Джон Рональд Руэл Толкин ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества»

Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 9 ноября 2017 г. 21:43  
Похоже у них там, у Бимбл-рок, настоящая пищевая цепочка: русалки топят морячков, а их косточки тырит Глип. Потом приходит кто-то еще более мерзкий и подбирает остатки :)

На самом деле там у Толкина немало глаголов, большинство из которых переводятся как красться, пробираться, скользить и т.д., все такие с оттенком исподтишка и тайком, да еще и с гнусными намерениями.

Из стихотворения непонятно, кстати, какой у Глипа размер: может он с кошку, может с тритона, а может и с рослого хоббитса.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 ноября 2017 г. 22:16  

цитата amlobin

Чеорвекообразных карликов неопределенного вида в литературе достаточно много


И тем не менее вы не привели пример ни одного ближе похожего, чем морлок ;)
–––
Aut liberi aut libri


миродержец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2017 г. 22:21  

цитата Zangezi

И тем не менее вы не привели пример ни одного ближе похожего, чем морлок ;)

Не привел. Их нет и не надо. Внешнее сходство отдельных элементов ничего не доказывает.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 12:33  

цитата amlobin

Внешнее сходство отдельных элементов ничего не доказывает.


Для МЕНЯ — доказывает. Большие писатели никогда ничего из ниоткуда не выдумывают, они всегда так или иначе ссылаются на предшественников, прототипы, архетипы и проч. В данном случае морлок — очень хороший прототип Горлума, не стыдно и филологам показать ;)
–––
Aut liberi aut libri


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 13:31  

цитата Zangezi

Большие писатели никогда ничего из ниоткуда не выдумывают, они всегда так или иначе ссылаются на предшественников, прототипы, архетипы и проч.

Бывает, бывает... Но механизм создания образа Горлума мы вполне так ясно проследили, морлоки в нем просто лишние. Маленькие подземные человечки вполне такие традиционные персонажи. Уэллс их тоже взял не с потолка, а у Толкина уже в Хоббите были те же самые хоббиты и гоблины, что ж еще?

цитата Zangezi

В данном случае морлок — очень хороший прототип Горлума

Есть и получше — Хайд, например.

цитата Zangezi

не стыдно и филологам показать

Может спросим у филологов?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


магистр

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 13:50  
Я тут опять со своим Толкиновским персонажем Глипом — прототипом Голлума. Что-то давешний стишок запал в душу, и из подстрочника родилось нечто чуть более художественное, только, наверное, несколько вольное:

Глип

Жил на свете мокрый Глип,
Неприметный, как полип.
В Бимбл-Бее, где пещеры,
Под скалою он прилип.

Тихо грыз большую кость,
Но потом с ним шутки брось:
Как стемнеет, он прозреет —
Вверх пролезет скользкий гость.

У полосок камыша,
Море чует малыша.
Два зеленых бледных глаза
Отражаются, дрожа.

Путь его через плавник,
Там он берега достиг.
Тайно слушает русалку,
В темноте к земле приник.

Та ж притворно всё рыдает,
Поминая морячков:
В волосах ее сияет
Драгоценностей улов.

Ей их в грустной песне жалко,
Что над пристанью летит.
Новой жертвы ждет русалка,
Свой лелея аппетит.

Оборвется злое пенье,
Ускользнет шутовка прочь.
Глипу за его терпенье
Есть что в норку уволочь.

Что осталось, то досталось —
Тащит косточки за плёс.
И, русалке подражая,
Что-то булькает под нос.

Вот и все о мокром Глипе,
Растворился он в ночи.
Двери в Бимбл-бее хлипки,
Твари влезут – закричи!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 14:36  

цитата amlobin

Но механизм создания образа Горлума мы вполне так ясно проследили


Я рад, что вы ясно проследили. Я тоже проследил достаточно ясно. Морлок так вполне даже среди прототипов, причем ближайших. Просто подземные человечки — уже дальше стоят.
–––
Aut liberi aut libri


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 14:46  

цитата Zangezi

Я тоже проследил достаточно ясно. Морлок так вполне даже среди прототипов, причем ближайших. Просто подземные человечки — уже дальше стоят.

Дальше от кого? От профессора Толкина (1892 г.р.) ? Может он не знал родного британского фольклора, или Стивенсона (ДжиХ, 1886) в детстве "ниасилил", дальше Уэллса (МВ, 1895) не продвинулся?
Почему вы рассматриваете Горлума отдельно от других персонажей? Эльфов и гномов он взял из фольклора, хоббитов сочинил по тем же мотивам, Тома Бомбадила, Шелоб и дракона Смога ДРРТ тоже вроде сам сделал на той же основе, а тут вдруг подавай ему прототип, да еще непременно ближайший ???
Недооцениваете вы, однако, Профессора :-[
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 15:50  

цитата amlobin

а тут вдруг подавай ему прототип


цитата amlobin

он взял из фольклора


Из фольклора это тоже прототип. Прототипов можно брать откуда угодно, чего это вы Профессора одним фольклором ограничиваете? Он, по-вашему, дремучим был, ничего, кроме европейских сказок, не читал?

Известно, что Толкиен признавался, что в юности был очарован книгой Хаггарда "Она", и вот:

цитата

«Она» наложила явственный отпечаток не только на Галадриэль, но и на толкиновскую королеву Мелиан. Подобно бессмертной властительнице Аэше, чья красота повергала мужчин на колени, Галадриэль внушает или страх, или благоговение, а иногда — то и другое одновременно. И Галадриэль, и Аэша более прозорливы и сведущи, нежели мужчины, встречающие их в своих приключениях. И Галадриэль, и Аэша связаны с ткацким искусством и надзирают за обученными ему девушками. Обе они обитают в тайном краю, отгороженном от всего мира, и обе неподвластны бегу времени. Обе выступают в роли хранительниц и целительниц; обе позволяют своим гостям заглянуть в чашу с водой, где тем открываются образы того, что было в прошлом, где-то происходит ныне или (в случае с Галадриэлью), «может еще свершиться» (FR 377). И обе утверждают, что видения эти в действительности не следует объяснять магией. Чаша Галадриэли наполнена водой из серебряного ручья, берущего начало в источнике на вершине холма Карас Галадон; и, как Галадриэль говорит Сэму, видения, являющиеся в этом «Зеркале», «вам подобные называют магией, как мне думается; хотя я и не до конца понимаю, что они имеют в виду» (FR 377). Аэша тоже объясняет, что образы, видимые в ее «сосуде, подобном купели», порождаются вовсе не магией: «Я уже говорила тебе, что не умею колдовать, а только могу управлять тайными силами природы». Наконец, в заключение обе покидают пределы своего укрытого от чужих глаз, укромного мирка, и обе теряют былую силу и умаляются


А например, прототипом Лютиэнь была жена Толкиена. Прототипом Сэма — солдаты британской армии времён Первой мировой войны. А вы все — фольклор да фольклор. И кто после этого недооценивает Профессора?
–––
Aut liberi aut libri


активист

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 16:24  

цитата mooncar

из подстрочника родилось нечто чуть более художественное
Браво, маэстро!
Только здесь не оценят. С рифмой — к элоям.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 17:43  

цитата Zangezi

Из фольклора это тоже прототип.

Фольклор — это не книжка. И не отдельный герой. Так что я как раз не ограничиваю, а расширяю спектр возможностей (эльфы всех мастей, тролли, брауни, лепреконы, гномы и т.д.). А Горлум — не народ и не биологический вид, а хоббит б/у, который тысячу лет вел в антисанитарных условиях антиобщественный образ жизни. Уникальный в своем роде экземпляр и его сходство с мутантами-людьми носит вынужденный характер.

цитата Zangezi

Он, по-вашему, дремучим был, ничего, кроме европейских сказок, не читал?

Думаю, читал. Например, Стивенсона.

цитата Zangezi

например, прототипом Лютиэнь была жена Толкиена. Прототипом Сэма — солдаты британской армии времён Первой мировой войны.

Неудачное сравнение. Сэм иГаладриэль, это прежде всего характеры, а не биологические виды. А в споре о морлоках вы упираете как раз на внешнее (весьма сомнительное) сходство. Уж если вам так хочется пристроить в хорошие руки, пусть будут предками гоблинов. А что, хороший варниант?!

цитата Zangezi

И кто после этого недооценивает Профессора?

Думаю вы.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 18:12  

цитата amlobin

Фольклор — это не книжка


Это несколько книжек. Что-то для вас принципиально меняет?

цитата amlobin

Сэм иГаладриэль, это прежде всего характеры, а не биологические виды


Горлум это тоже характер. И такой же мерзкий, как и морлоки. Для вас сомнительно, для меня — несомненно.
Полагаю, этот спор исчерпан.
–––
Aut liberi aut libri


магистр

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 18:18  

цитата Zangezi

Это несколько книжек. Что-то для вас принципиально меняет?

Это культурная традиция, тут намного сложнее.

Уважаемый Zangezi у вас есть очень плохая привычка выдергивать один факт и обмусоливать его, забывая что он только один из множества. Не в первый же раз я такую дисскусию вижу.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 19:17  

цитата Zangezi

Это несколько книжек.

Это народная культура. Меняет все

цитата Zangezi

Горлум это тоже характер. И такой же мерзкий, как и морлоки
.
Горлум да, характер. Я бы даже сказал — литературный герой, художественный образ с солидной философской составляющей. А вот морлоки ни на характер, ни на героя не тянут — так, биомасса марки "Темная сила".

цитата Zangezi

Полагаю, этот спор исчерпан.

Да, пожалуй.

Venzz :beer:
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2017 г. 19:19  

цитата chertOFFka

Браво, маэстро!
:beer:

цитата chertOFFka

Только здесь не оценят. С рифмой — к элоям.

Отчего же? Я оценил. Если не рифмы (в которых не особенно разбираюсь), то общий колорит и настроение на высоте.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 ноября 2017 г. 13:18  
Venzz Спасибо, что указали. Обязательно исправлюсь.

цитата amlobin

А вот морлоки ни на характер, ни на героя не тянут


Да, только вы на роль прототипов Горлума также предлагали каких-то неопределенных карлов из британской мифологии, которых якобы "вагон и две тележки" (та же биомасса). Как это все у вас сочетается — моему умишку непостижимо.

P.S. Кстати, морлоки все же весьма характерны, поэтому это имя уже превратилось в нарицательное наименование чего-то выродившегося, деградировавшего, примитивного. Такого же, как Горлум.
–––
Aut liberi aut libri


миродержец

Ссылка на сообщение 11 ноября 2017 г. 14:22  

цитата Zangezi

Да, только вы на роль прототипов Горлума также предлагали каких-то неопределенных карлов из британской мифологии, которых якобы "вагон и две тележки" (та же биомасса). Как это все у вас сочетается — моему умишку непостижимо.

Гномы и пр. являются биомассой, когда бродят толпами под землей. А вот в литературе они бывают очень даже героические, Торин, например. Как прототип я их предлагал на первом этапе нашего обсуждения, клгда мы гсравнивали сугубо внешний вид (малый рос, блеклая шерсть, красные глаза и пр.). Ставлю на фольклорных прототипов, потому что морлоки сами были с них списаны.
Так что Горлум им не сын и не внук, а так, троюродный кузен из провинции.

цитата Zangezi

Кстати, морлоки все же весьма характерны

там еще элои есть, а среди них была подружка у Изобретателя, Уина (ЕМНИП) — отдельный персонаж. А у морлоков нет ни одного индивидуального героя, они так идут одним пакетом.

цитата Zangezi

это имя уже превратилось в нарицательное наименование чего-то выродившегося, деградировавшего, примитивного
Соотношение примерно такое, как между образом Онегина у Пушкина и проблемой "лишнего человека" в русской литературе.

цитата Zangezi

Такого же, как Горлум.

Ну, Горлкм -то отнюдь не примитивен. Его натура примерно как у пушкинской Татьяны "немногосложна, но глубока и сильна" ЕМНИП. С Горлумом как-никак связана тема Кольца, ведущая во всей трилогии.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 ноября 2017 г. 17:41  

цитата amlobin

А вот в литературе они бывают очень даже героические


Классические гномы из литературы — это злобные карлики, охраняющие свои сокровища. Андвари, например. Вообще все карлики по определению опасны, злобны, хитры — ибо что еще ожидать от подземного "недоросля"? Так что Толкиен со своими хоббитами и гномами скорее разрушает эту традицию, а вот морлоки и Горлум — как раз в мейстриме.

И то, что морлоки не персонифицированы у Уэллса, никак не способно помешать хорошему писателю попытаться самостоятельно персонифицировать этот типаж, даже наоборот, должно вдохновлять на подобный опыт. Что Толкиен и проделал. Даже фабульно схожи их судьбы: молоки хотели завладеть важнейшим артефактом романа — Машиной Времени путешественника, Горлум хотел завладеть Кольцом Всевластья Фродо; у морлоков ничего не вышло ("Под моими ударами трещали черепа морлоков"), и Горлум нашел свою смерть через кольцо. Кстати, и морлоки, по-видимому, с каким-тоособенным пиететом относились к Машине Времени, даже, пока владели ею, "тщательно смазали и вычистили". Так и представляется, что они при этом мурчали: "Моя прелесссть!" :-)))
–––
Aut liberi aut libri


миродержец

Ссылка на сообщение 11 ноября 2017 г. 20:19  

цитата Zangezi

Классические гномы из литературы — это злобные карлики, охраняющие свои сокровища. Андвари, например. Вообще все карлики по определению опасны, злобны, хитры — ибо что еще ожидать от подземного "недоросля"?

Особенно которые с Белоснежкой тусовались. Но в целом справедливо. По этой модели ДРРТ изладил гоблинов.

цитата Zangezi

Так что Толкиен со своими хоббитами и гномами скорее разрушает эту традицию, а вот морлоки и Горлум — как раз в мейстриме.

Горлум — это сильно деградировавший хоббит. Морлоки даже рядом не стояли.

цитата Zangezi

И то, что морлоки не персонифицированы у Уэллса, никак не способно помешать хорошему писателю попытаться самостоятельно персонифицировать этот типаж, даже наоборот, должно вдохновлять на подобный опыт.

А зачем? Вы как-то прямо навязываете Толкину необходимость как-то приспособить к делу морлоков.

цитата Zangezi

Даже фабульно схожи их судьбы: молоки хотели завладеть важнейшим артефактом романа — Машиной Времени путешественника, Горлум хотел завладеть Кольцом Всевластья Фродо; у морлоков ничего не вышло ("Под моими ударами трещали черепа морлоков"), и Горлум нашел свою смерть через кольцо. Кстати, и морлоки, по-видимому, с каким-тоособенным пиететом относились к Машине Времени, даже, пока владели ею, "тщательно смазали и вычистили". Так и представляется, что они при этом мурчали: "Моя прелесссть!"

А вот это вы здорово придумали %-\
Горлум хотел вернуть хорошо знакомую вещь, которой владел тысячу лет или около того и от которой был физически зависим как от наркотика.
Морлоки уперли малопонятный и бесполезный для них агрегат. Общего между этими сюжетами как между добыванием золотого руна и кражей
Моны Лизы.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 ноября 2017 г. 20:27  

цитата amlobin

Горлум — это сильно деградировавший хоббит. Морлоки даже рядом не стояли.


А морлоки — сильно деградировавшие люди. Не то, что рядом стоят, а просто-таки в обнимку.

цитата amlobin

Вы как-то прямо навязываете Толкину необходимость как-то приспособить к делу морлоков.


Зачем мне что-то ему навязывать? Я ищу параллели. Нашел. Показалась любопытной. Вам такой не кажется? Ну и на здоровье.

цитата amlobin

Общего между этими сюжетами


Именно! Но вопреки всему вам сказанному общее все же есть, что я и обозначил. А значит: еще один аргумент в копилку Горлума-морлока! 8-)
–––
Aut liberi aut libri
Страницы: 123...182183184185186...504505506    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх