Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 октября 2014 г. 23:41

"Робинзон" совмещает в себе производственный и первопроходческий романы.

Уроженец Йорка не просто налаживал свою личную экономику, он деятельно исследовал остров, совершал свои маленькие географические открытия.

Но подобное смешение возможно лишь когда мир уже достаточно познан и те самые тропические острова стали своего рода "дальней периферией".

Внутри этих архипелагов еще полно загадок, но мимо них корабли проходят достаточно регулярно.

"Марсианин" показывает, что красная планета становится все ближе к подобному состоянию.

О, рассказов и романов, где описывалась бы колонизация Марса — множество. Еще больше — где упоминается, что Марс терраформирован, или как-то позитивно изменен, или там теперь яблони цветут лишайники растут. Даже рождение Конструктора — галактического мегасущества — которое выело в Марсе гигантскую котловину — пошли на пользу, в этой котловине можно поддерживать нормальную атмосферу.

Но вся эта колонизация — фантастична — потому как черт его знает, как потомки будут мастерить свои купола, выстраивать десятки станций по производству кислорода и разводить особо устойчивые лишайники.

Всевозможные энергоустановки, жилые модули, оранжереи, спускаемые аппараты — давались эскизно. Набросками. Читатель и так все поймет, потому как...

Логистические схемы, экономические расчеты, карты поселений и рудников — тем более шли по статье "энтузиазм".

Разрыв между техникой на улицах нынешних мегаполисов и будущими марсианскими поселениями — был слишком велик.

Оттого полноценное — вдумчиво-детализированное, где-то нудное, но и увлекательное в своих мелочах робинзонство — было невозможно.

"Было" — ключевое слово.

Потому как грамотный автор, собрав массу сведений, вообщем-то доступных в сети, представил нам "приближенный к документальному" текст.

Человека оставили на Марсе? Как, почему, из-за чего, и как он смог выжить хотя бы после ранения...

Робинзон хочет наладить тепличку? А вот расчет количества воды, калорий, вот описание удвоения почвы.

Использует электричество? Какие солнечные батареи, сколько весят, как можно переставлять.

Захотел человек на марсоходе в дальнюю поездку отправиться — ну тут просто курсы автолюбителей.

Хоть протокол пиши...

Робинзон очерчен скупо, я бы сказал, за него говорят лишь дела. Самокопанием человек занимается умеренно, экзистенцию не разводит. Сквозь его дневниковые записи проступает немного занудный, отчасти даже заурядный умник, которых в изобилии производит система высшего образования.

У этого конкретного умника бонус — руки растут из правильных мест.

Понятно, что скурпулезные описания скоро достанут читателя, он плюнет, заглянет в конец книжки, убедится, что все хорошо, и отложит её.

Потому вводятся дополнительные сюжетные линии.

Первая из них — то самое НАСА, те парни в потных рубашках, которые должны публично испытывать оргазм каждый раз, когда из космоса приходят хорошие новости. Тут автор показал изрядную долю скепсиса. НАСА — откровенно старая организация. Не возрастом, но периодом развития. Она перегружена обязательствами, добровольными ограничениями, необходимостью иметь 100% хороший имидж и чертовой кучей других проблем. Как итог — снижено время принятия решения, а всем прочим предпочитают абсолютно безрисковое и оттого неверное. Значительная часть сложных проблем просто ставит в тупик.

Вторая — экипаж, который забыл своего сотоварища на Марсе, а потом

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

передумал и вернулся за ним
. Там тоже все обходится без лишних самокопаний и бурь в стакане воды.

Плюс — фоновые отрывки из речей, документов и даже выступлений синоптиков.

Созерцать за мастером-путешественником интересно. А уж души выживальщиков и простых бойскаутов — точно должны быть довольны :)

Есть в нем что-то позитивистско-поступательное. Маленький шажок а развитии марсианской темы.

Но все-таки шажок маленький.

Потому 7/10


Статья написана 20 октября 2014 г. 02:11

Здесь мой рассказ "Справедливость..."

О войне, способах воскрешения солдат, и платы за это...

Содержание:

Мир фантастики 2014. На войне как на войне (сборник)

составитель Г.Панченко

АННОТАЦИЯ

Вадим Шарапов

В первый пар

Олег Дивов

Вундервафля

Олег Макаровский

За царя и волю

Михаил Логинов

Метель свободы

I. В степи за Волгой

II. 127 лет спустя

Федор Чешко

Вторая беда

Владимир Свержин

Создавая истину

Алексей Ивакин

Сбыча мечт

Станислав Бескаравайный

Справедливость

Майк Гелприн

Смерть на шестерых

Алекс Резников

Великий аншлюс 1938 года

Антон Тудаков

Сущность тьмы

Послесловие

Тот самый длинный день в году…


Статья написана 18 октября 2014 г. 00:05

Этот фильм очень достойно и абсолютно органично смотрелся бы в 80-е.

Стилистика взята оттуда "чуть более чем полностью". В очередной раз ограбили "Бегущего по лезвию бритвы" — резкий, неприятный для глаз свет, "информация" на улицах, грязь и заброшенность, сочетающаяся со значительным уровнем технологий. Снова дождь (хорошо хоть не весь фильм), снова полиэтиленовые накидки. Нарезка кадра, многие ракурсы...

Проблема в том, что ни полностью ограбить хороший фильм, ни развернуть что-то оригинальное — у создателей не вышло.

От слова "практически".

После вспышки на Солнце вымирает львиная доля человечества, оставшиеся прячутся в городах (над ними дирижабли с проводами, искусственный дождик и ночь длится дольше дня). Чтобы не одичать от недостатка рабочей силы, они создают роботов-андроидов, ограниченных двумя протоколами — не вредить и не самосовершенствоваться.

Сюжет:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

полицейский видит робота, который сам себя чинит. Гасит робота пулей, сдает на экспертизу. Там недоумевают — что за фигня, он частично доработан. Думают, что отличился человек "часовщик" — то есть просто анонимный умелец. Страховщику (Бандерас — удачная не героическая роль) приказывают найти и разобраться. А у того жена вот вот родит, он к морю хочет (хотя осталось ли еще море?). Берется. Легко находит другого некондиционного робота, который предпочитается себя поджарить, чем рассказать, кому он тащил ядерную батарейку.

Тут серьезно начинает беспокоиться начальство.

Страховщик притащил какой-то ученой частично сгоревшую "мозговую карту" робота, у той получилось перезапустить — и вот она вызывает его в лабораторию, показать, как новый робот быстренько себя приводит в порядок, да еще какие-то запчасти подворовывает.

Но про роботов-самочинок пронюхало местное ГБ и вот уже дан приказ — зачищать. Страховщика тоже — на всякий случай.

Ученую грохнули, а страховщик бежит в пустыню — вернее спасается бегством на машине, которую ведет тот самый робот-самочинок.

Ему вдогонку — пока еще мало понимая — команда из нервного полицейского и еще одного типа.

В пустыне дивная встреча — несколько роботов тянут куда-то страховщика, их нагоняет машинка с двумя полицейскими. Один начинает садистски убивать роботов и страховщик как-то невзначай подстреливает его из ракетницы, которой думал напугать роботов.

Второй полицейский возвращается в город.

Тут самый главный из конторы, похожий на американского сенатора в позднесоветском кинематографе, достает из-за пазухи коробочку. Дескать — это мозги робота, у которого не было тормозов. Он быстро развивался. Отключили. И чтобы у меня на столе лежали мозги всех роботов, которые замешаны в истории (человеческие можно просто продырявить).

Команда зачистки прихватывает начальника страховщика (всегда нужен крайний), а потом в пустыню подгоняют и жену страховщика с дочкой. Они ведь для возможного шантажа они лучше, чем страховочный начальник. Тому это не нравится, он хватается за оружие (старик), и его подстреливают. Не добивают, бросают помирать.

Страховщика роботы дотягивают до точки "Х", но там нет никакого "часовщика", а только робот-самородок, первый из внезапно осознавших себя андроидов. Они немного трепятся о жизни и смерти, страховщик отдает ядерную батарейку, а роботы собирают представителя новой формы жизни — паучка/таракана с метр длиной, в полметра высотой. Под утро вообще дают страховщику машину — вали домой. А мы, дескать, перейдем через каньон, там радиация, что с биологическими формами жизни не надо будет пересекаться... (а где они запчасти возьмут???).

Страховщик едет домой, но в пути видит умирающего начальника — возвращается. А на точку "Х" как раз прибыла команда зачистки.

После финальной битвы инвалидов "паучок" валит в радиоактивную пустыню, а вусмерть уставшего и раненого страховщика жена везет к морю (или он просто помирает).

Что реально плохо в этом сюжете с точки зрения фантастики?

Философский и биологический конфликт не просто проецируется на уровень межличностных отношений — решение на этом уровне пытаются выдать за единственно возможное и правильное. То есть главные герои не решают "как наладить мир на 1000000 лет", не пытаются понять, что будет завтра, если в городе осознает себя еще один робот — ни малейшей рефлексии у положительных персонажей по этому поводу. Только у отрицательных. Отец ребенка не рассуждает, каково будет его дочери не просто в угнетающе-технологическом мире, а в мире роботов?

А ведь в городе, который так фатально зависим от роботов — должны быть устойчивые страхи, мифы, байки, сюжеты судебных заседаний, в которых бы отражался страх перед тем, что роботы все-таки выйдут из-под контроля.

Для меня подход к вопросу положительных персонажей ассоциируется — во многом неправильно — с "европейскими левыми интеллектуалами 60-х".

Когда моралитические рассуждения начинают становиться не просто первичными — они становятся единственными, при том, что все заботливо обозначают свою политическую позицию ритуальными ничего уже не означающими фразами. Личность не просто заслонила собой все. Личность-здесь-и-сейчас стала всем.

В остальном — это вторичный фильм с темпоритмом, эстетикой, проблемами и даже размерами "процессоров" — строго из 80-х. Я бы не удивился, окажись, что создатели использовали старые дизайнерские наработки, которые не прошли "кастинг" в американских студиях лет двадцать назад.

Этот дизайн еще "ограничено годен" — в том смысле, что какое-то положительное впечатление, впечатление инаковости — он производит. Хотя, конечно, робот для сексуальных целей производит скорее впечатление ведроида :)

Попытка сыграть одновременно на двух досках — киберпанка и постапокалипсиса — не получилась.

Единственным оригинальным решением в фильме стал наголо стриженый Бандерас.

А может и не оригинальным.

Смотреть лучше ярым фанатам "Бегущего по лезвию...", которым хочется увидеть дизайнерские разработки, живущие собственной жизнью.


Статья написана 14 октября 2014 г. 00:56

" rel="nofollow" target="_blank">

1. Да, оформление сюжета про сингулярность старовато, потому как уже сейчас ясно, что компьютерные сети более подходящая среда для возникновения разума, чем отдельный ПК в черепушке андроида. Так что "бунт роботов" это все-такие отыгранный мотив. Но может выйти очень неплохая история...;

2. Переводчики...


Статья написана 11 октября 2014 г. 23:37

"Когда мы были пацанами" — это явный и самый что ни на есть выпирающий лозунг данного романа.

Причем совершенно неважно — нынешние читатели вспоминают себя четырнадцатилетних, впервые уронивших челюсти от прочтения еще только рассказов о ведьмаке, или люди в преклонных годах, впервые прочитавшие опусы уже вполне зрелыми мужами, понимают, как веселились они много лет назад...

Сапковский железными сапогами бьет по двум болевым точкам:

— ностальгия о персонажах. Возвращается куча старых героев, у них снова дела, они снова живы;

— "взрослое мальчишество", то есть именно мальчишество (не ухарство, не удаль, не жажда приключений, не тяга странствий, не стремление к подвигу), но там так много моментов 16+, что приходится сочинять гибридный термин.

Тут последнее дело писать спойлеры о сюжете — прихотливая, многослойная интрига, чем-то напоминающая "Карты, деньги, два ствола".

Куда интереснее посмотреть, как автор вынуждено меняет мир.

Начинался ведьмачий цикл в довольно диких и откровенно средневековых краях. Потом, по мере раскручивания маховика интриги, автор добавлял в окружение Геральда и Цири все больше элементов эпохи Возрождения и даже Нового времени. Дело даже не в отдельных шуточках про молнию и Франклина. Возникли большие государственные структуры, организации разведок, характерных уже для 17-18-го века, политика приобрела откровенно современный оттенок, выползло понятие "террора". Приперлась латынь в своих закатных формах — когда дипломаты лишь пару латинских фраз добавляют для понтов. Возникли довольно сложные интерфейсы (королевский кабинет с картами). А уж намеки на тоталитаризм и его последствия — ну прям из учебников истории прошлого века.

Если же брать длительные генетические проекты или взаимодействие с эльфийскими мирами — дело вообще запахло научной революцией.

Когда Геральд карабкался по лестнице сюжета, вляпываясь во все более цивилизованные политические интриги (головы, стало быть, откручивают еще подлей), усложнение мира было понятно.

Но вот он "в прошлом".

Какая-то периферическая задница, виноват, захолустье.

Какой-то ублюдочный король и карликовое королевство.

Все должно быть проще. Архаичнее.

Вот кольт, вот стрелок, вот мерзавец/чудовище. Вместо стрелка и кольта у нас ведьмак. Роковые красотки прилагаются. Пара финтов сюжета, как обычно и бывает в таких королевствах. Уровень сложности — типа сказочек братьев Гримм.

Но читатели уже познакомились с масштабом интриг "имперской разведки". Все может оказаться слишком скучным...

Потому возникают лаборатории магов, которые отдают уже 19-м веком как минимум.

Тут и преступность, организованная так, что профессор Мориарти пойдет решать дифуры.

Тут и транспортная система, которая вообщем-то приближается к каминам в министерстве магии (Поттер).

Возникает противоречие — если у вас так все было круто, куда все это добро делось ко временам "Крещения огнем"?

И получается будто смотришь на картинку Эшера

Но когда читаешь — мало обращаешь внимания на такие подробности. Сюжет несется, как электричка под откос. Бах, трах (в обоих смыслах), тарарах. О, и ты здесь, — хочется сказать очередному герою.

Итог: если бы А. Сапковский хотел развивать мир своих произведений — ему бы пришлось изряднейшим образом попотеть, сопрягая анахронизмы. Да и самого Геральда пришлось бы сдвигать на периферию сюжета, потому как все явственнее прорисовываются силы, для которых ведьмак все-таки пешка, и никакой доблестью тут дела не поправишь. Но я так подозреваю, А. Сапковскому глубоко фиолетова внутренняя непротиворечивость мира. Важнее неувядающее мальчишество персонажей.

Для поклонников цикла — читать всенепременно.

Хотя, все кто хотел, уже прочли :)))





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх