fantlab ru

Джо Аберкромби «Герои»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
2762
Моя оценка:
-

подробнее

Герои

The Heroes

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Говорят, Черный Доу убил больше людей, чем зима, и взобрался на трон Севера по горам черепов. Король Союза, завистливый сосед, не собирается ждать, пока Доу вскарабкается ещё. Приказы были отданы, и армии потащились сквозь северную грязь. Тысячи людей собрались в забытом кругу камней, на никчемном холме в неприметной долине. Эти люди принесли металл, острый, как вздорный взгляд жулья, пойманного на воровстве.

Бремер дан Горст, опозоренный фехтовальщик, поклялся вернуть честь в бою. Одержимого искуплением и пристрастившегося к насилию, его не волнует, сколько крови прольётся в попытках обрести утраченное достоинство. Он не дрогнет, даже если потеряет жизнь.

Принц Кальдер не был поборником чести и точно не хотел умирать. Единственная его страсть – власть, и он скажет любую ложь, использует любой трюк, предаст верного друга, лишь бы заполучить эту власть. Да так, чтобы не пришлось сражаться за неё самому.

Кернден Кроу, последний честный человек в северных землях, не заработал после жизни, проведённой в битвах, ничего. Опухшие колени и истерзанные нервы не в счёт. Его уже не волнует, кто победит, — он просто хочет поступать по чести. Но как можно понять, что верно, в этом пылающем, полном противоречий мире?

За три кровавых дня судьба Севера окажется решена. А если учесть, что обе стороны пронизаны интригами, безумствами, мелкой завистью и тихой грызнёй, можно с уверенностью утверждать, что здесь вряд ли что-то решат сильнейшие воины и благородные сердца.

Три человека.

Одна битва.

Никаких героев.

© Перевод аннотации geralt9999, редактура dehumanizer

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2011 // Фэнтези или хоррор (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2012 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2012 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Фэнтези года

FantLab рекомендует:

Джо Аберкромби «Герои»


Похожие произведения:

 

 


Герои
2013 г.
Герои
2018 г.
Холодное железо
2021 г.
Герои
2021 г.

Аудиокниги:

Герои
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джо Аберкромби, кавалерийским наскоком завоевавший несколько лет назад своей дебютной трилогией умы и сердца любителей мрачного, реалистичного пост-мартиновского фэнтези, наконец-то порадовал «своего читателя» третьим романом (да-да, я умею считать... и я не оговорилась). Какими бы словами ни называла это официальная библиография, но три части «Первого закона» в лично моих читательских ощущениях – это не три романа, а одна большая книга, цельная по задумке и стройная по исполнению. И «свой читатель» здесь тоже не просто так закавычен, поскольку тот, кто «чувствует фишку» и пребывает с автором примерно на одной «волне вибраций» по видению жизни и по качеству чувства юмора — он может, он имеет право любить, ценить, ругать или досадовать. А вот «вибрирующим» на каких-то других волнах – им на территории «Героев», увы, делать нечего. Не понравилась дебютная трилогия? Жаль. Значит, ещё один прекрасный, чуть менее эпический, чуть более «локальный», но и чуть более зрелый роман – он тоже скорей всего не понравится. Ну что тут скажешь? — ещё одно моё «жаль».

«Первый закон» был фейерверком – ярчайший дебют, харизматичные герои, динамичная история и чистейшее.. чистейшее хулиганство во всём, начиная с искромётного языка и заканчивая полностью замороченным читателем, который чем дальше, тем больше чувствовал себя одураченным. Правда, заодно и восхищённым, что ценно (покажите мне того, кто в районе финала не говорил «вау!»… я не поверю. Это ж, если только из принципа)). Вышел «Best Served Cold», и я, помнится, настолько тогда уже скучала по этому аберкромбиевскому хулиганству, что прочитан он оказался в какой-то бессознательной радости, я даже не успела тогда испугаться. (Влюбленные в автора барышни – они волнительные такие создания, да)). Волноваться я начала вот сейчас, беря в руки третий (sic) роман, потому как почувствовалось, что вот именно сейчас всё и должно окончательно выясниться: а звезда ли таки из ярчайших звёзд он, милейший Джо? Или всё же однодневка, по случаю лишь единожды урвавшая джек-пот из цепких лапок госпожи Удачи? Пара вечеров чтения, и к середине книги моё волнение улеглось. Еще два-три вечера и.. и что? ну, как принято говорить, «Джо – красавчик», а разве кто-то из нас, влюблённых, по-настоящему сомневался?;) (были ли на пиру сами музы? утверждать не возьмусь, но похоже, что Каллиопа с Мельпоменой даже немного повздорили, борясь за влияние на автора. Талия – очень даже заглядывала на огонёк. Эрато – побрезговала, факт ;)

Итак, «The Heroes». Вы явно не читали ни одной книги Аберкромби, если всерьёз подумали, что в заглавии речь о чём-то другом, нежели о точке на карте под названием Герои, о груде камней на каком-то богом забытом холме посреди ячменных полей, вокруг которой и развернётся трёхдневная битва двух армий извечных противников – северян и Союза. Вы прочитали хотя бы три-четыре главы любой из книг Аберкромби? а значит, долой сомнения – ну разумеется, тему «фэнтезийного геройства» со свойственными себе прямотой, безжалостностью и чёрным юмором автор рассмотрит всесторонне, обсмеёт, сломает пару-тройку жанровых клише, поиронизирует, но одновременно заставит сочувствовать и сопереживать. Да, это роман про очередную войну, про борьбу за власть и про власть обстоятельств над человеком. Впрочем, несмотря на ярко сконструированные батальные сцены, это, в первую очередь, история персонажей, каждый из которых одновременно что-то обрёл и что-то потерял в этой бессмысленной бойне: корону, состояние, карьеру, иллюзии, гордость и достоинство или жизнь и смерть. Это нехитрые такие темы, они ничем не удивят, но именно они и обеспечивают изрядную долю обаяния романа. Джо в общем-то славится тем, что кратким эпизодом, двумя-тремя мазками умудряется сделать своих героев очень живыми и симпатичными, потому что у каждого из них своя правда. Каждый, под грузом ли обстоятельств, ведомый ли собственными убеждениями, вовлекается в конфликт и выходит из него, так или иначе обретая какого-то «нового себя» или наконец-то определяясь на тему «кто же я такой». Кто-то, правда, не выходит. Кто-то «возвращается в грязь»..

Читатель, не склонный посочувствовать героям, найдёт в романе дивный «экшен». И как можно было придумать по-настоящему интересную книгу, если всё действие происходит за три дня, а вкратце укладывается в схему «пришли – повоевали — объявили перемирие – переделили территорию – переназначили вождей – поискали qui prodest»? Не понимаю, честно, но почему-то интересно. Да, действие не сразу раскачивается, не с места в карьер, но вот уж сцена боя, показанная глазами десятка разных персонажей, последовательно по цепочке гибнущих от рук друг друга, словно выживший в текущей дуэли подхватил камеру и продолжил съемку? ну, не знаю.. думаю, что никого не должна оставить равнодушным. Это вообще очень «кинематографичная» книга: из-за яркости, из-за жесткого, точно выверенного ритма текста она так и просится быть экранизированной. Остается только мечтать, что, например, HBO, вдохновившись успехом «Игры престолов» (а успех просто обязан быть, уверена), обратит своё внимание и ещё на один хороший литературный источник для кассового сериала. Не стоит забывать еще и о том, что не так масштабно, как в дебютной трилогии, но уж пару раз и здесь Джо обманет, введёт в заблуждение. И почти что детективный «крючочек», заброшенный на самых первых страницах, не будет давать покоя до самого конца.

Недостатки? Есть, есть немного.. (ой, ну что же придумать для приличия, не считая того, что мне очень не хватало инквизитора Глокты с его «why do I do this»?.. хотя почти каждый из персонажей живет под этим лозунгом)). Излишняя сентиментальность в финале? Нет, для меня это – не недостаток. Ну, хорошо, поищем другие. Пожалуй, Аберкромби по-прежнему совершенно не удаются женские образы. Пожалуй, «Герои» — это наиболее грустная и наименее смешная книга из всех, что я у него читала. А может, это и достоинство в данном случае? Пожалуй, есть эпизоды, не слишком нужные для того, чтобы нарисовать картинку, она и без того 3D, а есть – не доведённые до совершенства, хотелось бы больше, подробнее и обстоятельнее. Что ж, отнесём всё это в «статью» пожеланий к следующим романам.

Если моё чудовищное многословие ещё кто-то читает и если этот «кто-то» ещё сомневается в моём персональном умопомешательстве по поводу милейшего автора и его нового романа, то позволю себе очень кратко подытожить: это клёвая книжка, от которой можно получить много радости (ой, именно эти несколько слов и надо было оставлять в качестве отзыва)). И я завидую тем, у кого знакомство с «Героями» ещё впереди, а в собственном мироощущении со всем основанием перемещаю Джо Аберкромби с позиции блистательного и любимого дебютанта если и не в «маститые», то во всецело состоявшиеся авторы уж точно.

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя Джо Аберкромби появилось на устах поклонников жанра фэнтези сравнительно недавно, но уже сейчас ни у кого не повернется язык назвать британского автора новичком. Всего за несколько лет Джо прошел путь от дерзкого дебютанта до признанного игрока высшей лиги, заставляющего читателей с нетерпением ожидать появления каждой новой книги. Для завоевания читательской любви Аберкромби понадобилось всего пять романов, действие которых происходит в одном и том же мире. Но не спешите обвинять автора в «сериализации» творчества — в каждом новом произведении Джо добавляет новые кусочки в огромную мозаику общей картины мира, кропотливо составляемой с первых строчек дебютной книги.

В «Героях», например, Джо продолжает рассказ о бесконечной истории противостояния северян и Союза. Дрязги между непримиримыми соперниками не закончились с воцарением Логена Девятипалого на троне Скарлинга, тем более что, как мы помним, Девять Смертей на этой должности не задержался. С момента последней смены власти на Севере прошло уже около девяти лет, и вот уже снова ячменные поля Севера становятся местом столкновения двух противоборствующих сторон. Однако давно уже известно, что Север, как и Стирия, Союз и Тысяча островов становится всего лишь очередной ареной для бесконечного противостояния двух самых могущественных людей в мире — Байяза, первого из магов, и пророка Кхалюля. Вот и на этот раз и Байяз, и эмиссары пророка крутятся рядом с командующими и готовятся провести парочку экспериментов с новыми способами ведения боевых действий.

Время и место действия романа носят крайне локальный характер — все события происходят в одной небольшой долинке вблизи городка Осрунг в течение всего одной недели. Как и обычно, повествование ведется попеременно от лица множества ПОВов. Тремя главными действующими лицами выступают младший сын Бетода принц Кальдер, полковник Бремер дан Горст и «человек-кремень» Кердн Кроу. Также Аберкромби смотрит на происходящее глазами капрала армии Союза Танни, молодой жены офицера Финри дан Брок, совсем юного воина (а еще вчера — фермера) Бека и ряда других персонажей. Общее число задействованных в повествовании лиц занимает несколько страниц убористого шрифта, но большая часть, в том числе все верхнее командование и Байяз, показаны исключительно глазами третьих лиц. Количество экранного времени, уделенного персонажам, разнится в каждом конкретном случае — какие-то герои появляются на протяжении всего романа, кому-то автором уготован всего один отрывок, в конце которого персонаж, выражаясь языком северян, вернется в грязь. Разнообразие ПОВов позволяет читателям перемещаться во все ключевые точки баталии и быть в курсе общей картины. Кроме того, поскольку герои находятся по разные стороны баррикад, многообразие точек зрения позволяет избежать однобокого взгляда на ситуацию.

Собственно, персонажей можно назвать главным достоинством романа. Несмотря на кинематографичность описания, динамичный сюжет и множество неожиданных сюжетных ходов, битва в долине Осрунга станет всего лишь еще одним звеном в бесконечной истории противостояния Севера и Союза, Байяза и Кхалюля. Но вот судьбы практически всех участвовавших в битве персонажей изменятся, кого-то в лучшую, кого-то в худшую сторону, и именно за этими превращениями интереснее всего наблюдать. Действующие лица попадают в самые различные ситуации, совершают чудовищные ошибки, избегают смертельной опасности и творят неоднозначные поступки, но все их дела выдают в персонажах живых людей, со своими мечтами, надеждами, страхами, обидами и скелетами в шкафу. Аберкромби дает возможность выговориться практически каждому основному действующему лицу, показывает всех персонажей с разных углов и заставляет проникнуться симпатией даже к такому маньяку, как Черный Доу. Чего уж говорить об остальных?

Здесь, пожалуй, кроется самая большая опасность книги. Война — опасное место, тем более в романах Аберкромби, поэтому персонажи имеют печальную привычку регулярно возвращаться в грязь, и читатели рискуют испытать множество неприятных моментов, переживая гибель очередного персонажа. Тем не менее Джо умудрился обратить на пользу книге — после очередной смерти героя испытываешь неодолимое желание перелистнуть страницы назад и вернуться к тем главам, где он еще живой. И каждый раз возвращение к тексту романа воспринимается как встреча с давними приятелями, с которыми так приятно посидеть вечерком за костром, вспоминая былые времена. «Герои» идеально созданы для перечитывания и смакования любимых моментов. Несмотря на всю жестокость и стремление автора показать всю грязь и мерзость войны, роман, особенно главы Кроу и его дюжины, пропитан особой семейной атмосферой товарищества, настоящего боевого братства. Впрочем, Аберкромби не был бы собой, если бы на каждого Кроу, для которого его команда действительно давно уже заменила семью, не приходилось с десяток капралов Танни, настолько же далеких от идеалов боевого товарищества, как ячменные поля вокруг Осрунга отстоят от Адуи.

К числу других достоинств книги следует отнести ее исключительную кинематографичность. Работа Аберкромби редактором на телевидении безусловно идет ему только на пользу, и отдельные эпизоды книги, наподобие последовательной гибели ряда персонажей от рук друг друга, просятся на экран прямо сейчас без минимальных изменений.

Кроме того, «Герои» до краев наполнены действием. Впрочем, странно было бы ожидать другого от книги, посвященной одной-единственной битве. И хотя Джо описывает расположение сторон до и после боевых действий, даже в этих главах находится место стремительным схваткам, мгновенному изменению социального положения персонажей и передвижению персонажей из грязи в князи и наоборот. Иногда даже буквально, все же помнят, что означает знаменитое выражение северян про грязь?

Несмотря на то, что все действие романа происходит в одной единственной долине, Джо не забудет показать читателям, что весь остальной его мир не стоит на месте. Для давнишних поклонников Земного круга Джо припас известия и о происходящих событиях в Стирии и Союзе, и о судьбе ряда персонажей предыдущих книг. Кроме того, отдельные достижения научно-технического прогресса будут представлены на страницах романа во всей своей оглушающей красе. Все же помнят, что следующий роман Аберкромби будет смесью фэнтези с вестерном?

В плане языка Джо не устает радовать своих читателей. Знакомиться с творчеством Аберкромби в оригинале — сплошное удовольствие. Красочные и сочные описания, позволяющие составить мнение о месте или персонаже всего за несколько предложений, остроумные диалоги, постоянная игра слов, циничные комментарии — в «Героях» есть все то, за что мы так любим Джо.

Резюме: Мрачная, жестокая, зрелищная, интересная, смешная, грустная и печальная история о том, как война рушит, ломает и меняет человеческие судьбы. Такие близкие и милые сердцу персонажи, очередная возможность встретиться с полюбившимися героями, окунуться в знакомый мир и восхититься писательским мастерством Джо Аберкромби. Поклонникам автора и жанра читать в обязательном порядке. На английском языке роман вышел в начале 2011 года, и собственно после его появления голосование на звание «Книги года» можно было и закрывать — кандидат №1 уже появился.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вижу, что моё мнение идёт вразрез с мнениями остальных читателей, но я как Кернден Зобатый – прямой как резак, так что… Это первая книга Аберкромби, которая мне не понравилась. Нет безумного драйва, нет остроумных диалогов и черного юмора, нет интересных персонажей и сюжета. Даже более менее симпатичные персонажи из предыдущих книг Горст и Трясучка трансформировались в какие то бледные тени самих себя. Если первый из рыцаря без страха и упрека превратился в одинокого депрессивного нытика, то второй теперь просто молчаливый мужик с железным глазом. А главный минус в том, что эта книга безумно затянута. У меня создалось впечатление, что битва длинною в три дня, шла по меньшей мере три года. И по прежнему лейтмотивом книг Аберкромби остается – “все дерьмо”. Даже герои.

Оценка: 5
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, долгожданный роман Джо Аберкромби наконец-то прочитан. С каждой новой книгой творчество британца восхищает меня все больше и больше. Пожалуй сейчас в списке моих любимых авторов Джо Аберкромби без вопросов занимает первое место. Он словно воплотил в себе все самое лучшее от тех писателей, чье творчество я люблю. От Стивена Кинга — яркие, «живые» и потрясающе интересные персонажи. Их в романе довольно много, но центральное место занимают трое — Кернден Утроба ( предводитель дюжины у Черного Доу, один из немногих, кого без всяких оговорок можно назвать порядочным человеком ), Бремер дан Горст ( тот самый, с кем фехтовал на турнире Джезаль ) и принц Кальдер ( младший сын Бетода ). От Роберта Маккаммона — великолепный экшен. Имхо, в описании боевых эпизодов с Аберкромби мало кто может сравниться. Первая крупная стычка северян и Союза произвела на меня ошеломляющее впечатление. Вся битва показана глазами разных персонажей, последовательно гибнущих от рук друг друга. Экшен сцены с участием Бремена дан Горста дивно как хороши, особенно его поединок с Вирраном из Блая. Сомневаюсь что экшен в принципе можно описать лучше. Все эпизоды исключительно кинематогрофичны, просто просятся на большой экран. От Джорджа Мартина — интересный, яркий мир. Пускай многие сетуют на якобы плохую его проработку, лично мне мир Джо Аберкромби будоражит воображение с самой первой прочитанной книги. От Ричарда Лаймона — ирония. От Реймонда Чандлера — свой особенный неповторимый стиль и черный юмор. И так можно продолжать до бесконечности. Потрясающая книга, мрачная, жестокая, немного смешная и немного грустная. История о людях, которые не останутся прежними испытав все ужасы войны. О том как война ломает и калечит человеческие судьбы. Браво, Джо! P.S. прочитал в любительском переводе, который несмотря на отдельные шероховатости произвел приятное впечатление и не помешал насладиться этим произведением. Теперь с удвоенным нетерпением буду ждать официальное издание. Благо осталось недолго.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герои!

От этого слова у меня ликует сердце! Блистательная, замечательная, великолепная книга от настоящего мастера средневекового романа! Прочтя её более полугода назад, до сих пор моя память наполнена яркими воспоминаниями от пережитого сражения. Аберкромби ведёт повествование от лица нескольких персонажей, буквально втискивая нас в шкуру каждого из них, будь то рыцарь Горст, капрал Танни, или северянин Бек.

Благодаря старанию автора мы можем видеть разворачивающееся сражение с обеих сторон баррикад. Автор не принимает ничью сторону, взяв на себя роль судьи, и до последних страниц книги совершенно не ясно, чем же всё это закончится. Взглянуть на войну глазами офицерской жены? Пожалуйста. Стать на мгновение обесчещенным рыцарем? Легко! Возглавить отряд стойких северян? Что может быть проще! А может примерить на себе шкуру принца Кальдера? Аберкромби наполнил книгу яркими персонажами, и его книга ожила! Динамичные сражения, ночные вылазки, плен, взятие высот и психическая атака на врага — чего только не встретишь на просторах новой книги автора.

Война глазами автора — это не героические победы и славные подвиги, а грязь, голод, холод, болезни и стоптанные сапоги. Здесь нет героев, и каждый в свою очередь герой. Можно ли назвать человека, в одиночку, благодаря своей доблести и умению, повернувшего ход не одного сражения, героем, хотя он только и мечтал о смерти? Или всенародно презираемого вождя, которому руки не подаст и самый хромой пьяница, но спасшего своей смекалкой не одну сотню жизней? А может герой — это узурпатор, добившейся власти путём предательства, и держащийся на троне благодаря страху своих подчинённых? Ведь он успешно ведёт освободительную войну против превосходящих сил союза. Он несёт свободу своим людям, не смотря на оставленные за собой горы трупов.

Как всегда, Джо порадует поклонников приятными (или не очень) встречами со старыми знакомыми.

Но для меня эта книга подарила нового героя, равного по своей значимости Логену Девятипалому — Бремера дан Горста. Да и будучи фанатом Дж. Мартина, я не могу не признать, что в этой книге Аберкромби обошёл мэтра.

Прочтя эту книгу, каждый сам решит для себя, кто есть герой, и есть ли они вообще в этом произведении. Хотя, есть. Каменные истуканы, стоящие на вершине холма, у подножия которого развернётся битва, решающая судьбу севера.

...

Итог: достойная оценка достойной книге.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, я довольно долго думал, как сформулировать и подвести черту всему тому, что мне не понравилось в этой книге. Я сам большой поклонник военной прозы. Как советской и российской, так и зарубежной. И всегда что-то отличает ее профессиональных авторов от сонма остальных. Некая косточка. Квинтэссенция того, почему она представляется у них совершенно по-иному, нежели у гражданских. И я сейчас ее вам назову.

Отсутствие морали.

«Однажды он порадовал меня поразительным рассказом — таким же ярким и конкретным, как все другие рассказы о войне, но суть его я понял только год спустя: — Патруль вышел в горы. Вернулся один человек. А рассказать ничего не успел — умер. Я ждал продолжения, но его рассказ этого не требовал. Когда я спросил, что же там произошло, он посмотрел на меня с какой-то жалостью, словно говоря: «И стоило на тебя время тратить, если ты такой тупой?» (с) Майкл Герр, «Репортажи»

Война слишком многогранна, чтобы повидавший осмеливался делать хоть какие-то обобщения. Назвать войну каким-то одним словом равносильно тому, чтобы назвать одним словом весь мир. Война — это грязь? А если я скажу, что война — это тайна? Или что это открытие? Или что это работа, которую приходится делать? Как и постулат того, что война жестока и аморальна, все эти слова не раскрывают и десятой доли ее сути. И тот, кто хочет рассказать о ней правдиво, не будет закладывать четкий вектор.

А вот Аберкромби будет. И его инструменты — нытье, морализаторство и тяга к навешиванию ярлыков. Большая часть происходящего в книге, будь то сюжетные коллизии, взаимоотношения персонажей и прочие перипетии, используется лишь для продавливания авторской позиции. Джо так стремится убедить читателя в том, что война — это кошмар, что не брезгует даже прямыми логическими дырами.

Первое, что мы видим с самой завязки — это отсутствие мотивации сторон. Мотивация Севера — вроде как пограбить, но ради такого сообща не будет действовать армия двунадесяти языков. Мотивация Юга — вообще полная нулевка. Три дивизии прут умирать на холм. Возможно, свою роль сыграла пропаганда? Нет. Религия? Нет. Стойте-стойте, а в армии есть вообще хоть кто-то, должный заниматься поддержкой боевого духа? Капеллан или комиссар? Нет, таких нет. И паникеров никто не казнит? Да кто ж их будет казнить, они целыми дивизиями бегут. В реальных регулярных армиях перед отправкой людей на смерть пытаются представить все в правильном свете. Мы-де делаем правое дело, защищаем страну, спасаем угнетенных, а они — наглые вторженцы, варвары, убийцы, у них нет ничего святого, а еще они используют запрещенные методы войны. Просто удерживать позицию, когда тебя идут убивать — это одно. А удерживать позицию, когда враг вешает и сжигает заживо твоих соотечественников, а за Волгой для тебя земли нет — совсем другое. Пропаганда — кропотливый труд. Но через него «грязь и жестокость» не показать. Да еще и солдаты будут казаться людьми с какими-то идеями, а не бедным-разнесчастным стадом на бойне. Поэтому Аберкромби такое не интересно.

Высшие офицеры Юга представляют из себя гражданских чиновников, по ошибке затянутых в армейские мундиры. Все о них говорит первая с ними же сцена. Какая-то девчонка (если сравнивать возрасты) может легко встрять в их разговор и даже начать смешно острить и утирать носы. Место, где находится командующий фронтом — это штаб командующего. А штаб — это, на секунду, режимный объект. Интересно, позволила бы себе дочь современного генерала вмешаться в разговор с его подчиненными? А дочь феодала — с его рыцарями? Не думаю.

Эти люди похожи на злодеев из «Одиссеи капитана Блада». Проспав все пары по тактике и пустив страницы «Обороны Дурацкого брода» на самокрутки, они принимают просто феерически тупые решения. А в перерывах между этим решаловом демонстрируют свои эго, самонадеянность и недальновидность. Как они вообще усидели на своих местах?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже после атаки конницы через чисто поле с ямами уцелевшие солдаты просто кончили бы таких командиров на месте. А потом списали на военные потери. Если бы Аберкромби действительно уперся в реализм, то бойцы попросту учинили самосуд над всеми генералами, а затем принялись до последней капли крови выполнять приказы дан Горста. Потому что каждый видел, что Горст делал для продвижения наступления, и чего не делали высшие офицеры. Опыт войн всех времен подтверждает: в боевых условиях трусов и мудаков казнят, а подчиняются только авторитетным и знающим.

Передать важный тактический приказ первому попавшемуся солдату? Запросто, с кем не бывает. Какие такие профессиональные адъютанты, специально обученные обходить битвы и уничтожать послания при малейшем риске? Да ладно. У нас битва, и фронт сыпется, что вообще может произойти?

Вся тактика Юга держится на Бремере дан Горсте. Сюжетная броня делает его пробивным клином любого наступления. На руку также работают и особенности мира вроде отсутствия копий или распространенности лезвийного оружия в эпоху кирас и кольчуг. На что рассчитывает воин, атакующих тяжелого конника мечом? Что в забральную щель каким-то чудом ткнет? Не лучше ли взять что-нибудь с тупым концом?

Естественно, бессмысленная война, ведомая идиотами — наилучшая декорация для рассмотрения взятых конструктов. О том, что война — это бессмысленно, плохо и жестоко, Джо напомнит Вам не раз. И не два. Напомнит устами всех персонажей. А если вы и после этого не поймете, он даже создаст специального персонажа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который на войну очень хотел, но потом его трепетное сердечко разбилось.

Концовка — апогей инфантилизма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За два шага до победы лорд-маршал выходит на мировую с северянами (хотя какие у него для этого полномочия? Он кто, дипломат?). Я себе пытаюсь представить, как после Бородинской битвы Наполеон или Кутузов картинно вскидывают к челу руку и такие: «Нет! Довольно! Погибло слишком много людей! Так больше не может продолжаться!». Вот это вот все, вместо того, чтобы продолжать додавливать врага всеми силами. Лорд-маршал — он ведь наверняка прошел какую-то военную карьеру и сталкивался со случаями, когда его жизнь разменивали за гроши. Почему в момент захвата инициативы его волнует, как будет одержана стратегическая победа? Впрочем, солдаты Юга не хотят расквитаться с Черным Доу за убитых товарищей. А так как подчиненные Кроя — гражданские чиновники, его некому казнить и принять командование на себя.

Просто финиш. Полное дешевого морализаторства писево. Оправдание войнам лично я не ищу. И промилитаристом не являюсь. Но если это единственное, что может предложить антивоенное фэнтези, то я не впечатлен. Все на этом.

Оценка: 3
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Война — способ добиваться своего». Принц Кальдер

«Война ужасна — но также и полна возможностей». Финри дан Брок

«Каждая война — это лишь прелюдия к разговору». Байяз, Первый из Магов

«I fucking love war!» Вирран из Блая и Бремер дан Горст.

Герои — старинный круг камней на вершине холма, под которыми, согласно легенде, похоронены великие воители прошлого. Забытые великаны, упорно охраняющие никчемный клочок земли. Возможно, предание лжет, и под ними никто не лежит, но скоро это изменится — холодная грязь Севера примет в себя новых героев. Руны говорят, что прольется кровь. Они всегда так говорят, и, в конечном счете, чаще оказываются правы, чем нет. Таковы уж времена. Курнден Зоб, последний честный человек Севера, и его дюжина занимают этот старый холм с дурацким названием. Так сказал Черный Доу, а если Черный Доу что-то сказал... Не зря говорят, что этот бессердечный ублюдок убил больше людей, чем зимние морозы. Людям Ищейки приказано то же самое — занять Героев и посмотреть, не видно ли где армии Доу. Представитель Закрытого Совета, Байяз, Первый из Магов, приносит маршалу Крою приказ действовать решительнее, и армии Союза стягиваются к долине Осрунга. Если Союз ищет битвы, Черный Доу не откажется дать им битву — многие на Севере устали от отступлений и рейдов по тылам противника. Ишри, Восточный Ветер, эмиссар Пророка Кхалюля, снабжает самопровозглашенного Защитника Севера золотом и информацией, а так же готовит свои неприятные сюрпризы врагам Бога, пока пара Адептов из Адуйского Университета собирается провести для Байяза очередной небольшой эксперимент. Странник-Стучаший-В-Дверь, вождь Тысячи Племен, привел из-за Кринны свои толпы дикарей, чтобы сразиться с любым, кто согласится вступить с ним в схватку. Величайшему герою Севера, Виррану из Блая, старая ведьма Шоглиг предсказала время и место его смерти, но это не здесь и не сейчас, и потому герой бесстрашно рвется в бой. Не боится смерти и опозоренный телохранитель короля, печально известный Бремер дан Горст, терзаемый неразделенной любовью и жаждой искупления, Королевский Наблюдатель за Северной Войной. Финри дан Брок, амбициозная юная леди, дочь маршала и супруга подающего надежды молодого офицера с не слишом удачной родословной, старается пропихнуть своего мужа по ближе к вершинам власти. Тем временем генералы Джаленхорм, Миттерик и Мидд, соперничающие между собой за звание худшего из военачальков Союза, готовы положить сколько угодно солдатских жизней ради своих мелочных амбиций, а среди северян распространяются слухи, что Девять Смертей жив и готов вступить в битву на стороне Союза. Сын Шаммы Бессердечного достает отцовский меч из сундука и покидает свою ферму в надежде завоевать себе имя. Коул Трясучка, которого некоторые называют Псом Доу, возвращает из изгнания Принца Кальдера, жаждущего занять место своего отца и готов ради этого предать кого угодно и пойти на что угодно, кроме разве что собственной смерти... Их судьбы изменятся за три дня битвы при Осрунге. Сотни и тысячи людей погибнет в сражении за никчемный клочок земли с древними камнями. Кто-то преуспеет, кто-то вернется в грязь. Кто-то ожесточится, кто-то станет мягче. Война меняет людей, но сама война... Война никогда не меняется.

Очередная глава в противостоянии Союза и Гуркхула, банков и церкви, Первого из Магов и Пророка. Возвращение на полюбившийся многим холодный Север. Старые знакомые и новые симпатичные персонажи, фирменный авторский стиль повествования, восхитительные диалоги, динамичные сражения, неожиданные повороты сюжета, черный юмор и старая добрая мораль. Трехдневная битва, увиденная изнутри, глазами множества очевидцев. И просто хорошая книга. Все это, и кое что еще — «The Heroes» by Joe Abercrombie. Учите английский или ждите перевода ;-)

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало кто из авторов возьмет на себя труд написать книгу об одной единственной битве. Причем действительно книгу, ни рассказ, ни повесть, а здоровый такой роман на шестьсот с лишком страниц. И ведь все это надо подать в увлекательной манере, чтобы читателю было интересно.

Джо Аберкромби не впервой бросать самому себе вызовы. Поставил себе цель написать фэнтези-сагу, которую заинтересует читателя по всему миру. Выполнил её. Решил написать роман, основанным мотивом которого является месть и ничего кроме мести? Написал! Вот теперь Аберкромби собирается доказать себе, что может написать хороший роман про войну, состоящей из одного генерального сражения. Ну и заодно, наконец, доказать, что он автор темного фэнтези.

«Герои» – именно так называется свежепереведенный роман Джо Аберкромби. Из названия, как это обычно бывает у этого британского автора, можно сразу понять, о чем книга. Она о людях и героях, которые прячутся внутри них (кстати, несмотря на короткое название, автор вновь позаимствовал известное выражение, чтобы дать имя своей книге). Аберкромби хоть и писал про войну, но, по своему обыкновению, заострил внимание на личностях своих персонажей.

Но не будем торопиться. В «Героях» рассказывается о трех дневной битве между хорошо известными фанатам Аберкромби Союзом (аналог Евросоюза) и Севером (мощная такая смесь из викингов и шотландцев). Помимо самой битвы, автор затрагивает день до неё и день после. Ну и в последний главе скачет на пару месяцев вперед. Также стоит отметить, что после событий дебютного романа Аберкромби прошло 9 долгих лет, а после «Лучше подавать холодным» 4 года. Это важно. Важно, конечно, для персонажей книги, для читателей это просто интересный факт.

Так о чем же, собственно, рассказывает нам Аберкромби, помимо самой битвы? О героях и рассказывает. Какой-то и персонаж и не понимает, что он герой, какой-то считает себя героем, но таковым не является. Кто-то герой по духу, кто-то по делу. Кого-то героем назначил король, кого-то судьба. Если бы книгу писала соотечественница Аберкромби Э. Л. Джеймс, то смело могла бы назвать её «Пятьдесят оттенков героизма».

Вот и автор рассказывает на протяжении всей книги о героях, делая паузу на отлично описанные сражения и еще более отлично описанные личности персонажей. А приправляет все характерным солдатским времяпровождением между сражениями.

Так что после «Лучше подавать холодным» вас будет ждать холодный душ, в виде отсутствия интригующего сюжета. Как закончится битва, ясно еще до открытия книги. Кто в ней погибнет, тоже ясно или становится ясно на протяжении повествования. Как сложится судьба героев, тайной за семью печатями не является.

Что же тогда хорошего в сюжете, если все так предсказуемо? Это же Аберкромби! Конечно, истории персонажей. В этот раз, правда, они не такие колоритные, как в «Лучше подавать холодным», но в свой звездный час аплодисменты срывают будь здоров. Тут и принц северян, который остается в тени своего народа, так как предпочитает думать головой, а не воевать, и герой Союза, опозоренный, но пытающийся вернут свое положение при Короле с помощью самоубийственных атак на врага, и старый вояка-северянин, пытающийся поступать правильно, и такой же старый капрал из Союза, делающий прибыль благодаря войне. В такой компании нашлось место и женщине, дочери лорд-маршала Кроя (который был в основной трилогии генералом), амбициозной и старающейся протолкнуть своего мужа вверх по карьерной лестнице.

И все эти люди создадут увлекательную историю, фоном которой служит битва за Север. Здесь почти нет интриг, почти нет неожиданностей. Здесь есть только герои.

Теперь можно и поговорить о героях. Если честно, то Аберкромби почему-то выбрал персонажей уже затасканных. Такие архетипы встречаются не только в литературе, но и в фильмах, играх, комиксах и прочих культурных утехах.

Но автор своим талантом сгладил эти неприятные углы, а фанатам так и вовсе доставил удовольствие. По уже хорошей традиции Аберкромби возвел пару персонажей из предыдущих книг, которые появлялись всего на паре страниц, в ранг главных. Прежде всего это Бремер дан Горст и принц Кальдер. С них и начнем.

Бремер дан Горст отправлен Королем (его имя Аберкромби упорно не хочет называть) для обозрения северной войны. Почему же телохранитель самого короля, так низко пал? Аукнулись события «Лучше подавать холодным», в романе про месть Бремер дан Горст не защитил короля, вот и пал в немилость. Вроде, такой очевидный прием, чтобы события предыдущих книг, связанных только миром и парой персонажей, влияли на следующие, но его редко использует. А это ведь создает атмосферу и делает фэнтезийный мир целостным. Ну а дан Горста не интересует, что там с атмосферой натворил автор, ему важно искупить свою вину. А делать он это умеет только кровью и потом. Причем машет мечом он лучше северян, хотя если вы читали самую первую книгу вы и так это знаете. Дополняет образ падшего героя его писклявый голос, поэтому он предпочитает выражать мысли про себя, словно инквизитор Глокта из первых трех книг. Такой вот Турчинский, земля ему пухом, с девичьим голоском. Трагичности внешнему виду персонажа добавляет его стремление овладеть дочерью лорд-маршала Союза. Об этом он часто и в грубых формах заявляет. Про себя, разумеется. В финале же Горст понимает, кто он такой, и от жалости к этому персонажу уже ничего не остается. После прочтения книги будешь его только презирать. А ведь он герой.

Чего не скажешь, поначалу, о принце Кальдере, сыне того самого Бетода, короля Севера, который наводил страх на Союз, пока его не прихлопнул Девятипалый, герой основной трилогии. Он хитер, нагл и дерзок, пока дела не касается сражения. Как только оно начинается, пятки принца так и сверкают, унося его подальше от боевых действий. Верит в этого хитрого труса только его брат Скейл. Скейл и Кальдер, кстати, появились еще в первой книге Аберкромби. Следую заветам отца, Кальдер берется за яйца и начинает доказывать окружающим его врагам-союзникам (северяне его очень не любят), что он сын своего отца. В общем, банальная довольно история, путь удачливого человека из грязи в князи. Лоска ей придает сам Кальдер, выделяющийся на фоне северян и братская любовь, которая оборачивается неожиданным сюрпризом для читателя в финале.

Девушка, по которой вздыхает Бремер дан Горст, зовут Финри. Амбициозная женщина, готовая на многое, чтобы пропихнуть своего мужа на самый вверх иерархии Союза. Ничего в ней особенного нет, после Монцы из предыдущей книги, ее персонажем то считать не охота. Но именно она показывает нам нутро Бремера дан Горста, может только поэтому Аберкромби ее и вел. Показанный всего лишь одним предложением путь от жалости к презрению достоин похвалы.

Еще трем главным героям не достает индивидуальности. Танни, стандартный такой капрал, старающийся прикарманить себе все что только можно, чтобы потом обменять или продать. В армии Союза он уже фиг знает сколько лет. К его чести можно заметить, что помимо мародерских повадок, он ревностно служит Королю несмотря ни на что. С другой стороны фронта на него смотрит старый северянин Зоб, который воевал в бесчисленных войнах. Персонаж в чем-то комичный, вызывающий улыбку своими мыслями и уважение своими поступками. Его трагедия в том, что кроме того что воевать, он ничего и не умеет. А вот паренек Бек, много чего умеет, но его зовет воевать собственная кровь, ведь отец его великий воин Шама Бессердечный, который погиб от рук самого Девятипалого (его очень часто вспоминают на протяжении всех «Героев»). Но война быстро расставляет все на свои места.

Помимо основных персонажей в «Героях» уйма второстепенных, встречавшихся в предыдущих произведениях Аберкромби. Особняком стоит, конечно, Трясучка (который с легкой руки переводчика стал Хладом, что больше отражает его новую сущность), герой «Лучше подавать холодным». Понятное дело, все его действия, мотивы и поступки читатель знает наперед. Можно даже легко догадаться, кто падет от его руки в конце романа, но все же чертовски приятно видеть его снова, что-то вроде встречи со старым другом после многих лет разлуки. Радует и встреча с Байязом, который навел шороху в основной трилогии и раскрыл перед читателем свою сущность. А раз есть Байяз, значит есть теневая война магов. Ну и немного мы узнаем про Монцу, что не может не радовать. Другие старые знакомые тоже живут своей жизнью. Кто-то получает повышение, кто-то стареет, в общем, персонажи в мире Аберкромби живут, а это для многих фантастических миров редкость.

Видимо, Аберкромби все же решил доказать, что он вправе считаться автором темного фэнтези. Столько смертей, крови, дерьма и кишок не было еще ни в одной его книге. А чего вы хотели? Это война! И автор описал ее очень подробно и достоверно. Здесь больше трусости, чем героизма. Но автору удалось каждую стычку во время битвы описать просто превосходно. Для этого он использует несколько персонажей, которые видят битву по-разному, что только усиливает эффект погружения. Отлична показала себя и находка автора в некоторых главах сражение показать глазами многих неизвестных доселе персонажей. Допустим, начинается глава с солдата Союза, но его через пару абзацев убивает лучник северян и глава продолжается за лучника, его убивает офицер Союза, теперь он герой главы. Таким образом, битва кажется по-настоящему живой.

Помимо отлично описанных сражений, присутствует и истинный британский юмор, который может украсить любую книгу. Если битвы подаются с помощью описаний, то быт сражающихся сторон и их отношения между собой, поддаются путем диалогов. Как обычно, интересных и емких. Единственное, Аберкромби погорячился немного с «гавешками», тут уж их слишком много. Хотя кто знает, что там на уме у северян.

Аберкромби поставил перед собой сложную задачу, написать роман про одну единственную битву. И он с этой задачей справился. «Герои» книга о людях, отражающих в себе все оттенки героизма. Здесь есть искусно описанная война, по буквам выверенная смерть и холодный британский юмор. Героям другого и не надо.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо; потом — ожидание, что им будет хуже; затем — удовлетворение тем, что им не лучше, чем нам; и наконец — неожиданное открытие, что плохо и им, и нам.»

Джо Аберкромби прочно вошел в элиту авторов, которые пишут жесткое и реалистичное фэнтези. Радует и практически полное издание его книг на русском языке, что по нынешним временам — большая редкость. Так что, у поклонников автора есть прекрасная возможность ознакомиться с его творчеством. «Герои» — последний, из переведенных в России, романов Джо. Издательство Эксмо сделало поклонникам шикарный подарок, организовав приезд британца в Москву и Питер, издав к этому событию новый роман.

Роман «Герои» полностью меняет представление о войне. Снимите «розовые» очки, те, кто думает, что война может кого-то сделать героем. Война уродует, деформирует сознание, убивает все человеческое. Это произведение никого не оставит равнодушным, потому что, написанное автором — чистая правда, которая может нравиться или нет, но от нее никуда не деться.

Текст очень тяжелый. Сложно ориентироваться в происходящем, огромное количество персонажей не дает сосредоточиться на ком-то, так как герои постоянно погибают. Кстати, об участниках событий стоит сказать отдельно. Герои романа создают настоящую мозаику войны, на своем жизненном примере показывают, насколько это тяжелая ноша — быть солдатом или командиром. Аберкромби постоянно меняет рассказчиков истории. На протяжении всего рассказа, главными героями будут — простые воины и вожди Севера, солдаты и офицеры королевской армии, их жены и боевые подруги, для каждого найдется хотя бы несколько слов, чтобы у читателя сложилась самая полная картина происходящего.

В описании битв и сражений, Джо неповторим. «Герои» состоят из множества самых разнообразных схваток, и одиночных, и целыми армиями. Обилие мелочей и подробностей в описании, позволяет увидеть полномасштабную картину грандиозной битвы, которая никому особо и не нужна. На мой взгляд, Аберкромби именно это пытается донести до читателя. Война не может быть единственным выходом, необходимо искать другие пути решения проблем.

Это уже пятая книга, написанная Аберкромби, которую я прочитал. Если сравнивать с предыдущими произведениями, то «Герои» намного жестче и кровавее. Максимум реалистичности, черный солдатский юмор, интриги на всех уровнях, множество убийств, вообщем все то, за что поклонники любят автора. Джо Аберкромби прочно возглавил мой личный рейтинг любимых авторов, с нетерпением жду новых книг.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Будь у героев время подумать, героизма вовсе бы не было.» (П. Устинов)

«Герои должны умирать. Если они выживают, то становятся скучнейшими людьми на свете.» (Э.М.Ремарк)

Отзыв об этом произведении не так уж легко написать, как мне виделось на первый взгляд. И как не парадоксально всё оттого, что книга мне понравилась, но при этом сильные стороны этого романа в моей голове не поддаются чёткому анализу. Но заинтересовать потенциальных читателей мне хотелось попробовать, притом постараться не добиться обратного эффекта. Пожалуй приступлю.

«Лучше подавать холодным» немного остудил мой запал и эйфорию, в которой я прибывал после прочтения «Первого закона» всё того же автора. Но это, наверное, даже и хорошо. Подступаясь к «Героям» у меня не было каких-то особенных завышенных ожиданий, что, согласитесь, иногда способно подпортить общее впечатление от хорошей книги. К тому же, если честно, я абсолютно не знал, куда в этот раз повернёт свой руль Джо Аберкромби, какую ещё историю он нам захочет рассказать, на чём сделает акцент и заострит внимание читателя. А то, что он захочет в присущей ему манере немного пофилософствовать, мне казалось, очень даже, делом очевидным.

Так уж получается, что в жизни к очень важным и разумным мыслям часто навешивают ярлык «банальность» и народ начинает чураться их, придавать забвению. И потому я считаю, делом достойным, если вдруг находится такой человек, который, казалось бы, простые истины может преподнести не просто с другой стороны, но и ненавязчиво, может даже заразительно и обязательно увлекательно заново раскрыть их для нас. Вот и наш, ставший для многих любимым, автор решил поразмышлять на тему геройства. Да, копать он будет много и на разную глубину. Так и эдак крутя и вертя этот термин, пробуя его на вкус, произнося в разных тональностях и слушать его звучание. Будет заглядывать с разных сторон, в разном цвете, измерять в различных плоскостях, используя множество инструментов и способов, открывая новые грани или те, что были в тени. Что такое Герой? Что делает человека таковым, какова природа проявления этих человеческих качеств, где грань между отвагой и глупостью, кому нужны герои и нужны ли они вообще и т.д. и т.п. Звучит это может и скучно, но поверьте на слово — будет интересно.

Поговорим мы и о войне. Если Вы ещё не заметили, то Аберкромби заядлый пацифист и не стесняется отстаивать свою точку зрения. Но об ужасах войны и благополучии мирной жизни он рассказывает не избито и занудно, а в своём уже узнаваемом стиле. С чёрной иронией, хорошим сарказмом и я бы даже сказал с большой порцией язвительности, при этом не на минуту не забывая про динамику и увлекательность подачи.

Поводом и антуражем для всех этих размышлений стала трёхдневная битва Союза с Севером, в мире знакомого нам по циклу «Земной круг», за обладание холмом с группой архитектурных памятников носящих очень символичное название «Герои». Битва показана с разных точек, здесь мы не найдём правой или неправой стороны, не увидим смысла в этой заварушке, размыта и глобальная цель кровавой бойни. Действия будет много, сюжет интересен, но не ради него, мне думается, затевалась вся эта история, его здесь ровно столько, чтобы органично вписать мысли и внутреннее настроение автора, по выше означенной теме. Я наслаждался умением автора сплетать перипетии этих трёх дней так, что бы очередной тезис по поводу войны и геройства не был чем-то инородным или не дай бог тормозящим общий темп повествования. Тут конечно — браво!

Тех же восторгов достойны и персонажи, старые и новые знакомые. Многие завсегдатаи цикла предстают в другом свете, от чего становится ещё интереснее, свежо и даже забавно. Как всегда у Аберкромби не то, что бы нет однозначно положительных героев, скорее у него нет стопроцентно отрицательных, что мне очень нравится. Умеет автор прощать людям маленькие слабости, а к большим относиться, по крайней мере, с пониманием, что делает честь его знанию человеческой психологии.

В начале книги даётся перечень основных действующих лиц с краткой характеристикой. В ходе повествования эти описания будут расширяться, и Вы настолько познакомитесь и проникнитесь нашими героями, что, дойдя до фокуса, который будет вытворять с читателем наш уважаемый сочинитель, у вас будет захватывать дух.

Фокус состоит вот в чём. Будет показана битва глазами разных персонажей, повествование будет скакать от одного вояки к другому, и при этом они будут пересекаться на поле брани друг с другом, а читатель без труда будет узнавать, по едва обозначенным штришкам, с кем в данное время его столкнула судьба, ну или творческий замысел автора. Не знаю как вам, а мне очень понравился это приём — драйв и безумие.

И вот таких вот фирменных фишек будет в романе предостаточно.

Подводя итог, хочу добавить, что мне не просто понравилась книга, она подстёгивает меня не в далёком будущем заново перечитать весь цикл «Земной круг», что бы ещё раз посмотреть на этот мир под разными углами, проникнуться всей этой, пусть и не затейливой, философией и мыслями которые нам пытается донести Джо Аберкромби. Уверен, будет некое переосмысление уже прочитанного. Но до этого конечно, я познакомлюсь с «Красной страной». Что и Вам искренне советую сделать.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний роман молодого английского писателя показал, что пора перестать рассматривать его как дебютанта, он в высшей лиге уже пять лет и очевидно, вполне освоился с этим.

«The Heroes» — это произведение не о героях, как можно было бы предположить исходя из названия (ну, ладно, один там есть), а о простых людях старающихся делать, то что они считают правильным посреди войны.

Как предыдущий роман автора «Best Served Cold» смешивал эпическое фэнтези с криминальной драмой и рассказывал историю о предательстве и мести, так этот смешивает фэнтези, на этот раз с типичным представителем военной прозы и показывает всю бессмысленность войн и людских жертв.

Тем кому не понравилась идея о том, что мы вынуждены забыть про Союз и Север в BSC (если такие были), без сомнения придется по душе место действия «The Heroes» — Север, многими (в том числе и вашим покорным слугой) считавшийся самым интересным местом действия в трилогии «Первого Закона». Cо времени событий описанных в трилогии, прошло ни много, ни мало девять лет — Джезаль все еще на троне, от Логена нет никаких вестей, Байяз — все такой же урод все так же борется с Кхалюлем. Очередная бессмысленная война развязанная ради этого — война Севера против Союза, война которая несмотря на всю ее скоротечность изменила множество жизней.

Нашими глазами в этой битве будут:

*Кернден Крау — наемник, ведущий за собой компанию друзей, бывший Вторым для Тридуба и Бетода. Так же уставший от всего старик который хочет отдохнуть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не следует собственному совету

*Бремер дан Горст — всем нам известный Первый Страж короля, после инцидента в Сипани впавший в немилость. Старается заслужить расположение короля будучи самым первым и самым храбрым воином.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В глубине души моральный урод, умеющий и любящий лишь войну

*Калдер — сын первого короля Севера Бетода, всеми презираемый трус. Также пожалуй, самый благоразумный человек в книге. Претерпевает разительные перемены в характере, сравнимые лишь с Шиверсом в BSC.

*Финри дан Брок — дочь маршала Кроя, жена Харода дан Брока. Умная и циничная молодая женщина, которая сильно хочет продвинуть своего мужа повыше.

*Бек — сын Шамы Бессердечного, побежденного в кругу Логеном. Очень хочет стать воином, как его отец.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Позже он умнеет

*Капрал Танни — ветеран армии, офицер который прослужил дольше всего без повышения. Отвечает за юмор в книге. Успешно.

А так же те кто не получает много эфирного времени:

*Черный Доу — король Севера, бессердечный ублюдок.

*Генерал Джейленхорм — получил свой пост благодаря близкой дружбе с королем. Лучше бы они были врагами.

*Байяз — наш любимый Первый Маг, с его схемами.

*Кол Шиверс — телохранитель Черного Доу. Очень горд, в конце это становится очевидно.

И многие другие...

Сюжет книги разворачивается вокруг битвы длившейся три дня и (что очевидно) в книге очень много экшна, крови и прочих сопутствующих элементов битвы. Что не настолько очевидно, так это то насколько удачно у автора получилось рассказать историю в пределах этих нескольких дней. Аберкромби пишет сильнее с каждой книгой и примером тому служит прием с второстепенными ПОВами — когда во время битвы мы смотрим за действиями персонажа, никогда нами не встреченного раньше и на протяжении целой главы мы перескакиваем от одного персонаж к другому. Честно, для меня эти моменты были лучшими во всей книге. Аберкромби действительно может заставить сопереживать даже персонажам, появляющимся на пару минут. Что уже говорить о постоянных героях! Кто читал сцену битвы Виррана и Горста и не сползал на край стула, от того как это написано — странный человек, ибо лучшей экшн-сцены, я не видывал ни в одной книге (а как бы это смотрелось на экране...).

Подводя итог — для меня эта книга, все же чуть-чуть послабее предыдущей, из-за того что на протяжении половины книги мне не нравился ни один из героев (кроме Танни), но все же эта книга показывает рост Джо как писателя и на ее фоне «Первый Закон» кажется детским лепетом. Прекрасная книга.

P.S. Всем кто говорит, что Аберкромби — последователь Мартина, если сравнить их последние книги, ученик на голову превзошел учителя.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивлен обилию положительных отзывов на данный роман — скучное произведение из ниоткуда в никуда. Возможно причина моей оценки в том, что я читал его сразу после «Первого закона», который не в пример данному произведению мне понравился и от сравнения никуда не уйти. Если «закон» это История/Сюжет (с большой буквы) о становлении героев и устройстве мира, то «герои» — жалкая страница из этой истории. Смешно читать книгу о войнушке, которой в предыдущей трилогии не посвятили бы и четверти книги для повествования, а тут отведен полноценный фолиант для описания... чего? Интриг? Жизнеописанию каких-то второстепенных/проходных героев? Трудностей войны? Все это было и в лучшем виде в предыдущих романах цикла, текущая книга воспринялась как топтание на месте.

Не понравились «старые герои» — здесь в тексте они изменились поведением/действием и воспринимаются лишь отдаленным подобием своих «оригиналов». Понравился стиль — остался прежним, авторским. В остальном же не за что зацепиться, проходная книга ИМХО. Полагаю должна понравится любителям «игры престолов», когда сюжет идет фоном (если идет вообще), а впереди сплошные интриги, предательства и политика, обилие действующих лиц и связей между ними (как половых, так и прочих).

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однако, какое брутальное фэнтези о войне без прикрас! Напомнило до жути реалистичные сцены из фильма «Спасти рядового Райана», только без тошнотворного американского пафоса. Так и хлещет кровь, кишки, грязь, зараза, насилие, несправедливость и все прочие неблагоприятные глашатаи войны — истинной войны без грима и пластических операций. Вторят им остроумные меткие фразы автора, обнажающие суть любой войны с самых разных ракурсов-взглядов, что особенно здорово — как с отрицательной, так и с положительной стороны (может ли быть такая сторона у такого мерзкого понятия как война — да!). Лично я уже успел потерять веру в Аберкромби после «Лучше подавать холодным», которое ввиду неуемного фарса не смог осилить дальше трети и беспощадно карикатурного полу-цикла о принце Ярви. Но все-таки был еще порох в пороховницах Джо на излете одиннадцатого года!

Автор в самых смачных красках и выражениях рассказывает о том, как война губит людей и физически и морально. Эпичные поединки героев и массовые битвы стенка на стенку захватывают своей жестокостью и неумолимым роком, ибо лучше всех в этой книге себя чувствуют только стервятники, истинные короли побоищ – куда там жалким человечкам, протирающим своим задом каменные стулья, именуемые тронами. Сегодня ты король, завтра – пища для падальщика. Удача – штука тонкая. Напропалую рушатся и без того хиленькие надежды юнцов на славу и почет в служении армии. Нелепая случайная смерть от рук своего же соратника – обычное дело. Наивные представления о войне, как о чем-то прекрасном, хрустят на зубах Аберкромби, как куриная кость в пасти Зобатого.

Так о какой же положительности могла идти речь? О, дивный безумец Жужело из Блая сказал бы вам, что только перед лицом смерти человек живет по-настоящему. Ему бы вторил генерал Челенгорм и его вдохновляющая речь перед решающим приступом злосчастных холмов – какая же это была прекрасная речь о том, что только перед лицом опасности человек показывает свое истинное лицо и узнает себя самого. Его словам бы в свою очередь кивнул северянин Бек, парень, на самом деле узревший себя настоящего именно так. Дерзкая и умная Финри да Брок сказала бы, что война – это открывающиеся возможности, Зобатый сказал бы, что война может подарить тебе крепких товарищей и даже более – братьев по жизни.

Постановка сцен и боев местами потрясающая, и, несмотря на то, что автор показывает всего лишь пару основных дней, вырванных из войны между Союзом и Севером, эти дни лопаются от ярких сцен, диалогов и персонажей, как незащищенная черепушка от удара топора. Не сказать, что сами бои оригинальные или чем-то особенные, но драйв они передают такой, что невозможно усидеть на месте – дайте мне, язви вас, щит и меч, и я пойду помирать вместе с вами, ребят! Страсти кипят, угар битвы – настоящий, грязный, хлесткий, адреналин клокочет вулканом в крови...

Из книги, к сожалению, никуда не делся уже узнаваемый фарс автора, наоборот, он даже расцвел и пустился, как паразит на прежде привлекательных персонажей, таких как Черной Доу, который, став королем, внезапно решил, что должен вести себя как шут. Писклявая машина для убийств Бремер дан Горст – это вообще отдельная грустная история клоуна, который плачет на потеху. Мне не понравился и Кальдер, по-моему, его линия сильно поломана – трус не может быть лидером северян ну никак, даже при помощи извне, а то, что случилось с Черным Доу на поединке чести – это, простите, всем роялям бесстыднейший рояль и просто откровенное фу. Я уж смиренно не прячу ничего под спойлер, так как ораторы, по следам которых я иду, прошли по этой стезе намного дальше меня.

И это все так скверно, что я вспомнил, почему разочаровался в Аберкромби. Вот нет у него пафоса, что очень хорошо, но кидается в другую крайность — безудержный фарс и простецкий жаргонизм. Однако книга меня до мурашей проняла отдельными моментами, а это в моем случае наивысшая похвала, так что, махнув рукой на все недостатки, кричу: браво, автор, браво!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуй, Джо!

Признаюсь честно, когда ты посоветовал прогуляться до Героев, дабы не пропустить кое-что интересное, я не сразу уловил твою мысль. Сперва мне казалось, что надо навестить кого-то из старых знакомых, вот только никто из них не тянул на звание героя. Да и из новых, признаться, – тоже. Тут же, как и во всем мире, работает принцип «герои долго не живут, потому что лезут на рожон».

По счастью, мне попалась на глаза карта северных земель, где и значился неприметный кусок земли с необычным названием Герои. Успел я сюда добраться как раз вовремя: к началу битвы. Одной Невероятно Масштабной Битвы, которая продлилась несколько жутких и крайне кровавых, мать его, дней. И я хочу тебе сказать спасибо за наводку на это местечко, т.к. такого количества тестостерона на квадратный метр мне давненько уже не доводилось ощущать. Знакомых тут собралась тьма-тьмущая: Черный Доу, Трясучка, Бетодовы сынки (Кальдер и Скейл), Ищейка, Горст, Челенгорм, даже первый из магов сюда приперся. И все поголовно участвовали в массовом кровопролитии, причем каждый преследовал собственные цели. Следить за развитием событий было крайне увлекательно, хотя несколько раз я мысленно прощался с жизнью, ибо находился на волосок от смерти. Или от жизни, тут уж как посмотреть.

Не знаю, дойду ли я до Красной страны, больно далеко она находится, да и большая, зараза. Но если все-таки доберусь туда – обязательно напишу тебе еще.

Твой добрый друг, Deliann.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

...На далёком севере, посреди долинки, стоят замшелые, неизвестно кем и когда поставленные камни в кромлехе. Чего они только за свою долгую, каменную жизнь не видели, и сколько ещё увидят. И вот — огромные толпы злых бесхвостых обезьян вновь весело превращают друг друга в перегной. Зачем, почему? Да неважно. Камням всё равно. Они в любом случае переживут их всех... Герои всё таки.

«Жизнь — это я и мои обстоятельства»... Да?

Джо растёт, с каждой книгой — сё выше и выше. «Первый закон» был пробой пера, а вот отдельный роман «Лучше подавать холодным» — уже вполне профессиональной работой мыслящего автора. Герои в этом плане ничуть не уступят — они несут в себе сквозную идею, простую, но при этом — вполне жизненную и не отталкивающую.

Он уподобился в какой-то степени Толстому. Описана битва, обыкновенная битва, закончившаяся ничьёй, жёсткая, страшная, но вполне обычная. Цивилизации сшиблись — и оставили на месте горячего сплетения горы трупов. Во имя чего? А, это уже не важно. Каждый смотрит по своему. Байяз, старая скотина, просто хотел подготовить северян к нужному разговору. Доу хотел сокрушить южан и присмирить своих. Бек хотел чести и славы. Трясучка-Хлад... А вот чёрт его знает.

Роман, поначалу довольно вялый, разросся в большую, очень кровавую и жуткую драму, где каждый сталкивается со всеми перипетиями своей судьбы. Притом — уже нет того перебора с дерьмом и грязью, как в изначальной трилогии. Всё в меру. А вот полифония, разноголосие взглядов по разную сторону щитов — вот это получилось. Хочется переживать за всех, и невольно желаешь победу всем — действительно, хороших и плохих здесь нет. Есть только стороны...

Нет хороших и плохих, нет и героев. Даже Доу — не отъявленный злодей. И Горст — просто груда мышц, писклявый голос и вечно ноющее душевное нутро. Есть просто люди, разные, которые поставлены в тяжёлые условия. Кто-то приспособился, кто-то — нет. Смотря кто ты, и какой ты. По настоящему, что уже не изменишь. Никакая война не способна сделать Зобатого подлецом, Бека — храбрецом, а Кальдера — лидером...

Насчёт последнего я, конечно, соврал. Ведь в этом мире есть Байяз, от которого зависит очень многое... В том числе — и судьбы отдельных людей, и Кальдера, и Доу, и прочих мелких сошек. Но это не изменяет главного. Война не очищает, не открывает нового, не творит героев. Война убивает людей. Жестоко, грязно и кроваво. А ты всё равно останешься собой. Ни ты, ни что иное, не в состоянии тебя кардинально поменять. Не меняются люди что поделаешь... Но кто знает, что там в них заложено...

Ну ладно, хватит разглагольствовать. Персонажи — на этот раз — полный верх, каждый из них кажется живым, даже такие картинные, как Жужело. Сюжет — тоже построен как надо, крепко и мощно, хоть и вяловато в конце. Мир — просто площадка для большой бойни, не больше ни меньше — ну что поделаешь, миротворчество никогда не было сильной стороной Аберкромби...

На выходе получаем мощную антимилитаристскую фэнтези. Каждый видит мир по своему — это так. Но война — бессмыслена. Некрасива. Неблагодарна. Она ничего не даёт людям. Просто некоторые больше ни на что не способны...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх