FantLab ru

Айзек Азимов «Космические течения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
1102
Моя оценка:
-

подробнее

Космические течения

The Currents of Space

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 116
Аннотация:

У планеты Сарк, где проживали сквайры, в подчинении имеется планета Флориния. В этом отдаленном мире выращивали кырт – особенная разновидность хлопка, росшего лишь на этой планете. Рабочими, выращивающими кырт, руководили Резиденты – флориане, обучавшиеся на Сарке.

Однажды космоисследователь с древнейшей планеты Земля, занимавшийся проблемой космических течений, обнаружил что Флоринии грозит опасность! Он попытался рассказать об этом руководству планеты, но сам загадочно исчезает. И почти сразу после этого на Флоринии в захудалом поселке, появился странный человек, который ничего не помнил...

© Виталий Карацупа, http://archivsf.narod.ru
Примечание:

Первая публикация на русском языке в журнале «Техника-молодежи», №№ 9-12 за 1965 год и №№ 1-7 за 1966. В переводе Зинаиды Бобырь, с иллюстрациями А. Побединского.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (роман)

Похожие произведения:

 

 


Продаётся планета
1986 г.
Продаётся планета
1988 г.
Чудовище
1990 г.
Космические течения
1991 г.
Приключения в космосе
1992 г.
Дуновение смерти
1992 г.
Галактическая империя
1993 г.
Звёзды как пыль
1993 г.
Космические течения. Сами боги
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 2
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1997 г.
Сами боги
1999 г.
Звезды как пыль
2000 г.
Звезды как пыль
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Космические течения
2003 г.
Звезды как пыль
2004 г.
Звезды как пыль
2007 г.
Транторианская империя
2008 г.

Периодика:

Техника-Молодежи, № 9, 1965
1965 г.
Техника — молодежи №5 1966
1966 г.

Издания на иностранных языках:

Astounding Science Fiction, December 1952
1952 г.
(английский)
Astounding Science Fiction, November 1952
1952 г.
(английский)
Ströme im All
2015 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2013 г.

Человеческая цивилизация, распространившаяся на всю Галактику, вновь достигла переломного момента истории. Земля и ее наследие еще не забыты, хотя дорога к ней уже и забывается, но еще можно встретить людей, которые гордо могут сказать: «Я- с Земли!» Но умами людей уже владеют новые кумиры: Трантор набрал силу и до создания Первой Галактической Империи остается совсем немного. Всего лишь один шаг, всего лишь последнее препятствие, и Галактика станет единым целым.

И это препятствие — планета Сарк, непоколебимая и дерзко-независимая, поскольку сидит на настоящем богатстве — ресурсе, в котором нуждаются все. Всего лишь измененный хлопчатник — а какую роль, оказывается, он может сыграть в истории целой Галактики, народов и отдельных людей! Для одних он — источник богатства и власти, для других — препятствие к могуществу, а для третьих — проклятие, синоним рабства и унижения.

Как и во многих последующих романах, в этом — любимый Мастером полудетективный сюжет, основанный на поисках преступника, лишившего ученого его памяти и личности. Он выстроен «классически» — каждый найденный ответ приводит к новому вопросу. Разгадки и подсказки разбросаны во множестве местах, путь к которым пролегает через разные планеты, обещающие разнообразие событий и героев. Последние — довольно странная компания — полусумасшедший ученый, девушка-рабыня, идеалист-подпольщик, транторские дипломаты и правители Сарка. Все они оказываются втянуты в водоворот интриг, скрывающих тайные замыслы, заговоры и большую, просто- таки космического масштаба, тайну.

Если сравнивать с предыдущим романом «Звезды, как пыль», то мне понравилось больше, хотя по построению сюжета обе книги очень близки. Но это роман более «ровный», более продуманный и более глубокий. В нем уже появляется идеи, о развитии Человечества, которые войдут в последующие романы.

И есть еще одна вещь. Я читала этот роман, надеясь найти ответ на вопрос, каким образом, найденное в «Звездах, как пыль» наследие древней Земли оказалось вновь утерянным. Но ответа не оказалось. Действие остановилось на самом интересном месте: последнее препятствие на пути Трантора оказалось сметено силами Космоса. Ничего не препятствует больше объединению Человечества на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Так, почему же ничего не получилось?

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2016 г.

В очередной раз убеждаюсь, что приключения — это не для Азимова. Насколько блистателен данный Автор в твердой НФ, настолько же слаб в приключенческом жанре, где нужно дать ярких персонажей и энергичное действие. А в данном случае Автор меня еще и обманул.

В начале была сделана заявка на твердую НФ — космические течения, угрожающие планете. Я затаила дыхание, готовясь к головокружительным погружениям в тайны космоса. Но космос был задвинут даже не на второй, а на третий план. На первых двух прочно утвердились борьба за власть и невнятный лямур. И лишь в финале одним пространным монологом Азимов выдал то, из-за чего я читала роман: суть космических процессов, открытие которых стало поводом к приключению.

Одновременно Автор попытался как-то исправить слабую мотивированность действий одного из главных героев — показал зарождение патриотического самосознания и любви к своей планете. Для приключенческого романа сойдет. Но для Азимова с его необъятными мирами как-то мелко связывать чувство Родины именно с планетой, а не с людьми, которых спасали и спасли.

Айзек Азимов сильно навредил себе как писателю, создав такие шедевры, как «Конец Вечности» и «Сами Боги». После этих книг к каждому его произведению подходишь с завышенной планкой и сердишься, если оно недотянуло. При этом понимаешь, что оно просто другое, что Автор показывает многообразие жизни, где рядом с наукой происходит борьба за власть, поиск героями своего места в жизни и жизненных целей, формирование и гибель звезд, планет, государств. Он показывает мир в его целостности, а инерционость читательского восприятия мешает понять это сразу.

В сущности, роман не так уж плох, если отнестись непредвзято и не завышать ожиданий.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2016 г.

Приступив к чтению романа я привычно настроился на ритм классической космооперы, но здесь все оказалось не так просто — сюжетная композиция, несколько взаимосвязанных линий повествования, отсутствие монохромного деления персонажей на «хороших» и «плохих». По мере чтения начальное недоумение сменялось все более возрастающим интересом — вместо привычного экшена автор предложил почти детективную интригу, разворачивающуюся на фоне межпланетной дипломатии и политики, а также твердую научную основу, что для профильного жанра вообще редкость. Несмотря на то, что «Космические течения» являются второй книгой цикла «Транторианская империя», роман абсолютно самодостаточен и без проблем читается в отрыве от остальных составляющих цикла.

Кстати, именно из этого романа А. Скаландис «позаимствовал» сюжет и социальную структуру общества для своего «Мира Смерти и тварей из преисподней», так что вместо формального соавторства с Г. Гаррисоном в создании опуса Скаландиса невольно поучаствовал А. Азимов. По сюжету земной космоаналитик сделал важное открытие — под угрозой гибели находится вся планета Флориния, но после посадки на планету Сарк, землянин был захвачен неизвестными, и после промывки мозгов его забрасывают на Флоринию, где ему предстоит вспомнить всё и донести информацию до властей, либо погибнуть вместе с обреченной планетой.

Население Флоринии составляет полмиллиарда человек — большинство из них — это бесправные крестьяне, работающие на плантациях, производящих уникальный ресурс — кырт, из которого изготавливают лучшие ткани Вселенной. Управление крестьянами осуществляют резиденты — аборигены, прошедшие обучение на Сарке и сотрудничающие с оккупантами-саркитами. Правящий слой — сквайры — выходцы с планеты Сарк, которые используют Флоринию в качестве своего сырьевого придатка. Планетарной столицей является Город, разделенный на нижнюю и верхнюю части — снизу живут аборигены, а на втором ярусе — их хозяева-саркиты. В общем социальная система довольно простая и при этом ярко рисует картину расслоения общества, в котором угнетенное большинство аборигенов подчиняется верхушке из чужаков.

Композиция романа отнюдь не кажется простой — есть пролог и эпилог, описывающие события случившиеся годом раньше и годом позже основного сюжета. Каждая глава названа по профессии или социальной роли, которая окажет ключевое влияние на данный отрезок романа — тем самым мы все больше узнаем об окружающем мире. Обилие экскурсов в прошлое персонажей и историю планеты негативно сказывается на динамике, но без этого было бы сложно разобраться в подоплеке событий. Несколько параллельных сюжетных линий позволяют взглянуть на происходящее глазами разных персонажей. Описания пейзажей и интерьеров выглядят суховато, но при этом довольно логичны, что позволяет читателю без труда восполнить все лакуны в описаниях, пользуясь собственным воображением, на свой вкус. Вообще, импонирует позиция автора, который на равных общается с читателем, не загоняет его в жесткие рамки — каждый может представить мир на основе своих предпочтений, выбрать персонажа, который наиболее симпатичен.

Что характерно, действующие лица выглядят довольно рельефно, при этом автор устранился от проработки психологизма образов. Однозначных героев и злодеев здесь нет, по сути у каждого своя правда — это дополнительный плюс, на мой взгляд. Среди действующих лиц космоаналитик, получивший на Флоринии кличку Рик, образ которого интересен последовательной эволюцией из беспомощного овоща в опытного специалиста, которым он был до психозондирования. Рика опекает местная крестьянка Лона — внешне некрасивая и крупная девушка, тем не менее она обладает житейской мудростью и врожденной добротой. Лично мне наиболее симпатичным показался образ резидента Теренса, который в одиночку ведет борьбу за свободу против оккупантов. Теренс бодро шагает по трупам врагов и, сожалея о необходимых жертвах, тем не менее понимает, что революцию не делают в белых перчатках, особенно достоин уважения финальный выбор Теренса.

Помимо этих основных персонажей автор также знакомит нас с благородной саркиткой Сэмией Файфской, которая, несмотря на принадлежность к оккупантам, вызывает симпатию тем, что светским приемам предпочитает занятия наукой, обладает широтой взглядов и не презирает людей только за их низкое происхождение. Её отец — сквайр Файф — самое влиятельное лицо на Флоринии, несмотря на диктаторские замашки, обладает острым умом, сильной волей и желанием любой ценой защитить положение своего народа от влияния могущественной империи Трантор. Поиски пропавшего космоаналитика ведет доктор Селим Джунц, который выступает в роли беспристрастного арбитра, его главное желание — выяснить истину, в чем ему помогает его беспристрастность и принципиальность.

По общему итогу получилась достаточно интересная космоопера для взрослых, в том смысле, что она лишена чрезмерной простоты, деления героев на «черное» и «белое», предлагает довольно внятную научную теорию опасности, угрожающей Флориниии, а также обилие интриг и хитросплетений дипломатии, глобальной политики. Не могу сказать, что сюжет захватывает с первых страниц, поначалу нужно привыкнуть к манере подачи материала, отсутствию акцента на приключениях, но по мере развития сюжета читать становится всё интереснее, и ближе к кульминации уже сложно оторваться от чтения. Можно смело рекомендовать это произведение, как хороший пример синтеза космооперы, твёрдой НФ и фантастического детектива.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2017 г.

Самый первый прочитанный мной фантастический роман. До сих пор помню как сегодня: лето, книжный, мама, хитро щурясь, предлагает 11-летнему мальчику на выбор: пиратский роман или сборник «Приключения в космосе»? Рука тянется к новому и неизведанному.

До сих пор зачитывался Жюлем Верном, серией о Тарзане Берроуза и другими романами приключений. «Космические течения» перевернули все. Я не отказался от прежней любви к приключениям, но стал, так сказать, литературным многоженцем, если такой эпитет применим к мальчику. Тот сборник (в него еще вошли романы Кларка и Нортон) до сих пор благоговейно хранится в личной библиотеке, но еще в детстве был зачитан буквально до дыр и потери обложки. Какое счастье, что мне в руки попали именно Азимов и другие мастера-классики, а не писатели-однодневки! Это определило мой вкус к фантастике на всю жизнь.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2014 г.

Моё любимое произведение у Азимова. Несмотря на то, что по глубине и серьёзности проблематики ему очень далеко до «Конца вечности» и «Основания». Но, наверное, именно поэтому и любимое. Всё дело в том, что, на мой взгляд, в тех случаях исполнение не дотянуло до уровня замысла. Что ж поделать, если Азимов-учёный гораздо сильнее Азимова-литератора? А вот для такого достаточно лёгкого фантастического детектива литературного мастерства писателя оказалось как раз достаточно. И роман этот навсегда останется одной из вершин жанра.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2011 г.

Одно из первых сочинений Азимова в форме романа. «Космические течения» — в целом, обыкновенный авантюрный роман, где использованы многие стандартные ходы, свойственный этому жанру — действие крутится вокруг учёного, потерявшего память, а также шпионскими заговорами межпланетного масштаба. Тут всего хватает — погонь, интриг, напряжённых моментов, которые заставляют читателя прилипать глазами к страницам книги.

Чувствуется, однако, что Азимоов не совсем ещё набил руку в написании крупных, больших произведений. Отдельные фрагменты хороши, но многие сюжетные линии не имеют своего логического завершения (как, например, линия Сэмии Файфской). Не в пользу автора говорит и стремительная, молниеносная развязка — пожалуй, слишком молниеносная. Раскрыв главную интригу повествования — почему главного героя, Рика, лишили памяти — он завершает роман, оставив, в общем то, открытыми многие вопросы, связанные с будущим Сарка и его обитателей. Чувствуется, что Азимову более привычно писать рассказы, нежели романы.

Что хорошо в «Космических течениях» — так это язык. Специфический, плавный стиль Азимова чувствуется практически во всех его вещах, и этот роман — не исключение. Так что, енсмотря на некоторые недостатки, роман вполне достоин оценки«четыре с минусом». Сделаем скидку на то, что произведение, видимо, расчитано на подростковую аудиторию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P. S. Что интересно — одна из главных идей романа — право доминирования над неким редчайшим веществом, добываемым только на планете Флорин. Уж ен увлекался ли некий Фрэнк Герберт в своё время романами Азимова? Конечно, это может быть и просто совпадением, но как занть...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2012 г.

Данное произведение — классика в исполнении мэтра фантастики. Кто-то может сказать, что книга переполнена штампами (потеря памяти и т.п.), но данные сюжетные ходы штампами стали только в наше время, в год написания книги сюжет казался совершенно новым и захватывающим, а если учесть с каким мастерством автор все исполнил, я уверен, книга была шедевром. Она и сейчас превосходит большинство современных фантастических книг.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2009 г.

Интересное предположение — монополия, основанная на одном единственном растении, и дающая, благодаря этому растению, огромную финансовую и политическую власть кучке саркитов....Просматриваются современные тенденции ( а написан рассказ в 1952 году!!!!)..Куда смотрел антимонопольный комитет??? :lol:

Как и многие авторы-фантасты, Азимов точно «попал» с темой и сценарием развития ситуации. Правда, с психовоздействием на космоаналитика пошел по достаточно стандартному пути — амнезия, которая в последствии проходит под влиянием происходящих событий. Читается непросто, как и почти все произведения этого автора. Но постепенно мозаика интриг и приключений складывается в сложную картинку, цепляет, держит в напряжении до самой развязки.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2016 г.

Приступая к роману, я была настроена скептично и предвзято. И что в итоге я получила? Отличный роман для подростков! Но... с приключенсческо-научным уклоном. То есть хочет юный читатель приключений — пожалуйста, но вот тебе несколько строчек о космосе, составе звезд, вакууме и пр.

Хочешь романтики — милости просим, только давай, мой дружок, я расскажу тебе о том, какие химические свойства имеют некоторые материалы.. Ты не интересуешься политикой. Очень зря, я расскажу тебе об империях. Как с ними бороться и зачем.

Я бы назвала Азимова космическим Жюль Верном XX- того века. Как француз писал свои кругосветные романы, сидя в кабинете, так и Азимов писал о космосе на Земле.

Ну и поскольку я пристрастна, необъективна, рада встречи с империей из «Академии», благодарна за краткость, не догадалось, кто «убийца» и влюблена в ниже приведенную цитату, то ставлю твердую 8/10.

цитата

«Словом, он не был патриотом в обычном смысле этого слова, и Трантор как Трантор не значил для него ничего.

Но он был поклонником мира; тем более что он старел и любил свой кубок с вином, атмосферу, наполненную тихой музыкой, послеобеденный сон и спокойное ожидание смерти. Он считал, что так должны поступать все, но люди предавались войне и разрушению.»

И да, для любителей спойлеров, а также для всех, кто не хочет читать Азимова торжественно сообщаю, что убийца

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
садовник!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2009 г.

Не знаю, а мне произведение понравилось, как приключенческая литература с захватывающим сюжетом, интересными поворотами событий, интересными героями и своеобразной манерой написания А.Азимова.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2008 г.

Да, начало немного запутанное, приходится держать в голове персонажей, а действие уже перескакивает на других. Но потом все выравнивается, и становится интересно, что же дальше. Тяжелые условия, в которых живут рабочие, и беспечная жизнь саркитов — просто перенесенная на далекое будущее нынешняя ситуация.

История с хлопком, его полезными качествами и разнообразием применения напоминает то ли о нефти, то ли об алмазах, нет?

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2007 г.

Вообще здорово! В самом начале разумеется ничего не понятно, но финал очень и очень даже. особенно мне понравилась сама идея так сказать всматривания в космическое пространство. Что-то в этом есть:)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2016 г.

Одно из первых научно-фантастических произведений, с которым я познакомился много лет назад. С тех пор неоднократно перечитывал, и ни разу не жалел, хоть и помнил основные сюжетные ходы, и что «убийца — садовник». В чем же для меня прелесть этого романа?

Во-первых, сам стиль повествования и динамизм. Тут нет затейливых выкрутасов сюжета и пространных размышлений о высоких материях. Я не говорю, что такие приемы плохи, оно ни порой только отягощают приключенческую фантастику. В этой же книге ты глотаешь главу за главой с удовольствием и ожиданием.

Во-вторых, интрига. Да, ближе к концу можно о многом догадаться, и понять что Сквайр Файф

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все-таки ни при чем.
Но вначале ты действительно с головой погружаешься в атмосферу зловещей тайны. Заметьте, даже что такое Кырт, вокруг которого все вращается, автор открывает только к середине. И это хорошо.

Ну и в-третьих, это субъективная любовь к одному из первых произведений, открывших мне мир НФ. А это многого стоит!

Поэтому, может я и завышаю оценку, но считаю, что имею на это право. 10.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2016 г.

Очень интересное произведение, являющейся как таковым детективом в декорациях научно-фантастического рассказа.

Если говорить вообще о размере рассказа, то здесь у нас получается целая повесть, что также довольно примечательно, но довольно-таки обыденно для самого Айзека Азимова – непревзойдённого мастера данного жанра.

Да, конечно же можно придраться к миру, который он создал для данной повести. Ибо к нему трудно относиться серьезно ввиду одного простого факта: здесь он показан однотипно, когда говорится о целой галактике. То бишь нам показывается только несколько планет из целой мириады данных «камней с жизнью», однако знаете: вот как раз-таки ввиду подобной зацикленности на одних персонажах, на одних характерах читатель с одной стороны не чувствует окружающий мир, ввиду чего он кажется довольно неживым и примитивным, но в тоже время он полностью проникается всей историей да её фабулой. И вот история здесь – это главный плюс. Это, как я уже сказал, – детективное расследования, где не сказать, что развязка странная, необычная и неожиданная – нет. Обыденная, распространённая тайна, чья кульминация самому читателю угадывается под конец. Но вот само следствие, процесс крайне примечателен: он интересен и заворожителен своим фантастическим миром. Он повергает в шок, заставляет читателя вдохновиться, проникнуться. Это то, что умеет делать Айзек Азимов; это то, что ему вновь удалось: за один рассказ создать мир не похожий на наш и в тоже время такой знакомый. Спасибо ему за ещё одно прекрасное творение, которое явно ещё захочется перечитать любителю данного жанра. Обыкновенному человеку я советую его для прочтения же ввиду обыкновенного смысла, который тут кроется: даже самый незначительный человек может сыграть роль в судьбе чего-то большего и это большее всегда может означать для одного лишь человека нечто самое дорогое, с чем он никогда не захочет расстаться, а именно его дом...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2007 г.

Когда-то с этого романа началось знакомство а Азимовым, да и вообще с зарубежной фантастикой. И очень достойное знакомство!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх