Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 октября 2014 г. 18:08

Причем "кондовой" в самом что ни на есть прямом и плохом смысле этого слова.

Косная, ограниченная, догматичная, малоинформированная.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА И НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ

Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки

Выпуск№ 1 / 2008

"Советский энциклопедический словарь дает объяснение термина научное предвиденье как «определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые неизвестны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем»2. Эти универсальные закономерности объективной реальности и их эволюцию в науке и философии рассматривает онтология, гносеология и логика. В настоящей статье предпринимается попытка дать обоснование наличия научного

предвидения в особом виде художественной литературы — научной фантастике. "

Советский энциклопедический словарь как основа формулировки в 2008-м? Чукча насторожился.

"Известный советский литературный критик, исследователь научной фантастики РИ. Нудельман писал в статье для Большой советской энциклопедии: «Применяемые в научной фантастике (в соответствии с законами науки) приемы экстраполяции, моделирования и т.п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типичные последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную “модель возможной действительности” в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реа-листически-типического в своей фантастической предметности. Таким образом, своеобразие научной фантастики состоит в подчинении художественного воображения логике научнопрогностических приемов.. ,»

Определение само по себе неплохое, и мысль здравая, но...

"Свое творчество Ж. Верн начал с научнофантастических романов, названия которых говорят сами за себя: «Путешествие к центру Земли» (1964), «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1869), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870). Именно такой путь пройдет вокруг Земли капитан Немо на подводной лодке «Наутилус». Когда создавался этот роман, освоение подводных глубин лишь начиналось. На неуклюжие подводные аппараты только-только пытались установить механический двигатель. Ж. Верн же заставляет «Наутилус» двигаться, используя энергию электричества, со скоростью, которая доступна лишь самым совершенным атомным подводным лодкам нашего времени. Ж. Верн находит и другое оригинальное инженерное решение: для того чтобы подводная лодка, опускаясь на глубину, могла противостоять давлению воды, «Наутилус» имеет два корпуса, внутренний и внешний, как и современные подводные лодки. Каюты «Наутилуса» освещаются газоразрядными светильниками. Сегодня такие лампы имеются в каждом доме, но в 1870 году такое изобретение еще не было запатентовано. Ж. Верн предвидел и предсказал научные открытия в самых разных областях: это не только подводные лодки, акваланги, космические полеты, телевидение, но и революционные потрясения ХХ века, непримиримо разделившие людей. В сочетании научного прогноза и социального предвиденья будущего Ж. Верн определил характер современной научной фантастики."

Как все "свежо". И неправильно — первые фантастические рассказы Жюль Верна — скептические по отношению к технике.

"В рассказе И.А. Ефремова «Тень Минувшего» (1945) описаны картины прошлого, запечатленные в горных породах, проявляющиеся при особом типе освещения. Три года спустя известный венгерский физик, лауреат Нобелевской премии (1971) Деннис Габор построил общую теорию голографии и получил первые голограммы. Выдающийся советский физик Ю.Н. Дени-сюк, разработчик метода объемной голографии, сказал в одном из интервью, что «...именно рассказ “Тень Минувшего” разбудил мечту, побудившую его заняться голографией, хотя возможность технического ее осуществления сначала казалась ему делом невозможным»14. Есть основания полагать, что предвидения и Г. Уэллса, и К.Э. Циолковского, и И.А. Ефремова, и А. Кларка, и многих других писателей-фантастов относятся к примерам интуитивного предвидения развития событий в будущем. Можно сказать, что фантазия человека очень часто, почти всегда, опережает строгую логику сознания. В развитии техники это блестяще показали Ж. Верн, К.Э. Циолковский, А. Кларк.

Таким образом, из сказанного ранее вытекает, что научно-фантастическая литература обладает научным предвиденьем и имеет все необходимые для этой цели художественные средства и возможности, дублировать которые не может никакой другой вид литературы....

...Прогностическая функция научной фантастики сводится к созданию новых идей, способствующих разрешению научно-технических проблем, в том числе и тех, которые еще не поставлены современной наукой и техникой или еще не стали предметом интенсивных научных исследований и технических разработок.

В заключение следует отметить, что многие вопросы развития научного предвидения в научной фантастике, особенно на современном этапе, разработаны недостаточно. Фантастика, как одна из основ художественной прозы, в самом широком понимании мало исследуется. «Ни в нашей, ни в мировой науке проблема фантастики не поставлена в достаточной мере теоретически»16 — отмечает в своей монографии «Природа фантастики» (1985) доктор философских наук, профессор Иркутского государственного университета, один из ведущих отечественных теоретиков фантастической литературы Т. А. Чернышева."

http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnay..."

Итого:

— автор явно не имел понятия о двухтомнике С. Лема "Фантастика и футурология", где по камешкам разносится именно такая "прогностическая функция фантастики";

— автор совершенно не в курсе развития фантастической литературы после 1950-х...

— автор не в курсе работ отечественных критиков и философов, например — да-да-да — С.Б. Переслегина.

Ах, да, сам автор: "старший преподаватель, автор десяти научных публикаций". По ссылке — фото седобородого мужчины.

Блин, я так и вижу, как этот пожилой человек срочно выдавливал из себя текст, вспоминая подшивки "Техники и молодежи", которые собирал в 60-х...

А то премию не дадут.


Статья написана 29 сентября 2014 г. 19:02

Квантовые зарисовки


Причудливый, но легко читаемый текст о компьютерном будущем человечества – автор сделал выбор между футурологией и стилистикой в пользу изящества и простоты восприятия.

Не прогадал.

Когда фантасты описывают мир после наступления Сингулярности – с разумными компьютерами и бесконечными вычислительными возможностями, с киборгами и оцифрованными душами – у них возникает ряд сложностей:

— должны появляться нечеловеческие сущности. Причем, если прогресс бесконечен, то должна возникнуть пирамида из таких сущностей, вроде пищевой пирамиды в дикой природе. И человек в мире грядущего – далеко не самый умный. Персонажей этих надо показывать, они должны рассуждать, чувствовать, значимо влиять на сюжет;

— психика человека будущего неизбежно работает с многозадачными ситуациями и, что еще сложнее показать, принципиально новыми интерфейсами. Перед нами не просто десятирукий и двадцатиглазый водитель маршрутки, но рулит он совсем не маршруткой, а непонятно чем, и сложно сказать, как он это делает. Если описывать все в деталях – легко можно впасть в нудную жюльверновскую детализацию;

— целый набор новых мечтаний, устремлений, идеалов, который нам понятен еще меньше, чем средневековому монаху парламентские слушанья о правах геев;

— необходимо как-то использовать сам образ бесконечности в текстах. Эта так же трудно, как представить сейчас человека с бесконечно большим счетом в банке, но победившая Сингулярности требует актуальной бесконечности.

Хоть автор и получил ученую степень по математической физике в области теории струн – меньше всего он говорит о конкретных механизмах, о приводных ремнях тех или иных трюков. Ничего похожего на головоломные ссылки из «Ложной слепоты» П. Уоттса тут не наблюдается. Слово «квантовый» легко заменить на «химический», «субатомный», «астральный» или «магический». Ядерный реактор в правом бедре — почти без усилий меняется на пузырек с волшебным эликсиром — тоже может прибавить мощности.

Откровенно сказочных допущений в тексте нет – автор в своей выдумке опирался на гипотезы и всевозможные предложения математической физики – но он послужили лишь фильтром для выдумки. Задали границы образов.

Сами образы – подчиняются требованиям интерфейсов. Пока человек остается хоть немного похож на человека – его глаза и пальцы все так же будут видеть и осязать. Мы не знаем устройства «ружья Соборности», упомянутого в тексте, но его рукоятка должна удобно лежать в руке.

Эта человечность техники – подчеркивается при каждом удобном случае. Причудливые, но удобные для жизни города, «мертвые», но подходящие для случайных разговоров, здания, там есть храмы и тротуары, квартиры и библиотеки.

Автор идет еще дальше, и наполняет ходячий город, в котором происходит основное действие, вполне привычными профессиями. Виноделы и шоколатье, композиторы и нищие, король и революционеры.

Ведет ли это к оттенку сказочности, неестественности?

Несомненно. Мир произведения нарочито стилизован под авантюрный роман. Пусть речь идет о смерти, о поединках и крошечных выигрышах во времени, о мучениях в чужих телах и многолетнем молчании – ничего похожего на реальную тоску, на сложный выбор и экзистенциальные терзания совести. Почти невозможно представить себе задумчивые лица и серьезные сомнения в этих декорациях – все решения герои принимают быстро, да и значительная часть «развилок» легко угадывается. Даже начало романа, бытие главного героя в тюрьме, где он должен постоянно решать «дилемму заключенного», сводится лишь к нескольким секундам выбора – стрелять сейчас или чуть позже.

Оцифрованность психики, превращение разума в компьютерный файл – дает вариабельность каждому персонажу. Он как бы набор отражений в осколках зеркала, где очередное лицо смотрит на читателя под чуточку другим углом. Но ни откровенного сумасшествия, ни хаоса — в этих наборах ощущается своя система.

И чтобы довести до предела привычность, предсказуемость персонажей – автор подчиняет их литературным прототипам. Арсен Люпен и Шерлок Холмс, Джон Картер и чудовища марсианских равнин, супергерои и злодеи, образы заказчиков и въедливых детективов – они все здесь. С той только разницей, что не отец учит «Арсена» убийству, а сын учится у него воровству.

На их фоне даже люди, заключенные в тела машин или трансформировавшиеся до полной неузнаваемости – становятся либо частями интерьера, как молчаливые лакеи, либо факторами хаоса, с которыми читатель мирится, как с неожиданностями в любом интересном повествовании. Сверхчеловеческое мышление остается за кулисами, не является в своей ужасной величине. Даже свою заказчицу, отчасти схожую с богиней по своим возможностям, вор обманывает традиционным приемом.

Где же во всем этом – бесконечность?

Автор прячет её в будущем, во второй части романа. Потому как все приключения вора с поисками своей памяти и со спасением города – лишь подготовка к основным событиям. К противостоянию с персонажами почти неограниченной мощности и креативного потенциала. С теми самыми оцифрованными сознаниями, у которых в распоряжении целые губернии из алмазных компьютеров, и которые могу мановением руки творить целостные личности.

А вторая часть — «Фрактальный принц» — уже в продаже.


Статья написана 23 сентября 2014 г. 18:12

Любой качественный фантастический сериал "ближнего прицела" сталкивается с рядом ограничений и задач. Одно перетекает в другое...

— новинки в технике, которые нельзя свести только к "чуть более мощному двигателю автомобиля";

— иной стиль. Не обязательно это будет совсем новый стиль, можно легко взять что-то их 30-50-70-х гг. Но переработать до такой степени, чтобы зритель сразу ощутил эту инаковость (причем надо перерабатывать очень много — начиная от нового интерфейса и завершая архитектурой);

— завтрашние проблемы. О них мы может знать уже не первое десятилетие, но вот герои должны столкнуться я с ними в сюжете;

— интригу, построенную хотя бы на двух из перечисленных авторов (проблема+стиль, проблема + изобретение или изобретение + стиль), иначе перед нами будет стандартная детективно-мелодраматическая история в новых декорациях.

— персонажи могут мыслить и говорить почти как современники, но кто-то из них должен быть носителем, хотя бы отчасти, "нового мышления".

С этими исходными установками создатели "За пределами" вообщем-то справились, и местами весьма хорошо.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

— мальчик-робот с развивающимся интеллектом, который в процессе действия обретает что-то вроде человеческой психики, которую нельзя скачать на жесткий диск;

— пришельцы, которые пытаются вбить что-то в головы космонавтам на орбите, а очередная гражданка возвращается оттуда беременной;

— метеорит с эликсиром жизни, который питает одного известного корпортивщика;

— родившийся метис — человек/пришелец — который обладает очень серьезными личными возможностями, но при том мягкой психикой...

Это верхний уровень, увы, стандартных и заезженных идей. Второй:

— искусственная плацента, которая позволяет украсть ребенка у беременной астронавтки;

— пластиковая бомба с очень специфическими детонаторами;

— вращающаяся часть орбитальной станции — смогли изобразить.

— хорошо смотрелись прозрачные пластинки новых мобильников.

Увы, за все 13-ть серий не удалось мне увидеть оригинальное фантастическое допущение. Авторы пытались спасаться сюжетом, интригой, драйвом.

Временами получалось, но бесконечному росту скоростей препятствовала стилистика сериала (да, вот так...): культурно-аккуратная обстановка, без таранов стен и кишок на дверных ручках. Аккуратные прически персонажей. И даже места порока, фактически наркоманские притоны, показаны чем-то вроде прилизанных игровых клубов.

Ставка и была сделана на "уютную деталь": вот вам хороший дизайн лаборатории, вот батареи в маленьком роботе — как они выдвигаются из спины. Вот "забрало" скафандра — сморится эргономично. Дизайнеры и актеры второго плана буквально вытягивают сериал, когда с 5-6 серии начинаешь довольно сильно скучать...

И еще — отработка "проблем второго плана": жена возвращается из космоса беременной, причем в глюках — с ней был первый ухажер, а муж на Земле — доделал и запустил мальчика-робота, которого любит, и считает практически человеком, своим сыном...

Актеры, кстати, подобраны неплохо, и если их не заставляют изображать что-то уж совсем запредельное — справляют на "очень хорошо". Ребенок — тоже.

Но не потянули авторы серьезного прогноза в политической проблематике или геополитических разборок. Мелькают какие-то условные "террористы против роботов/инопланетян" — но начисто отсутствует тот павлиний хвост группировок или политических партий, который вырастает из любой серьезной проблемы.

Интриги местных спецов — выглядят бледновато, и ограничиваются, опять-таки, уровнем компетенции главной героини и её мужа — они ведь должны будут не раз и не два обвести спецов вокруг пальца.

Итого: сериал тщательно "заточен" под спокойное, без нервов и адреналина, созерцание. Вот вам тайна, вот побег, вот что-то похожее на убийство, вот полет в космос. Зритель видел все это уже много раз, его не удивишь, не напугаешь. Требуется, чтобы он разглядывал мелкие детали. Второй план.

А зачем еще нужны сериалы?

Так что этот сериал я рекомендую посмотреть, если вы потом точно не будете жалеть о потерянном времени...

И, да, для тех кто только начинает знакомство с жанром — сериал потом станет чуть не энциклопедией.


Статья написана 16 сентября 2014 г. 17:08

После того, как посмотрел первые серии "Никербокера" — глянул и на его прототип, английский серила 2008-го "Королевский госпиталь".

Это тот случай, когда американская копия оказалась не просто богаче снята, но у неё куда лучше драматургия и — что кажется парадоксальным — идеологическое воздействие.

В британском сериале сделали ставку на реализм в демонстрации операций (трепанация черепа, зашивание культи...) и довольно мрачного положения, в котором находились массы городской бедноты (показана ежегодная эпидемия дизентерии — десятки детей из бедных кварталов погибают на койках).

На этом фоне выведены не просто "английские типажи", но лакированные и приукрашенные люди.

Старательные медсестры.

Честные хирурги-новаторы.

Трудолюбивые управляющие.

И даже пациенты допивают свой традиционный пятичасовой чай непосредственно в операционной, уже лежа на столе...

Социальные конфликты не проецируются внутрь черепа, там царит строгий порядок.

Ротшильд, который числится в спонсорах — просто недоволен тем, что прочие евреи дают мало денег, но внутри него никакой борьбы (не по поводу тысячи фунтов, но по каком-то другому поводу).

И даже хирург-наркоман — показан изначально конченным человеком, который очень быстро теряет квалификацию (что правда — но современный взгляд на вещи).

Я заметил фактически только два конфликта:

— колебание медсестры, которая хочет помочь данной конкретной семье пациентов, но у неё нет ни денег, ни возможностей, и которой в итоге просто напоминают — что надо работать в госпитале, тут её место;

— сложности восприятия старшей медсестрой энтузиастки, которые хочет стать врачом. Старшая медсестра помнит с чего все начиналось, и на своем горбу буквально вытаскивала госпиталь, она закаменела в своих нормах и правилах. А молодой мало просто присматривать за пациентами. она хочет бороться с пневмотораксами...

И это — фактически на два сезона.

В результате "британский дух", который создатели сериала тщательно подчеркивают, выглядит дешевой позолотой и всеобщим лицемерием.

В американском варианте ставка сделана не только на эффектное вскрытие брюшины или демонстрацию улиц города, но на противоречивость каждого отдельного персонажа.

Хирург-наркоман — да, это доктор Хаус;

Администратор — пускает трупы пациентов на анатомические пособия (с каждого — 50 у.е.) и входит в долю с полицейским-сутенером, но еще толкает вперед воз клиники.

Спонсор-миллионер — колеблется между развитием административных талантов дочери, которая тоже в этой больнице (в совете попечителей, но всюду сует нос), и необходимостью выдавать её замуж, внуки-то требуются...

Негр получил диплом в Европе, там же стажировался. приехал работать (и его назначение продавили спонсоры), все дружно вытирают об него ноги, но самые новые медицинские навыки используют, и понимают, что использовать их надо...

Даже монахиня, которая в светской одежде проводит аборты (и вот уже сотрудничает с "кучером скорой помощи", который дает ей наводки), вовсе не отмороженная идиотка, а рациональный и в чем-то этичный человек, который не станет проводить аборт на седьмом месяце...

В результате добро, зло и доллары — уживаются в душах персонажей, и это американские души.

А персонажи достаточно сильны, инициативны, разумны, чтобы не выглядеть бандой дегенератов. Это — люди.

И на заднем фоне проскакивают намеки, что в другим местах совсем не лучше, раз уж в этот Нью-Йорк и в эту Америку толпай едут мигранты.

Это — уже совсем другой уровень идеологического воздействия.

Такому мастерству не грех и поучиться....


Статья написана 14 сентября 2014 г. 19:05

Что есть хороший зомби-боевик?

— много стрельбы, причем какие-то выстрелы должны быть меткими;

— работа и холодным оружием тоже;

— много азарта (вот еще чуть-чуть...);

— высокий темп событий — как перемещение персонажей, так и прибытие/убытие их из сюжета;

— хоть немного адекватные персонажи, которые могут решать задачки на выживаемость хоть иногда быстрее зрителя;

— толстый толстый слой шоколада цинизма, сквозь который просвечивается искреннее сочувствие, но редко;

— изменение мира, в котором действуют персонажи, по сравнению с нашим, как в смысле обычаев, так ив смысле материальной культуры.

Когда я прочел первые анонсы "Нации Z", то мне показалось, что в живых не осталось вообще никого (вернее, один), и это зомби, еще не потерявшие окончательно рассудка, будут тащить тушку к лаборатории, где другие полутрупы попытаются выделить из него сыворотку.

Но это был бы слишком суровый трешак для сериала.

Создатели пошли традиционным путем:

— есть носитель антител, которого надо дотащить до Калифорнии;

— два центральных бойца в команде;

— дедок-химик, который, да, умеет варить мет;

— застенчивый снайпер;

— пара тинейджеров (с хорошим дубьем);

— "ангел"-задрот, который в полярной тьме, припав к микрофону и отслеживая на экранах данные спутников, пытается давать ценные указания, вот только батарейки у адресатов постоянно садятся.

Ну, и у них впереди Калифорния...

Действие идет быстро, ставки высоки, мозги у людей еще не отключились, чего еще желать для счастья хорошего зомби-сериала?

Однако, не все так радужно в этом сюжете. Видно, что обычаи за три годика после эпидемии несколько поменялись — оттого и старушку застрелили, а она и не против была — время просто пришло.

Но вот с материальной культурой — полный капут.

Боящиеся укуса люди отчего-то спокойно выносят попадание брызг зомбической крови на лицо. И вообще, за гигиеной не следят. Хотя и маски, и перчатки, и тактические очки, и всякий защитный хлам, не стесняющий движений, уже должен присутствовать в ассортименте. Плюс — дезинфекция. Да, я понимаю, от такого первым делом загнется фотогеничность...

Средства передвижения — с ними отдельная проблема. Пока лишь один автомобиль показан хоть как-то оборудованным для переездов по зомби-территорям. И то — это "каблук" местных торговцев оружием. Голод упоминается — но ведь это уже ТРЕТИЙ ГОД после начала эпидемии. Люди или начали добывать жратву, или сами бы стали зомбаками, от голода. да, я понимаю, бюджет не резиновый, и проще снимать на свалках и в "Городках Гувера"...

Итого: сравнительно дешевая, хотя и очень бодрая первая серия дает надежду — создатели сериала не станут такими скучными буками, какими стали создатели "Ходячих мертвецов", а тут будет крепкая дорожная история... Понятное дело, история эта будет близка к стилистике книг А. Круза, равно как и прочих "бродилок". Но плюс её в том, что она не маскируется ни под трагедию, ни под комедию — в первой серии так уж точно. Это чистый темп, темп, темп...

/ Немного о жанре. Зомбаков уже наснимали разных. Медленных и тупых, быстрых и хватких, безжалостных и романтичных. Нужно идти дальше. Нужны техно-зомби. Давно хотел бы посмотреть продолжение известнейшего рассказа Кинга — про взбесившиеся грузовики и другие средства транспорта. В той же стилистике, что и зомби-сериалы. То есть после бунта техники прошла пара месяцев — и сравнительно адекватная команда, вооруженная гранатометами, ПТРами и просто стрелковкой и взрывчаткой — идет из пункта А в пункт Б. Или едет на лошадях... а вокруг — бешеные пикапчики и самосвалы, у которых бензина хватит еще на пару месяцев (и которых заправляют и немного чинят загипнотизированные ими люди...)...





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх