Семь фактов о малом эпосе "Мендирман": Жена, обрекшая мужа на смерть
О Мендирмане, прославленном народом, о притеснениях от своих единокровных братьев, о том, как его предала родная жена... но также и о борьбе, которая закончилась благополучно. Sputnik Кыргызстан представляет семь фактов об эпосе "Мендирман". У "Мендирмана" есть свое место в эпическом пространстве киргизов. Это эпическая поэма социально-бытового содержания, рассказывающая о внутренних и внешних отношениях киргизских кланов.
Варианты. До наших дней сохранился объемный вариант, записанный в 1939-м году Келдибеком Эсенбаевым от крупного сказителя-манасчи Шапака Рысмендеева. Также известен небольшой материал, записанный в 1941-м году собирателем фольклора Ыбырайымом Абдырахмановым от старика по имени Кайду. Есть еще авторский вариант, написанный писателем Касымалы Жантошевым, на основе сюжета этого народного эпоса. По воспоминаниям Ыбырайыма Абдырахманова, "Мендирман" исполнялся в сопровождении мелодии для комуза, сочиненной комузистом по имени Боккотон. Также известный киргизский поэт Тоголок Молдо передал, записанный им в 1938-х годах с устных рассказов, вариант эпоса в научно-исследовательский институт Комиссариата народного просвещения.
О чем эпос. Основное содержание — о борьбе с завистью, несправедливостью, насилием. В эпосе рассказывается о смельчаке Мендирмане, не пожалевшем своей жизни ради интересов народа, об его героизме. Показано не только отражение нападения калмыков, но и сложные отношения между родственниками во время обострившейся вражды друг с другом. Как было сказано ранее, так как борьба в эпосе "Мендирман" ведется на два фронта, то и враги главного героя — двух видов. Во-первых, это враги из числа близких — собственные единокровные братья и жена, супружница до гробовой доски. Во-вторых, это калмыцкие предводители — Куйдалы, Калдама, Контаажы, Чейрен, представители реальных исторических врагов киргизов.
Главный образ поэмы. Главная идея в эпосе отображется через отношения главного героя Мендирмана, его борьбу и его устремления.
Кто такой Мендирман? Это — единственный сын хана Ады от младшей жены. Между тем восемь из девяти сыновей Ады от старшей жены, под предводительством младшего из них, по имени Култебер, сговариваются отобрать у Мендирмана его жену. Единственный кто выступил против — это самый старший из девяти сыновей — Асыл. Восемь сыновей во главе с Култебером собираются схватить Мендирмана и завладеть его женой, но Асыл, подготовив коней, предупреждает Мендирмана и помогает ему сбежать с женой. В пути Мендирман злится на жену и, недовольный ее поступками, думает ее убить. Но, поверив в ее оправдания, оставляет ее при себе и прибывает к хану Адылу, при котором становится его ближайшим соратником. Но хан, ослепленный красотой жены Мендирмана, замышляет отправить его в поход на озеро, откуда нет возврата, после чего овладеть его женой. Но его народ восстает против этого. Хана убеждают не допускать такой ошибки. Хан казнит жену Мендирмана на виселице и уступает Мендирману свой престол. Это в варианте, записанном Ыбырайымом Абдырахмановым от старца Кайду. С самого начала повествования Мендирман показывает себя решительным, бесстрашным и, дорожащим своей честью, богатырем. Когда восемь сыновей Ады хана от старшей жены собираются лишить его красавицы жены Каныш, то он, несмотря на то, что выступает один против восьми, бесстрашно бросается, обнажив меч, на своих противников, восклицая:
Даже если растеряюсь, не уступлю. Пока жива моя обреченная душа, Не дам поглотить Айканыш. Даже в игре в мяч не проиграю. Пока цела моя голова, Не дам поглотить свою полную Луну.
Задумавшая измену Каныш. Жена Мендирмана Каныш из-за особенности повествования редко появляется в поэме. Точнее, два раза — в начале поэмы и во время столкновения Мендирмана с Адыл ханом. Объясняется это тем, что она показана прямой виновницей конфликта. Своим поведением она сразу же вызывает у читателя неприязнь к ней. Поверив обману Култебера, Каныш собирается обречь Мендирмана на смерть. Но задуманное не удается ей. В поэме явно выявляется противоречивый, отрицательный характер Каныш. Особенно хорошо заметны старания Каныш избавиться от мужа после того как старая служанка Адыл хана улещает ее сладкими уговорами. Так народ обрекает ее не смерть.
Ведьма. В сказках и эпосах киргизского народа постоянно носителем отрицательной идеи, отрицательного образа является старая ведьма. Она постоянно имеет злые намерения, выступает подстрекателем и враждебна героям. Мендирман и его старший единокровный брат Асыл, благодаря своей борьбе во имя интересов народа, удостаиваются всенародной любви. В то время как им противопоставлены, из-за жадности, завистливости, непостоянства и эгоизма, Каныш, Адыл хан, Култебер и старая ведьма.
Проза и поэзия. Эпос "Мендирман" большей частью исполнялся под аккомпанемент комуза и рассказывался, как прозой, так и стихами.
|