Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 марта 2018 г. 09:56

«Виртуалка» портив реальности: неравный бой? или Настольная книга геймера

pervomu_igroky

2045 год. Дела на старушке Земле не очень. Жесточайший энергетический кризис. Повальная безработица. Климатические катастрофы. Войны и катаклизмы. Голод, болезни и нищета. Все как сегодня, тока круче.

Есть у наших недалеких потомков одна единственная отрада. OASIS. Виртуальная реальность, состоящая из сотен и сотен полноценных миров. Средиземье. Азерот. Перн. Мир Реки. Планеты из Звездных войн и Звездного пути. Реальность, где возможно все. Там учатся в школах, колледжах и университетах. Летают на звездолетах и ездят на кабриолетах. Сражаются с монстрами, бросают файерболлы, играют в квиддич.

К сожалению, в настоящую реальность все же приходится иногда возвращаться. А там, как вы уже поняли, не сахар.

Посему когда создатель OASIS Холлидэй перед смертью оставил все свое состояние и преуспевающую компанию тому, кто отыщет в его виртуальном мире некое «пасхальное яйцо», за дело взялись миллионы. Шли годы и большинство из них «спиймало жирного облизня». Но был один парень, которому повезло. Ну как повезло, в первую очередь сработало его знание «гиковской» культуры 80-х. Того периода по которому фанател покойный Холлидэй.

Однако, как оказалось, отыскать первый ключ, ведущий к кладу это еще не все. Ведь за ним охотятся не только одиночки и кланы таких же гиков как наш герой. Но и вполне серьезные структуры и организации, которые остановятся ни перед чем, чтобы прикарманить приз себе.

Я не фанат литРПГ, да и к культуре 80-х отношусь спокойно. Даже после отличного сериала «Очень странные дела» и свеженького «Оно», играющих на этом поле, браться за роман Клайна не собирался. Однако потом подоспела информация о грядущей экранизации книги, причем не кем-нибудь, а самим Спилбергом. Не почитать литературную первооснову будущего шедевра было как-то неудобно.

Перед нами милая подростковая история, пронизанная ностальгией по 80-м, и пониманием недорослей, с головой уходящих в виртуальность.

Да и как их не понять, когда автор предлагает как данность настолько паршивую реальность, что от нее и убежать не грех. Фактически за бортом OASIS царит преддверие апокалипсиса и угасание человечества. По крайней мере, в привычном нам понимании. Тамошнее человечество лицом к лицу стало перед глобальным кризисом. Кризисом всего. Очень похоже на то, что начинается нынче у нас, но в версии Клайна к 2045 году этот самый кризис достигнет своей пиковой формы. И вот тут этому миру не свезло во второй раз. Нашелся гений, разработавший полноценную виртуальность. Причем фактически бесплатную. Отныне на настоящем мире можно было ставить крест. Вся та молодая шпана, которая могла приложить свои мозги для исправления ситуации на Земле и поисков путей решения реальных проблем, «ломанулась» в игру. С концами. И то верно. Там ты как хочешь, так и выглядишь, без прыщей и заикания. Кем хочешь тем и представляешься. Куда хочешь туда и едешь (это правда, уже за денежку). Благодать.

Человечество было обречено.




Статья написана 23 марта 2018 г. 11:00

Нечеловек-амфибия, или Квинтэссенция любви и толерантности

forma_vody

Жизнь Элайзы Эспозито (Хокинс) сложно было назвать удачной. Неизвестные родители, сиротский дом, затем работа уборщицей на военно-исследовательской базе. И главное – немота. Ущербность, оставившая ее одинокой и несчастной. Лишь подруга – коллега с работы, полная и жизнерадостная негритянка Зельда Фуллер (Спенсер), да сосед – пожилой художник-гомосексуалист Джайлс (Дженкинс) немного развеивали одиночество Элайзы.

Но женщине хотелось любви. Посему когда на базу доставили человекоподобное существо-амфибию, и Элайза выяснила, что оно вполне разумно, между двумя одиночествами пробежала некая искра.

И когда Стрикленд (Шеннон), начальник охраны, настоял на умерщвлении и вскрытии загадочной амфибии, Элайза поняла, что должна попытаться спасти это молчаливое, чуждое, но такое красивое существо. Невзирая на последствия, к которым приведет эта попытка.


Гильермо Дель Торо с детства любил монстров. Одно из самых сильных впечатлений оказала на него лента «Тварь из черной лагуны», история об амфибии и людях. Мальчик рос и вырос в достаточно самобытного, хотя и специфического режиссера. Мечтающего самому рассказать зрителям подобную историю. И вот его мечта сбылась. Причем картина произвела на зрителей и критиков настолько сильное впечатление, что в ее багаже оказались 180 лимонов сборов (при 19 бюджета), 4 Оскара, Золотой Лев, Золотой Глобус и еще куча наград.

Поглядев «Три билборда», я удивлялся как это «Форма» умудрилась оставить за спиной в оскаровской гонке фильм, казалось, полностью «заточенный» под получение заветной статуэтки. После просмотра «Воды» удивление исчезло. Картина Дель Торо действительно «манипульнула» киноакадемиками еще лучше, чем «Билборды», хотя казалось лучше уже некуда.

Дель Торо смог.

Главный герой его фильма – женщина-инвалид-уборщица, изгой, находящийся в самом низу социальной лестницы. Единственные ее друзья – толстенькая негритянка, на которую косо смотрят расистские сволочи типа Стрикленда. И старый гомосексуалист, тайно вздыхающий за смазливым продавцом в кафе. Одним выстрелом наповал уложены темы людей с ограниченными возможностями, ожирения, сексменьшинств и расистского отношения к чернокожим. Тема неудачников, изгоев – людей высоких душевных качеств, при этом не таких как все, не достигших «американской мечты», и воспринимаемых обывателями как ненужный мусор.

Туда же идут сексистские неурядицы, настигающие Элайзу в лице все того же Стрикленда. Это тема сексуальных домогательств на работе и мужского шовинизма. Ну а сколько всего мерзкого напихано в образ злодея! Но о нем чуть позднее.




Статья написана 19 марта 2018 г. 11:20

Пам-па-ба-па погода злится,

Пам-па-ба-па гроза грозится,

Как говорится быть беде/

или Детективная катастрофа

Geostorm

Человечество таки доигралось с глобальным потеплением и прочими последствиями своей бездумной деятельности. Земная экология сошла с ума, активно выживая с поверхности матушки свихнувшихся гомо сапиенсов. Однако «хомяки разумные» не сдались.

Некий Джейк Лоусон (Батлер) стал инициатором и творцом «Голландца» — глобальной спутниковой системы коррекции погоды.

Сработало. И все было в порядке до той поры, пока не начались непонятные сбои в системе «Голландца», приводящие к многочисленным людским жертвам. Сбои, возникшие не без помощи чьей-то злокозненной руки и вполне способные привести к глобальной катастрофе.


Фильмы-катастрофы не прекращают завораживать зрителя. Катаклизмы, техногенные аварии, природные явления – глобальные и не очень шествуют по экранам, порой собирая неплохую кассу. Решили искупаться в этом водоеме и постановщики Geostorm, причем внеся в катастрофное болото некую свежую струйку. А конкретно – осознанное провоцирование всемирной катастрофы вдобавок к буйству природы.

Идея, в общем-то, неплохая, но вот воплощение подкачало.

Лента вышла дико пафосной. Причем в первую очередь по вине актеров. Они тут изображают не живых людей, а шаблонно-картонные типажи.

Джерард Батлер и его Джейк. Умный, но безалаберный мужик с проблемами в соблюдении субординации. Он настолько положительно-шаблонный, что аж зубы сводит. Без проблем, с одинаковой кривой улыбкой «посылает» сенатора и идет на смерть. Вовремя вспоминает об ответственности и вовремя мирится с братом. В общем, Джерарду надо бы подумать о своей дальнейшей актерской судьбе, а то так можно и в клуб сбитых летчиков угодить.

Его братец Макс — Джим Стёрджесс. Юный гений, завязший в политических лабиринтах Белого дома. Человек, легко подводящий под монастырь всех, кто ему доверится. От сотрудницы-хакера до любимой-спецагента. Вообще-то ничего, что обе заработали по паре пожизненных благодаря доброму Максу? О судьбе китайца Чена и вовсе промолчим.




Статья написана 16 марта 2018 г. 11:26

«Я шел в последний бой с двумя мечами», или Как закалялось иго

Kolovrat-legenda

13 век. Древняя Русь. Десятник рязанского князя Юрия (Серебряков) Евпатий Коловрат (Малаков) был доволен жизнью. Прекрасная жена, двое сыновей. Разве что досаждали проблемы с памятью, начавшиеся давным-давно после ранения в детстве. Но с этим как-то справлялись.

До той поры, пока под стены Рязани не подступило несметное войско хана Батыя (Цой). Князь посылает к монголам посольство, но, похоже, внук Чингиса договариваться не собирается. А хочет лишь полной покорности и преклонения русичами колен.

А на это не могут пойти ни горячий княжич Федор (Антоненко), возглавляющий посольство, ни гордый Коловрат. А значит, Рязань и ее жителей ожидает тяжкая и кровавая доля.


После неоднозначного «Викинга», вещающего зрителю о фигуре князя Владимира, российский кинематограф взялся за период монголо-татарского нашествия. На этот раз, активно подстелив соломки тезисами о том, что снимается сказ, легенда, а вовсе не историческое кино.

Некоторые зрители называли ее и вовсе натуральным фентези, не имеющим отношения к истории. Явно забывая, что Коловрат изначально наверняка вымышленный герой, появившийся на свет в «Повести о разорении Рязани Батыем», тексте 16-го, а то и 17-го века. Соответственно вы ставите в вину картине, снятой о мифологическом персонаже, несоответствие реальности? Гениально! Да, постановщики упростили ситуацию, «сделав монтаж» сражению на Воронеже. С другой стороны осада Рязани есть? Есть. А больше никаких исторических событий во временном промежутке картины и не происходит (ко времени Битвы под Коломной Коловрат уже был мертв). Также стоит учесть, что фильм концентрируется на Коловрате, и показывает те события, в которых он принимал участие, так что ничего криминального в забытом воронежском сражении (где Евпатия не было) я не вижу.

Далее. Почему «натуральное фентези»? Нестор с медведем? Это единственный фольклорный элемент за весь фильм. Да, медведь один раз выступает своеобразным «богом из машины», но затем постановщики талантливо выводят зверюгу за кадр, оставляя Коловрата его судьбе. И из-за одного топорно нарисованного Потапыча объявлять картину фентези? Или дело в том, что если верить «Повести», людей у Коловрата было под две тыщи? Так постановщики сделали хороший экивок в сторону классической версии: «может и две тысячи». Да, разворот всего войска Батыем выглядит действительно неправдоподобно, но обоснован логикой картины. С другой стороны создатели ленты попытались объяснить некоторые непонятные места классической легенды. Например, почему воины Коловрата терпеливо ждали расстрела из камнеметов. Все же от большого количества средних и мелких камней увернуться сложнее, чем от здоровых булыжников. Да и высокая горка, почти гора, покрытая льдом, смотрится логичнее, чем холм посреди поля. Плюс постановщики добавили героям мотивации парусными санями. Правда, мотивация так себе. Им ничто не мешало разделить отряд, и сани отправить с одной из его частей «к тетке в глушь в Саратов». Но тут уже не вина постановщиков, они по крайне мере попытались.




Статья написана 12 марта 2018 г. 12:17

Апокалипсис и как с ним бороться, или Конец света? Какая мелочь для человечества!

Semievie

Человечество обречено. У него осталось около двух лет. Можно повести их по-разному. В удалом загуле, пытаясь получить компенсацию за непрожитые года жизни. Или, не забывая о приятном, попытаться сохранить гомо сапиенс как вид. Соорудив на орбите рой кораблей, способных стать домом нескольким тысячам землян. И, может быть, через многие тысячелетия привезти твоих отдаленных потомков обратно на матушку Землю. Вновь зародив ростки цивилизации на ее отдохнувших от человека просторах.


Нил Стивенсон, автор завораживающего «Барочного цикла» — своеобразной энциклопедии Нового времени, всегда наполнял свои книги до предела. «По винця», так, что на читателя обрушивался девятый вал информации, научных фактов, теорий, размышлений и идей. Выплывали из этого бурного океана не все, но пищу для размышлений получал почти каждый.

Seveneves исключением не станет. Причем материала в книге хватит на несколько томов, а то и на трилогию. Нил же героически втиснул все в одну книгу. Поэтому ее смело можно условно разбить на несколько частей.

Первая начинается с того, что человечество вдруг узнает о том, что ему осталось жить ровно два года. После чего на Земле на 5-10 тысячелетий наступит натуральный ад. Ну, конечно, подумаете вы. Счас начнется. Бунты, грабежи, убийства, насилие. Все равно помирать, так че ж не оттянутся напоследок. И ошибетесь. В варианте Стивенсона апокалипсис наступает чинно и мирно. Почти без эксцессов. Неужто Нил настолько наивен? Или слишком верит в людей? Сперва кажется, что так оно и есть. Основной причиной спокойствия умирающего человечества автор называет идею Наследия. На орбите вокруг МКС за эти два года сооружается изрядное количество маленьких капсул, готовых принять к себе на борт около двух тысяч народу. Параллельно на борт по максимум грузятся оплодотворенные эмбрионы, ДНК различных земных экосистем, причем в цифровом виде, предметы земной культуры разных народов, и огромное количество литературы, видео и фотографий, написанных и снятых максимальным количеством гомо сапиенсов, способных держать ручку, щелкать по клавиатуре или жать на кнопку камеры. Концепция вложения всех сил в будущее, литературное, духовное и художественное наследие. Если подытожить – занимайтесь сексом и творчеством, а не всякой фигней типа войны и насилия. Идея богатейшая, но в том, что у нынешнего человечества хватит мозгов и духа действовать в случае чего именно так, сомнения имеются. И крупные. Причем, похоже, и у самого автора, потому что со временем худшие черты человека все же потихоньку вылазят наружу. Итак – первый пласт книги это психология масс, сперва идеалистическая, затем реальная. По размаху событий и психологическим этюдам с ходу вспоминается трилогия Робинсона о Марсе.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх