Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007



Статья написана 28 мая 2020 г. 09:47

Этот некролог был написан американским астрономом, астрофизиком и популяризатором науки Карлом Саганом. Некролог опубликован в 357 номере журнала «Nature» спустя месяц после смерти Азимова.

НЕКРОЛОГ. Айзек Азимов (1920-1992)

Айзек Азимов на книжном троне
Айзек Азимов на книжном троне

Айзек Азимов, один из величайших толкователей нашего времени, умер 6 апреля в возрасте 72 лет.

Азимов родился в России, сразу после революции, он происходил из еврейской семьи (хотя и предполагал, что происхождение его фамилии может иметь исламские корни, например узбекские – Асимов, то есть сын Хассима). В возрасте 3 лет Айзек вместе с родителями эмигрировал в Бруклин, США. Его детство прошло в кондитерском магазине отца, полки которого заполняли журналы, там Азимов научился читать и впервые столкнулся с научной фантастикой. Айзек получил докторскую степень по химии в Колумбийском университете, стал профессором биохимии в Медицинской школе Бостонского университета и был соавтором учебника «Биохимия и метаболизм человека». Однако всемирную известность Азимов получил благодаря работам в области научной фантастики и популяризации науки.

Подобно Т.Г. Хаксли, Азимов руководствовался глубоко демократическими побуждениями донести науку до общественности. «Наука слишком важна», — сказал он, перефразируя Клемансо, — «чтобы её можно было оставить учёным». Мы никогда не сможем посчитать, сколько практикующих учёных обязаны своим первоначальным вдохновением книге, статье или рассказу Азимова и количество обычных граждан симпатизируют научным разработкам по той же причине. М. Мински, один из пионеров создания искусственного интеллекта, был мотивирован рассказами Азимова о роботах (задуманными для иллюстрации партнёрства человека и робота и в качестве противодействия господствующему тогда представлению, восходящему к Франкенштейну, о роботах как о злобных соперниках). В то время, когда научная фантастика представляла собой боевики и приключения, Азимов ввёл темы решения загадок и головоломок, которые обучали науке и развивали творческое мышление.

Ряд его фраз и идей проникли в структуру науки — например, описание Солнечной системы как «четырёх планет плюс астероиды», а также предложение Азимова о переносе ледяных глыб из колец Сатурна на засушливые пустоши Марса.

Результаты творческой деятельности Азимова поразительны, почти 500 книг, написанные в характерной манере, незамысловатым и ясным языком. Американские писатели-фантасты признали «Приход ночи» лучшим научно-фантастическим рассказом «всех времён и народов». Айзек получил признание от Американского химического общества и Американской ассоциации содействия развитию науки, а также более десятка почётных степеней. Его интересы не ограничивались только наукой: наследие Азимова включает в себя двухтомные путеводители по Шекспиру и Библии, а также обширные комментарии к байроновскому «Дон Жуану». Серия «Основание», посвящённая упадку Галактической Империи, была основана на внимательном прочтении книги Эдуарда Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи», главной темой которой стали усилия по сохранению знаний и науки, когда наступили тёмные века.

Азимов выступал за науку и разум, против лженауки и суеверий соответственно. Он был одним из основателей Комитета по научным исследованиям утверждений о паранормальных явлениях и президентом Американской ассоциации гуманистов. Азимов не боялся критиковать правительство США, и был глубоко привержен делу стабилизации роста мирового народонаселения.

Как человек, рождённый в бедности и одержимый пожизненной страстью писать и объяснять, Азимов, по его собственным оценкам, вёл успешную и счастливую жизнь. В одной из своих последних книг он писал, что «моя жизнь уже почти закончилась, и я, правда, даже не надеюсь пожить ещё немного». Однако, продолжал Азимов, его любовь к жене, психиатру Джанет Джепсон, и её любовь к нему поддерживали Айзека. «Это была хорошая жизнь, и я доволен ею. Так что, пожалуйста, не беспокойтесь обо мне».

Но я беспокоюсь о нас, оставшихся без Айзека Азимова, который мог вдохновить молодёжь на учёбу и научную деятельность.

Карл Саган

14 мая 1992 г.

Перевод Александр Речкин, 2020 год.


Статья написана 28 мая 2020 г. 08:36

В 1976 году исследователи фантастики Евгений Брандис и Владимир Дмитревский опубликовали в журнале Аврора статью «Ленинградская волна» в научной фантастике». В ней отмечалось, как с течением времени в фантастике меняются имена писателей и тематика их творчества.

Мне попалась статья Пола Андерсона на тему волнового развития литературы, которую он в 1974 году опубликовал в журнале Galaxy. Примечательно, что исследователи литературы из разных стран примерно в одно и то же время, используя разные подходы и собственную наблюдательность пришли к похожему выводу.

Давайте посмотрим, о чем пишет Андерсон. Статья достаточно пространная, привожу только фрагменты.

Автор статьи Пол Андерсон




Статья написана 27 мая 2020 г. 12:20

У самого космического фантаста России — сегодня полувековой юбилей! Поздравляю, дорогой Антон!

Снимок сделан в дни питерской ФантАссамблеи в августе 2015 года.


Статья написана 26 мая 2020 г. 09:50

Американский научно-фантастический журнал «Galaxy Science Fiction» («Галактика») в честь своего второго дня рождения в октябре 1952 года выпустил журнал на обложке, которого запечатлелись известные писатели-фантасты, художники, иллюстраторы-фантастики, редактор, сотрудники журнала и кое-кто ещё.

Предлагаю читателям ФантЛаба попытаться отгадать, кто есть кто.

Без подсказок я смог идентифицировать только двух писателей.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Фриц Лейбер; 2. Эвелин Пейдж (жена Горация Голда, помощник редактора журнала); 3. Роберт Э. Хайнлайн; 4. Кэтрин Маклин; 5. Чесли Боунстелл (художник, иллюстратор); 6. Теодор Старджон; 7. Деймон Найт; 8. Г.Л. Голд (на тот момент редактор «Galaxy»); 9. Роберт Гуинн (издатель); 10. Жанна де Марио (менеджер по производству журнала); 11. Робот Чарльз; 12. Сирил Корнблат; 13. Э. А. Эмшвиллер (художник); 14. Вилли Лей; 15. Ф. Л. Уоллес; 16. Айзек Азимов; 17. Джерри Эдельберг (публицист); 18. Грофф Конклин; 19. Джон Андерсон (менеджер по рекламе); 20. Рэй Брэдбери; 21. инопланетянин в скафандре (он же пучеглазый монстр — инопланетян из научной фантастике 1930-х годов, которых часто изображали на обложках палп-журналов, как гротескных существа с огромными глазами, жаждавшими женщин, крови или разрушений); 22. В. И. Ван дер Поэль (арт-директор журнала); 23. Пол Андерсон.


Статья написана 25 мая 2020 г. 16:00

"Когда пролетарии всех стран соединились..."

Коломенский

Рассказ представляет утопию, похожую на тысячи вещей в этом роде, больше всего на Окунева (кажется), но последняя вещь значительно интереснее.

Анабиозированный человек просыпается через 75 лет в 2000-м году. Фабулы, какого-либо действия в рассказе нет.

На протяжении всего рассказа идёт описание новых форм новой жизни начиная с питания будущего человека, кончая искусством, и отчасти (совсем не по Уэлльсовски) техникой.

Т. Рензина

22/X 1925





  Подписка

Количество подписчиков: 698

⇑ Наверх