В 2010 году подвижники из «Северо-запада» совместно с «Книговеком» начали выпускать серию книжек «Мир вокруг нас», в которой переиздавали научно-популярные произведения и очерки самого начала ХХ века. Из имеющих отношение к фантастическому жанру были выпущены любопытные книжки Камиля Фламмариона Гибель мира и книжка Николая Рынина Космические корабли. Про Рынина нужен обстоятельный очерк, это должен кто-то уровня Караваева или Первушина авторитетно рассказывать и показывать.
Я же не про этих мечтателей хотел рассказать, а про иллюстративный ряд. Книжечки «Книговека» малюсеньки, что пачка сигарет — 17х11 см. Столь незначительный размер уже ограничивает картинки, но это не беда, беда в том что они вышли некачественными.
Обложки первого и крайнего изданий. Первая еще хорошо что была переплетена владельцем в кожу и ледерин, а так эти издания если дожили до наших дней — то совсем россыпью либо в конволютах.
Корешки тоже — у первой книги это самостоятельный переплет, внизу заметны инициалы хозяина «Н.Б.», и видно что переплетчик не уместил длинную фамилию автора на тонком корешке — а писать вертикально тогда считали неприличным, как писать лёжа.
В книге Фламмариона, изданной в 1895 году в дешевой павленковской серии (60 копеек, при средней цене 1.10р), 80 иллюстраций. Эти же самые картинки имеются и в свежей книжке. Сравнивая издание 1895 года с изданием 2010 я не мог не поразиться как низко пало искусство полиграфии, даже не до уровня ремесленничества, а до уровня «отвяжись, сделали». К чему этот прогресс в типографском производстве, если через сто двадцать лет развития промышленности мы видим в книге вместо вот этих лиц
вот эти пятнышки
Вместо зала наполненного людьми
черную пещеру с кишащей биомассой
вместо четко прорисованного бушующего моря
клокочущее нечто
вместо мифического сюжета
тот же пересказ
Ну и чтоб совсем поразить качеством — в старой книге до сих пор сохранилось ляссе:
(Книжка Рынина кстати в оригинале, в издании 1920х гг, размером как НЕВА — 20х30 см примерно. В переиздании 2010 года картинки — а там масса картинок, штук 70, и почти все на лист — уменьшили так, что совсем горе).
===================
Ладно бы если это был единичный случай, но вот передо мной две книги замечательного и недооцененного русского Стивена Кинга, лениградского Харлана Эллисона, этакого Лавркафта Северной Пальмиры — Александра Щёголева (день рождения кстати у него), проиллюстрированные его супругой Ольгой. Первая маленькая вышла в 1992 году в Риге про содействии — не смейтесь — Клуба Любителей Фантастики «Дом-2». Вторая вышла через 20 лет в «Крылове».
Я взял только две картинки для сравнения
было:
и стало:
Кто-нибудь может объяснить что случилось и как эта новая техника так плохо влияет на передачу иллюстраций, почему невозможно репродуцировать на уровне позапрошлого века?