Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Все статьи за три месяца
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 февраля 15:12

Открыта для просмотра книжная серия, пафосно названная «Коллекция лучшей фантастики». В ней переиздавались циклы приключенческих романов российских авторов в виде сборников-омнибусов.

Типичное оформление книг серии:

От себя добавлю, что книг серии не читал и не планирую.


Статья написана 21 февраля 14:12

Свет увидел февральский номер онлайн-журнала DARKER. Главная тема: Лиминальные пространства.

В этом номере: 9 рассказов, 3 интервью, 12 статей и 31 рецензия. Основное:

СПЕЦРУБРИКА — ТЬМА В ФИЛОСОФИИ

«Восторг пустоты и кризис будущего. Разговор о лиминальных пространствах» — Александр Бауман и Матвей Чертовских постигали тайны лиминальных пространств.

ТЬМА В КНИГАХ

Артём Агеев взял интервью у писателя, работающего в жанрах хоррор и фэнтези, Юрия Некрасова

Рассказы Максима Кабира, Александра Подольского, Тьера Рауша, Андрея Бородина, Артёма Толмачёва, Екатерины Годвер, Игоря Мерцалова, Игоря Буракова, Л. Паче.

ТЬМА В КИНО

«Лиминальные пространства: 7 фильмов, которые не оставят равнодушными» — статья Александры Горелой.

«Страшный, большой, маленький мир» — статья Михаила Русакова

СИМФОНИИ ТЬМЫ

«Синдром живого трупа: полигон для испытаний» — эксклюзивное интервью с новокузнецкой метал-командой.

«Религия и блэк» — в статье Дмитрий Маслов поразмышлял о сочетании двух явлений.

ТЬМА В КАРТИНКАХ

Иван Иванов делится свежими комикс-новостями в дайджесте «Ежемесячный горн»

«Кошмар во время рождества» — статья Вероники Рязановой.

ТЕМНЫЕ ИГРЫ

«Мы не умеем общаться с подростками» — Яков Геворгизов расскажет о новой части Silent Hill: Short Message.

-----------------------------------------------

Читать номер ЗДЕСЬ. Номер в базе Фантлаба — ТУТ.

Регистрация на сайте = подписка на журнал (бесплатно, вам будут приходить письма с сообщениями о выходе свежих номеров).

https://boosty.to/darker — подписка на Бусти (платно). Получаете доступ к эксклюзивным материалам.



Тэги: DARKER
Статья написана 21 февраля 13:47

*

Константин Григорьевич Локс [12(24) февраля 1889 — 13 декабря 1956] — русский литературовед. (67)

135 лет со дня рождения

Август Дерлет (August Derleth) [24 февраля 1909 — 4 июля 1971] — американский писатель. (62)

115 лет со дня рождения

Алексей Владимирович Барон [24 февраля 1954] — русский писатель. (70)

70 лет со дня рождения

Георг Кристоф Лихтенберг (Georg Christoph Lichtenberg) [1 июля 1742 — 24 февраля 1799] — немецкий публицист. (56)

225 лет со дня смерти

Анна Евгеньевна Глускина [10(23) марта 1904 — 24 февраля 1994] — русская переводчица. (89)

30 лет со дня смерти

Ладислав Мнячко (Ladislav Mñačko) [29 января 1919 — 24 февраля 1994] — словацкий писатель. (75)

30 лет со дня смерти

Ян Отченашек (Jan Otčenášek) [19 ноября 1924 — 24 февраля 1979] — чешский писатель. (54)

45 лет со дня смерти

Геннадий Александрович Барабтарло (Gennady Barabtarlo) [15 февраля 1949 — 24 февраля 2019] — американский литературовед. (70)

5 лет со дня смерти

#деньвлитературе, #литературныеюбилеи, #литературныйкалендарь


Статья написана 21 февраля 13:40

ЗОЛОТО ЧЕРНЫХ ГОР

После публикации романа «Томек у истоков Амазонки» (1967), который, собственно, является лишь первой из двух взаимосвязанных частей (два главных героя в конце романа остаются в Перу среди индейцев, и необходима еще одна экспедиция, чтобы помочь им сбежать оттуда), Альфред Шкларский объявил, что следующая часть будет называться «Томек в Гран-Чако», и эта информация была включена в последующие издания романа «Томек у истоков Амазонки». Однако автор неожиданно прекратил писать серию о Томеке Вильмовском и в 1974–1979 годах в сотрудничестве со своей женой Кристиной создал анонсированную ранее трилогию об индейцах «Золото Черных гор».

Чтобы не творить излишних сущностей, приведу издательские аннотации, почерпнутые из переводных изданий трилогии на русский язык:

«Роман ”Орлиные перья” написан на достоверном и обширном историческом материале. Авторы задались целью показать жизнь индейцев такой, какой она была в тот период, когда на богатейших землях Нового Света появились европейские колонизаторы. В книге немало батальных сцен. Но, вместе с тем, читатель почерпнёт массу информации о быте индейцев, их традициях и верованиях, нравах, привычках — словом, обо всём, что составляет обычную человеческую жизнь. Индейцы были не похожи на нас. И в то же время очень похожи, потому что так, как и мы любили, страдали, утверждали своё право на существование. У них были свои непреложные ценности, законы и моральные устои. Об этом и книга. В романе увлекательно рассказывается о животном и растительном мире, окружавшем индейцев. Он показывает их в неразрывной связи с природой, частью которой эти люди сами себя считали.

В центре повествования судьба североамериканского племени дакотов. Юный герой по имени Техаванка, что на языке индейцев означает “высокий”, полон честолюбивых замыслов. Но на его пути — масса преград. Техаванка оказывается в водовороте бурных событий, связанных с борьбой дакотов за выживание. Попав в плен к враждебному дакотам племени чиппева, юноша намерен отомстить за смерть отца, который пал от руки вождя чиппева. Однако он влюбляется в очаровательную дочь вождя по имени Мем'ен гва. И это чувство взаимно. Как Техаванка сумеет выйти из этой сложной ситуации?.. Об этом вы узнаете, прочитав книгу.

Особое место в романе занимают обширные комментарии, которые можно без преувеличения назвать малой энциклопедией жизни североамериканских индейцев» (роман «Золото черных гор»).

«Вторая книга трилогии — это продолжение истории народа дакотов. В центре повествования по-прежнему главный герой молодой индеец по имени Техаванка. Обуреваемый жаждой подвига, честолюбивым стремлением стать славным воином, он быстро завоёвывает авторитет в своём родном племени вахпекутов. Совершив подвиг, Техаванка получает боевое имя — Хитрый Змей. Кроме того, у него обнаруживается сверхприродный дар, и он становится шаманом племени.

Действие романа разворачивается в переломный период в истории дакотов: у них появляются лошади. Это была своеобразная техническая революция в жизни индейцев. Сев на коней, они могли бы стать полновластными хозяевами прерий, своей земли. Могли бы...

Но над коренными жителями нависает грозная опасность, которая, в конечном счёте, завершится трагедией народа. В их жизнь всё упорнее вторгаются белые колонисты, изгоняющие индейцев с родной земли, заключающие их в резервации» (роман «Проклятие золота»).

«Заключительный роман из трилогии «Золото Чёрных гор»«Последняя битва дакотов» — охватывает значительный период в жизни дакотов, начиная от восстания санти в 1862 году под предводительством Маленького Ворона до знаменитой битвы у Литтл Бигхорн, где был разгромлен отряд генерала Кастера. В ходе повествования читатели становятся свидетелями многих столкновений во время войны Красного Облака за долину Паудер-Ривер: уничтожения отряда Феттермана, боя в кольце фургонов и др. Как и предыдущие две части, этот роман снабжён подробными комментариями и многочисленными картинками языка жестов индейцев равнин. Помимо этого, авторы приводят краткие вставки-биографии известных вождей Сидящего Быка, Бешеного Коня, Дождя в Лицо, Красного Облака и др. В историческом плане, последняя книга трилогии наиболее информативна» (роман «Последняя битва дакотов»).


Из читательских отзывов:

«Научно-популярный приключенческий роман, ориентированный в основном на подростков. Взрослому человеку действительно сложновато отвлекаться от сюжета на многочисленные сноски-примечания, детализирующие исторические этапы развития североамериканских индейцев. Хотя информация в принципе вполне добросовестно подготовлена, но вот в определенной части — насчёт благотворности истребления путешествующего голубя, якобы уничтожавшего своим помётом девственные леса — я не согласен. Такой бездумный геноцид одной из самых распространенных популяций живого мира (до 3–5 миллиардов особей) вряд ли явился полезным делом. В остальном информация не вызывает несогласия, характерна страшная статистика вымирания коренных американцев, в том числе и тех, типа волков-пауни, которые почти не враждовали с белыми англоамериканцами. Вот тут реально отсутствие единства и способности объединиться против общей угрозы сыграло против индейцев, что имеет вполне адекватный и однозначный посыл для понимающих людей. Что касается приключенческого сюжета, то он вполне продуман и грамотно изложен, причем построен в значительной степени на реальных событиях, пусть и относящихся к несколько другим временам (на несколько десятков лет позже), чем отражены в книге. По легенде, здесь показана жизнь дакота и окружающих племен второй половины восемнадцатого века, до того момента, когда гордые краснокожие воины этого народа овладели конем. Показано становление юноши — воина, охоты, поединки, обряды, обычаи, любовь в ее абсолютно традиционном понимании, в общем хороший образец правильной развивающей книги для подрастающего поколения» (о романе “Орлиные перья”, URRRiy, FANTLAB).

«Достойный роман — продолжение серии про золото черных гор. Кстати, в этой книге впервые заходит речь собственно об этом самом “желтом камне”. По сюжету вполне душевно показана жизнь племени восточных дакотов: охоты на бизонов, войны и набеги на соседние племена, не исключая и других “братьев-дакотов”. В целом понятна причина резкой разобщённости — конкуренция за ресурсы, животных для охоты, землю с диким рисом и картофелем, а также давление со стороны белых, прогоняющих “местных” с востока и юга континента. Авторы показывают, что для “краснокожих” (в кавычках, поскольку в реальности никаких краснокожих не существует, кожа коренных народов Америки — разных оттенков коричневого, а красный — цвет боевой расцветки) война — это состязание в удали, а убийство врага- вещь не самая главная, типа показали свою силу — и достаточно. В этом авторы безусловно приукрашивают действительность. Юрий Стукалин в своих исследованиях показывает, что были войны между индейцами и на истребление, в том числе с убийством детей, так что полностью доверять авторам не рекомендуется. Достаточно много ссылок, пусть и поменьше, чем в первой книге. Но в целом произведение остаётся по жанру научно-популярным, годным для подрастающего поколения. Как вывод: хороший труд, не халтура и не конъюнктура, пусть и приглаженная в целях годности для детско-юношеского возраста» (о романе “Проклятие золота”, URRRiy, FANTLAB).

«Историческая книга о суровых испытаниях племенного объединения индейцев — дакота и их соседей. В плане образного главного героя в основном использован военный вождь Жёлтый камень в роли лица, приближенного к историческим персонажам и аналогичным событиям. Про собственно события подробно рассказано в аннотации, отмечу только, что они — канонические, почти на сто процентов соответствуют Вики, поэтому у современных читателей книга может оставить впечатление вторичности. Тем не менее, роман хорош для интересующихся этой тематикой, плюс образы индейцев-дакота, и не только, мустангов, бизонов и прочего обрисованы гармонично, хотя существующие переводы заставляют либо рыдать от смеха, либо просто. Но недостатки — это мелочи. В целом роман сделан на совесть, правильный как с исторической, так и политической точек зрения, причем показывает индейцев такими, какими они и были — не Чингачгуками без страха и упрёка, а нормальными людьми первобытно-общинного строя, столкнувшимися с оскаленной мордой капитализма в стадии первоначального накопления капитала. В общем, «всего наверно было даже слишком, не дай вам Бог попробовать с мое» как пел Трофим. Как вывод: годный исторический текст, хау» (о романе “Последняя битва дакотов”, URRRiy, FANTLAB)..

«Произведение приключенческое, впрочем, в нем много описаний растительного и животного мира Северной Америки, географических и этнографических сведений. Книга ориентирована на молодёжь. Из неё в увлекательной форме можно почерпнуть много научной информации. Школьникам пригодятся эти знания на уроках истории, биологии и географии. Читается роман легко и быстро, но что мне не понравилось, так это огромное число сносок, буквально, в каждом предложении. Поэтому, примечания к книге получились больше по объёму, чем сам роман. И это несколько затрудняет чтение, заставляя постоянно прерываться, чтобы заглянуть в примечания» (о романе “Орлиные перья”, sergej210477, FANTLAB).

«Книга для подростков, со множеством описаний обычаев различных племён индейцев Северной Америки. Войны, ритуалы, многочисленные обряды. Как будто читаешь энциклопедию, только написанную лёгким и доступным языком и разбавленную художественным вымыслом. Первая книга мне понравилась больше, во втором томе авторы начали повторяться. Ну, и немного раздражает, что из главного героя сделали уж очень монументальную и могучую фигуру. Уж Техаванка и из плена бежит, и убивает на охоте Священного Белого бизона, и на войне он самый лучший и непобедимый. То он спасает все своё племя на охоте, то командует в сражениях. Из сироты-мальчишки, в несколько лет он становится помощником вождя и шаманом. Как-то это все притянуто за уши. Тем не менее, книга неплохая. Просто она ориентирована на молодёжную аудиторию» (о романе “Проклятие золота”, sergej210477, FANTLAB).

«Последний, третий том трилогии “Золото Чёрных гор”. Старых героев уже нет в живых, рассказ пойдёт о приключениях их детей и внуков. Жизнь индейцев племени дакота в шестидесятых годах XIX века. Только в отличие от двух первых книг, здесь речь пойдёт не о войнах между племенами, охоте на бизонов и религиозных ритуалах, а о сопротивлении белому человеку. И в соответствии с этим стиль книги меняется. В романе сохраняются многочисленные исторические, географические и этнографические вставки, много документального. Все как и в предыдущих книгах. Но, там все акцентировалось на приключениях нескольких главных героев. Здесь этого нет. По сути, от персонажей здесь только имена. И эти люди с их прозвищами, кличками только схемы. Они действуют в пределах исторических событий, происходивших в действительности. Но сами они бледные, бездушные и неживые. Получилось, что в документальный текст воткнули нескольких вымышленных героев, но книга от этого не стала художественной. И это крупный недостаток этого романа. Прошлые два тома читались как приключенческий вестерн, хотя и предназначенный для подростков. А третья книга вышла скучной, хотя и наполненной событиями» (о ром]ане “Последняя битва дакотов”, (sergej210477, FANTLAB).



Ну что ж, а теперь давайте приглядимся к собственно книгам.

Впервые изданный все тем же издательством “Śląsk” в 1974 году с иллюстрациями ЮЗЕФА МАРЕКА первый том трилогии «Золото Черных гор» -- роман “Orlie Piora” («Орлиные перья»), был переиздан этим же издательством в 1983 (3-е), 1985 (4-е), 1989 (5-е) годах; издательством “Wydawnictwo Dolnośłąskie” – c иллюстрациями КОНРАДА ЦЕСЛЯКА (Konrad Cieślak) издан в 1993 году; издательством “Muza” – c иллюстрациями БАРТЛОМЕЯ КУЗЬНИЦКОГО (Bartłomiej Kuźnicki) – издан в 2006 году.

Впервые изданный все тем же издательством “Śląsk” в 1977 году с иллюстрациями ЮЗЕФА МАРЕКА второй том трилогии «Золото Черных гор» -- роман “Przekleństwo złota” («Проклятие золота»), был переиздан этим же издательством в 1978, 1983, 1985 (4-е), 1986 (5-е), 1989 годах; издательством “Wydawnictwo Dolnośłąskie” – c иллюстрациями КОНРАДА ЦЕСЛЯКА (Konrad Cieślak) издан в 1993 году; издательством “Muza” – c иллюстрациями БАРТЛОМЕЯ КУЗЬНИЦКОГО (Bartłomiej Kuźnicki) – издан в 2006 году.

Впервые изданный все тем же издательством “Śląsk” в 1979 году с иллюстрациями ЮЗЕФА МАРЕКА третий том трилогии «Золото Черных гор» -- роман “Ostatnia wałka Dakotów” («Последняя битва дакотов»), был переиздан этим же издательством в 1981, 1984 (3-е), 1986, 1989 (5-е) годах; издательством “Wydawnictwo Dolnośłąskie” – c иллюстрациями КОНРАДА ЦЕСЛЯКА (Konrad Cieślak) издан в 1993 году; издательством “Muza” – c иллюстрациями БАРТЛОМЕЯ КУЗЬНИЦКОГО (Bartłomiej Kuźnicki) – издан в 2006 году.

Опять же напоминаю, что не претендую на полноту информации, называю лишь те даты, в которых более или менее уверен.

Издания издательства “Sląsk”:

Издание издательства “Muza”

Издание "Wydawnictwo Dolnośłąskie”

На русском языке серия издавалась в 1995 и в 2004 годах.

Издание 1995 года: Вологда: «Муза». «Орлиные перья» («Золото Черных гор» т. 1) и «Проклятие золота» («Золото Черных гор т. 2) — перевод А. ПИРАЛОВА. «Последняя битва дакотов» («Золото Черных гор» т. 3) -- перевод М. ИЛЬЮШИНОЙ.

Издание 2004 года: М.: «ЗелО». Переводчики не обозначены.

И таки да: ни одно из изданий трилогии на родном, польском, языке в соответствующих карточках ФАНТЛАБА не нашло отражения. Впрочем, смотрите сами ЗДЕСЬ


Статья написана 21 февраля 12:00

Под знаком спирали, или Сверхъестественное расследование/Перевал террора

nastojaschij_detektiv4

Аляска. Приходит время полярной ночи. В один из первых темных дней на научной станции Тсалал близ поселка Эннис происходит ЧП. Приехавший на станцию развозчик еды обнаруживает, что все ее сотрудники — восемь ученых — бесследно исчезли.

За расследование берутся шеф полиции Энниса Элизабет Денверс и патрульная Эванджелин Наварро. Пропажа людей выглядит крайне странно и сразу же оказывается окутана густым мистическим флером.

Вдобавок, находка, сделанная на станции, прямо указывает на связь нового дела с убийством активистки, произошедшим шесть лет назад.

И это далеко не последний сюрприз, ждущий полицейских во время долгой ночи.


Настоящий детектив (1-й сезон, 2-й сезон, 3-й сезон) стал одной из первых ласточек (наравне с Фарго), предвещающих расцвет малого экрана.

Четвертого сезона ждали с нетерпением. Оправдались ли ожидания? Отчасти, хотя нюансов хватает.

НД 2024 года до краев переполнен мистикой. В предыдущих сезонах потустороннее гостило, когда меньше, когда больше, но всегда без фанатизма. Четвертый сезон временами напоминает натуральный хоррор, сплетая приветы от Нечто и Перевала с ледяным ужасом Террора. Делая мистические арки одними из сюжетообразующих. Направляя, побуждая героев, порой прямо приводя их к ключевым находкам. Фонтанируя галлюцинациями, ошарашивая видениями, наполняя голову потусторонними голосами.

Поражает свежий сезон студеной полярной атмосферой (в духе уже упомянутого Симмонса). Бескрайнее темное пространство, небольшое озеро света в виде тусклых огоньков поселка. Долгая ночь, не позволяющая увидеть солнце неделями, а то и месяцами. Пустые улицы с редкими прохожими. Массивные машины, типа внедорожников или пикапов, никаких изящных пижонистых легковушек. Постоянно падающий с неба снег, заносящий дома. То медленно кружащий в свете фонарей, то несущийся с дикой скоростью. Ветер, свистящий поземкой и ревущий бураном, останавливающий жизнь вне домов. Остов вмерзшего в лед судна. Укрытый снежными сугробами до половины трейлер. Огромные пушистые псы. Слой инея на любом металле. Передвижная хижина на льду, с лункой внутри, где рыбаки часами ждут крупную рыбу. Арктические цены на еду в магазине. Коренные жители этих мест инупиаты (о них позднее).

Добро пожаловать на Аляску!




⇑ Наверх