Улитку на склоне».

Однако, если «Улитка на склоне» кончается кафкианским отчаянием, осознанием, что сущность человека есть тот лабиринт, в котором он навеки затерялся, и из которого ему никак не выбраться, то «Вниз, в землю» повествует о пути, пройдя который, человек выйдет за узкие пределы своего обыденного «Я». Книга Силверберга рассказывает об обретении человеком гармонии с миром.

Прежде всего, книга сильна фантастическим антуражем, бесконечным тропическим лесом, на фоне которого проходят странные события. Биостанции землян, покинувших планету, давно заброшены, поросшие местными странными растениями, заселенные местными ужасающими животными. Только несколько людей осталось на планете, и пытаются понять смысл обряда «второго рождения», существующий среди аборигенов той планеты.

На этой планете есть некое вещество «эликсир жизни», приняв его, возрождаешься заново. Давно уже земляне научились на его основе создавать лекарство , регенерирующее ампутированные конечности и вылечивать от всех болезней. Но, смысл приема «эликсира» вовсе не только в восстановлении здоровья. Это, как выясняется, и часть медитативной практики по обновлению «Я».

Название романа – это цитата из библейской книги «Экклезиаст». И объясняет основную мысль романа. Аборигены планеты внешне напоминают земных животных. Тот обряд, которые они практикуют – «второе рождение» — подобно сходу духа в самые низины бытия, и последующего просветления.

Пройти путем всех живых существ, это не значит унизить свой дух, а, напротив, обрести весь мир целиком, стать его неотъемлемой, все понимающей частицей, сблизиться со Вселенной, стать подлинно разумным…

Оценка : 10
«Вертикальный мир»
–  [ 14 ]  +

dobriy_doktor, 11 апреля 2009 г. в 17:24

В романе нам представлено видение мира, в гротескной форме воплощающего Библейское выражение «Плодитесь и размножайтесь». Несмортя на постоянные посылы к религии, роман не является попыткой какого-либо осмысления последствий всеобщей веры, потому как весь сюжет романа держится на «свальном грехе», сиречь беспорядочных половых связях или промискуитете.

Мир, описаный автором, построен на «борьбе с семьей, как пережитком мелкобуржуазной морали» и лучше всего характеризуется стихотворением вроде как самого Маяковского:

Я лежу на чужой жене.

Потолок прилипает к ...пе.

Мы не ропща делаем коммунистов

На зло буржуазной Европе.

Для того чтобы подчеркнуть особенности мира в роман введен ученый с Венеры, являющийся носителем «старомодных» нравственных принципов, близких читателю.

Роман многолик. Поверхносная идея строится на том, что даже в мире всеобщего полового равенства и полной половой раскрепощенности закомплексованность, ревность, желание иметь больше чем имеешь губят человека.

Но если посмотреть глубже, то окажется, что закомплексованость, ревность, жадность, самодурство — это и есть те качества, которые делают нас человеком, отличным от обезличенных биологических роботов, которые проводят все время в непрерывном самовоспроизведении. Поэтому роман оставляет смешанные чувства и вопрос — неужели мои «отрицательные» качества делают меня отличным от животных и «выше» их?

Оценка : 10
«Приход ночи»
–  [ 13 ]  +

stenny, 05 апреля 2016 г. в 16:41

Потрясающий роман.

Лень было расписывать последовательно и убедительно, обойдусь кратким изложением ответов на претензии и вопросы в предыдущих рецензиях других читателей

Азимов грешит сухостью изложения и недостаточно психологической проработкой персонажей, его конек — неожиданные идеи. А Силверберг наоборот, из довольно банального сюжета способен сотворить чудесную мистико-филосовскую книгу.

Опять убеждаюсь, что многие читатели читают методом «скоростного чтения» либо не обучены правильному восприятию текстов.

Читатели не пытаются «встать на место героев», а рассуждают примерно так: «вот я бы на его месте».

1. На Калгаше не бывает ночи, потому что постоянно «висит» какое-нибудь из 6 солнц. Однако шторы нужны, ибо все те же 6 солнц или упоминаемое 4-солнечное явление, 5-солнечный день — представляете как непривычно ярко будет для нас? Шторы — не только притеняют свет, который присутствует даже ночью, но и служит банально для отгораживания своей личной жизни от нескромных взглядов соседей.

2. Ночью на улице нет «темноты» в нашем понимании.А в переходах, подвалах и даже чуланах и кладовых, как ясно из эпизода со спасением Ширина во время погрома обсерватории, всегда горят «лампады», работающие на батарейках.

3. Некоторые узкие специалисты, как Сиферра иногда попадают в темноту, но на очень короткое время. Их где-то около 1 или 0, 75% населения, и судить о том, что народ Калгаша мог бы столкиваться с тьмой и выработать имунитет — все равно, что утверждать, что ловцы жемчуга ныряют на сколько-то метров и все остальные люди тоже всегда готовы к глубоководной жизни. Это к вопросу о «сантехниках», которые должны выступить в роли «пророков», и как их тоже приняли бы за сумасшедших. Однако я сомневаюсь, что сантехники лазили в достаточно глубокий колодец, и все равно, инстинкт повелевает им освещать пространство под землей.

4.Из-за постоянного присутствия на небе множества светил, даже ночью, пытаться разглядеть в небе звезды — все равно что искать их у нас днем. Даже с телескопом. Тем более. что у них не было мотивации ИСКАТЬ что либо в небе помимо 6 известных солнц. и я не спец по оптике и физике, но возможно что сияние солнц не позволяло рассмотретьчто-то и аппаратура не отвечала данным требованиям?

5. Вспомним, как на средневековых людей действовали солнечные затмения?

Помимо того, что абсолютной темноты на Калгаше не наступало, общество построено на системе избегания отсутствия затемнения вообще.Пытаться «познать«темноту — неприлично и противоестественно.

6. Почему жители не подготовились, чтобы работали очистные станции и другие машины? Механизмы, как таковые были в относительной исправности, исключая пожары и поломки вызванные погромами и повреждением во время безумия. Проблема была в обслуживающем персонале — противопожарная автоматика срабатывала, об этом тоже упоминается в книге, однако включить аппаратуру или провести проверку, настройку и запуск заново — было некому.

7. прекрасно обоснованный выбор «кары» — огонь, и очень логичное и изящное объяснение. Если люди никогда не сталкивались с отсутствием света, то естественно, что они будут пытаться любыми доступными средствами осветить пространство. А с непривычки и в состоянии истерии трудно удержать такую опасную стихию под контролем. Отсюда и опустошительные пожары.

8. Очень логичное сведение всех типов героев, которые взаимно подтверждают общую теорию о «конце света». Уверена, что авторы хотели описать не столько идею о «солнечном затмении», а сам процесс — массовых истерий и психозов, воздействии СМИ на широкие массы и формирование «нужного» мнения. Описание бездействия правительства, безответственности журналистов и проч. Т.е. гораздо более широкий круг «человеческих» или общегуманитарных проблем, нежели «техническая» идея, а что если бы...

9. Также предметом исследования поведения «толп» было описание сумасшедших разных типов и реакцию лидеров, создающих микрокоролевства.

Примерно такое же исследование Силверберг предпринял в своем одиночном рассказе «про диверсию с препаратом, породившем эпидемию амнезии в повести «Как все было, когда не стало прошлого». А также в несколько преломленном виде в романе «Умирая в себе»

10. Вообще, эта книга, как и собравшая много дизлайков «Основание». Основатели или Фонд — эта книга скорее рассматривает СТРАТЕГИИ поведения индивидов и отдельных групп людей, а также «толпы» в целом.

Якобы «невозможно точные предсказания» Хари Селдона оперируют не отдельными индивидуумами, а реакциями толпы. Если почитать Троецарствие Ло Гуаньчжуна где-то с 49 главы 1-го тома, ( а дальше 1 том кончается, там всего-то 55-58 глав, так что читайте до конца книги) то можно воочию убедиться в «точности предсказания реакций», например, полководца.

Иллюстрация к одной из стратагем повествует, как однажды войско врага подошло к городу, в котором казалось не было войск, а знаменитый стратег Чжугэ Лян играл на лютне, сидя наверху городской стены.враг зная о хитрости Чжугэ Ляна заподозрил хитроумную ловушку, однако у стратега действительно был очень ограниченный гарнизон солдат.

Когда не-обман кажется настоящим обманом — это и есть истинный обман.

ПС. 11. Ученые покинули Убежище как раз обоснованно ( и об этом упоминается!) потому что рано или поздно Апостолы придут и ОТРЕЖУТ/изолируют их в этом курятнике, (банальная примитивно тупая осада) и из него придется выбираться с боем. А в Национальном парке больше возможностей для маневров — можно прятаться, устраивать «партизанскую войну», ловушки, вьетнамские партизанские тропы и ямы с кольями, завалы и проч.

Почитайте военную стратегию, это совсем другой взгляд на казалось бы очевидные «разумные» вещи.

ПС 2 — примеры «массовых истерий» новейшего времени — «миллениум» и «обнуление» электронной аппаратуры и Конец света по «майскому календарю». «Лихорадка Эбола», «свиной грипп» и «вирус Зика». И кто смеет утверждать, что сейчас мы «просвещенное» не поддающиеся панике, психозу и прочим внушениям общество?

Оценка : 10
«Двойной вызов»
–  [ 11 ]  +

Фалкон, 23 января 2019 г. в 13:03

Это рассказ из детства, то есть, из «Юного техника», прочитанный не после «всего», а именно тогда, когда «Юный техник» его опубликовал. С литературной точки зрения рассказ ничего из себя не представляет, это полный ноль. Но я поставлю ему высшую оценку — за несколько соображений, часть из которых я надеюсь, примут все, а часть будет отдавать некоторым политиканством.

Герои — не принцы, не попаданцы, не трансгуманисты. Они — инженеры, за что рассказу величайший балл.

Они работают руками (и головой) — что для нашей современности очень необычно. Слово «инженер» имело великое смысловое значение во времена Жюля Верна и вот здесь у автора. Они не компьютерные дизайнеры, не специалисты по фэн-шую.

И вот еще — великие домергийцы считают (или думают), что они более великие, чем другие. Это и сейчас так думает множество любителей смартфонов.

Но — нет. Будущее творят те, кто сидят за кульманами, а не те кто торгуют акциями и ездят в Куршавель.

История вечного двигателя бессмысленна, но, может быть, через гиперполе? Не создавать энергию из ничего, но черпать её из некоторого источника?

А с точки зрения психологии рассказ как раз неоригинален, но прекрасен.

Это шутка автора, которую я принимаю целиком.

Это зарисовка, типа Сада камней — смысла в ней нет, но она красива.

Жалко, что это фантазия. 10 баллов.

Оценка : 10
«Ночные крылья»
–  [ 11 ]  +

romanpetr, 15 декабря 2018 г. в 16:07

Очень давно прочитанный мною роман и который перечитал снова.Удовольствие получил несравненное! Не очень много было прочитано произведений Р.Сильверберга, но должен отметить, что особенностью его является оригинальный литературный язык автора, отличающийся своей магнетически отшлифованной мягкостью и своеобразностью. Этот роман может смело претендовать на попадание в Хрестоматию Научной Фантастики, ибо является очень чувственным произведением.

Действие происходит в далеком будущем. Основой все-таки лежит социальная тема и люди, оказавшиеся под влиянием этой эпохи , отображены с отношением в определенные касты или категории, поэтому чаще можно увидеть разделение людей на Правителей, Защитников, Летописцев, Хирургов, Сомнамбулы и других обитателей планеты с измененной генетикой , как Воздухоплавателей, Пловцов, и так далее. Чаще слышны обращения по принадлежности к касте, нежели по именам.

Этот мир живет в ожидании вторжения извне, ибо земляне когда-то давно изгнали касту, так называемых Уродов и те улетая поклялись отомстить землянам за прежние унижения. И этот день впереди, грядут перемены и для Земли наступит новая веха с большими изменениями....

Главных героев произведения немного — всего три ключевых фигуры — молодая воздухоплавательница, которая открыла для себя красоту и величие полета и живет только этим, словно безмятежный ребёнок; отчаявшийся старый Наблюдатель, уже давно сомневающийся в своей необходимости; Урод, который в общем-то и не урод, жаждущий справедливости...

Самым главным в романе Силверберг хотел показать возможность признания своей вины землян перед своими неверными поступками и последовательным переходом к её искуплению. Возможно это авторское обращение не только к нам, но и ко всем существующим на Земле люди — показать, что нужно иногда обращаться к своему сердцу и находить там и извлекать только хорошее...

Замечательный роман! Рекомендуется всем любителям фантастики.

Оценка : 10
«Папа и шимпанзе»
–  [ 11 ]  +

aiva79, 02 сентября 2012 г. в 10:46

Ндааааааа....! «Папа и шимпанзе» — это рассказ, за который Р. Силверберга можно сжечь на костре религиозным фанатикам, а современным идеологам и политикам саму книгу считать настольной.

    Действительно, как заметили предыдущие ораторы, рассказ именно о том, как ошибка, как неверное истолкование событий и явлений, может привести к зарождению культа, религии, идеологии. Как «ошибка» лидера толпы может изменить ход, направление развития общества.

    В рассказе, как и в жизни, наиболее мыслящие, развитые и харизматичные индивидумы увлекаются некоторой идеей, которая их полностью захватывает. Роль вожаков всегда заключается в создании веры. Не важно какой — религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. И тут наглядно показывается как масса, толпа не имеющая ясных представлений за пределами своей специальности, увлекаются вслед за лидерами новым и неизвестным ранее. В толпе индивиды «заражают» друг друга своими чувствами, мыслями и действиями. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, «засыпает» сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия...

     В общем рассказ запоминающийся и дающий пищу для размышлений.

Оценка : 10
«Тесме и гэйрог»
–  [ 11 ]  +

elent, 27 сентября 2006 г. в 16:51

Зато какая история. И никаких бабских истерик, мол, я тебя любила, а ты? Каждый нашел свое место в жизни и каждому есть, что вспомнить.

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 10 ]  +

Warrapan, 22 марта 2020 г. в 15:04

Не могу не поставить высший балл данному роману и смело во всеуслышание похвалить его. Сейчас прочёл его на одном дыхании за пару дней (читал в автобусе по дорогу на работу, на самой работе в любую свободную минуту, вечером перед сном...). Книга не позволяет отложить себя, хотя вроде бы и нет очень напряжённого сюжета, нет перестрелок, взрывов и погонь. Даже сам Лабиринт не является центром сюжета, он — не более чем экзотический фон для глубокой личностной трагедии и сильнейших переживаний Человека. Именно потому (я думаю) роман назван «Человек в лабиринте», а не просто «Лабиринт» или как-то иначе. Это преобладание душевности, психологизированности в ходе повествования очень напомнило мне стиль братьев Стругацких, где весь фантастический антураж — не более чем декорация для рассказа о Человеке. При этом декорация выполнена превосходно, ярко и многогранно.

Я однозначно рекомендую этот роман к прочтению всем любителям классической НФ, да и просто ценителям хороших книг. Не стоит связываться с романом пожалуй только в том случае, если вы ищете бойкую развесёлую космооперу с бластерами, грудастыми блондинками и межгалактическими жуками. Ну или на дух не переносите фантастику.

Оценка : 10
«Книга черепов»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 26 марта 2009 г. в 23:35

Это одна из самых сильных и смелых книг, которые выпадет Вам прочесть. Автор всегда славился своим непредвзятым и ясным взором, он смело разговаривает на темы, считающиеся запретными. В этом романе он откровеннен в высшей степени. Никакого фантастического антуража — на сей раз речь идет ни о душевных муках инопланетянина. А о современных проблемах, и о современных людях.

Автор открыто говорит о тех проблемах, которые волнуют по-настоящему. Причем, чувствуется, что он вложил немало своих переживаний в это произведение. Открыто и ясно описывается случайный секс, употребление наркотиков, зависть бедных к богатым, гомосексуальность, многое другое... Но дело не в сенсационности тематики.

Дело — в самом случае откровенного переживания человеком своего внутреннего мира, и решительном шаге к истине, к саму себе. В ужасающем, таком болезненном порой, пути к полному, неукрашенному постижению своего «Я». При этом автор всецело касается как социального мира, так и отношений межличностных. И каждый раз — говорит без прикрас.

Весь роман представляет собой все более и более самообнажающий внутренний монолог четырех разных персонажей. Это очень разные четверо молодых парней, волей случая попавшие в фантастическую ситуацию — они , кажется, реально стоят на пороге вручения им самого ценного дара — вечной жизни. Этот дар дается не просто так — ради этого каждый из них заново проживает свою жизнь, и постепенно расказывает прежде всего сам себе о самых мучительных, скрываемых от самого себя вещах.

Иногда автор, кажется, немного сгущает краски, и хочется сказать, что так не бывает. Но, вот именно так как раз и бывает. И кто скажет — автор не прав, автор допускает недопустимое — тот просто не решается заглянуть в суть природы человека до конца.

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 04 октября 2007 г. в 09:21

Лучший, на мой взгляд, роман Силверберга. О чем он? Об удивительном, полном загадок и опасностей городе-лабиринте, созданном исчезнувшей расой? О супермене, сумевшем в одиночку пройти смертоносный лабиринт? О всемогущих спецслужбах, способных вытащить нужного человека откуда угодно? О трудностях контакта с загадочными инопланетянами. На мой взгляд, этот роман — о человеке и об одиночестве.

Оценка : 10
«Пассажиры»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 20 января 2017 г. в 13:04

Один из самых сильных антифашистских рассказов мировой НФ. Необычайно зло Силверберг высказался о желании людей снять с себя ответственность за совершаемые поступки. Дескать, это не я, это меня заставили, меня мобилизовали, а я не виноват, я ничего не помню, на самом-то деле я хороший...

Оценка : 10
«Вертикальный мир»
–  [ 9 ]  +

AUGUSTIN, 10 января 2013 г. в 23:10

На фоне того, что мне известно из творчества Силверберга — необычный и бьющий в «колокола собора чувств» роман. Был номинирован на премию «Хьюго» в 1972 году.

Что будет, если? Если взять за основу высокотехнологичный мир, вывернувший наизнанку заповедь «Плодитесь и размножайтесь» ради поклонения контркультуре свободной любви, приправить его принципами социалистического мироустройства, где порицается всякая обособленность, и поддерживать хрупкое душевное равновесие масс с помощью наркотиков и психоинженерии. А то, что если 75 миллиардов раз сказать «мы счастливы», во рту слаще не станет!

С одной стороны, у Силверберга налицо типичный набор признаков жанра антиутопии, вкратце сводящийся к «хотели как лучше, а довели до абсурда все свои гениальные идеи», с другой стороны, множественность точек зрения разбивает зеркало этой типичности на остро ранящие сознание читателя осколки.

«Я не ощущаю ничего. Я заперт внутри самого себя». Оригинальное англоязычное название «The World Inside» («Мир внутри») подразумевает не только несколько прямолинейную аналогию с найденным переводчиком образом «Вертикальный мир», то есть, с образом романного мира, заключенного в рамки башен-небоскребов, «городских монад» («гонад»), иглами втыкающихся в «неба пустую грудь», и не только иерархическую структуру человеческого общества внутри самих гонад, где верхние уровни отведены властителям, и восхождение по карьерной лестнице осуществляется буквально — переездом на более высокий этаж. Это мир внутри каждой общественной единицы, рвущийся наружу из утопии счастливых приспособленцев. И что ни мир, то конфликт.

Автор не просто подает читателю точку зрения нового персонажа поочередно в каждой из частей, но постепенно вплетает их друг в друга через второстепенное окружение и доводит до бурного финала. И каждая из «миллионов замурованных в коробочки душ» может пожелать освободиться.

Социопрограммист Чарльз Мэттерн, усредненный благополучный житель вертикального сообщества, успевающий за один счастливый день пережить целую гамму неприятных ощущений; историк Джесон Квиведо, который не способен отказаться от «нравственных пережитков» прошлого и со страхом ждущий, что кто-то догадается о подавляемых им внутренних конфликтах; молодой программист-наладчик Майкл Стэтлер, подвергнутый быстрому и неотвратимому наказанию за недозволенную роскошь реализации своей тяги к приключениям вне башни; молодой Диллон Хримс, артист-уникум, музыкант оркестриона, под наркотиком представляющий себя псевдобогом вертикального бытия гонады; Сигмунд Клавер, еще почти мальчик, но уже золотой, — многообещающий способный лидер, однако же, не вынесший знания об истинной сути верховных администраторов, не нашедший исцеления от этого знания в местном варианте психотерапии, и не желающий прибегнуть к местному варианту стирания личности.

Силверберг – морализатор и богоискатель? Да. Не случайно всеобщее религиозное преклонение перед процессом неконтролируемого размножения (насмешка над извечным американским “more” в том числе), в гимнически-молитвенной форме возникающее в первой же истории, подвергается проверкам то носителем отчетливо выраженной традиционной точки зрения, отправленным автором на экскурсию по гонаде, то двумя «атавистами», желающими прилепится именно друг к другу, а не к любому и любой из трехкилометровой иглы в небеса, то административным и творческим столпами системы, не выдерживающими нагрузки обязательных ночных прогулок. Приспособившись к этому «дивному новому миру» парных сходок единения и сомы, человек так и не приспособился к отсутствию Бога истинного – подделок же Его предостаточно. И автор подводит к мысли, что тоскующей внутри человеческой душе освободиться собственными силами вряд ли удастся. Но тот, кто «не в состоянии совершить мистический прыжок в бесконечность», может совершить другой прыжок. Вот только куда именно?

Оценка : 10
«Книга черепов»
–  [ 9 ]  +

ceh, 07 октября 2006 г. в 15:22

На мой взгляд — один из лучших романов Силверберга, и один из лучших романов Новой Волны. Прежде всего — КАК — этот роман написан — прекрасный стиль, блестящий язык и отточенный слог. Плюс роман очень точен и психологически. А вот — О ЧЕМ — тут уже не все так просто, многим этот роман может показаться неприятным, или даже неприемлимым. Но это дело вкуса, и достоинства романа это не умаляет.

Оценка : 10
«Вертикальный мир»
–  [ 9 ]  +

Uldemir, 25 сентября 2006 г. в 01:05

Блестящая антиутопия и, на мой взгляд, один из лучших романов Силверберга. Жестко, цинично, правдиво. О том, что же собой представляют люди, чего стоят их жизни, каковы их мечты и стремления. Рекомендую, хотя и не всем…

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 8 ]  +

stenny, 29 июня 2016 г. в 16:10

На мой взгляд, этот роман — то, чем мог бы стать «Солярис» Лема в руках человека «действующего», активного, а не философа, все проблемы решающего умозрительно в своей голове, сидя на «попе» в уютном кресле.

Происходит контакт с инопланетным разумом/существом, вследствие которого , как в Солярисе, все эмоции, которые внутри, т.е. подсознание, все мысли, ошибочное восприятие, чисто физическое неприятие какого-то человека становится явным, вытаскивается наружу в виде тактильных и прочих других ощущений, в отличие от лемовского овеществления подсознательных мыслей в материальных вещах.

С неким успешным завершением этой истории в «положительный баланс».

Человек, подобно «ужу» в «Сонате ужа» Ольги Ларионовой, боец, которому необходимо ощущать себя Личностью, уважаемой личностью, и непрестанно стремится преодолевать преграды, способствующие отъединению одной личности от человеческого социума. В итоге, у Силверберга, в отличие от героев Лема, Человеку дается пусть даже гипотетическая возможность «воздаяния», признания и у своих сородичей, и даже и сверхъестественных (инопланетных) существ.

Бороться и искать, найти и не сдаваться! — фраза, выгравированная на на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн, идея, характеризующая мотивы главного героя повести. И даже не его одного, почти каждый участник экспедиции в Лабиринт на Лемносе такой же «боец», ведущий сражение с ограниченностью человеческих возможностей и с давлением обстоятельств.

Автор создал совершенно фантастическую интригу, обрамил ее в жанр «твердой фантастики», автор поставил некую одну проблему (что если все мысли и эмоции человека будут явны, если каждый будет наивно честен и прямолинеен), однако автор мог бы для более четкой позиции и более «выигрышного сюжета», чуть-чуть сместить акцент на то, что герой не только стал мизантропом и человеконенавистником, а на то, что он не просто лег и сложил руки крестом на груди, а непрерывно действовал, робинзонничал в одиночестве, как траппер, правда без надежды на связь с другим, почти идеальным, высокоинтеллектуальным и технологическим обществом. Ситуация подобная Фенимору Куперу, ведь несмотря на явную симпатию Соколиного глаза к индейцам, он все-таки не считает их ровней белому человеку, считает «дикарями».

В общем, здесь интрига поворачивается так, что герой — один «белый» среди других современных, продвинутых, высокотехнологизированных дикарей с Земли.

Гимн первопроходцам и первооткрывателям.

Оценка : 10
«Лагерь «Хауксбиль»
–  [ 8 ]  +

stenny, 02 июня 2016 г. в 15:09

сильно недооцененный автор.

Немного политики, немного фантастики, немного альтернативной истории и немного антиутопии.

Просто и гениально.Как у древних греков — все уравновешенно и изящно.

Эквилибриум.

«в Октябрьскую революцию можно сидеть на стуле и разговаривать, и все равно это будет возвышенно». М.Светлов. «Двадцать лет спустя» пьеса, которая еще упоминалась у Крапивина.

Произведения Силверберга всегда отличают совершенно оригинальные, нетривиальные идеи подходящие под понятие «НФ». Причем автор не увлекается эмоциональной риторикой, демагогией, агитацией и примитивной обывательской реакцией «а если взять такую дрянь», как у стивена Кинга.

Его идеи почти всегда «интеллектуальны», логичны и не рассчитаны на массовость психологичеких реакций и ожиданий. Он в некоторой степени элитарен, утончен. Как идея рассказа «Ловушка». Похож на китайскую притчу или иллюстрацию к какому-нибудь афоризму или приему.

Особенно эта изысканность проявляется в изящном округлом финале повести — крах синдикализма и «возврат контрреволюционеров».

Вот так обошлось без излишних слюней, надрыва, пафоса и милитаризма Хайнлайна.

Может эмоции не зашкаливают, но ситуация требует обдумать прочитанное.

возможно это гораздо полезнее, чем начитаться Хайнлайна и сгоряча пойти жечь покрышки и рвать арматуру из бетонных плит.

Оценка : 10
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 8 ]  +

stenny, 08 апреля 2016 г. в 13:06

У меня была такая идея, что с каждым новым вариантом Конца света связано какое-то действительно имеющее место быть реальное событие.

Т.е. Концов света было несколько и они корректировались в зависимости от воздействия тех или иных случайных факторов в режиме реального времени.

Одна пара наблюдала последствия аварии какой-нибудь АЭС, которая строится сейчас где-нибудь в Японии, другая — последствия разлива токсичных отходов, может быть именно их одинокий краб связан с репортажем о проникновении в систему озер США токсичных видов амеб?

Оценка : 10
«Охота на Катволде»
–  [ 8 ]  +

romanpetr, 04 апреля 2016 г. в 00:01

Очередной рассказ Р.Силверберга из «палповой» фантастики 50-ых годов приятно поразил по-сравнению с другими многочисленными «опусами» под заказ под бесконечными псевдонимами — мэтр довольно часто пописывал третьеразрядные произведения в журналы и издательства низкой и средней руки ради хлеба насущного. Этот рассказ , правда, также публиковался под именем Кэльвин Нокс, но получился довольно осмысленным, местами проникновенным, хотя без развлекательно-динамического повествования не обошлось.

На Катволд — пятую планету в системе Кавеера прибывает группа охотников за головами, прознав , что Галактическая Федерация не включила местных аборигенов — нуриллинов, которые внешне и физически схожи с людьми , в список разумных существ, а значит на них можно свободно охотиться и ... убивать! Предводитель группы Мердок нанимает местного проводника землянина Брэннона, осевшего более 10 лет на Катволде и лучше всех знавшего природу планеты и местных аборигенов. Бесцельное убогое времяпровождения и любовь к жизни заставляют того пойти на соглашение с убийцами, принять невероятно баснословный гонорар, и отвести тех в деревню нуриллинов , дабы те могли утолить свою кровавую ненасытность, и забрать 9 жизней из числа последних вымирающих аборигенов...Поход таит по себе в дороге неисчислимые опасности, но миссия должна быть выполнена, хотя Брэннон всячески этому противится, но сделать ничего не может. Оставшиеся люди в деревне за его поступок , за его предательство, третируют того всевозможными способами, но сама идея выдачи деревни нуриллинов не беспочвенна и не лишена мудрости. Вспоминаются классики Сомерсет Моэм, а также Ильф и Петров...

Потеря девяти жизней аборигенов и одной человеческой — главный герой считает свою жизнь также пропавшей — дает в будущем гораздо лучший результат для выживания нуриллинов: ведь остальные остаются жить дальше, а кроме того про этот случай в скором узнают «федералы» и аборигенов включат в список разумных, приостанавливая навеки желание уничтожать беспомощных и миролюбивых катволдян...

В целом очень удачное произведение с психологическим контекстом. Рекомендуется для чтения любителям Силверберга...

Оценка : 10
«Умирающий изнутри»
–  [ 8 ]  +

Goddara, 10 марта 2016 г. в 09:01

После прочтения осталось странное чувство — вроде собирался читать фантастику, а тут драма. Но я люблю драму. Писатель показывает нам жизнь одного человека, что волею судьбы стал обладателем сверхъестественного дара — телепатии. Вы когда-нибудь хотели читать чужие мысли? Я — очень. Теперь уже не очень. Что нам на самом деле может принести такой дар? Для Дэвида Селига он стал всем — и проклятием, и благословением. Когда автор показывает нам детство Дэвида, то мы видим, что он изучает окружающих изнутри, залезает в самые сокровенные уголки их души. Видимо потому его поведение оставляет желать лучшего, ведь он хочет узнать новые мысли окружающих, изучить их реакцию. Но это знание имеет и обратную сторону, ведь он не хочет чтобы кто-то из окружающих догадывался о том, что у него внутри ни малейшей степени. Ему не хочется открываться перед другими людьми, хоть он сам открывает их словно книгу. Но это лишь часть правды. Другая же её часть состоит в том, что Дэвид живёт за счёт чужих эмоций и чувств, замещая, частично, свои собственные. Но когда он начинает взрослеть, то начинает подсознательно сторониться своего дара, из-за ощущения вины за влезание в чужие души. И порой, как будто случайно, проговаривается окружающим о своих знаниях. На самом деле эта телепатия начала в какой-то момент его тяготить, он не в силах сдерживать эту тайну внутри, и, видимо, потому дар начинает покидать его. Однако Дэвида пугает жизнь нормального человека, что лишён этого дара, его пугает эта неизвестность. И потому он одновременно хочет остаться телепатом и перестать быть им побыстрее. Он не хочет этого тягостного угасания. Смерть всегда легче, когда она быстрая. А вот ощущать медленное угасание в себе чего-то, бывшего частью тебя — весьма мучительно. Потому он «умирающий изнутри».

Весьма красочно показаны второстепенные персонажи, что являются как бы противоположностями нашего героя, что получив этот дар, не смог ничего сделать со своей собственной жизнью, и с чувством вины за него. Эти персонажи раскрывают нам жизнь общества тех лет. Тут есть огромный негр-баскетболист, что не может даже толком говорить, не то что написать о произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Абсолютно безграмотный человек, одержимый нарциссизмом, и когда Дэвид попросил задаток за работу, просто скомкал купюру и бросил ему. Когда эссе уже готово, он отказывается платить за работу, видимо не понимая ни слова из написанного. Далее он проявляет себя обычным расистом, когда начинает оскорблять Дэвида с упором на его национальность, и вместе со своими друзьями-неграми избивает беспомощного человека, что был просто физически слабее любого из них. Тут надо понимать, что в США, негры любят говорить о расизме в их сторону со стороны «белых» и надо помнить о пропасти ненависти. Также и этот баскетболист считает, что теперь он может любого оскорблять и избивать, если он «белый». Ему всё равно какой это «белый». В романе присутствует и ещё один телепат — Том Никвист. Дэвид искал общества себе подобных, чувствуя отчуждённость от других людей. Но автор показывает нам, что телепат телепату рознь. И Том не думает, что влезать в мозг других людей преступление. По сути он абсолютно хладнокровный мерзкий пожинатель людских мыслей. И Дэвид Селиг однажды остаётся без этого «друга» и той, кого он однажды всё-таки полюбил. Эта девушка, чей образ будет преследовать Дэвида всю оставшуюся жизнь, была недоступна его дару, он не мог читать её мыслей. Быть может это отчасти и стало причиной его любви.

Автор постепенно и мягко, подводит нас в конце концов к мысли, что этот дар скорее проклятие. Жизнь Дэвида Селига не была разрушена этим даром, он даже не сумел её построить.В этом драма одного человека этого романа. Дар, разрушающий изнутри своим присутствием, а потом, уходя, высасывающий самую сущность обладающего им. Знаете что, не надо мне телепатии и вообще никаких « сверхспобоностей». Лучше стать кем-то своими силами, чем за счёт «счастливой» случайности.

Оценка : 10
«Маджипур» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Yamada, 14 апреля 2015 г. в 14:59

Мне также очень понравился цикл, особенно первые два романа: «Замок лорда Валентина» и «Хроники Маджипура». Не соглашусь насчёт мнения о главном герое — Валентине. На мой взгляд, он не такой уж и слабый, разве что как политик. Также считаю, что он всё-таки личность. Не стоит забывать, что Валентин попал в такие условия, когда человек низвергается с самой вершины на самое дно. Была начисто изменена его внешность и стёрта память. К тому же ему противостояли колдуны из враждебной расы, которые узурпировали у него власть. Но, не смотря на всё это, Валентин, при помощи верных друзей, сумел вернуть себе и корону, и власть.

На мой взгляд, в этом цикле автор делает акцент не столько на личности главного героя (стоит заметить, что Хиссуне тоже вполне можно считать главным героем, наряду с Валентином) сколько на придуманном им мире — планете Маджипур. Сама планета, её обитатели, их быт, мировоззрение и проблемы, существующие на ней прописаны очень тщательно и чётко. Учитывая всё вышесказанное ставлю за цикл максимальную оценку.

Оценка : 10
«Вертикальный мир»
–  [ 8 ]  +

noizze, 27 апреля 2012 г. в 11:39

В очередной приступ своего интереса к антиутопиям я прочел очередные несколько романов этого жанра.

Удивительным образом для себя открыл и то, что у Сильверберга есть произведение из этой категории.

И какое!

Смелое, выверенное, острое. Вообще, совсем не ожидал от этого (очень хорошего, достойного!) автора романа в таком ключе.

И ни разу не разочаровался. У романа — своя, великолепно ощущаемая атмосфера.

Очень логичное, плавно развивающееся действие, связные линии сюжета.

Что интересно — обычно, когда говорят «антиутопия», сразу сравнивают с Оруэлловским «1984», а значит — тяжестью повествования, мрачностью атмосферы... Тут этого и в помине нет! Есть какая-то светлая грусть, все очень ярко, солнечно, прекрасно. Наверное, как прекрасны эти огромные дома в тысячу этажей, в которых живут главные герои.

И вся боль и соль этого произведения сконцентрирована уже в самом конце, в последних главах, когда у главного героя нет дороги назад, не смотря на то, что он очень хочет вернуться...

В общем — это знаковое для меня произведение в творчестве Сильверберга. Обязательно в будущем вернусь к этому роману и прочту его заново.

Оценка : 10
«Железный канцлер»
–  [ 8 ]  +

Александр Кенсин, 20 февраля 2012 г. в 02:10

Рассказ — обрушивающейся шквал.

Рассказ — выстрел, прозвучавший более, чем пятьдесят лет назад и очень актуальный и сегодня.

Впервые был прочитан в «мировском» сборнике «На дальних мирах».

И произвёл очень сильное впечатление.

Рассказ пугающий, яркий, о том, что будет с человечеством, когда оно превратится в общество потребления (к чему сейчас и идёт ((( ), о том как легко спихнуть всё на робота и что из этого выйдет.

Для меня рассказ в одном ряду с рассказом Роберта Шекли «Стоимость жизни».

Удивительно как авторы много-много лет назад придумывали ситуации, доведённые до абсурда....которые сейчас уже становятся нормой жизни.

Оценка : 10
«Ночные крылья»
–  [ 8 ]  +

GBV, 10 января 2010 г. в 21:03

Превосходный роман, обаяние которого заключается не в каком-то закрученном или динамическом сюжете, а наоборот, в спокойствии, неторопливости развития событий. Большую часть книги занимает история старика-наблюдателя, работа которого по предупреждению атаки на Землю стала по объективным причинам неактуальной. В результате он отправляется в свободное путешествие, решает заняться тем, к чему всегда лежала душа, встречаясь по пути с интересными людьми (и не только людьми).

Вся глобальность описываемых событий, как это часто бывает у Силверберга, доносится до читателя только в конце: старик идёт к очищению, духовному и физическому, чтобы омолодиться и снова прожить свою жизнь, наблюдая по пути за картинами упадка Земли, принимая немало сложных решений, в том числе и в некотором роде предательство человечества, узнаёт много о других эпохах Земли, видит следы былого величия людей. А ведь вместе с ним благодаря вторжению инопланетян всё человечество проходит искупление за грехи своих славных предков, подводя черту под Третьим циклом и начиная Четвёртый, входя в него уже очищенным, с новыми надеждами и стремлениями. И в этой новой эпохе старику снова понадобятся его подзабытые навыки наблюдателя, а молодая воздухоплавательница обретёт более глубокий смысл жизни, чем просто полёты под луной.

Всё это описано просто превосходно: чувства людей, различные мелкие, но показательные эпизоды, подведение итога романа. Всё идёт, всё меняется, и человечество тоже не может всю историю придерживаться за одни идеи, традиции или страхи...

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 8 ]  +

glupec, 20 января 2008 г. в 01:26

Милая, романтическая фэнтези. Сюжет отчасти напоминает «Амбер» (амнезия у героя... другой на троне...), но мир непохож абсолютно. Красивый мир, красивая любовь у главного героя... всё красиво... И вдруг посредине книги — Лабиринт. Обитель верховного правителя Маджипура... который на самом деле — полумёртвая развалина, а всем заправляют чиновники-бюрократы. И получить разрешение на визит к властям можно только очень большими неправдами, подкупом, в обход всевозможнейших рогаток... Как же это похоже на нас...

Что хотел сказать Сильверберг таким вот резким контрастом? (задумался я). Очевидно, то, что в мире (нашем мире, не каком-то ином — планета Маджипур находится в той же Вселенной, что и Терра) есть место всему. И гнилой власти, и прекрасной любви, и романтике «вольной воли»... Ни о хороших сторонах жизни, ни тем более о плохих — забывать не надо...

Мне кажется, в этом идея книги.

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 8 ]  +

Nog, 16 октября 2007 г. в 16:45

Очень мощная книга получилась, хотя и короткая. Прежде всего внимание обращаешь, конечно, на самого главного героя, Ричарда Мюллера, сильного и цельного человека, достойного глубочайшего уважения за свои мысли, решения, поступки. С другой стороны, примечательны и два других героя — Чарльз Бордмен, тот самый старый коллега, который и готов приложить любые усилия, лишь бы вытащить Мюллера из лабиринта, даже против его воли, и юный Нед Раулинс, на которого было возложено непосредственное общение с Ричардом и попытки уговорить его миром выйти наружу. У всех них своя правда, и вполне обоснованная, даже у Бордмена, который на первый взгляд выступает явно отрицательным героем — но он, вполне очевидно, готов смириться и с этой ролью, если сможет тем самым принести действительную пользу человечеству. Между этими тремя героями происходит потрясающе убедительный и блистательно прописанный психологический конфликт — даже трудно поверить, что на такое способен автор, скажем, любимых мною, но с данной точки зрения большей частью весьма поверхностных книг о Маджипуре. Чем завершится этот трёхсторонний поединок (ибо хотя цель Неда и совпадает с целью Бордмена, но методы последнего вызывают у Раулинса явное отторжение), предсказать невозможно до самого его финала, и даже потом, когда всё заканчивается, ещё продолжаешь с удовольствием вспоминать его подробности. А при том, что происходит это на фоне скупых, но весьма впечатляющих декораций смертоносного лабиринта, добавляющих к психологии идеально выверенную долю действия, я готов сказать, что это лучшая книга Силверберга из всех, что я у него читал. Хоть и прочёл я пока не так уж много его произведений, но уверен, что превзойти «Человека в лабиринте» ему было бы очень сложно. Но это вовсе не значит, что я не стану читать других его книг. А вдруг?

Оценка : 10
«Ночные крылья»
–  [ 8 ]  +

Uldemir, 25 сентября 2006 г. в 02:07

Стильный роман, вполне достойный называться шедевром.

Чеканный слог, яркие образы и чувства...

Понравится тем, кто ценит такие импрессионистские зарисовки.

Лично я был очарован.

PS. Более благоприятное впечатление произвел вариант перевода «Крылья ночи» Я.Забелиной.

Оценка : 10
«Железный канцлер»
–  [ 7 ]  +

sosnitskiy, 26 октября 2022 г. в 10:46

Замечательный рассказ про будущее, с жестоким юмором, хоть и смешно но думаю семье Кармайклов было не до смеха, да и не понятно чем эта история для них закончилась, это рассказ для будущих поколений чтоб не лезли в настройки сложной техники если нет опыта и за диетой лучше следить самому а не доверять технике.

Оценка : 10
«Контракт»
–  [ 7 ]  +

Фалкон, 03 февраля 2019 г. в 11:14

Советскому читателю, в особенности «Юного техника», рассказ был не понятен. Можно было восхититься хитроумием всех участвующих лиц, поржать над забавными моментами, но без «проникновения».

«Проникновение» случилось позднее, когда бродячие коммивояжеры начали проникать в запертые подъезды под видом сантехников, чтобы впарить простодушным чудо-пылесосы за 100500 рублей, или волшебные фильтры.

Равным образом, было непонятно противостояние работодателя и работника, движущей силой которого служило желание обжулить контрагента.

Как и судебное сутяжничество — ГГ в суде мог доказать, что «необходимым для его жизни» в данной ситуации являлось все то, что возжелал ему продать психически неуравновешенный робот.

Но более всего был непонятен пассаж про «мелкий шрифт». Это сейчас никого не удивляет, если продают противоударную перделку, в инструкции к которой написано «не ронять, не ударять и не давать детям».

В описанном конфликте, который, если устранить из него фантастические элементы, мог бы произойти в окружающей нас реальной действительности, победил ГГ. Он победил всех, в том числе глупого робота-продавца. В частности, в обмен на конкретные ништяки от робота он обещал ему встречное удовлетворение в виде ... никчемных «советов» по способам торговли, то есть обжуливания ближних.

Спасибо автору за напоминание, что честной торговли не бывает, честные контракты встречаются только в сказках — в отличие от коммивояжеров, которые атакуют буквально везде.

Оценка : 10
«Танец Солнца»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 02 июня 2018 г. в 23:20

Отличный рассказ! Великолепный образчик англо-американской фантастики 60-х годов прошлого века!

Сюжет его полностью пересказан в аннотации: земляне проводят целенаправленный геноцид аборигенов-жрунов (поедателей в другом переводе), подразумевая, что разума у них не больше, чем у устрицы, в крайнем случае — у овцы. Но один из землян постепенно убеждается, что жруны не так просты, и в их поведении прослеживаются определённые ритуалы... Много раз читали подобное, скажете вы? И я с вами соглашусь, но не в сюжете дело. Вся прелесть — в многочисленных смысловых слоях, в которые проваливается герой в финальных сценах рассказа. КАК воспринимать рассказ — решает сам для себя каждый читатель, причём любое из прочтений может оказаться верным. Может ли человечество сознательно уничтожать разумный вид инопланетян, который мешает колонизировать планету? Как это не прискорбно — безусловно, может. Может ли всё происходящее оказаться бредом воспалённого воображения? А то! Могут ли всему виной быть местные растения с лёгким наркотическим эффектом? И вновь положительный ответ! А может всё происходящее — действительно часть какой-то терапии, которую проходит не то главный герой, не то остальные члены экспедиции?

Повторюсь: отличный рассказ. Многоплановый, заставляющий думать, размышлять и сомневаться. А ещё весьма впечатляющий картиной безумной пляски сотен и тысяч жрунов вокруг потомка индейцев-сиу, творящейся под небесами иного мира. Одним словом — всячески рекомендую. Как любителям темы контакта, так и поклонникам игр с реальностью в духе Филипа нашего Киндредовича.

Перевод, кстати, больше понравился В.Ковалевского, с названием «Танец Солнца».

Оценка : 10
«Сын человеческий»
–  [ 7 ]  +

Goddara, 27 февраля 2016 г. в 19:02

   Когда начал читать, то не сразу понял о чём это произведение. И лишь после прочтения нескольких страниц начинает складываться образ этого мира и его жителей. Жители этого мира это порой абсолютно не похожие на людей существа( как могли люди так измениться?). Они словно аллегория на людей, движимых какими-то определёнными потребностями. Что получится из людей, любящих не то что есть, но если это войдёт в их привычку и затмит всё остальное? Пожалуйста получите Едоков, существ поедающих всё и вся и имеющих даже определённую философию поедания. Здесь есть неудержимые милитаристы — Разрушители, что в одном месте уничтожают территорию, замораживая всё и вся, а в другом сжигая. И когда герой интересуется, то ему дают ответ в духе «сначала стреляй, потом думай». И подобных существ, «сынов человеческих», множество в этом новом мире. Более всего герой тянется к Скиммерам, эдакой аллегории на гедонистов. Однако, сам герой, сочетает в себе все недостатки и достоинства людей и потому в новом мире для него нет места, его не принимают потомки людей, и оттого он мечется из стороны в сторону, злится и, в общем, проявляет себя не с лучшей стороны.

Также интересны территории физического состояния, куда попадает герой. Он переходит плавно от одного к другому и они его по-своему начинают ужасать, с каждым разом всё больше. Тогда герой понимает, что до этого было не так плохо. Он преодолевает их все, несмотря на страх и физическое истощение, не поворачивая назад. Эти испытания, дают силы герою для финальной сцены.

Невероятно интересное, сюрреалистическое произведение, хранящее в себе множество граней. Обязательно к прочтению.

Оценка : 10
«Увидеть невидимку»
–  [ 7 ]  +

_EF_, 27 июля 2015 г. в 09:06

Собственно с этого рассказа и началось моё знакомство с Силвербергом, автором противоречивым, местами порнографическим и жестоким.

Здесь же он проявил себя как борец против консервативного общества.

Чувства должны быть выше закона, если закон абсурден.

Человек — существо социальное и в одиночку не выживает.

Надо протягивать руку помощи людям, которые в ней нуждаются.

Что ещё сказать? Всё написано в рассказе.

Оценка : 10
«Наблюдатели»
–  [ 7 ]  +

d.d.shaman, 06 февраля 2015 г. в 20:18

      Весьма интересное произведение! Читается на одном дыхании! Прочитал его где то году в 96-м и роман меня очень зацепил в первую очередь тем, что когда читаешь, такое чувство возникает будто бы что то подобное уже видел в кино. Возможно предположить,что прочитав этот роман многие режиссеры приходили к похожему сценарию, ну скажем например фильм Человек со звезды (1984) Джона Карпентера с Джеффом Бриджесом в главное роли.

       Очень рекомендую, как и многие другие произведения Роберта Силверберга! К сожалению мало что переводили и печатали в нашей стране на русском языке.

                                                

                                                                 Издание : СПб.: Эгос, 1993 г. Серия: Элита

Оценка : 10
«Стеклянная башня»
–  [ 7 ]  +

rrq64k, 10 апреля 2014 г. в 21:10

Меня в этом романе, прежде всего, привлекла тема взаимоотношений между людьми и андроидами. Автор затрагивает и освещает многие вопросы из тех, что интересовали меня в этих взаимоотношениях. В каких-то вопросах мы с ним совпадаем, в каких-то нет, но картина мира у Силверберга получилась весьма стройная. Создав подобных себе, а в чем-то и превосходящих существ, человек отказал им в равноправии. Но создания мыслят, они способны любить и ненавидеть, они, наконец, основывают собственную религию, избрав богом своего творца, под руководством которого строят новую Вавилонскую башню, устремленную к звездам. Конфликт неизбежен.

Довольно драматический, даже трагический финал романа закономерен, он вытекает из всего предыдущего повествования. Рухнула башня, рухнула вера андроидов, скорее всего, рухнула и человеческая цивилизация, и на ее обломках андроидам предстоит строить свою. Сумеют ли? И куда пойдет эта цивилизация, какой путь выберет, если самое зарождение ее оказалось обагрено кровью и предательством, а общество изначально разделено на неравные касты? А может статься, что без веры и без людей и не будет никакой цивилизации.

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 7 ]  +

Dragonfire, 19 января 2010 г. в 17:34

Это моё самое любимое произведение из сериала «Лорд Валентин» (коих я, правда, прочитал только три — «Замок», «Хроники» и «Понтифекс»). Читал два раза (с интервалом в пару лет) и с большим удовольствием!

Сначала я не был особо увлечён, обстановка мне не сильно понравилась. Но постепенно я начал втягиваться. Внимательно рассмотрел мир, который показался мне очень интересным, тщательно прорисованным, оригинальным и несколько странным. Потом эти непонятные сны Валентина, встреча с толковательницей снов Тизаной, понимание Валентином того, что он — корональ... А вот это уже интересно!8-) И, наконец, путешествие через огромный континент, резервация метаморфов, Остров Сна, встреча Валентина с матерью и обретение своего истинного «я», Лабиринт, понтифекс и вперёд — к финалу, к Замковой горе... И ты уже не можешь не читать, ты вовлекаешься в этот прекрасный, интересный мир и наслаждаешься путешествием по Маджипуру вместе с главными героями!:-)))

В этом романе есть многое из того, что мне нравится в книгах. Во-первых, подробно и интересно прописанный мир, которому веришь, в котором живёшь, погружаясь в который, ощущаешь всё происходящее и находящееся вокруг тебя каждой клеточкой своего тела! Во-вторых, интересные и живые герои, которых либо страстно любишь, либо столь же страстно ненавидишь; хотя и не все они, как мне кажется, в «Замке» тщательно прописаны с психологической точки зрения. Ну и в-третьих, конечно же, интересный и захватывающий сюжет, который, может быть, и не нов, но интересно обыгран, динамично развит.

Хотя, конечно же, больше всего в романе мне понравился именно мир. Красивый и разнообразный, где-то дикий и опасный, а где-то спокойный и тихий. Он пугает, когда ты встречаешь метаморфа и буквально ощущаешь взгляд его равнодушных глаз, за которыми скрыта ненавидящая тебя душа! И он успокаивает тебя, окуная в почти что райское блаженство Острова Сна! Здесь соседствуют магия и техника, средневековье и современность, создавая невероятное сочетание и потрясающую атмосферу! Здесь есть место настоящей ненависти и большой любви, безмерной жестокости и истиному милосердию! В этом мире уживаются самые разные существа, такие разные, такие интересные...Этот мир великолепен и величественен!

В общем, роман «Замок Лорда Валентина» — настоящий шедевр, ставший одним из самых любимых моих произведений. И я безумно рад, что взял однажды эту книгу в руки и совершил путешествие вместе с главными героями по прекрасной планете Маджипур!

Оценка : 10
«Воровка из Ни-Мойи»
–  [ 7 ]  +

glupec, 22 октября 2009 г. в 00:06

Один из лучших рассказов во всём сборнике. Если смысл всех остальных новелл — не пытайся как-то управлять своей жизнью сам, делай то, что велит тебе долг, а не то, что хочешь... и тогда всё в твоей жизни будет хорошо, ДАЖЕ если ты сам этого не понимаешь...

...то здесь, собственно, нет такой уж большой разницы между «тем, что велит долг» и «тем, что ты хочешь». По большому счёту, исполнять свой долг — это хорошо, это прибавляет человеку пользы... так почему это не может быть, кроме всего прочего, ещё и ПРИЯТНО?

И — таки да, это история о «self-made-man»... то есть, простите, «woman»:-) Между наивной воровкой и мудрой аристократкой — про'пасть огромная, но это один и тот же человек.

Оценка : 10
«Пассажиры»
–  [ 7 ]  +

wolobuev, 11 февраля 2008 г. в 11:32

Очень, очень, очень унизительная перспектива для человечества. Но кто сказал, что это невозможно? Рассказ произвёл на меня сильнейшее впечатление:cool!:

Оценка : 10
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 7 ]  +

FAINT, 30 декабря 2007 г. в 00:16

Произведение потрясло меня натуралистичностью, несмотря на контекст фантастики. Главное, что окружающая действительность не сильно заботит действующих лиц рассказа, они увлечены сиюминутными потребносями. Очень напоминает современную модную тусовку. Те же следования тенденциям, флирт, интрижки, наркотики. Это было в Америке еще в 1972 году, теперь это есть и у нас. Наслаждайтесь!>:-|

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 6 ]  +

Hullam1, 03 июля 2020 г. в 11:25

Я перечитываю этот роман примерно раз в год. Спокойная (по темпу), романтическая (скорее сказочная) история обретения себя (практически буквально) главным героем Валентином, путешествующим по огромному миру Маджипура в компании верных спутников (не только людей). Дополнительное очарование, на мой взгляд, придают роману иллюстрации Константина Комардина (к изд. КРОК-центр, 1993 г.). Мне нравится описание как самого Маджипура, так и героев, преодолевающих многочисленные препятствия на пути к возвышению Валентина. Книга хорошо читается на русском — ей повезло с переводчиком.

Оценка : 10
«Контракт»
–  [ 6 ]  +

Barrell, 18 июня 2019 г. в 14:53

   Ну разве я, 12-летний пацан из СССР, мог представить себе, что это — не фантастика? Что это — наше будущее! В 82-м году! И забавное слово «коммивояжер» станет обыденным. Как же меня удивляло тогда пренебрежительное отношение к человеку, к первопроходцу, к исследователю! Это же были герои нашего детства, нашей страны! Той страны, не Этой...

  Вот какой страшной была армия советских цензоров! Какие талантливые вещи нам подсовывала! А мы, дураки...

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 6 ]  +

Amorphis, 06 декабря 2016 г. в 19:03

Действительно приятная и не утомительная книга. Читал и получал большое удовольствие. Мир Маджипура настолько прекрасен, что окунаешься в него с головой и становишься сам невольным участником этой картины, пусть даже и со стороны. Конечно для любителей экшена и магии, роман покажется скучным и пресным, но не в этом сила этого романа, здесь уклон сделан на дипломатию и решением проблем без возможного кровопролития. Валентин вышел очень яркой и харизматичной личностью, другие же герои романа также вызывают симпатию и переживания. Роман заслуживает высокой оценки.

Оценка : 10
«Костяной дом»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 23 сентября 2015 г. в 16:27

Один из лучших рассказов о доисторических людях, которые я читал в своей жизни. Очень впечатляет. В предыдущих отзывах уже не раз упоминали, что зря мы представляем их себе дремучими дикарями, но дело даже не в этом. Специалисты по каменному веку однозначно согласны с тем, что современный человек попросту не смог бы выжить долгое время в тех условиях, даже со всеми своими технологиями. А если и смог бы, то у него точно не оставалось бы время на искусство. Многие исследователи высказывали мысль, что само устройство общества должно было быть принципиально иным, в буквальном смысле каждый зависел от каждого. В коротком рассказе Силверберг смог не только коснуться всех этих тем, не только рассказать удивительно красивую историю о человечности, но и наполнил рассказ множеством деталей, которые делают его ещё интереснее. Это я про систему имён в племени, про этические нормы древних людей, про запоминающиеся описания природы и ландшафтов, но главное — про эпос, который вобрал в себя историю тысячелетий... Однозначно рекомендуется любителям историй о доисторических временах.

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 6 ]  +

FixedGrin, 19 июля 2012 г. в 18:39

Пожалуй, одно из лучших переложений античной мифологии в англоязычной фантастике. При этом крайне изящное и ненавязчивое, по сравнению, скажем, с непомерно уродливым Троянским циклом Симмонса.

Оценка : 10
«Контракт»
–  [ 6 ]  +

kkk72, 11 марта 2008 г. в 14:14

Один из лучших рассказов Силверберга. В нем есть и тонкая ирония, и меткая сатира, обличающая погоню за наживой любой ценой, и весьма напряженная приключенческая часть, когда герою доводится сражаться с многочисленными тварями, взявшимися непонятно откуда. Но, пожалуй, самая сильная его сторона — прекрасно выписанные образы главных героев: и неосторожного первопроходца и незадачливого робота-коммивояжера.

Оценка : 10

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх